|
Рынок трударегистрируемые статистикой лица, находящиеся в административных отпусках по инициативе администрации, а так же лица, вынужденные работать в условиях неполного рабочего времени. В неофициальную скрытую безработицу следует включать избыточную внутрипроизводственную численность работников и тех, кто ищет работу самостоятельно, не обращаясь в службу занятости. Логическим продолжением анализа форм безработицы является характеристика ее структуры по следующим признакам: - полу, с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных женщин; - возрасту, с выделением молодежной безработицы и безработицы лиц предпенсионного возраста; - социальным группам (рабочие, интеллигенция, служащие, технические исполнители); - уровню образования; - профессиональным и стажевым группам; - уровню доходов и обеспеченности; - причинам увольнения; - ментальным группам. Анализ структуры безработицы целесообразно проводить на основе сочетания экономико-статистических, оперативных и социологических методов исследования. Главная «цена» безработицы – невыпущенная продукция. Когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест для всех, кто хочет и может работать, потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработным по методологии Международной организации труда (МОТ), считается тот, кто в настоящий момент не имеет работы, ищет ее, готов к ней приступить и не имеет других источников дохода, кроме заработной платы в сфере оплачиваемой занятости. По российскому законодательству, безработниками признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. Принятая система учета безработицы в нашей стране не отражает действительных тенденций в развитии российского рынка труда, поскольку большинство безработных не регистрируется на биржах труда, предпочитая искать работу самостоятельно или прибегая к услугам негосударственных посреднических структур. В соответствии с методикой Федеральной службы занятости России, подготовленные с учетом международных норм, показатель уровня безработицы определяется по следующей формуле: [pic] где Уб – уровень безработицы, Эа - численность экономически активного населения, з - численность занятых. Рост безработицы расширяет границы выбора работодателей, которых получают возможность диктовать свои условия, особенно когда это касается мало-и неквалифицированного труда. С точки зрения образовательного ценза рынок труда можно разделить н6а три сегмента – высококвалифицированного, малоквалифицированного и неквалифицированного труда, каждый из которых характеризуется специфическим соотношением спроса и предложения. Все три сегмента взаимосвязаны и сопряжены с конкуренцией на технологической основе. С внедрением новой техники, технологии, других новшеств изменяются качественные параметры спроса, что способствует переливу рабочей силы из одного сегмента в другой, преобразует профессионально-квалификационный состав работников. Конкуренция на рынке высококвалифицированного труда не совершенна, поскольку существуют абсолютно не взаимозаменяемые группы профессий и специальностей (например, учителя не заменяют врачей и т.п.). Несовершенство конкуренции проявляется так же вследствие дифференциации работников по выполняемым функциям, должностям, уровню образования, половозрастному составу, регионально-отраслевой приоритетности и т.д.. Свободу конкуренции сдерживает регламентация профессий, согласно которой доступ к отдельным видам занятий (медицинская, юридическая и др. Частная практика) законодательно разрешается при наличии патентов, лицензий. 1. регулирование рынка труда. Политика регулирования рынка как составная часть экономической политики предусматривает достижения трех основных целей: 1. стимулирование структурной перестройки и ускорения процесса перераспределения высвобождаемых работников; 2. наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; 3. предоставление работы каждому, кто ее ищет. Методом воздействия на занятость можно отнести: - прямые (административные): законодательное регулирование, трудовое законодательство, коллективные договоры. - Косвенные (экономические): финансовая монетарная, фискальная политика. Политика занятости – это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. Существуют два основных варианта выбора средств политики занятости: активный и пассивный. Активная политика занятости – это совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Она предусматривает мероприятия, связанные с предупреждением, профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; финансирование создания рабочих мест; организацию новых рабочих мест через систему общественных работ. Пассивная политика предусматривает выплату пособий безработным и предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития. Государственная политика на региональном уровне реализуется в рамках федеральной программы, а так же путем региональных и местных программ содействия занятости населения, учитывающих особенности демографического и социально-экономического развития территории. Региональное регулирование занятости позволяет учитывать многие особенности развития регионов и на их основе разрабатывать конкретные целенаправленные мероприятия по созданию условий занятости в зависимости от форм собственности, размеров предприятий и т.д.. Важным способом смягчения ситуации на региональных рынках труда может стать использование нестандартных форм организации занятости (НФЗ). Оно открывает возможность воздействия на занятость путем ограничения предложения рабочей силы на открытом рынке труда, позволяет ограничивать масштабное высвобождение занятых и предупреждать всплеск безработицы. Внедрение НФЗ является мерой, отвечающей как интересам индивидов и работодателей, так и общества в целом. К числу разновидностей НФЗ могут быть отнесены: - частичная занятость, основанная на использовании рабочей силы в течение времени ненормальной и нестандартной продолжительности, включая временную занятость (сезонная, поденная, работа по контракту, временные общественные работы и т.п.); занятость в течение неполного рабочего дня или неполной рабочей недели; чередование на рабочем месте (распределение рабочего места в течение рабочей смены нормальной продолжительности между двумя и более работниками); работа неполный день может быть весьма полезной, например, учащиеся, которые получили бы возможность совмещать учебу с работой, обеспечивая тем самым прибавку к стипендии или зарабатывая средства на платное обучение; для граждан, обремененных семейными обязанностями. Некоторым работникам предпенсионного или пенсионного возраста так же удобно завершать свою трудовую деятельность, плавно переходя на сокращенный рабочий день или неполную рабочую неделю. Таким образом, частичную занятость не следует рассматривать только как отрицательное явление. Она – одна из форм занятости, и поэтому так же должна регулироваться законом. Существенным недостатком работы на условиях временной занятости остается отсутствие гарантий 6на постоянное трудоустройство. При трудоустройстве на временные рабочие места, граждане так же оказываются лишенными и социальных гарантий (например, медицинской страховки). - Основанные на нетрадиционных способах организации трудовой деятельности или рабочего времени: надомный труд; совместительство (или труд на принципах двойственной занятости); гибкие графики труда; Самозанятость предполагает самостоятельный поиск трудовых занятий и создание рабочих мест отдельными гражданами за счет их собственных средств в целях получения постоянного или временного дохода и удовлетворения личных потребностей в самореализации. Самозанятость является одним из важнейших направлений предупреждения и смягчения безработицы. Формами самозанятости являются индивидуальная трудовая деятельности и предпринимательство в сфере малого бизнеса. В рамках государственной политики занятости следует отметить роль фонда занятости в регулировании рынка труда. Так, государственный фонд занятости осуществляет следующие выплаты: - пособие по безработице; - компенсации материальных затрат в связи с их добровольным переездом в другую местность по направлению службы занятости; - оплату периода временной нетрудоспособности; - стипендии при направлении службы занятости на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации. - Из фонда занятости возмещаются затраты Пенсионного фонда в связи с назначением досрочных пенсий безработным. 1. Состояние рынка труда г.Барнаула. Региональному рынку труда в крае присущи в основном те же черты, которые характерны для российского рынка труда в целом: высокий уровень трудовой активности населения в сочетании с низким уровнем жизни и эффективности труда. Негативные тенденции, сложившиеся в экономике г.Барнаула и в целом по краю продолжают влиять на состояние занятости населения. 2.1.Промышленность. В городе Барнауле ситуацию на рынке труда предопределяет состояние промышленной отрасли экономики. Характерным для города является то, что в его промышленности сконцентрированы отрасли, наиболее подвергшиеся как по России в целом, так и в западной Сибири: легкая и текстильная промышленности, базирующиеся, в основном, на переработке сырья, поставляемого из Средней Азии; оборонная промышленность – уменьшение государственных заказов на продукцию (АО “Геофизика”). В 1994г. Сокращение производства превышало в городе Барнауле 31%. Среди основных факторов, отрицательно воздействовавших на положение в экономической сфере города, глава администрации выделил для города Барнаула – это прежде всего потеря предприятиями рынков сбыта производимой продукции в связи с распадом СССР и со спадом производства в целом по России; неконкурентноспособность такой продукции и взаимные неплатежи предприятий. По данным государственной статистики за 1998 год количество предприятий в городе Барнауле увеличилось на 6,1% и по состоянию на 01.01.99 год составила 16192 учтенных единицы, в том числе за отчетный период зарегистрировано вновь в фонде занятости Барнаульского отдела 1186 работодателей с численностью работающих 8079 человек. Наибольшее число предприятий было сосредоточено в торговле и общественном питании 7056 (или 43,6%), промышленности – 2569 (15,9%), строительстве – 1491 (9,2%). Вместе с тем, неблагоприятные тенденции в экономике сопровождались снижением спроса на рабочую силу и привели к ликвидации либо реорганизации 445 предприятий – работодателей с численностью работающих более 2200 человек. В 1998 году были ликвидированы – Барнаульское авиа предприятие, Барнаульское высшее военное летное училище, фабрика « Прогресс», мелкие торговые точки с численностью 3-5 человек. Наибольшее снижение численности занятых произошло в строительстве (33,2%), торговле (31,8%), кредитовании, страховании, финансах, пенсионном обеспечении (18,8%), в сельском хозяйстве (11,4%). Так, в 1998 году более половины предприятий города (52,8%) работали в режиме «скрытой безработицы» и неполной занятости – это такие предприятия как ПО «Кристалл», ОАО «Синтволокно», ОАО «Алтайдизель», ОАО «Меланжист», ОАО « Барнаульский хлопчато-бумажный комбинат», АООТ « Барнаултрансмаш», ОАО « Геофизика» и др.. За девять месяцев 1998 года в промышленности производство достигло (в % к прошлому году): - в химической и нефтехимической промышленности – 85,7%; - в машиностроении – 73,1 %; - в промышленности стройматериалов – 79,9 %; - в легкой промышленности – 64 %; - в пищевой промышленности – 109 %; - в лесной и деревообрабатывающей промышленности – 100,5 %; - в мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности- - 64,6 %; [ 17] Нельзя сказать, что у нас уж совсем промышленность на нуле. Какие-то цеха на отдельных предприятиях начинают оживать. На некоторых предприятиях без задержки стали давать заработную плату (завод “Химволокно”). Но, тем не менее, особого роста производства нет. Другие предприятия, напротив, продолжают сокращать рабочие места. По данным службы занятости в 4 квартале 1999 года было сокращено 695 человек. На данный момент администрация ОАО “Геофизика” предполагает сокращение рабочих мест. Таким образом, численность граждан, имеющих статус безработного, может возрасти. По прежнему на предприятиях промышленности неполная занятость, т.е. многие предприятия функционировали по режиму сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня; широко использовали вынужденные отпуска по инициативе администрации. Политика сдерживания высвобождения работников, не подкрепленного ростом объемов производства, привела к скрытому резервированию рабочей силы, растущей трудоемкости производства, расширению неэффективной занятости. Так если бы сегодня в городе Барнауле производительность труда сохранилась на уровне 1990 года, то доля избыточной рабочей силы в общей численности в промышленном производстве составила бы 50 %. Таким образом, рынок труда характеризуется и скрытой безработицей. На рынке труда города Барнаула преобладают вакансии с низко оплачиваемой заработной платой. Так на 26 июня 1999 года в 70 % заявок предприятий ее размер составил до 250 рублей. [16,14] В 1999 году численность занятых стабилизировалась. В городе по данным органов службы занятости число предприятий, сообщивших сведения о потребностях в рабочей силе, составило 514 предприятий, из них предприятия государственного сектора – 201, и 313 предприятий из негосударственного сектора. Их потребность в работниках для замещения свободных рабочих мест составило – 3593 человека (Таблица 1), что выше, чем в 1998 году. Так же по данным службы занятости число предприятий, сообщивших сведения о высвобождении работников – 51 предприятие, у которых помечено к высвобождению – 364 человека (Таблица 2),что ниже, чем в 1998 году. Конечно это не все данные, так как есть предприятия, которые не сообщали о потребности или высвобождении рабочих мест на предприятии. Приложение. Таблица 1. |№ | |Число | |Потребность в | | | |предприятий, |Списочная |работниках для | | | |сообщивших |численность |замещения | | | |сведения о |работников этих|свободных | | | |потребности в |предприятий,(че|рабочих мест | | | |рабочей силе |л.). |(вакантных | | | |для замещения | |должностей), | | | |свободных | |(чел.) | | | |рабочих мест | | | | | |(должностей), | | | | | |(ед.). | | | | | | | | | | | | | | |Всего |В том | | | | | | |числе | | | | | | |рабочих| | | | | | | | |1 |Всего по состоянию на |514 |80812 |3593 |2902 | | |31.12.1999 | | | | | | | | | | | | | |Из строки 1 по секторам | | | | | |2 |экономики: |201 |30199 |1765 |1508 | |3 |Государственный сектор |313 |50613 |1828 |1394 | | |Негосударственный сектор | | | | | | | | | | | | | |Из строки 1 по отраслям | | | | | |4 |экономики: |68 |39230 |753 |634 | | |Промышленность | | | | | |5 | |5 |2025 |19 |15 | | |Сельскохозяйственное | | | | | |6 |производство |23 |4487 |76 |67 | | | | | | | | |7 |Транспорт и связь |60 |7528 |570 |535 | | | | | | | | |8 |Строительство |96 |1534 |202 |157 | | | | | | | | |9 |Торговля и общественное |39 |6734 |868 |849 | | |питание | | | | | | | | | | | | |10 |Жилищно-коммунальное |72 |10345 |147 |75 | | |хозяйство и бытовое | | | | | | |обслуживание населения | | | | | | | | | | | | |11 |Здравоохранение, |6 |241 |15 |0 | | |социальное обеспечение , | | | | | |12 |образование, культура, |7 |2664 |52 |38 | | |наука | | | | | |13 | |138 |6384 |891 |532 | | |Кредитование, финансы и | | | | | | |страхование | | | | | | | | | | | | | |Управление | | | | | | | | | | | | | |Другие отрасли | | | | | Потребность в рабочей силе [6]. Приложение. Таблица 2. | | | | |Намечено к высвобождению | |№ | |Число |Списочная |работников | | | |предприяти|численност| | | | |й, |ь | | | | |сообщивших|работников| | | | |сведения о|этих | | | | |высвобожде|предприяти| | | | |нии |й, (чел.).| | | | |работников| | | | | |, (ед.). | | | | | | | | |Из гр. 5. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |Всего| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |