|
Резервные требованияполучили название "кредитные потолки", а сам метод определения величины резервных требований по отношению к банковским кредитам нередко называется методом "кредитных потолков" (ограничений). За нарушение установленных кредитных лимитов коммерческие банки подвергаются со стороны центрального банка санкциям в виде уплаты высокого учётного процента или обязательного перечисления на беспроцентные счета в центральном банке суммы, равной превышению этих лимитов. Таким образом, центральный банк может регулировать темпы роста денежной массы, используя технику кредитных ограничений. У каждого способа определения резервной базы по отношению к банковским пассивам или к банковским активам есть свои преимущества и недостатки. С одной стороны, обязательные резервы способствуют улучшению банковской ликвидности, когда они рассчитываются на основе пассивных банковских операций. В данном случае их влияние на экономику является опосредственным. Установление обязательных резервов по пассивным операциям ведёт к снижению размера выдаваемых банком ссуд: ресурсы удорожаются, если банк не намерен сократить общий объём активных кредитных операций. Результатом этого является рост взимаемых банком по активным операциям процентных ставок и сокращение объема кредитов. С другой стороны, основанные на активных кредитных операциях нормы обязательных резервов выступают в качестве прямого ограничителя осуществления инвестиций, способствуя в целом поддержанию умеренных процентных ставок. Исключение составляют периоды, когда центральный банк проводит политику, направленную на урегулирование платежного баланса страны, например, путем привлечения иностранных капиталов. Но метод установления резервных требований по отношению к банковским активам не лишен и существенных недостатков. Кредитные ограничения — это самая жесткая форма глобального воздействия на кредит. В свою очередь, такая практика приводит к снижению деловой активности в стране, ухудшению функционирования банковской системы в целом, препятствует развитию конкуренции в банковском деле, затрудняет доступ мелких и средних фирм к банковскому кредиту, ухудшая их платеже - и кредитоспособность и финансовое положение. Поэтому селективный характер кредитных ограничений часто подкрепляется системой субсидий и льгот для кредитов, предоставляемых банками отдельным секторам экономики, например, энергетике, сельскому хозяйству или экспортным отраслям. 1.4 Выполнение обязательных резервов зарубежными коммерческими банками. Одним из наиболее применяемых центральным банком инструментов денежно- кредитного регулирования являются резервные требования в отношении обязательств коммерческих банков. Этот инструмент отличается простотой применения, что в совокупности с непосредственным воздействием на уровень ликвидности коммерческих банков делает его весьма привлекательным. Минимальные резервы это обязательная норма вкладов коммерческих банков в центральном банке. Посредством изменения нормы минимальных резервных требований центральные банки поддерживают объем денежной массы в заданных параметрах и регулируют уровень ликвидности коммерческих банков. В результате повышения норм обязательных резервных требований центральным банком уменьшаются суммы свободных денежных средств, находящихся в расположении коммерческих банков и используемых для расширения активных операций. Снижение нормы резервов, напротив, увеличивают возможности кредитования. Изменение норм резервных требований – один из старейших и наиболее распространенных инструментов регулирования денежно-кредитной сферы. Норма минимальных резервных требований устанавливается в законодательном порядке. Механизм использования резервных требований достаточно дифференцирован по странам как в количественном, так и в качественном отношении. Прежде всего неодинакова «база» обязательных резервов, что находит проявлении требований к разным частям баланса- активам или пассивам коммерческих банков. В настоящее время наиболее распространенной формой установления резервных требований является определение нормы как процента от обязательств. При этом требования могут устанавливаться к общей сумме пассивов или к их отдельным статьям, что практикуется наиболее часто. Общепринятыми пассивами для установления резервных требований являются срочные депозиты и депозиты до востребования. Вместе с тем появление новых видов банковских обязательств или вследствие растущего значения уже существующих в «базу» резервных требований стали включаться все новые виды пассивов. Так, в Германии в середине 80-х гг. резервные требования были распространены на предъявительские ценные бумаги сроком до 2 лет, а в США – на банковские обязательства в евровалютах. В то же время отдельные виды обязательств в различных странах не подпадают под «базу» исчисления обязательных резервов. Практикуется также исключение из «базы» минимальных резервных требований депозитов нерезидентов- такая система действует в Германии. Освобождение отдельных видов обязательств от резервных требований приводит к определенным отрицательным последствиям – в частности, банки начинают манипулировать составам своих депозитов, пытаясь большую часть привлеченных средств перевести в категорию свободных от резервных требований. В этом случае центральные банки прибегают к штрафным санкциям. Как правило, нормы обязательных резервов дифференцируются по отдельным видам депозитов, что обусловлено разграничением по степени « денежности» различных компонентов денежной массы. Разграничение по степени « денежности» необходимо для дифференцированного управления динамикой различных видов депозитов. Как правило, на депозиты до востребования устанавливаются более высокая норма резервных требований по сравнению с нормами по срочным и сберегательным депозитам. Но и в такой сложившейся практике имеются отклонения. Так, в Великобритании, Италии, Южной Корее в настоящее время действуют единые нормы минимальных резервных требований. Согласно сложившейся практике наиболее приемлемыми активами, используемыми для установления резервных требований, являются высоколиквидные средства. Качественный состав этих средств различен- это могут быть наличные средства в кассах банков, наиболее ликвидные виды активов, государственные ценные бумаги, а в некоторых странах (США, Германия, Швеция)- иностранная валюта на сетах центрального банка. В любом случае все они должны быть максимально «денежными», обеспечивая тем самым возможность использования резервных требований как инструмента воздействия на денежное обращение. Механизм применения резервных требований предусматривает размещение в центральном банке депозитов коммерческих банков на уровне, устанавливаемом как средний за определенный период. Как правило, расчетный период составляет 1 месяц- подобная схема используется в Японии, Франции, и других странах; в США расчетный период равняется двух недельному сроку , в Канаде он составляет 2 полумесячных периода. Большое значение в практике применения резервных требований имеет возможность зачета или переноса избытка или дефицита обязательных резервов с текущего периода на следующий, что повышает гибкость регулирующих мер- этот механизм используется в США и Франции. Существует также возможности варьирования расчетного периода и периода хранения. Как правило, нормы резервных требований определяются на основании предыдущего расчетного периода, поэтому, чем больше временной интервал между расчетным периодом и периодом хранения, тем меньше связь реальной величины резервов с состоянием в данной момент денежно-кредитной сферы, а, следовательно, ниже эффективность регулирующих мер, особенно в краткосрочном плане. Вместе с тем временной разрыв расчетного периода и периода хранения имеет большое значение для коммерческих банков: если он составляет 1 месяц, то коммерческие банки имеют достаточно времени для использования резервных активов, и их ликвидность возрастает; более короткие периоды-до 1 дня способствуют установлению жесткого контроля центрального банка над денежной массой. Как правило, интервал между расчетным периодом и периодом хранения не превышает 2 недель. Нормы обязательных резервных требований имеют верхнюю границу, размеры которой зависят от видов обязательств, их величины, а также статуса резидентства коммерческого банка. Например, в Германии по вкладам до востребования (1 месяц) величина минимальных резервов не должна превышать 30%, по срочным обязательствам ( от 1 месяца до 4 лет)-20%, по сберегательным вкладам- 10%. В то же время в отношении обязательств банков – нерезедентов Бундесбанк может устанавливать ставку 100% на прирост банковских депозитов. Нормы резервных требований, устанавливаемые на вклады в иностранной валюте, значительно ниже норм, применяемых в национальной валюте, а зачастую вклады в иностранной валюте не подлежат учету при расчете минимальных резервов. Иногда уровень нормы минимальных резервов зависит от размеров депозитов, включаемых в базу их расчета,- подобная практика характерна для Японии и Австралии. Величина норм минимальных резервов может также зависеть от вида кредитного института, что наиболее часто встречается развивающихся странах. Так, на Филиппинах для сельскохозяйственных банков нормы обязательных резервов установлены на более высоком уровне, чем для других видов банков. В некоторых странах установление более высоких норм обязательных требований носит штрафной характер- в Японии, например, в отдельные годы высокие нормы устанавливались в случае превышения объема депозитов установленного уровня. Нормы обязательных резервных требований неодинаковы в разных странах. Наиболее высокий их уровень наблюдается в Италии(25%) и Испании (17%). В условиях высокой инфляции в Южной Корее в отдельные периоды нормы минимальных требований на прирост банковских депозитов повышались до 100%. В Японии, напротив, норма минимальных резервов в последние годы составляет 2,5% Банк Англии, который практически не использует данный инструмент денежно- кредитной политики, устанавливает норму на уровне 0,43% объема обязательств коммерческих банков. Центральные банки варьируют величину нормы обязательных резервных требований в пределах установленных в банковских актах максимальных величин. Частота допустимых изменений- одна из сложнейших проблем, стоящих перед центральным банком. С одной стороны, частый пересмотр норм минимальных резервных требований делает данный инструмент денежно- кредитной политики гибким и действенным. С другой стороны, частые изменения уровня нормы могут повлечь за собой нежелательные последствия, значительные издержки адаптации для банковской системы, нахождение ее в состоянии непрерывного стресса. Коммерческие банки могут вообще перестать реагировать на данную меру центрального банка, запасаясь избыточными резервами. Так, в США в ответ на повышение нормы минимальных резервов коммерческие банки быстро другие источники необходимых финансовых средств, в частности от продажи правительственных ценных бумаг, что создало серьезную угрозу подрыва устойчивости системы государственных финансов. Следует отметить , что большинство центральных банков не практикует выплату процентов по обязательным резервам коммерческих банков. 2.ПОРЯДОК РАСЧЕТА ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ РЕЗЕРВОВ 2.1Основные положения по резервированию В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России) Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля, применяя методы и инструменты, установленные законом. Обязательные резервы ( резервные требования) – один из основных инструментов осуществления денежно-кредитной политики Банка России – представляет собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемой для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении. В соответствии со статьей 25 Федерального закона « О банках и банковской деятельности» кредитная организация обязана выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России. Обязательства кредитной организации перед третьими лицами не являются основанием освобождения от обязанностей по депонированию обязательных резервов в Банке России. Порядок депонирования обязательных резервов осуществляется исключительно на основании Положения Банка России « Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации» от 30 марта 1996 года №37( далее по тексту Положение Банка России № 37) . При осуществлении депонирования правила расчетов и других банковских операций применяются в случаях, прямо указанных Положением Банка России № 37. В соответствии со статьей 38 Федерального закона « О Центральном банке Российской Федерации ( Банке России)» размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации, а также порядок их депонирования в Банке России устанавливаются Советом директоров Банка России. Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20 процентов обязательств кредитной организации. Порядок депонирования части привлеченных денежных средств, установленный Положением Банка России № 37 ,распространяется на все кредитные организации, действующие на территории Российской Федерации на основании лицензии ( разрешения) Банка России с правом совершения соответствующих банковских операций. Небанковские кредитные организации (НКО) осуществляют депонирование части привлеченных денежных средств в порядке, установленном Положением Банка России №37, при наличии в лицензии на осуществление банковских операций записи, предусматривающей право размещения привлеченных НКО средств ( остатков на открытых банковских счетах) в кредиты участникам расчетов, и наличии в балансе НКО остатков на счетах, входящих в перечень обязательств кредитной организации, подлежащих депонированию в Банке России в соответствии с п.2.1 Положения Банка России №37 Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, производится территориальным учреждением ( расчетно- кассовым центром) Банка России по местонахождению головной кредитной организации в целом по кредитной организации, включая филиалы, находящиеся на территории России. Если кредитные организации, расположенные на территории Российской Федерации, имеют свои филиалы, открытые в установленном порядке за границей ( в странах ближнего зарубежья либо на территориях государств дальнего зарубежья), то указанные филиалы самостоятельно депонируют часть привлеченных ими средств в национальном банке того государства, на территории которого открыт филиал, в порядке и по нормативам обязательных резервов, установленным национальным банком соответствующего государства. При этом кредитная организация представляет в территориальное учреждение (расчетно-кассовый центр) Банка России документ, подтверждающий факт депонирования филиалом кредитной организации обязательных резервов со стороны национального банка этого государства, если такое подтверждение предоставляется национальным банком страны местонахождения филиала. В этом случае кредитная организация, расположенная на территории Российской Федерации, представляет в соответствующее территориальное учреждение ( расчетно-кассовый центр) Банка России, кроме сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы, также баланс без включения в него филиалов, расположенных на территории зарубежных государств. Если зарубежный филиал кредитной организации-Российской Федерации в соответствии с законодательством государства местонахождения филиала не депонирует обязательные резервы в национальном банке этого государства, кредитная организация представляет Расчет регулирования размера обязательных резервов, депонируемых в Банке России ( далее по тексту- Расчет), по данным сводного баланса в целом по кредитной организации, включая все ее филиалы (в т.ч. расположенные на территории зарубежных государств). Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитной организацией, производится территориальным учреждением (расчетно- кассовым центром) Банка России ежемесячно ( по состоянию на 1 число месяца, следующего за отчетным) путем сверки сумм фактически внесенных кредитной организацией средств и подлежащих внесению из остатков на счетах по учету обязательств кредитной организации, установленных п. 2.1 Положения Банка России №37 , и действующих нормативов обязательных резервов. Кредитная организация, не имеющая в своем составе филиалов, представляет Расчет на 1 число месяца, следующего за отчетным, и другие документы, установленные Положением Банка России №37, соответствующему территориальному учреждению ( расчетно-кассовому центру) Банка России в третий рабочий день месяца, следующего за отчетным, кредитная организация, имеющая филиалы, - в четвертый рабочий день месяца, следующего за отчетным. Регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитной организацией за декабрь отчетного года ( по состоянию на 1 января года. Следующего за отчетным), производится территориальным учреждением ( расчетно-кассовым центром) Банка России дважды. При этом кредитная организация представляет Расчет и другие необходимые документы в выше указанный срок, и повторно в срок, установленный Банком России кредитным организациям для предоставления годового бухгалтерского отчета. На основании представленного в составе годового бухгалтерского отчета бухгалтерского баланса и Расчета территориального учреждения (расчетно- кассовый центр) Банка России производит перерасчет обязательных резервов кредитной организации в порядке, установленном Положением Банка России №37. Исходя из целей денежно-кредитной политики на основании решения Совета директоров Банка России Банк России вправе проводить регулирование размера обязательных резервов, подлежащих депонированию кредитными организациями, на внутримесячные даты (внеочередное регулирование размера обязательных резервов). Покрытие обязательных резервов различными видами приносящих доход активами не допускается. На обязательные резервы, депонированные кредитными организациями в Банке России, проценты не начисляются. 2.2 Расчет суммы обязательных резервов , подлежащих депонированию в Банке России. Согласно решения Совета директоров Банка России (протокол N 1 от 11 января 2000 г.), начиная с регулирования размера обязательных резервов на 1 января 2000 года для кредитных организаций и Сберегательного банка Российской Федерации устанавливаются следующие нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке Российской Федерации: - по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте - в размере 10 процентов; - по денежным средствам физических лиц, привлеченным во вклады (депозиты), в валюте Российской Федерации - в размере 7 процентов. (Указания ЦБ РФ от 11.01.2000 N 731-У.) В состав обязательств кредитной организации включаются средства в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, учитываемые на расчетных, текущих и депозитных счетах, счетах бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов - пассивные остатки по балансовым счетам N N 30109 (отдельный лицевой счет Государственной корпорации "Агентство по реструктуризации кредитной организации"), 30220, 30223, 30601, 30603, 30604, 30606, 40101, 40102 (за минусом активных остатков по б/сч. N 40104) , 40105, 40106, 40107, 40108 (за минусом активных остатков по б/сч. N 40109) , 40110 (за минусом активных остатков по б/сч. N 40111) , 40112, 40113, 40114, 402, 40301, 40302, 40307, 40309, 40312, 40314, 404, 405, 406, 407, 40801, 40802, 40803, 40804, 40805, 40806 (за исключением остатков по отдельным лицевым счетам по учету средств банков - нерезидентов), 40807, 40810, 40811, 40812, 40813, 40814, 40815, 40901, 40902, 40903, 40905, 40909, 40910, 40911, 410, 411, 412, 413, 414, 415, 416, 417, 418, 419, 420, 421, 422, 423, 425, 426, 427, 428, 429, 430, 431, 432, 433, 434, 435, 436, 437, 438, 439, 440, 47401, 47405, 47407, 47409, 47411, 47416, 47418, 47422, 47426, 476, 520, 521, 522, 523, 524, 52501, 60322 (отдельные лицевые счета покупателей акций). (в ред. Указаний ЦБ РФ от 18.12.1998 N 446-У, от 26.11.1999 N 684-У, от 24.04.2000 N 784-У, от 25.12.2000 N 883-У, от 23.04.2001 N 956-У) |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |