|
Субъекты мирового хозяйствас учетом размеров их внутреннего рынка, темпов экономического роста, цены и квалификации рабочей силы, цен и доступности остальных экономических ресурсов, развитости инфраструктуры, а также политико-правовых факторов, среди которых важнейшим является политическая стабильность; . Возможность аккумулирования капитала в рамках всей системы ТНК, включая заемные средства в странах расположения зарубежных филиалов, и приложение его в наиболее выгодных для компании обстоятельствах и местах; . Использование в своих целях финансовых ресурсов всего мира. Так, по данным Министерства торговли США, общие активы зарубежных филиалов американских корпораций в середине 90-Х гг. оценивались в почти 2 трлн. Долл. Источниками их финансирования выступают не только иные столько головные американские компании, сколько физические и юридические лица из принимающих и третьих стран. Для этого зарубежные филиалы ТНК широко используют займы коммерческих и финансовых институтов принимающего государства и третьих стран, а не только стран базирования материнской компании; . постоянная информированность о конъюнктуре товарных, валютных и финансовых рынков в разных странах, что позволяет оперативно переводить потоки капиталов в те государства, где складываются условия для получения максимальной прибыли, и одновременно распределить финансовые ресурсы с минимальными рисками (включая риски от колебания курсов национальных валют); . рациональная организационная структура, которая находится под пристальным вниманием руководства ТНК, постоянно совершенствуется; . опыт международного менеджмента, включая оптимальную организацию производства и сбыта, поддержание высокой репутации фирмы. Источники эффективной деятельности этого типа динамичны: они обычно увеличиваются по мере роста активов компании и диверсификации ее деятельности. При этом необходимыми условиями реализации этих источников выступают надежная и недорогая связь головной компании с зарубежными филиалами, широкая сеть долговых контактов зарубежного филиала с местными фирмами, принимающей страны, умелое использование их возможностей, предоставляемых законодательством этой страны. Особенности современной стратегии ТНК В структуре международного производства товаров и услуг в 90-е гг. следует отметить преимущественный рост капиталовложений в сферу услуг. В частности, по оценкам экспертов ЮНКТАД, более 50% прямых иностранных инвестиций крупнейших ТНК в середине 90-х гг. направлялись в сектор услуг, включая НИОКР и маркетинговые исследования В отношениях со своими зарубежными филиалами ряд ТНК предоставляет им максимум самостоятельности, приближая их статус к независимым фирмам. Связи таких филиалов с материнской компанией базируются на правах определенной доли собственности родительской компании в активах зарубежного филиала, а также на обеспечении филиала технологией и финансовой поддержкой. При этом родительская компания не уделяет большого внимания контролю за деятельностью зарубежного филиала до тех пор, пока функционирует прибыльно. Так, «Гост Интернэшнл2, зарубежный филиал многонациональной компании «Юнилевер», функционирует в сфере производства пищевых добавок независимо от родительской фирмы и имеет собственные филиалы в нескольких странах. Свои зарубежные филиалы «Гэст Интернэшнл» обеспечивает маркетинговыми исследованиями и информацией о новых технологиях. На производственной и сбытовой стратегии многих ТНК отражается международная конвергенция производства и потребительского спроса. Например, американская ТНК «Ксерокс» проводит НИОКР в исследовательских центрах, коллективы научных работников и конструкторов которых функционально и географически располагаются с таким расчетом, чтобы новые технологические процессы и продукция оперативно внедрялась по всей производственной и сбытовой сети ТНК. Корпорация объединяет НИОКР и производственные процессы в сеть предприятий таким образом, чтобы сотрудники участвовали в разработке и выпуске строго стандартизированной продукции. Совершенствование информационных технологий и средств связи и транспорта приводит к увеличению количества товаров и услуг с идентичными или подобными потребительскими свойствами, которые пользуются спросом на многих рынках. Примерами могут служить модная одежда, бытовая электроника, продукты питания, ресторанные и гостиничные услуги. Используя растущий феномен единства вкусов потребителей, многие ТНК, такие как «Кока-Кола» (США), «Мак Доналдс» (США), «Нестле» (Швейцария), «Филипп Морис» (США), «Проктор энд Гэмбл» (США), «Тойота мотор» (Япония), «Юнилевер» (Великобритания – Нидерланды), используют в маркетинговой стратегии единые для всех своих зарубежных филиалов характеристики продукции и товарные знаки. Одновременно в соответствии со стратегией, направленной на производство товаров и услуг специально для рынка принимающей страны, многие головные компании ТНК контролируют и направляют деятельность своих зарубежных филиалов, учитывая особенности национальных рынков. Следовать такой стратегии международные компании вынуждены из-за социокультурных и природных различий, торговых (технических) барьеров, возводимых некоторыми принимающими странами, и их требований к закупке на местном рынке компонентов для выпускаемой зарубежными филиалами ТНК готовой продукции. Такая стратегия характерна для ТНК, специализирующихся на производстве пищевых продуктов и готовой одежды. Но и в других отраслях производства товаров и услуг международным компаниям приходится следовать специфичным условиям спроса в принимающих странах. Например, корпорация «Асеа Браун Бовери» (Швеция – Швейцария) выпускает в Швейцарии по государственным заказам локомотивы, спроектированные специально для горных железных дорог , в Индии местный филиал той же ТНК производит локомотивы в соответствии с индийскими государственными стандартами и с использованием комплектующих изделий, изготовленных в Индии. 3.2. Отдельные крупные транснациональные объединения Европейский союз Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств- членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально- государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла в стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем[14]. В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию. Этапы интеграции Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу1992 года по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно – транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически такие препятствия создаются в каждом конкретном случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС. Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств – членов ЕС в декабре 1991 года (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 года) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента[15]: 1. во-первых, введение с 1993 года единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран – членов ЕС; 2. во-вторых, формирование политического союза, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС; 3. в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого стала единая валюта (евро). В настоящее время функционирование ЕС обеспечивается целой системой органов, которые активно способствуют прогрессу интеграции: 1. Совет Европейского союза (СЕС). Он не реже двух раз в год проводит сессии на уровне глав государства и правительств, а также регулярно собирается на уровне различных министров (иностранных дел, экономики, финансов, сельского хозяйства и др.). СЕС на высшем уровне принимает стратегические интеграционные решения наподобие Единого европейского акта или Маастрихтского договора и обладает важнейшими нормотворческими функциями. 2. Комиссия ЕС (КЕС) - исполнительный орган, своего рода правительство ЕС, притворяющее в жизнь решения СЕС. В то же время КЕС издает директивы и регламенты, т.е. обладает и нормотворческими компетенциями. КЕС состоит из 20 членов (комиссаров), ведающих определенными вопросами (сельское хозяйство, энергетика) и назначаемых сроком на пять лет национальными правительствами, но не зависимых от последних. Резиденция КЕС находится в Брюсселе, штат насчитывает примерно 15 тыс. человек. Среди органов Европейского союза КЕС играет ключевую роль в том смысле, что именно в его аппарате разрабатываются идеи и конкретные предложения относительно путей и форм дальнейшего развития Союза. 3. Европейский парламент (ЕП) с резиденцией в Страсбурге; избирается с 1979 года прямым голосованием граждан во всех странах – членах ЕС. Сейчас в него входят 626 депутатов, причем правительство каждой страны зависит от численности ее населения. После вступления в действие Маастрихтского договора с 1 ноября 1993 года функции ЕП были значительно расширены, выйдя далеко за рамки преимущественно консультативных полномочий. К ним относятся принятие бюджета ЕС, контроль за деятельностью КЕС и право поручать ей разработку конкретных предложений по развитию интеграции, право принимать совместно с СЕС решения по отдельным вопросам законодательства ЕС. 4. Европейский суд, обеспечивающий правильную интерпретацию и реализацию нормативных актов (законодательства) ЕС. 5. ФЕОГА, на который приходится большая часть бюджеты ЕС. 6. Европейский социальный фонд, облегчающий перемещение рабочей силы внутри ЕС и ее адаптацию к изменяющимся условиям в интеграционном пространстве. 7. Европейский фонд регионального развития, содействующий структурной перестройке кризисных регионов – слабо индустриально развитых или депрессивных 8. Европейский инвестиционный банк, созданный на основе долевого участия стран - членов ЕС в его основном капитале. Имея функции коммерческого банка, он предоставляет кредиты государственным структурам стран-членов ЕС. НАФТА и МЕРКОСУР Еще в 60-е гг. латиноамериканские предпринимали попытки создания интеграционных группировок в своем регионе с целью повышения уровня конкурентоспособности национальных предприятий и организации крупных и открытых рынков. В 1960 г. Был подписан «Договор Монтевидео» о создании зоны свободной торговли, включавшей страны-члены Латиноамериканской ассоциации свободной торговли (ЛАСТ). Позже эту организацию сменила Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)[16]. Кроме того, в 90-х гг. в Центральной и Южной Америке (формально) функционирует Андская субрегиональная группировка, Центральноамериканский общий рынок, Карибское сообщество и Карибский общий рынок (КАРИКОМ). Однако, несмотря на принятые этими интеграционными группировками программы либерализации внешней торговли и попытки использования намеченных механизмов промышленного и финансового сотрудничества, существенного успеха в экономическом развитии они не добились. Реальная активизация интеграционных процессов на американском континенте наблюдалась в 90-е гг. после образования Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) в составе США, Канады и Мексики, а также Общего рынка стран Южного конуса (МЕРКОСУР), созданного Аргентиной, Бразилией, Уругваем и Парагваем. Эти динамичные группировки, возможно, положат начало провозглашенной бывшим президентом США Дж. Бушем «Инициативы для Америк», согласно которой предусматривается образование всеамериканской зоны свободной торговли «от Аляски до Огненной Земли». НАФТА Соглашение о создании Североамериканской ассоциации свободной торговли (НАФТА) между США, Канадой и Мексикой вступило в силу с 1 января 1994 года. В значительной мере оно было инициировано администрацией США под влиянием американских ТНК, так как достигнутый уровень срастания американской экономики с канадской и мексиканской требовал его межгосударственного оформления. К этому же подталкивали радикальные изменения в политической и экономической ситуации в мире к началу 90-х гг.: ЕС резко ускорил расширение и углубление интеграционных процессов в своем регионе; Япония, Китай и страны Юго-Восточной Азии стремительно экономическое сотрудничество. Сложившаяся обстановка поставила перед США задачу активизации интеграционных процессов на своем континенте, чтобы сохранить конкурентоспособность американских корпораций на мировом рынке. Ведущие компании США, Канады и Мексики рассчитывали соединить потенциалы США и Канады с важнейшим фактором конкурентоспособности – низкими издержками производства, характерными для условий Мексики. В частности, один час рабочего времени в Канаде в 1993 г. Стоил 5,75 долл., в США – 4,5 долл., а в Мексике – 50 центов. В первую очередь намечалась либерализация товарообмена с Мексикой, так как в канадо-американской торговле барьеры к моменту подписания соглашения о НАФТА уже были устранены. Соглашением предусматривается либерализация внешнеэкономических отношений, демонтаж таможенных барьеров и организация единого континентального североамериканского рынка для свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы, разделяющие три государства. В первую очередь намечено освободить от ограничений торговлю готовыми изделиями. Уже в 1994 г. Пошлины во взаимной торговле промышленными ипродовольственными товарами были снижены на 65%. На рынках энергоресурсов, сельскохозяйственных товаров, автомобилей и текстиля предусмотрена плавная либерализация. В течение 15 лет намечено ликвидировать почти все торговые и инвестиционные барьеры и подойти к слиянию трех национальных рынков, сформировав зону свободной торговли с населением более 375 млн. человек, совокупным валовым продуктом в сумме около 9 трлн. долл. (в нынешних ценах) и долей в мировом экспорте порядка 17%. Кроме того предусматривается принятие тремя странами аналогичных законов в области окружающей среды и по труду. Соглашение носит строго императивный характер – невыполнение принятых аналогичных законов влечет за собой наказание виновных штрафами или определенными санкциями. Правда, по состоянию на 1 января 1998 года в рамках НАФТА еще не были созданы наднациональные органы управления, регулирующие ход сотрудничества, - Экономическая комиссия, Совет министров, суд и т.д. По своему экономическому потенциалу северный и южный партнеры по НАФТА многократно уступают США: ВВП Канады составляет около 10% от ВВП США, а Мексики – 5%. В отличие от ЕС, где менее развитым странам и регионам (Греции, Ирландии, Португалии) предоставляется финансовая помощь из совместных бюджетных фондов, НАФТА на предоставляет Мексике такой поддержки. Тем не менее, по оценкам экспертов, участие в НАФТА позволит Мексике сократить период реформирования своей экономики и достижение уровня развитых стран с 50 до 10-15 лет. Самый большой выигрыш от вступления в НАФТА Мексика получает в виде стремительного роста поступлений иностранного капитала, в первую очередь из США. По объему прямых иностранных инвестиций, имеющих первостепенное значение для развития производства, в середине 90-х гг. Мексика оказалась на первом месте в Латинской Америке. Если в 1986—1991 гг. в страну поступало в среднем за год 3,1 млрд долл., то после 1994 г. этот показатель не опускался ниже 8 млрд долл. С оживлением инвестиционной деятельности в стране повысился уровень оплаты труда - в среднем в реальном исчислении в 1997 г. на 29% по сравнению с 1990 г. Возрастающую роль в развитии обрабатывающей промышленности Мексики играют «макиладорас» — предприятия по обработке и сборке поступающих в Мексику из США материалов и комплектующих. В то же время участие в НАФТА налагает на Мексику целый ряд обязательств. По сельскохозяйственным продуктам она заключает двусторонние соглашения с США и Канадой в отдельности. Чтобы облегчить доступ высокотехнологичной продукции северных партнеров на свой рынок, Мексика полностью отменила прежнюю 20%-ную пошлину на компьютеры американского и канадского производства. Пошлина на аналогичную продукцию из третьих стран сохраняется: она будет постепенно снижаться до 3,9%. Это поможет северным партнерам вытеснить с мексиканского рынка дешевую японскую и южнокорейскую технику. В течение 10 лет Мексика должна отменить большинство ограничений на импорт автомобилей, что сулит американским экспортерам резкое расширение их сбыта. Кроме того, с 1994 г. в Мексике введен закон, расширяющий возможности иностранных инвесторов. Во многих отраслях промышленности и сельского хозяйства иностранцам разрешается вкладывать капиталы «в любых пропорциях». Правда, долевое участие иностранцев в разведке и добыче энергоносителей и радиоактивных руд, транспортной и коммуникационной инфраструктуре пока ограничено. Со временем Мексика обязалась отменить ограничения на иностранное участие в банках и страховых компаниях. Когда это произойдет, американский и канадский финансовый капитал сможет взять в свои руки контроль над приблизительно 1/3 мексиканского страхового рынка. Деловые круги США связывают с НАФТА большие надежды: ожидается значительное расширение американского экспорта и связанное с этим увеличение числа рабочих мест. Перенесение трудоемких, материалоемких и экологически дорогостоящих производств из США в Мексику позволит снизить уровень издержек производства и повысить конкурентоспособность многих изделий американской промышленности. В долгосрочном плане с помощью участия в НАФТА американские ТНК рассчитывают на расширение своего экономического участия в Латинской Америке с целью завоевания рынков сбыта, создания новых рабочих мест на своих предприятиях, повышения конкурентоспособности и прибыли. Канада рассчитывает с помощью НАФТА расширить рынки сбыта, сократить издержки производства и повысить прибыльность новых высокотехнологичных отраслей (компьютеры, телекоммуникации и т.д.). Кроме того, формирование либерализованного рыночного пространства континентальных масштабов будет стимулировать приток в Канаду прямых и портфельных инвестиций из третьих стран, главным образом из стран — членов ЕС и Японии. МЕРКОСУР К крупнейшим и наиболее динамичным торгово-политическим союзам Латинской Америки следует отнести Южноамериканский общий рынок в составе Аргентины, Бразилии, Парагвая и Уругвая (МЕРКОСУР) с населением 200 млн человек и более 1 трлн долл. ВНП. В нем сосредоточено 45% населения этого континента, свыше 50% совокупного ВВП, 40% прямых иностранных инвестиций, более 60% совокупного объема товарооборота и 33% объема внешней торговли стран Латинской Америки. Договором о создании МЕРКОСУР, заключенным в 1991 г., предусматривалась отмена в перспективе всех пошлин и тарифных ограничений во взаимной торговле между четырьмя странами, установление единого таможенного тарифа в отношении третьих стран, свободное движение капитала и рабочей силы, координация политики в области промышленности, сельского хозяйства, транспорта и связи, согласование стратегии в валютно-финансовой сфере. Для руководства процессом интеграции были созданы наднациональные органы управления: Совет общего рынка в составе министров иностранных дел; исполнительный орган — Группа общего рынка, функционирующая постоянно, со штаб-квартирой в Монтевидео; 10 технических комиссий, подчиняющихся Группе общего рынка, в функции которых входят вопросы внешней торговли, таможенное |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |