бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Шведская модель экономики

В целом примерно 25 компаний Валленбергов имели в 1986 г. оборот 250 млрд

крон и прибыли около 18 млрд крон. В Швеции и за границей на их

предприятиях занято примерно 450 тыс. человек. Империя Валленбергов

считается одной из крупнейших в Западной Европе.

Вторая финансовая группа - “Свенска хандельсбанкен” -

включает в свой состав кроме объединения вокруг самого банка группы

финансовых воротил Андерса Валля и Эрика Пенсера и семейные группы

Стенбеков и чемпе. Однако здесь семейства не играют значительной роли.

3.2 Государственный сектор

Важнейшая роль государственного сектора в Швеции - аккумуляция и

перераспределение значительных денежных средств на социальные и

экономические цели согласно концепции шведской модели. Государственный

сектор имеет два уровня владельцев собственности: центральное правительство

и местные (коммунальные) органы власти. Нижний уровень иногда выделяется в

коммунальную форму собственности. Они, вместе составляя по форме

собственности единое целое, различаются как по месту в сфере экономики, так

и по масштабам (в каждом отдельном случае, но не в совокупности)

деятельности.

Государственный сектор и государственная собственность - разные

понятия. Под государственной собственностью принято считать предприятия,

принадлежащие государству полностью или частично (смешанная собственность)

. Удельный вес государственной собственности в Швеции весьма низок.

Напротив, по размеру государственного сектора, который можно

охарактеризовать как объем вмешательства государства в экономическую жизнь,

Швеция занимает среди развитых стран первое место.

Размер государственного сектора может измерятся в таких показателях,

как удельный вес государственных расходов, потребления, налогов в ВВП,

населения, занятого в государственном секторе. В 1988 г. в нем работал 31%

работоспособного населения, государственное потребление составляло 30% ВВП,

а государственные капиталовложения - 3%. Доля государственных расходов,

включающих потребление, инвестиции и трансферты, достигала 61% ВВП в 1989

г. Она возросла с 33% в 1960 г. до 45%в 1970 г., 50% в 1975 г. и 67% в

1982 г. (рекорд капиталистического мира). Затем она несколько снизилась. За

последние десятилетия государственный сектор возрастал во всех странах, но

наиболее активно - в Швеции.

Коммунальная собственность весьма ограничена и по закону разрешена в

сфере коммунальных услуг и жилищном строительстве.

Национализированные предприятия в основном сконцентрированы в

сырьевых отраслях: горнодобывающей, черной металлургии, а также в

судостроении, коммунальных услугах и в транспорте. В этих секторах на

национализированные или принадлежащие государству предприятия приходится

больше половины всех товаров и услуг. Их основная цель - расширение

производства с достижением прибыльности. Однако конец 70-х годов

характеризовался убыточным расширением, особенно после национализации

коалиционным буржуазным правительством в 1977 г. судостроительных и

металлургических частных компаний и их дальнейшего слияния в результате

структурного кризиса в этих отраслях с целью сохранения занятости.

Правительство активно субсидировало эти компании до тех пор, пока

возвратившиеся к власти социал-демократы в 1982 г. не покончили с политикой

“кормления хромых уток”.

Государственная собственность принимает форму либо акционерных

компаний, либо государственных предприятий. Последние имеют значительную

свободу действий в финансовых и кадровых вопросах. Решения в области цен

ими принимаются также самостоятельно. Они должны покрывать издержки и

приносить прибыль на вложенный капитал.

Созданный в 1970 г. для координации деятельности государственных

предприятий холдинг “Статсферетаг” был реорганизован в 1983 г., когда из

него вышла группа крупных компаний, занимающихся добычей и переработкой

сырья, а оставшиеся вошли в фирму, получившую название “Прокордиа”. Сейчас

она объединяет около 15 фирм в химической, фармацевтической, пивоварной

промышленности, машиностроении, производстве потребительских товаров и

услуг. В 1987 г. число занятых в “Прокордии” составило 25 тысяч человек.

Кроме “Прокордии” в число государственных и смешанных предприятий

входят горнодобывающая компания ЛКАБ, целлюлозно-бумажные АССИ и НСБ,

металлургическая “Свенска столь”, судостроительная “Цельсиус” и

коммерческий банк “Нурдбанкен”.В 1987 г. число занятых в этих фирмах

составило 48 тыс. человек, а всего в государственных компаниях - около 150

тыс. человек.

Предприятия государственного управления предназначены для выполнения

особых целей и в некоторых случаях по закону являются монополиями. На почту

и связь - две крупнейшие государственные монополии - приходится свыше 60%

всех занятых на государственных предприятиях. Другая важная сфера -

транспорт. Шведские государственные железные дороги составляют 95% всех

жел. дорог в Швеции и на них работают 33 тыс. человек. Около половины

производства электроэнергии приходится на государственное управление

“Ваттенфалль”. В последние годы оно также занялось исследованиями в области

как новых источников энергии (солнце, ветер и вода), так и традиционных

(уголь, торф и природный газ).

Центральное правительство решающее воздействие на экономику страны

посредством различных экономических инструментов. Основной из них -

государственный бюджет.

В Швеции более 50% государственных расходов составляют трансфертные

платежи, то есть перевод доходов в частный сектор (домашним хозяйствам и

предприятиям), в том числе пенсии, жилищные субсидии, пособия на детей,

сельскохозяйственные и промышленные субсидии. Сюда же входят выплаты

процентов по государственному долгу.

Оставшиеся после вычета трансфертных платежей из общих

государственных расходов средства составляют государственное потребление и

инвестиции. На государственное потребление приходится порядка 90%

оставшейся суммы, в том числе почти 2/3 тратится на здравоохранение,

образование, государственную администрацию и т.д. Большая часть

государственного потребления состоит из зарплаты государственных служащих -

медицинских работников, учителей и др. Основная часть коммунальных расходов

приходится на здравоохранение и социальные услуги, охрану окружающей среды

(около 30%), образование (около 21%), электро- и водоснабжение (12%), досуг

и культуру (5%), транспорт и связь (5%).

Основа шведской системы социального страхования - различные виды

социальных пособий, которые также являются важным инструментом политики

распределения. В 1988 г. переводы из сектора социального страхования

домашним хозяйствам составили 109 млрд. крон, в том числе более 50% -

пенсии. Всего же расходы сектора социального страхования достигли 134 млрд.

крон.

Финансирование государственных расходов в Швеции комплексное.

Различные части государственного сектора имеют имеют собственные источники

доходов. Кроме того, комунны, ландстинги[1] и сектор социального

страхования получают дотации, в основном от центрального правительства. Для

последнего основной источник доходов - косвенные доходы.

В 1988 г. налоги и взносы на социальное страхование, выплаченные

государству, составили 340 млрд. крон, или 90% всех доходов центрального

правительства (378 млрд. крон). 50% этой суммы составляют косвенные налоги,

15% - налоги на социальное страхование.

Для местных властей основной источник финансирования - подоходные

налоги (60%). Государственные трансферты комуннам в 1988 г. составили 67

млрд. крон, что составляет 25% доходов коммун (270 млрд. крон), и являются

дотациями коммунам с низкими налогами, компенсацией потерь налогооблажения,

помощью и субсидиями на инвестиции.

В секторе социальных услуг взносы предпринимателей и трудящихся на

социальное страхование - основной источник доходов.

Государственный сектор наиболее развит в сфере услуг. В социальных

услугах, составляющих половину всей сферы услуг, доля государства - 92%, в

том числе в здравохранении - 92%, в образовании и НИОКР - 88,7%, социальном

страховании - 98,2%. В целом же по статистике на государство приходится 49%

занятых в секторе услуг, а с учетом государственных компаний - 56%.

Государственный сектор важен для повышения эффективности экономики.

Этому способствует, например, хорошее качество и низкие издержки на такие

важные государственные услуги, как транспорт и связь, система образования.

В этом четко видно взаимодействие частного и государственного секторов:

рост доходов от первого используется через налоговые и другие поступления в

государственный бюджет для увеличения прежде всего государственных услуг

населению, что в свою очередь способствует большей эффективности экономики,

где основу составляет частный сектор.

3.3 Кооперативы

Особенностью шведской экономики является роль и значение

кооперативного движения в стране. Оно распространено по всей стране и

занимает весьма сильные позиции. Кооперативы способствовали превращению

Швеции из аграрной в промышленно развитую, процветающую страну. Важную роль

кооперативное движение играет в сельском хозяйстве, в промышленности, в

розничной торговле, жилищном строительстве и других сферах деятельности.

Кооперативы делятся на производственные и потребительские.

Производственные кооперативы с общим числом занятых около 50 тыс. чел

доминируют в производстве молока и мяса и занимают важное место в

производстве других продуктов, а также в целлюлозно-бумажной

промышленности. Потребительские кооперативы с числом занятых 70 тыс.

человек, из которых примерно половина приходится на два крупнейших, играют

важную роль в розничной торговле.

В смешанной экономике кооперативное движение действует в качестве

“третьей силы”, или “третьей альтернативы”, частной и государственной

собственности, основываясь на принципах демократии и пользуясь широкой

народной поддержкой. В некоторых областях - особенно среди потребительских

кооперативов - кооперация стала уравновешивающей силой на рынке в интересах

простых людей, например в вопросах ценообразования. В прошлом

потребительские кооперативы выдержали немало битв с частными картелями. Эту

роль они играют и сейчас, хотя и в менее драматичных формах.

На кооперативы в Швеции приходится 5% промышленного производства и

всех, 7,5% занятости в промышленности, 14% в розничной торговле и 5% от

числа всего работающего населения.В Швеции 2/3 домашних хозяйств тем или

иным образом связаны с кооперативами. На потребительские кооперативы

приходится 20% продаж товаров повседневного спроса. От 1/2 до 2/3

продовольствия, потребляемого в Швеции, производится фермерами, входящими в

кооперативы, а по молоку и мясу эта доля равна 99% и 80% соответственно.

Термин “кооператив” обычно относится к экономическому понятию,

основывающемуся на совместных действиях и взаимопомощи. Кооперативное

предприятие должно иметь прямую связь с нуждами и экономическими интересами

его членов. Среди принципов кооперативного движения: свобода членства -

никто не может быть исключен, кроме случаев нарушения устава ;

независимость от политических партий и вероисповеданий; демократическое

управление - “один член - один голос”; ограничение доходов на вложенный

пай, кооперативное общество - ассоциация людей, а не капитала; накопление

капитала на развитие и экономическую самостоятельность; просветительская

деятельность; взаимодействие кооперативов.

Кооперативное движение возникло в Швеции во второй половине XIX в. Но

решающий прорыв произошел в 90-е годы прошлого века и следующие за ним

десятилетия вследствие промышленной революции и возникновения растущего

рабочего класса в новых городских районах. Кооперативное движение нашло

поддержку среди членов других народных движений:“свободного” религиозного,

трезвости, крестьянского, рабочего - в лице его политической и профсоюзной

частей. В 1896-1899 гг. появилось более 200 новых потребительских

кооперативных ассоциаций. В 1899 г. они образовали Кооперативный союз (КФ).

КФ - национальная организация шведских самоуправляющихся обществ

потребительских кооперативов. Число членов постепенно возросло, а число

обществ заметно сократилось вследствие слияний;с 950 в 1920 г. до 138 в

1987г. Общества различаются по числу членов от 306 тыс. до 67. Всего же в

потребительских кооперативах в Швеции состоит 2 млн. человек. КФ занимается

торговлей, производством, банковской, издательской, туристической и

просветительской деятельностью. КФ имеет более 80 торговых отделений, в том

числе за рубежом, ряд заводов по переработке продовольствия, в частности

мукомольные, пекарни, по упаковке мяса,пивоваренные и консервные, а также

несколько промышленных предприятий.

Сфера деятельности кооперативов широка; помимо упомянутых существуют

кооперативы жилищные, страховые, туристические, автомобильные и даже

похоронные.

Таким образом, кооперативы играют очень важную роль в современном

шведском обществе. Но происшедшие в 50-60 годы сдвиги к укрупнению

экономических предприятий с целью снижения издержек оказали воздействие и

на кооперативы, также как и на другие виды бизнеса. Эта тенденция стала

серьезно угрожать демократии в кооперативах. В настоящее время

кооперативное движение ищет пути усиления влияния рядовых членов на

положение дел в кооперативах.

4. Уровень жизни

Каждая социально-экономическая модель преследует и создана для

определенных целей. В шведской модели первостепенную роль играет социальная

политика, которая призвана создавать более или менее нормальные условия

воспроизводства рабочей силы (преимущественно высококвалифицированной) -

обстоятельство исключительной важности для Швеции, если иметь в виду

специфику ее развития и место в международном разделении труда, - и

является инструментом ослабления социальной напряженности, нейтрализации

классовых антагонизмов и конфликтов.

В шведской модели социальная политика способствует преобразованию

общественных отношений в духе социальной справедливости, уравниванию

доходов, сглаживанию классовых неравенств и в итоге построению нового

общества демократического социализма на базе государства благосостояния.

Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и

наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных

показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из

первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все

остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин к зарплате мужчин в Швеции

самое высокое в мире

Согласно одной из целей шведской модели - равенства, доходы

выравниваются весьма прогрессивной системой подоходных налогов. Широкое

перераспределение через систему социального страхования способствует

значительному сокращению различий в доходах. В 1986 г. в Швеции на 20%

самых богатых семей приходилось 37,5% доходов, на 20% самых бедных - 12%

(для США соответственно 43,7% и 4,6%). Заметно сократилась разница в оплате

мужчин и женщин; в 1987 г. средняя заработная плата женщин составляла 89,6%

зарплаты мужчин (для сравнения : в Италии - 84,8%; в Германии - 73% ; в

Великобритании - 70,5% ; в Японии - 48,5%).

После продолжительного роста чистых (после вычета налогов) доходов в

послевоенный период реальные (в постоянных ценах) чистые доходы домашних

хозяйств в 1981-1983 гг. сократились. В 1984-1989 гг. в среднем ежегодно

они росли на 2,2%. Реальные доходы трудящихся отставали по темпам роста от

доходов других слоев населения (например,пенсионеров). В 1950 г. на чистые

доходы домашних хозяйств приходилось 70% ВВП. К 1989 г. эта доля упала

примерно до 50%. Прямые налоги и взносы на социальное страхование с

населения росли заметно быстрее обратного потока переводов из

государственного сектора домашним хозяйствам.

Более половины собственности домашних хозяйств приходится на

материальную собственность, а финансовые активы в виде счетов в

банках,облигаций,акций и других требований составляют около 40%. На

автомашины, лодки и другие потребительские товары длительного пользования

приходится еще 10%. Собственность распределена менее равномерно, чем

доходы, но за последние десятилетия была заметна тенденция к более

равномерному распределению. Распределение собственности в Швеции более

равномерное, чем в большинстве других стран.

Показатели жизненного уровня (на 1000 чел.) в 1987 г.

|Страны |ВВП на |Телефоны |Телевизор|Легковые |Потреблен|Безработи|

| |душу |(шт.) |ы (шт.) |автомобил|ие |ца (%) |

| |населения| | |и (шт.) |электроэн| |

| |(долл.США| | | |-ии на | |

| |) | | | |душу | |

| | | | | |(кВч) | |

|Швеция |18876 |890 |393 |420 |17079 |1,6 |

|Германия |18280 |640 |379 |463 |6900 |8,7 |

|Англия |11765 |524 |346 |318 |5477 |8,4 |

|США |18338 |760 |813 |559 |11204 |5,4 |

|Япония |19465 |555 |261 |241 |5733 |2,5 |

|Франция |15818 |608 |332 |394 |5870 |10 |

Уровень доходов в 1987 г.

|Размер дохода |Число мужчин |Число женщин |Итого |

|0 |20 278 |21 755 |42 033 |

| 1-39 999 |476 061 |905 017 |1 381 078 |

| 40 000-79 999 |560 063 |1 139 362 |1 699 425 |

| 80 000-119 999 |1 029 254 |1 020 719 |2 049 973 |

|120 000-159 999 |778 000 |320 563 |1 098 563 |

|160 000-199 999 |274 161 |69 438 |343 599 |

|200 000-299 999 |186 304 |29 199 |215 503 |

|300 000-499 999 |52 067 |5 756 |57 823 |

|500 000 и выше |10 707 |1 227 |11 934 |

5.Заключение

Итак, основные цели шведской модели - полная занятость и равенство,

которые зависят от стабильности цен, экономического роста и

конкурентоспособности. Сочетание общих рестриктивных мер и активной

политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной

занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и

профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части

шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и

показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты,

полной занятости без инфляции,активной политики на рынке труда. Какие же

выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать?

Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно

низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х

годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице

в большинстве развитых капиталистических стран.

Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство.

Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной

занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из

массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в

доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском

обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной

зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное

налогообложение и систему обширных государственных услуг.

Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли

быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее,

чем в ряде стран Западной Европы,производительность труда почти не росла.

Падение темпов роста производительности труда - международное явление,

вызванное , в частности, расширением сектора услуг, который менее способен

к рационализации. В определенной степени неблагоприятное развитие в Швеции

объясняется большим государственным сектором, который, по определению, не

дает роста производительности. Таким образом, инфляция и относительно

скромный экономический рост являются определенной ценой, уплаченной за

полную занятость и политику равенства.

Наиболее слабым местом модели оказалась сложность сочетания полной

занятости и стабильности цен. Но до 80-х годов эти трудности не проявлялись

в виде серьезной угрозы модели в целом. Причины лежат в области политики.

Социал-демократы имели правительство,опирающееся на меньшинство в рикстаге,

и позиции партии постепенно ослабевали. Правительство понимало

необходимость более сильной налоговой политики, но не нашло поддержки этоьу

в риксдаге. Рестриктивная политика обычно непопулярна, а период пребывания

правительства у власти короткий: общенациональные выборы проходят через 3

года, и правительству требуются твердость и политическое мужество при

сдерживании высокой конъюктуры.

Таким образом, шведская модель оказалась под угрозой. Сохранение в

будущем двух основных целей шведской модели - полной занятости и равенства

- видимо, потребует новых методов, которые должны соответствовать

изменившимся условиям. Лишь время покажет, сохранятся ли специфические

черты шведской модели - низкая безработица, политика солидарности в области

зарплаты, централизованные переговоры по зарплате, исключительно большой

государственный сектор и соответственно тяжелое налоговое бремя, или же

модель соответствовала лишь особым условиям послевоенного периода.

7. Литература

1) Волков А.М. “Швеция : социально-экономическая модель” М.”Мысль”1991

-----------------------

[1] В Швеции два уровня местных органов власти: страна состоит из 24 лэнов

(губерний) и 284 комунн (низовых административных единиц).В каждом лэне

имеется местный региональный выборный орган - ландстинг.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.