|
Финансыпоказателей. 4. Расходы на правоохранительные органы - 6,2% (80% - Федеральный бюджет; 20% - субъектов федерации на содержание муниципальной милиции). Треть всех расходов - на содержание МВД, 10%- на внутренние войска; 20% - на уголовно-исправительные учреждения, 1,5 трлн. - на содержание НП; 20% - госбезопасность, также расходы на пограничные и противопожарные службы. 5. Федеральная судебная система - 0,3% (за счет Федерального бюджета) 6. Фундаментальные исследования и содействие НТП - 1,6% (95% за счет Федерального бюджета) - финансирование РАН, государственных научно- технических программ. 7. Финансирование промышленности, энергетики, строительства - 6,1% (2/3 - Федеральный бюджет) - дотации, федеральная помощь важнейшим отраслям этих сфер (основная часть - угольная промышленность - 15% всех расходов - 6 трлн.); 15% - на воспроизводство минерально-сырьевой базы (проблема - сократилась геологоразведка); остальное - госинвестиции из федерального бюджета - 25 трлн.(из которых 40% - социальные инвестиции на жилищное строительство, военнослужащим, программы “Свой дом”, Метрострой - 3 трлн, конверсия оборонных отраслей; задолженность прошлых лет перед строителями; 5,5 трлн. руб. - реально на производство) 8. Финансирование с/х - 3,7% (1/3 - Федеральный бюджет) - льготное кредитование засчет бюджета с/х предприятий - закупка семян, топлива, запчастей; на землеустройство (охрана, рекультивация, мелиорация); целевые дотации с/х предприятиям (в виде компенсации разницы в ценах или предоставления различных надбавок к ценам на комбикорма, топливо, семена, дотации, на племенное животноводство, компенсация части страховых взносов; закупка засчет государства с/х техники, передача в аренду с последующим выкупом; финансовый лизинг - закупка с/х техники. 9. Охрана окружающей Среды - 0,4% (1/2 - Федеральный бюджет) 10. Финансирование транспорта, связи, информатики - 1,5% (> 90% - бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты) - речной транспорт. 11. ЖКХ - 11,1% - все 100% засчет субъектов федерации и местных бюджетов. Включает дотации , т.к. население оплачивает лишь 27% услуг. 12. Финансирование рыночной инфраструктуры - 400 млрд - 0,05% 13. Предупреждение и ликвидация стихийных бедствий и ЧС - 1% всех расходов (99% - Федеральный бюджет). 14. Расходы на образование - 11,2% (15% - из федерального бюджета - финансирование ВУЗов в федеральной собственности, ПТУ; из бюджетов регионов - остальные ВУЗы и ПТУ, местные бюджеты - общеобразовательные школы и дошкольные учреждения) 15. Культура и искусство; СМИ - 6,8% (2/3 - за счет субъектов федерации и местных бюджетов). Федеральный бюджет предоставляет средства в основном на СМИ - телевидение, радио, некоторые центральные печатные издания; местные бюджеты - ДК, клубы, библиотеки (городские). 16. Здравоохранение и физическая культура - 6,8% (15% - федеральный бюджет). Хотя и есть система ОМС , но из бюджета все равно выделяются большие средства, т.к. у нас бюджетно-страховая медицина. Финансируются исследовательские центры, РАМН, СЭС (Федеральный бюджет), иногда скорая помощь. 17. Социальная политика -5,1%, из них 1/3 - федеральный бюджет - расходы на соц. обеспечение, предоставление помощи, пособий, компенсаций различным слоям населения(помимо внебюджетной системы); пособия беженцам; программа “Дети России, социальная помощь матерям, детским домам, предоставление социальных пенсий (деньги для ПФ из Федерального бюджета); доплаты к пенсиям госслужащих. 18. Обслуживание государственного долга - растет в % отношении из года в год - составляет 8,6% - все 100% из Федерального бюджета - уплата % по внешнему и внутреннему госдолгам, погашение основной суммы долга. 19. Пополнение государственных запасов и резервов - закупка золота -1,3% - вся сумма из Федерального бюджета. 20. Прочие расходы - 14,9% (1/2 - Федеральный бюджет). 70% - финансовая помощь субъектам федерации и нижестоящим бюджетам, Фонд трансфертов; объекты социально-культурной сферы, переданные на баланс(местные бюджеты); резервный фонд (Президента, Правительства) - 1,5 трлн. руб, государственная поддержка Крайнего Севера. * - Есть еще расходы целевых бюджетных фондов - 3,4% ( образовавшиеся в результате консолидации части внебюджетных фондов - дорожный фонд, фонд экономического стимулирования). Лекция 17. 25.04.1997. 5. Расходы госбюджета в настоящее время не покрываются доходами, отсюда важнейшее направлении политики в области расходов - их всемерное сокращение и рационализация, выработка новых форм бюджетного финансирования, обеспечивающих эффективное использование средств и повышение действенности контроля за использованием бюджетных средств. В качестве мероприятий для повышения эффективности федерального бюджета можно предложить всемерное расширение предоставления бюджетных средств на возвратной основе. Безвозвратное финансирование негосударственных организаций с 1997 года осуществляется на строительство, реконструкцию только при условии получения государством дополнительного пакета акций или доли в уставном капитале предприятия. На возвратной основе предоставляются бюджетные средства в рамках финансового лизинга; при сезонном кредитовании с/х предприятий (закупка семян, удобрений); инвестиционные программы конверсии ВПК; расходы по финансовому оздоровлению убыточных производств; финансирование расходов по высокоэффективным коммерческим инвестиционным проектам. Обычно бюджетные ссуды на эти цели предоставляются под уплату % в размере 1/2 учетной ставки ЦБ. Очень серьезная проблема бюджета - то, что он большой, громоздкий. Однако,при наличии дефицита госбюджета, государство старается с наибольшей отдачей вложить средства (в особенности, идущие на инвестиции). Реально на инвестиции идет 25 трлн. руб, в то время как это является важнейшим условием подъема нашей экономики. Отсюда вытекает вопрос - как дать max эффект, стимулировать частные инвестиции. Первый инструмент регулирования - финансирование высокоэффективных технических проектов : 1) Выбираются высокоэффективные проекты на конкурентной основе, причем любое предприятие может выставить свой проект. 2) Выдается кредит сроком на 2 года на долевых началах с условием, что сам инвестор вложит не менее 20%. В зависимости от категории значимости (всего их 4) государство выделяет из федерального бюджета от 20% до 50%, однако сумма в распоряжении очень ограничена - порядка 1-2 трлн. руб. В 1997 году появился новый инструмент - предоставление госгарантий под инвестиционные проекты. В этом случае государство реальных денег не дает, но при наступлении событий, мешающих выполнению проекта, государство обязуется погасить долг инвестора перед банком или другой организацией- кредитором : 1. Государство обязуется возместить до 60% долга 2. При заключении договора о госгарантии предприятие должно иметь залог с рыночной стоимостью на 25% больше суммы заимствованных средств 3. Условия возмещения - обстоятельства непреодолимой силы; факторы экономического риска в расчет не принимаются. 4. Гарантии предоставляются на конкурсной основе. I критерий отбора - наличие положительного ЧДД (если раньше эффективность проекта оценивалась через рентабельность = отношение прибыли к затратам, то сейчас считается сумма платежей, налогов, взносов в бюджет, и в течение 1997-2005 сумма взносов в бюджет должна превысить затраты государства на проект, причем при расчете за каждый год будет производиться деление на коэффициент дефлятора(корректировка на инфляцию). Естественно,не все заложенные в бюджете в позиции госдолга 50 трлн. будут выплачены как гарантии, реально - лишь 1-2 трлн, однако, эти средства должны вытянуть из частников большое количество инвестиций. В процессе обсуждения бюджета был предложен еще один механизм стимулирования экономики - был предусмотрен бюджет развития(27 трлн.). Его значение - дополнительные инвестиции в различные проекты. Поскольку он устанавливается поверх основного бюджета, то источники для бюджета развития было найти сложно, поэтому использовались дополнительно мобилизуемые основные средства. 2 основных источника : I. Связанные кредиты иностранных государств, банков - 15 трлн. II. Выпуск внутренних займов. Бюджет развития идет на прямые инвестиции государства на конкурсной основе, в основном в материальной сфере; предоставляются капвложения, связанные с санацией предприятий, кредитование экспортных предприятий, предоставление госгарантий. Другой важный вопрос, связанный с расходами - создание нового механизма госзакупки товаров. До сих пор заключение контрактов производилось с произвольными поставщиками, поэтому в большинстве случаев цены были завышены. Чтобы положить этому конец, решили перейти на конкурентный отбор поставщиков по закупкам. Главный критерий отбора - приемлемое качество при низкой цене. Другая важная проблема - сокращение расходов на ЖКХ, где дотации государства достигают 100 трлн. руб. Население покрывает 27% жилищно- коммунальных услуг. В настоящее время назревает жилищно-коммунальная реформа, заключающаяся в исключении дотаций при сохранении субсидий малоимущим. Кроме того, для сокращения издержек ЖКХ предлагаются альтернативные формы обслуживания - конкуренция частных предприятий с государственными по оказанию коммунальных услуг. Среди традиционных направлений сокращения расходов стоит отметить такие направления как затраты на ВПК и госаппарат. Тема : Бюджетное устройство и бюджетный процесс. 1. Характеристика бюджетной системы России (самостоятельно). 2. Межбюджетное регулирование. 3. Бюджетный процесс. 2. Межбюджетное регулирование - предоставление финансовой помощи одним бюджетом другому в различных формах. Основные формы : 1) Дотации. 2) Субвенции 3) Бюджетные ссуды 4) Отчисления от регулирующих налогов и доходов 5) Трансферты. 1) - самая простая форма; для сбалансирования из вышестоящих бюджетов предоставляется сумма(абсолютная) средств. Эта форма самая несовершенная и порождает иждивенчество. 2) - целевая дотация бюджету для финансирования определенных мероприятий (USA,England). Это более прогрессивная форма, которая может предоставляться на долевых началах. 3) - предоставление средств на возвратной основе под небольшой процент. 4) - наиболее распространенная до последнего времени форма; когда с налогов, поступающих в вышестоящий бюджет, устанавливается определенный процент отчислений в соответствующий территориальный бюджет (раньше - налог с оборота). Этот способ стимулировал изыскание дополнительных средств для роста сбора налогов. Недостаток - % отчислений устанавливается виртуально, свой для каждого региона, отсюда стремление повысить %, а не искать средства. 5) Новый механизм - бюджетный федерализм, заимствованный у Германии, когда распределение средств производится при помощи трансфертов. Финансовая помощь предоставляется за счет специально создаваемого фонда финансовой поддержки регионов (внутри его - фонд для особо нуждающихся) - в эти фонды направляется 15% всех собираемых налогов и сборов, кроме таможенных пошлин. Критерий отбора нуждающихся регионов - налоговый потенциал = сумма поступающих в бюджет данного региона налогов и сборов / количество жителей региона. Характеризуя сумму поступающих в регионы налогов, это 25% НДС, региональный налог на прибыль - до 22%, весь подоходный налог с населения, 50% акцизов на алкогольную продукцию; 100% остальных акцизов, кроме акцизов на нефть, газ, бензин; часть платежей за природные ресурсы; транспортный налог; + региональные налоги (налог на имущество, лесной налог) = налоговый потенциал (берется он за базовый предыдущий год) - его сравнивают со средним налоговым потенциалом налогов в России, и выделяются трансферты, если этот показатель ниже среднего по России; размер трансфертов определяется пропорционально этой разнице. Если полученного трансферта не хватает, то регион имеет право на дополнительный трансферт. Естественно, трансферты не отменяют остального регулирования ( например, Москва имеет высокий налоговый потенциал, но тем не менее получает субвенции). Важное значение имеет бесперебойное поступление средств из регионов (оставляют часть средств у себя). При нарушении отдельными регионами правил уплаты налогов и сборов в бюджет предусмотрены санкции : 1) Приостановление финансирования из федерального бюджета программ и мероприятий, осуществляемых на территории региона (в т.ч. трансферты, субвенции). 2) Приостановление поставки продукции из централизованных государственных ресурсов. 3) Прекращение выдачи лицензий на экспорт предприятиям данного региона. 3. Бюджетный процесс - составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджетов различных уровней. Рассмотрим бюджетный процесс на примере федерального бюджета : Проект федерального бюджета готовится Минфином РФ вместе с различными планами и прогнозами, обосновывающими проект бюджета. Проект Федерального бюджета передается в Правительство, после одобрения должен быть вынесен до 01.09 текущего года на рассмотрение Госдумой, что сопровождается выступлением Президента. Передаются также предварительные итоги социально- экономического развития на текущий год, прогноз на планируемый год, составляется отдельный документ “Основные направления бюджетной и налоговой политики”; прогноз сводного финансового баланса, прогноз консолидированного бюджета РФ, федеральные целевые программы, расчеты по отдельным разделам и статьям доходов и расходов Федерального бюджета; ряд других документов. Одновременно вносятся в Госдуму на рассмотрение проекты законов о бюджетах Государственных внебюджетных фондов. Если требуется внести изменения в законы о взимании налогов - то предоставляются проекты изменений в налоговом законодательстве. Сначала весь налог попадает в Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам. Комитет просматривает документы с точки зрения полноты и правильности оформления, и если есть замечания, то пакет может быть возвращен для уточнения и дополнения. После положительного заключения Комитета, совет Госудмы утверждает комитеты, ответственные за рассмотрение отдельных разделов бюджета (комитет по обороне, социальной политике). По 1 экземпляру закона попадает в Совет Федерации, комитеты Госдумы и другие органы, имеющие право законодательной инициативы. До рассмотрения проекта Федерального бюджета в первом чтении должны быть приняты законы и поправки к ним о взимании налогов, страховых взносов. Рассмотрение проекта Федерального бюджета проходит в 4 чтениях. В 1 чтении ( не позднее 45 дней после предоставления проекта Правительством) рассматриваются основные характеристики Федерального бюджета - 1) доходы федерального бюджета в разрезе группы статей бюджетной классификации; 2) распределение доходов между Федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации (по НДС, акцизам, подоходному налогу и т.д.; 3) размер бюджетного дефицита и источники его покрытия; 4) общий объем расходов бюджета. Одновременно рассматривается проект бюджета в комитетах Госдумы. Все их заключения передаются в Комитет по бюджету ..., который затем передает материалы непосредственно в Госдуму. В 1 чтении бюджет может быть отклонен в 3-х вариантах : 1. Передать бюджет в согласительную комиссию для уточнения ( в Комиссии - представители Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ). 2. Вернуть законопроект Правительству на доработку. 3. Поставить вопрос о доверии Правительству. II чтение (в течение 15 дней со дня принятия в 1-ом чтении) - утверждаются расходы Федерального бюджета по разделам функциональной классификации. Бюджет может быть отклонен и передан в согласительную комиссию. III чтение ( не позднее 25 дней после принятия второго) - расходы утверждаются по разделам функциональной классификации, по ведомственной классификации, федеральным целевым программам, программам государственных внешних заимствований и кредитов другим государствам; + перечень защищенных статей; поправки, изменения по каждой позиции расходной части бюджета, внесенные отраслевыми комитетами, Комитетом по Бюджету. IV чтение - в течение 15 дней после принятия в третьем чтении. Производится окончательное решение вопроса с поправками, рассматривается поквартальное распределение доходов и расходов, ставится на голосование бюджет в целом. После утверждения Госдумой - в течение 5 дней передается в Совет Федерации, после его одобрения - на подпись Президенту. Лекция 18. 15.05.1997. Если бюджет не утвержден до начала отчетного года, то финансирование ведется по объемам, аналогичным по разделам бюджета, сложившегося в IV кв. предыдущего года. Исполнение бюджета. Исполнение бюджета происходит в строгом соответствии с законом о бюджете, но в процессе исполнения могут возникнуть ситуации, когда нужно вносить корректировки : 1) Если сверхплановые доходы - то дополнительные бюджетные поступления распределяются Минфином в соответствии с решениями Правительства РФ, т.е. это деньги, которые тратит Правительство без необходимости согласования с Парламентом. 2) Доходы меньше запланированных - возникает болезненная ситуация, связанная с необходимостью сокращения бюджетных расходов. В настоящее время сокращение расходов производится при помощи механизма секвестров. Секвестр предполагает пропорциональное сокращение расходов бюджета, кроме защищенных статей. Здесь следует отметить 2 ключевых момента : 1. Пропорциональность сокращения (отражается в законодательстве о бюджетном процессе => невозможно лоббирование министерствами размера сокращения), хотя при секвестировании у нас в стране - произошло сокращение расходов в I квартале по одним позициям - на 50%, а по другим - на 30%. 2. Есть перечень защищенных статей. не подлежащих секвестированию, который устанавливается ежегодно при принятии Федерального бюджета. Так, в этом году : зарплата в бюджетных организациях и начисления на нее; стипендии, госпособия, выплачиваемые из бюджета; питание и приобретение медикаментов в сфере здравоохранения, для нужд детсадов, интернатов;погашение внутреннего долга в части выплат населению; расходы бюджета развития. В процессе исполнения бюджета важное значение уделяется контролю за целевым использованием предоставленных средств. Предусматриваются следующие санкции : - -при нецелевом использовании средств из Федерального бюджета на возвратной и безвозвратной основе с предприятий взимается штраф в размере двойной действующей учетной ставки ЦБ (сейчас 36%*2= 72%); - в случае предоставления на возвратной основе и несвоевременной выплате % (обычно в размере 1/2 учетной ставки), то взымаются пени в размере 1/300 действующей учетной ставки ЦБ за каждый день просрочки. - при несвоевременном возврате - прекращение всех форм господдержки. В целях повышения эффективности использования бюджетных средств в этом году осуществлен переход на закупки продукции для госнужд через проведение торгов и конкурсов среди поставщиков. Для этого вышел 8 апреля 1997 года УКАЗ Президента РФ № 305 “О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд”. Раньше госзакупки производились произвольно, т.е. заключался договор с определенным предприятием на поставку товаров, при этом многие госслужащие злоупотребляли своим служебным положением и при заведомой договоренности приобретали продукцию по завышенным ценам, куда включался “откат” (представительские выплаты для руководителей организации-поставщика), стоимость отстроенных дачных городков, квартир, автомобилей личного пользования. Таким образом, бюджет терял огромные средства. Эти проблемы существовали и в бывшем СССР, и во многих других странах. Сейчас же впредь до принятия федерального закона об организации торгов на закупку товаров, работ, услуг для государственных нужд, Указом устанавливается, что “...заказы на закупку товаров, работ и услуг...для государственных нужд размещаются на торгах(конкурсах), если иное не предусмотрено ФЗ и Указами Президента РФ”. Для участия в процедуре по размещению заказов на закупки продукции для государственных нужд юридические лица и индивидуальные предприниматели должны удовлетворять квалификационным требованиям : · ·должны иметь необходимые профессиональные знания и квалификацию, финансовые средства, оборудование и другие материальные возможности, опыт и положительную репутацию, быть надежным,обладать необходимыми трудовыми ресурсами для выполнения государственного контракта, исполнять обязательства по уплате налогов в бюджеты всех уровней и обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды; · не должен быть неплатежеспособным, находиться в процессе ликвидации (для юридического лица), быть признан несостоятельным (банкротом) · поставщиком не может являться организация, на имущество которой наложен арест и (или) экономическая деятельность которой приостановлена. Преимущественный способ закупки, товаров, работ и услуг для госнужд должен быть открытый конкурс. Он осуществляется следующим образом : ведомственный орган публикует в печатных СМИ приглашение к участию в торгах, в т.ч. и на английском языке - чтобы участвовали инофирмы - указывается количество, место поставки, условия, сроки, критерии оценки квалификации поставщиков. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |