бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Рынок ценных бумаг и первичный и вторичный рынок

коммерческие банки, для которых фондовый рынок играет значительную

роль. Это и сфера инвестирования, и источник финансовых ресурсов,

и один из видов бизнеса. Он дает банкам диверсификацию рисков,

дополнительную устойчивость в непростой экономической ситуации,

дополнительный источник доходов.

Всего в республике действует девять самостоятельных коммерческих

банков с восемью филиалами, в том числе шесть паевых и три

акционерных, действующих в форме открытого акционерного общества.

Коммерческие банки имеют в своих портфелях различные ценные

бумаги, но по объему вложений наибольший удельный вес занимают

государственные ценные бумаги.

Следует отметить, банкам Мордовии осуществление операций на рынке

ГКО/ОФЗ в качестве дилеров не представляется возможным из-за

территориальной удаленности от брокерских площадок и необходимых

денежных средств для необходимого обеспечения данных операций.

Некоторые из них не имеют лицензии на осуществление

профессиональной деятельности в качестве брокера, а также

достаточного размера собственных средств.

Не имея возможности стать дилерами, ком.банки республики в 1997

году осуществляли операции на открытом рынке ГКО/ОФЗ в качестве

инвесторов через дилеров Москвы, согласно с заключенным с ними

договором об оказании услуг по приобретению и продаже

государственных облигаций, в частности: с московским коммерческим

банком «Межбанковское объединение «Оргбанк», «Инкомбанк» и др.

Поддерживая реальный сектор экономики региона ком.банки выступают

стратегическими инвесторами ОАО «Биохимик», ОАО «Связьинформ», ОАО

«Электровыпрямитель», ОАО «Саранский приборостроительный завод».

Работая как комиссионеры, они проводили операции по покупке акций

Инвест-Бонда, Сбербанка, Лисма и других эмитентов.

Банки республики выступают также портфельными инвесторами через

Российскую торговую систему, вкладывая средства в акции наиболее

перспективных компаний - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», АО

«Сургут нефть» и др.

Наряду с привлечением государственных и корпоративных ценных

бумаг ком.банки Республики Мордовия осуществляют и собственную

эмиссию. По состоянию на 01.01.98 г. было выпущено акций на 24,6

млрд.руб., в количестве 321,6 тыс. штук. В основном эмитировались

обыкновенные именные акции – 307,6 тыс. штук на 24,5 млрд. руб., а

привилегированные акции составили незначительную долю как по

количеству (14 тыс. штук), так и по объему выпуска – 140 млн.

штук. Распространением акций банки занимаются самостоятельно и

услугами посредников не пользуются. Ком.банки также активно работают

на рынке ценных бумаг как эмитенты депозитных сертификатов и

простых векселей, максимально гарантируя своим клиентам доходность и

возвратность вложенных ими средств и создавая наиболее

благоприятные условия для проведения операций с этими бумагами.

В перспективе ком. банки Мордовии планируют расширение операций на

фондовом рынке, включая увеличение объемов вложений в векселя

надежных эмитентов, выход на рынок облигаций субъектов РФ и

развитие операций с ценными корпоративными бумагами.

Таким образом, на рынке ценных бумаг республики Мордовия

формируется группа участников, активно работающих с финансовыми

инструментами.

3. Инфраструктура фондового рынка Республики Мордовия

Под инфраструктурой фондового рынка обычно понимается совокупность

технологий, используемых на рынке для заключения и исполнения

сделок, материализованная в разных технических средствах, институтах

(организациях), нормах и правилах. [ 1.14 ]

Развитие инфраструктуры в Республике Мордовия идет параллельно с

развитием самого рынка, с ростом оборотов на нем. Но пока число

сделок невелико и обороты ранка малы, поэтому содержание

инфраструктуры обходится дорого, и она остается на примитивном

уровне.

Главенствующую роль на рынке ценных бумаг играют торговая

система, система регистрации сделок с ценными бумагами, система

денежных расчетов между участниками.

Большую популярность в отечественной практике приобрела

внебиржевая торговая система, которая получила название «Российская

торговая система». Она позволяет фиксировать все происходящие

сделки, накапливать статистический материал по спросу и предложению.

Система существует на средства участников и является независимой.

Эта система прошла успешную апробацию и доказала свою жизненность

в российских условиях.

Элементами инфраструктуры фондового рынка являются регистраторы,

депозитарии, биржи.

Развитию инфраструктуры рынка Мордовии способствовало создание

регистраторов, ведущих реестры местных предприятий, акционерных

обществ с числом лицевых счетов более 500. Это “Лисма-Инвест” и

ЗАО “Регистратор”.

Закрытое акционерное общество «Мордовская регистрационная компания

«Регистратор» (лицензия №01207 от 25 декабря 1996 г.) работает на

фондовом рынке сравнительно недавно - с 1996 года.

Все работники ЗАО «Регистратор» имеют высшее образование и три

специалиста - аттестаты Министерства финансов России I категории на

право работы на рынке ценных бумаг. Средний возраст сотрудников – 36

лет.

Учредители ЗАО «Регистратор»: ТОО “Торгмонтаж” (г.Саранск), ЗАО

“Консультативно-аудиторская финансовая компания “ЭКФИ” (г.Москва).

ЗАО «Регистратор» ведет реестры около 30 акционерных обществ с

числом счетов акционеров более 500. Среди обслуживаемых акционерных

обществ - Завод Сарансккабель, Станкостроитель, Биохимик,

Электровыпрямитель, Центролит, Завод Медоборудования и др.

ЗАО «Регистратор» активно занимается открытием филиала в

республике Татарстан, что стало возможным с изменением

законодательства.

В 18-м постановлении (п.2) ФКЦБ от 17 сентября 1996 г. не

разрешалось открывать филиалы региональным регистраторам кроме

нескольких перечисленных. [ 2.12 ] Это противоречило Федеральному

Закону «Об акционерных обществах» и ставило региональные и

центральные регистраторы в неравные условия. [ 2.1 ]

Устанавливалось, что обязательными условиями для получения лицензии на

право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев ценных

именных бумаг являются:

наличие в Уставе юридического лица,

претендующего на получение лицензии, положений об осуществлении

деятельности по ведению реестра владельцев ценных именных бумаг как

исключительной (за исключением случаев, когда возможность совмещения с

другими видами деятельности установлена Федеральным законом, актами

Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, далее по тексту - Федеральной

комиссией);

наличие у заявителя, осуществляющего ведение реестров на момент подачи

заявки, не менее 25 реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных

бумаг каждого эмитента более 500, при этом местом нахождения эмитентов и

заявителя должна являться территория одного субъекта Российской Федерации

(данное положение не распространяется на регистраторов, находящихся в

Москве, Московской области, Омске, Ростове, Самаре, Санкт-Петербурге,

Ленинградской области, Нижнем Новгороде, Новосибирске ,Екатеринбурге,

Иркутске, Казани, Челябинске, Хабаровске), или наличие, как правило, не

менее 100 тыс. счетов, включая количество лицевых счетов в реестрах,

ведение которых осуществляется заявителем, и количество счетов клиентов,

ведение которых осуществляется номинальными держателями для учета ценных

бумаг эмитентов, реестры которых ведутся заявителем, подтвержденное

справкой заявителя;

наличие у заявителя, не

осуществлявшего ведение реестров на момент подачи заявки, не менее 15

договоров, заключенных с эмитентами на ведение их реестров на момент подачи

заявки (в том числе и договоров, возникновение прав и обязанностей, по

которым было поставлено в зависимость от получения заявителем лицензии);

размер собственного капитала - не

менее чем 5 000 минимальных размеров оплаты труда, установленных

законодательством Российской Федерации, а для заявителей, осуществляющих

ведение реестров акционеров акционерных обществ, контрольный пакет акций

которых закреплен в федеральной собственности, - не менее чем 10 000

минимальных размеров оплаты труда, установленных законодательством

Российской Федерации, на момент подачи заявки;

остаток денежных средств на счетах

заявителя, а также средств в Государственных краткосрочных бескупонных

облигациях (ГКО), облигациях Государственного сберегательного займа (ОГСЗ),

облигациях Федерального займа (ОФЗ) и облигациях внутреннего

государственного валютного облигационного займа на момент подачи заявки

должен быть не менее 50 процентов от величины его собственного капитала;

членство заявителя в одной из

саморегулируемых организаций, объединяющей профессиональных участников

рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность по ведению реестров

владельцев именных ценных бумаг;

уставный капитал

специализированного регистратора не может быть оплачен ценными бумагами,

эмитентами которых являются его акционеры, учредители, а также ценными

бумагами эмитентов, ведение реестров которых осуществляет заявитель

(регистратор).

Такое расхождение в законодательстве было устранено постановлением

ФКЦБ от 27 ноября 1997г. №41, пункт 2 приложения 1 к настоящему

постановлению изложен в новой редакции, где уже были сняты

ограничения для региональных регистраторов. [ 2.13 ] С момента

действия постановления в новой редакции ЗАО «Регистратор» активно

занялось открытием филиала в республике Татарстан и планирует

открыть сеть филиалов в других регионах.

Установили, что обязательными условиями для получения (продления)

лицензии на право осуществления деятельности по ведению реестра владельцев

именных ценных бумаг являются:

Наличие в уставе юридического лица, подавшего заявку

на получение (продление) лицензии (далее - заявитель), положений об

осуществлении деятельности по ведению реестра владельцев именных ценных

бумаг как исключительной (за исключением случаев, когда возможность

совмещения с другими видами деятельности установлена законами Российской

Федерации, актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг).

Вклад любого акционера (участника) в уставный

капитал заявителя не должен превышать 20 процентов от уставного капитала

заявителя (вступило в силу с 1 апреля 1998 года).

Наличие у заявителя, осуществляющего ведение

реестров на момент подачи заявки на продление лицензии, не менее 25

реестров эмитентов с числом владельцев именных ценных бумаг каждого

эмитента более 500, а у заявителей, местом нахождения которых является

Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская, Нижегородская,

Самарская и Свердловская области, - не менее 50 реестров эмитентов с числом

владельцев именных ценных бумаг по каждому эмитенту более 500. От действия

настоящего требования регистратор может быть освобожден при наличии в

перечне ведущихся реестров эмитентов федеральной группы ( вступило в силу с

1 апреля 1998 года).

Наличие у заявителя, не осуществляющего ведение

реестров на момент подачи заявки на получение лицензии, не менее 15

договоров на ведение реестров, заключенных с эмитентами, с числом

владельцев именных ценных бумаг более 500 у каждого, возникновение прав и

обязанностей, по которым поставлено в зависимость от получения заявителем

лицензии.

Собственный капитал заявителя на момент подачи

заявки на получение (продление) лицензии и в течение всего периода его

деятельности должен быть не менее суммы, эквивалентной 200 000 ЭКЮ (в

рублях по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на

дату составления расчета размера собственного капитала в соответствии с

требованиями настоящего приложения), а для заявителей, осуществляющих

ведение реестров владельцев именных ценных бумаг эмитентов, контрольный

пакет акций которых закреплен в федеральной собственности, - не менее 400

000 ЭКЮ (настоящий пункт вступает в силу с 1 апреля 1998 года).

Неснижаемый остаток денежных средств на счетах

заявителя, а также средств в государственных краткосрочных бескупонных

облигациях (ГКО), облигациях государственного сберегательного займа (ОГСЗ),

облигациях федерального займа (ОФЗ), облигациях государственного валютного

облигационного займа и государственных ценных бумагах субъекта Российской

Федерации (по месту нахождения заявителя) на момент подачи заявки и в

течение всего срока деятельности регистратора должен составлять не менее 20

процентов от величины, установленной в подпункте 2.5 настоящего приложения.

В случае, если заявитель имеет договор страхования своей ответственности по

возмещению имущественного вреда третьим лицам в результате осуществления им

деятельности в качестве регистратора, зарегистрированный саморегулируемой

организацией, имеющей лицензию Федеральной комиссии и объединяющей

профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих деятельность

по ведению реестров владельцев именных ценных бумаг, - не менее 10

процентов от величины. Данное требование является обязательным для

регистратора в течение всего периода его деятельности (вступило в силу с 1

апреля 1998 года).

Наличие не менее двух специалистов в штате

юридического лица - заявителя, удовлетворяющих квалификационным требованиям

по данному виду профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в

соответствии с нормативными актами Федеральной комиссии (вступило в силу с

1 апреля 1998 года).

Членство заявителя в саморегулируемой

организации, объединяющей профессиональных участников рынка ценных бумаг,

осуществляющих деятельность по ведению реестров владельцев именных ценных

бумаг.

Наличие ходатайства саморегулируемой

организации на выдачу (продление) лицензии в лицензирующих органах.

Уставный капитал юридического лица -

заявителя не может быть оплачен ценными бумагами, эмитентами которых

являются его акционеры, учредители, а также ценными бумагами эмитентов,

ведение реестров которых осуществляет или предполагает осуществлять

заявитель.

ЗАО «Регистратор» строит свои отношения с отдаленными

предприятиями, используя трансфер-агентские услуги, взаимодействует с

организациями из других регионов и участниками центрального

фондового рынка (в Рязани - ЗАО «Депозит-Навигатор», в Москве -

Московская фондовая биржа, в Казани - «Регистратор»).

Таким образом, происходит выход региональных эмитентов и

инвесторов на фондовые рынки других регионов, и создается

распределенный реестр с возможностью удаленного доступа.

С недавнего времени функционирует ЗАО «Депозит», которое

оказывает услуги по хранению сертификатов ценных бумаг и ведет

учет прав собственности на ценные бумаги, т.е. ведет счета, на

которых учитываются ценные бумаги, переданные ему клиентами на

хранение, а также непосредственно хранит сертификаты этих ценных

бумаг.

Так, с принятием Закона Республики Мордовия «Об инвестиционном

займе» [ 2.5 ] ЗАО «Депозит» предложило свои услуги по размещению и

депозитарному обслуживанию облигаций инвестиционного займа Республики

Мордовия, хранению находящихся в государственной собственности

пакетов акций приватизированных предприятий Республики Мордовия в

соответствии с Указом президента РФ №1034 от 16.09.97г. [ 2.7,2.16]

На мой взгляд, дальнейшее развитие рынка ценных бумаг республики

должно быть связано с совершенствованием деятельности организаций,

составляющих инфраструктуру рынка.

4. Организация муниципальных займов

Анализируя структуру рынка ценных бумаг Республики Мордовия,

необходимо остановиться на рассмотрении организации выпуска ценных

бумаг республиканскими органами власти.

Ключевым условием экономического подъема в условиях снижающейся

инфляции становится способность отечественного рынка ссудных

капиталов обеспечить доступ российских предприятий к финансовым

ресурсам.

Недостаточное доверие инвесторов к платежеспособности отечественных

предприятий существенно влияет на котировку их долговых

обязательств. Даже при максимально возможном снижении доходности

государственных ценных бумаг, высокая ликвидность, надежность будут

способствовать их большей привлекательности по сравнению с

конкурирующими корпоративными облигациями, доходность которых

ограничена показателями рентабельности реализуемых инвестиционных

проектов. Мобилизацию денежных средств для производственного

инвестирования может обеспечить использование такого финансового

инструмента, как облигации субъектов Российской Федерации и местных

органов власти, обладающие статусом государственных ценных бумаг и

характеризующиеся повышенной надежностью.

Проведение облигационных займов позволяет местным органам власти

решить ряд важнейших задач как долгосрочного, так и оперативного

характера. Эмиссия облигаций способствует снижению процентных ставок

по заемным ресурсам, мобилизуя, в том числе незадействованные на

финансовом рынке средства нерезидентов, физических лиц, а также

средства небанковских организаций для покрытия дефицитов и временных

кассовых разрывов местных бюджетов, финансирования сезонных работ.

Широкий круг инвесторов обеспечивает возможность заимствования на

более предпочтительных условиях по сравнению с привлечением на эти

цели прямых кредитов коммерческих банков.

В отличие от эмиссии беспроцентных расчетных векселей выпуск

облигаций дает возможность избежать отрицательного воздействия

эффекта перераспределения, в результате которого профинансированные

посредством векселей по номиналу предприятия и организации бюджетной

сферы в целях получения «живых» денежных средств вынуждены

продавать их с 15-40 процентным дисконтом конечным инвесторам,

погашающим векселя по номиналу немедленно путем уплаты налогов или

предъявляющим их к погашению по номиналу по истечении срока

обращения.

Надежность муниципальных облигаций могут сделать их уже в самое

ближайшее время оптимальным инструментом привлечений инвестиций в

производство. Так, в мировой практике широкое распространение

получил выпуск муниципальных облигаций «под доход от промышленного

проекта», мобилизующих средства под строительство производственных

объектов с их последующей продажей или сдачей в аренду частным

корпорациям. Проведение облигационных займов становится реальным

механизмом формирования и модернизации промышленной структуры

экономики региона.

Перспективным является использование местными администрациями

средств, вырученными при размещении муниципальных облигаций, для

поддержки частных инвестиционных проектов по схеме долевого участия.

Эмиссия муниципальных облигаций дает возможность решить и

достаточно острую проблему привлечения капитала из столицы в

регионы: активы коммерческих банков Москвы и Московской области,

где проживают 10% населения страны, составляет более 60% совокупных

активов российских коммерческих банков. Доступ регионов к столичным

финансовым ресурсам затруднен из-за неразвитости филиальной сети

московских коммерческих банков. Ускоренное развитие эмиссионных

долговых ценных бумаг становится необходимым условием эффективного

межрегионального движения капитала.

Важную роль в улучшении инвестиционного капитала в регионах

играет и ряд положительных моментов, возникающих при проведении

муниципальных облигационных займов, дающих мощный импульс

формированию инфраструктуры региональных фондовых рынков. Участники

фондового рынка приобретают практический опыт андеррайтинга ценных

бумаг, необходимый для обеспечения последующего размещения ценных

бумаг среди населения, совершенствуется работа региональных торговых,

расчетных и депозитарных систем.

В настоящее время недостаток финансовых ресурсов заставляет

местные органы власти Республики Мордовия искать дополнительные

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.