бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы

Провести грань между финансовыми ресурсами и денежными доходами нетрудно.

т.к. финансовые ресурсы находятся в распоряжении государства и субъектов

хозяйствования, а вторые - в руках граждан и используются для обеспечения

жизненных потребностей.

Кредитные и финансовые ресурсы имеют разные источники, а во II, - кредитные

используются на условиях срочности, платности, возвратности.

Оборотные средства также не включаются в состав финансовых ресурсов, т.к.

особенности использования оборотных средств на предприятии предполагают

постоянное, неразрывное их обращение в форме натурально-вещественного

слагаемого. Предприятие не может оборотные средства даже временно направить

на другие цели, т.к. ОС всегда должны строго использоваться на обслуживание

кругооборота предметов труда на предприятии. Финансовые ресурсы не обладают

большей независимостью от натурально-вещественной формы стоимости

создаваемого продукта. Они могут распределяться и перераспределяться по

различным каналам и денежным фондам, поэтому специалисты не включают

оборотные средства в состав финансовых ресурсов.

Состав финансовых ресурсов : основу составляет СОП (на микроуровне -

выручка). Он подразделяется на ВНП и возмещение фонда оборотных средств.

Возмещение фонда оборотных средств - закупка товарно - материальных

ценностей, предметов труда для возобновления производственного процесса,

здесь финансовые ресурсы формируются засчет излишка основных средств.

В состав ВНП на стадии первичного распределения включаются : возмещение

основных средств, фонд оплаты труда и чистый доход общества.

Возмещение основных средств происходит засчет амортизационного фонда

(только реновация), ремонтного фонда и нематериальных активов; - все эти 3

элемента являются отдельными видами финансовых ресурсов)

Фонд оплаты труда не относится к финансовым ресурсам, но из з/пл

удерживаются налоги(т.е. часть ФОТ через вторичное распределение

превращается в финансовые ресурсы) и добровольные платежи (страховые

взносы, покупка ЦеБу).

Чистый доход общества включает 3 категории :

1) Косвенные налоги (НДС, акцизы, таможенные пошлины).

2) Отчисления во внебюджетные фонды и другие платежи, включаемые в

себестоимость продукции.

3) Прибыль. И все эти 3 элемента входят в состав финансовых ресурсов.

Т.е. к финансовым ресурсам относится большая часть созданного обществом

продукта. По данным Минфина, в 1996 году объем финансовых ресурсов составил

1624 трлн. рублей, а ВВП - 2300 трлн. рублей; прогноз на 1997 год - 2100 и

2720 трлн. руб. соответственно. Структура финансовых ресурсов :

27 % - амортизационные отчисления (из-за переоценки);

24% - прибыль;

18% - косвенные налоги;

15% - во внебюджетные фонды.

Пути увеличения финансовых ресурсов :

I. Внешние займы - привлечение финансовых ресурсов других государств.

II. Своеобразный источник финансовых ресурсов - денежная эмиссия.

Обращаясь к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным

налогом.

Еще один путь - национальное имущество, оцениваемое в $3,5 трлн., которое

лишь частично входит в состав финансовых ресурсов через выручку от

реализации государственного имущества и приватизации, от продажи ненужного

имущества юридических лиц, остатков неиспользованных финансовых фондов,

созданных в прошлые годы(бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического

стимулирования), выручка от реализации бесхозного, конфискованного

имущества, возврат кредитов некоторыми странами- должниками. По прогнозам

на 1997 год, доходы от продажи имущества - 14 трлн рублей - около 0,5%.

Источники финансовых ресурсов стоимость общественного продукта и НБ :

Виды - конкретные формы, в которых осуществляется финансовое распределение

этих источников (конкретные платежи, отчисления, доходы, накопления,

которые мы относим к финансовым ресурсам.

Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВВП,

создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба

цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и

прежде всего необходимого и прибавочного продукта( чем больше прибавочный,

тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов

также может происходить засчет увеличения стоимости основных фондов в

результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.

Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов :

1) На величину амортизации влияют : уровень амортизационных норм,

балансовая стоимость основных фондов, соотношение между отдельными

элементами основных фондов.

2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в % от ФОТ,

то зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости.

3) Прибыль зависит от уровня рентабельности(издержек), объема

производства и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного

фактора.

4) Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня

ставок косвенных налогов, собираемости(налоговой дисциплины) и уровня

налоговых льгот.

Нехватка финансовых ресурсов, с 1 стороны в результате прямого сокращения

их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны - резкое

увеличение потребности в финансовых ресурсах всех сфер финансовых

отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки

экономики (демилитаризация, демонополизация); дезынтеграция производства и

социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате

обнищания большой группы населения.

Дополнительные источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаем -

несовершенство законов; - ошибки принятия управленческих решений (уход за

рубеж огромных капиталов, в больших масштабах оказывается экономическая

помощь другим странам.

Потеря финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных

предприятий за мизерные цены во времена ваучеризации ( e.g. Англия в свое

время от этого получила $100 млрд., а Россия - около $2-3 млрд.

Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых,

которые по разным данным оцениваются в $29 трлн.

Кроме того, огромный финансовый потенциал заключается в

высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает

благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других

странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет

государственную казну. У нас же в стране в 1995 году за рубеж выехало11000

чел.

Лекция № 5. (bad).

Продолжение:

Резервы увеличения финансовых ресурсов : увеличение их реального объема и

рациональное их использование. Помимо утечки большой части капитала за

рубеж, Россия оказывает весьма солидную помощь другим странам, огромные

потери - около $10 млрд. - принесла война в Чечне. Кроме того,

запланированы очень большие затраты на предстоящие крупные проекты (ж/д

магистраль С.-Петербург - Москва; Олимпийские игры в С.-Петербурге).

Основные направления использования финансовых ресурсов :

1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение

воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий. Сюда

относятся : расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на

приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и

финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для

стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям;

формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и

организациям, финансирование НИОКР.

2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты

нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных

учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному

страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание

материальной помощи, различные социальные льготы.

3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны ,

правоохранительных органов, органов госвласти.

Расходы на выполнение финансовых обязательств перед учредителями,

инвесторами ( расходы по обслуживанию государственного внешнего и

внутреннего долга); выплата дивидендов акционерам; % по акциям промышленных

предприятий).

3) Современный финансовый рынок включает 2 части : рынок ссудных капиталов

и рынок ценных бумаг. Такое деление финансового рынка на 2 части вызвано

делением производственного капитала на оборотный, для обслуживания которого

в первую очередь, существует рынок ссудных капиталов, и основной капитал,

для которого требуется долговременное инвестирование финансовых ресурсов и

использование специальных инструментов - ЦеБу.

По ГК ценной бумагой является документ, удостоверяющий с соблюдением

установленной формы обязательных реквизитов имущественные права,

осуществление и передача которых возможны только при его предъявлении. К

ценным бумагам относятся : государственная облигация, облигация, вексель,

чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная

книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и

другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими

порядке отнесены к числу ценных бумаг.

Однако, с точки зрения финансов под ЦеБу понимаются лишь инвестиционные

ЦеБу - денежные документы, свидетельствующие о предоставлении займа или

приобретении владельцем ЦеБу права на часть имущества (долговые и долевые

ЦеБу). Основные представители долевых - акции, долговых - облигации

(вексель рассматривается как суррогат денег, долговое обязательство; чек -

не получил в РФ широкого распространения, в то время как на Западе до 90%

всех денежных расчетов производится с помощью чеков); все остальные - лишь

производные от этих основных типов.

Основные отличия долговых от долевых :

1) Долговая ЦеБу не дает право на управление предприятием, долевая же

предоставляет это право.

2) Долговая обязывает эмитента погасить ее в установленный срок.

3) Долговая гарантирует получение дохода (? в принципе и долевая тоже -

например, привилегированная акция).

Помимо отмеченных ЦеБу в обращении также находились и специфические бумаги

- такие как ваучеры (относятся к долевым).

По действующему Российскому законодательству все акции - именные, они

подразделяются на обычные и привилегированные(не > 25 % от фиксированного

дохода уставного капитала);разрешается конвертация из одного вида в другой.

Основной эмитент облигаций - государство. При выпуске предприятием,

номинальная стоимость всех выпущенных облигаций не должна превышать размера

уставного капитала, иначе, при превышении должно быть обеспечение

имуществом и капиталом третьих лиц. Облигации - это инструмент,

гарантирующий выплату обязательств перед кредиторами, т.е предприятие

предоставляет таким образом денежные гарантии кредиторам.

Облигации бывают именные и на предъявителя. Выпуск облигаций осуществляется

после полной оплаты уставного капитала АО, обеспечиваясь залогом. Выпуск

без обеспечения может производиться не ранее третьего года существования

АО. По способу размещения ЦеБу (ОАО - среди учредителей; ЗАО - помимо

сотрудников предприятия и остальным желающим ).

Субъекты рынка ЦеБу : эмитент, выпускающий ЦеБу и инвестор, их

приобретающий. В качестве посредников выступают брокеры, дилеры. Брокеры

сводят продавцов и покупателей ЦеБу за комиссионное вознаграждение засчет

инвесторов. Дилер приобретает ЦеБу за свой счет для последующей продажи, в

этой роли часто выступают коммерческие банки. Кроме того, в качестве дилера

могут выступать и инвестиционные фонды ( где 30% уставного капитала

составляют привлеченные ЦеБу). Стоит упомянуть о чековых инвестиционных

фондах (ЧИФ), специализировавшихся на приобретении ваучеров (now - ок.

350). В паевых инвестиционных фондах пайщик может получить в ПИФ свою долю,

дивиденды не выплачиваются. зато постоянно проводятся операции по

увеличению уставного фонда.

Особую роль на рынке ЦеБу играют фондовые биржи, принимающие обычно не все

ЦеБу, а лишь отвечающие определенным требованиям - те, которые считаются

наиболее доброкачественными. Кроме того, фондовая биржа предоставляет

важную информацию о том, как изменяется в целом ситуация на рынке ценных

бумаг. В отличие от США, где действуют 7 фондовых бирж (причем основной

объем операций проходит на трех крупнейших), в России фондовые биржи очень

децентрализованны.

На самом деле, рынок ЦеБу - очень важный инструмент, с помощью которого

осуществляется гибкое перераспределение финансовых ресурсов, регулирование

их избытка, при этом, сопровождающееся быстрым развитием.

Касательно специфики России стоит отметить, что по объемам продаж в

настоящее время лидирует рынок государственных ценных бумаг, в то время как

корпоративный привлекателен своими высокими доходами.

Лекция 6. 6.03.1997.

СОП - это стоимость общественного продукта, созданного всеми предприятиями

и организациями, включающая повторный счет.

СОП состоит из :

- -материальные затраты ( стоимость сырья, материалов, покупных п/ф,

комплектующих. возмещение фонда оборотных средств)

- ВНП (в РФ= ВВП), состоящий из амортизационных отчислений на ремонт и

амортизация нематериальных активов (С) и НД= фонд оплаты труда (V) + чистый

доход(M)..

На Западе из НД также вычитают косвенные налоги. Есть точка зрения, когда

под материальными затратами понимают и возмещение оборотных средств, и

возмещение основных средств.

I. В РФ рынок ценных бумаг сосредотачивается на федеральных ЦеБу.

Огромное количество финансовых ресурсов вместо того, чтобы быть

направленными на производство, идет на обслуживание бюджета,т.е. на

непроизводственное потребление. Поэтому государство сейчас ставит задачу

переориентировать инвесторов на корпоративные ЦеБу путем снижения

доходности государственных ЦеБу, отменены льготы по налогу на прибыль от

государственных ЦеБу. Хотя. с другой стороны, государству необходимо

привлекать дополнительные финансовые ресурсы. Эту проблему можно решить

только путем укрепления бюджета, т.е. путем сокращения потребностей бюджета

во временно свободных финансовых ресурсах.

II. Проблема защиты интересов инвесторов. Первые годы развития рынка ЦеБу

показали, что действующая законодательная база дает очень много лазеек для

различных махинаций финансовых компаний, посредников на рынке ЦеБу. Это

является социальной проблемой, т.к. большая часть нас стала жертвами этих

махинаций, следовательно потеря доверия к рынку ЦеБу со стороны как

российских, так и иностранных инвесторов.

Чтобы упорядочить финансовые отношения на рынке ЦеБу :

С принятием закона об АО уточнены законодательные нормы, определяющие

условия выпуска ЦеБу. АО в частности предусмотрено увеличение min величины

уставного капитала ЗАО до 100 min окладов, а ОАО - >=1000. До этого закона

действовало правило : min уставной капитал ОАО - 10000 руб,, ЗАО - 100000

руб.

Кроме того, по Указу Президента от 1994 года “О защите прав инвесторов” для

АО, осуществляющих публичное размещение ЦеБу, кроме приватизированных,

оплаченный капитал должен быть не менее 10000 min окладов. Запрещается

выпускать ЦебУ кроме акций, облигаций и их производных.

В 1995 году по Указу Президента создан Федеральный общественно-

государственный фонд по защите прав вкладчиков и акционеров : это

некоммерческая организация. Он должен осуществлять компенсационные выплаты

лицам, которым нанесен ущерб на финансовом рынке, ведет учет пострадавших

вкладчиков и акционеров, осуществляет управление имуществом несостоятельных

предприятий для удовлетворения исков пострадавших. Осуществляет

деятельность засчет взносов учредителей (Госкомимущество).

В фонд направляются доходы от приватизации в размере 2% + добровольные

взносы. Для регулирования отношений на рынке ЦеБу по Указу Президента была

создана Федеральная комиссия по ЦеБу и фондовому рынку (1994 г.).Основные

задачи :

1. Разработка направлений развития рынка ЦеБу.

2. Утверждение стандартов эмиссии ЦеБу, требований по листингу.

3. Лицензирование деятельности профессиональных учстников рынка ЦеБу (

дилеры, брокеры, фондовые биржи).

4. Назначает инспекторов для проверки фондовых бирж, инвестиционных

фондов и других профессиональных участников рынка. В случае нарушений

отзывает лицензии.

5. Создает региональные комиссии по ЦеБу и фондовым рынкам.

Временное положение о требованиях .предъявляемых к организаторам торговли

на рынке ЦеБу. Организаторы торговли :

* *фондовая биржа - организатор торговли, имеющий лицензию и

созданный в форме некоммерческого партнерства.

* организаторы внебиржевой торговли - различные брокеры и дилерские

структуры, имеющие лицензию Федеральной комиссии , но осуществляющие

торговлю вне биржи.

Совмещать биржевую и внебиржевую торговлю нельзя. Min размер уставного

капитала для фондовой биржи >= 600000 ЭКЮ, внебиржевой торговли - >=200000.

Основные требования по листингу ЦеБу (обязательные). Вообще, листинг - это

совокупность процедур по допуску ЦеБу к обращению, установленных

организатором торговли.

Ценные бумаги, прошедшие листинг, включаются в котировочный лист. Различают

2 категории котировочных листов :

I. Ценные бумаги, наиболее качественные, процедуру листинга которых

осуществлял сам эмитент (предоставляет все документы фондовой бирже для

получения разрешения на продажу, ЦеБу проходят экспертизу и для получения

первого уровня необходимо раскрыть информацию о своей деятельности, эмиссии

ЦеБу, размер уставного капитала должен составлять >=10 млн. ЭКЮ, срок

существования эмитента ЦеБу >= 3 года, ЦеБу должны быть свободно

обращаемыми в руках заинтересованного лица (АО), должно быть не более 60 %

голосующих акций предприятия, количество акционеров должно быть >=1000).

II. ЦеБу, информация о которых предоставляет не сам эмитент, а участник

рынка ЦеБу, и бумаги, которые не могут попасть (вторичный рынок). По каким-

либо причинам в 1 список относятся :

- -размер собственного капитала эмитента>=6 млн. ЭКЮ

- срок существования эмитента >= 2 года

- число акционеров >=500

- ЦеБу должны быть свободно обращаемыми

- в руках заинтересованного лица Продуманная финансовая политика, предусматривающая льготное

налогообложение, низкие военные расходы, благоприятный финансовый механизм

для привлечения иностранных инвестиций, например в Гонконге ВВП на душу

населения больше чем в Англии.

Большое влияние на финансовую политику оказывает финансовое право. Успешная

реализация мероприятий, предусматриваемая государством в области финансов.

успешна лишь при принятии соответствующих нормативных документов.

Финансовое право может оказывать как положительное, так и отрицательное

влияние на финансовую политику. Финансовое право регулирует финансовые

отношения между государством с 1 стороны, субъектами хозяйствования и

населением с другой стороны. Другие финансовые отношения, в частности,

взаимоотношения между предприятиями, внутри предприятий, регулируются

административным и гражданским правом. Для эффективного проведения

финансовой политики важное значение имеет механизм ее финансового

регулирования. Это регулирование осуществляет исполнительная власть , т.к.

она имеет развернутый аппарат для проведения этой политики. Однако,

основная часть нормативных документов в демократическом обществе

принимается Парламентом, значит финансовая политика исполнительной власти

корректируется законодательной посредством нормативных актов.

В демократическом обществе исполнительная власть может делать только то,

что написано в законе, поэтому в западной практике Парламент опутывает

исполнительную власть сетью законов (США - 7000 законов, Бельгия - 3000).

До начала реформ Горбачева в России было принято около 100 законов за год,

во время его правления - 200, сейчас, около 100 за год. То, что не охвачено

законом, регулируется документами, принятыми исполнительной властью( Указы

Президента, Постановления Правительства, ведомственные инструкции). Мировая

практика показывает, что эффективный парламентский контроль предупреждает

неправильные решения. принимаемые исполнительной властью, т.к. на нее

сильнее воздействуют различные лоббистские группировки.

II. Современная финансовая политика российского государства охватывает

очень большой круг мероприятий, т.к. с 1991 года проводится коренная

экономическая реформа. 3 основных направлений финансовой политики гос-ва :

1) Комплекс мероприятий. обеспечивающих переход к рыночной экономике.

2) Комплекс мероприятий, связанных с экономической стабилизацией.

3) Социальная поддержка населения.

Соотношение между этими направлениями финансовой политики не исчерпывают

всех задач ( существуют задачи совершенствования бюджетной системы и т.д.).

В 1991 году на 1 месте стояли задачи перехода к рынку, в 1992 - кризис

экономики, резкое повышение цен, встал вопрос уже не о рыночных

преобразованиях, а об остановлении спада производства и инфляции, т.е. №2.

Накануне выборов и референдумов на первом месте стоят социальные вопросы.

(1) ( Финансовая политика направленная на создание рыночной экономики.

Основные слагаемые российских реформ, обеспечивающие переход к рынку :

a) приватизация

b) развитие финансового и страхового рынка. Для свободного переливания

капиталов из одной области в другую должен быть развитый рынок ЦеБу, для

защиты предпринимателей должен быть развитый страховой рынок.

c) таможенная политика. В РФ , т.к. экономика очень монополизирована,

это единственный способ организовать нормальную конкуренцию

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.