бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Внешняя торговля и внешнеэкономические связи России

ВВП.

Страны азиатско-тихоокеанского бассейна (21

государство, включая Россию) провозгласили программу

создания в регионе к 2020 г. зоны свободной торговли и

инвестиций. На долю этих стран (включая США и Канаду)

уже сегодня приходится 1/2 мирового ВВП. По прогнозам,

страны Восточной и Юго-Восточной Азии, составляющие

основу этого суперблока, скорее всего, предпочтут

ориентироваться не на западных партнеров, а на ведущие

азиатские державы - Японию и Китай (в перспективе),

что со временем может способствовать подчинению

стратегии всего блока интересам прежде всего азиатских

стран тихоокеанского региона.

Таким образом, вырисовывается перспектива

формирования на планете по меньшей мере трех полюсов

экономической мощи - европейского, американского и

восточноазиатского.

Перечисленные торгово-экономические суперблоки

объединят практически половину государств планеты. К

ним волей-неволей будут тяготеть страны экономической

периферии. Суперблоки во многом станут определять

правила и нормы международного перемещения товаров,

услуг и капитала. Обходить эти правила будет все

труднее и опаснее, за их нарушение придется платить

все более высокую экономическую и политическую цену.

Очевидно, что главным направлением эволюции

правил и норм международных экономических отношений в

русле целей создания данных суперблоков может быть

повышение степени открытости национальных хозяйств,

дальнейшая либерализация режимов международного

перемещения материальных, финансовых и

интеллектуальных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что открытие экономики

расширяет возможности использования внешнего фактора в

интересах ускорения развития.

Оно позволяет в более значительных масштабах

применять в национальном хозяйстве уже освоенные за

рубежом передовые технологии, новые поколения машин и

оборудования, современный опыт управления

производством и сбытом, привлекать из-за границы

дополнительные материальные и финансовые ресурсы,

включаться в международную производственную

кооперацию.

Вместе с тем экономическая открытость несет с

собой, в особенности странам с развивающейся и

переходной экономикой, определенные опасности. Они

связаны в первую очередь с возникновением угроз

подавления национальных производителей иностранными

конкурентами, возрастания зависимости отдельных

отраслей хозяйства от мировой конъюнктуры, торговой и

финансовой политики промышленно развитых стран,

дестабилизации финансовой системы и денежного

обращения и развития других негативных процессов.

Россия, будучи членом АТЭС, а в перспективе и

ВТО, в принципе будет вынуждена идти по пути

дальнейшей либерализации торгового и валютного режимов

или, по крайней мере, не вводить новых ограничений на

внешнеэкономические операции. Опыт последних лет

позволяет говорить о том, что выигрыш от усиления

открытости при нынешнем состоянии отечественной

экономики вряд ли окажется большим, чем потери,

связанные с отмеченными опасностями

внешнеэкономической либерализации в странах с

переходной экономикой. Недостаточная

конкурентоспособность отечественной экономики,

неразвитость российского финансового рынка и

банковской системы страны, неустойчивость финансового

состояния предприятий вряд ли позволят России в полной

мере воспользоваться теми преимуществами, которые

несет с собой экономическая открытость. Это - самое

общее соображение, вытекающее из прогноза перспектив

формирования многополярного мира.

Не менее важно, видимо, ответить на вопросы о

том, каким путем и в каком качестве будет

взаимодействовать Россия со складывающимися полюсами

экономической мощи, в чем состоят достоинства и

недостатки каждой из возможных моделей ее

экономического сотрудничества с внешним миром.

На наш взгляд, существует несколько вариантов

включения России в меняющуюся мировую экономику:

в качестве участника одного или сразу двух

суперблоков (европейского и восточноазиатского);

- в качестве лидера самостоятельного

интеграционного объединения постсоветских государств;

- в качестве независимого аутсайдера.

При любом из этих вариантов Россия, скорее всего,

не может рассчитывать на то, чтобы занять ведущие

позиции в мировой экономике:

ее доля в мировом ВВП составляет ныне 1,7%.

Потенциальные конкурентные преимущества России -

ресурсный потенциал ее сибирской и дальневосточной

частей, в которых сосредоточено, по оценкам, до 40%

всех доступных запасов планеты, и уникальные научно-

технические разработки, воплощенные в не имеющих

аналогов в мире изделиях, - требуют для своей

реализации громадных финансовых затрат. На такие

затраты страна в ближайшем будущем не способна.

Вариант подключения к суперблокам. По мнению

сторонников сближения России с ЕС, членство в

Евросоюзе либо более «мягкая» форма присоединения

сулит очевидные выгоды. Этот шаг мог бы позволить

объединить усилия с Европой в освоении и использовании

природных богатств Сибири и Дальнего Востока. К тому

же, сближение с ЕС не стало бы препятствием для

развития сотрудничества России с восточно-азиатским

суперблоком. Напротив, страны АТР имели бы возможность

подключиться к российско-европейским проектам, ускорив

тем самым их реализацию.

Однако вхождение России и в европейское, и в

азиатско-тихоокеанское интеграционные сообщества вовсе

не гарантирует России автоматического прилива

финансовых и материальных ресурсов из входящих в эти

сообщества стран. Оно отнюдь не возлагает на эти

страны обязательств по сотрудничеству в освоении

российских природных ресурсов.

Важно также иметь в виду то обстоятельство, что

включение сразу в два экономических блока чревато для

России невольным усилением тяготения ее европейских

областей к Западу, а территории за Уралом - к Востоку.

Это - достаточно реальная угроза сохранению

территориальной целостности страны и распада ее на

отдельные независимые образования. Как известно,

некоторые авторитетные эксперты,

3. Бжезинский, например, анализируя перспективы

мирового развития, связывают будущее России с

вариантом ее раздела на европейскую, сибирскую и

дальневосточную республики.

Вариант интенсивного развития интеграции в СНГ.

По мнению приверженцев данного варианта, создание

единого экономического пространства на территории

бывшего СССР (исключая страны Балтии) могло бы помочь

оживить экономически оправданные и технологически

детерминированные производственно-кооперационные связи

российских предприятий с партнерами из постсоветских

республик. Такие связи могли бы возродиться в

оборонных отраслях, металлургии, химии,

машиностроении. Это способствовало бы экономическому

росту и поддержанию занятости в отечественном народном

хозяйстве, сохранило бы для России освоенный рынок в

условиях, когда рынки развитых и развивающихся стран в

основном поделены и пробиться на них даже с

качественной продукцией чрезвычайно сложно.

Реализуя этот вариант, Россия, кроме того,

получала бы преференциальный режим доступа к

источникам сырья, находящегося в странах СНГ, за счет

которого ранее покрывалось 70-100% ее потребностей

(уран, марганец, хром, титан и т.д.).

Экономический союз со странами СНГ, прежде всего

с Украиной и Белоруссией, облегчил бы также проблему

транспортировки российских внешнеторговых грузов на

европейском направлении" сопредельные страны, как и

Россия, заинтересованы в надежном и доходном

функционировании транспортных объектов и магистралей,

являвшихся некогда их общей собственностью

Весьма важными здесь являются еще два

обстоятельства. Пространство СНГ,

во-первых, превратилось бы в достаточно крупный рынок

с 300 млн. потребителей.

Во-вторых, страны содружества получили бы возможность

сообща отстаивать свои экономические интересы в

соперничестве с другими экономическими группировками.

В интегрированном сообществе стран СНГ Россия

объективно заняла бы лидирующее положение, ее

экономический и научно-технический потенциал заметно

выше, чем у всех остальных стран содружества, вместе

взятых.

По нашему мнению, этот вариант в обозримом

будущем является наиболее предпочтительным

Варианты отношений России с мировым хозяйством в

качестве независимого аутсайдера. В принципе они

маловероятны, но могут реализоваться в случае

обострения внешнеполитической обстановки при захвате

власти в стране крайне радикальными элементами.

Они могут состояться также в тех случаях, если

попытка создания на территории бывшего СССР

экономического, таможенного и валютного союзов

потерпит неудачу, либо подключение к суперблокам

окажется чисто формальным. При таких вариантах

развития событий России вряд ли удастся уйти от

нынешней неэффективной схемы взаимодействия с внешним

миром, и внешнеэкономические связи останутся для нее

инструментом решения текущих задач сбалансирования

внутреннего спроса и предложения.

Итак, сегодня Россия стоит перед выбором пути

дальнейшего развития. Обсуждение связанных с таким

выбором проблем приобрело, и будет иметь неизмеримо

важное значение. Именно этим определяется тот факт,

что данные проблемы постоянно находятся в поле зрения

Центра внешнеэкономических исследований РАН.

Внешняя торговля России в 90-е годы и перспективы ее развития

Основные тенденции 90-х годов

В 90-е годы торгово-экономическое сотрудничество России успешно

развивалось и в целом характеризовалось устойчивым ежегодным ростом

его объемов. Однако азиатский

финансово-экономический кризис, в результате которого существенно

упали цены на основные товары российского экспорта, прежде всего

энергоносители, а также кризис российской финансовой системы в августе

1998 г. ухудшили эти показатели.

В 1998 г. внешнеторговый оборот России (без учета

неорганизованной торговли) сократился по сравнению с 1997 г. на 16% и

составил 118,1 млрд. долларов.

Российский экспорт в 1998 г. уменьшился по сравнению с 1997 г. на

16% и составил 72,5 млрд. долларов. При этом из-за падения цен на

энергоносители только экспортеры российского минерального топлива

недополучили валютную выручку в сумме свыше 11 млрд. долларов.

Российский импорт (без учета неорганизованной торговли)

сократился в 1998 г. на 15% и составил 45,6 млрд. долларов. Особенно

сильным это снижение было в августе - декабре 1998 г. (47% по

сравнению с аналогичным периодом 1997 г.).

В 1999 г. по оценке министра торговли РФ М.Е. Фрадкова,

высказанной им на заседании коллегии Минторга РФ в конце февраля 2000

г., развитие внешнеэкономических связей России происходило в

достаточно сложных условиях и характеризовалось противоречивыми

тенденциями. Оно было направлено на стабилизацию социально-

экономического положения в стране, поддержку реального сектора

экономики, создание условий для наиболее полного удовлетворения

потребностей населения.

Внешнеэкономические связи играют важную роль в экономике

России. По своим масштабам экспорт эквивалентен 38% валового

внутреннего продукта страны (ВВП), импорт - 16%. На экспорт

отгружается три четверти производимых минеральных удобрений, немногим

менее половины добытой нефти, треть нефтепродуктов, газа, круглого

леса, целлюлозы. Доля импорта, хотя и снижается, в потреблении

отдельных групп продовольственных товаров относительно высока. В

потреблении мяса она превысила 20%, растительного масла, молока и

молокопродуктов, сахара, овощей составляла порядка 10%.

Поступления от внешнеторговой деятельности (тарифы, НДС, акцизы)

составляют около трети налоговых доходов федерального бюджета.

Положительное сальдо торгового баланса России составляет порядка 20%

ВВП страны и способствует улучшению структуры ее платежного баланса.

В 1999 г. внешнеторговый оборот России (без учета

неорганизованной торговли) составил 103,9 млрд. долларов, что на 11 %

ниже показателей 1998 г.

Неблагоприятная для России конъюнктура цен и элементы

дезорганизации экспортно-импортных операций, сохранявшиеся и в первом

полугодии 1999 г., привели к резкому сокращению внешнеторгового

оборота в этот период (на 26%). Однако в дальнейшем обстановку удалось

стабилизировать. Как экспортеры, так и импортеры заработали в

нормальном режиме, что в сочетании с начавшимся ростом цен на мировом

рынке энергоносителей позволило во втором полугодии 1999 г. перейти к

устойчивому росту товарооборота (по сравнению с I полугодием 1999 г. -

на 23%, а со II полугодием 1998 г. - на 7%).

Основной удельный вес во внешнеторговом обороте России

занимают страны ЕС (34%).

1998 г. стал первым годом реализации Соглашения о партнерстве и

сотрудничестве между Россией и ЕС. Сформированы и приступили к работе

предусмотренные этим Соглашением двусторонние органы - Совет

сотрудничества, Комитет сотрудничества и Комитет парламентского

сотрудничества. Было заключено Соглашение о торговле текстильными

изделиями, предусматривающее полную отмену количественных ограничений

в торговле данным товаром, а также Соглашение о международных

стандартах на гуманный отлов диких животных.

На долю государств АТЭС (Азиатско-Тихоокеанского экономического

сотрудничества) и стран Центральной и Восточной Европы приходится

соответственно 17 и 13%.

Ведущими торговыми партнерами России являются Германия, Украина,

США, Белоруссия, Италия, Китай, Нидерланды, Швейцария, Великобритания,

Финляндия, Польша и Япония, на долю которых приходится более 60%

оборота внешней торговли. В

1999 г. доля государств дальнего зарубежья составила 82% (1998 г.

- 78%), а доля стран

СНГ - 18% (в 1998 г. - 22%).

В 1999 г. российский экспорт составил 73,0 млрд. долларов (в

стоимостном выражении он увеличился по сравнению с 1998 г. на 0,5%, а

его физический объем - на 10%).

Произошедшее наращивание физических объемов поставок только

частично компенсировало снижение цен на товары российского экспорта,

что обусловило увеличение стоимостных объемов экспорта только на 0,5%,

несмотря на то, что во второй половине 1999 г. на мировом рынке

сложилась благоприятная конъюнктура по сырьевым товарам, составляющим

основу российского экспорта (выросли цены на энергоресурсы и цветные

металлы, на целлюлозно-бумажную продукцию и продукцию химической

промышленности).

Рост физического объема экспорта оказал позитивное влияние на

стабилизацию производства ряда отраслей российской экономики,

ориентированных на внешний рынок. Улучшилась ситуация прежде всего

в топливно-сырьевых отраслях. На фоне стабилизации доли продукции,

отгружаемой на экспорт отраслями ТЭК, заметно усилилась экспортная

ориентация лесной, целлюлозно-бумажной промышленности.

В то же время произошло сокращение на 4% экспортных поставок

продукции российского машиностроения (7,8 млрд. долларов). Доля машин,

оборудования и транспортных средств в экспорте составила 11 % и

сохранилась на уровне 1998 г.

В 1999 г. по сравнению с 1998 г. объемы импорта без учета

неорганизованной торговли сократились на 30% и составили 30,9 млрд.

долларов. Его физический объем уменьшился на 13%. Основным фактором

падения объемов российского импорта было продолжающееся сокращение

платежеспособного спроса населения и инвестиционных возможностей

российских предприятий, а также переориентация импорта на ввоз более

дешевых товаров. Цены по импортным закупкам упали на 19%. В известной

степени сокращению импорта способствовало развитие процессов

импортозамещения.

Вместе с тем, несмотря на преобладание понижательных тенденций в

динамике импорта, с сентября 1999 г. наблюдалось некоторое увеличение

его стоимостных объемов, что объясняется, в первую очередь,

постепенным восстановлением потребительского и инвестиционного

платежеспособного спроса.

Наряду с развитием внешнеторгового комплекса страны

правительством особое внимание уделялось либерализации инвестиционного

режима в России, созданию благоприятной инвестиционной среды,

привлекательной как для отечественного, так и для иностранного

капитала.

В соответствии с действующим инвестиционным законодательством

иностранные предприниматели имеют возможность осуществлять свою

деятельность на условиях национального режима.

В ряде случаев инвесторам предоставляются даже лучшие условия,

чем национальным. Так, при создании предприятия не взимаются

таможенные пошлины на имущество, ввозимое на территорию России в

качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными

инвестициями.

Для предприятий с иностранными инвестициями в первые четыре года

работы установлен льготный налоговый режим.

Иностранным инвесторам гарантируется репатриация прибыли.

Российское земельное законодательство не содержит различий в порядке

приобретения и пользования приватизированными участками земли для

российских и иностранных инвесторов.

Емкость российского рынка, объем природных ресурсов, имеющийся

производственный потенциал в условиях ограниченности в настоящее

время собственных средств создают взаимную заинтересованность и

открывают значительные возможности для осуществления

капиталовложений в российскую экономику.

Стратегическое направление внешнеэкономической политики

Стратегическим направлением внешнеэкономической политики РФ

является дальнейшая интеграция России в мировое экономическое

сообщество в целях максимального использования внешнеэкономических

связей для реализации долгосрочной структурной перестройки российской

экономики. Однако в современной системе мирохозяйственных связей

Россия участвует пока в основном за счет расширения торговли товарами,

преимущественно сырьем и материалами. Россия слабо вовлечена в

международную кооперацию производства, торговлю услугами,

международную миграцию капитала в форме прямых инвестиций, а также в

межстрановой

научно-технический и информационный обмен. Экономика России оказалась

зависимой от экспорта узкого круга товаров, прежде всего топливно-

сырьевой группы, а также от импорта многих потребительских

товаров. Степень ее открытости на определенном этапе перестала

соответствовать внутренним возможностям страны, масштабам и глубине

проблем, стоящих перед ней.

В этой связи для решения задач по стабилизации роста национальной

экономики с учетом тенденций развития мировой экономики и торговли, а

также обеспечения равноправной интеграции России в мировую экономику

необходимо обеспечить реализацию, следующих основных целей:

- повышение конкурентоспособности российской экономики;

- сохранение позиций России на мировых товарных рынках (сырье,

материалы, комплектное оборудование, вооружение и военная техника), а

также дальнейшее расширение экспорта готовых изделий и услуг;

обеспечение равноправных условий доступа российских товаров и

услуг на мировые рынки при адекватной защите внутреннего рынка от

недобросовестной иностранной конкуренции в соответствии со сложившейся

практикой международных экономических отношений;

проведение таможенно-тарифной политики, способствующей созданию

благоприятных условий для расширения национального производства и

повышения его конкурентоспособности, не ухудшающей при этом условий

конкуренции на внутреннем рынке;

- сокращение утечки капитала по каналам внешней торговли путем

создания более благоприятных экономических условий в России, а также

ужесточения контроля за осуществлением экспортно-импортных

операций, включая валютный и таможенный контроль, пресечение

контрабандного ввоза товаров.

Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО)

позволит более эффективно содействовать развитию экспортных

возможностей российских производителей, создаст условия для

продвижения на зарубежные рынки отечественных товаров с более высокой

степенью переработки, что позволит облагородить структуру российского

экспорта, обеспечит улучшение доступа российских товаров и услуг на

зарубежные рынки и увеличит степень защищенности отечественных

производителей на российском и зарубежном рынках. Сейчас Россия пока

находится вне рамок действия согласованного «кодекса поведения»

участников мирового внешнеэкономического обмена и не может

использовать механизм разрешения споров в рамках ВТО в случаях

дискриминации торговых интересов российских производителей. Сегодня

это наиболее ярко проявляется применительно к российской сталелитейной

и химической продукции.

В настоящее время в основном уже завершен так называемый

«информационный этап» этого процесса. Начаты консультации и

переговоры на двустороннем и многостороннем уровнях по выработке

конкретных условий принятия России в ВТО. В ходе этих переговоров

имеется в виду добиться обеспечения таких условий членства России в

этой международной организации, которые способствовали бы улучшению

торгово-политического режима в целом, учитывали бы интересы российских

производителей и экспортеров, а также интересы стран - членов ВТО в

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.