бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Субъекты мирового хозяйства

с учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены

и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических

ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов,

среди которых важнейшим является политическая стабильность;

. Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая

заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение

его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах;

. Использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по

данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов

американских корпораций в середине 90-Х гг. оценивались в почти 2 трлн.

Долл. Источниками их финансирования выступают не только иные столько

головные американские компании, сколько физические и юридические лица из

принимающих и третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко

используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего

государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской

компании;

. постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и

финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить

потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения

максимальной прибыли, и одновременно распределить финансовые ресурсы с

минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных

валют);

. рациональная организационная структура, которая находится под пристальным

вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется;

. опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию

производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники

эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются

по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом

необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и

недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть

долговых контактов зарубежного филиала с местными фирмами, принимающей

страны, умелое использование их возможностей, предоставляемых

законодательством этой страны.

Особенности современной стратегии ТНК

В структуре международного производства товаров и услуг в 90-е гг.

следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. В

частности, по оценкам экспертов ЮНКТАД, более 50% прямых иностранных

инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг,

включая НИОКР и маркетинговые исследования

В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляет им

максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи

таких филиалов с материнской компанией базируются на правах определенной

доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала, а

также на обеспечении филиала технологией и финансовой поддержкой. При этом

родительская компания не уделяет большого внимания контролю за

деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока функционирует прибыльно.

Так, «Гост Интернэшнл2, зарубежный филиал многонациональной компании

«Юнилевер», функционирует в сфере производства пищевых добавок независимо

от родительской фирмы и имеет собственные филиалы в нескольких странах.

Свои зарубежные филиалы «Гэст Интернэшнл» обеспечивает маркетинговыми

исследованиями и информацией о новых технологиях.

На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается

международная конвергенция производства и потребительского спроса.

Например, американская ТНК «Ксерокс» проводит НИОКР в исследовательских

центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых

функционально и географически располагаются с таким расчетом, чтобы новые

технологические процессы и продукция оперативно внедрялась по всей

производственной и сбытовой сети ТНК. Корпорация объединяет НИОКР и

производственные процессы в сеть предприятий таким образом, чтобы

сотрудники участвовали в разработке и выпуске строго стандартизированной

продукции.

Совершенствование информационных технологий и средств связи и

транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными

или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на

многих рынках. Примерами могут служить модная одежда, бытовая электроника,

продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий

феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-Кола»

(США), «Мак Доналдс» (США), «Нестле» (Швейцария), «Филипп Морис» (США),

«Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер»

(Великобритания – Нидерланды), используют в маркетинговой стратегии единые

для всех своих зарубежных филиалов характеристики продукции и товарные

знаки.

Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на

производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны,

многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих

зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать

такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и

природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми

принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке

компонентов для выпускаемой зарубежными филиалами ТНК готовой продукции.

Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве

пищевых продуктов и готовой одежды. Но и в других отраслях производства

товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфичным

условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун

Бовери» (Швеция – Швейцария) выпускает в Швейцарии по государственным

заказам локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог ,

в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с

индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих

изделий, изготовленных в Индии.

3.2. Отдельные крупные транснациональные объединения

Европейский союз

Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-

членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее

развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было

обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй

мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между

интернациональным характером современного производства и узкими национально-

государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до

начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед

непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных

общественных систем. Важная причина состояла в стремлении

западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн,

исключить возможность возникновения их на континенте в будущем[14].

В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной

торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз

(становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь

и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные

названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.

Этапы интеграции

Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя,

что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз.

Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу1992 года по товарам.

Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим

видам услуг (особенно важно – транспортных). Нет до сих пор единого

конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось

препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон)

капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в

каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.

Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский

договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса

Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств – членов ЕС в

декабре 1991 года (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились

к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 года) и

введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых

качественных момента[15]:

1. во-первых, введение с 1993 года единого гражданства ЕС (имеется перечень

прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным

гражданством стран – членов ЕС;

2. во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает

проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних

политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение

юридических систем, повышение роли парламента ЕС;

3. в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС),

сердцевиной которого стала единая валюта (евро).

В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой

органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции:

1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит

сессии на уровне глав государства и правительств, а также регулярно

собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики,

финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает

стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта

или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими

функциями.

2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС,

притворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и

регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит

из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское

хозяйство, энергетика) и назначаемых сроком на пять лет национальными

правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится

в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов

Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в

его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно

путей и форм дальнейшего развития Союза.

3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979

года прямым голосованием граждан во всех странах – членах ЕС. Сейчас в

него входят 626 депутатов, причем правительство каждой страны зависит от

численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского

договора с 1 ноября 1993 года функции ЕП были значительно расширены,

выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним

относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право

поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции,

право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам

законодательства ЕС.

4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию

нормативных актов (законодательства) ЕС.

5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджеты ЕС.

6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри

ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном

пространстве.

7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной

перестройке кризисных регионов – слабо индустриально развитых или

депрессивных

8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия

стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого

банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов

ЕС.

НАФТА и МЕРКОСУР

Еще в 60-е гг. латиноамериканские предпринимали попытки создания

интеграционных группировок в своем регионе с целью повышения уровня

конкурентоспособности национальных предприятий и организации крупных и

открытых рынков. В 1960 г. Был подписан «Договор Монтевидео» о создании

зоны свободной торговли, включавшей страны-члены Латиноамериканской

ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Позже эту организацию сменила

Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)[16].

Кроме того, в 90-х гг. в Центральной и Южной Америке (формально)

функционирует Андская субрегиональная группировка, Центральноамериканский

общий рынок, Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ).

Однако, несмотря на принятые этими интеграционными группировками программы

либерализации внешней торговли и попытки использования намеченных

механизмов промышленного и финансового сотрудничества, существенного успеха

в экономическом развитии они не добились.

Реальная активизация интеграционных процессов на американском

континенте наблюдалась в 90-е гг. после образования Североамериканской

ассоциации свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, а

также Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), созданного Аргентиной,

Бразилией, Уругваем и Парагваем. Эти динамичные группировки, возможно,

положат начало провозглашенной бывшим президентом США Дж. Бушем

«Инициативы для Америк», согласно которой предусматривается образование

всеамериканской зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли».

НАФТА

Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли

(НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994

года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под

влиянием американских ТНК, так как достигнутый уровень срастания

американской экономики с канадской и мексиканской требовал его

межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные

изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.:

ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем

регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно

экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед

США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы

сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке.

Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить

потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности –

низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В

частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. Стоил 5,75 долл., в

США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов. В первую очередь намечалась

либерализация товарообмена с Мексикой, так как в канадо-американской

торговле барьеры к моменту подписания соглашения о НАФТА уже были

устранены.

Соглашением предусматривается либерализация внешнеэкономических

отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого

континентального североамериканского рынка для свободного движения

товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три

государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю

готовыми изделиями. Уже в 1994 г. Пошлины во взаимной торговле

промышленными ипродовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках

энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля

предусмотрена плавная либерализация.

В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и

инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков,

сформировав зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек,

совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах)

и долей в мировом экспорте порядка 17%. Кроме того предусматривается

принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по

труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение

принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами

или определенными санкциями. Правда, по состоянию на 1 января 1998 года в

рамках НАФТА еще не были созданы наднациональные органы управления,

регулирующие ход сотрудничества, - Экономическая комиссия, Совет министров,

суд и т.д.

По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА

многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а

Мексики – 5%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам

(Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из

совместных бюджетных фондов, НАФТА на предоставляет Мексике такой

поддержки.

Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике

сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня

развитых стран с 50 до 10-15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в

НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного

капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций,

имеющих первостепенное значение для развития производства, в середине 90-х

гг. Мексика оказалась на первом месте в Латинской Америке. Если в 1986—1991

гг. в страну поступало в среднем за год 3,1 млрд долл., то после 1994 г.

этот показатель не опускался ниже 8 млрд долл. С оживлением инвестиционной

деятельности в стране повысился уровень оплаты труда - в среднем в реальном

исчислении в 1997 г. на 29% по сравнению с 1990 г.

Возрастающую роль в развитии обрабатывающей промышленности Мексики

играют «макиладорас» — предприятия по обработке и сборке поступающих в

Мексику из США материалов и комплектующих.

В то же время участие в НАФТА налагает на Мексику целый ряд

обязательств. По сельскохозяйственным продуктам она заключает двусторонние

соглашения с США и Канадой в отдельности. Чтобы облегчить доступ

высокотехнологичной продукции северных партнеров на свой рынок, Мексика

полностью отменила прежнюю 20%-ную пошлину на компьютеры американского и

канадского производства. Пошлина на аналогичную продукцию из третьих стран

сохраняется: она будет постепенно снижаться до 3,9%. Это поможет северным

партнерам вытеснить с мексиканского рынка дешевую японскую и южнокорейскую

технику.

В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на

импорт автомобилей, что сулит американским экспортерам резкое расширение их

сбыта. Кроме того, с 1994 г. в Мексике введен закон, расширяющий

возможности иностранных инвесторов. Во многих отраслях промышленности и

сельского хозяйства иностранцам разрешается вкладывать капиталы «в любых

пропорциях». Правда, долевое участие иностранцев в разведке и добыче

энергоносителей и радиоактивных руд, транспортной и коммуникационной

инфраструктуре пока ограничено.

Со временем Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное

участие в банках и страховых компаниях. Когда это произойдет, американский

и канадский финансовый капитал сможет взять в свои руки контроль над

приблизительно 1/3 мексиканского страхового рынка.

Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды: ожидается

значительное расширение американского экспорта и связанное с этим

увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и

экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить

уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих

изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия

в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического

участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых

рабочих мест на своих предприятиях, повышения конкурентоспособности и

прибыли.

Канада рассчитывает с помощью НАФТА расширить рынки сбыта, сократить

издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных

отраслей (компьютеры, телекоммуникации и т.д.). Кроме того, формирование

либерализованного рыночного пространства континентальных масштабов будет

стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих

стран, главным образом из стран — членов ЕС и Японии.

МЕРКОСУР

К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам

Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе

Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн

человек и более 1 трлн долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого

континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций,

более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли

стран Латинской Америки.

Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г.,

предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений

во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого

таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и

рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского

хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой

сфере.

Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные

органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел;

исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со

штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе

общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.