бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика Китая

Экономика Китая

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЛАДИМИРСКИЙ ИНСТИТУТ БИЗНЕСА

Контрольная работа

по курсу «Мировая экономика»

тема: «Экономические реформы в Китае: особенности, механизмы, факторы

успеха»

Выполнил: студент 4 курса заочного отделения группы ЭФВ 421 Висленёв

Ю.В.

Принял:

Владимир 2001

Китай: опыт реформирования экономики.

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические

преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия.

Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших

государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг

впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно,

что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии.

Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи.

Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает

большой территорией является крупнейшей страной по численности населения;

занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-

Тихоокеанском регионе (АТР).

Столица – Пекин.

Площадь – 9 600 000 кв.км.

Население – 1,17 млрд. человек (1992г.)

ВНП на душу населения – 370 долл. (1990г.)

Среднегодовой темп роста населения – 1,5% (1965 – 1988 гг.)

Среднегодовой темп роста ВНП на душу населения – 5,5% (1980 – 1990гг.)

Доля сельскохозяйственного производства в ВНП – 27% (1990г.)

Уровень младенческой смертности (на 1000 родившихся) – 34 (1992г.)

Ежедневное потребление калорий на душу населения – 2632 (1988г.)

Уровень охвата начальным образованием – 83% (1990г.)

Уровень неграмотности (среди лиц старше 15 лет) – 31% (1985г.)

Индекс развития человека – 0.61 (средний) (1990г.)

Китайская Народная Республика находится на третьем месте в мире по

размерам территории (после России и Канады). Однако большую часть страны

(2/3) занимают горы и полупустыни, так что для сельскохозяйственной

обработки пригодны лишь 1/10 часть земель. 90% населения сосредоточено на

1/6 части ее территории. Китай — крупнейшая в мире страна по численности

населения. В 1992 г. население достигло 1,17 млрд. чел., при ежегодном его

приросте в 15 млн.чел. Общие темпы прироста населения сократились почти на

40%, с 2,3% до 1,2% в период с 1973 по 1988 гг., однако в последние годы

отмечается тенденция к их росту. Правительство Китая призывает к

ограничению размера семьи тремя человеками и разработало систему стимулов

для сокращения числа детей в семьях до 1 или 2. При ситуации, когда в семье

имеется лишь один ребенок, будет возможным достижение практически нулевых

темпов роста населения к 2000 г.; плановые органы КНР оценивают численность

населения к этому времени в 1,3 млрд. чел.

Китай располагает значительными месторождениями каменного угля,

железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных

ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутренний рынок. Главное же заключается

в том, что в стране обеспечена социально-политическая стабильность, а

партийные и государственные руководители Китая проявляют политическую волю

к проведению реформ.

Когда в 1949 г. была провозглашена Китайская Народная Республика, в

стране царила разруха в результате десятилетиями длившихся военных действий

и инфляции. В числе неотложных задач, стоявших перед правительством, были:

консолидация власти, восстановление общественного порядка и решение

проблемы массовой безработицы и голода.

К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. китайское

руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели

систему центрального планирования в СССР. В первом пятилетнем плане были

сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор

сделан на быстрое создание тяжелой промышленности, особенно оборонной.

Большая часть оборудования импортировалась из Советского Союза и

монтировалась с помощью советских специалистов.

Начиная с 1957 г. страна развивалась довольно высокими темпами (5,7%

годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и

природные бедствия не позволили ей достичь более высокого уровня

экономического развития. Осуществление политики "большого скачка"

(1958—1960 гг.), включавшей коллективизацию сельского хозяйства, отмену

стимулирования труда заработной платой, сооружение примитивных

сталеплавильных домен и подавление частной инициативы, ввергло Китай в

начале 60-х годов в депрессию. Ситуация осложнилась еще более с уходом из

страны в августе I960 г. советских специалистов и прекращением помощи

вследствие ухудшения советско-китайских отношений. В ответ на это Пекин

принял стратегию "опоры на собственные силы" и увеличил инвестиции в

сельское хозяйство. За непродолжительным периодом экономического роста

последовала "культурная революция" (1966—1976 гг.), вновь разрушившая

экономику страны, приведшая к идеологизации экономического планирования,

свертыванию внешней торговли и практически закрывшая доступ к получению

образования.

Радикальные экономические преобразования в Китае начались в конце 70-х

годов с аграрного сектора экономики. Массовый перевод крестьянства на

семейный подряд привел не только к существенному росту объемов производимой

в стране сельскохозяйственной продукции, но и дал заметный толчок (эффект

мультипликатора) реформированию в промышленности и, строительстве, на

транспорте и т.д.

Итогом первых этапов преобразований стало создание более благоприятных

условий для функционирования многообразных по формам собственности типов

хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населения, проведения

политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры.

Сфера директивного планирования в КНР была существенно сокращена, но вовсе

не ликвидирована, как это произошло в России. Партийное руководство на

предприятиях было упразднено.

Одновременно государственные предприятия получили значительные права в

области планирования производства, ценообразования, выбора потребителей

своей продукции и поставщиков материально-технических ресурсов, создания и

использования собственных финансовых средств, распоряжения частью валютной

выручки, материального стимулирования работников, кооперации с другими

предприятиями и организациями. Например, доля прибыли, оставляемой в

распоряжении предприятия, существенно возросла. Расширение экономической

самостоятельности предприятий сопровождается и ростом ответственности за

результаты работы. В частности, предусмотрены жесткий контроль и

административно-финансовые санкции за нарушения договорных обязательств

между самими предприятиями, предприятиями и вышестоящими организациями.)

Мультипликатор - (в переводе с лат. - умножаю, увеличиваю) - коэффициент

показывающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект

мультипликатора состоит в том, что инвестиции, осуществляемые

правительством или фирмами, благоприятно сказываются на динамике

национального дохода, занятости и потребления. Механизм действия

мультипликатора следующий: отрасли, получившие первоначальный толчок,

способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и смежных

производствах. Это, в свою очередь, приводит к росту занятости и повышению

спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в

отраслях, производящих предметы потребления. Инвестиции, помещенные в

индустрию, занимающуюся, например, строительством жилых домов и объектов

социально-культурного назначения, дают толчок для расширения производства в

лесной, деревообрабатывающей, стекольной промышленности, промышленности

строительных материалов. Начинается увеличение выпуска металлоконструкций,

сантехнического оборудования и т.д. Люди, получив квартиры, как правило,

стремятся обновить мебель, приобрести новую электробытовую технику и многое

другое. Таким образом, под влиянием инвестиций возникает цепная реакция

между отраслями. Существует точка зрения, что процветание Америки началось

не с автомобиля, как принято думать, а именно с приобретения собственного

дома. Политическая и экономическая стабилизация Чили в конце 70-х - начале

80-х годов началась с реализации жилищной программы.

Политика «открытых дверей» - государственная политика, направленная на

создание в стране благоприятных условий для привлечения иностранного

капитала. Директивное народнохозяйственное планирование - способ управления

экономикой с помощью планов экономического и социального развития.

Утверждаемые высшими органами власти планы являются обязательными для всех

исполнителей. В странах с развитой рыночной экономикой активно используется

индикативное планирование. Это способ воздействия государства на

производство при помощи самых различных экономических рычагов. Ими могут

быть государственные инвестиции, государственное потребление, финансовая,

налоговая, амортизационная политика и т.д. Особенность индикативного

планирования, главное его отличие от директивного состоит в том, что оно

носит рекомендательный характер.

В 1975 г. Премьер-министр Чжоу Эн Лай выдвинул новую экономическую

программу, в результате осуществления которой к 2000 г. Китай должен был

занять место в ряду ведущих экономических держав мира. Эта Программа

Четырех Модернизаций была нацелена на быстрое ускорение темпов роста в

сельском хозяйстве, промышленности, активизацию научно-технических

исследований и укрепление национальной обороноспособности. События 1976 г.

— смерть Мао ЦзеДуна, арест Банды четырех и постепенное формирование нового

правительства под руководством Дэн Сяопина и Хуа Гофена — привели к резкому

уменьшению роли идеологии в китайской политике. Тем самым были подготовлены

условия для более прагматического взгляда на политические и экономические

проблемы страны.

Переход Китая к осуществлению Программы Четырех Модернизаций был

подтвержден в 1978 г. пятой Сессией Всекитайского собрания народных

представителей и принятием десятилетнего плана развития, в котором основной

упор делался на крупномасштабный импорт комплектного оборудования для

заводов и технологии с Запада. К концу 1978 г. Китай подписал с зарубежными

партнерами торговые контракты на общую сумму 7 млрд. долл.

Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о

неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и

политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных

доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления

и повышения производительности.

В августе 1980 г. была принята противоречивая программа реформ,

нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу

смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствования. Эта

программа нашла отражение в принятом тогда же шестом пятилетнем плане

экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались:

осуществление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду

земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в

несельскохозяйственной деятельности; право предприятий на самоуправление;

развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени

предприятий, не находящихся в государственной собственности, и, наконец,

развитие прямых контактов между китайскими и зарубежными торговыми

компаниями.

Структурные преобразования в экономике Китая последних лет явились

непосредственным следствием проводимых с конца 70-х годов реформ. Важным

фактором этих преобразований и одной из составляющих реформы явилось

восстановление многоукладной экономики, основу которой представляют в

настоящее время четыре вида собственности: государственная, коллективная,

частная и индивидуальная.

Государственная собственность продолжает занимать лидирующее положение

по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности,

розничный товарооборот, численность занятых. В государственном секторе

сконцентрированы важнейшие средства производства ведущих отраслей

(промышленность, транспорт и связь, финансовые учреждения, госхозы в

сельском хозяйстве). Вместе с тем их доля в валовой промышленной продукции

страны за годы реформ сократилась с 78,9% в 1979 г. до 48,3% в 1986 г.

Государственные предприятия (крупные и средние), которых насчитывается 14

тыс., почти в половине случаев убыточны, а 1/3 их фактически банкроты.

Только за первое полугодие 1996 г. доходы госпредприятий упали на 85%, а

потери убыточных выросли почти на 50%. Около половины госпредприятий

удерживаются на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков: до

80% их оборотного капитала формируется непосредственно за счет банковских

кредитов. Реформа государственных предприятий остается крайне важным блоком

экономической политики.

Предприятия, находящиеся в коллективной собственности, доля которых в

валовой промышленной продукции выросла к 1996 г. до 38,2%, приобретают все

большую самостоятельность. В настоящее время коллективным сектором охвачена

почти вся сельская местность и большая часть городов. К концу 90-х годов

коллективные предприятия во всех отраслях составили 75% общего числа

предприятий, обеспечивая 29% промышленной продукции и более 36% розничного

товарооборота и услуг. В ходе реформ сформировано три основные категории

коллективных предприятий: мелкие коллективные предприятия; крупные

коллективные предприятия с высокой степенью обобществления и численностью

занятых более 1 тыс. чел.; производственно-кооперативные группы.

К частным предприятиям, согласно действующему законодательству,

относятся хозяйства с числом наемных работников более 7—8 чел. К концу 80-х

годов их насчитывалось около 280 тыс., что обеспечивало 35% доходной части

государственного бюджета. Однако юридическая основа деятельности

предприятий данного вида еще недостаточно развита.

Сфера индивидуального предпринимательства, основанного на труде

собственника и членов его семьи, распространена преимущественно в таких

областях, как бытовое обслуживание населения; строительство; культура;

операции с недвижимостью;

розничная торговля. Количество индивидуальных предприятий к концу 80-х

годов составило 13,7 млн, в том числе более 70% — в сельской местности,

примерно 16% — в розничной торговле, 87% — в сфере услуг. Удельный вес

индивидуальных и частных предприятий и предприятий с участием иностранного

капитала в 1997 г. составил 13,5%.

Особо значительны процессы, происходившие в коллективном секторе

китайской деревни. В основу сельскохозяйственной реформы, наиболее

динамичной и начавшейся сразу после пленума 1978 г., была положена система

подворного подряда, прямо увязывающая доходы крестьянского двора с объемом

произведенной им продукции. Уже к концу 1984 г. 99% производственных

бригад, сформированных на основе дореформенных коммун и выступающих прежде

всего в роли посредника между государством и крестьянским двором, и 99,6%

крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за

производство. Производительность труда в крестьянских хозяйствах резко

выросла прежде всего за счет усиления частной заинтересованности крестьян в

результатах производственной деятельности.

Переход к системе подворного подряда и прямым рыночным закупкам

кардинально изменил ситуацию в деревне и способствовал быстрому росту

производства сельскохозяйственной продукции. Современная ситуация в

сельском хозяйстве КНР была охарактеризована как «аграрное чудо». В

преддверии Всемирной конференции Продовольственной и сельскохозяйственной

организации ООН в ноябре 1996 г. КНР добилась решения в основном

продовольственной проблемы, причем в весьма неблагоприятной природной и

демографической обстановке: при сосредоточении на территории Китая 1/5

населения мира там используется лишь 7% пахотных земель планеты.

Физический объем национального дохода, созданного в сельском хозяйстве

КНР (без учета промышленности в деревне), за период 1971-1980 гг. вырос на

24%, а в 1981-1990 гг. почти на 55% (при соответствующем росте численности

занятых на 9% и 6%). Уже за первые 5 лет реформы на треть вырос сбор

продовольственных культур и более чем вдвое доходы крестьян. Тем не менее

проблема обеспечения населения продовольствием существует и сейчас. Даже

при рекордном для Китая производстве зерна в 1996 г. (480 млн т, что больше

уровня 1995 г. на 15 млн т) страна нуждается в импорте 7 млн т этой

культуры. Серьезной проблемой остается и слабая материально-техническая

база сельского хозяйства. Показатели производительности труда в сельском

хозяйстве в 12 раз ниже аналогичных показателей в США. Кроме того,

качественных преобразований требует структура сельского хозяйства.

Оптимизация внутренней структуры агропромышленного комплекса предполагает

повышение доли продукции животноводства, технических культур в его

совокупном продукте, а также развитие перерабатывающих отраслей

инфраструктуры. Сохраняющееся нерациональное соотношение между различными

отраслями сельскохозяйственного комплекса, в котором 47% составляет

растениеводство, 17,4% — животноводство, 29,8% — подсобные промыслы, 3,1% —

рыбное хозяйство, 2,5% — лесное хозяйство, требует перехода к интенсивным

методам производства.

Реформа промышленности, которая почти полностью сосредоточена в КНР в

крупных городах, была начата значительно позднее (фактически после

завершения реформы в деревне). Вообще в соответствии с принятой в КНР

классификацией отраслей приложения труда промышленность относится к

вторичному сектору экономики. Важнейшим толчком для городской реформы

послужила необходимость удовлетворения насущных потребностей аграрной

реформы. Город должен был обеспечить создание условий для свободной

реализации сельскими производителями излишков продукции и формирования

промышленного сектора по производству продукции для товарообмена с сельским

населением. Система управления промышленностью, подлежащая реформированию,

сложилась в начале 50-х годов и имела своим прототипом соответствующую

советскую систему.

В период 1979—1983 гг. в КНР был проведен большой эксперимент по

проверке жизнеспособности и эффективности новых методов управления

промышленностью. В результате проведения эксперимента, направленного прежде

всего на расширение хозяйственной самостоятельности промышленных

предприятий, и последующего закрепления его результатов была создана

благоприятная почва для формирования в промышленности многообразной системы

экономической ответственности. В результате повысилась степень

самостоятельности предприятий государственного сектора, дальнейшее развитие

и укрепление получили новые формы промышленных предприятий. Большое

значение для успешного реформирования промышленности имело создание новой

налоговой системы для промышленных предприятий и ее дальнейшее

совершенствование. Таким образом, к середине 80-х годов китайским

реформаторам удалось создать из сельского хозяйства и национальной

промышленности цельный экономический механизм с чрезвычайно сложной и

запутанной структурой.

В промышленном производстве возросла роль легкой промышленности. За

десятилетие 1981—1991 гг. ее доля в приросте валовой продукции

промышленности составила 55—57%, в то время как доля тяжелой промышленности

— 43—45%.

Главными отраслями обрабатывающего комплекса тяжелой промышленности КНР

являются машиностроение и металлообработка. В машиностроении, одной из

наиболее динамично развивающихся отраслей, прирост в 80 — начале 90-х годов

составлял 10%. Однако ассортимент продукции данной отрасли не достигает

мирового уровня и достаточно ограничен по сравнению с развитыми странами.

На втором месте по объему производства стоит текстильная промышленность,

дающая 15,5% объема промышленного производства. В 1997 г. выпуск тканей

составил более 23 млрд м2. Быстрыми темпами развивается электронная

промышленность. Выпуск продукции в этой отрасли за период 1982-1990 гг.

увеличился в 6 раз, и доля электроники составила 5%, что не намного ниже

аналогичного показателя Японии — прежде всего за счет увеличения

производства бытовой техники.

Осуществление реформ принесло значительный успех. В 80-е годы

национальный доход, сельскохозяйственное и промышленное производство

ежегодно увеличивались на 10%. Вдвое вырос реальный доход на душу населения

крестьян, доход горожан возрос на 43%. Китай добился самообеспечения

зерновыми культурами, активно шло развитие сельской промышленности (ее доля

в сельскохозяйственной продукции составляла 23%) и она поглощала избыточные

трудовые ресурсы в сельской местности. Реформы в промышленности привели к

диверсификации продукции и расширению в торговле ассортимента

потребительских товаров. Руководство страны продемонстрировало способность

адекватно реагировать на изменяющуюся экономическую обстановку у и

принимать в соответствий; со сложившейся ситуацией необходимые фискальные

и административные меры. В результате, те политических преобразований и

сочетания центрального директивного руководства с местной

предпринимательской инициативой возникла экономика гибридного типа, которую

китайцы именуют социалистической товарной системой, испытывающей

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.