бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Субъекты мирового хозяйства

экономической политики развитых стран, ОЭСР готовит материалы для крупных

международных соглашений.

Главная цель соглашения – либерализовать условия прямых взаимных

капиталовложений в экономику государств-участников, обеспечить открытие

рынков инвестиций и уравнять права национальных и иностранных вкладчиков.

Высшим органом ОЭСР является Совет, состоящий из представителей

государств-членов. Он заседает обычно один раз в год на уровне министров

под председательством одного из них. В этих заседаниях принимают участие,

как правило, министры иностранных дел, финансов, торговли или экономики. На

уровне постоянных представителей (в ранге послов) Совет собирается не менее

двух раз в месяц под председательством генерального секретаря. Решения

Совета (резолюции, рекомендации) прин6имаются, как правило, консенсусом.

Свыше 150 специализированных комитетов, рабочих групп и экспертных

комиссий охватывают самый широкий спектр экономических и социальных

проблем. Так, в Комитет содействия развитию входит в настоящее время 21

государство-член и Европейская комиссия; статус наблюдателя имеют

Международный банк реконструкции и развития и Международный валютный фонд.

Комитет является центральным органом по координации помощи, оказываемой

ОЭСР развивающимся странам. В его задачи входят повышение эффективности

этой помощи, содействие созданию в развивающихся государствах

жизнеспособных экономических систем и включение их в мировую экономику.

В структуру Международного секретариата входит основанный в 1990 году

Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой,

которым руководит директор в ранге помощника генерального секретаря.

Автономными и полуавтономными органами ОЭСР являются Международное

энергетическое агентство, Агентство по ядерной энергии (АЯЭ), Центр

исследований и нововведений в области образования (ЦИНО), Центр развития

ОЭСР.

Организация регулярно распространяет аналитические и статистические

материалы: основные экономические показатели, включая состояние бюджета,

внешней торговли, финансов, промышленности и энергетики мира. Выпускаются

специальные монографии, журналы, серийные издания, экономические отчеты и

прогнозы, технические и статистические бюллетени и другие.

Многосторонние торгово-экономические организации

В настоящее время в мире насчитывается примерно 300 международных

торгово-экономических организаций с широким, средним и узким составом

участников. Основную роль в формировании мировых торговых потоков играет

сравнительно небольшой круг торгово-экономических организаций.

Правовой основой ВТО, начавшей действовать с 1 января 1995 года,

являются ГАТТ в редакции 1994 года (поэтому новую организацию часто

называют ВТО/ГАТТ), а также Генеральное соглашение по торговле услугами

(ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

(ТРИПС). Сюда же входят несколько десятков соглашений, договоренностей,

решений, протоколов и деклараций, имеющих одинаковую силу для стран членов.

Некоторые документы ВТО уточняют и дополняют статьи ГАТТ, сохранившие свое

главенствующее положение среди всех документов ВТО. Подавляющее число этих

документов является обязательным для стран-членов ВТО и лишь четыре

соглашения обязательны для стран, выразивших заинтересованность в них

участвовать. Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). Ныне в нее входят

128 государств; и еще свыше 30 стран, включая Россию и Китай, имеют статус

наблюдателя и ведут переговоры о присоединении[6].

Главная цель ВТО заключается в дальнейшей либерализации торговли

товарами и услугами посредством совершенствования торговых правил.

Важнейшая задача в области регулирования связанных с внешней торговлей

инвестиций – разработка многосторонних правил, подобных существующим

многосторонним правилам во внешней торговле (в рамках Соглашения по

торговым аспектам инвестиционных мер – ТРИМС).

Высшим органом ВТО является Конференция министров, состоящая из

представителей государств-членов. Она созывается на сессии не менее одного

раза каждые два года. За выполнение текущей работы отвечает Генеральный

совет, созываемый по мере необходимости – обычно 8-10 раз в год. Он также

проводит заседания в качестве Комиссии по урегулированию споров

(рассмотрение процедур урегулирования споров) и Комиссии по контролю за

торговой политикой (регулярный контроль торговой политики членов ВТО).

Четыре соглашения ВТО обязательные только для заинтересованных стран (о

торговле гражданской авиатехникой, о правительственных закупках по молочным

продуктам и говядине), привели к созданию особых органов управления,

подотчетных Генеральному совету.

Генеральный совет делегирует свои функции трем основным органам:

Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по

торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность.

Совет по торговле товарами ведет наблюдение за применением и действием

соглашением, касающихся торговли товарами. В этом ему оказывает помощь ряд

комитетов и других органов, занимающихся вопросами доступа на товарные

рынки, мерами по санитарии и фитосанитарии, проблемами, связанными с

торговыми аспектами инвестиций, вопросами субсидий и компенсаций, оценки

таможенных пошлин, технических барьеров в торговле, антидемпинговой

практики, лицензирования импорта, мониторинга торговли текстилем.

Совет по торговле услугами сосредотачивает усилия на вопросах

телекоммуникационных средств, передвижения физических лиц, услуг по морским

перевозкам. С ним тесно взаимодействует Комитет по торговле финансовыми

услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам, а также Совет по

торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, которые

занимаются вопросами, касающимися соответствующих соглашений, заключенных в

рамках ВТО.

Секретариат ВТО возглавляемый генеральным директором и его четырьмя

заместителями, несет ответственность за обеспечение деятельности органов

ВТО в том, что касается ведения переговоров, осуществления соглашений и

предоставления технической помощи развивающимся странам.

Еще в 1993 году Россия направила заявку на вступление в ГАТТ. Но в

конце того же года по завершении многолетних переговоров о либерализации

мировой торговли в рамках Уругвайского раунда страны – участницы ГАТТ

договорились о создании ВТО. Поэтому в декабре 1994 года России пришлось

обновить свою заявку.

МТП

Международная торговая палата (МТП) была основана как

неправительственная организация в 1919 году. Эта наиболее авторитетная в

мире организация частного предпринимательства, объединяющая свыше 6000

компаний, полторы тысячи национальных союзов предпринимателей в 110

развивающихся и развитых стран, имеющая зарубежные представительства более

чем в 50 странах. Местопребывание – Париж (Франция)[7].

В своей деятельности МПТ преследует следующие основные цели[8]:

. Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли,

инвестиций и открытых рынков, свободного движения капиталов;

. Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой

сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной

торговле;

. Защита системы частного предпринимательства.

Членство в МТП может быть приобретено двумя путями6 принадлежность к

национальной организации МТП и прямое членство в странах, не имеющих

национальной организации. В январе 1993 года Торгово-промышленная палата РФ

была принята в МТП.

Высшим руководящим органом МТП является Совет, который собирается, как

правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и

группами. Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена,

избирается Советом МТП. Он несет ответственность за проведение в жизнь

политики МТП. Исполнительный совет проводит не менее трех сессий в год.

Генеральный секретарь, избираемый Советом МТП, является также секретарем

Исполнительного совета. Международная штаб-квартира, возглавляемая

генеральным секретарем координирует всю деятельность МТП. Она состоит из

пяти основных департаментов, Международного арбитражного суда

Международного бюро торговых палат, Института права и практики в сфере

бизнеса, служб МТП по борьбе с экономической преступностью, всемирного

совета по вопросам окружающей среды и др.

Международная торговая палата наделена консультативным статусом в ООН

с тем, чтобы иметь возможность представлять взгляды деловых кругов развитых

и развивающихся стран. Она поддерживает отношения с основными

межправительственными и неправительственными международными экономическими

организациями.

МВФ[9]

Международный валютный фонд (МВФ) – одна из ведущих международных

финансово-кредитных организаций. Фонд учрежден в 1946г. Местопребывание –

Вашингтон (США). В МВФ входят 182 страны, в том числе Россия (с 1 июля

1992г.) В Бреттон-Вудсе (США, 1944г.) СССР принимал участие в выработке

Устава МВФ, но « холодная война» помешала ему подписать соглашение о

создании Фонда. В 1997г. Ресурсы МВФ были увеличены до 28,8 млрд. долл. Они

формируются за счет взносов стран-членов Фонда.

Устав МВФ изменялся в 1969г. (с введением специальных прав

заимствования - СДР), в 1976-1978гг. (с ликвидацией Бреттон-Вудской

валютной системы) и в ноябре 1992г. (с включением санкции -

приостановлением права голосования по отношению к государствам, не

погасившим свою задолженность перед МВФ).

Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом

свободно конвертируемой валюты (СКВ) на национальную валюту-должника, а

погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиком за СКВ

СДР.

Базой кредитных сумм является квота уставного Фонда МВФ, которая

приходится на страну-члена организации. Так, квота России составляет

2,99%(4,3 млрд СДР). Для сравнения, квота США равняется 18,2% (26,5 млрд

СДР).

Эта организация оказывает воздействие на экономические процессы в

России через реализацию программ финансовой стабилизации и корректировок

платежного баланса. В своей деятельности МВФ руководствуется принципом

обусловленности, согласно которому страны-члены могут получить от него

кредиты лишь при условии, что они обязуются проводить определенную

экономическую политику. В качестве таких условий МВФ обычно выдвигает

сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и

поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.

Кредиты МВФ являются своеобразной лакмусовой бумажкой для частного

капитала. Это объясняется тем, что, получая кредит, страна обязуется

проводить экономическую политику, в результате которой она накопит валютные

резервы и, следовательно, сможет погашать долги частным кредиторам.

Высшим руководящим органом МВФ является Совет управляющих, состоящий

из представителей стран-членов, назначенных на пять лет, он собирается один

раз в год. За исключением ряда полномочий (определение условий и прием

новых членов, пересмотр квот, изменение валютных паритетов и др.) Совет

управляющих может делегировать исполнение своих задач Исполнительному

совету.

Исполнительный совет (Директорат) отвечает за текущие дела МВФ. Семь

из 24 исполнительных директоров назначаются странами с наибольшими квотами

( Германия, Великобритания, Китай, Франция, Саудовская Аравия, США и

Япония), остальные избираются управляющими из других стран с соблюдением

принципов регионального представительства. Среди исполнительных директоров

представлена и Россия. Назначение и выборы производятся один раз в два

года. Заседания Исполнительного совета проходят несколько раз в неделю.

Директорат назначает директора-распорядителя (по традиции – это

представитель Европы), который не может быть ни управляющим, ни

исполнительным директором. Директор-распорядитель председательствует на

заседаниях Директората (без права голоса, за исключением случаев, когда

голоса разделяются поровну) и возглавляет административный аппарат фонда.

МБРР – Всемирный банк

Международный банк реконструкции и развития (МБРР), как уже

отмечалось, часто называют Всемирным банком. Его местопребывание –

Вашингтон (США). В настоящее время он объединяет более 180 стран мира.

Уставный капитал составляет 142 млрд долларов. Страны оплачивают 20% своих

квот в уставном капитале, причем 2% - в конвертируемой валюте, а 18% - в

национальной валюте. Высший орган МБРР – Совет управляющих. Каждая страна –

член банка представлена одним членом в Совете управляющих, обычно на уровне

министра.

В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании

помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том

числе СНГ. Россия стала членом МБРР 16 июня 1992г[10].

В отличие от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды

кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами

долгосрочного экономического развития. Приоритетными для МБРР являются

такие структурные преобразования, как либерализация внешней торговли,

приватизация, реформы системы образования и здравоохранения, инвестиции в

инфраструктуру. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на

коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по

льготным, сильно заниженным процентным ставкам. Банк специализируется на

двух видах кредитов. Целевые кредиты предназначаются для финансирования

конкретных инвестиционных проектов, например, строительство дорог, мостов,

электростанций. Программные кредиты призваны помочь правительству

осуществить структурные реформы в ключевых областях экономики, например,

провести либерализацию внешнеэкономических связей. В этом случае кредит –

не обеспечение определенного инвестиционного проекта, а средство общего

финансирования государственного бюджета в соответствии с кардинальным

изменением экономической политики.

Совет управляющих, как говорилось выше, состоит из назначаемых

странами-членами управляющих (министров финансов или председателей

центральных баков), каждый из них имеет заместителя. Срок полномочий

управляющих составляет пять лет (возможно повторное назначение). Совет

управляющих заседает обычно один раз в год (ежегодное собрание). Он может

передать часть своих полномочий директорам-исполнителям (за исключением о

приеме новых членов, повышении деятельности МБРР и др.). Решения

принимаются простым большинством голосов, по важным вопросам необходимо

собрать 85% их. При голосовании в Совете управляющих все голоса каждой

страны зависит от ее доли в капитале банка (США имеют более 17% голосов,

т.е. столько же, сколько имеют 140 развивающихся государств. Квоты России и

Украины составляют соответственно 1,8 и 0,8%).

Директора-исполнители (избираются на два года) отвечают за текущую

работу. Из 24 директоров пять назначаются пятью членами МБРР

(Великобритания, Германия, США, Франция, Япония), имеющими наибольшую долю

в его капитале, остальные избираются управляющими с учетом их

принадлежности к определенной группе стран. Среди директоров-исполнителей

представлена и Россия.

Совместный комитет по развитию Всемирного банка и МВФ (24 члена),

созданный в 1974 году, в качестве политического форума для предварительного

обсуждения важных проблем в области сотрудничества по развитию, на основе

собственных исследований и анализа средне- и долгосрочных перспектив

развивающихся стран формирует рекомендации по распределению имеющихся в

распоряжении МБРР ресурсов.

Президент избирается директорами-исполнителями сроком на пять лет, он

не может быть ни управляющим, ни директором, ни представителем управляющего

или директора. Президент ведет текущие дела Всемирного банка.

В 1994 году МБРР открыл в Вашингтоне, Лондоне, Париже и Токио

информационные центры, предлагающие информацию о проектах в странах-членах.

Здесь можно получить проектную документацию, результаты экспертиз,

национальные программы охраны окружающей среды, доклады об отдельных

странах и секторах экономики (информация о народном хозяйстве стран и их

специфических особенностях, уровне жизни, государственных расходах и т.д.).

МАГАТЭ

Устав международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) был

утвержден в 1956 году на международной конференции, состоявшейся в ООН. Он

вступил в силу в 1957 году МАГАТЭ является самостоятельной

межправительственной организацией, входящей в систему ООН. Местопребывание

– Вена (Австрия). Ее членами являются 123 государства, включая Россию[11].

Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопущения

использования атомной энергии в военных целях. Для этого оно поощряет и

содействует развитию атомной энергии и ее практическому применению в

мирных целях, а также проведению исследований в этой области. МАГАТЭ

представляет Генеральной Ассамблее ООН, а также Совету Безопасности,

Экономическому и Социальному Совету и другим органам ООН доклады по

вопросам, входящим в их компетенцию.

Причем члены МАГАТЭ подлежит одобрению Генеральной конференцией по

рекомендации Совета управляющих. Оба эти органа определяют готовность и

способность государства выполнять обязательства члена Агентства.

Генеральная конференция, состоящая из государств-членов, собирается на

ежегодные очередные сессии, которые проводятся обычно в сентябре; могут

созываться и чрезвычайные сессии. Совет управляющих состоит из 35 членов

(22 – избираются Генеральной конференцией, 13 – назначаются Советом из

числа представителей стран, наиболее развитых в области технологии

производства атомной энергии, с учетом в определенной мере принципа

географического распределения). Совет собирается обычно пять раз в год.

Секретариат, возглавляемый генеральным директором, которого назначает Совет

управляющих их утверждает Генеральная конференция на четырехлетний срок,

несет ответственность за осуществление программ и мероприятий, одобренных

государствами-членами.

В середине 90-х гг. режим гарантий МАГАТЭ распространяется на 850

ядерных установок. Соглашения о предоставлении гарантий того, что

государства не используют ядерные материалы и оборудование для создания и

производства атомного оружия, были заключены со 118 государствами, среди

них 102 страны, подписавшие Договор о нераспространении ядерного оружия

(ДНЯО)[12].

2.2. Транснациональные корпорации

Для современной мировой экономики характерен стремительно идущий

процесс транснационализации. В этом процессе основной движущей силой

выступают транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой

хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской,

материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует

деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей

(участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской

компании – резидента другой страны – обычно приходится более 10% акций или

их эквивалента. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. наблюдается беспрецедентный размах

внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций), в

которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами,

распространителями современных технологий и стимуляторами международной

торговой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень

конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также

международное движение капитала и передачи технологии (знаний). ТНК играют

ведущую роль в интернационализации производства, получающем все более

широкое распространение процесса расширения и углубления производственных

связей между предприятиями разных стран[13].

Основным фактором эффективной деятельности ТНК выступает

международное производство товаров и услуг, которое представляет собой

выпуск продукции материнскими компаниями ТНК и их зарубежными филиалами на

базе интернационализации производства. К концу 90-х гг. международное

производство товаров и услуг достигло 7% мирового ВВП.

Почти все крупнейшие ТНК по национальной принадлежности относятся к

«триаде» - трем экономическим центрам нашей планеты: США, ЕС и Японии. В

последние годы активно развивают свою деятельность на мировом рынке

транснациональные корпорации новых индустриальных стран. Отраслевая

структура ТНК диверсифицирована: 60% международных компаний заняты в сфере

производства (они специализируются прежде всего на электронике,

автомобилестроении, химической и фармацевтической промышленности), 37% - в

сфере услуг и 3% - в добывающей промышленности и сельском хозяйстве.

Источники эффективной деятельности ТНК

Анализ деятельности ТНК и теорий прямых иностранных инвестиций

позволяет выделить следующие основные источники эффективной деятельности

ТНК (по сравнению с чисто национальными компаниями):

. Использование преимуществ владения природными ресурсами (или доступа к

ним), капиталом и знаниями, особенно результатами НИОКР, перед фирмами,

осуществляющими свою предпринимательскую деятельность в одной стране и

удовлетворяющими свои потребности в заграничных ресурсах только путем

экспортно-импортных сделок;

. Возможность оптимального расположения своих предприятий в разных странах

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.