бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы и финансовая политика

регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание

двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции,

осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования,

осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют

возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют

возможность участия в распределении прибыли банков. Финансовые потоки между

государственным (центральным) банком и коммерческими банками отражена на

рисунке 1.7.

Рисунок 1.7 Схема финансовых связей между коммерческим и

государственным банком

В условиях относительной самостоятельности структурных подразделений

предприятия между ними также возникает ряд финансовых отношений по поводу

распределения финансовых ресурсов, связанных с формированием и

распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее

коллективного фонда оплаты труда. Схема финансовых отношений между

предприятием и его структурными подразделениями изображена на рисунке 1.8.

Рисунок 1.8 Схема финансовых отношений между предприятием и его

структурными единицами

Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются

наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам

заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату

труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные

социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их

семей.

Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой

реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к

предприятиям торговли, сферы услуг.

Весьма интенсивны финансовые взаимосвязи между государством и

населением, изображенные на рисунке 1.9.

Рисунок 1.9 Схема финансовых отношений между государством и

населением

Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных

источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом

пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде

льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм

кредитования государства населением движется в направлении от населения к

государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде

вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.

В формировании финансовых отношений между государством и населением

определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в

зависимости от индивидуального дохода.

Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это

взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов

между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня.

В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между

этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые

существовали ранее. Последними решениями была предоставлена

самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при

этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно

значимых мероприятий.

Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех

уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет

собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что

также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между

различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же

субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью

государства в окончательном распределении денежных средств.

1.4 Использование финансов для регулирования экономики.

Экономика страны - это сложный народнохозяйственный комплекс,

различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.)

развиваются неравномерно в связи с тем, что потребности общества очень

изменчивы, а производство стремится приспособиться к ним. Неравномерность

развития экономики приводит к тому, что отдельные ее звенья вырываются

вперед, другие - отстают в своем росте. Между тем нормальное

функционирование народнохозяйственного комплекса возможно лишь. при

условии, когда каждое его структурное подразделение органично увязано с

другими. Лишь на основе такой увязки достигается необходимая

пропорциональность структуры общественного производства, которая

обеспечивает сбалансированное его развитие как единого целого.

Согласованное функционирование разных частей экономики достигается

путем ее регулирования, под которым понимается изменение темпов роста

отдельных структурных подразделений, призванное перестроить производство в

соответствии с изменившимися потребностями общества. В условиях рынка

регулирование экономики обеспечивается путем перераспределения финансовых

ресурсов. Именно благодаря такому перераспределению создаются необходимые

финансовые предпосылки для осуществления структурных сдвигов.

Регулирование экономики происходит прежде всего посредством

саморегулирования. Оно характеризуется такими методами формирования

финансовой базы в разных звеньях общественного производства, которые

вырабатывают и используют сами участники производства. Саморегулирование

базируется на свободе субъектов хозяйствования, в выборе ими своих

партнеров и форм взаимоотношений с ними, самостоятельном распоряжении

продуктами своей деятельности и т.п. Правда, свобода предпринимателей в

методах формирования финансовой базы не безгранична. Она регулируется

деятельностью различных организационных структур (союзов предпринимателей,

ассоциаций и др.), способствующих установлению цивилизованных

взаимоотношений между всеми участниками воспроизводственного процесса.

Саморегулирование обеспечивается функционированием рынка, в том числе

финансового. Именно рынок служит гибкости и эластичности экономики,

проведению в ней в кратчайшие сроки структурной перестройки. Благодаря ему

создается возможность свободного и быстрого перераспределения финансовых

ресурсов между разными подразделениями народного хозяйства.

Однако в некоторых случаях рыночный механизм оказывается бессильным.

Оптимальному распределению финансовых ресурсов препятствуют монополии. В

определенных видах производственной деятельности индивидуальная (рыночная)

и социальная оценки результативности хозяйствования не совпадают. Рыночный

механизм не в состоянии обеспечить перераспределение доходов в соответствии

с целями демократического общества. В кризисных ситуациях рынок слабо

влияет на стабилизацию экономики. Поэтому возникает необходимость в

дополнительном механизме регулирования экономики.

Одновременно с саморегулированием большое влияние на структуру

общественного производства оказывает государственное вмешательство в

экономику. Необходимость такого вмешательства обусловлена решением задач,

связанных с удовлетворением потребностей всего общества - обеспечением

крупных структурных сдвигов, поддержкой приоритетных направлений

экономического развития, расширением и совершенствованием объектов

социальной и производственной инфраструктуры и т.д. По образному выражению

нобелевского лауреата В. Леонтьева, чтобы народнохозяйственный корабль

набрал скорость и не сбился с курса, нужны паруса частного

предпринимательства и кормило общенациональной экономической стратегии. Не

случайно в странах с развитой рыночной экономикой государственное

финансовое регулирование широко используется в хозяйственной практике.

Вмешательство государства в экономику основано на использовании

законодательными и исполнительными органами власти стоимостных рычагов

воздействия на процессы общественного развития. С помощью государственных

инвестиций, налоговой, бюджетной и амортизационной политики, деятельности

различных государственных структур складывается тот конкретный механизм

влияния на экономику, который обеспечивает ее переход в новое качество. В

частности, с помощью механизма налогообложения, предоставления налоговых

льгот и выделения бюджетных субсидий государство побуждает субъектов

хозяйствования осуществлять такие варианты развития их деятельности,

которые удовлетворяют потребностям общества. Но при этом государству

следует помнить, что вмешательство в экономику имеет объективно

обусловленные границы (пределы); излишнее вмешательство может привести к

ослаблению экономических стимулов, снижению эффективности функционирования

веет рыночного механизма.

В регулировании экономики принимают участие разные сферы и звенья

финансовой системы: финансы предприятий, страхование, государственный

бюджет и др. Специфика сфер и звеньев обусловливает различный характер их

воздействия на стоимостные пропорции народного хозяйства. Так, регулирующие

возможности финансов предприятий используются в основном для

внутрихозяйственного и межхозяйственного перераспределения финансовых

ресурсов, государственного бюджета - для регулирования отраслевых и

территориальных пропорций. Широкое использование финансов (в составе всех

их сфер и звеньев) в процессах регулирования экономики создает необходимые

предпосылки для изменения воспроизводственной, отраслевой и территориальной

структур общественного производства.

Главным инструментом регулирования воспроизводственных пропорций

являются финансы предприятий. С их помощью происходит регулирование

воспроизводственной структуры производимого продукта; обеспечивается

финансирование потребностей расширенного воспроизводства на основе

установления оптимального соотношении между средствами, направляемыми на

потребление и накопление; осуществляется воздействие на трудовые ресурсы.

Широкое использование финансов предприятий для регулирования

воспроизводственных пропорций не исключает, однако, участия в данном

процессе страхования (в случае ощутимого ущерба от наступления страховых

событий), банковского кредита (при временной нехватке финансовых ресурсов),

бюджета (при использования механизма налогообложения, предоставлении

налоговых льгот, выделении бюджетных субсидий и т.д.).

Регулирование воспроизводственной структуры осуществляет прежде всего

сам субъект хозяйствования путем изменения пропорций отчисления денежных

средств во внутрихозяйственные фонды целевого назначения. Такое

регулирование необходимо для повышения результативности хозяйствования,

получения более высокого коммерческого эффекта. Вместе с тем в условиях

рынка существенно возрастает регулирующая роль государства, которое с

помощью налогов (ставок обложения, порядка исчисления, предоставления

льгот) стремится влиять на уровень обеспеченности предприятий собственными

финансовыми ресурсами. Использует государство и другие финансовые рычаги,

позволяющие влиять на воспроизводственные пропорции: ускоренную

амортизацию, бюджетное финансирование затрат на подготовку кадров, систему

социального страхования и др.

В регулировании воспроизводственных пропорций постепенно будет расти

значение страхования, призванного гарантировать устойчивость производства.

В перспективе страхование (при надлежащей его организации) сможет возмещать

потери от неудачных научно-технических разработок, а также недополученную

прибыль от простоев вследствие забастовок и политических волнений.

Для регулирования отраслевых пропорций в условиях рыночной экономики

используются финансы предприятий и государственный бюджет. При этом

предприятия ищут на финансовом (страховом и т.д.) рынке зоны наиболее

выгодного приложения финансовых ресурсов, имеющихся в их распоряжении:

покупают акции других предприятий, инвестируют свои средства в

недвижимость, предоставляют их взаймы банкам и государству и т.д.

Государство же регулирует отраслевую структуру общественного производства,

используя свой бюджет и внебюджетные фонды, проводя активную

амортизационную и таможенную политику, влияя на цены и т.д.

В государственном механизме регулирования отраслевых пропорций

одинаково важны как платежи в бюджет (доходы), так и бюджетное

финансирование (расходы); но из этого не следует, что их роль одинакова.

Платежи в бюджет нацелены в основном на регулирование собственной

финансовой базы предприятий (через налоговые ставки, льготы, санкции и

т.д.) и, следовательно, влияют лишь на величину той или иной доли

собственных финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении соответствующего

субъекта хозяйствования. Бюджетное финансирование (в разных его формах)

выполняет иную роль - увеличивает финансовые возможности предприятий за

счет привлечения общегосударственных ресурсов. Оно может способствовать

ускоренному развитию отдельных отраслей экономики, создавать предпосылки

для появления новых производств и современник технологий, ускорения научно-

технического прогресса, обеспечивать условия для развития инфраструктурных

отраслей и т.п.

В регулировании территориальных пропорций принимают участие главным

образом государственные и местные финансы, а также частично финансы

предприятий. Само регулирование осуществляется путем предоставления дотаций

и субвенций нижестоящим бюджета м формирования и использования

территориальных фондов регулирования, различных форм государственного

кредита и т.п. Влияние финансов предприятий на территориальную структуру

общественного производства происходит путем расширения зоны

предпринимательства, инвестирования средств в затраты на развитие городов и

новый населенных пунктов и т.д.

Широкое использование финансов для регулирования стоимостной структуры

общественного производства не означает, что из этого процесса могут быть

исключены другие рычаги. Одна из важных задач современного этапа развития

экономики состоит в том, чтобы при регулировании отраслевых и

территориальных пропорций оптимально сочетались все методы

перераспределения стоимости - финансовый (в том числе бюджетный),

кредитный, ценовой. Следуй добиваться более полного и правильного

использования каждого из них. Эта задача обусловлена тем, что в нынешнем

применении стоимостных рычагов регулирования экономики есть много проблем,

которые ждут своего быстрейшего решения.

К примеру, для обеспечения воспроизводственных пропорций в отдельных

отраслях экономики все еще используется такой стоимостный регулятор, как

государственный бюджет. Бесспорно, бюджетный метод обеспечивает конкретную

адресность направления денежных средств, дает возможность оказать быструю и

действенную помощь. Однако его использование, как показала практика,

приводит к отрицательным последствиям. Удовлетворяя финансовые потребности

предприятий, не обеспечиваемые ценой, бюджет развивает иждивенчество у

хозяйствующих субъектов, невольно привыкающих активно выявлять и

мобилизовывать внутрихозяйственные резервы, снижать себестоимость,

соблюдать режим экономии.

Низкая эффективность бюджетного дотирования предопределила резкое его

сокращение в условиях либерализации цен; дотации сохранились лишь по

ограниченному кругу товаров. Но даже и такое их применение далеко не

бесспорно, ибо мировой опыт функционирования рыночной экономики

свидетельствует о другом - государственная финансовая помощь

предоставляется отнюдь не слабым, а экономически сильным предприятиям;

бюджетные средства используются как катализатор хозяйственной активности, а

не способ поддержания на плаву нерентабельных предприятий. Поэтому и нам

необходимо пересмотреть сложившуюся практику использования стоимостных

рычагов регулирования воспроизводственных пропорций - цены, финансов,

кредита с тем, чтобы каждый из экономических инструментов функционировал в

той сфере распределительных отношений, которая объективно предопределена

его общественным назначением и выполняемыми функциями. Разграничение сфер

функционирования разных стоимостных регуляторов, усиление их взаимодействия

позволит активнее использовать финансы (в том числе бюджет) на главных

направлениях экономической стратегии для регулирования отраслевых и

территориальных пропорций, обеспечения структурных сдвигов в экономике,

формирования государственных резервов, повышения эффективности всего

общественного производства.

2 Финансовая политика государства.

2.1 Сущность и цели финансовой политики

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой

политики и проблемам финансового регулирования экономики переходного

периода посвящается значительное количество публикаций. Однако единого

мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.

Так, крупные западные экономисты не дают четкого определения

финансовой политики. Например, Стенли Фишер, Рудигер Дорнбуш и Ричард

Шмалензи не выделяют финансовую политику как самостоятельное понятие. В то

же время они подходят к исследованию данной темы, расширяя определение

фискальной политики. Они пишут, что фискальная политика представляет собой

решения, принимаемые государством относительно своих расходов и доходов.

Аналогично рассматривают указанную проблему и некоторые другие

представители зарубежных экономических школ. В частности Кэмпбелл Р.

Макконнелл и Стэнли Л. Брю совмещают понятия финансово-бюджетной и

фискальной политики, определяя их как изменения вносимые правительством в

порядок государственных расходов и налогообложения, направленные на

обеспечение полной занятости и неинфляционного национального продукта.

Несомненно, такая трактовка вызывает ряд неопределенностей в осознании

сущности финансовой политики

Более структурированным выглядит определение данного вопроса у

марксистов, видящих под финансовой политикой в первую очередь совокупность

государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их

распределению и использованию для осуществления государством его функций,

указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия

финансовой политики на развитие производительных сил и производственных

отношений определяются объективными закономерностями экономического

развития, общественно-политическим строем страны. Тем не менее стройность

рассуждений, по-моему мнению, нарушается, когда в марксистской школе

фискальная политика трактуется как совокупность финансовых мероприятий

буржуазного государства по регулированию правительственных расходов и

доходов для достижения определенных социально-экономических целей. При этом

подчеркивается, что в ней находит выражение финансовый аспект экономических

функций буржуазною государства.

Таким образом, в марксистской трактовке финансовой политики также нет

полной четкости, так как сфера действия фискальной политики практически

совпадает с областью финансовой политики, в обоих случаях представляя

собой, совокупность государственных мер по регулированию и распределению

финансовых ресурсов. Совпадение понятий объясняется тем, что распределение

подразумевает управление по доходам и расходам, то есть для того, чтобы

распределить что-либо требуется изначально это получить (доход), а далее

передать (расход).

Большой вклад в понимание сущности финансовой политики сделали работы

отечественных экономистов.

Профессор В. В. Лавров, раскрывая суть финансовой политики , отмечал

ее связь с учетом и контролем за производством, количеством труда и

распределением продуктов. Эти вопросы были базовыми для определения

очередных задач финансовой политики в области национальных банков,

монополизации внешней торговли, государственного контроля за денежным

обращением, введения налогов. Финансовая политика рассматривалась тогда как

одна из основных в области государственного регулирования экономики и

связывалась с обеспечением финансовой централизации, концентрации сил и

средств для экономических преобразований.

Другой экономист И. В. Левчук, подчеркивая большую роль финансовой

политики в повышении производства, отмечает что эта политика призвана

создать правильное сочетание централизованного и демократического в

управлении распределением и использованием финансовых ресурсов.

Интересна трактовка финансовой политики, данная В. С. Павловым. Он

исходит из неразрывности финансов и кредита в деле государственного

управления и связывает финансово-кредитную политику с условиями реального

финансово-экономического положения страны, направлениями и методами

перестройки финансово-кредитной системы, новыми подходами к решению проблем

реформирования экономики.

Весьма полное исследование настоящего вопроса дает М. К. Шереметьев

в своей работе «Финансы России».Автор дает два определения ее содержания

как основные направления деятельности государства в области использования

финансов и как концентрированное выражение финансов, то есть во втором

случае финансовой политики является как бы результирующей финансовых

процессов, происходящих внутри экономики страны

Итак, советские экономисты определяли финансовую политику прежде всего

как политику использования финансов в системе стоимостной, денежной формы

реализации экономических законов товарного производства,

концентрированного выражения через финансы системы денежных отношений в

экономике. Финансовая политика трактовалась как искусство

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.