бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экономика АПК

возврат своих земель могут претендовать до 500 тыс. человек, однако только

2-3% изъявляют желание перейти к самостоятельному хозяйствованию.

Действующее законодательство предусматривает создание в Чехии

свободного рынка земель, однако неразработанность кадастровых и других

методических основ оценки земли как товара сдерживает формирование

необходимой для земельного рынка законодательной базы.

Основным содержанием земельной реформы является преобразование ЕСХК в

новых собственников земли и имущества при восстановлении экономических и

правовых основ реализации частной собственности. Уже в 1993 г. 95% прежних

ЕСХК Чехии были значительно разукрупнены и преобразованы в добровольные

кооперативы частных земельных собственников с их правом свободно вступать и

свободно выходить из кооператива со своим земельным и имущественным паем.

Средний размер обрабатываемой земли в новых кооперативах сократился до 1,9

тыс. га на одно хозяйство.

Значительно медленнее идет процесс приватизации земли в госхозах,

причем осуществляется он через акционирование. Основная масса бывших

госхозов в Чехии была представлена к приватизации лишь в 1994 г., причем

80% их имущества, включая землю, сдано в аренду. Усложняет процесс

приватизации госхозов реституция земли, поскольку именно на их имущество

приходится основная часть реституционных заявок граждан. Сложность

осуществления реституции затягивает процесс приватизации в бывших госхозах

и отрицательно сказывается на производственных показателях.

Основной формой частного землевладения и коллективного

землепользования в Чехии стали новые производственные кооперативы. На долю

индивидуального частного сектора в 1994 г. в Чехии приходилось 6%

обрабатываемой земли. В Словакии процессы разгосударствления в аграрном

секторе оказались временно заблокированными, так как на данном этапе

реформы взят курс на сохранение преимущественно коллективной формы

земельной собственности и сдачу земли в аренду. Однако в настоящее время и

здесь поставлен на повестку дня вопрос о широкомасштабной приватизации

земли на основе принципов, уже применяемых в Чехии.

В Польше право частной земельной собственности и земельный рынок имеют

необходимое правовое закрепление, причем аграрная политика ориентирует на

поддержку крупных землепользователей, высокотоварных крестьянских хозяйств.

Таких хозяйств, площадью в 40 и более гектаров, в стране около 25%, и они

дают не менее половины товарной продукции отрасли, а в дальнейшем

предполагается получать от них до 80-85% от общего объема реализации. В

ограниченном по масштабам государственном секторе идут процессы коренной

реорганизации: бывшие госхозы подвергаются расформированию, земли сдаются в

аренду, продаются. В 1994 г. в стране было расформировано более 1,4 тыс.

госхозов. Однако процесс перехода в частные руки происходит медленно в

связи с отсутствием спроса и необходимого капитала для покупки земли даже

по “бросовым” ценам.

При доминирующей роли по всем основным показателям частного

крестьянского сектора в Польше земельные преобразования в том виде, в

котором они осуществляются в большинстве других стран Восточной Европы, как

видно, ограничиваются узким сектором госхозов и отчасти СХПК. Основной

акцент поэтому делался на создание условий для развития землеоборота в его

рыночных формах. Еще во второй половине 1990 г. были приняты изменения к

закону о земельном хозяйстве и изъятии сельскохозяйственной недвижимости,

согласно которым земля становится товаром, подлежащим (через систему

аукционов) свободной купле-продаже для всех польских граждан, а при

соблюдении определенных условий — и для иностранцев. При этом

государственное регулирование рынка земли исключает спекуляцию землей и

другие злоупотребления в земельных отношениях, тем более что во многих

районах страны спрос на землю вообще крайне низок.

Земельные отношения в Югославии нацелены на снятие ограничений по

размерам землевладения, сдерживающих развитие высокотоварного крестьянского

сектора. В поправке к ст. 50 Конституции отмечалось, что система земельного

максимума отменяется, и все граждане (не только занятые в сельском

хозяйстве) могут свободно покупать, владеть и наследовать землю, что

открывает путь к созданию крупных частных предприятий в сельском хозяйстве,

более эффективных и менее капиталоемких для государства. Опасения о

возникновении латифундий оказались при этом несостоятельными, поскольку

производители ориентируются на оптимизацию размеров хозяйств, а не на их

укрупнение вообще. Ведь известно, что преимущества крупного хозяйства в

аграрном секторе проявляются лишь в определенных пределах, которые уже

установлены в странах Западной Европы, Скандинавии и др.

Одним из важных итогов в аграрной политике было решение о

реприватизации земли, экспроприированной или национализированной у них

известными приемами советского образца, проведенными в 1945 и 1958 гг.

Сейчас удовлетворено 35 тыс. заявлений, и только за последние два года

бывшим владельцам возвращено 200 тыс. га земли. Теперь частный сектор в

стране располагает 85% обрабатываемой площади.

В 1990 г. был принят Закон о кооперативах, согласно которому земля

кооператива, преобразованного в 1953 г. в госхоз, вновь возвращается

кооперативам. Положительным результатом этого закона стало образование в

последние годы нескольких тысяч новых кооперативов. Однако с началом

военных действий новые собственники оставляют свои земли, сжигают дома,

продают имущество и уходят. Крестьяне же, получившие землю тяжким трудом, а

не в результате “денационализации”, как правило, не оставляют ее. Война в

Югославии подтвердила устойчивость индивидуального крестьянского хозяйства

и приоритет частного землевладения при добровольном кооперировании крестьян

в самостоятельно выбираемые формы. Предпочтение отдается обслуживающим

кооперативам, которые играют все возрастающую роль в аграрной структуре,

формирующейся в процессе проводимой реформы.

Во всех рассматриваемых странах позитивные результаты аграрной

политики достигаются лишь в условиях ориентации на эволюционный характер

социально-экономических преобразований. Негативные последствия наблюдаются

при использовании методов шоковой терапии. Отсюда проблема правильного

выбора темпов реформ, степени их радикализма и места в аграрной политике,

форм и методов государственного регулирования.

Объем сельскохозяйственного производства в странах региона в первой

половине 90-х годов в целом имел тенденцию к сокращению. Местные

производители сельскохозяйственной продукции испытывают трудности не только

из-за конкуренции иностранных поставщиков, но и в связи с относительно

низкой эффективностью собственного производства. Рост сельскохозяйственного

производства потребует значительного времени.

Таблица .

Динамика сельскохозяйственного производства в 1991-1995 гг. (темпы

изменения объема сельскохозяйственного производства по сравнению с

предыдущим годом, %).

|Страна |1991 г. |1992 г. |1993 г. |1994 г. |1995 г. |

|Чехия |-8,9 |-11,8 |-0,8 |-5,6 |- |

|Словакия |-6,8 |-13,8 |-8,1 |1,0 |0 |

|Венгрия |-15,7 |-13,4 |-11,8 |1,7 |до 4 |

|Польша |-1,6 |-12,8 |1,5 |-7,0 |4 |

|Болгария |-6,4 |-12,5 |-18,8 |3 |- |

|Румыния |-1,0 |-13,2 |12,4 |4,8 |3,2 |

|Российская |-4,5 |-9,5 |-4,0 |-12,0 |-8 |

|Федерация | | | | | |

|Регион |-4 |-11 |-2 |-5 |-2 |

|в целом | | | | | |

|без РФ |-4 |-13 |0 |-1 |1...2 |

В качестве некоего эталона земельных и вообще аграрных преобразований

для России иногда пытаются представить опыт формирования и осуществления

аграрной политики в Китае. Во всяком случае об этом говорят конструкторы

“коллективной” собственности или вообще приоритета в ней государства, т. е.

сторонники того же государственная монополизма. Нельзя не учитывать и того,

что в части традиции, земле обеспеченности, плотности сельского населения,

а также идеологических установок в области экономической политики Китай

принципиально отличается от России и стран Восточной Европы.

Именно специфика Китая в указанных вопросах пока ориентирует на

государственное владение землей, тем более что семейные наделы таковы, что

нужно объединить до 10-15 и более участков, чтобы иметь настоящее

высокотоварное хозяйство. К сложившейся структуре землевладения и

землепользования приспособлена инфраструктура сельского хозяйства. В этих

условиях нельзя торопиться с концентрацией земли у одних за счет

землепользования других.

1.2. Цели, задачи, этапы реформирования экономики Китая

по направления

( сельское хозяйство, промышленность, внешняя торговля).

Экономические реформы, проводимые в Китае с 1979 года, привлекают

внимание политиков, ученых и предпринимателей во всем мире. Состоявшийся в

октябре 1992 года XIV съезд правящей КПК подтвердил реформистский курс Дэн

Сяопина, обеспечивший быстрый экономический рост Китая. На передний план

выходит новое поколение китайских руководителей, призванных двинуть дальше

рыночные реформы с сохранением политического контроля в руках компартии.

Сопоставимость масштабов народного хозяйства России и Китая, структуры

экономики, политических сил вызывают закономерный интерес у нас к анализу

концептуальной сущности, технологии разработки и опыту проведения

экономических реформ в Китае. Столь разительные результаты экономических

реформ в странах Восточной Европы и России с одной стороны, и в Китае – с

другой, дают хорошую базу для анализа и выявления тенденций и

закономерностей хода экономических реформ.

Если говорить о результатах экономических реформ в Китае и в России,

то красноречивее цифр по основным макроэкономическим показателям не

скажешь. По данным справочника “Мир в 1993 году”, Китай занимает одно из

первых мест в мире по темпам роста производства. в течение почти 15 лет, с

тех пор как Дэн Сяопин приступил к реформированию национальной экономики,

реальный рост ВНП в среднем достигал почти 9% в год, что позволило

удваивать объем экономики каждые 8 лет. Если Китай достигнет той цели,

которую он перед собой поставил, то до конца столетия темпы роста его

экономики будут составлять 10% в год в 2000 году в шесть раз превысят

показатели 1978 года.

Примерно такими же были результаты Японии и Тайваня, но за 23 года,

начиная с 1950-го. Следует также учитывать, что по масштабам населения

Китай нельзя сравнивать с этими странами. К этому можно добавить, что

безработица снизилась до 2,5%, экспорт вырос на 16% и составил в 1991 году

72 млрд. долларов. Средняя заработная плата увеличилась за 1991 год на 10%,

а инфляция удержалась на уровне 4,2%. В то же время иностранные

инвестиции, снизившиеся после политических потрясений в 1989 году, опять

поползли вверх, достигнув в 1991 году 5 млрд. долларов. Китай превзошел

почти все развивающиеся страны по показателям темпов роста выпускаемой

продукции. национальный доход на душу населения более чем удвоился. Можно

привести еще целый ряд экономических показателей, и все они будут

подтверждать эффективность проводимых экономических реформ.

Таблица .

ВВП на душу населения в Китае

|Показатели |До начала реформ |В период проведения реформ |

| |1952 |1961 |1970 |1976 |1980 |1985 |1990 |1996г|

| |г. |г. |г. |г. |г. |г. |г. | |

|В долларах | | | | | | | | |

|Среднемировые |2529 |3132 |4065 |4586 |4884 |5116 |5552 |5961 |

|Россия |2629 |3745 |5323 |6156 |6245 |6554 |6984 |4140 |

|Китай |353 |309 |516 |619 |792 |1195 |1602 |2897 |

|В % к | | | | | | | | |

|среднемировым | | | | | | | | |

|Россия |103,9 |119,6 |130,9 |134,2 |127,9 |128,1 |125,8 |69,5 |

|Китай |14,0 |9,9 |12,7 |13,5 |16,2 |23,4 |28,9 |48,6 |

|Показатели Китая|13,4 |8,3 |9,7 |10,1 |12,7 |18,2 |22,9 |70,0 |

| | | | | | | | | |

|в % к пок. | | | | | | | | |

|России | | | | | | | | |

Вполне обоснованным является утверждение, что успехи китайской

экономики обусловлены прежде всего реализованной моделью экономического

реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается,

радикальные, либеральные реформы, в Китае реформы носили постепенный

характер. Если в России государство, как считают, сразу “ушло” из

экономики, то китайское государство сохранило значительный контроль за

экономикой, а его роль в экономическом развитии явно возросла.

Почему экономики Китая достигла таких результатов в течение первого

десятилетия экономических реформ, несмотря на то, что в западной

экономической теории аналогов в экономической политике и стратегии не было

и нет? По какому пути развития идет Китай? Дэн Сяопин на свой риторический

вопрос о принадлежности к капитализму или социализму ответил: “Критерий

может быть только один – растет или нет экономика, повышается ли

благосостояние народа, улучшается ли качество жизни в социалистической

стране”.

Каковы же основные принципы экономической реформы китайского типа? В

чем ее сущность и какова технология проведения?

Реформирование экономики Китая началось с 1949 года. Нынешняя

экономическая реформа – третий по счету крупномасштабный эксперимент

“урегулирования” народного хозяйства. Первый 1958-1960 годы “большой

скачек” характеризовался созданием народный коммун в деревне; затем долгие

одиннадцать лет “культурной революции”. Автор “большого скачка” Мао Цзэдун

выдвинул цель социалистической индустриализации – к началу XXI века

“догнать и перегнать” в экономическом отношении США. Второе крупное

урегулирование экономики Китая началось с 1979 года. Курс реформ,

выдвинутый Дэн Сяопином на III Пленуме ЦК КПК XI созыва был направлен на

возвращение экономики на рельсы планомерного, пропорционального развития.

Реформа была рассчитана на три года. КПК официально выдвинула совокупность

целей, которые должны быть достигнуты в результате экономической реформы. В

их числе:

подъем сельского хозяйства за счет расширения самостоятельности низовых

производителей, повышения закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию

и стабилизации объема госзакупок, увеличения финансовой и материальной

поддержки деревни;

ускорение развития легкой и текстильной промышленности при сдерживании

роста тяжелой индустрии;

перераспределение ресурсов в тяжелой промышленности в пользу развития

угледобычи, электроэнергетики, промышленности строительных материалов,

принятие жестких мер по экономии энергоносителей;

проведение решительного курса на закрытие, остановку, слияние,

перепрофилирование неэффективно работающих производств;

сокращение масштабов капитального строительства, уменьшение количества

сооружаемых крупных и средних объектов с 1700 до 1000;

упорядочение структуры и строгий контроль за масштабами импорта

комплексного оборудования, тщательный анализ в каждом конкретном случае

возможностей возмещения валютных затрат;

стимулирование развития экспорта и иностранного туризма;

урегулирование некоторых “нерациональных” цен, в том числе повышение их в

конце 1979 года в среднем на треть на мясо, птицу, молоко, овощи,

морепродукты и т.д.;

максимально активная политика по рассасыванию безработицы в городах

(стимулирующая развитие кооперативного и индивидуального секторов

экономики);

строгий контроль за ростом населения;

постепенное улучшение жизни народа на базе развития производства, снижение

нормы накопления за три года до уровня ниже 30%;

строгое соблюдение принципа сбалансированности экономики, в том числе

баланса финансов, кредитных операций, материальных ресурсов, валюты.

Под “урегулированием” понималось “сознательное изменение соотношения

между различными отраслями экономики”, под “реформой” – решительное

преобразование действующей системы хозяйственного управления; под

“упорядочением” – наведение порядка на предприятиях с целью достижения или

превышения ими наивысшего у своей истории уровня по технико-экономическим

показателям; под “повышением” – значительное повышение производственного,

технического и управленческого уровня во всех звеньях народного хозяйства.

В результате курс урегулирования 1979-1983 годов прошел через три

неодинаковых этапа, которые можно определить соответственно как “заминку”,

“жесткое” урегулирование и “мягкое” урегулирование. “Жесткое

урегулирование” 1981 года выражалось в замораживании активов предприятий и

остатков местных бюджетов, в прекращении кредитования закупок нового

оборудования предприятиями, в строгом контроле за премированием в

промышленности и за закупочными ценами в сельском хозяйстве.

Притормаживалось проведение реформы, был взят курс, по словам Чэнь Юня,

“переходить реку, нащупывая камни”.

1984-1988 годы – период рыночных начал в экономике КНР.

1988-1991 годы – очередной период оздоровления и упорядочения, ставший

третьим по счету крупномасштабным “урегулированием” народного хозяйства

Китая. На III Пленуме ЦК КПК XIII созыва была выдвинута целостная программа

“оздоровления экономической среды и наведения порядка в экономике”,

программа, рассчитанная вначале на 2 года. этот период до конца 1991 года

называется в китайской печати периодом “оздоровления и упорядочения

экономики и углубления реформ”.

Целями “оздоровления” были: сокращение чрезмерного общественного

спроса; снижение инфляции; достижение сбалансированности совокупного спроса

и предложения; создание благоприятной социальной среды для реформы цен и

заработной платы.

Главной отличительной чертой этого периода реформирования экономики

Китая стало широкое использование экономических методов выхода из кризиса.

Важнейшие из них – рестрикционная кредитно-денежная политика, защита

сбережений вкладов от инфляции с помощью плавающих процентов по ним,

введение спецналогов на товары длительного пользования, меры по товаризации

жилья, масштабная эмиссия облигаций госзайма и предприятий, создание рынка

трансфера имущественных прав предприятий.

В 1991 году китайским правительством было объявлено о завершении

урегулирования в связи с выполнением его основных задач. Это в свою очередь

позволило выдвинуть китайскому руководству на XIV съезде КПК в октябре 1992

года курс на ускорение реформы, наращивание масштабов взаимодействия с

мировым хозяйством, общее повышение темпов экономического развития.

История китайских экономических реформ, широко освещенная в мировой

экономической литературе, дает основания для самостоятельного предмета

исследования современной экономической теории и политики. По своей

идеологической сущности китайские экономические реформы представляют

последовательную реализацию “смешанной”, “двойной” экономики:

централизованной и рыночной.

Питер Нолан, анализируя экономические реформы Китая, делает вывод о

возможности перехода от командно-административной, плановой экономики к

экономике рыночной без изменения политического устройства страны и называет

китайскую экономику “компромиссной”.

Для успешной реализации экономических реформ в Китае имелись важные

преимущества по сравнению со странами Восточной Европы и Россией. Китай к

моменту реформирования национальной экономики не имел большого внутреннего

долга, проблема “избыточной денежной массы” практически отсутствовала,

Китай в отличие от других стран не был охвачен крушением международной

торговли и ее последствиями.

Китай обладал значительными экономическими преимуществами, при которых

любая политика, нацеленная на создание рыночных механизмов в экономике,

привела бы к положительным результатам.

Прежде всего это особая роль Гонконга и все возрастающая роль Тайваня

в процессе китайских экономических реформ. Бесспорно, капитал и

консультации специалистов из этих стран сыграли важную роль в создании

необходимых условий для быстрого экономического роста провинции Гуандонг и

в несколько меньшей степени соседней и с ней провинции Фуцзянь в 80-е годы.

Гонконг стал важнейшим портом, через который осуществляется экспорт

продукции китайской промышленности. Современный порт для судов-контейнеров

Сямынь в провинции Фуцзянь также играет всевозрастающую роль.

В целом прибрежные провинции Китая с их высокими и быстрорастущими

налоговыми поступлениями служат сегодня важнейшей опорой для

государственного бюджета, колоссальным источником пополнения валютных

запасов страны. Они являются для Пекина подспорьем в его осторожной и

потому успешной политике в отношении платежного баланса и иностранных

кредитов. Поэтому валютные запасы Китая (в сравнении почти со всеми

развивающимися странами) весьма значительны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.