|
Финансирование и кредитование капитальных вложенийровании и совершенствовании основных фондов народного хозяйст- ва. Он используется на капитальные вложения производственного и непроизводственного назначения. Перечень объектов долгосрочно- то кредитования очень разнообразный. Так, у предприятий и хозяй- ственных организаций, независимо от форм собственности, это за- траты на техническое перевооружение, реконструкцию и расшире- ние производства, на строительство объектов непроизводственного назначения и на приобретение оборудования, не входящего в сметы строек. Долгосрочный кредит используется также при строитель- стве новых предприятий и сооружений, имеющих важное народно- хозяйственное значение. Долгосрочный кредит предоставляется предприятиям и хозяй- ственным организациям на указанные выше цели на принципах воз- вратности, срочности, платности и обеспеченности. Преимущества при долгосрочном кредитовании имеют проекты, которые обеспечивают нароцнохозяйственную эффективность, ре- шают экономические и социальные проблемы страны, расширяют экспортные возможности, увеличивают производство товаров на- родного потребления. Обязательными условиями долгосрочного кредитования явля- ются: статус заемщика как юридического лица, экологическая без- опасность объекта кредитования, обеспеченность своевременного и полного возврата кредита и уплаты процентов за пользование им, соблюдение норм продолжительности строительства. Долгосрочный кредит можно разделить на такие его виды: кре- дит, который предоставляется коммерческими банками на договор- ных началах за счет их собственных и привлеченных средств; госу- дарственный кредит, источником которого являются средства рес- публиканского бюджета, и кредит под целевые производственные программы за счет централизованных кредитных средств Нацио- нального банка. Кредитование в каждом из этих случаев сущест- венно различается. Коммерческие банки предоставляют долгосроч- ные кредиты инвесторам за счет собственных и привлеченных средств на договорных началах. Основными принципами формиро- вания кредитных отношений являются: свободный выбор партнеров этих отношений, формирование условий их выполнения, оснований и объемов, ответственности при полном невмешательстве государ- ственных органов в выбор и реализацию этих условий. Основные источники ресурсов для долгосрочного кредитования в этом случае - это собственные средства банков (различные фон- ды, нераспределенная прибыль), средства централизованного ссуд- ного фонда, предприятий и организаций, а также средства бюдже- тов, которые находятся на счетах банков, вклады граждан и займы у других банков. Кредитные отношения банка и заемщиков регулируются кре- дитным договором, которым предусматриваются размер разрешен- ного кредита, сроки и порядок его использования и возврата, про- центные ставки за пользование кредитом, обязанности и имущест- венная ответственность сторон и формы обеспечения обязанностей. Оформление долгосрочного кредитования производится банком на основании предоставляемых заемщиком документов, перечень кото- рых определяется кредитным договором. Кредитный договор дейст- вует в течение всего периода пользования кредитом. Потребность в долгосрочном кредите определяется либо полной стоимостью затрат по объекту (мероприятию), если кредит являет- @ ся единственным источником финансирования, либо как разность между стоимостью этих затрат и собственными средствами заемщи- ка, направляемыми на эту цель. Возможность учреждения банка выдать кредит заемщику в требуемом им размере зависит от уровня этого учреждения (отделение, региональное управление и дирек- ция, банк) и предоставленного ему права (крб.) выдавать кредит од- ному заемщику той или иной категории (предприятия, организации, кооперативы, малые предприятия), а также наличия кредитных ре- сурсов. Общий срок пользования кредитом складывается из норматив- ного времени осуществления затрат и времени, в течение которого кредит возвращается банку. Сроки погашения кредита устанавли- ваются в пределах окупаемости затрат по проекту. Банк предоставляет долгосрочный кредит только кредитоспо- собным заемщикам, которые могут возвратить его в установленные сроки и уплатить проценты за пользование кредитом. Определение кредитоспособностн предприятий и организаций является одной из важнейших сторон хозяйственной деятельности банков в условиях перехода к рынку. Оценка кредитоспособности заемщика производится банком до заключения кредитного договора на основе анализа его финансово- го состояния и эффективности кредитуемого мероприятия. Базой для такого анализа служат бухгалтерские балансы, другие отчет- ные и плановые документы о финансово-хозяйственной деятельнос- ти, проектно-сметная документация, планы технического перево- оружения производства, прогнозные и статистические материалы, характеризующие как современное экономическое состояние заем- шика, так и перспективы его развития. Анализ финансового состояния заемщика позволяет определить показатели, отражающие разные его стороны, например, ликвид- ность его баланса, покрытие баланса, привлечение средств и др. При долгосрочном кредитовании важно оценить стабильность этих показателей в период пользования кредитом. Такая оценка требует разнообразных экономических знаний, умения прогнозировать изме- иення факторов, влияющих на доходность заемщика в условиях пе- рехода к рынку. К таким факторам следует отнести прежде всего динамичность цен и тарифов, рентабельность производства, энерго-, нюернало- и фондоемкость продукции, обеспечение сырьем, кадра- ми и основными фондами, внедрение новых техники и технологий, рынок сбыта продукции и др. Эффективность кредитуемого мероприятия банки определяют путем проведения инженерно-экономической экспертизы,его проек- та. При этом проверяются наличие и качество проектно-сметной документации и заключений экспертизы, соответствие проектных технико-экономических показателей прогрессивным, оценивается технико-экономический уровень проекта. Важными вопросами при проведении такой экспертизы являются: наличиесырьевой базы, конкурентоспособность продукции, возможность ее сбыта, прогноз уровня цен на будущую продукцию. В процессе инженерно-эконо- мической экспертизы необходимо изучить реальность намечаемых сроков строительства с учетом мощностей, нагрузки и материально- технического обеспечения подрядных строительно-монтажных ор- ганизаций, надежность поставщиков оборудования и других парт- неров. В настоящее время процесс установления процентной ставки за кредиты не регулируется нормативными актами. Плата за пользо- . ванне долгосрочным кредитом определяется банками с учетом про- должительности срока кредитования, предоставленных заемщиками гарантий своевременного возврата кредита, спроса и предложений кредитных ресурсов и их цены, а также наличия кредитного риска. Устанавливаемые банками процентные ставки должны обеспечивать полное покрытие их расходов и получение прибыли от осуществле- ния хозрасчетной деятельности. - ' Повышенные размеры процентной ставки предусматриваются кредитным договором в случае нарушения нормативных сроков строительства, получения дополнительных кредитов и переуступки банков сроков возврата ссуды. Процент за пользование кредитом начисляется в размерах и сро- ки, предусмотренные кредитным договором. Ответственность за невыполнение заемщиками своих обяза- тельств предусматривается в виде неустойки (штрафа, пени), зало- та, гарантии, страхования кредитного риска. Долгосрочный кредит используется на оплату поставленных на стройку машин и оборудования, строительных конструкций, дета- лей, блоков и материалов, а также выполненных строительн0-мон- тажных, проектных и других работ. Банки должны возмещать за- емщику расходы по уплате пени поставщикам, за несвоевременные расчеты с ними, если это вызвано неполным и несвоевременным пре- доставлением кредита. После завершения кредитуемого объекта (мероприятия) заем- щик оформляет в установленном порядке задолженность по креди- ту срочным обязательством. Погашение кредита обычно начинвется со следующего квартала после принятия ответственного решения о вводе объекта в эксплуатацию и производится за счет собственных средств заемщика. Нестабильность экономической ситуации в Украине, высокий уровень инфляции обуславливают сокращение доли долгосрочных кредитных вложений коммерческих банков в развитие экономики. В настоящее время эта доля составляет всего лишь 1 - 2% в общем объеме кредитных вложений. Высокие процентные ставки за поль- зование кредитом (в сентябре 1993 г. максимальная ставка состави- ла 600% годовых) и галопирующие темпы инфляции делают прак- тически невозможными долгосрочные инвестиции. Коммерческие банки в этих условиях не заинтересованы в выдаче ссуд на срок бо- лее 2-4 мес., поскольку уровень инфляции значительно превышает высокие процентные ставки. Предприятия-заемщики, испытываю- щие острый дефицит финансовых ресурсов, не могут возвратить банку полученную ссуду и уплатить проценты за пользование ею. Коммерческие банки используют собственные и привлеченные кредитные ресурсы не на инвестиции в техническое развитие пред- приятий, а главным образом на выдачу им краткосрочных ссуд для производства расчетов и выплаты заработной платы. Такое состоя- ние сказывается на материально-технической базе народного хозяй- ства страны, вызывая спад производства продукции и углубление других кризисных явлений в экономике страны. В целях активизации инвестиционной деятельности в Украине с нвгуста 1992 г. введено государственное долгосрочное кредитование строек и объектов производственного назначения, а также кредито- ванне целевых производственных программ за счет централизован- ных ресурсов Национального банка. Государственный кредит пре- доставляется на капитальные вложения только производственного назначения. Заказчиками государственного кредита являются ми- нистерства, ведомства и другие хозяйственные органы. На основе предложений этих органов Министерство экономики по согласова- нию с Министерством финансов определяет перечень строек и объект0в, которые будут финансироваться за счет государственного кредита, и представляет его на утверждение Кабинету Министров Украины. Министерство финансов определяет коммерческие банки, кото- рые будут осуществлять такое кредитование, и заключает с ними договоры. После утверждения плана-прогноза экономического и социаль- ного развития страны Министерство экономики доводит до мини- 195 @ стерств, ведомств и других органов хозяйственного управления и финансирующих банков объемы государственного кредита на пла- нируемый год. Министерство финансов сообщает банкам, учрежде- ния которых будут осуществлять государственное кредитование, планы финансирования капитальных вложений по органам хозяйст- венного управления - заемщикам в поквартальном разрезе. Этим банкам оно перечисляет средства для кредитования, имеющие стро- го целевое назначение. Учреждения финансирующих банков заключают с инвесторамн кредитные соглашения, где предусматривают: цель предоставления государственного кредита; его объем и сроки возврата. Общий срок польозвания госудорствен- ным кредитом не должен превышать семи лет, в том числе: срок выборки ссуды - не более 3-к лет (в отдельных случаях 5 лет), льготный срок до начала погашения кредита - 1 год и срок пога- шения - не должен превышать 3-к лет; процентные ставки за пользование кредитом, которые устанавли- ваются в 20 % годовых в целом по органу хозяйственного управле- ния заемщику. Эти органы могут дифференцировать процентные ставки по стройкам и объектам, которые входят в сферу их фунх- ционалыюго управления. Эта дифференциация может произво- диться в пределах от 10 до 30 % годовых, однако без изменения ус- новленной для органов хозяйственного управления в целом про центной ставки; вид строительства и сроки его окончания. Объектами государст- венного кредитования могут быть только стройки, нормативный срок строительства которых не превышает 3-к лет; экономические санкции и особые условия кредитования; обязательства банка и инвестора по другим вопросам предоставле- ния, использования и возврата государственного кредита. Копии кредитных соглашений органы хозяйственного управле- ния должны представить в Министерство финансов в десятиднев- ный срок после их заключения. Кредитные соглашения должны за- ключаться в месячный срок после получения органами хозяйствен- него управления сведений об утвержденных им объемах государст- венного кредита. При нарушении этого срока финансирующие банки вносят Министерству экономики предложения об нзменении объемов кредита соответствующему органу хозяйственного управ- ления. Государственный кредит используется инвесторами для оплаты расходов, связанных со строительством, реконструкцией и техни- ческим перевооружением предприятий, строек и объектов. Погаше- ние государственного кредита начинается через год после оконча- ния нормативного срока строительства (реконструкции, техничес- кого перевооружения) объекта кредитования и производится за счет собственных средств инвестора или заемных средств. Кредит на при- обретение оборудования, которое не входит в сметы строек, погаша- ется, начиная со следующего за годом его выдачи в течение не более двух лет. Гарантом погашения государственного кредита выступает мини- стерство, ведомство или другой орган хозяйственного управления. Средства, поступающие от инвесторов в погашение долга по кре- диту, а также значительная часть платы за пользование этим креди- том перечисляются финансирующими банками в доход государст- венного бюджета. На покрытие расходов по обслуживанию госу- дарственного кредита эти банки оставляют О,4 нaчисленных про- центов за пользование кредитом и О,3 так называемых "штрафных" процентов. При нарушении сроков строительства более чем на 3 мес. и при консервации или прекращении строительства на такой же срок по инициативе инвестора процентная ставка повышается на 100 %. Ин- весторы, не соблюдающие сроки платежей, должны уплачивать до- полнительно 25 % годовых от сумм, которые не уплачены в установ- ленные сроки. Контролъ за целевым использовонием инвесторами государст- венного кредита, а также за своевременным его возвратом в государст- ственный бюджет осуществляют финансирующие банхн и Мини- стерство финансов Украины. Долгосрочные кредиты за счет централизованных кредитных ре- сурсов Национального банка предоставляется только государствен- ным предприятиям на затраты, связанные с реализацией целевых программ на конверсии и модернизации производства, внедрению пе- редовых технологий, увеличение производства товаров народного потребления. Срок кредитования должен обеспечивать реализацию производ- ственной программы, но не может превышать 5 лет. Каждое предприятие составляет такую программу, утверждает ее в министерстве, разрабатывает календарный план работ по этой программе, составляет смету затрат и представляет обслуживающе- му его коммерческому банку заявку на долгосрочный кредит с обо- @ снованием его потребности и эффективности намеченной про- граммы. Коммерческие банки дают экспертную оценку предложенной за- явки. При необходимости получения централизованных ресурсов Национального банка коммерческие банки подают заявки областно- му управлению Национального банка. Региональные управления Национального банка анализируют за- явки коммерческих банков и свои предложения относительно целе- сообразности кредитования целевых производственных программ и экономических возможностей этих банков направляют в управление кредитного регулирования Национального банка. Укринвестпромбанк, Укрсоцбанк и Агропромбанк "Украина" также рассматривают заявки предприятий на получение долгосроч- ного кредита и свои предложения по кредитованию целевых про- грамм направляют непосредственно в Национальный банк. Целесообразность предоставления долгосрочного кредита ком- мерческим банком предварительно рассматривается в кредитном ко- митете и утверждается правлением Национального банка Украины. Национальный банк заключает с коммерческими банками, кре- дитующими целевые программы, договор, где определяет размеры платы за кредит и маржи. Национальный банк открывает комиерческому банку кредитную линию, что должно обеспечить оперативное целевое и эффективное использование централизованных ресурсов для кредитования произ- водственных программ. Коммерческие банки предоставляют заемщикам кредит только на цели, предусмотренные их кредитными заявками, и в пределах средств, перечисленных им Национальным банком для целевого кредитования. Каждый заемщик должен заблаговременно сообщать коммер- ческоиу банку о необходимой ему сумме кредита для оплаты рас- четных документов по кредитуемому объекту. Только при соблю- дении этого условия Национальный банк сможет своевременно пре- доставлять коммерческому банку средства в пределах открытой ему кредитной линии. Использование, погашение кредита и уплата процентов за поль- зование им производятся в установленном порядке. Контроль за целевым использованием кредита коммерческими банками осуществляет Национальный банк и его региональные уп- равления, а за целевым использованием кредита заемщиками - коммерческие банки. При выявлении фактов нецелевого использо- 198 @ вания кредита Национальный банк (региональные управления Наци- онального банка) взыскивает с коммерческого банка штраф в раз- мере 5 % суммы кредита, использованной не по назначению. Опыт свидетельствует, что долгосрочный кредит, предоставляе- мый на капитальные вложения, способствует сокращению сроков строительства, снижению его себестоимости и ускорению окупае- мости затрат, если строительный объект своевременно обеспечен качественной проектно-сметной документацией, оборудованием, строительными материалами, конструкциями и деталями, а капи- тальные вложения и средства выделяются соответственно нормам продолжительности строительства. Стройка также должна быть обеспечена достаточными мощнос- тями строительной индустрии, которые следует эффективно ис- пользовать. Долгосрочное кредитование населения на потребительские цели Долгосрочные кредиты населению на потребительские нужды предоставляют в основном учреждения Сбербанка Украины. Объ- ектами кредитования являются затраты на строительство, покупку, капитальный ремонт и реконструкцию индивидуальных жилых до- мов с надворными постройками, садовых домиков, дач, благоустрой- ство садовых участков, строительство гаражей, на приобретение квартир в жилищном кооперативе, в личную собственность, на по- купку у граждан индивидуальных жилых домов с надворными по- стройками, на хозяйственное обзаведение семейным студентам и другие цели. Кредиты выдаются на коммерческой основе при соблюдении принципов целевой направленности, обеспеченности, срочности, платности, возвратности. Кредиты на строительство, покупку, ка- питальный ремонт и реконструкцию инднвидуальных жилых домов с надворными постройками, садовых домиков, дач и других строений предоставляются в размере до 75 % сметной стоимости строительст- ва, ремонта или инвентарной стоимости строения в пределах разме- ров, устанавливаемых Сбербанком Украины в зависимости от уровня цен и в пределах кредитных ресурсов, мобилизуемых на местах, а также приобретаемых в других банках. Кредиты населению выдаются на основании заключаемых между ссудозаемщиком и банком кредитных договоров по месту их посто- янного жительства (прописки), за исключением кредитов на строи- тельство и покупку индивидуальных жилых домов, на покупку квартир в жилищных кооперативах, которые выдаются по месту за- стройки или нахождения индивидуального дома или кооперативной квартиры, а также кредитов семейным студентам, которые предо- ставляются по месту нахождения вузов. Сроки представления документов, подтверждающих целевое ис- пользование средств по ссуде, определяется в кредитном договоре, в зависимости от объекта кредитовання, и не позднее установленного срока освоения. При этом срок освоения кредитов, связанных со строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом объектов, не должен превышать 2-х лет, а по ссудам, предоставляемым на приобретение домов, квартир и др. - 2 мес. Кредитный договор оформляется на всю сумму кредита, заключается на срок пользова- ния ссудой и подписывается руководителем банка и заемщиком. Долгосрочные кредиты могут выдаваться частями таким образом, чтобы расходы, сроки погашения, процентные ставки по частично выданным суммам соответствовали условиям кредитного договора. Каждая сумма кредита, получаемая заемщиком в рамках условий кредитного договора, оформляется срочным обязательством заем- щика и подписывается заемщиком. Для получения кредита и оформления кредитного договора ин- дивидуальные заемщики предоставляют банку следующие доку- менты: паспорт или другой заменяющий его документ; справку с места работы ссудозаемщика и поручителя с указани- ем получаемого дохода (среднемесячного заработка) и размера производимых из него удержаний. Пенсионеры представляют банку удостоверение, сведения из которого проставляются в кредитном договоре заемщика; документы, необходимые для определения платежеспособности клиента; договор залога имущества или договор страхования; поручительство одного или более трудоспособных граждан, имеющих постоянный источник дохода; документ, подтверждающий право на соответствующие льготы. Кроме того, заемщики представляют в финансирующее учреж- дение банка для получения кредита следующие документы: на строительство индивидуального жилого дома - заверенную в установленном порядке выписку из решения госадминистрации о выделении земелъного участка под застройку дома, а также разре- шенный и приложенный проект дома с указанием сметной стоимос- ти строения или сведения из проектно-сметной документации, заве- ренные районным архитектором. При совместном строительстве многоквартнрных жилых домов представляется также один экзем- пляр договора, заключенного между участниками застройки с ука- заннем сведений об участниках и доли каждого из них в совместном строительстве; на строительство надворных построек - справку госадминист- рации о том, что заемщик является владельцем дома и не имеет ука- занных построек, а также паспорт с постоянной пропиской в этом доме; на реконструкцию и капитальный ремонт индивидуального жи- лого дома с надворными постройками, присоединение их к инженер- ным сетям, на приобретение оборудовання для инженерного обуст- ройства дома - документ, удостоверяющий право собственности на жилой дом, а также паспорт с пропиской в этом доме и перечень предстоящих работ; на покупку у граждан индивидуального жилого дома с надвор- надворными постройкамм (дом покупается как основное жилье) - справку бюро технической инвентаризации о балансовой (остаточной) стои- мости строения. При отсутствии указанной справки можно пред- ставить справку органов госстраха о страховой стоимости строений; на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт садо- вых домиков и благоустройство садовых участков - справку прав- дения садоводческого товарищества о том, что заемщик является его членом с указанием подлежащих выполнению работ; на покупку квартиры в жилищном кооперативе - справку ко- оператива, свидетельствующую о том, что заемщик является его членом, а также копию акта о приемке дома в эксплуатацию; на внесение первоначального взноса в жилищный кооператив - справку о том, что заемщик является членом ЖСК, и справку о сумме первоначального взноса; на покупку квартир в личную собственность - решение госад- нннистрации на выкуп квартиры, справку об оценочной стоимости квартиры; на строительство гаражей - справку гаражно-строительного коператива либо госадминистрации с указанием сметной стоимости предстоящих работ. По ссудам на покупку у граждан жилых домов оформляется га- рантийное письмо на имя продавца о перечислении на его вклад сум- мы получаемого покупателем кредита после оформления в установ- ленном порядке договора купли-продажи дома. Кредитный работник проверяет правильность оформления до- говора залога имущества, поручительств граждан, а также других справок и документов, определяет платежеспособность заемщика, устанавливает суммы платежа основного долга по ссуде и состав- ляет график платежей заемщика, производит расчет общей суммы процентов, подлежащих оплате за весь срок пользования кредитом, согласовывает с заемщиком способы, порядок погашения кредита и процентов по нему, оформляет совместно с заемщиком кредитный договор и срочное обязательство. На основании подписанного руко- водителем банка кредитного договора бухгалтерия оформляет ин- дивидуальному заемщику лицевой счет. В случае увеличения предельного размера кредита на строитель- ство, реконструкцию или капитальный ремонт индивидуального жилого дома и садовых домиков банки могут выдать дополнитель- ный кредит из расчета максимально возможного размера при усло- вии соблюдения установленных сроков освоения кредита. Дополнительный кредит на окончание строительства индивиду- ального жилого дома может быть выдан только после предвари- тельной проверки целевого использования ранее полученного кре- дита на основании справки районной госаднинистрации или район- ного архитектора об измененной сметной стоимости строительства с учетом ранее приобретенных материалов и выполненных работ по старым ценам. По остальным видам кредитов предварительные про- верки на месте целевого использования не производятся, но обяза- тельно должен быть представлен промежуточный отчет об нсполь- зовании ранее полученного кредита. Дополнительная выдача кредита производится на условиях, дей- ствующих на момент его получения. Если процентная ставка не из- менялась, то кредитный договор и срочное обязательство оформля- ются на всю сумму долга с учетом остатка задолженности по ранее выданной ссуде. По тем кредитам, по которым установлена новая процентная ставка, кредитный договор и срочное обязательство оформляются на вновь выданную сумму без изменения условий и документов по первоначальой выдаче. При выдаче очередной суммы кредита в рамках условий кредит- ного договора кредитный работник переоформляет предыдущее срочное обязательство по ссуде на всю сумму выданного кредита, соответственно внося изменения в графики платежей. Суммы предоставленных гражданам ссуд на льготных условиях зачисляются на беспроцентные расчетные счета, открываемые в операционном отделе банка. Погашение задолженности по ссудам и процентов по ним произ- водится заемщиками в сроки, установленные срочными обязательст- вами. По ссудам, выдаваемым населению, устанавливаются, как пра- вило, месячные сроки платежей. Первый срок платежа по кредитам устанавливается не позднее, чем через 3 мес. после получения ссуды или первой ее части, если ссуда выдается частями. Погашение ссуд, связанных со строительством и ремонтом домов, может начинаться после истечения сроков освоения кредитов. Размер ежемесячных платежей основного долга определяется путем деления суммы кре- дита на срок пользования им по договору, исчисленный в месяцах. По желанию заемщиком может быть предусмотрена возможность досрочного погашения задолженности по ссуде. В этом случае пла- тежи производятся с объединеннем суммы ежемесячных платежен. При последнем платеже заемщику возвращаются проценты, полу- ченные с него за недоиспользованный кредит. Погашение задол- женности по ссудам и процентам по ним может произвоцнться заем- женности по ссудам и процентам по ним может производиться заем- шиками через учреждения банка наличными деньгами, переводами через предприятия связи либо перечислением со счетов по вкладам, а также путем удержания из заработной платы, стипендии, пенсии на основании поручения заемщика бухгалтерии по месту работы (учебы) или органу, назначившему пенсию. Не внесенные в срок платежи перечисляются на счета просроченных ссуд. Просрочен- ные платежи взыскиваются с индивидуальных заемщиков в бесспор- ном порядке по исполнительным надписям нотариальных контор. Банк обязан в месячный срок оформить в установленном порядке исполнительную надпись на взыскание просроченной задолженнос- ти по ссуде и процентов с заемщика или с его поручителя. При не- уплате заемщиком очередных платежей, включая проценты, свыше 6 мес., банк вправе обратиться с иском в суд о досрочном взыскании всей задолженности по ссуде, числящейся за заемщиком. За пользование ссудой заемщик уплачивает банку проценты, ус- тановленные на договорной основе. Процентная ставка указывается в кредитном договоре. Договорные процентные ставки применяют- дельных случаев, когда в соответствии с банковским законодатель- ством, Национальным банком Украины и Советом Сбербанкка Украи- ны вводятся особые условия кредитования по некоторым видам ссуд и категориям заемщиков. Сбербанк осуществляет координацию уровня процентных ставок между учреждениями банка, находящи- мися на территории Украины, путен установления минимальных и максимальных границ величины процента за соответствующие виды кредита и в зависимости от сроков выдачи ссуд заемщикам. Мини- мальная граница процентных ставок устанавливается в зависимости от стоимости кредитных ресурсов, затрат по их привлечению и рас- ходов по совершенствованию кредитных операций и должна обеспе- чивать определенный уровень рентабельности кредитных операций учреждений банка. Максимальная граница устанавливается в зави- симости от конъюнктуры рынка, спроса и предложения на отдель- ные виды потребительского кредита, может быть одинаковой для всех учреждений банка. Минимальные и максимальные процентные ставки могут устанавливаться и областными управлениями банка в пределах, предусмотренных Сбербанком Украины. Конкретные раз- меры применяемых процентных ставок по кредитам внутри установ- ленньгх границ определяются, как правило, непосредственно уч- реждениями банка при выдаче кредита в зависимости от условий их коммерческой деятельности, спроса на конкретные виды ссуд и учетом платежеспособности заемщика. Размер ежемесячного платежа по ссуде определяется путем де- ления сумны процентов за весь период пользования кредитоы на время пользования им, исчисленные в месяцах. За сумму процентов всего периода пользования принимается их величина, исчисленная исходя из условных сроков платежей через равный период времени. В условиях растущей конкуренции со стороны других банков учи- тывается необходимость приоритетного предоставления кредитов ссудозаемщикам, которые являются вкладчиками Сбербанка Укра- ины не менее 1 года или получает заработную плату через его уч- реждения независимо от сроков. В процессе кредитования населения банк осуществляет кон- троль 3а правильным и целевым использованием заемщиком ссуд пу- тем проверки документов, предоставленных для оформления кре- дита, отчетов о расходовании средств и других документов, предус- мотренных в кредитном договоре, а также путем проверок на мес- тах. При нарушении сроков платежей по ссуде и возникновении просроченной задолженности, неосвоении кредита в установленный срок, нецелевом его использовании банк удерживает штраф в разме- ре не ниже О,5 % от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, что также предусматривается в договоре. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 26 июня 1993 г. №483 "О дальнейшем развитии индивидуального жилищного строительства" с 1994 г. на индивидуальное жилищное строительство будет предоставляться государственный долгосроч- строительство будет предоставляться госудорственный долгосроч- ный льготный кредит на срок до 30 лет за счет средств государст- венного бгоджета. Министерство экономики и Министерство фи- нансов ежегодно должно определять лимиты выдачи долгосрочно- то льготного кредита для Республики Крым, областей, городов Кн- ева и Севастополя в пределах средств, предусмотренных на эти цели в государственном бюджете. Министерство финансов определяет процентные ставки и осуществляет контроль за использованием вы- данного кредита. С сентября 1993 г. предусматривается учет граж- дан, желающих осуществить индивидуальное жилищное строитель- ство за счет собственных средств с использованием государственно- то долгосрочного льготного кредита. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 20 октября 1992 г. № 593 "О дальнейшем развитии жилищно-строи- тельных кооператнвов (ЖСК)", члены ЖСК, у которых общие го- довые расходы на оплату кредита с учетом процентной ставки пре- вышают 20% совокупного годового дохода семьи, могут получать государственный льготный кредит с уплатой 3 % годовых. При наличии у членов кооперативов несовершеннолетних детей процентная ставка уменьшается д0 размеров: один ребенок - 2%, два ребенка - 1 %, три и более - без процентов. Министерство финансов, Министерство Экономики Украины, Укрсоцбанк по согласованию с национальным Банком установили порядок выдачи и погашения государственного льготного кредита жилищно-строительным (жилищным) кооперативам. Государствен- ный кредит предоставляется ЖСК на объем капитальных вложений текущего года с учетом задолженности по ранее выданным ссудам, сроки возврата которых не закончились на начало года. в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответ- ствующий год по стройкам, начатым со 2 января 1992 г. Государственное кредитование строительства жилищных коопе- ративов является прямым, целевым, возвратным и осуществляется за счет средств государственного бюджета Украины. Жилищно- строительным кооперативам кредит выдается на строительство жи- лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30 то долгосрочного льготного кредита. Согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 20 октября 1992 г. № 593 "О дальнейшем развитии жилищно-строи- тельных кооператнвов (ЖСК)", члены ЖСК, у которых общие го- довые расходы на оплату кредита с учетом процентной ставки пре- вышают 20% совокупного годового дохода семьи, могут получать государственный льготный кредит с уплатой 3 % годовых. При наличии у членов кооперативов несовершеннолетних детей процентная ставка уменьшается д0 размеров: один ребенок - 2%, два ребенка - 1 %, три и более - без процентов. Министерство финансов, Министерство Экономики Украины, Укрсоцбанк по согласованию с национальным Банком установили порядок выдачи и погашения государственного льготного кредита жилищно-строительным (жилищным) кооперативам. Государствен- ный кредит предоставляется ЖСК на объем капитальных вложений текущего года с учетом задолженности по ранее выданным ссудам, сроки возврата которых не закончились на начало года. в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете на соответ- ствующий год по стройкам, начатым со 2 января 1992 г. Государственное кредитование строительства жилищных коопе- ративов является прямым, целевым, возвратным и осуществляется за счет средств государственного бюджета Украины. Жилищно- строительным кооперативам кредит выдается на строительство жи- лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30 лых домов в размере 90 % стоимости строительства на срок до 30 лет с погашением ежеквартально равными частями. На приобретение жилищными кооперативами построенных или капитально отре- монтированных (реконструированных) жилых домов кооперативам предоставляется кредит в размере 85 % стоимости домов на 30 лет с погашением ежеквартально равными частями. На строительство жилых домов, которое было начато до 2 января 1992 г., государст- венный кредит не предоставляется. Согласно постановлению Каби- нета Министров Украины от 4 апреля 1992 г. № 175 на указанное строительство производится компенсация дополнительных затрат, связанных с либерализацией цен. Организация работы по выдаче ЖСК государственного кредита, его учет и проведение расчетов осуществляются коммерческими банками. Укрсоцбанк Украины выступает в качестве ведущего бан- ка по обслуживанию государственного кредита для ЖСК. Министерство экономики и Министерство финансов Украины на основании прогнозных расчетов объемов кооперативного жилищно- то строительства и потребности в государственном кредите на пла- новый год определяют лимит выдачи государственных кредитов для Совета Министров Республики Крым, областей, городов Киева и Се- вастополя в пределах средств, предусмотренных в государственном бюджете. Министерство финансов Украины доводит Укрсоцбанку годовой план финансирования (форма № 12) с распределением его по кварталам с указанием "Для выдачи льготного кредита жилищ- но-строительной (жилищной) кооперации". Ежеквартально Мини- стерство финансов Украины платежным поручением перечисляет средства государственного бюджета на выдачу льготного кредита в объемах, предусмотренных планом на текущий квартал. Выделен- ные средства перечисляются Укрсоцбанком на отдельный счет "Средства бюджета для предоставления государственного кредита жилищно-строительным (жилищным) кооперативам", который от- крывается на балансовом счете № 740 "Фонд долгосрочного креди- тования за счет бюджета". Укрсоцбанк доводит до дирекций подведомственных банков оп- ределенные Министерством экономики и Министерством финансов Украины лимиты выдачи государственного кредита. Совет Минист- рев Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская то- . родские госацминистрации в пределах выделенных лимитов госкре- пита доводят их до госадминистрации районов и городов республи- ки,области,города. Финансово-кредитные отношения между Министерством фи- нансов Украины и Укрсоцбанком оформляется кредитным дотово- нансов Украины и Укрсоцбанком оформляется кредитным догово- ром, в котором указываются цель выдачи кредита, сроки его пога- шения, процентные ставки за пользование кредитом, экономические санкции за невыполнение условий договора. Кредитные отношения между коммерческими банками и ЖСК оформляются кредитным договором, в котором определяются цель выдачи кредита, сроки его возврата, процентные ставки за пользование кредитом. экономичес- кие санкции и особые условия кредитования обязательства банка и ЖСК. При оформлении кредитного договора учреждения банка проверяют платежеспособность каждой семьи членов кооператива и перспективы полного погашения задолженности с учетом действу- ющей процентной ставки за пользование кредитом. Общие сведения по категориям граждан, которым предоставляются льготные креди- ты, правления ЖСК представляют госадминистрации городов, ра- йонов, областей для решения вопроса о выдаче кредитов в пределах выделенных лимитов. Размеры госкредита в разрезе территорий уточняются ежеквартально по всем ЖСК, которые имеют задол- женность по выданным кредитам. Выдача средств за счет госбюджета по фактическим затратам проводится с балансового счета № 779 "Долгосрочные ссуды, вы- данные индивидуальным ссудозаемщикам через предприятия и ор- ганизации за счет их собственных средств". Задолженность по гос- кредиту после подписания акта государственной приемочной ко- миссии в 10-дневный срок оформляется срочным обязательством на конкретные сроки погашения. За просроченные платежи по ссудам начисляется дополнитель- ная плата в размере 25 % годовых от суммы просроченной задол- женности. Средства ЖСК на погашение задолженностей банку по госкредиту и проценты за пользование кредитом перечисляются коммерческим банком непосредственно в доход госбюджета на счет 1710015 "Возврат государственного кредита". Задолженность по ссуде и проценты за пользование госкредитом погашают за счет средств на текущем счете, открытом кооперативу в учреждении коммерческого банка, ежеквартально равными частями не позднее 10 апреля, июля, октября и января за истекший квартал. Погаше- ние начинается с квартала, следующего за тем, в котором подписан акт государственной комиссии о приемке жилого дома в эксплуата- цию. Проценты, начисленные за период использования ссуды, упла- чнваются одновременно с первым платежом по ссуде, а за последу- ющее время - с очередными платежами. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |