бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Финансы и финансовая политика

Финансы и финансовая политика

Финансы и финансовая политика.

Содержание.

Введение ……………………………………………………………………….3

Гл.1 Финансы: сущность, функции, механизм ………………………………4

1.1 Финансы современного общества ………………………………………..4

1.2 Функции финансов. Субъекты финансовой системы …………………..6

1.3 Финансовые связи и отношения ………………………………………….17

1.4 Использование финансов для регулирования экономики ………………23

Гл.2 Финансовая политика государства ……………………………………..28

2.1 Сущность и цели финансовой политики …………………………………28

2.2 Виды финансовой политики и механизм ее реализации ……………….31

2.3 Российская финансовая политика: тенденции и перспективы …………39

Заключение …………………………………………………………………….42

Литература ……………………………………………………………………..43

ВВДЕНИЕ

Россия переживает сегодня большие трудности не только в области

государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов.

Огромную роль в структуре рыночных отношений и в механизме их

регулирования со стороны государства играют финансы. Они – неотъемлемая

часть рыночных отношений и одновременно важный инструмент реализации

государственной политики. Вот почему сегодня как никогда важно хорошо знать

природу финансов, глубоко разбираться в особенностях их функционирования,

видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного

развития общественного производства.

Хорошее знание финансовой сферы деятельности необходимо сегодня еще и

потому, что страна переживает глубокий экономический и финансовый кризис.

Прошедший год показал всю сложность развития экономических событий,

хода бюджетного процесса в Российской Федерации. Так, нереальность бюджета

на 2000 год, принятого под давлением ряда отраслевых министерств, некоторых

департаментов Минфина, а также под влиянием отдельных комитетов и фракций

Государственной Думы и Федерального Собрания во многом руководствовавшихся

политическими соображениями, негативно сказалась на его исполнении.

Осуществляя сдержанную финансовую политику, министерство финансов и

финансовые органы на местах покрывали расходы лишь в пределах поступления

средств, а также кредитов Центрального банка.

В 2001 году не должны повториться старые ошибки. В связи с этим

правительству необходимо разработать четкую финансовую стратегию. Важно

выделить основные тенденции развития финансов, сформулировать основные

концепции их использования, наметить принципы организации финансовых

отношений.

Проблемы финансового оздоровления волнуют сегодня буквально всех. Ведь

то, что происходит в настоящее время в финансовой сфере деятельности

теснейшим образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и

налогов, отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и

облигаций, формы инвестирования средств на производство и социальную сферу

и т. п. – такие вопросы обсуждаются сегодня не только в правительственных

кругах, они глубоко волнуют каждого из нас.

1. Финансы: сущность, функции, механизм.

1.1 Финансы современного общества.

Важнейшим элементом хозяйственного механизма современного общества

являются финансы.

Финансы - система сложившихся в обществе экономических отношений по

формированию и использованию фондов денежных средств на основе

распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и

национального дохода.

Финансы — историческая категория. Они возникли в условиях товарно-

денежных отношений под влиянием развития функций и потребностей

государства. Термин «финансы» происходит от лат. «finansia», что означает

доход, платеж. В значении «денежный платеж» он начал использоваться в

XII—XV вв. в Италии, ряд городов которой — Флоренция, Венеция, Генуя, были

в то время крупнейшими европейскими центрами торговли и банковского дела. В

дальнейшем термин получил международное распространение и стал

употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений,

образованием денежных ресурсов, мобилизуемых государством для выполнения

своих политических и экономических функций.

В докапиталистических формациях государственные доходы имели

преимущественно натуральный характер. Большая часть потребностей

государства удовлетворялась за счет различного рода поступлений от

натуральных сборов. С разложением феодального строя и развитием в его

недрах капиталистических отношений все большее значение приобретают

денежные доходы и расходы государства. Этот процесс усиливается с

расширением сферы товарно-денежных отношений, ростом и усложнением функций

государства. С отделением государственной казны от личной кассы и

собственности монарха возникают понятия «государственные финансы» и

«государственный бюджет».

В современных условиях понятие финансов охватывает, с одной стороны,

государственные финансы, с другой – финансы предприятий и корпораций.

Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений,

связанная со вторичным, а также первичным распределением и потреблением

части совокупного общественного продукта в целях образования денежных

фондов, необходимых государству для осуществления его функций. Их

материальное содержание воплощается в государственном и местном бюджетах,

специальных фондах, финансах государственных предприятий. Финансы частных

предприятии и корпораций выражают денежные отношения, которые возникают в

ходе их экономической деятельности и обеспечивают процесс производства и

получения прибыли. Они материализуются в виде денежного капитала, различных

денежных фондов предприятий.

Характерными чертами современных финансов являются следующие:

1) денежная форма в отличие от натуральных отношений;

2) распределительный характер отношений, т.е. здесь нет эквивалентного

обмена;

3) распределение совокупного общественного продукта и национального

дохода через реальные денежные фонды, например, в отличие от ценового

распределения.

Таким образом, финансы по своему происхождению — денежные отношения.

Но не все отношения относятся к финансовым, они становятся таковыми, лишь

когда и процессе производства и реализации товаров формируются денежные

доходы участников процесса воспроизводства и происходит использование этих

доходов, т.ч. когда движение денег приобретает определенную

самостоятельность.

Роль государственных финансов в современных условиях заключается

прежде всего в том. что они выступают важным инструментом воздействия на

процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического

роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурно перестройки

экономики, ускорения НТП. Так, расширяя объем государственных инвестиций,

государство вызывает повышение спроса на оборудование, рабочую силу, что, в

свою очередь, дает импульс росту промышленного производства, занятости,

оживлению хозяйственной конъюнктуры. За счет государственного бюджета

осуществляется поддержание спроса, финансирование социальных мероприятий и

программ и т.п. Воздействие на экономику, хотя противоречивое, оказывают и

военные расходы. Военные затраты дают определенный толчок развитию

промышленности, но в то же время длительная гонка вооружений приводит к

истощению экономики, внутрихозяйственным диспропорциям, изменению структуры

производств и другим негативным последствиям. В настоящее время

государственные финансы стали активно использовать для достижения

результатов долговременного характера — повышения конкурентоспособности

национальной экономики, ускорения НТП и усиления научно-технического

потенциала страны, преодоления неравномерности размещения производительных

сил.

Однако диалектика любой системы хозяйства такова, что государственные

финансы, оказывая серьезное влияние на экономическую конъюнктуру, темпы

роста, жизненный уровень населения и т.д., порождают в то же время новые

трудности и проблемы в экономической и социальной сферах. Эффективность

решения этих проблем во многом зависит от правильно выработанной финансовой

политики государства. Финансовая политика — это совокупность финансовых

мероприятии, осуществляемых правительственными органами через звенья и

элементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный

период теоретические концепции, под влиянием которых формируется

экономический курс государства.

1.2 Функции финансов. Субъекты финансовой системы

Сущность финансов проявляется в их функциях. Под функциями понимается

та «работа», которую выполняют финансы. Вопрос о количестве и содержании

функций спорный. Некоторые известные финансисты, как, например, А. М.

Бирман, выделяли три основные функции финансов: обеспечение процесса

хозяйствования денежными средствами, контроль рублем, распределительную. А.

М. Александров и Э. А. Вознесенский утверждали, что финансы выражаются в

формировании денежных фондов, использовании денежных фондов и контроле. И.

Т. Балабанов считает, что с переходом к рыночным отношениям финансы

потеряли свое распределительное назначение.

Однако никто не отрицает, что финансы — это совокупность денежных

отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется

формирование и использование фондов денежных средств. И на вопрос, что

является источником формирования многочисленных фондов на разных уровнях,

ответ бывает, как правило, один — валовой внутренний продукт. Осуществить

процесс распределения ВВП можно с помощью финансовых инструментов: норм,

ставок, тарифов, отчислений и т. д., установленных государством.

Пример. Предприятие реализовало определенный объем продукции. Выручка

поступила на расчетных счет, но из этой суммы предприятие должно

перечислить в бюджет установленные налоги. Из оставшейся суммы предприятие

должно выделить часть, возмещающую потребленные средства производства,

обеспечивая тем самым непрерывность процесса производства. Она определяется

исходя из установленной государством нормы амортизационных отчисления,

стоимости основных фондов, норм расхода предметов труда и их стоимости.

Далее выделяется часть, связанная с оплатой труда (ФОТ), опять-таки через

нормы затраченного труда и систему его оплаты. По нормативам, установленным

к фонду оплаты труда, выделяется часть стоимости созданного продукта для

перечисления в пенсионный фонд, фонд занятости и др. Наконец, остается

прибыль. Произошло как бы распределен— первого порядка. Но ФОТ, прибыль

подлежат дальнейшему распределению, т.е. распределению второго порядка. ФОТ

делится между трудящимися, бюджетом и пенсионным фондом по нормам,

установленным государством. Прибыль делится между предприятием, его

вышестоящей организацией и бюджетами разных уровней.

Распределительные процессы имеют место и внутри предприятия. Например,

прибыль, являясь источником формирования таких децентрализованных фондов,

как фонд производственного и социального развития, резервного фонда и

других, выступает объектом распределения третьего порядка. На этом уровне

можно говорить о некотором снижении государственного регулирования

распределительных отношений, но никак не об их отмене. Да, предприятия

самостоятельно распределяют прибыль по децентрализованным фондам, однако

формирование резервного фонда регулируется через размер уставного капитала,

минимальных и максимальных значений прибыли, перечисляемой в данный фонд.

Поэтому можно отметить, что распределительная функция финансов не зависит

от экономических отношений, сложившихся в тех или иных условиях, она

связана с сущностью финансов, а потому органически им присуща.

Если рассматривать финансы в целом, то, видимо, следует считать, что

они выполняют две основные функции: распределительную и контрольную.

Действие распределительной функции финансов вытекает из сущности

финансов: обеспечение отношений, связанных с распределением и

перераспределением совокупного общественного продукта, национального дохода

и чистого дохода; формирования доходов и накоплений; создания фондов

денежных средств.

Конкретный механизм действия распределительной функции вытекает из

сущности финансов как отношений по распределению и перераспределению той

части общественного продукта, действие которого происходит в условиях

разделения, отрыва и раздвоения стоимостной и вещественной форм

общественного продукта и национального дохода.

Распределительная функция финансов отражает экономические отношения,

обусловленные движением чистого дохода, а также его влиянием на составные

части и элементы совокупного продукта (создавая тем самым условия для

последующей реализации этого продукта в натурально-вещественной форме через

совершение актов купли и продажи).

Финансы через чистый доход не только опосредуют весь процесс

общественного производства, но и сами активно участвуют в кругообороте

средств на всех его стадиях, непосредственно обеспечивая процесс

расширенного воспроизводства.

Чистый доход обеспечивает кругооборот фондов с учетом их расширенного

воспроизводства, через чистый доход происходит обслуживание процесса

расширенного воспроизводства, движение совокупного общественного продукта.

В этом качестве, чистый доход представляет форму практического

использования в отношениях воспроизводства, т. е. отражает его конкретную

роль, которая и составляет суть финансов.

Если одна часть чистого дохода обеспечивает процесс расширенного

воспроизводства, то его другая часть перераспределяется и направляется в

централизованные денежные фонды государства. В результате

перераспределительных процессов и изъятия части чистого дохода образуются

доходы государства, финансовые ресурсы, необходимые для выполнения

возложенных на него функций.

Итак, общественное назначение распределительной функции финансов

состоит, во-первых, в распределении и перераспределении части стоимости

совокупного общественного продукта, главным образом чистого дохода, в

денежной форме в целях обеспечения расширенного воспроизводства; во-вторых,

в формировании потенциальных возможностей для создания финансовой основы

функционирования государства и всей экономической системы любой общественно-

экономической формации.

Распределение непосредственно затрагивает коренные интересы

государства, хозяйствующих субъектов, учреждений и отдельных членов

общества. Характер распределения является важнейшим показателем

экономической зрелости общества. В сфере распределения переплетаются

политические, экономические и социальные интересы всех социальных групп

общества.

Распределительная функция финансов реализуется в процессе первичного и

вторичного распределения (перераспределения) части совокупного продукта

(чистого дохода). Но прежде чем начать процесс распределения необходимо

определить форму и границы движения совокупного общественного продукта. Без

такого определения нельзя рассматривать распределительные процессы,

поскольку они носят абстрактный характер и их практическое применение

невозможно.

Формой выражения движения совокупного общественного продукта является

цена. Однако цена не является формой выражения тех финансовых отношений,

которые опосредуют движение составных элементов совокупного общественного

продукта и являются финансовыми. Но поскольку основной объект финансовых

отношений — чистый доход активно воздействует на все элементы и составные

части совокупного общественного продукта, обеспечивая им расширенное

воспроизводство, в этой роли цену можно рассматривать как форму выражения

финансовых отношений. Без решения проблемы взаимодействия и взаимосвязи

цены и финансов невозможно определить сущность и функции финансов.

Традиционные рассуждения о сущности, функциях, природе и месте финансов не

востребованы практикой, ибо они носят самый общий характер.

Цена является не только количественной формой выражения

опосредованного финансовыми отношениями движения совокупного продукта, но и

основой первичного распределения всех элементов совокупного общественного

продукта. Государством или через механизм рынка определяется цена, в

которой заложены все элементы движения совокупного продукта. В цене заложен

и основной объект финансовых отношений — чистый доход, размеры которого

должны обеспечить процесс расширенного воспроизводства всех элементов

совокупного продукта хозяйствующего субъекта и формирование

централизованного фонда государства в установленных размерах. Те

хозяйствующие субъекты, у которых чистый доход менее общественно

необходимого уровня, пользуются режимом государственной финансовой

поддержки или должны объявляться финансово несостоятельными или банкротами.

В данном случае чистый доход, заложенный в цену, отвечает тем признакам

первичного распределения совокупного продукта, в которых есть место всем

его составным элементам с учетом их расширенного воспроизводства и

формирования централизованных фондов денежных средств.

Вторичное распределение (или перераспределение) начинается в момент

отщепления части чистого дохода и направления его в денежные фонды на

расширенное воспроизводство фонда возмещения израсходованных средств

производства в воспроизводства рабочей силы.

Для другой части чистого дохода началом перераспределения является

момент, отчислений из чистого дохода налогов и других платежей в

централизованный фонд денежных ресурсов государства (в госбюджет и во

внебюджетные фонды).

Через уровень цен государство производит распределительные и

перераспределительные процессы, влияя на уровень издержек и накопления. В

осуществлении финансовой политики государства цена выступает как важнейший

рычаг распределения и перераспределения части совокупного общественного

продукта (чистого дохода). Практика показывает, что в зависимости от

конкретных экономических условий в отдельные периоды государстве в большой

мере прибегали к регулированию распределительных процессов с помощью цен

(период индустриализации и кризисных явлений, социальных конфликтов и войн

и т.д.). Цена, выступая как денежное выражение стоимости опосредует,

процесс распределения стоимости, выступав как исходное, базовое условие,

определяющее в процессе распределения доходы и расходы участников

общественного производства. Цену следует рассматривать как фактор,

непосредственно влияющий на содержание распределительных отношений, на

удовлетворение экономических интересов участников производства.

Финансы и форма их выражения — цена удовлетворяют в системе

распределительных отношений одинаковые общественные потребности, т. е. без

них нельзя осуществить сам процесс распределения стоимости общественного

продукта, соизмерить удовлетворение экономических интересов между его

участниками.

Но первичное распределение совокупного продукта через цену

удовлетворяет не только потребности расширенного воспроизводства, но и

служит предпосылкой и основой для вторичного распределения

(перераспределения) и создания централизованных денежных фондов государства

(госбюджета), достаточных для развития приоритетных отраслей и производств,

обеспечения обороноспособности, а также развития непроизводственной сферы,

где общественный продукт не создается (развитие культуры, просвещения и

науки, здравоохранения, государственного управления, социального

страхования и социального обеспечения и др.).

Перераспределение части совокупного общественного продукта необходимо

также для межтерриториального и межотраслевого перераспределения средств,

перераспределения доходов между различными социальными группами населения.

Дальнейший ход перераспределительного воспроизводственного процесса,

его структуру определяет государство. Существует много стадий и отношений

перераспределения. Оторвавшись от стадии первичного распределения, где был

создан совокупный общественный продукт и его чистый доход, происходят

перераспределительные процессы по их стадиям. Сначала следует стадия

мобилизации и формирования денежных фондов (доходов) госбюджета, затем

стадия использования этих же фондов (доходов) — направление части на

развитие приоритетных отраслей хозяйства, социально-культурные мероприятия,

управление и т.д. Каждая стадия движения финансовых ресурсов несет свои

отдельные перераспределительные функции. Отсюда вытекают отношения

вторичного третичного и т. д. порядков перераспределения. Пройдя длительный

перераспределительный цикл, одна часть перераспределяемых денежных ресурсов

через механизм бюджетного финансирования приоритетных отраслей попадает

опять в сферу материального производства с тем чтобы начать новый цикл

первичного распределения совокупного общественного продукта с его

последующим перераспределением; другая часть перераспределяемых денежных

ресурсов переходит в сферу потребления (просвещение, здравоохранение,

культура, наука, оборона госуправление и т.д.).

Наряду с распределительной функцией финансы играют контрольную

функцию. Контрольная функция порождена распределительной функцией и

проявляется в контроле за распределением совокупного общественного

продукта, национального дохода и чистого дохода по соответствующим денежным

фондам и их целевому расходованию. Если сущность, природа и содержание

финансов обусловлены движением части совокупного общественного продукта,

главным образом чистого дохода, его распределением, созданием денежных

фондов и последующим направлением на расширенное воспроизводство

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.