|
Финансирование и кредитование капитальных вложенийФинансирование и кредитование капитальных вложенийФинансирование и кредитование капитальных вложений Основы финансирования и кредитования капитальных вложений Капитальные вложения представляют собой использование обществом валового национального продукта на воспроизводство ос- новных фондов. По форме они выступают как совокупность затрат на создание новых, а также техническое перевооружение, реконст- рукцию и расширение действующих основных фондов производст- венного и воспроизводственного назначения. Капитальные вложе- ния имеют важное народнохозяйственное значение, определяемое ролью, которую выполняют вновь созданные или модернизирован- ные средства труда в процессе производства материальных благ. Как важный фактор расширенного общественного воспроизводства достижений научно-технического прогресса, что создает материаль- ные условия для роста и совершенствования общественного произ- водства и повышения материального благосостояния народа. Капи- тальные вложения различаются по формам собственности отрас- левому и территориальному признаку, назначению сооруженных объектов, формам воспроизводства основных фондов, составу за- трат, способу строительства, источникам финансирования. Эффек- тивность капитальных вложений в значительной мере зависит от их структуры. Различают отраслевую, территориальную, воспроизвод- ственную и технологическую структуры капитальных вложений, которые определяют их соотношения в различных отраслях, реги- онах, формах воспроизводства основных фондов и отдельных за- тратах. Современная инвестиционная политика направлена на обеспече- ние социальной направленности и высокой народнохозяйственой эффективности капитальных вложений, а также на использова 172 @ их преимущественно на техническое перевооружение и реконструк- цию действующих предприятий. Важное значение капитальных вложений и необходимость более полного использования товарно-денежных отношений в условиях перехода к рынку объективно требуют государственного регулиро- вания (прямого и косвенного) финансово-кредитных отношений между субъектами инвестиционной деятельности. Эти отношения складываются на основе социально ориентированной рыночной эко- номикн, которая построена на функционировании различных и рав- исправных форм собственности. Совокупность основных правил и рекомендаций, которые опре- деляют состав источников денежных средств для капитальных вло- жений, порядок их мобилизации банками и предоставления субъек- там инвестиционной деятельности, а также контроля за целевым и эффективным использованием этих средств образует ядро системы финансирования и кредитования капитальных вложений. Особен- ности воспроизводства основных фондов, строительного производ- ства и его продукции обуславливают относительную самостоятель- ность и специфические черты этой системы. Различают два основных метода обеспечения капитальных вло- жений денежными средствами: безвозвратный, или финансирова- ние, и возвратный, или кредитование. Безвозвратное предоставле- нне средств не обусловлено их возвратом в заранее установленных ние средств не обусловлено их возвратом в заранее установленные сроки. В каком порядке используются бюджетные ассигнования, собственные и привлеченные средства инвесторов и, как правило, средства специальных внебюджетных фондов. Основными принципами финансирования являются прямой и планово-целевой характер, его непрерывность, предоставление средств в меру выполнения плана (контракта), денежный контроль в процессе финансирования и безвозвратность предоставления средств. Прямой характер финансирования означает, что средства на капитальные вложения предоставляются предприятия и орга- низациям непосредственно. Планово-целевой характер финансиро- вания заключается в том, что средства выдаются только на те стройки, которые обеспечены утвержденной проектно-сметной до- кументацией и принято соответствующее решение об их сооруже- нии. Важным принципом финансирования капитальных вложений является предоставление средств подрядным и другим организаци- ям в соответствии с выполнением плана (контракта). Так, проектные работы оплачиваются после окончания всех ра- бот или их этапа, а также другого показателя объема этих работ; ки, а при поступлении "россыпью" - по мере его поступления на стройку. Необходимость непрерывного финансирования обусловле- на непрерывностью самого строительства. Неотъемлемой чертой финансирования является контроль денежнойединицей за целевым и эффективным использованием средств на капитальные вложения со стороны банков и органов хозяйственного управления. Особое значение он имеет при финансировании капитальных вложений за счет бюджетных и других централизованных средств. При финан- сировании их за счет собственных средств инвесторов последние са- ми заинтересованы в эффективности капитальных вложений, по- этому банки могут не контролировать такие вложения. Только по просьбе инвесторов на договорных началах за отдельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации или проводить контрольные обме- ры оплаченных строительно-монтажных и других работ. Возвратное предоставление средств, или кредитование, произво- дится на условиях возвратности предоставленных средств в кон- кретные сроки и определенных размерах. Банки предоствляют дол- госрочный кредит на капитальные вложения в основном на тех же принципах, на которых производится финансирование. Кроме того, кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспечен- ным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное принципах, на которых производится финансирование. Кроме того кредитование является возвратным, срочным, платным и обеспечен- ным. Долгосрочное кредитование более полно, чем безвозвратное финансирование, отвечает условиям перехода к рынку. Необходи- мость погашения кредита и уплаты процентов за пользование им больше заинтересовывает заемщиков в рациональном технико-эко- номическом обосновании направления и размера кредита, содейству- ет усилению режима экономии в процессе его использования, а также является средством контроля за окупаемостью капиталъных вложений. Капитальные вложения выступают как одна из форм инвести- ций в экономику страны. Непрерывность и достаточность их явля- ются обязательными для нормального функционирования экономи- ки каждой страны. В настоящее время инвестиционная деятель- ность в Украине осуществляется в условиях общего кризиса ееэко- номики, нестабильности социально-экономического положения в стране. Гиперинфляция, либерализация цен, дефицит бюджета, тя- желое финансовое состояние предприятий и организаций, платеж- ный кризис, непрерывный рост стоимости строительства, дорогой банковскнй кредит, а также другие кризисные явления вызвали рез- кое снижение объемов капитальных вложений, капитального строи- тельства и ввода производственных мощностей и объектов строи- тельства, что обусловило спад производства необходимой продук- ции. Одной из мер по выводу экономики из кризиса должна являть- ся активизация инвестиционной деятельности, для чегонеобходимо изыскать средства для дополнительных капитальных вложений, направить их на выполнение приоритетных государственных про- грамм, обеспечить их целевое и эффективное использование. Мобилизация средств на финансирование капитальньн вложений. Капитальные вложения обеспечиваются денежными средствами из разных источников, основным из которых является националь- ный доход, создаваемый в сфере материального производства. На- ряду с национальным доходом источником средств для капиталь- ных вложений является фонд возмещения потребленных средств труда. Источником средств выступают также кредиты иностранных банков и фирм. Средства из этих источников направляются на ка- питальные вложениия по нескольким распределительным каналам. банков и фирм. Средства из этих источников направляются на ка- питальные вложения по нескольким распределительным каналам. Поэтому в практике обеспечения капитальных вложений денежны- ми средствами появляются различные по характеру источники де- нежных средств. К ним следует отнести: собственные финансовые ресурсы инвесторов (прибыль, амортизационные отчисления, возме- щение убытков от аварий, стихийного бедствия, денежные накопле- ния и сбережения граждан, юридических лиц и др.); заемные фи- нансовые средства инвесторов (облигационные займы, банковские и бюджетные кредиты); привлеченные финансовые средства инвесто- ров (средства, полученные от реализации акций, паевые и другие взносы граждан и юридических лиц); бюджетные инвестиционные ассигнования; средства внебюджетных фондов, бесплатные взносы, пожертвования организаций, предприятий и граждан. Состав средств, направляемых на капитальные вложения, зави- сит от того, кто является инвестором и какую форму собственности он представляет. Так, инвесторами государственных капитальных вложений являются органы власти и управления страной, областя- ми и другими административно-территориальными образованиями, а также государственные предприятия и организации. В первом слу- чае капитальные вложения осуществляются за счет средств соот- ветствующих бюджетов, внебюджетных фондов и заемных средств. Государственные предприятия и организации, а также те, которые основаны на коллективной форме собственности, обеспечивают капитальные вложения собственными, привлеченными и заемными средствами. Отдельные граждане, трудовые и крестьянские хозяйства обес- печивают капитальные затраты за счет собственных средств (трудо- вые доходы, доходы от средств, которые помещены в кредитные уч- реждения и ценные бумаги, сбережения и др.) и банковского, а в от- дельных случаях и государственного льготного кредита. Собственные средства предприятий и организаций образуются согласно требованиям коммерческого расчета и состоят из прибыли, амортизационных отчислений и других средств. В последние годы возрастает удельный вес собственных средств в общем объеме фн- нансирования капитальных вложений. Важным источником финансирования капитальных вложений становится прибыль от основной деятельности, которая представ- ляет собой часть чистого дохода, остающегося в распоряжении предприятия и организации.Использованне прибыли для этой цели создает зависимость капитального строительства на действующих предприятиях от их основной деятельности, поскольку своевремен- ное и полное финансирование таких вложений обусловлено выпол- нением плана прибыли. В настоящее время государственные пред- приятия и организации производят отчисления отприбыли, остаю- щейся в их распоряжении, на техническое переоборудование произ- водства, освоение новых технологий, осуществление природоохран- ных мер и нового строительства. Нормативы отчислений устанавли- ваются органами, исполняющими функции по управлению имуще- ством, которое находится в государственной собственности, в разме- рах не менее 30 и не более 80 % суммы, остающейся у предприятий и организаций прибыли после уплаты ими обязательных платежей. Амортизационные отчисления - это денежное выражение стон- мости средств труда, перенесенной на продукт труда. В масштабе всего народного хозяйства амортизационные отчисления выступают как источник средств для простого воспроизвоства основных фон- дов. Отдельные предприятия и организации могут использовать эти отчисления для расширенного воспроизводства своих основных фондов. Это обусловлено различием в возмещении основных фон- дов по стоимости и в натуральной форме, поскольку средства труда изнашиваются постепенно, а возобновляются в натуральной форме одновременно, через определенный относительно длительный пери- од времени. Переход к рыночным отношениям требует коренного изменения амортизационной политики. На современном этапе технического прогресса нормы амортизационных отчислений должны соответст- вовать темпам физического и морального износа, активно обеспечи- вать ускорение обновления и замены устаревших машин, оборудова- ния и транспортных средств. Нормы амортизационных отчислений устанавливаются в процентах к балансовой (первоначальной, вос- становительной) стоимости основных фондов. С 1991 г. действуют единые нормы отчислений только на полное восстановление основ- ных фондов. Они обязательны для применения всеми предприятия- ми и организациями, независимо от ведомственного подчинения и форм собственности. Начисление амортизации на активную часть основных фондов имеет ряд особенностей. Так, если основные фон- ды используются для увеличения выпуска средств вычислительной техники, новых прогрессивных видов материалов, приборов и обору- дования, расширения экспорта, то может применяться ускоренная амортизация этих фондов. Она обеспечивает полное перенесение стоимости основных фондов на затраты производства и обращения за более короткие сроки, чем это предусмотрено действующими амортизация этих фондов. Она обеспечивает полное перенесение стоимости основных фондов на затраты производства и обращения за более короткие сроки, чем это предусмотрено действующими нормами амортизационных отчислений. Ускоренная амортизация должна содействовать интенсивному обновлению основных произ- водственных фондов. Амортизационные отчисления на полное вос- становление машин, оборудования и транспортных средств должны производиться в течение нормативного срока их службы или срока, за который стоимость этих фондов полностью перенесена на затра- ты производства и обращения. При списании основных фондов до полного перенесения их сто- имости на затраты производства и обращения недоначнсленные амортизационные отчисления компенсируются за счет прибыли, ос- тающейся в распоряжении предприятия и организации. Для создания экономических условий сокращения расходов на капитальный ремонт физически изношенных машин, оборудования и транспортных средств коренным образом изменена практика фи- нансового обеспечения затрат на эту цель. Поскольку нормы амор- тнзацнонных отчислений на капитальный ремонт основных произ- водственных фондов не устанавливаются, то предприятия и органи- зации независимо от их ведомственной подчиненности и форм соб- ственности включают расходы на капитальный и другие виды ре- монта этих фондов в себестоимость продукции (работ, услуг). Что- бы обеспечить равномерность такого включения, предприятия и орга- низации имеют право создавать ремонтный фонд (резерв). Начиная с 1993 г. каждое государственное предприятие и орга- низация должны перечислять в бюджет 25 % амортизационных от- числений. За счет этих средств будут предоставляться ссуды для проведения структурной перестройки базовых отраслей народного хозяйства страны. Исключение составляют предприятия Минмаш- прома Украины, которые направляют эту часть амортизационных отчислений полностью в государственный фонд содействия кон- версии. В связи с повышением цен проведена индексация основных фон- дов в народном хозяйстве Украины, а также будет корректироваться ежеквартально сумма амортизационных отчислений. Индексы для такой корректировки устанавливаются Министерством статистики Украины. К прочим собственным средствам предприятий и организаций для капитальных вложений относятся средства, мобилизуемые в ходе строительства в результате реализации лишних и ненужных материалов и оборудования, использования ранее оплаченных мате- риальных ценностей и прежде всего оборудования, а также ликви- дации дебиторской задолженности, которая относится к капиталь- ным вложениям. Этот источник называется мобилизацией внутрен- них ресурсов в строительстве (МВР). Бюджетные ассигнования имеют высокий удельный вес среди источников финанснровнния государственных капитальных вложе- ний. Они являются основным источником финансирования капи- тальных вложений в непроизводственную сферу. Наряду с этим бюджетные ассигнования используются при строительстве объек- тов производственноге назначения, которые имеют, как правило, важное народнохозяйственное значение. В последние годы наблю- дается постепенный переход от безвозвратного бюджетного финан- сирования капитальных вложений на коммерческое кредитование за счет средств государственного бюджета. Источником денежных средств на капитальные вложения может быть долгосрочный кредит как банковский, так и государственный. Кредит предоставляется, как правило, тем инвесторам, у которых нет или недостаточно собственных средств во всех случаях техниче- ского перевооружения, реконструкции и расширения производства, приобретения оборудования, не входящего в сметы строек, а также на стронтельство новых предприятий и сооружений. Удельный вес долгосрочного кредита в источниках финансиро- вания государственных капитальных вложений сравнительно мал. Переход к рынку и развитие рыночных отношений в народном хо- зяйстве страны должны создать условия для расширения кредит- ных отношений в сфере капитального строительства. Источником денежных средств для капитальных вложеннй вы- ступают и различные фонды, создание которых разрешено в послед- ние годы (Чернобыльский, инновационный, содействия конверсии и др.). Все денежные средства, выделенные на капитальные вложения, концентрируются в банках, что является обязательным условием обеспечения непрерывного и целевого финансирования затрат. В ус- ловиях развития рыночных отношений и при комплексном обслу- живанин одним учреждением банка предприятия и организации хранят свои собственные средства, предназначенные на капитальные вложения, как правило, на своих расчетных счетах. В этих условн- ях выделенные на капитальные вложения средства не должны обо- собляться от других средств предприятия и организации, как это было до банковской реформы 1987 г. Это создает им условия для оперативного маневрирования собственными средствами. По прось- бе предприятий и организаций на договорных начплах за отдельную плату банки могут открывать им отдельные счета для учета собст- венных средств и их использования на капнтальные вложения. Это имеет смысл в случаях, когда инвестор осуществляет значительный объем капитальных вложений и есть необходимость в точном учете средств на эту цель. Обособление собственных средств инвесторов, выделенных на капитальные вложения, на отдельных счетах проводится при сме- шанном финансировании, когда наряду с бюджетными ассигновани- ями используются его собственные средства. Перечисление собст- венных средств предприятий и организаций на отдельные счета в указанных выше случаях, его размеры и сроки не должны создавать финансовое напряжение для них, а сроки должны быть приурочены к проведению расчетов за выполненные работы, оказанные услуги. Средства бюджетов и внебюджетных фондов для финанснрова- ния капитальных вложений, а также разрешенный долгосрочный кредит зачисляется банками на отдельные счета. Коммерческие банки должны выполнять работу по мобилизации средств на капитальные вложения, объем которой определяется со- глашеннем, заключенным с инвестором по этому поводу. Обусловленное кризисом резкое снижение инвестиционных воз- можностей как бюджетов всех уровней, так и предприятий и орга- низаций выдвигает на первый план проблему финансового обеспече- ния капитальных вложений для структурной перестройки экономи- ки, конверсии и модернизации производства, внедрения новых тех- нологий. Частичное решение этой проблемы может быть достигну- то за счет таких источников, как расширение эмиссии акций и обли- гаций, привлечение иностранных инвестиций (в том числе креди- тов), использование части средств, полученных от приватизации имущества и амортизационных отчислений на полное восстановле- ние основных фондов государственных предприятий, а также части средств от реализации оружия, военной техники, имущества и пере- дачи в аренду основных фондов, имущества Вооруженных Сил. Особенности финансирования капитальных вложений за счет собственных средств предприятий и хозяйственных организаций Предприятия и хозяйственные организации осуществляют за счет собственных средств техническое перевооружение, реконст- рукцию и расширение производства как подрядным, так и хозяйст- венным способами. В условиях перехода к рынку ответственность за целевое и эффективное использования собственных средств возла- гается на инвесторов, что обусловливает особенности финансирова- ния таких капитальных вложений. Все средства на капитальные вложения аккумулируются на рас- четном счете инвесторов. По их просьбе учреждения банков могут открывать отдельные счета для учета собственных средств на капи- тальные вложения за отдельную плату. Учреждения банков не оформляют финансирование строек, а @ они должны предоставлять им для этого документы. Финансирова- ние капитальных вложений производится с расчетного счета инвес- тора путем оплаты расчетных документов на выполненные проект- ные, строительно-монтажные и другие работы, поставленное обору- дование и другие расходы, связанные со строительствам. Состав за- трат и порядок их оплаты зависят от характера капитальных вло- жений, способа производства строительно-монтажных работ, а так- же метода финансирования затрат при хозяйственном способе стро- ительства. Учреждения банков не контролируют целевое и эффективное использование собственных средств инвестора на капитальные вло- жения. Только по просьбе инвестора, на договорных началах за от- дельную плату они могут осуществлять такой контроль, например, проверять качество проектно-сметной документации, проводить контрольные обмеры оплаченных (представленных к оплате работ), оказывать другие виды услуг по финансированию капитальных вло- жений. Плата за такие услуги должна устанавливаться на уровне, обеспечивающем полное покрытие затрат банка на их оказание и по- лучение соответствующей прибыли. Долгосрочное кредитование предприятий и организаций на капитальные вложения В условиях перехода к рыночным отношениям возрастает роль долгосрочного кредита как источника денежных средств в форми- Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |