бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Структурные преобразования в экономике России

Структурные преобразования в экономике России

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКИ

ЭКОНОМИКИ.

1.Цели структурных преобразований

Структурная перестройка наряду с институциональными реформами является

важнейшим направлением происходящей в России трансформации централизованно

планируемой экономики в социально ориентированное рыночное хозяйство. Эта

перестройка призвана преодолеть накопившиеся за годы планового

хозяйствования глубокие структурные деформации, обеспечить создание

качественно обновленной системы производительных сил. Суть обновления в

том, чтобы она была адекватна реальным потребностям общества, базировалась

на современных прогрессивных технологиях, могла эффективно функционировать

в условиях рынка и интеграции

российской экономики в мировое хозяйство.

Накопленные российской экономикой за предшествующие годы структурные

деформации многочисленны и разнообразны. Они отражены, во-первых, в

отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой промышленности и военно-

промышленного комплекса, отставании производственной и социальной

инфраструктуры, разбухании незавершенного строительства и др. Во-вторых, в

технологической структуре производства: вследствие того, что прежняя

экономика отторгала технологические инновации, значительная, если не

преобладающая, часть наших предприятий имеет морально устаревшую

материально-техническую базу, не позволяющую рассчитывать на

успешную деятельность в условиях рынка. В-третьих, — в техническом уровне и

качестве выпускаемой продукции, что было обусловлено замкнутостью советской

экономики, отсутствием в ней конкуренции и других институциональных

механизмов, способных блокировать выпуск и реализацию низкокачественных

товаров. В-четвертых, — в размерной структуре производства —доминировании

крупных и сверхкрупных предприятий при почти полном отсутствии малых. В-

пятых, — в системе существовавших между предприятиями хозяйственных связей,

которые устанавливались в централизованном порядке и практически без учета

их влияния на издержки производства и конечные результаты деятельности.

Таким образом, правомерно полагать, что по своему содержанию

структурная перестройка должна преследовать цели: изменения прежних

отраслевых пропорций; коренной технической модернизации производства;

обеспечения выпуска конкурентоспособной продукции; формирования новой

размерной структуры экономики; рационализации системы хозяйственных связей.

Суть всех этих преобразований в конечном счете состоит в адаптации

производительных сил общества к требованиям рыночной экономики, активно

включенной в мирохозяйственные связи.

2.Формы, факторы и направления структурных преобразований

Структурные адаптации, вызываемые научно-техническим прогрессом,

конкуренцией, изменениями внешнеэкономической конъюнктуры, социально-

политическими сдвигами и множеством других факторов, происходят в любой

экономике. Они могут осуществляться и в негативной, и в позитивной форме.

Негативные адаптации проявляются в сокращении производства и инвестиций,

остановке, закрытии и ликвидации предприятий, отсечении наиболее слабых,

нежизнеспособных и просто оказавшихся ненужными сегментов хозяйственной

системы. Позитивная адаптация обнаруживается в росте производства и

капитальных вложений, повышении эффективности работы предприятий, в

формировании и утверждении конкурентоспособных хозяйственных

звеньев,состояние которых адекватно требованиям изменяющейся среды.

Практика системной трансформации плановой экономики в рыночную

показывает, что возможны две полярные модели структурной перестройки, в

которых по-разному сочетаются процессы негативной и позитивной адаптации.

Первая из этих моделей, характерная, в частности, для Китая, отличается

тем, что превалируют процессы позитивной адаптации: растут объемы

производства, инвестиций, экспорта; создаются современные предприятия,

оснащенные передовой технологией; происходит приток крупных

капиталовложений из-за рубежа; повышается уровень реальных доходов

населения. Что касается России, то она, как и другие европейские страны,

ранее входившие в СССР и СЭВ, демонстрирует вторую модель. Здесь в ходе

многолетних реформ доминируют процессы негативной адаптации, среди которых

особенно важен спад производства. В ряде пост-социалистических государств

он к настоящему времени уже сменился постепенным ростом с выходом из

экономического кризиса. В нашей же стране, в гораздо большей степени

отягощенной грузом структурных деформаций, экономический спад продолжался,

хотя в начале 96-ого сменился незнацительным ростом с последующим

замедлением его темпов, а с 17 августа 98-ого вообще принял отрецательное

значение.

Среди факторов, 'определяющих характер национальных моделей

структурных трансформаций, следует выделить, во-первых, обусловливающее их

содержание институциональных реформ. Во-вторых, —технологии реформирования.

К преобразованию плановой экономики в рыночное хозяйство существуют,

как известно, два принципиальных подхода эволюционное реформирование и

«шоковая терапия». Стратегия эволюционного реформирования, один из примеров

реализации по которому идет Китай, исходит из необходимости избегать

рисков, связанных с глубокими общественными изменениями, и обеспечивать

политическое согласие в стране. Проведение этой стратегии в жизнь позволяет

сохранить в стабильном состоянии основные параметры хозяйственной среды —

уровни цен, спроса и доходов. Это помогает предприятиям сравнительно

безболезненно адаптироваться к новым условиям, а государству —

сосредоточиться на самих реформах, не затрачивая огромных усилий и ресурсов

на стремление стабилизировать расшатывающееся народное хозяйство. Сами по

себе методы реформирования, используемые в Китае, не являются единственной

причиной быстрой модернизации его экономики в последние годы. Однако их

вклад в общий успех реформ, несомненно, весьма значителен.

По пути «шоковой терапии» пошли вначале государства Восточной Европы,

а затем и наша страна. Смысл избрания этого пути виделся в том, чтобы

минимизировать сроки перехода к рыночной экономике, добившись одновременно

его политической необратимости. Однако за попытки быстрее добиться

поставленной цели приходится расплачиваться резкой дестабилизацией

экономики, приводящей к глубокому общехозяйственному кризису, который

иногда называют трансформационным спадом. В России он продолжался около

пяти лет. За 1992—1995 гг. объем нашего ВВП уменьшился на 42%, промышленной

продукции —на 43, капитальных вложений — на б6%. Резко ухудшилось

финансовое положение предприятий, огромных масштабов достигли неплатежи.

Катастрофически острой стала проблема сбора в бюджет налогов.Стремительно

взлетевшие цены уничтожили сбережения населения, оборотные средства и

амортизационные накопления предприятий. Снизился уровень жизни россиян,

особенно малообеспеченных и лишенных сколько-нибудь надежной защиты слоев.

Над трудящимися, как дамоклов меч, висит угроза массовой безработицы,

особенно после августовского кризиса.

Факты таким образом, свидетельствуют о том, что в нашей стране

произошел беспрецедентный для мирного времени хозяйственный спад. Он не мог

не вызвать кардинальный сдвиг в системе приоритетов государственной

экономической политики. К двум «штатным» задачам системной трансформации

экономики, связанным с осуществлением институциональных реформ и

структурной перестройки, добавился комплекс требующих самого

безотлагательного решения задач по достижению финансовой, экономической и

социальной стабилизации. Понятно, что в данных условиях именно этот

комплекс стал для государства наиболее важным; проблемы же

институциональных реформ отошли на второй план, а структурной перестройки —

уже на третий.

Ключом к возрождению и новому развитию нашего народного хозяйства

являются, бесспорно, инвестиции. Они необходимы как для преодоления спада и

активизации хозяйственной жизни в стране, так и для структурной перестройки

и последующего экономического подъема. В сформировавшемся в ходе реформ

механизме оборота общественного капитала важнейшими звеньями выступают

государство, финансовый и реальный сектора экономики. Действие этого

механизма до последней поры было таково, что оно тормозило рост сбережений

и создавало труднопреодолимые препятствия на пути их трансформации в

производительные капиталовложения. Это проявляется в следующем. Государство

за годы реформ резко сократило финансирование инвестиций. К этому толкала,

с одной стороны, сама логика институциональных преобразований, нацеленных

на разгосударствление экономики, а с другой, — крайняя необходимость

решения задач экономической стабилизации. Кроме того, государство серьезно

ослабило инвестиционный потенциал финансового рынка своим массированным

вторжением на этот рынок посредством высокодоходных государственных

краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа(ГКО, ОФЗ). Не

способствовала росту капиталовложений и налоговая политика государства,

сосредоточенная преимущественно на фискальных функциях и в весьма малой

степени стимулирующая производителей и инвесторов.

Финансовый сектор в процессе реформ быстро набирал обороты,

приумножая капиталы в результате расширения операций в сфере краткосрочного

кредитования и торговли, купли-продажи валюты, ценных бумаг и недвижимости,

а также различного рода посреднических услуг.Накапливаемые в финансовом

секторе значительные ресурсы, однако, лишь в крайне малых дозах

инвестировались в реальный сектор с его вялотекущей деловой активностью,

высокими рисками и низкой капиталоотдачей. Да и эти по сути мизерные

инвестиции направлялись в ограниченный круг наиболее эффективных проектов,

связанных преимущественно с развитием экспортоориентированных производств.

Инвестирование ресурсов финансового сектора обычно осуществляется

двумя путями — через долгосрочное кредитование при помощи портфельных

инвестиций. Продвижению по первому из этих путей препятствуют высокие

процентные ставки по кредитам. Портфельные же инвестиции осуществляются

путем сделок с ценными бум агам и на фондовом рынке. Его реальными и

потенциальными участниками являлись около 2600 коммерческих банков, почти

600 инвестиционных фондов, более 500 негосударственных пенсионных фондов,

около 3000 страховых компаний. Говоря о возможностях российского фондового

рынка, нельзя не иметь в вицу, что он сильно перекошен: обороты

государственных ценных бумаг вдесятеро превосходили обороты корпоративных.

Реальный сектор, столкнувшийся в процессе реформ с клубком сложнейших

проблем, находится, как общепризнано, в состоянии глубокого упадка. Главная

беда здесь, очевидно, в том, что большая часть предприятий получивших в

результате приватизации полную хозяйственную самостоятельность, не

ориентировалась на то, чтобы перестроиться в соответствии с требованиями

точной экономики. Объясняется такое положение серьезными просчетами в

политике привазации, утратой контроля за деятельностью директората,

незавершенностью процессов легитимизации собственности. Новые собственники

приватизированных предприятий, получившие их диетически бесплатно, уже по

чисто психологическим причинам не могут ощущать себя их полноправными и

законными владельцами. А потому многие из них вместо поиска инвестиций и

путей реорганизации систем управления и производства используют активы

подконтрольных предприятий для занятий различными «теневыми» и

«полутеневыми» операциями. В результате ресурсы реального сектора

перекачиваются в финансовый сектор или за границу .

Возможности использования предприятиями реального сектора рынка ценных

бумаг для финанснрования инвестиций чрезвычайно малы, хотя в стране в ходе

реформ создано около 30 тыс. акционерных предприятий. Причина проста:

крайне узок круг предприятий, акции которых были ликвидны. В этот круг

входят отдельные предприятия нефтегазовой, металлургической и автомобильной

промышленности, связи, а также пароходства, электростанции, лесопромышленые

комбинаты. Кроме того, значительная часть корпоративных акций приобретается

не стратегическими инвесторами, рассчитывающими на долгосрочное деловое

партнерство, а финансовыми, полностью нацеленными на получение

спекулятивного дохода.

В нынешних кризисных условиях процессы структурной перестройки

российской экономики, инициируемые в первую очередь институциональными

преобразованиями, так или иначе идут по следующим направлениям.

Прежде всего происходят существенные сдвиги в отраслевой структуре

общественного производства. Однако лидерами при этом становятся не те

отрасли, что растут быстрее других (как при нормальном экономическом

развитии), а те, в которых спад производства меньше среднего. Такого рода

сдвиги, как свидетельствует мировой опыт, не отражают глубинных тенденций в

развитии производительных сил и во многих случаях носят временный,

обратимый характер. Именно так обстоит дело с рядом произошедших за

последние годы структурных сдвигов в российской промышленности; яркий

пример —рост удельного веса добывающей промышленности при снижении доли

машиностроения в общем объеме промышленного производства.

Вместе с тем можно отметить и некоторые фундаментальные структурные

изменения, которые представляются необратимыми. Одним из них является

наблюдающийся в последние годы рост доли услуг в валовом внутреннем

продукте страны, причем в 1994 г. доля услуг впервые превысила долю

товаров. Особенно динамично расширяются позиции торговли и общественного

питания, финансов, кредита и страхования. Другим важнейшим такого рода

сдвигом следует считать резкое сокращение объемов и удельного веса в ВВП

продукции военно-промышленного комплекса.

К числу изменений, которые могут считаться необратимыми, есть

основания отнести так же преобразования в размерно-организационной

структуре производства. На одном ее полюсе формируется быстро растущая

сфера малого предпринимательства, в составе которой на начало 1996

г.насчитывалось более 900 тыс. предприятий с общим числом занятых в 14 млн.

человек. В 1995 г. на этих предприятиях было произведено 9% общего объема

промышленной продукции, выполнено около 1/3 подрядных работ строительных

организаций, реализовано 20% всего розничного товарооборота . На

противоположном полюсе идет интенсивный процесс самоорганизации россииского

капитала на базе интеграции промышленных, финансовых, торговых и других

предприятий. Она основывается на деловых связях, договорах и отношениях

собственности и приводит к созданию адекватных рыночной экономике крупных

хозяйственных структур — финансово-промышленных групп (ФПГ). К середине

1996 г. в России было официально зарегистрировано 35 таких групп.Помимо них

в стране активно действуют сотни ФПГ, участники которых предпочитают не

оформлять свои отношения официально. Развитие ФПГ, должно было

способствовать значительному укреплению инвестиционного потенциала

российской экономики, осуществлению в ней прогрессивных структурных

сдвигов, формированию рациональных связей, повышению конкурентоспособности

отечественного производства .

Тем не менее при всей значимости оправданных позитивных перемен,

происходивших до недавнего времени в российской экономике под воздействием

реформ, нельзя утверждать, что уже нашли решение основные задачи

структурной перестройки. Они связаны прежде всего с необходимостью коренной

модернизации большей части предприятий, а таковая может быть обеспечена

только путем крупномасштабных инвестиций, на что сегодня расчитывать опять

не приходиться. Следовательно, чтобы приступить к полноценной структурной

перестройке экономики, необходимо возобновить нормальный инвестиционный

процесс, а именно восстановить к себе доверие у мерового сообщества. Пока

этого не произошло, говорить об успехах подобного рода перестройки

преждевременно.

3.Пути выхода из инвестиционно-структурного кризиса

Каковы же реальные пути преодоления инвестиционного кризиса и

осуществления на этой основе масштабной структурной перестройки российской

экономики? На этот важнейший вопрос есть наиболее общий и краткий ответ: в

стратегии государственной хозяйственной политики необходимо усилить те

направления, которые обеспечивают создание прочных предпосылок устойчивого

экономического роста в долгосрочной перспективе. Мировой опыт последних

десятилетий свидетельствует: если страны, испытывающие острый экономический

кризис, заведомо не могут выйти из него в приемлемые сроки о помощью

механизмов рыночного регулирования, государство резко усиливает прямое и

косвенное воздействие на национальное хозяйство. В этих целях применяется

широкий комплекс мер экономического, правового и административного

характера. Так было и во время великой депрессии 30-х годов в США, и в

условиях послевоенного восстановительного периода в Западной Европе и

Японии, и в трудные для стран Запада 70—80-е годы, когда они под

воздействием многократного роста цен на энергоносители и другие виды

стратегического сырья осуществили глубокую структурную перестройку

хозяйства.

Важнейшими мерами, которые следовало бы сейчас осуществить в рамках

новой инвестиционно-структурной политики, нацеленной на возобновление

экономического роста, представляются следующие. Во-первых,опираясь на

зарубежный опыт, следует с помощью экономических и административных мер

добиться того, чтобы основные экономические агенты активизировали процесс

формирования сбережений и их трансформацию в инвестиции, направленные в

реальный сектор. Известно, что в странах Западной Европы в кризисных

ситуациях широко использовались такие меры, как субсидирование ставок

ссудного процента, введение обязательных норм сбережений, законодательное

принуждение кредитных и сберегательных учреждений к сокращению кредитования

потребителей и, напротив, к его увеличению в предпринимательской сфере,

особенно в промышленности. Лиц, имеющих доходы выше определенного

установленного уровня, обязывали вкладывать «излишние» деньги в акции или

государственные ценные бумаги .

Специально стоит сказать об опыте Японии и Германии по мобилизации

государством ресурсов частного сектора для финансирования инвестиций в

приоритетных сферах экономики. Так, Японский банк развития в 50-х годах для

решения задач долгосрочного кредитования промышленности осуществлял

принудительную продажу своих облигаций коммерческим кредитным учреждениям.

В Германии на основе принятого в 1952 г. Закона об инвестиционной помощи

промышленные предприятия всех отраслей, за исключением металлургической и

угольной, а также электростанций и государственных предприятий, должны были

приобрести на определенную сумму государственные облигации. За счет

полученных от 132 тыс. предприятий средств были профинансированы в форме

долгосрочных кредитов 187 крупных промышленных предприятий угольной

промышленности, металлургии, электроэнергетики, газо- и водоснабжения,

вагоностроения.

Во-вторых, государство должно осуществить специальный комплекс мер,

направленных на побуждение приватизированных предприятий реального сектора

к инвестициям. Уклонение от последних значительной части этих предприятий,

а значит и развития ими собственного производства, является, по моему

убеждению, одной из главных причин нынешнего инвестиционного и

общеэкономического кризиса.В числе указанных мер центральными могли бы

стать общегосударственные программы «Реструктурирование предприятий» и

«Эффективный проект». Функция первой из них в том, чтобы побудить основную

массу российских предприятий к разработке и реализации планов

перспективного развитня, предусматривающих коренную организационную и

техническую перестройку (реструктурирование) предприятий. По своему охвату

последняя может быть полной, заключающейся в системном преобразовании

основных звеньев деятельности предприятия (организации управлении,

материально-технической базы, выпускаемой, продукции), либо частичной,

состоящей в качественном преобразовании хотя бы одного из таких звеньев.

Приватизированные и акционированные предприятия участвуют в этой программе

добровольно. Вместе с тем государство может понуждать отдельные, наиболее

важные для страны предприятия в участию в ней через механизм банкротства,

одной из главных процедур которого является реорганизация, осуществляемая с

помошью внешнего управления и санации.

Государство должно оказывать участникам программы определенную

организационную и финансовую поддержку, в частности путем создания

необходимых структур, формирования специальных фондов реструктуризации,

привлечения к программе ресурсов финансового сектора, инвестиций,

предоставляемых России кредитов, и т.п. Задача другой программы —

«Эффективный проект» — состоит в том, чтобы инициировать инвестиционный

процесс с помощью множества проектов капиталовложений с быстрой

окупаемостью.

4.Использование внешнеэкономических связей

для решения задач структурных преобразований

В сложном механизме противоречивого влияния внешнеэкономических связей

на структурные преобразования четко различаются две главные составляющие.

Первая — это спонтанные воздействия объективного характера, обусловленные

начавшимся после десятилетий самоизоляции вхождением экономики страны в

открытое глобальное экономическое пространство. Эти воздействия

осуществляются в основном через традиционные каналы внешней торговли

—экспорт и импорт. Особенно велико влияние импорта, которым помимо

внешнеторговых фирм, различных коммерческих структур и производственных

предприятий активно занимаются около 10 млн.«челноков». Массированный

импорт широкого круга товаров потребительского и производственного

назначения, сдерживаемый лишь спросовыми ограничениями и довольно низкими

таможенными тарифами, выполняющими преимущественно фискальные функции,

способствует насыщению внутреннего рынка и активизации хозяйственного

оборота. В то же время он безусловно тормозит развитие многих отраслей

хозяйства, замораживает деформированную структуру российской экономики.

Сохранению структурных диспропорций способствует и российский экспорт, в

котором доминируют сырье и малообработанные материалы. Вторая составляющая

представляет собой воздействия, определяемые целенаправленными усилиями

государства и субъектов хозяйствования по использованию внешнеэкономических

связей в интересах структурной перестройки и устойчивого экономического

роста. Речь идет о современных формах международного сотрудничества и

делового партнерства (МСДП) на межгосударственном и микроэкономическом

уровнях. Использование этих форм обеспечивает возможность поступления в

страну высококачественных материальных, финансовых, информационных и

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.