|
Российская модель рыночной экономики(1989-1990 годы) до 0,6-0,8% Для того чтобы обеспечить нормальное функционирование гражданских и военных НИОКР, соответствующие расходы должны быть увеличены не менее, чем втрое. Шестое направление — обеспечение внешней платежеспособности страны. Для того чтобы гарантированно обеспечить платежеспособность страны и иметь возможность наращивания валютных резервов (не прибегая к чрезвычайным мерам в валютной и внешнеэкономической сферах) в ближайшее десятилетие, необходимо иметь активное сальдо торгового баланса по товарам и услугам на уровне не менее 15-20 миллиарда долларов США при сокращении вывоза капитала как минимум вдвое. Реализация отмеченных шести целевых направлений определяет параметры необходимого увеличения объема ВВП — на 60-65%. Другими словами, если мы хотим решить отмеченные выше проблемы в течение десятилетия, необходимо уже в ближайшие годы не просто добиться оживления экономики, но и перейти к ее росту с темпами не ниже 40% в среднем за год, поддерживая такой режим в течение восьми - десяти лет. Только такие параметры позволят одновременно решать неотложные задачи повышения благосостояния, развития социальной сферы, обновления производственного аппарата, обеспечения оборонной достаточности, обслуживания государственного долга. Сложившаяся в период с 1992 по 1998 год модель российской экономики радикально не соответствует этим объективным требованиям. По многим конкурентным позициям российская экономика в нынешнем виде уступает не только промышленно развитым странам, но и ведущим экспортерам сырьевых товаров. Как показали сценарные расчеты, в долгосрочной перспективе «потолок» ее роста, определяемый, с одной стороны, предложением энергосырьевых ресурсов, с другой стороны, возможностями расширения конечного спроса (потребления, валового накопления, экспорта, импортозамещения), не превысит 2—3% в год. Из этого вытекает ключевая объективно заданная цель антикризисной стратегии на ближайшее десятилетие. Необходимо сформировать новую модель российской экономики, которая, в отличие от сложившейся, обладает потенциалом долго срочного динамичного роста, позволяя решать задачи повышения уровня жизни эффективности и конкурентоспособности, сохранения целостности и обеспечения безопасности страны. Данные условия задают одновременно и минимальные границы повышения эффективности экономики. Экономический рост не может быть равномерным он будет складываться за счет одновременного увеличения темпов развития обрабатывающей промышленности и сохранения инерционной динамики в первичных секторах. Такой режим развития на протяжении длительного времени может обеспечиваться только за счет мобилизации всех источников повышения эффективности — структурны» технологических, организационных. Создание новой модели экономики и выход на траекторию динамичного роста потребуют изменений основных макроструктурных пропорций. 1. Переориентация производства на внутренний спрос и сокращение доли импорта в его покрытии. В ближайшие один-два года основным источником роста со стороны конечного спроса останется импортозамещение, в дальнейшем — производственные инвестиции, и, в меру ослабления финансовых ограничений, государственный спрос, во второй половине десятилетия — потребительские расходы. 2. Разблокирование источников роста внутреннего спроса, прежде всего — увеличение доходов и накоплений реального сектора, замороженных в неденежных формах расчетов. В течение ближайших пяти-шести лет доля валовой прибыли товаропроизводителей (без учета банков) в совокупных доходах экономики должна оставаться стабильно высокой на уровне 30-35%. Необходимо изменение ценовых пропорций между первичными) и конечными секторами экономики, и обеспечивающее ускоренное формирование накоплений в обрабатывающей промышленности и аграрном секторе. 3. Обеспечение опережающего, по сравнению с конечным потреблением, роста валовых сбережений и инвестиций. Доля валовых национальных сбережений в ВВП должна оставаться примерно на уровне 1999 года, вплоть до середины десятилетия, 28-30%. В последующем она может несколько снизиться. Доля валового накопления основного капитала должна возрасти с нынешних 16% ВВП до 18-20% к 2005 году и продолжить свой рост до конца десятилетия (до 20- 23% ВВП) за счет снижения нагрузки на валовые сбережения со стороны вывоза капитала и других капитальных операций с внешним миром. 4. Изменение структуры товарного производства в пользу обрабатывающей промышленности. Основными очагами роста на разных этапах рассматриваемого периода станут: отрасли потребительского комплекса, обеспечивающие импортозамещение; отрасли машиностроения, производящие инвестиционное оборудование; отрасли высокотехнологичного машиностроения, позволяющие обновлять оборудование на современном качественном уровне. 5. Опережающий по сравнению с динамикой производства и инфляции рост денежной массы с одновременным изменением её структуры в пользу средств на счетах предприятий. Основными факторами замедления скорости оборота денег в экономике станут: снижение уровня неплатежей, вытеснение бартера и денежных суррогатов, ужесточение требований к платежеспособности предприятий, дедолларизация национального хозяйства и повышение склонности населения к сбережению. Для выхода на требуемую траекторию роста необходимо, чтобы доля бартера в продажах сократилась с сегодняшних 35 % до 25-30% к 2005 году и 15-20% к 2010 году. Формирование качественно новой модели российской экономики предполагает осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического развития — они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии. Первое — формирование субъекта экономической политики, интересы и возможности которого соответствовали бы системным целям конструктивной антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего необходимо задать жесткий формат «правил игры», переводящий взаимодействие ключевых экономических игроков в конструктивное целеориентированное русло. А это возможно только в рамках консолидации одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп). Такую консолидацию можно практически обеспечить только одним способом: превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий критерий для действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринимателей, профсоюзов и других) и социальных групп. Конкретные организационные механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в период с 1997 по 1999 год и были законодательно оформлены в ряде субъектов Российской Федерации. Второе — концентрация банковского и промышленного капитала, формирование крупных производственно-финансовых корпораций и мощных банковских структур. Выполнение данного условия абсолютно необходимо для решения целого ряда задач: . обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, где разрозненные российские предприятия, как правило, многократно уступают своим иностранным конкурентам по масштабам капитала, организационным и ресурсным возможностям и другим критериям; . создания целостных производственно-технологических комплексов, восстановления технологической кооперации; . реструктуризации отдельных предприятий, их финансовой санации и вывода из эксплуатации устаревших производственных мощностей; . реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техническую реконструкцию производственного аппарата; . восстановления единой управленческой вертикали, создания партнеров для государства при формировании и реализации крупных государственных проектов и программ; . создания противовеса, препятствующего экономическому сепаратизму регионов; . укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий. Третье — создание эффективной вертикали государственной власти, без чего невозможна никакая последовательная экономическая политика. В сегодняшних российских условиях формула сильного государства включает: . экономический союз между государством и национальным капиталом, основанный на единстве цели — преодолении кризиса и достижении экономического благополучия страны (такой союз предполагает, в частности, развитие партнерских отношений между государством и крупными корпорациями); . социальную ответственность крупного капитала, развитие социального партнерства; . реальную ответственность всех уровней власти за поддержание и рост благосостояния населения; . безусловное сохранение федеративного формата и территориальной целостности государства; . укрепление демократических механизмов контроля за исполнительной властью и местного самоуправления; . подавление коррупции и криминализации государственного аппарата. Четвертое — развитие эффективных механизмов реализации государственной экономической политики. В настоящее время текущая экономическая политика государства на федеральном уровне осуществляется преимущественно в двух формах: 1) принятия нормативных актов, регламентирующих деятельность экономических агентов; 2) операций Центрального банка, связанных с регулированием денежного обращения и финансовых рынков. По мере реализации трех предшествующих условий механизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по крайней мере, в следующих направлениях: . превращения федерального бюджета в активный инструмент управления государственным спросом; . развития государственного целевого программирования как инструмента решения системных задач; . качественного повышения управления государственной собственностью. Пятое — осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступной социальной инфраструктуры (образование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение). В ближайшие годы необходимо одновременно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая — согласовать социальные расходы государства с реально имеющимися ресурсными возможностями. Вторая — сохранить общедоступную систему социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг. Решение этих задач состоит в том, чтобы, с одной стороны, повысить приоритетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствующих бюджетных статей. С другой стороны, необходимо усилить адресность социальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финансовых ресурсов, направляемых на социальные нужды. Шестое — расширение денежной эмиссии и превращение денежного предложения в инструмент экономической политики. В настоящее время на денежную эмиссию как экономический инструмент наложено табу, однако задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организационную схему, которая позволила бы направлять эмиссионный ресурс на снятие актуальных экономических угроз, минимизировав при этом ее негативные последствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимо: . осуществлять гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприятий и населения; . осуществлять меры по замедлению скорости оборота денег, используя процентную политику, ужесточение требований к уровню ликвидности и прочее; . эффективно задействовать «антиинфляционные якоря» — например цены на товары и услуги естественных монополий, валютный курс и другое. Возможности расширения предложения денег будут существенно зависеть от реструктуризации банковской системы и налаживания системы банковского кредитования предприятий реального сектора. Седьмое — сокращение оттока капитала и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции. Во-первых, это необходимость расширения инвестиционных ресурсов. Объективно возникла альтернатива: . либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала; . либо будут созданы каналы для направления этих ресурсов в инвестиции. Во-вторых, это стабилизация валютного курса. В условиях крайней недостаточности валютных резервов Центрального банка перекрытие каналов оттока капитала становится ключевым фактором предотвращения падения курса рубля. Восьмое — повышение сбалансированности государственных доходов и расходов. Снижение возможностей внешних и внутренних заимствований и необходимость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили проблему его сбалансированности. Эта проблема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля — но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюджета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов. Конструктивное решение данной проблемы предполагает комбинацию одновременно нескольких подходов. 1. Расширение налоговой базы бюджета. В ближайшие годы основными источниками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации оборота и сокращение неплатежей; упорядочение налоговых льгот; доходы, полученные за счет девальвации рубля; увеличение прибыли производителей; усиление контроля за доходами и расходами физических лиц. 2. Бюджетное администрирование, повышение эффективности использования средств бюджета и внебюджетных фондов, налаживание контроля за полнотой и целевым использованием государственных средств. 3. Гибкое использование заимствований на внутреннем и внешнем рынках. Девятое — урегулирование проблемы государственного внешнего долга. В ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из главных факторов, определяющих характер и возможности экономической политики. Без реструктуризации «советского» • долга общая сумма платежей (проценты плюс погашение основной части-долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП. Такая величина является абсолютно неподъемной для нашей экономики, тем более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований. Наиболее адекватными условиями реструктуризации внешнего долга представляются следующие: . полные выплаты по российскому внешнему долгу, образованному с 1992 года; . полное списание или перенос за пределы десятилетия выплат по погашению основной части «советского» внешнего долга; . выплаты процентов по «советскому» внешнему долгу в пределах 70-100% от сумм по графику. Десятое — преобразования на уровне предприятий, связанные с повышением прозрачности хозяйственной деятельности и защитой прав собственника и кредитора. В настоящее время нерешенность многих экономических проблем обусловлена не столько недостатком ресурсов, сколько недостатком хозяйственных мотиваций и неопределенностью статуса собственности. Для того, чтобы ослабить ограничения в этой области, необходимо, по крайней мере: . повысить прозрачность деятельности предприятий, в том числе за счет реорганизации бухгалтерского учета и статистической отчетности; . обеспечить правовую защиту кредиторов и инвесторов, позволяющую снизить их риски до приемлемого уровня. 3.2. Ресурсы и этапы формирования новой модели Ключевая особенность перехода к новой модели экономики состоит в том, что он требует в первоочередном порядке форсированного наращивания инвестиций. В среднесрочной перспективе существует три основных ограничения для перехода к наращиванию инвестиций (см. прилож. № 4). Первое — недостаток экономических и финансовых институтов, ориентированных на расширение инвестиций. Одним из главных факторов, сдерживающих рост капиталовложений, является не нехватка ресурсов, а низкий инвестиционный спрос со стороны предприятий и отсутствие мотиваций со стороны потенциальных инвесторов. Для того чтобы ослабить это ограничение, необходима концентрация капитала — создание мощных хозяйственных структур, способных в рамках реализации крупных проектов замкнуть весь инвестиционный цикл. Кроме того, необходимо обеспечить реальную защиту прав инвесторов и создать механизмы снижения инвестиционных ков (страхование, предоставление гарантий). Второе — социальные ограничения. Критически низкий уровень жизни основной массы населения не позволяет увеличивать инвестиции за счет снижения потребления. Более того, в среднесрочной перспективе решение неотложных социальных задач потребует значительных экономических ресурсов, сокращающих инвестиционные возможности экономики. Не менее 20% ВВП должно направляться на финансирование социальных нужд: социальные трансферты, содержание социальной сферы, субсидии жилищнокоммунальному хозяйству и тому подобное. Третье — недостаток свободных финансовых ресурсов для инвестиций. Между тем имеющийся финансовый потенциал российской экономики позволяет удвоить ресурсы капиталовложений. Самым крупным резервом является повышение обеспеченности хозяйственного оборота денежными средствами и сокращение бартера. За счет высвобождения доходов предприятий реального сектора, «замороженных» в неденежных формах расчетов, инвестиционные ресурсы могут быть увеличены к 2005 году на 2,5-3% ВВП, а к 2010 году на 4-4,5% ВВП. Важнейшим преимуществом российской экономики является наличие собственного инновационного и высокотехнологичного машиностроительного потенциала, сосредоточенного, главным образом, в отраслях оборонного комплекса. Его использование позволит в перспективе наполнять инвестиционный спрос за счет развертывания собственного производства конкурентоспособной машиннотехнической продукции, не ухудшая платежный баланс. Прогнозные расчеты показывают, что реализация отмеченных базовых условий может обеспечить в среднесрочной перспективе экономический рост с темпами, значительно более высокими, чем в «потребительски-ориентированном» и «экспортоориентированном» вариантах — на уровне 4,5% в среднем за год. Еще больше увеличить темпы роста оказывается практически невозможно из-за ограничений со стороны снижающихся производственных мощностей, инерционного развития сырьевой базы (сельское хозяйство, топливный сектор), нагрузки со стороны внешнего долга и необходимости поддерживать социальные и оборонные расходы. Такая экономическая динамика создаст все предпосылки для того, чтобы избежать развертывания угроз и развития событий по катастрофическому варианту. Практически, во второй половине десятилетия удастся выйти на объем инвестиций, требуемый для качественного обновления производственно - технологического аппарата и предотвращения дальнейшей деградации сырьевых отраслей. Объем ВВП позволит также решить проблему оборонных расходов и поддержания социальной инфраструктуры. К сожалению, не удастся решить в требуемых масштабах проблему повышения уровня жизни населения. Хотя конечно< потребление домашних хозяйств возрастет почти на 60%, его уровень к 2010 году будет ниже того, который необходим для формирования массового «среднего класса». По-видимому, окончательное решение проблемы благосостояния будет вынесено за пределы десятилетия. Объективные цели, ограничения и ресурсные возможности определяют общую схему реализации антикризисной стратегии. Переход к новой модели российской экономики предполагает три последовательных этапа с различными задачами, источниками и секторами экономического оживления. Первый этап, продолжительностью до трех лет, ориентирован, главным образом, на создание институциональных и финансовых предпосылок для перехода к динамичному росту. Ключевыми ограничениями на этом этапе являются фактор времени и недостаток организационных возможностей. Второй этап (четыре года) предусматривает форсированный рост инвестиций, направленных на модернизацию производственного аппарата и сырьевой базы. Ключевым ограничением здесь является недостаток финансовых ресурсов Третий этап (четыре года) ориентирован на рост потребления и расширение социальной сферы. Ключевым ограничением на данном этапе становятся материальные ресурсы: энергоносители, сельскохозяйственная продукция и производственные мощности. Первый этап: 2000-2002 годы. Главная задача первого этапа — поддержать процесс оживления экономики, начавшийся в 1998-1999 годах. Основными факторами ее решения в этот период могут стать импортозамещение, расширение финансовой базы товарного производства (вытеснение неплатежей и бартера, нормализация оборотного капитала), а также некоторое расширение экспорта промежуточных товаров. Вторая задача — запуск механизмов, обеспечивающих процесс консолидации власти и основных экономических субъектов, преодоление разрыва между федеральным центром и субъектами Федерации. Третья задача — активизировать создание институциональных предпосылок экономического роста. Необходимо ускорить формирование крупных промышленных корпораций, способных взять на себя основную тяжесть санации производства и реструктуризации основного капитала. Развитие системы банков и корпораций позволит задействовать дополнительные резервы экономического роста. Они состоят в сокращении издержек, обусловленных низкой загрузкой мощностей и неэффективным использованием рабочей силы. Четвертая задача — создать финансовую базу расширенного производства за счет повышения монетизации экономики. К концу данного этапа необходимо снизить уровень бартера в продажах промышленности не менее чем на пять процентных пунктов. Пятая задача — повышение сбалансированности бюджета. К концу этапа необходимо увеличить уровень налоговых поступлений в консолидированный бюджет (включая целевые бюджетные фонды) с сегодняшних 25% до как минимум 26-27% ВВП. В то же время необходимо обеспечить устойчивый первичный профицит бюджета на уровне 3—4% ВВП. Шестая задача — добиться поступательного снижения уровня инфляции. К концу периода уровень инфляции не должен превышать значений, подавляющих инвестиционную активность и склонность к сбережению — около 10% за год. В целом данный этап будет характеризоваться следующими параметрами. Особенности российского национального хозяйства - наличие незагруженных конкурентоспособных производственных мощностей, ограничения со стороны платежеспособного конечного спроса — позволяют обеспечить лишь относительно умеренный рост экономики за три года на 11-12%. В то же время произойдет значительное улучшение экономического климата, проявляющееся в ослаблении регионального сепаратизма, монетизации хозяйственного оборота и улучшении финансового положения производителей. Последнее позитивно отразится на росте валовых национальных сбережений, которые к 2002 году могут составить 30-31% ВВП. Это позволит уже на данном этапе оживить инвестиционный процесс. Прирост капиталовложений за весь период может составить 9-10%. Рост реальных доходов и потребления населения будет соответствовать расширению ВВП и составит за три года 11-12%. Второй этап: 2003-2006 годы Главная задача этого периода — максимально возможное ускорение обновления материально-технической базы российской экономики, повышение эффективности и конкурентоспособности производства. С этой целью на данном этапе необходимо задействовать все источники повышения инвестиций: . ограничение вывоза капитала и расширение использования валютных активов резидентов в инвестиционных целях (уровень такого использования должен составить к концу периода не менее 50%); . дальнейшая монетизация экономики и вытеснение бартера (за весь период его доля в хозяйственном обороте должна снизиться еще не менее чем на пять- шесть процентных пунктов); . привлечение иностранных инвестиций, к концу периода — на уровне около 5 миллиардов долларов в год. В результате, к концу периода норма валовых национальных сбережений может возрасти до 32-33% ВВП, а накопления основного капитала (за счет ограничения вывоза капитала за рубеж) — с 16% до 20-21% ВВП. Общие темпы экономического роста в этот период могут составить 4,7-5,1%, повышения конечного потребления домашних хозяйств — 3,5-4%. Более высокие темпы практически недостижимы — во-первых, из-за ресурсных ограничений, во- вторых, вследствие необходимости поддерживать относительно высокий уровень первичного профицита бюджета (около 3% ВВП). Тем не менее, на этом этапе (с 2003 по 2004 год) население сможет восстановить средние объемы потребления до уровня, предшествующего финансовому кризису 1998 года. Инфляция стабилизируется на уровне около 7-8% в год. На рубеже 2005-2006 годов российская экономика столкнется с ужесточением ресурсных ограничений. Производство выйдет на нормальную загрузку конкурентоспособных мощностей, после чего «мощностной фактор» станет сдерживать дальнейшее ускорение его роста. Усиление ресурсных ограничений будет означать завершение второго и переход к третьему этапу. Третий этап: 2007-2010 годы На этом этапе неизбежно некоторое снижение темпов экономического роста. Главными задачами становятся: поддержание роста в условиях ужесточения ресурсных ограничений и перенос центра тяжести с инвестиций на потребление. Необходимо подчеркнуть, что эти две задачи тесно связаны между собой. Структурный маневр в сторону неэнергоемкого и некапиталоемкого потребительского спроса является единственной возможностью «вписаться» в предложение первичных ресурсов, сохранив при этом динамичный экономический рост. Заключительный этап антикризисной стратегии характеризуется следующими макроэкономическими параметрами. Произойдет снижение среднегодовых темпов роста ВВП до 4,4-4,7%, в основном за счёт замедления динамики капитальных вложений. Рассматриваемый вариант близок к оптимальному с точки зрения целей, угроз и ресурсных возможностей российской экономики в предстоящее десятилетие. Он позволяет не только сохранить, но и расширить конкурентоспособный промышленный потенциал страны: несмотря на высокую норму выбытия, производственные мощности за десятилетие снизятся всего на 10%, а в машиностроении и пищевой промышленности останутся примерно на уровне 2000 года. В значительной степени будет решена проблема сохранения и развития «человеческого капитала». Конечные расходы государственных учреждений возрастут более чем в полтора раза, что гарантирует качественное улучшение отраслей социальной сферы. Будет обеспечен также необходимый, с точки зрения безопасности страны, рост оборонных расходов. Что касается уровня жизни, то, хотя его повышение и не достигнет необходимы: значений, он будет неуклонно и динамично возрастать. Будут созданы материальные предпосылки для того, чтобы обеспечить достойные условия жизни для основной массы граждан России. Заключение Сложилась довольно странная ситуация: в стране с сильными плановыми традициями в настоящее время нет ни принятых и одобренных общественностью национальных целей развития, без которых не обходится ни одна развитая страна, ни комплексной межотраслевой промышленной политики, которая связала бы в единое целое существующие элементы структурной, инвестиционной, налоговой и амортизационной политики, приближая достижение долгосрочных и среднесрочных целей развития. В отсутствие такой политики экономический процесс происходит стихийно со всеми вытекающими отсюда издержками и потерями при господстве закона прибыли и закона сравнительных издержек. Разработка программы промышленной политики неотделима от общеэкономического курса государства. Представляется, что ее реализация потребует существенной корректировки неолиберального курса, прежде всего концентрации свободных ресурсов внутри страны. Последнее предполагает введение временного запрета на вывоз капитала за границу (возможно прямым декретом президента), а также протекционистского экспортно-импортного режима. Концепция государственной политики должна быть разработана высшей исполнительной властью в лице администрации президента (Совета национальной безопасности) с участием всех заинтересованных ведомств, включая предпринимательский, особенно промышленный и банковский, сектор и профсоюзы. Постановка национальных целей и очередности их достижения должна сопровождаться оценкой необходимых для этого финансовых и иных ресурсов, а также способов реализации этих целей через научно-техническую (технологическую), инвестиционно-инновационную, структурную, налоговую, амортизационную и иные виды промышленной политики. В условиях России дальнейшее проведение экономических реформ требует усиления государственного воздействия на экономический процесс. Это обусловлено как структурными особенностями национальной экономики, так и историческими условиями развития страны. Повторим, что сердцевиной экономического развития является инвестиционный процесс, без которого это развитие попросту невозможно. Таким образом, необходимо создать условия, стимулирующие инвестиционный процесс. Пока же сложившиеся в России условия этот процесс угнетают. Напомним их: открытие экономики для более развитых западных экономик с крайне отрицательными влияниями на промышленность и сельское хозяйство; приватизация государственной собственности и либерализация цен с потерей управляемости промышленным и инвестиционным процессом; ликвидация централизованных форм управления перераспределительной экономикой с угрозой разрушения основных систем жизнеобеспечения страны; подчинение экономической политики государства давлению (диктату) международных финансово-экономических институтов; создание системы обеспечения оттока экономических ресурсов за границу с помощью бивалютного стандарта с жесткой привязкой рубля к доллару при полном господстве последнего на внутреннем рынке России. Из сказанного следует, что конструктивная экономическая политика для современной России невозможна в отрыве от общеэкономической политики, направленной на обеспечение независимости и безопасности страны. Эта политика должна способствовать не уничтожению главных систем жизнеобеспечения государства путем их «адаптации» к условиям, в которых они заведомо не могут существовать (средние условия мирового капиталистического рынка), а их модернизации и развитию. Необходимо дозированное открытие национальной экономики и целенаправленная - в духе модернизации и развития - защита основных промышленно-экономических систем государства. Эта политика по определению не может быть чисто либеральной, поскольку перераспределение ресурсов является неотъемлемым условием существования целостности национальной экономики. Либеральная же доктрина, которая изначально исходит из принципа экономической самоокупаемости хозяйственных субъектов, отрицает возможность и целесообразность существования сбалансированных в целом, но несбалансированных в отдельных частях крупных эффективных экономических систем. Либеральная доктрина в принципе губительна для экономики России, которая не может существовать как целостная система без высокого уровня централизации и монополизации. Отсюда необходимость модификации политики приватизации и политики цен, подчинения их целям сохранения целостности национальной экономики. Наконец, принципиальное значение имеет также финансовая политика государства. Достижение так называемой финансовой стабилизации на базе низкой для условий России инфляции при нулевом или минимальном экономическом росте означает на деле либо клиническую смерть, либо продолжение мучительной депрессии хозяйства, которая неизбежно закончится хозяйственным развалом. Реальная финансовая стабилизация непременно предполагает расширение производства материальных ресурсов. Отсюда следует, что одной из центральных задач становится стимулирование производства. Правительство в течение ряда лет ожидало, что этот стимул даст частный капитал. Однако ожидания оказались напрасными и завершились колоссальным национальным дефолтом, дополнительно обесценившим наши реальные ресурсы в 5 раз (в долларовом исчислении). Процесс обесценения продолжается и будет нарастать, если не будет закреплена наметившаяся как будто бы тенденция роста производства и если придет, наконец, осознание того, что дополнительный стимул развитию должно дать само государство. В этом случае придет и понимание необходимости весьма существенного, отвечающего национальным условиям усиления роли государства в экономическом процессе путем целенаправленных влияний не только через денежно-финансовую политику, но и политику инвестиций, налогов, цен и доходов в интересах экономической безопасности и развития страны. Но для этого необходимо программирование позитивных национальных целей, политическая воля для их выполнения и адекватные организационные формы и ресурсы для их реализации в рамках национальной экономической политики. Список литературы: 1. Законодательные, нормативные, распорядительные акты, документальные источники. 2. Монографии, статьи. 2.1. Альтернативы модернизации российской экономики. Под ред. Бузгалина А.В. - М.: Таурус Альфа, 1997. 2.2. Аукуционек С.П. Теория перехода к рынку. М., 1993. 2.3. Бузгалин А.В. Переходная экономика. М.: БЕК, 1994. 2.4. Гайдар Е.Г. Государство и эволюция - М.: Евразия 1995. 2.5. Герасименко В.В. Ценовая политика фирмы. М.: Финстатинформ, 1995. 2.6. Кульков В.М. В координатах смешанной экономики - М.: Знание, 1994. 2.7. Ослунд А. Россия: рождение рыночной экономики - М., 1996. 2.8. Переходы и катастрофы: опыт социально-экономического развития - М., Экономика 1994. 2.9. Преодоление кризиса российской экономики под ред. Осипов Н.Г. - М., 1994. 2.10. Рекомендации доклада «4-х»: Стратегия для России? – М.: Знание, 1991. 2.11. Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия - М., 1994. 2.12. Синицын К.Ю. На пути к экономической демократии - М.: Знание, 1993. 2.13. Современный цивилизованный рынок. Зарубежный опыт и его распространение в СНГ - М.: Знание, 1995. 2.14. Справочник Госкомстата РФ: Социально-экономическое положение России в 1995 г. М., 1996. 2.15. Теория переходной экономики. Т.1, Под ред. д-ра экон. наук В.В. Герасименко. - М.: ТЕИС, 1997. 2.16. Теория переходной экономики. Т.2, Под ред. канд. экон. наук Е.В.Красниковой. — М.: ТЕИС, 1998. 2.17. Шаванс Б. Экономические реформы в Восточной Европе - М., 1994. 2.18. Эклунд К.Р. Эффективная экономика - М.: Экономика, 1991. 2.19. Экономика. Под ред. А.С. Булатова М., 1994. 2.20. Экономика переходного периода. Под ред. Радаева В.В. Бузгалина А.В. - М., 1995. 3. Зарубежные издания на иностранных языках. 4. Периодические издания. Альтернативы. 1994–1996. Вопросы экономики. 1995–1997. Проблемы теории и практики управления. 1999-2000. Российский экономический журнал. 1996. Экономические стратегии. 2000. Приложения Приложение № 1 Показатели активности отраслевой структуры ВВП |Показатели |1989-1990 |1990-1991 |1991-1992 |1992-1993 |1993-1994 |1994-1995 |1995-1996 |1996-1997 | |Коэффициент |4.47 |9.79 |20.16 |10.84 |5.56 |7.25 |5.52 |3.03 | |структурной | | | | | | | | | |активности | | | | | | | | | Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [14] Приложение № 2 Показатели неравномерности структурного развития российской экономики |Показатели |1990 |1991 |1992 |1993 |1994 |1995 |1996 |1997 | |Коэффициент |20.72 |20.87 |21.09 |20.64 |20.50 |20.32 |20.24 |20.09 | |структурной | | | | | | | | | |неравномерности | | | | | | | | | |Коэффициент |29.12 |51.84 |81.54 |306.8 |135.7 |171.3 |104.2 |— | |отраслевой | | | | | | | | | |неравномерности | | | | | | | | | |рентабельности | | | | | | | | | |Средняя норма |74.19 |121.6 |161.9 |131.6 |126.0 |145.5 |128.6 |- | |прибыли | | | | | | | | | Данные Госкомстата РФ за соответствующие годы [14] Приложение № 3 Параметры необходимого повышения уровня жизни населения в прогнозный период (%) | |1999 |Нормативные требования | |Показатели | | | |Средний уровень потребления |100 |180-185 | |Доля населения с доходами. Обеспечивающими дореформенный уровень |15-20 |40-45 | |потребления (1990 г.) | | | |Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума |35-50 |10-15 | |Соотношение между доходами в верхней и нижней 10%-ОЙ группе |17-29 |10 | |населения | | | Имточник: Проблемы теории и практики управления. 2000. Приложение № 4 Оценка возможностей расширения инвестиционных ресурсов (% к ВВП). |Возможности |2005год |2010год | |Всего |7-10 |13-16 | |Сокращение неденежных форм расчетов |2,5-3 |4-4,5 | |Сокращение вывоза капитала и привлечение |1.5-2 |2.5-3 | |валютных активов резидентов | | | |Нормализация загрузки производственного и |2-3 |4-5 | |кадрового потенциала | | | |Привлечение сбережений населения |1-2 |2-3 | Источник: Экономические стратегии. 2000 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |