бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Разгосударствление и приватизация

В связи с этим программа приватизации предусматривала три основных

варианта приватизации, различающиеся между собой по наборам льгот,

предоставляемых работникам предприятий.

По первому варианту работники предприятий получали следующие льготы:

- право на привелигерованные акции в объеме 25% уставного капитала. Эти

привелигерованные акции не давали права голоса (их владельцы не могут

голосовать на общих собраниях пайщиков), но предоставляли приоритетное

право на дивиденды по сравнению с другими акционерами. Они также

получали право на получение своей доли в случае банкротства;

- право на покупку 10% простых акций дающих право голоса на очень

льготных условиях;

- право использования ваучеров при приобретение акций - привилегированных

и простых;

- возможность приобретения администрацией предприятия простых акций по

номинальной стоимости на сумму не более 5% уставного капитала.

По второму варианту действовали следующие условия:

- до 50% стоимости акций могут быть оплачены приватизационными чеками;

- общее количество акций, подлежащих продаже работникам приватизируемого

предприятия и работникам предприятий, входящих вместе с ним в единый

промышленный комплекс, не может превышать 51% от величины уставного

фонда.

При третьем варианте группе работников ( не обязательно всему

трудовому коллективу) предоставлялось право заключить соглашение с

соответствующим фондом имущества о реорганизации предприятия. По соглашению

данная группа работников должна была провести в течение года реорганизацию

предприятия, вложить в него свои личные средства размере не менее 200

минимальных зарплат, установленных на территории России. В случае

выполнения условия члены коллектива получают право приобрести 20% простых

акций по номинальной стоимости.

Особых приемов потребовала приватизация крупные предприятия и

объединения-гиганты. Здесь первым шагом стало преобразование их в

акционерное общество открытого типа. Но акционирование это ещё не

приватизация в общепринятом смысле, а изменение организационно-правовой

формы предприятия. До продажи предприятие остается в собственности

государства.

В каждом конкретном случае органам приватизации и коллективам

приходилось решать, что лучше при акционирование: выделять из состава

действующих гигантов конкурентно способные малые и средние предприятия или

объединять некоторые группы предприятий, создавая крупные компании,

владеющие акциями и получившие названия холдингов.

Холдинговые компании создаются прежде всего для проведения

согласованной политики во всей группе подконтрольных предприятий . важно,

чтобы при этом холдинг не препятствовал их конкуренции с другими и не мог

«грабить» непосредственных производителей извлекая из них сверхприбыль.

Поэтому создание холдингов было запрещено в тех сферах, где конкуренция

является единственным средством утверждения цен на приемлемом для

потребителя уровне: в торговле \, общественном питание, бытовом

обслуживание, сельском хозяйстве, большинстве отраслей транспорта. Не

допускается и создание суперхолдингов, объединяющих целые отрасли

производства. Предусмотрены и другие меры антимонопольного характера.

К особенностям приватизации можно отнести сохранение в собственности

государства значительной части акций приватизированных предприятий.

Доля госсобственности в акциях[3]

приватизированных предприятий (на 1996 г.)

|Отрасль |% |

|Целлюлозно-бумажная |20 |

|промышленность | |

|Металлургия |15 |

|Телекоммуникации |38 |

|Машиностроение |55 |

|Нефте- и газодобыча |42 |

Это означает, что эти предприятия стали смешанными. Наличие в России

не только государственных предприятий, не

подлежащих приватизации, но и полугосударственных предприятий дает

государству более широкие возможности для использования различных форм

экономического регулирования и госконтроля за значительным сектором

промышленности.

Рассматривая итоги ваучерной приватизации в России с точки зрения

выбранных вариантов, то явное предпочтение было отдано второму варианту,

позволяющему трудовому коллективу получить контрольный пакет акций. Этот

вариант избрали около 75% предприятий. Однако, такая форма перекрывает

возможности внешнего влияния и контроля за ним. Эта ситуация сводится к

минимуму при нормальном функционирование рынка ценных бумаг. Но, как

показывает опыт, что во время закрытой подписки или по её завершению

начинается скупка акций директоратом или внешним инвестором.

Приватизация в Росси принесла с собой чековые инвестиционные фонды

(ЧИФ), которые собрали более трети всех ваучеров, а среднее количество

акционеров в них составило 22,8 млн. человек или 15,4% населения России.

ЧИФ должен был стать одной из опор новой финансовой структуры, они должны

были играть важную роль в мобилизации и свободном переливе капиталов,

интересоваться в первую очередь инвестированием в производство с учетом

рыночной ситуации. Однако практика первого этапа приватизации показала, что

ЧИФы, в основном, были заинтересованы в получение максимальных дивидендов ,

а не в реальном развитии предприятия.

Если подводить позитивные итоги первого этапа приватизации, то

следует отметить , что он позволил добиться существенного

разгосударствления экономики, поскольку большая часть объектов малой

приватизации к середине 1994 года уже была передана в частные руки, но они

были приватизированы без зданий и сооружений, что характеризует некоторую

неопределенность в их положение. К концу 1994 года этот процесс завершился

почти по всей территории России.

К особенностям первого этапа следует отнести, что земля практически

не была вовлечена в этот процесс. А на базе средних и крупных предприятий к

концу 1994 было создано более 20 тыс. акционерных обществ, подлежащих

приватизации.

Основные показатели приватизации в России[4]

|Показатели |01.01.|01.01.|01.01.|01.01.|

| |93 |94 |95 |96 |

|Госпредприятия на самостоятельном балансе|204998|156635|126846|90778 |

|(ед.) | | | | |

|Подано заявок на приватизацию (ед.) |102330|125492|143968|147795|

|Реализовано заявок(ед.) |46815 |88577 |112625|118797|

|Продажная цена собственности(млрд.руб.) |57 |752 |1867 |2510 |

|Госпредприятия преобразованные в АО с |2376 |14073 |24048 |27040 |

|выпуском акций в продажу (ед.) | | | | |

| Предприятия на аренде, |22216 |20886 |16826 |14663 |

|в том числе с выкупом (ед.) |13868 |14978 |12806 |12198 |

По сведениям правительства более 40 млн. граждан России стали

акционерами. Но невозможно по количеству участников точно оценить реальный

результат, так как приватизация это не цель, а средство процесса

реконструкции народного хозяйства, а следовательно и экономики.

В России, по мнению специалистов, было допущено два серьезных

промаха:

- невозможность для участников приватизации, в условиях неразвитого

рынка реально оценивать стоимость имущества. А следовательно никто не

знает будущую эффективность предприятия акции которого он получает.

- равномерное распределение «приватизируемых денег» приводит к тому, что

АО становится плохо управляемым, и его деятельность подчиняется

интересам менеджеров.

Наиболее существенной чертой ваучерной приватизации в России являлось

то, что механизм обмена ваучеров на акции не предусматривал четкого

соответствия количества обмениваемого, что привело к дезориентации

индивидуумов и спекулятивному характеру. Как результат, несмотря на

огромные усилия правительства, класс частных собственников так и не

сформировался. Не решена проблема привлечения иностранных инвестиций. Это

объясняется просчетами в процессе приватизации, к которым можно отнести:

- трудности в приобретение пакета акций, позволяющего реально влиять на

положение дел;

- постоянное изменение законодательной базы;

- неопределенность иностранного инвестора.

Таким, образом предоставление неоправданно больших льгот трудовым

коллективам и неоправданная оценка предприятий привела к тому, что огромная

часть государственного имущества за бесценок осела в частных руках.

Произошел не просто переход к рыночной экономике, а ускоренная

капитализация страны, приведшая к грандиозному перераспределению доходов и

средств производства. Доходы большей части населения значительно упали, а

очень узкого слоя - резко взлетели. Исправить сложившееся положение и

внести новый интерес к процессу приватизации должен был, начавшийся с 1

июля 1994, второй этап приватизации.

Второй этап приватизации

Этот этап по прогнозам должен носить качественно новый характер,

поскольку его целью является обеспечение перехода прав собственности,

приобретенных на первом этапе, в руки реально ответственных собственников.

К основным объектам приватизации нового этапа относятся три вида имущества:

- государственные пакеты акций приватизированных предприятий;

- земельные участки;

- недвижимость.

Положение о приватизации предусматривало преобразование крупных

предприятий, с балансовой стоимостью основных фондов более 20 млн.руб., в

АО открытого типа. Все остальные должны приватизироваться на аукционе или

по коммерческому или инвестиционному конкурсу.

Предполагались новые следующие методы приватизации:

второй этап приватизации.

- безвозмездная передача акций работникам;

- продажа акций работникам по закрытой подписке;

- продажа акций по инвестиционному конкурсу;

- продажа акций по коммерческому конкурсу;

- продажа акций на аукционе;

- продажа предприятий на аукционах;

- продажа предприятий по инвестиционному конкурсу;

- продажа предприятий по коммерческому конкурсу;

- выкуп арендованного имущества;

- продажа предприятий должников;

Предполагалось, что переход к денежной модели приватизации должен

повысить не только госбюджет, но и бюджеты предприятий. Денежный этап

приватизации ставил перед собой несколько целей:

- сформировать инвесторов, владеющих значительным пакетом акций, что

повысит их заинтересованность в долгосрочных инвестициях;

- обеспечить приватизируемые предприятия средствами;

- пополнение госбюджета.

Однако ожидаемого всплеска не произошло, и начиная с 1995 года

приватизация приняла вялотекущий характер. Однако в последнее время

появились тенденции, показывающие, что процесс приватизации вышел на новый

виток: усиление госконтроля за управлением госимуществом, адресная политика

приватизации. Этот этап получил у некоторых специалистов название этапа по

индивидуальным проектам. Такой подход с самого начала применятся в Москве.

УДАЧНАЯ КОНЦЕПЦИЯ:

ПРИМЕР МОСКВЫ

Приватизация в Москве началась после Закона РФ «О приватизации

государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от3

июля 1991 года и президентским указом №721 «Об организационных мерах по

преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений

государственных предприятий в акционерные общества» от 1 июля 1992 года. Но

уже на первых порах механизм приватизации в столице отличался от

общероссийской. В Правительстве Москвы заранее предвидели неудачу ваучерной

приватизации так как полученное даром не ценят. Поэтому формирование

частной собственности строилось другим путем чем по России. Успехи

достигнутые на этом пути показывают, что средствами, полученными от

приватизации, можно обеспечить стабильный бюджет и развитие.

Московская программа сразу строилась с учетом инфляции, социальной

защиты граждан, поддержки социальных программ, взаимоотношения

правительства Москвы и рыночными структурами, привлечением инвестиций.

Сиюминутные достижения были заменены долгосрочной стратегией.

Специфические черты московской приватизации определяются следующими

моментами:

1. Земля под приватизируемыми предприятиями до принятия федерального закона

не могла переходить в собственность новых владельцев, а сдавалась в

долгосрочную аренду (это положение действует до сих пор).

2. В ходе «малой» приватизации нежилые помещения передавались в

долгосрочную аренду (с правом выкупа). Причем в договоре оговаривалось

функциональное использование (для защиты прав и интересов жителей в

основных отраслях жизнеобеспечения).

3. Крупные пакеты акций на инвестиционных торгах продавались тем, кто

обещал большие инвестиции в данное предприятие.

4. Средства, полученные от приватизации не растворялись в бюджете, а

специально направлялись на реорганизацию других предприятий, что на

федеральном уровне отсутствовало.

Эти подходы были одобрены президентом и закреплены указом №96 «О

втором этапе приватизации в г. Москве» от 6 февраля 1996 года, что

позволило более широко влиять правительству Москвы на ход приватизации. При

их разработке были рассмотрены советы МВФ и других организаций и поэтому

сразу были исключены форсированные методы приватизации, характерной для

всей России и не учитывающей интересы граждан. Поэтому при продаже оценка

предприятий была ориентированна на рыночную стоимость . Причем приватизация

сопровождалась разработкой инвестиционных программ, связанных с освоением

новых технологий, техническим перевооружением и реконструкцией промышленных

предприятий.

Некоторые пытаются объяснить успехи Москвы исключительно статусом

столицы, не разграничивая два аспекта проблемы: город является и

федеральным центром и субъектом Федерации со своим бюджетом и

инфраструктурой, проводящий свою финансовую и инвестиционную политику. Это

очень важно, учитывая сложные отношения субъектов с федеральными

структурами, особенно с бюджетом . Москва обеспечивает треть доходов

последнего не получая практически никакой помощи, содержа и обслуживая весь

госаппарат . Приведу пример бюджет города составляет 42 трлн.руб. В

федеральный бюджет передается 17% -7 трлн.руб. между тем по всей Росси в

1996 году собирались получить 7-8 трлн.руб., согласно отчету собрано 3,5 ,

а фактически - 2 трлн.руб. таким образом Москва передала в госбюджет в два

раза больше чем вся Россия. На 1997 год общее задание составляло 8

трлн.руб., а Москва собирается получить от приватизации 7,3 трлн.руб. В

Санкт-Петербурге в прошлом году от процесса приватизации было получено 156

млрд.руб. , что гораздо меньше чем в Москве.

Это достаточно яркий пример успехов московской модели приватизации с

различными подходами к каждому конкретному случаю. При подходе к нормальным

, устойчиво работающим коллективам, созданным в результате приватизации,

контроль городских структур заключается только в анализе их финансовой

деятельности, рекомендациях по более эффективному использованию доли

городской собственности.

Предприятиям, испытывающим финансовые трудности, оказывается помощь в

погашение задолжностей, реструктурированию и привлечению инвестиций. Вот

один из примеров . Предприятие «Мебельная фабрика» было признано Комитетом

по делам о несостоятельности банкротом с обязательной приватизацией. Схема

с назначением управляющего и реструктуризацией оказалась наиболее

правильной и принесла значительный доход городскому бюджету.

В нынешнем году приватизируется более 200 предприятий жилищно-

комунального хозяйства и служб благоустройства, топливно-энергетического

комплекса. Продолжается приватизация предприятий торговли, общественного

питания и бытового обслуживания.

Приватизация предприятий социально-бытового назначения

предусматривает два этапа :

1. Выкуп основных и оборотных средств и заключение договоров аренды на

снимаемые нежилые помещения .

2. Выкуп арендованного фонда.

Новые собственники торговых предприятий создали ряд первоклассных

магазинов. Многие предприятия общественного питания, сменив собственника,

провели реконструкцию и смогли значительно повысить уровень и качество

обслуживания. Что позволило сохранить предприятия необходимые для

обеспечения жизнедеятельности города.

Важной заботой московского правительства является преодоление

негативных сторон общероссийской схемы приватизации. Например выкуп пакетов

акций гибнущих предприятий. Противники высказываются о том, что это

является «тихой национализацией», но здесь речь шла о направленной рыночной

политике имеющей ярко выраженную социальную направленность. Такая ситуация

сложилась с ЗИЛом, собственник которой фирма «Микродин», получившая его

почти за бесценок, не могла управлять им, и было принято решение о закрытие

и продажи по частям. Московское правительство приняло решение выкупить

контрольный пакет акций это не позволило исчезнуть одному из крупнейших

предприятий данной отрасли, но при возможности предприятие будет продано,

по рыночной цене, эффективному собственнику способному управлять им.

Аналогичная ситуация сложилась на АЗЛК, который собирались распродать по

частям , не учитывая экономических последствий, например зависимости от

иностранного машиностроения.

Предприятия, уже закончившие свою приватизацию, продолжают

взаимодействовать с городским хозяйством получая от него заказы,

размещаемые на конкурсной основе.

Но реальную приватизацию невозможно представить без полномасштабных

инвестиций, поэтому московское правительство заинтересовано в притоке

иностранных капиталов и в первую очередь в производство и высокие

технологии. Открытость города для зарубежных инвесторов подкрепляется

усилиями по созданию для них благоприятного климата и необходимых гарантий

безопасности и надежности. Благодаря этому на Москву приходится 48% всего

объема накопления иностранных инвестиций в российскую экономику. Их доля в

реальном секторе составляет 35% и к настоящему времени в городе

насчитывается около 8 тысяч предприятий с участием иностранных инвесторов.

Благодаря активному инвестиционному процессу появилась возможность

вести широкомасштабное строительство. Причем при финансирование городских

строительных программ на долю федерального бюджета пришлось менее 10%

инвестиций. Эти деньги в основном пошли на строительство мемориала на

Поклонной горе и дома Пашкова. В жилищном строительств наблюдаются новые

тенденции: основной объем финансирования поступает из источников не имеющим

к бюджету никакого отношения. Это отчисления от продажи жилья, аренды,

приватизации предприятий и поступления от частных инвесторов.

Несмотря на то, что результаты приватизации по России оказались

малоутешительными, опыт Москвы показывает, что разумная политика

приватизации дает свой результат. Дифференцированный подход к каждому

конкретному случаю оказался очень эффективен. И не случайно в новой

Программе приватизации учтен негативный опыт и сделаны выводы из удачных

решений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс приватизации в нашей стране продолжается, приходит новый опыт

новые проблемы. Но многих волнует один вопрос, была ли необходимость такая

приватизация, приведшая к раздаче госсобственности в частные руки.

Российская приватизация выполнила задачу демонтажа механизма центрального

управления экономикой, но предоставила узкому кругу частных лиц возможность

распоряжаться значительной частью национального имущества - отчасти из-за

перешедших к ним прав собственника, но главным образом путем фактического

контроля над акционированными предприятиями. Такой характер приватизации

привел к тому, что образ «эффективного собственника» рассыпался в пыль.

С самого начала приватизации была поставлена ложная цель: «раздача

имущества» и передача прав собственности. Но пример мировой практики

показывает, что частная собственность не дает явного преимущества над

другими формами, разве, что в сферах мелкого и семейного бизнеса. Частные

приватизированные предприятия, в том виде в котором они возникли и

функционируют, не продемонстрировали каких-либо преимуществ перед

государственными и показали множество недочетов. Причем часто бывает, что

владельцами таких предприятий становятся представители торгового и денежно-

кредитного капитала, не имеющих знаний и интереса к производственной

деятельности.

Все эти результаты наводят на мысль, что частные предприятия не

способны вывести экономику из кризиса, а значит правы те, кто настаивает на

более эффективное государственное регулирование, вместо продолжения

приватизации. Либо использовать более продуманные подходы к процессу

приватизации в каждом отдельном случае, так как подошли к этому вопросу в

Москве.

Список литературы

1. Герасименко В.В. Теория переходной экономики - ТЕИС.1997.

2. Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 9,15. - Киров

1996.

3. Прогноз социально-экономического развития на 1998 год. - Российский

экономический журнал.№10.1997

4. Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году.//Вопросы

экономики.№4.1996.

5. Райзберг Б.А. Рыночная экономика ( Учебник). - М.1995.

6. Толкачев О.М. Столичная приватизация: концептуальные подходы и

эффективность практических действий - Российский экономический

журнал.№8.1997

7. Ходов Л.Г. Основы государственной экономической политики - М.1997.

-----------------------

( Экономический словарь Габлера.

[1] Эрроу К. Переход к рыночной экономике: темпы и возможности. Проблемы

теории и практики управления .1995.№ 5. С.2.

[2] Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 15. - Киров

1996.

[3] Основы теории переходной экономики (вводный курс). Глава 15. - Киров

1996.

[4] Радыгин А. Приватизационный процесс в России в 1995 году.//Вопросы

экономики.№4.1996.

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.