|
Внешняя торговля и внешнеэкономические связи Россиицеллюлозно-бумажной промышленности в 1999г. существенно расширили экспорт (в расчете по физическому объему) лесоматериалов необработанных (на 38%) и обработанных (на 15%), целлюлозы (на 31%), бумаги газетной (на 10%). Продолжает расширяться экспорт минеральных удобрений, тоже порой наталкивающийся на нетарифные барьеры, применяемые некоторыми странами для защиты своих рынков; растет экспорт некоторых других химических товаров. В рамках укрупненной товарной классификации положение выглядит следующим образом. Удельный вес основных энергоносителей в экспорте увеличился с 40,2% в 1998 г. до 42,4% в 1999г., основных металлов (черные металлы, медь, никель, алюминий) - понизился соответственно с 16,9 до 15,1%. В 1999 г. вновь уменьшился экспорт машин и оборудования: на этот раз — на 4% (в 1998г. - на 6%) по стоимости, а доля их во всем экспорте России понизилась с 11,3 до 10,8%. В торговле со странами СНГ она сократилась особенно сильно - на 22% (в 1998 г. - на 12%). Минеральные продукты составляли в 1999г. 40% всего российского экспорта в страны дальнего зарубежья и 51% - в страны СНГ, тогда как машины и оборудование - соответственно лишь 9 и 20%. Среди импортируемых товаров по темпам роста в 1999 г. выделяются зерновые (увеличение в 2,5 раза), в том числе пшеница (в 4,1 раза) и кукуруза (в 7,5 раза). Высокие темпы роста их импорта в значительной мере связаны с поступлением части этих товаров в Россию в рамках американской программы сельскохозяйственной помощи, предусматривающей прямые бесплатные поставки на сумму в 625 млн. дол. и предоставление целевого льготного кредита на закупку американских товаров еще на 400 млн. дол. В конце прошлого года российское правительство просило США выделить на 2000 г. еще один крупный «пакет» такой помощи, который должен включать 1 млн. т продовольственной пшеницы, 1,5 млн. т фуражного зерна, 1,5 млн. т кукурузы, 500 тыс. т соевых бобов и т. д. Пока США выразили готовность предоставить России в порядке гуманитарной помощи только 300 тыс. т продовольственной пшеницы, 200 тыс. т готовых продовольственных товаров и 20 тыс. т семян (соглашение об этом уже подписано). Остальную часть необходимой продукции России предложено закупить на условиях льготного долгосрочного кредита. Расширился импорт ряда других продовольственных товаров: сахара - на 43%, мяса - на 35, подсолнечного масла - на 25, чая - на 7%. При этом более чем в 3 раза сократился ввоз в Россию мяса птицы, в 2 раза - мясных консервов и сливочного масла, на 30% - цитрусовых и шоколадных изделий, на 13% - рыбы. Закупки сигарет уменьшились в 2,9 раза, алкогольных и безалкогольных напитков - в 2,4 раза. Продолжал падать объем импорта промышленных потребительских товаров. Импорт кожаной обуви сократился в 2,2 раза, текстильной и трикотажной одежды, а также мебели- в 2 раза, хлопчатобумажных тканей- на 19%. На 30% уменьшились закупки медикаментов. Все эти данные приведены без учета официально не регистрируемой торговли, объем которой как раз по многим вышеназванным товарам весьма велик. Доля в импорте машин и оборудования понизилась, причем преимущественно из-за сокращения ввоза из стран дальнего зарубежья, на 38% (импорт из стран СНГ уменьшился на 27%). Банковская система России По состоянию на 23 мая с. г. Ассоциация российских банков (АРБ) насчитывала 653 члена (540 кредитных организаций) с общей суммой уставных капиталов банков 99,1 млрд. руб. Ассоциация объединяет 75% банков и филиалов банков России, которым принадлежит свыше 75% уставных капиталов кредитных организаций и свыше 80% активов банковской системы России. Членами Ассоциации являются все 30 самых крупных российских банков. Состояние банковской системы можно охарактеризовать как переход от неустойчивого положения в начале прошлого года к относительной стабилизации в настоящее время. Оценка ситуации После IX съезда Совет Ассоциации российских банков и вся банковская система решали важнейшую проблему - преодоления наиболее острых форм кризиса: утраты капиталов, ликвидности, неплатежей и массового оттока вкладов. Сегодня можно сказать, что в большинстве банков успешно идет восстановление капитала, ликвидности и доверия населения. Собственный капитал всех действующих банков России за 1999 г. вырос в полтора раза и составил 145,0 млрд. руб. При этом капитал региональных банков увеличился в три раза и достиг в номинальном выражении предкризисного уровня. По имеющимся расчетам, к концу 2000 г. Стратегические ориентиры интеграции России в мировое хозяйство Начало XXI века для России - это завершающий этап переходного периода, в ходе которого отечественному народному хозяйству предстоит перейти от стагнации к развитию. При этом очень важно выработать такие стратегические ориентиры, которые нацелены на органическое смыкание внешнеэкономических возможностей данного процесса с теми внутренними предпосылками, которые бы способствовали его ускорению. Как показывает опыт, в подобных ситуациях используются два стратегических ориентира: импортозамещающий и экспортоориентированный. Первый из них выдвигает в качестве приоритета создание диверсифицированных промышленных комплексов, призванных насытить и структурировать внутренний рынок с помощью изделий местного производства и только потом развернуть их экспорт. Второй ставит во главу угла международную промышленную кооперацию, с развитием которой связываются расчеты на насыщение и структурирование национального рынка. Условием успешного продвижения России по пути экономического прогресса при нынешнем сужении возможностей использования внешнего фактора развития выступает, прежде всего, концентрация ее собственных усилий и ресурсов на формировании эффективного, технологически развитого и конкурентоспособного рыночного хозяйства. В ближайшей перспективе акценты экономической политики объективно смещаются в сторону развития отечественного производства и обеспечения при опоре на него потребностей внутреннего рынка. Трехкратная девальвация рубля осенью 1998 г. уже не позволяет использовать резко подорожавшую импортную продукцию в качестве средства наполнения внутреннего рынка в той же мере, что в предыдущие годы (за счет импорта в период до обострения финансового кризиса, как известно, формировалось более половины ресурсов розничного товарооборота). Иными словами, в начале следующего века Россия будет вынуждена придерживаться импортозамещающей стратегии. Вместе с тем, страна не может отказываться и от использования преимуществ экспортоориентированного развития. Внешнеэкономические связи, в том числе и внешняя торговля, способны активизировать собственный потенциал страны, не подменяя его, привнося в отечественную экономику дополнительную конкуренцию, новые технологии, опыт рыночного хозяйствования, обеспечивая прирост национального богатства за счет товарообмена по выгодным ценам и привлечения зарубежного капитала. Анализ возможностей использования Россией экспортоориентированной стратегии позволяет говорить о том, что даже в нынешнем кризисном состоянии экономика страны располагает целым рядом конкурентных преимуществ, позволяющих рассчитывать на ее более эффективное, чем сейчас, включение в систему мирохозяйственных связей. Главным из этих преимуществ является обеспеченность страны основными видами минерально- сырьевых ресурсов. Их объем достаточен для того, чтобы в полной мере удовлетворять потребности внутреннего производства и социальной инфраструктуры, а также осуществлять экспортные поставки. Общая стоимость балансовых запасов полезных ископаемых в России весьма велика и составляет 28,6 трлн. долларов, прогнозируемая часть запасов больше балансовой в 3-4 раза. В структуре минерально-сырьевой базы представлены и топливно-сырьевые ресурсы (газ - более 32% стоимости балансовых запасов, уголь и сланцы - более 23%, нефть - около 16%), и металлы (черные - около 7%, цветные и редкие - более 6%) и нерудное сырье, Страна испытывает потребность в завозе извне сравнительно небольшой гаммы видов сырья - марганца, хрома, титана, свинца, цинка, ртути и некоторых других. Очевидно, что в перспективе Россия, располагая таким весомым преимуществом, даже в условиях снижения удельного веса сырья в мировом торговом обмене, неизбежно сохранит за собой роль поставщика минеральных ресурсов. Она не может пойти в фарватере промышленно развитых стран, большинство из которых, как известно, предпочитает по возможности сохранять национальные природные ресурсы и импортировать сырье. Экспорт сырья и полуфабрикатов и в обозримом будущем останется важной статьей отечественного экспорта. Для того, чтобы страна в дальнейшем могла получать эффект от экспорта топливно-сырьевых товаров, требуется, как минимум, обеспечивать сохранение их ценовой конкурентоспособности. Вместе с тем и при сохранении ценовой конкурентоспособности отечественного сырья использование Россией преимуществ в обеспеченности природными ресурсами в расширяющихся масштабах вряд ли возможно. Во-первых, запасы самих ресурсов небезграничны. По некоторым оценкам, промышленных запасов, нефти (У/о от мирового объема запасов) в России хватит на одно-полтора поколения. При фактически свернутых геологоразведочных работах скорое пополнение этих запасов представляется проблематичным. Во-вторых, при все большем распространении в мире ресурсосберегающих технологий не приходится ожидать заметного роста мирового спроса на сырье, тем более в условиях экономического спада. В-третьих, существующая транспортная инфраструктура (порты, терминалы, трубопроводы и т.д.) не в состоянии будет справиться с ростом грузопотоков. Другая важная группа конкурентных преимуществ России - сравнительная дешевизна некоторых факторов производства. В стране имеются значительные по масштабам производственные фонды в промышленности, представленные, прежде всего универсальным обрабатывающим оборудованием. Отечественное промышленное производство весьма диверсифицировано по отраслям и носит комплексный характер. Используя накопленные фонды, можно было бы с меньшими капитальными затратами осуществлять необходимую модернизацию предприятии и переход к применению западных технологий среднего уровня. Это, в свою очередь, облегчило бы последующее включение российских производителей в международную кооперацию производства. Она могла бы осуществляться путем изготовления узлов, деталей и компонентов по заказам зарубежных производителей готовой продукции, организации сборочных производств с иностранным участием, сотрудничества в освоении новых видов продукции и т.д. Помимо производственных фондов страна располагает многочисленной квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, способной к тому же быстро переучиваться. Реализация преимуществ, связанных со сравнительной дешевизной факторов производства, могла бы принести достаточный эффект на стартовом этапе экономического подъема. Третья группа конкурентных преимуществ, которыми располагает Россия, - это преимущества более высокого порядка, дающие возможность сохранения позиций в состязании с зарубежными соперниками в динамике. В стране имеются уникальные передовые технологии в ряде секторов промышленности, которые опираются на достижения отечественной фундаментальной и прикладной науки, традицию российской научно-технической мысли и воплощены в изделиях, по многим параметрам не уступающих мировым аналогам. Сосредоточены они, прежде всего в авиакосмической и атомной промышленности, судостроении, производстве лазерной техники и средств информатики, картографии и геодезии, разработке программного обеспечения, проведении геологических изысканий. Освоение экспортного потенциала этих и других наукоемких отраслей предполагает адаптацию воплощенных в их продукции технологий к требованиям, предъявляемым мировым рынком к эффективности производства. Таким образом, перспективная задача России заключается в том, чтобы постепенно переходить к использованию конкурентных преимуществ более высокого порядка: оптимизируя экспорт сырья, расширять вывоз продуктов его углубленной переработки и готовых изделий - трудоемкой и техникоемкой продукции. Использование существующих и потенциальных конкурентных преимуществ сопряжено с необходимостью преодоления очевидных слабостей отечественного народного хозяйства. В их числе - значительная энергоемкость и материалоемкость производства, влекущая за собой дороговизну большинства видов отечественной готовой продукции в сравнении с зарубежными аналогами; технологическая отсталость многих отраслей промышленности, не позволяющая выпускать продукцию с высокими качественными характеристиками; недостаточная развитость транспортной инфраструктуры, сферы коммуникаций, банковской системы; незавершенность процесса адаптации экономических субъектов к работе в рыночных условиях; высокий уровень криминализации сферы, внешнеэкономической деятельности и некоторые другие. В настоящее время конкурентные преимущества отечественной экономики во многом блокируются ее слабостями. Результатом этого является, в частности, то, что российский и мировой экспорт имеют абсолютно несхожую структуру: на долю топлива, руд и металлов приходится почти три четверти отечественного экспорта, на машины и оборудование - всего около 6%; в мировом экспорте удельный вес машин и оборудования составляет примерно 38%, а на топливо, руды и металлы приходится менее 14%. В экспорте российских обрабатывающих отраслей представлена главным образом низкотехнологичная (55%) и среднетехнологичная (42%) продукция, а на наукоемкие изделия приходится менее 3% поставок за рубеж. Современное состояние экспортной базы страны, таким образом, не дает оснований рассчитывать на быстрый эффект от использования стратегии экспортоориентированного развития. Вместе с тем в обозримом будущем у России нет иного выхода, кроме коренной модернизации производств, имеющих перспективы на внешних рынках, и изменения на этой основе специализации страны в системе международного разделения труда с учетом своих, конкурентных преимуществ и потенциальных "ниш" на внешних рынках. Упор на импортозамещение, как показывает опыт, не дает серьезных стимулов к повышению эффективности производства, наращиванию конкурентных преимуществ и подтягиванию технического уровня выпускаемых изделий к стандартам мирового рынка. Отечественный внутренний рынок с его неизбирательным и нетребовательным спросом не в состоянии будет обеспечить конкурентную среду для «обкатки» товаров и технологий, предшествующей их продвижению на мировой рынок. Меру сочетания импортозамещающей и экспортоориентированной стратегий государственным органам предстоит определить при разработке структурной и промышленной политики на начало XXI века. Не определив их, государство рискует законсервировать стагнацию в экономике при отсутствии качественных сдвигов в ней. Опыт последних лет показывает, что неясность представлений об основных направлениях структурной перестройки народного хозяйства и средствах ее обеспечения, слепая вера во всесилие рынка, проявлявшиеся в действиях российских экономических ведомств в течение последних лет, привели, наряду с другими причинами, к серьезным негативным последствиям. В их числе утеря заметной части научно-технического потенциала, утяжеление структуры промышленности за счет добывающих отраслей, сдача российскими производителями своих позиций иностранным конкурентам на внутреннем и внешним рынках и некоторые другие. Представляется, что выбор приоритетов экономической политики государства должен быть результатом анализа возможностей народного хозяйства и тенденций мирового развития. Проведение государством экономической политики, способствующей росту и повышению конкурентоспособности отечественного производства, - необходимое, но не достаточное условие утверждения прочных позиций страны на мировом рынке готовой продукции: в конкурентной борьбе сталкиваются не столько страны в целом, сколько их конкретные предприятия и фирмы. Поэтому направляющее и поддерживающее воздействие государства может дать нужный результат лишь при условии ориентации отечественных предпринимательских кругов на укрепление и создание эффективных и высокотехнологичных производств, обеспечивающих новый уровень конкурентоспособности, на осуществление инвестиций и инноваций. Именно от деятельности отечественного бизнеса в первую очередь будут зависеть успех или неуспех привлечения иностранного капитала к техническому перевооружению промышленности, освоение прогрессивных технологий, внедрение современного опыта управления. Соответственно, и обновление внешнеэкономической специализации России в конечном счете будет связано со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесное взаимодействие с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и другие. Следовательно, только согласованные усилия государства и предпринимательских кругов, как показывает опыт других стран, могут привести к желаемым результатам: улучшению пропорций осуществляемого страной внешнеэкономического обмена, укреплению позиций России на мировых рынках. Открытость экономики и экономическая безопасность Россия в сравнительно короткие сроки вышла на достаточно высокий уровень открытости. В настоящее время она направляет на цели международного обмена более пятой части ВВП и по этому показателю находится в одном ряду с такими странами, как Германия, Италия, Великобритания и другие. Торговый и валютный режимы страны за последние годы заметно либерализованы. Государство отказалось от монополии на внешнеторговые операции и регулирует трансграничные потоки товаров и услуг с помощью общепринятых мировым сообществом инструментов. Введена внутренняя и внешняя обратимость национальной валюты по текущим операциям: и резиденты, и нерезиденты могут свободно обменивать в рамках таких операций российские рубли на иностранную валюту и наоборот: Иностранные инвесторы допущены на финансовый и фондовый рынки России, к участию в приватизационных конкурсах. Открыв свою недостаточно конкурентоспособную экономику, Россия объективно оказалась не в состоянии воспользоваться в полной мере преимуществами открытого развития. Переход к открытости, обеспечив поддержание шаткого равновесия в экономике, в то же время породил новые проблемы в производстве, кредитно-денежной сфере, финансах и других секторах хозяйства, которые, несомненно, осложнили экономическое развитие страны и ее взаимодействие с внешним миром. В связи со всем этим многие экономисты оценивают уровень открытости отечественной экономики как чрезмерный. Вместе с тем, при всех негативных последствиях открытия неподготовленной к состязательности с иностранными конкурентами экономики стало очевидным, что уменьшение степени включенности страны в мировое хозяйство на нынешнем этапе может обернуться для нее дополнительным ущербом. Обострение финансового кризиса в России осенью 1998 г. имело своим следствием резкое сокращение импорта и объемов иностранных инвестиций, заметное удорожание импортной продукции и последующий рост цен на товары отечественного производства. Это дестабилизировало ситуацию по существу во всех отраслях и секторах отечественного народного хозяйства, в каждом из регионов страны. Оказалось, что изоляция от мирового хозяйства, даже частичная, не снимает угроз экономическому развитию, а, напротив, осложняет его. Таким образом, на пороге XXI века Россия сталкивается с проблемой обеспечения своей экономической безопасности в условиях возросшей открытости отечественной экономики. Поддержание необходимого уровня экономической безопасности становится одной из стратегических задач российской внешнеэкономической политики. Под экономической безопасностью принято понимать такое состояние экономики и системы государственного управления, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |