бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика АПК

Высокие темны роста наблюдались в других провинциях Китая со

значительно меньшей долей участия иностранного капитала. Правительством

Китая были созданы соответствующие политические и экономические условия для

бывших китайских граждан с крупными капиталами, проживающими за рубежом,

для стимулирования иностранных инвестиций в экономику страны.

Важным преимуществом Китая является наличие богатых капиталистических

традиций, насчитывающих тысячелетнюю историю – задолго до Промышленной

революции в Европе.

Дэн Сяопин на XIV съезде КПК провозгласил, что “быть богатым совсем

неплохо”, подталкивая правящую Коммунистическую партию и бюрократию к

ускорению реформы в государственных отраслях промышленности, торопит

открыть Китай всему миру.

Можно отнести к экономическим предпосылкам реформ в Китае и такой

фактор, как простое немеханизированное сельское хозяйство, использующее в

основном ручной труд. Это дает большие возможности для реформирования

мелкого аграрного сектора со всеми вытекающими отсюда преимуществами в

быстром росте числа индивидуальных крестьянских хозяйств, уровня дохода и

выручки от экспорта сельскохозяйственной продукции. и еще один весомый

фактор – Коммунистическая партия Китая. В результате последовательного

курса экономических реформ и их эффективности китайское руководство

получило кредит доверия на проведение экономических реформ за счет

укрепления социальной стабильности в Китае, причиной которой явилось

крушение коммунизма в странах Восточной Европы и России и ухудшение

экономических показателей этих стран в период проведения реформ сразу после

свержения коммунистического правления.

1990-1991 годы китайцы прекрасно понимали, что руководство страны в

1980-х годах добилось значительных успехов по сравнению с другими странами

и были благодарны ему за это, несмотря на его авторитарный политический

характер. Большинство населения Китая осознало, что реформы в экономике –

это единственный путь возрождения экономики и повышения жизненного уровня

народа. Экономическая политика правительства завоевала популярность,

поскольку отвечает чаяниям народа.

В октябре 1992 года Дэн Сяопин призвал пойти на новые меры,

отличающиеся от практиковавшихся на протяжении “минувшего десятилетия”, не

“бояться капитализма”, “не опасаться, что он подомнет под себя социализм в

Китае”, при том условии, что “социализм с китайской спецификой будет

доминировать”. Новая стратегия Коммунистической партии Китая – стремление

завоевать поддержку населения, давая людям возможность зарабатывать,

становиться богаче, создавая такие условия в рамках данной системы, чтобы

человек не испытывал желания бросить ей вызов.

К особо важным и не исследованным проблемам теории экономических

реформ относится вопрос определения эффективной технологии их осуществления

и научной разработки соответствующей ей документации, в которой укрупненно

был записан весь процесс реформирования, указаны основные виды работ,

представлена совокупность способов и средств достижения поставленных целей,

в том числе система мер, обеспечивающих практическую реализацию принятой

технологии экономической реформы.

Началом реформирования экономики в Китае явились экономические реформы

в сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство.

Отходя от системы коммун, с 1979 года начались экономические

преобразования в сельскохозяйственном секторе. Суть этих реформ состояла по

существу в приватизации земли. Отдельные крестьяне и крестьянские семьи

получили длительные контракты на пользование землей. Право владения землей

стало наследуемым. После выполнения обязательных поставок государству

коллективным хозяйствам было разрешено оставшуюся часть продукции продавать

на свободном рынке. Изменилась роль государства как центрального

планирующего и руководящего органа. Теперь крестьянин сам решал, что и

сколько производить при условии выполнения контрактных обязательств. По

оценкам Всемирного банка, за 10 лет чистый душевой доход крестьян с

поправкой на инфляцию вырос на 260%, в валовая продукция сельского

хозяйства за этот период удвоилась. Возросло производство зерна, несмотря

на 10-процентно сокращение посевных площадей. Количество кооперативов и

частных предприятий увеличилось на 1162,25%и достигло 18686 тыс. Занятость

в частном секторе сельскохозяйственной экономики возросла на 222% и

составила 98 млн. человек. К 1984 году основная проблема снабжения

продуктами питания была решена. Выпуск продуктов питания возрастал на 6,9%

в год, производство зерновых – на 7,4%. Стимулирующая роль государства

состояла в том, что оно платило фиксированные цены за норму выпуска, а за

выработку сверхнормативной сельскохозяйственной продукции гарантировало

более высокие цены. При этом закупочные цены в сельскохозяйственном

производстве постоянно повышались. Открытая дорога фермерству – аренда

земли, а также право договариваться о ценах на произведенную продукцию –

все это обеспечило и более высокие урожаи, и доходы крестьян. Сегодня Китай

уже способен сам прокормить себя хлебом новые стимулы побуждают крестьян

добиваться больших в сфере животноводства, птицеводства.

Реформы привели к развитию промышленности на селе. В прошедшем

десятилетии там возникло около 80 млн. рабочих мест. В этом процессе

проявились предпринимательские качества китайского крестьянина.

В 1978-1979 годах были созданы специальные экономические зоны

провинции Гаундун и Фуцзянь. Их достижения основываются на комбинации

относительно низкой заработной платы и большого трудолюбия местных жителей

с “ноу-хау” зарубежных китайцев, маркетингом, охватывающим весь мир, и

готовностью делать инвестиции. Кроме того, относительно низкие ставки

налогов в специальных экономических зонах, хороший климат для инвестиций и

тысячекратно подтвержденные успехи совместных предприятий, уже давно

привели к созданию в КНР совместных китайско-американских, канадских,

японских, австралийских и немецких предприятий.

Законодательством КНР определены основные льготы для свободных

экономических зон. Они таковы:

ставка подоходного налога для всех видов предприятий с участием

иностранного капитала составляет 15% (в целом по стране 33%);

для предприятий, использующих передовую технологию и поставляющих более

70% своей продукции на экспорт, введены дополнительные льготы (например,

снижение ставки подоходного налога на 10%, удлинение срока освобождения от

уплаты подоходного налога);

для крупных предприятий с объемом иностранных инвестиций свыше 5 млн.

долларов, а также имеющих длительный период оборота капитала, подоходный

налог снижается или допускается полное освобождение от налогов на

определенный срок;

иностранные предприниматели, инвестирующие свою прибыль с СЭЗ более чем на

пять лет, не платят с нее подоходный налог;

производственные предприятия, учрежденные на срок не менее десяти лет,

освобождаются от налогов в первые два года прибыльной работы, а в

последующие три года выплачивают их в половинном размере;

предприятия, созданные в сфере услуг на срок не менее десяти лет, не

платят налог в первый год с момента получения прибыли и вносят его в

половинном размере в последующие два года;

установлены льготные ставки арендной платы на землю;

предприятий СЭЗ полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при

ввозе необходимых для производственных нужд оборудования, сырья,

материалов, а также при вывозе готовой продукции на внешние рынки.

По нашему мнению, решающий вклад в ускорение экономического роста

Китая внесла стартовая структура его экономики – низкая доля в ВВП

промышленности и высокая доля сельского хозяйства. Именно с раздробления

крупных коллективных хозяйств на более мелкие, но более эффективные,

началось реформирование народного хозяйства Китая. Достигнутый благодаря

этому рост производительности имел колоссальные последствия. Крестьяне

разбогатели, стали преобразовывать сельскохозяйственную систему,

обеспечивавшую доселе только прожиточный минимум, торговать с городом и

создали огромный, ранее отсутствовавший внутренний рынок потребительских

товаров. Россия же игнорировала сельское хозяйство и такие связанные

вопросы, как собственность на землю, сельское образование, роль местных

органов власти и т.д. Между тем ее прежний широкий внутренний рынок

оказался разрушенным вследствие длительной инфляции, а также невыплат

заработной платы и пенсий.

Таблица .

Отраслевая структура экономики, в %

|Показатели |Китай |Россия |

| |1978 г. |1995 г. |1990 г. |1997 г. |

|ВВП всего, |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |

|в том числе: | | | | |

|сельское и лесное хозяйство |28,4 |20,6 |15,5 |6,8 |

|промышленность и строительство |48,6 |48,4 |44,3 |35,8 |

|сфера услуг |23,0 |31,1 |40,2 |57,4 |

|Все занятые, |100,0 |100,0 |100,0 |100,0 |

|в том числе: | | | | |

|сельское и лесное хозяйство |70,5 |52,9 |13,2 |14,4 |

|промышленность и строительство |17,4 |22,9 |42,3 |34,2 |

|сфера услуг |12,1 |24,1 |44,5 |51,4 |

В реальной действительности, вопреки широко распространенным

представлениям, удельный вес промышленности в ВВП Китая был и остается не

ниже, а даже выше, чем в России. Однако более низкий удельный вес

промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического

роста по сравнению с Китаем. Наоборот, российская экономика в эти годы

переживала глубокий спад производства. С другой стороны, более высокий

удельный вес промышленности в ВВП Китая не способствовал замедлению темпов

его роста по сравнению с Россией.

Промышленность

Следующей составляющей экономических реформ в Китае являются реформы в

промышленности. Они начались после реформ в сельском хозяйстве. Основой

экономических реформ в Китае было изменение взаимоотношений между

монополизированным и немонополизированным секторами, причем последний

развивался очень быстрыми темпами. Изменения в структуре промышленности

Китая произошли не потому, что государственный сектор был приватизирован, а

в силу того, что негосударственный сектор рос более быстрыми темпами.

Значительной приватизации монополизированной промышленности не было. Волны

малой приватизации касались в основном розничной торговли. В промышленности

частный сектор оставался небольшим: 56% промышленного выпуска принадлежало

государственному сектору, 36 – коллективному и 5% – частному.

В результате микроэкономических мер в промышленности к 1985 году

возникла смешанная экономика, или, как ее называют в Китае, “система-

двухпутка”, что означало два способа распределения ресурсов.

Административно-командная система, реализуемая через государственные планы,

стала сочетаться с рыночным распределением и ресурсов, и продукции. новый

хозяйственный механизм предоставил государственным предприятиям возможность

закупать, производить и продавать продукцию вне рамок плана. Доля

произведенной сверхплановой продукции резко возросла. После ослабления

контроля за ценами предприятия могли продавать сверхплановую продукцию на

открытом рынке по ценам на 20% выше установленных государством. Целью

проведения реформ в промышленности было ориентирование их на получение

прибыли и создание условий для того, чтобы заработал рынок. Относительные

цены претерпели резкий сдвиг в строну немонополизированного сектора. В

результате ценового сдвига правительство создало не только правовую, но и

реальную возможность развития потребительского производства.

Экономическое развитие Китая обеспечивается не гигантскими

государственными предприятиями, а мелким бизнесом. Основная роль при этом

принадлежит контрактным предприятиям.

Создание промышленных контрактных предприятий осуществляется следующим

образом. Во-первых, у предпринимателя должна быть идея относительно

бизнеса. Важно, чтобы на производимый товар не распространялся контроль

правительства за ценами, а материалы, из которых он изготовляется, не были

из ряда дефицитных. Затем, в районном банке берется заем около 2000

долларов. Затем, предприниматель заключает контракт в соответствии с

“отчислениями” в будущем и теми суммами, которые вкладываются в дело.

Глубоким заблуждением является то, что контрактные предприятия – это

небольшие и жилые артели. Скорее, наоборот: достаточно назвать компанию,

производящую персональные компьютеры и числовые процессоры в Пекине. На

предприятии заняты 3100 рабочих и инженеров. В 1995 году его торговый

оборот составил 425 млн. долларов. Основной фактор, привлекающий зарубежные

компании в Китай – это дешевая рабочая сила. Многие китайские

предприниматели готовы платить и больше, но, по словам президента одной из

компаний, “есть проблемы с неразумной китайской политикой взимания налогов

с доходов”, так как она лишает его возможности вознаградить своих рабочих

за хороший труд. Каждый юань, полученный сверх 800 юаней в месяц,

облагается налогом в 60%. Хозяйственный механизм, используемый при

реформировании экономики Китая, в монополизированном секторе состоял в

следующем:

спрос на промышленную продукцию госсектора оставался высоким, поскольку

вся экономика в целом стремительно развивалась;

чуть менее половины капитальных вложений в государственный сектор

“подчинялось” централизованному планированию;

в рамках “кредитного плана” предприятиям предоставлялись кредиты.

Сочетание быстрорастущего спроса и предоставления дешевых кредитов

привело к исключительно быстрому увеличению выпуска продукции

госпредприятиями.

Политика экономических реформ в Китае в значительной степени учитывала

региональный фактор и держала курс на региональную самообеспеченность.

Региональная политика реализуется посредством передачи под контроль

провинциальных, муниципальных и местных органов власти, выведя их из

подчинения центральным министерствам. За годы реформ децентрализация

управления усилилась, что способствовало дальнейшему упрочению

государственных властных структур на местах. Уже сейчас на долю

предприятий, управляемых администрациями, кооператорами, иностранными

инвесторами или частными лицами, приходится более половины промышленной

продукции Китая. Темпы роста производительности труда на таких предприятиях

вдвое выше, чем на государственных, и они в отличие от государственных

легко могут расширять производство, не прибегая к повышению цен.

Видимо, поэтому основной задачей экономических реформ сегодня является

самое сложное: как превратить находящиеся в государственном владении

отрасли тяжелой индустрии из “динозавров”, проедающих государственные

деньги, в коммерческий бизнес. Эти компании производят прежде всего

средства производства, а не потребления и поглощают до 35% капиталовложений

в год, превышая те 25%, которыми их ограничили еще 10 лет назад. Это будет

нелегко, так как 250 млн. городских китайцев связано в основном с

государственными предприятиями, причем получают от них не только зарплату,

но и жилье, медицинское обслуживание и пенсии.

Внешнеэкономическая деятельность.

Процесс экономического реформирования в Китае сопровождался

последовательными шагами по либерализации внешнеэкономической деятельности.

Размер фактически взимаемых импортных таможенных пошлин сократился с 17,7%

объема импорта в 1978 году до 2,5% в 1996 году. В отличие от этого в России

произошел переход от относительно либеральной внешнеторговой политики к

протекционизму. Доля импортных пошлин в общем объеме импорта возросла с

0,7% в 1992 году до 5,3% в 1997 году.

Таблица .

Внешнеэкономическая политика и ее результаты

|Показатели |Китай |Росия |

| |1978 г. |1996 г. |1992 г. |1997 г. |

|Импортные пошлины в % к импорту |17,7 |2,5 |0,7 |5,3 |

|Темпы прироста, % | | | | |

|Экспорта |2,3 |17,1 |-20,0 |0,5 |

|Импорта |2,8 |19,5 |-36,0 |3,8 |

|В % к ВВП | | | | |

|Экспорт |5,1 |17,1 |25,6 |27,7 |

|Импорт |6,3 |15,2 |36,7 |22,0 |

|Удельный вес машин и оборудования в |4,7 |21,1 |8,9 |8,1 |

|экспорте, % | | | | |

|Иностранные инвестиции, в % к ВВП |0,1 |5,1 |0,2 |0,9 |

Китай практически не использовал такой инструмент протекционистской

политики, как девальвация национальной валюты. Среднегодовые темпы снижения

валютного курса в 1979-1997 годах (8,3%) были достаточно умеренными. В

отличие от этого среднегодовые темпы снижения валютного курса в России

оказались почти в 12 раз выше.

К итогам проведения либеральной внешнеэкономической политики в Китае

следует отнести повышение годовых темпов прироста объемов внешней торговли

с 2-3% в 1978 году до 17-20% в 1996 году, а также увеличение удельных весов

экспорта и импорта в ВВП соответственно с 5 и 6% накануне реформ до 17 и

15% в 1996 году. Объем китайского экспорта за 19 лет возрос в 15,2 раза и

превысил 152 млрд. долларов, импорта – в 12,5 раза. Приток прямых

иностранных инвестиций в китайскую экономику возрос с 0,11% ВВП в 1978 году

до 5,08% в 1997 году. Активизация участия Китая в международном разделении

труда способствовала повышению темпов его экономического роста.

Усиление протекционизма в российской внешнеэкономической политике

привело к сокращению годовых темпов прироста экспорта и импорта

соответственно с 7 и 9% в 1993-1994 годах до 0,5 и 3,8% в 1997 году. В

результате экспортно-импортная квота (отношение экспорта и импорта к ВВП) в

1997 году (22-28%) оказались на уровне, весьма близком к показателям

дореформенного 1990 года (26-37%). В последние годы отмечен прирост прямых

иностранных инвестиций в экономику страны, однако их объемы даже в 1997

году остаются на порядок ниже иностранных инвестиций в экономику Китая.

Отсутствие заметного прогресса в процессе интеграции российской экономики в

мировую не оказало и существенного воздействия на повышение темпов ее

роста.

В апреле 1996 года в Китае было объявлено о новом снижении импортных

тарифов по 4994 наименованиям продукции – шаг, призванный облегчить

вступление страны в ВТО. Это позволит снизить средний уровень тарифов почти

на 13 процентных пунктов – до 23%. Однако некоторые ключевые направления,

как, например, автомобилестроение, остаются под строгим тарифным контролем.

Снижение тарифов в первую очередь касается сырья и высокотехнологичной

продукции, в которых очень нуждается китайская промышленность.

Китай продолжает активно привлекать иностранный капитал. За восьмую

пятилетку (1991-1995 годы) иностранные инвестиции в его экономику

увеличились в восемь раз, и к концу 1996 года достигли 164,2 млрд.

долларов. Одновременно постоянно увеличивается размер внешних

заимствований. Ежегодный объем иностранного капитала, получаемого Китаем в

виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд. долларов в 1993 году до 17,5 млрд.

в 1995 году.

Подведем некоторые итоги.

В Китае не ставится задача изменения общественной системы,

реформа направлена на устранение ее недостатков. За время ее

реализации валовая продукция сельского хозяйства увеличилась более

чем вдвое, а объем промышленной продукции, выпускаемой

сельхозпредприятиями, – в 23 раза. Главная причина ее высокой

эффективности – правильный выбор концептуальной несущей платформы,

учитывающей особенности этой страны.

По поводу направления реформы, необходимость которой не вызывала

споров, существовали разные мнения. Решали посредством расчетов и

проверки вариантов. Особенно и то, что реформа, рассчитанная на

длительный срок, обеспечивающий возможность организации и проведения

предварительных производственных проверок, не форсируется: от начала

экспериментальной проверки систем или их отдельных элементов иногда

проходит от 3 до 7 лет. Но особое место занимает порядок решения

земельного вопроса. В Китае право собственности на землю отделено

от права ее использования. Земельные ресурсы остаются общим

достоянием, ассоциированным собственником которого является живущий

в настоящее время народ, который представляет государство. Это

позволило стране включить землю в рыночные отношения, но объектом

купли-продажи является здесь не право собственности, а право

пользования. Реализуется этот принцип через аренду, условия

которой обеспечивают как единоличным, так и коллективным арендаторам

полную хозяйственную свободу и право собственности на результаты

труда.

Аренда выступает в данном случае тонким инструментом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.