|
Бюджетная система США. Реферат.резолюций, конгресс практически не соблюдает их, затягивая процесс до начала нового финансового года, а нередко и дольше. Затяжной характер рассмотрения проекта бюджета в конгрессе и по сей день остается уязвимым местом бюджетного процесса в США. Во-вторых, бюджетное планирование осуществляется лишь в рамках одного года, что становится наиболее уязвимым местом в период проведения перспективной перестройки системы национальных приоритетов, как это имело место в середине 90-х годов. Исполнение бюджета Обычно государственные служащие обязаны расходовать не больше и не меньше, чем назначено; и они могут использовать средства только для целей, намеченных в законе. Закон о бюджетном дефиците запрещает им расходовать или обязать государство расходовать средства авансом до их назначения, если особые полномочия на это представлены законом. К тому же закон обязывает президента распределять средства, выделяемые для большинства исполнительных ведомств. Президент передает эти полномочия СУБ и БУК, и те распределяют средства по временным срокам (обычно по кварталам финансового года), а иногда и по видам деятельности. Ведомства могут требовать, чтобы в течении года была выделена единая сумма, чтобы приспосабливаться к меняющимся обстоятельствам. Такой порядок позволяет обеспечить покрытие сделок на весь год. Если изменения в законе или другие обстоятельства потребует, Конгресс может ввести в течение года дополнительные бюджетные назначения. Например, чтобы справиться с необычно сильным стихийным бедствием. С другой стороны, обстоятельства могут потребовать уменьшения некоторых расходов, на которых выделены средства. В таком случае президент может удержать назначенные средства только при некоторых обстоятельствах, чтобы запасаться для непредвиденных случаев и добиваться сбережений, ставших возможными из-за изменений обязательств или повышения действенности сделок. Закон о контроле за изъятием средств от 1974 года определяет процедуры, которые должны последовать после удержания средств. Его положения вступают в силу сразу, если задержанные средства не возвращены постановлением Конгресса. В 1994 году Конгрессу было доложено о задержке 8,6 млрд. долл., но ни один из них не был возвращен. Бюджетные полномочия не погашаются, если Конгресс не примет соответствующий закон. Если такой закон не принят в течение 45 дней текущей сессии, удержанные средства должны быть применены для расходов. В общем, после принятия этого закона (от 1974 года) Конгресс одобрил списание менее трети средств, предложенных президентом. В 1994 году президент предложил списать 3,2 млрд. долл., и Конгресс одобрил 1,3 млрд. Сравнительная характеристика бюджетной политики США и России. 1. Сравнительная характеристика доходов и расходов бюджетов США и России за 1998-2005 гг. Рассмотрим изменение доходов и расходов федеральных бюджетов США и России за последние 5 лет. А также возьмем в рассмотрение 1998 год, который нам интересен тем, что именно в этом году в России был экономически кризис, а в США, наоборот, подъем экономики и бюджет 1998 г. за последние десятилетия достиг профицитного результата. Таблица 2.1- Доходы и расходы России 1998-2005 гг. +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ | Наименование | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |--------------------+-----------+----------+--------+-----------+-----------+-----------+-----------| |Расходы (млн. руб.) | 499945,2 | 855073 | 1 193 | 1947386,3 | 2345641,4 | 2659447 | 3047929,3 | | | | | 482,90 | | | | | |--------------------+-----------+----------+--------+-----------+-----------+-----------+-----------| | Доходы (млн. руб) | 367548 | 797200,9 | 1 193 | 2125718,2 | 2417791,8 | 2742850,4 | 3326041,1 | | | | | 482,90 | | | | | |--------------------+-----------+----------+--------+-----------+-----------+-----------+-----------| | Сбалансированность | -132397,2 | -57872,1 | 0 | 178331,9 | 72150,4 | 83403,4 | 278111,8 | +----------------------------------------------------------------------------------------------------+ Диаграмма 1.1 0x01 graphic Таблица 2.2 - Доходы и расходы США 1998-2005 гг. +-----------------------------------------------------------------------------------------------+ | Наименование | 1998 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | |--------------------+----------+----------+---------+---------+----------+----------+----------| |Расходы (млрд. долл)| 1652,585 | 1788,773 | 1863,77 | 2010,97 | 2157,637 | 2318,834 | 2399,843 | |--------------------+----------+----------+---------+---------+----------+----------+----------| |Доходы (млрд. долл) | 1721,8 | 2025,2 | 1991,2 | 1853,2 | 1780,6 | 1905,834 | 2052,8 | |--------------------+----------+----------+---------+---------+----------+----------+----------| | Сбалансированность | 69,215 | 236,427 | 127,43 | -157,77 | -377 | -413 | -347,043 | +-----------------------------------------------------------------------------------------------+ Диаграмма 1.2. 0x01 graphic Из таблиц по динамике расходов и доходов России и США, а также из более наглядно представленных диаграмм можно сделать следующие выводы. Расходы бюджета России с 1998 г. неуклонно росли вверх, и с 1998 года выросли с 499945,2 млн. руб. до 3047929,3 млн. руб. в 2005 г. Рост расходов бюджета происходил по годам плавно, не считая 2001 г. года, когда произошел резкий скачок в росте расходов. Расходы бюджета США тоже постепенно росли с 1652,58 млр. долл. с 1998 г. до 2399,8 млр. долл. в 2005 г. Доходы бюджета Росси выросли на 2958493,1 млн. руб., с 367548 млн. в 1998 г до 3326041,1 млн. руб. в 2005 г. Доходы же США изменялись на протяжении 1998-2005 г. неравномерно, происходили спады и подъемы. Рост доходов США происходил с 1998 по 2000 г. Доходы выросли на 303,4 млрд. долл. Далее с 2001 года пошел спад доходов, который продолжался до 2003 г., доходы упали с 1991,2 млрд. долл. до 1780,6 млрд. долл. в 2003 г. А с 2003 г. пошел второй рост доходов, который продолжается и по сей день. Но более важной характеристикой для нас является сбалансированность бюджетов США и России. Сравним превышение доходов над расходами по обеим странам на протяжении 1998-2005 г. Диаграмма 1.3. 0x01 graphic Диаграмма 1.4. 0x01 graphic Из диаграмм мы видим большие различия в сбалансированности бюджетов США и России. Бюджет России с 1998 по 2000 год был дефицитный. Разница в доходах и расходах составляла 132397,2 млн. руб в 1998 г. и 57872,1 млн. руб в 2000г. Дефицитность бюджета России в эти года объясняется последствием августовского кризиса 1998 г. В 2001 г. в России наблюдается самый сбалансированный бюджет, разница доходов и расходов равна 0. А с 2001 года наблюдается профицитный бюджет. Но сбалансированность бюджета разная, так в 2003 и 2004 гг. бюджет более сбалансирован, и профицит составляет 72150,4 и 83403,4 млн. руб. соответственно. А в 2002 и 2005 профицит бюджета составляют 178331,9 и 278111,8 млн. руб. соответственно. В бюджет США наоборот в период с 1998 по 2001 год наблюдается профицит бюджета, в размера 69,2 млрд. долл. в 1998 г., 236,4 млрд. долл. в 2000 г. и 127,4 млрд. долл. в 2001 г. А с 2002 года наблюдается увеличение дефицита бюджета с каждым годом. С 2002 по 2004 гг. происходит рост дефицита бюджета с 157,7 млрд. долл. до 413 млрд. долл в 2004 г. За первые три года правления, Президент США Дж.Буш три раза снижал налоги и организовал резкий рост затрат на социальные нужды. Рост расходов федерального бюджета связан не только, и не столько с двумя войнами и усилением борьбы с терроризмом, сколько с ростом затрат на решение внутренних проблем страны. Так, затраты бюджета на образование выросли на 75% с 2000-го года. Давление на бюджет с двух сторон - снижение налогов и рост затрат привело к резкому росту дефицита бюджета в прошлом году до отметки $413 млрд. Это составляет 4% ВВП. По мнению экспертов, причиной роста бюджетного дефицита в США может стать сокращение объемов бюджетных доходов из-за снижения ставок налогов, а также замедление темпов экономического роста в США. Многие компании были вынуждены резко сократить производство из-за падения спроса на их продукцию. Кроме того, гораздо менее активным стал процесс притока капиталов на финансовые рынки страны, что также негативно сказалось на состоянии национального бюджета. Но в 2005 году дефицит бюджета уменьшился по сравнению с 2004 годом и достигает отметки 347 млрд. долл. Из вышесказанного можно сделать вывод, что за последние несколько лет бюджет России более сбалансирован и наблюдается профицит бюджета. В США же последние 5 лет наблюдается дефицит, который начал постепенно уменьшаться. 2. Сравнительная характеристика статей доходов и расходов бюджетов США и России в 2004 г. Дефицит федерального бюджета США по итогам 2004 финансового года составил 413 миллиардов долларов. Это намного меньше, чем прогнозировалось ранее. Так в феврале администрация Джорджа Буша заявила, что дефицит федерального бюджета в 2004 составит 521 миллиард долларов. По расчетам Бюджетного управления Конгресса США, опубликованным в марте, дефицит бюджета прогнозировался на уровне 477 миллиардов долларов. Однако, по данным Минфина США, в 2004 году налоговые поступления в бюджеты были больше, а расходы - меньше, чем предполагалось ранее. Тем не менее, бюджетный дефицит в 2004 году значительно превысит аналогичный показатель предыдущего года равный 377 миллиардам долларов. А с учетом инфляции, дефицит бюджета за 2004 год может считаться самым большим со времен Второй мировой войны. В России же в 2004 финансовом году наблюдается профицит в сумме 83403,4 млн. руб. Доходная часть бюджета России на 2004 г. составляет - 2742850,4 млн. руб., а расходная - 2659447. Доходная часть бюджета в разных странах формируется неодинаково. У любого государства она имеет свои особенности, которые определяются экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством и рядом других факторов. На диаграммах представлены процентные доли источников пополнения от всей доходной части, а в таблицах - количественные данные. Так в США основными источниками являются подоходный налог - 42,4%, социальные взносы - 38,5% и налог с корпораций - 9,9%. В РФ доходную часть в основном формирует НДС - 36%, таможенные пошлины - 19,5%, ЕСН - 16%. Таблица 2.3 - Статьи доходов РФ 2004 г. +-------------------------------------------------------------+ | 1 | Налоговые доходы | 2071384,5 | 75,52 | |------+----------------------------------+-----------+-------| | | Налог на прибыль организаций | 164587,4 | 6,00 | |------+----------------------------------+-----------+-------| | | Налог на добавленную стоимость | 988368,2 | 36,03 | |------+----------------------------------+-----------+-------| | | Акцизы по подакцизным товарам | 98516,8 | 3,59 | | | (продукции) | | | |------+----------------------------------+-----------+-------| | | Таможенные пошлины и иные | 532538,2 | 19,42 | | | таможенные сборы и платежи | | | |------+----------------------------------+-----------+-------| | | Прочие налоги, пошлины и сборы | 287195,7 | 10,47 | |------+----------------------------------+-----------+-------| | 2 | Неналоговые доходы | 219194,4 | 7,99 | |------+----------------------------------+-----------+-------| | 3 | Доходы целевых бюджетных фондов | 14061,5 | 0,51 | |------+----------------------------------+-----------+-------| | 4 | Единый социальный налог, | 438210 | 15,98 | | | зачисляемый в федеральный бюджет | | | |------+----------------------------------+-----------+-------| | ИТОГ | | 2742850,4 | 100,0 | +-------------------------------------------------------------+ Диаграмма 2.1. 0x01 graphic Налоговые доходы РФ составляют 75,5 % от общего дохода, далее идут ЕСН, который составляет в 2004 г. почти 16%, неналоговые доходы - 8%, доходы целевых бюджетных фондов - 0,5%. Из чего можно сделать вывод, что налоговые поступления в РФ является основным источником дохода бюджета. В налоговых доходах большую часть поступлений дает НДС - 36%, далее таможенные пошлины, таможенные сборы и платежи - 19,4%, налог на прибыль организаций - 6%, акцизы - 3,6% и прочие налоги - 10,5%. В соответствии с бюджетной классификацией выделяются следующие основные виды налоговых доходов РФ: * Налог на прибыль организаций * Налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы. Состоит из НДС, акцизов за производимые на территории РФ товары и ввозимые товары и т.д * Единый сельскохозяйственный налог * Налог на операции с ценными бумагами * Платежи за пользование природными ресурсами * Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции. Состоит из пошлин на ввозимые и вывозимые товары * Прочие налоги, пошлины и сборы НДС - налог на добавленную стоимость. Этот налог определяется, как форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях производства и обращения, и определяется в виде разницы между стоимостью реализованного товара (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, относимых на издержки производства и обращения. С фискальной точки зрения это очень эффективный налог. Страна, вводящая НДС, сразу же получает крупные доходы. Таможенные пошлины - налоги, сборы и иные обязательные поступления, взимаемые таможенными органами с участников внешнеэкономической деятельности при ввозе и вывозе товаров и транспортных средств через территорию РФ. Оплачивается таможенная пошлина в конечном счете потребителем, так как включается в цену товара, влияя на его конкурентоспособность. Налог на прибыль организаций. Взимается со всех юридических лиц независимо от форм собственности. В условиях рыночных отношений роль прибыли резко возрастает, и налог на прибыль должен выполнять не только фискальную функцию, но и действовать на повышение эффективности производства. Акцизы - вид косвенного налога на товары, преимущественно массового применения. Объектом обложения акцизами выступает стоимость подакцизных товаров (вино-водочные, табачные, меховые, ювелирные изделия, легковые автомобили и др). Ставки акцизов колеблются от 5%(легковые автомобили) до 90% (спирт питьевой). Большие поступления обеспечивают акцизы на нефть и газ. К прочим налогам, пошлинам и сборам относятся: единый с/х налог, налог на операции с ценными бумагами, платежи за пользование природными ресурсами, налог на игорный бизнес и другие. Неналоговые доходы составляют 8% от всех доходов бюджета. К неналоговым доходам относятся: * Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций. * Доходы от продажи нематериальных активов * Административные платежи и сборы * Штрафные санкции, возмещение ущерба * Доходы от внешнеэкономической деятельности и др. Отдельной статье доходов выделяют: единый социальный налог - 16% и доходы целевых бюджетных фондов - 0,5%. Единый социальный налог (ЕСН).. С 2001 г. в федеральном бюджете отдельной строкой выделен единый социальный налог (взнос), зачисляемый в федеральный бюджет. За счет сборов ЕСН финансируются государственные пенсии (через ПФР), социальное обеспечение (через ФСС) и медицинская помощь (через фонды ОМС). Для большинства налогоплательщиков исчисление сумм налога осуществляется отдельно в отношении каждого социального фонда: ПФ - 28%, ФСС - 4,0%, ФФОМС - 0,2%, ТФОМС - 3,4%. Строка в федеральном бюджете была введена, с одной стороны, для того, чтобы продемонстрировать международным финансовым организациям высокий уровень социальных расходов России в федеральном бюджете - для повышения рейтинга России и получения дополнительных преимуществ и привилегий во внешней политике. С другой стороны, федеральный бюджет, включая внебюджетные социальные фонды, гарантирует выплаты пенсий, социального и медицинского обеспечения. Например, даже если Пенсионный фонд недоберет пенсионных взносов с работодателей, то государство из федерального бюджета оплатит гражданам минимальную базовую пенсию, поскольку сумма пенсионных отчислений в составе ЕСН зачисляется в доходы бюджета. Таблица 2.4 - Статьи доходов США 2004 г. +------------------------------------------------------------------------+ | | Наименование | Перевод | | % | |---+--------------------------+--------------------------+-------+------| | 1 | Individual income taxes | Личный подоходные налоги | 809 | 42,4 | |---+--------------------------+--------------------------+-------+------| | 2 | Corporation income taxes | Подоходные налоги | 189,4 | 9,9 | | | | корпораций | | | |---+--------------------------+--------------------------+-------+------| | 3 | Social insurance and | Социальные взносы | 733,4 | 38,5 | | | retirement receipts | | | | |---+--------------------------+--------------------------+-------+------| | 4 | Excise taxes | Акцизы | 69,9 | 3,7 | |---+--------------------------+--------------------------+-------+------| | 5 | Customs duties | Таможенные пошлины | 21,1 | 1,1 | |---+--------------------------+--------------------------+-------+------| | 6 | Miscellaneous receipts | другие доходы | 83 | 4,4 | +------------------------------------------------------------------------+ Диаграмма 2.2. 0x01 graphic Налоги, дающие наиболее стабильные и крупные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 90% государственных доходов и расходов. Структура доходов федерального бюджета США характеризуется следующими данными: * подоходный налог с физических лиц - 42%; * отчисления на социальное страхование - 38,5%; * налог на доходы корпораций - 10%; * акцизные сборы - 3,6%; * таможенные пошлины - 1,1% * прочие доходы - 4,36%. Как видим, наиболее крупной статьей дохода является подоходный налог с физических лиц. Он взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый минимум доходов. Налогом облагается либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. По подоходному налогу с физических лиц предоставляются налоговые льготы: чистый доход уменьшается на необлагаемый минимум, взносы в благотворительные фонды, налоги, уплачиваемые властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительства штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы). В результате перечисленных вычетов образуется налогооблагаемый доход граждан США. До 1986 г. в США действовало 14 ставок подоходного налога, величина которых варьировалась с 11 до 50%. Второй по величине статьей доходов федерального бюджета США являются отчисления на социальное страхование от фонда зарплаты. Они уплачиваются как работодателем, так и наемным работником. В отличие от других европейских стран (в том числе и России), где основную часть данного взноса делает работодатель, в США он делится пополам, между работодателем и работником. Ставка отчислений меняется ежегодно при формировании бюджета. Налог на доходы от корпораций занимает третье место в доходах федерального бюджета США. Основная налоговая ставка - 34% дохода корпораций. Имеют прогрессивный характер: за первые 50 тысяч долларов налогооблагаемого дохода взимается 15%, за следующие 25 тысяч долларов - 25%. Налог на оставшуюся сумму равен 34%. Такой подход к налогообложению имеет большое значение для средних и малых предприятий. По налогу на доходы корпораций предоставляются налоговые льготы. Из числа дохода корпораций вычитаются: штатные и местные налоги на доходы, 100% дивидендов от дочерних компаний, находящихся в полной собственности корпораций, проценты по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды, ускоренная амортизация, льготы на инвестиции и научно-исследовательские работы, налоговые скидки на использование альтернативных источников энергии (солнечная энергия или энергия ветра и др.). В то же время, в некоторых случаях взимается налог на сверхприбыль. В начале 80-х годов был введен налог на сверхприбыль от нефти в связи со снятием контроля за внутренними ценами на нефть. Федеральные акцизные сборы занимают скромное место в доходах федерального бюджета: всего 3%. Акцизные сборы установлены на алкогольные и табачные изделия, 10% бензин, дорогие автомобили, меха, драгоценности, личные самолеты и др. Кроме того, в США акцизные сборы установлены на дороги и воздушные перевозки. Вывод: В США и России основными поступлениями в бюджет являются налоги. Но в России все же налоги составляют более 75% от всех доходов бюджета, а в США лишь 57%. Основным налоговым доходом в России является доход от НДС - 36%, в США - подоходный налог с физических лиц и социальные взносы - 42% и 38,5% соответственно. Расходная часть бюджета в разных странах разнообразна. Но все же ряд |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |