бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Безработица в России и задачи Государственной службы занятости

исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет

по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное

управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе

РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования

Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и

реализации государственной политики занятости. Аналогичные межведомственные

комиссии целесообразно создать и на региональном уровне при органах

исполнительной власти.

В свою очередь, Федеральная и региональные службы занятости должны

быть представлены в соответствующих комиссиях и советах, создаваемых

федеральными органами и их региональными структурами, и в Государственном

комитете по поддержке и развитию предпринимательства, Федеральном

управлении по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе

РФ. Такое представительство позволит координировать усилия разных ведомств

по решению социально-экономических задач, объединяя их ограниченные

финансовые ресурсы.

Формирование и эффективное функционирование системы регулирования

занятости и безработицы объективно требует наличия адекватной

информационной базы. Для мониторинга движения рабочей силы и рабочих мест

необходимо проведение статистических группировок предприятий с различной

формой собственности. Заказчиком таких разработок могла бы выступить

Федеральная служба занятости.

Заключение

Важным принципом с позиций обеспечения занятости населения при

стабилизации экономики является нахождение компромисса между экономическими

и социальными результатами. На деле это означает, что все варианты мер,

направленных на стабилизацию, должны предварительно оцениваться по их

влиянию на рынок труда и корректироваться, если возникнет в этом

необходимость.

При выборе путей формирования рынка труда надо исходить из

необходимости изучения и анализа внутренних закономерностей, присущих

развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики,

поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости,

зависят непосредственно от человека (численность населения, его

половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской

местностях и т.д.).

Одним из основных элементов формирования политики эффективной

занятости является разработка и задействование механизма, регулирующего

динамичное равновесие спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. В

этой связи следует выделить два блока проблем:

1. оживление экономической ситуации и инвестиционной активности в стране,

создание условий для динамичного движения капитала, разработка мер по

развитию системы рабочих мест и увеличению потребности предприятий и

организаций в рабочей силе;

2. совершенствование системы оплаты труда, расширение возможностей

получения населением дополнительных доходов (дивиденды от ценных бумаг,

проценты по вкладам и т.д.), развитие системы социальных пособий, дотаций

и льгот, снижающих потребность в труде отдельных социально-демографических

групп населения, особенно женщин, учащейся молодежи и пенсионеров.

В реализации первого направления большое значение приобретают методы

воздействия на занятость населения в условиях структурных сдвигов в

экономике и развития новых форм собственности.

Начавшемуся под влиянием рыночных реформ стихийному процессу

реструктуризации производства важно придать управляемый характер. Другими

словами, государство должно стимулировать создание и преобразование рабочих

мест (естественно, на новых принципах инвестирования) в жизнеобеспечивающих

производствах, а также в наиболее развитых в технологическом отношении

отраслях экономики. Предстоит усилить роль собственных источников

финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток

децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных

инвесторов и т.д.).

Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и

предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что

предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих

формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на

рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации

мер по регулированию занятости населения в условиях существенных

инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения

спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических

групп населения.

Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках

труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки

кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать

внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном

образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от

влияния сиюминутных интересов. Ведь возникает очередное противоречие между

формальным и реальным образованием. Учебные заведения готовят кадры,

практически не интересуясь ситуацией на рынке труда, касающейся тех или

иных профессий и специальностей. В то же время работодателя в первую

очередь интересует вопрос, не какой у нанимаемого работника диплом, а что

конкретно он умеет делать. Разрешение указанного противоречия во многом

будет способствовать стабилизации ситуации на рынке труда.

В настоящее время возникает необходимость активизации деятельности

федеральных и региональных органов по прогнозированию, постоянному учету и

анализу в территориальном и отраслевом разрезах потребностей предприятий,

учреждений и организаций в квалифицированных рабочих и специалистах и

созданию соответствующих условий для их подготовки. Одновременно следует

шире развивать дуальную форму получения образования, основанную на

периодической смене учебного процесса и производственной практики (опыт

Германии), что позволит устранить определенные противоречия между

формальным образованием и реальным содержанием учебного процесса с учетом

потребностей производства.

При решении вопросов регулирования занятости населения важно учитывать

специфические черты российской модели рынка труда. Это: более высокая

степень коллективизма как традиционного способа взаимной поддержки

работающих (отсюда преобладающими, видимо, останутся и коллективные формы

найма и увольнения, социальной поддержки в сфере труда); разная скорость

движения к рынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность

перехода к рынку в отдельных регионах, городах и сельской местности.

Понимая неизбежность нарастания масштабов безработицы в России в

условиях углубления экономических реформ, в ближайшие годы, видимо,

следует ориентироваться на социально допустимые масштабы безработицы в

размере 7-8%, определяемой как отношение числа лиц, ищущих работу, ко всей

численности экономически активного населения. С учетом специфики российской

экономики это ниже, чем в других странах, переходящих от плановой к

рыночной экономике.

Предметом взаимной заботы федеральных и региональных органов

исполнительной власти остаются проблемы регулирования миграционного

движения населения по территории России с учетом ситуации, складывающейся

на региональных рынках труда. Особенности обеспечения возвращения

русскоязычного населения из ближнего зарубежья в Россию должны учитываться

при реализации мер, связанных с их расселением и обустройством. Вопрос

сегодня состоит в том, каким образом и с помощью каких рычагов и стимулов

Россия должна воздействовать на создание единого политического и

экономического пространства на территории бывшего СССР, позволяющего

простому россиянину (а не беженцу или вынужденному переселенцу),

проживающему в настоящее время за пределами России, реализовать свое право

жить там, где он пожелает, в том числе и в Российской Федерации. Достичь

этого можно только путем политических и экономических решений.

Перемещение людей в экономическом пространстве должно происходить

прежде всего сообразно их интересам. Причем роль государства заключается в

том, чтобы создавать на соответствующих территориях такие правовые,

экономические и социальные условия, которые бы позволили заинтересовать

часть населения в перемещении в нужном государству направлении.

Рассматривая характерные особенности региональных рынков труда,

следует прежде всего учитывать специфику территориального распределения

приростов численности населения трудоспособного возраста. В частности,

преобладающая часть (примерно 3/4) прироста численности населения

трудоспособного возраста в 1998-2005 гг. будет приходиться на Поволжский,

Северо-Кавказский, Уральский и Западно-Сибирский экономические районы, и

без того характеризующиеся излишками трудовых ресурсов и относительно

низким уровнем занятости населения.

Целесообразно шире привлекать средства фонда занятости для создания

новых рабочих мест. В соответствии с приказом Федеральной службы занятости

от 10 июня 1997 г. за счет средств фонда рекомендуется осуществлять:

инвестирование и выдачу кредитов непосредственно товаропроизводителям на

договорных началах под гарантии сохранения, создания дополнительных или

новых рабочих мест;

инвестирование и кредитование предприятий и организаций, осуществляющих по

договорам профессиональную подготовку и переподготовку безработных граждан

с последующим их обязательным трудоустройством;

финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желание

заниматься предпринимательской деятельностью.

В настоящее время в законодательной и хозяйственной практике слабо

учитываются территориальные особенности формирования и использования

трудовых ресурсов. В относительно трудонедостаточных районах России

(включая Нечерноземную зону, Крайний Север, Сибирь и Дальний Восток)

основное внимание должно быть уделено созданию необходимых экономических,

организационных и правовых предпосылок для привлечения инвестиций (в том

числе зарубежных) с целью реконструкции, модернизации и технического

перевооружения действующих производств, более эффективного использования

основных производственных фондов и рабочих мест, постоянного снижения доли

малоквалифицированного ручного труда, особенно в строительстве и сельском

хозяйстве, сокращения числа малопривлекательных рабочих мест с тяжелыми и

вредными условиями труда.

В то же время в трудоизбыточных районах страны для обеспечения

занятости населения следует открывать (в первую очередь в сельской

местности, в малых и средних городах) небольшие предприятия и производства

по переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, изготовлению

строительных материалов и товаров народного потребления из местного сырья

и отходов производства, а также предприятия и организации сферы

обслуживания.

На ситуацию на региональных рынках труда большое влияние оказывает

отраслевая структура производства. В частности, анализ отчетных данных

показывает, что в тех отраслях, где уровень оплаты труда выше (например, в

добывающих отраслях промышленности), количество свободных ( вакантных)

рабочих мест незначительно. В то же время, например, в машиностроении, где

уровень средней заработной платы в начале 1997 г. составлял всего 72%

средней зарплаты по промышленности в целом, количество свободных

(вакантных) рабочих мест достигло 48,5 тыс. единиц, что составляло примерно

43% всех свободных рабочих мест в промышленности.

При разработке прогноза социально-экономического развития России на

1998 г. особое внимание уделялось выравниванию уровня заработной платы

работников материального производства и отраслей непроизводственной сферы.

Политика в области труда и его оплаты по основным сферам хозяйства России в

1998 г. разрабатывалась таким образом, чтобы создать приоритеты для сферы

обслуживания населения. В частности, в непроизводственных отраслях

предусматривается рост численности работников с 20,4 млн. человек в 1997 г.

до 20,6 млн. человек в 1998 г. Среднемесячная оплата труда здесь возрастет

по сравнению с 1996 г. в 2,1 раза. Последнее обстоятельство позволяет

несколько сократить разрыв в оплате труда работников производственных и

непроизводственных отраслей.

Касаясь вопросов взаимодействия федеральных и региональных органов

исполнительной власти при формировании методов регулирования занятости

населения, следует подчеркнуть актуальность разработки сбалансированной

системы механизмов регулирования рынков труда, элементы которой были бы

достаточно эффективны как на федеральном, так и на отраслевом и

региональном уровнях, обеспечивая решение не только краткосрочных

(оперативных), но и среднесрочных (на 1-2 года) и долгосрочных (на 5-10

лет) задач. Указанные меры должны предусматривать не только

административное, но и косвенное экономическое влияние на процессы

занятости населения и ситуацию на рынке труда.

Очевидно, чем более оперативный и кратковременный характер носит та

или иная проблема занятости (например, внутрипроизводственное

перераспределение работников в целях снижения общих объемов высвобождения

кадров), тем выше вероятность использования прямого административного

воздействия.

В то же время для решения долгосрочных стратегических задач,

связанных, в частности, с формированием оптимальной региональной

производственной специализации на тех или иных территориях, требуется

глубоко продуманная политика привлечения в эти сферы как местного, так и

внешнего капитала, основанная на реализации комплекса в первую очередь

финансовых и внешнеэкономических мероприятий.

Одновременно с учетом близости объекта управления при одинаковом

характере решаемых задач в области занятости населения доля прямого

административного регулирования на региональном и отраслевом уровнях будет

существенно выше, чем на федеральном. Этому, в частности, способствуют и

принимаемые директивные решения, связанные, например, с предоставлением

права региональным органам исполнительной власти устанавливать предельно

допустимый уровень безработицы, сдерживать высвобождено работников с

предприятий и организаций и т.д.

Такие же сложные комплексные проблемы, как формирование единых

общероссийских рынков капитала, товаров и труда, обеспечение их

оптимального взаимодействия и функционирования, создание единой финансово-

кредитной, налоговой, антимонопольной и внешнеэкономической политики,

решение методологических вопросов приватизации и акционирования,

разрабатываются на федеральном уровне и уже потом адаптируются к

специфическим отраслевым и региональным условиям.

Анализ финансово-кредитной политики, намеченной в России в 1998 г.,

показывает, что ее реализация будет оказывать противоречивое влияние на

занятость населения. С одной стороны, прекращение покрытия бюджетного

дефицита за счет кредитов Центрального банка, последовательное сокращение

нерациональных государственных расходов, прежде всего дотаций и льгот, в

том числе аграрному сектору и угольной промышленности, может ускорить

высвобождение работников из различных секторов экономики, что усилит

социальную напряженность в отдельных регионах страны. С другой стороны,

проведение налоговой реформы, связанное с облегчением налогового бремени

для предприятий и организаций, во многом будет способствовать более

интенсивному формированию их финансовых накоплений, которые могут быть

использованы для инвестиций в производство, его расширение и

реконструкцию, создание новых рабочих мест.

Своеобразие ситуации, сложившейся перед этапом стабилизации, состоит в

том, что старые производственные структуры, не способные адаптироваться к

изменившимся условиям, испытывают на себе наиболее сильное влияние кризиса

и в первую очередь обусловливают глубину спада производства. Рассчитывать

на то, что поддержка этих структур поможет его замедлить и вывести страну

из спада, не приходится. В то же время сокращение производства в них пока

не компенсируется его ростом на новых или реорганизованных, более

эффективных и конкурентоспособных предприятиях. Частный капитал продолжает

концентрироваться в торговле и финансовом секторе, считая инвестирование

промышленности пока еще слишком рискованным и недостаточно выгодным.

Особую актуальность приобретают в настоящее время вопросы

совершенствования государственной статистики в области занятости населения,

формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие

статистической информации по вопросам использования рабочей силы на

негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на

них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий

и оплаты труда и т.д. В работе статистических органов в области занятости

населения наблюдается значительный крен в сторону изучения проблем

безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же

время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы

на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения

рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и

т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить,

как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой

структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности

населения.

Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной

занятости как важной социальной гарантии для экономически активного

населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка

труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться

применительно к новым условиям развития многоукладной экономики,

структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной

политики.

Список литературы:

А.Ананьев «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к

рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 - 1995

Е.Балацкий «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы

теории и практики управления», № 1 -1993

Т.Батяева, М.Гарсия-Исер, А.Касаткина, Н.Кутепова «Безработица среди

специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 - 1993

И.В.Бестужев-Лада «Безработица? Не может быть!» М.: Знание, 1992

Э.Бородянский, В.Кузьмин «Реальный путь противодействия безработице»,

«Человек и труд» № 9 - 1996

А.В.Бузгалин «Переходная экономика» М.: Таурус, 1994

Г.Волынский «К вопросу о безработице в переходный период», «Российский

экономический журнал», № 4 - 1994

А.А.Дикаpева, М.И.Миpская «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989

И.Заславский «О пользе рынка труда», «Вопросы экономики» № 9 - 1991

А.Карташева, Е.Кубишин «Ситуация на рынке труда: направления развития»,

«Экономист» №12 -1992

А.Кашепов «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России»,

«Вопросы экономики», № 5 - 1995

В.Колосов «Правовое регулирование занятости», «Советские профсоюзы» №2 -

1992

Я.Корнаи «Дефицит» М.: Наука, 1990

С.Котляр «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», № 8 - 1993

Н.Матыцина «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 - 1992

И.Д.Мацкуляк «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-

экономический аспект)» М.: Экономика, 1990

Г.Мэнкью «Макроэкономика» М.: МГУ, 1994

Г.Г. Руденко «Служба занятости и ее функции» М.: РЭА, 1992

Г.Стендинг, Т.Четвернина «Загадки российской безработицы», «Вопросы

экономики», № 12 - 1993

Т.Четвернина «Безработица в России (официальная оценка и реальные

масштабы)», «Проблемы теории и практики управления», № 4 - 1994

П.Хейне «Экономический образ мышления» М.: Новости, 1991

«Экономика труда» под редакцией Г.Р.Погосяна и Л.И.Жукова М.: Экономика,

1991

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.