|
Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностьюналоги на добавленную стоимость, акцизы и т. п. - это внутреннее дело государства. В стоимости товаров, пересекающих таможенную границу, налоги иногда составляют 50%. Налогообложение, как правило, осуществляется или в стране происхождения товара, или в стране назначения. Чтобы исключить двойное налогообложение, государства заключают между собой двусторонние соглашения. Среди соглашений ГАТТ важными являются договоренности по мировой торговле отдельными группами товаров, например молочными продуктами и говядиной, в соответствии с которыми вводятся некоторые ограничения на государственное регулирование цен на них, их производство и экспорт. В результате переговоров на Уругвайском раунде были ликвидированы пошлины на некоторые виды алкогольных напитков, строительное и сельскохозяйственное оборудование, офисную мебель, игрушки и фармацевтические товары. Для российских экспортеров имеет значение договоренность об отказе от всех форм регулирования торговли сельскохозяйственной продукцией, кроме таможенных тарифов. На Уругвайском раунде было принято соглашение о создании новой договорно- правовой системы регулирования торговых отношений и новой организации - Всемирной торговой организации (ВТО), которая сохраняет все основные соглашения ГАТТ и его принципы, поэтому в литературе чаще пишут о ГАТТ/ВТО. ВТО ставит задачу достижения свободы торговли не просто ее либерализацией, а системой так называемых увязок: решение о повышении тарифа на один товар должно быть увязано с либерализацией импорта другого товара. Еще одна важная задача ВТО - усиление контроля за соблюдением подписанных соглашений. Определена процедура слушаний: по торгово- политическому режиму какой-либо страны заслушивается национальный доклад и доклад секретариата ВТО. Такое слушание способствует лучшей информированности и укреплению стабильности на мировых рынках. В рамках ВТО создан специальный орган по разрешению споров, возникающих в мировой торговле товарами и услугами. Таким образом, четко прослеживаются тенденции усиления международной регламентации внешнеэкономических связей и контроля за соблюдением международных правил торговли. 3. Цели и задачи государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в РФ. Международный опыт государственного регулирования внешнеэкономической деятельности используется в настоящее время в России. Новое в государственном регулировании внешнеэкономической деятельности состоит в самом подходе к роли государства. Этот новый подход принципиально меняет содержание роли государства, принципов, на которых оно основывается, содержание функций регулирования ВЭД и их соотношение; появляются новые задачи и методы их решения. Главной задачей государственного регулирования ВЭД является формирование ее законодательной базы, создание благоприятных экономических и организационных условий для развития всех видов и форм ВЭД и повышения ее эффективности. Одновременно усиливается функция контроля со стороны государства за исполнением субъектами ВЭД действующего законодательства, обеспечения национальной безопасности. В условиях либерализации ВЭД, необходимости соблюдения международных норм и правил регулирующая роль государства основывается на иных, чем в условиях административно-командной экономики, принципах. Эти принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности сформулированы в ст. 4 Закона. Среди них: - равенство участников ВЭД и их недискриминация; - защита государством прав и интересов участников ВЭД; - исключение неоправданного вмешательства государства и его органов во внешнеторговую деятельность предприятий. Государственное регулирование ВЭД включает ее финансовое, валютное, кредитное, таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, обеспечение экспортного контроля; определение политики в области сертификации товаров в связи с их ввозом и вывозом. Все эти направления регулирования базируются на действующем законодательстве. Одной из важнейших функций государства является разработка концепции внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономической политики, на основе которой строится сотрудничество с другими странами. Долгие годы в России господствовала государственная монополия внешней торговли, при которой выбор стран-партнеров определялся прежде всего политическими и идеологическими интересами. Переход к рыночной экономике означал признание во внешней торговле эквивалентности обмена, необходимости учитывать конкурентные преимущества России, анализировать состояние внешнеэкономического комплекса, разрабатывать стратегию развития ВЭД. В ряде федеральных программ Правительства, начиная с 1993 г., а также в указах Президента была разработана новая концепция, которая предполагала: - рациональное использование сложившейся сырьевой специализации России в МРТ; - повышение валютной эффективности сырьевого экспорта; - расширение рынков сбыта и изменение их географии; - развитие экспортного потенциала и улучшение структуры экспорта; - развитие инфраструктуры ВЭД. Этой концепции соответствует новая модель сотрудничества с другими странами, в экономической литературе ее называют "торговой" или "конъюнктурной". Она основывается на приближении национальных цен к мировым, предоставлении всем юридическим и физическим лицам права самостоятельного выхода на внешний рынок. Все это - подготовка к решению стратегической цели реформы: интеграции в мировую экономику. Новая концепция внешнеэкономической политики заключается в том, что в современных условиях недостаточно использовать сложившуюся специализацию России в МРТ, необходимо осуществлять целенаправленную интеграцию в мировую экономику. Эта концепция и соответствующая ей внешнеэкономическая политика представлены в Федеральной программе развития экспорта . Центральное место в последней занимает совершенствование структуры российского экспорта, повышение в нем доли товаров высокой степени обработки, развитие прогрессивных форм международной производственной и научно-технической кооперации, инвестиционного сотрудничества, совместной реализации инновационных проектов. Такой концепции соответствует и новая модель - производственно-инвестиционная, или стратегическая. Главными признаками этой модели являются: - охват всего процесса воспроизводства (инвестиционное сотрудничество может начинаться еще на стадии подготовки проекта, а производственное и инвестиционное - на стадии добычи полезных ископаемых и т. д.): - расширение партнерских отношений со всеми странами только на основе взаимных экономических интересов; - совпадение с мирохозяйственной сферой. Таким образом, при производственно-инвестиционной модели экспортно- импортные операции дополняются другими видами ВЭД - производственным кооперированием, инвестиционным сотрудничеством. Зарубежный капитал, новые технологии, оборудование по лизингу и т. д. начинают использоваться на всех стадиях воспроизводственного процесса - при добыче нефти и ее переработке, при заготовках леса и его обработке, при добыче алмазов и т. п. И тогда вывозятся не только природные ресурсы, но и продукты их переработки. Международная кооперация способствует повышению эффективности как добычи, так и производства и экспорта, поскольку вывозится не только сырье, но и готовая продукция. Например, эффективность экспорта круглого леса составляет 79%, бруса из него - 129, столярных плит -143, а пиломатериалов - 169%. Производственно-инвестиционная модель может быть сформирована при помощи использования отработанных мировой практикой приемов и средств государственного регулирования. Важнейший шаг в этом направлении сделан в Федеральной программе развития экспорта, которая определила, во-первых, предпосылки создания модели - производственные, инвестиционные, научно- технические, а также необходимость увеличения объемов капитальных вложений; во-вторых, последовательность в становлении и развитии модели; в-третьих, направления создания модели: - расширение иностранного инвестирования; - установление прямых производственных связей между предприятиями; - совместное предпринимательство; - интеграция отраслей; - налаживание сотрудничества между территориально - производственными структурами; - совершенствование структуры внешнеэкономического комплекса. Целью государственного регулирования является создание правовых, экономических и организационных условий, обеспечивающих эффективную внешнеэкономическую деятельность на всех ее уровнях. На данном этапе государство должно создавать условия реализации стратегической цели, определенной в Федеральной программе развития экспорта: "совершенствование структуры российского экспорта, понимаемое как длительный эволюционный процесс повышения эффективности и масштабов экспортной деятельности на основе расширения ассортимента и улучшения качества экспортируемой продукции, совершенствования товарной и географической структуры экспорта, использования прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества". Для реализации этой цели необходимо решение комплекса задач не только во внешнеэкономической сфере, но и в законодательстве, во внешней политике, организации управления, подготовке кадров и т. д. При решении задач в названных сферах любое государство, в том числе и наше, должно учитывать следующие сложившиеся в международной практике принципы: 1. Учет требований международных организаций, например: - ГАТТ/ВТО в отношении таможенно-тарифного регулирования; - Всемирной таможенной организации в отношении таможенных процедур и их унификации: - Европейского Союза в отношении соблюдения квот экспорта отдельных видов товаров, например, текстильных; - специализированных организаций ООН; - МАГАТЭ - международного агентства по атомной энергии - по особому требованию к экспорту особых товаров - ядерных материалов и оборудования, которые могут быть использованы как в мирных, так и в военных целях. 2. Либерализация внешней торговли. 3. Торговля по мировым ценам. 4. Введение реального валютного рынка. 5. Сбалансирование платежного и торгового баланса со странами-партнерами. В соответствии с международной практикой РФ необходимо решать задачи в области внешней политики, которые будут способствовать реализации стратегической цели. Прежде всего, речь идет о вступлении России во Всемирную торговую организацию, при котором двусторонняя внешнеторговая политика России с любым государством превращается в многостороннюю с возможностью рассмотрения торговых споров в структурах ВТО, с усложнением процедуры введения количественных ограничений на ввоз российских товаров, с согласованием встречных требований и многим другим. Во-вторых, это подписание соглашений с зарубежными странами, предусматривающих либерализацию взаимной торговли, решение на уровне межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству проблем структуры и динамики торговых потоков между заинтересованными странами. Подписанное между РФ и ЕС соглашение о сотрудничестве способствует продвижению российских товаров на рынки стран - членов ЕС, на его базе подписано соглашение между РФ и Европейским объединением угля и стали о согласовании условий доступа российских изделий из стали на территорию ФРГ. В-третьих, задачей в области внешней политики является формирование торгово-политических союзов, дающих возможность противостоять коллективному протекционизму стран - участниц региональных группировок. Большое значение имеет подписание соглашений по вопросу исключения двойного налогообложения и защиты капиталовложений, расширение функций российских торговых представительств за рубежом по консультированию и информированию участников ВЭД, а также государственных органов и общественных объединений. Особо следует выделить направления внешней политики по отношению к государствам - членам СНГ. Экономические интересы России во многом определяются сложившейся в предшествующие десятилетия глубокой взаимосвязью государств - бывших республик СССР. Экономическая политика России в отношении стран СНГ, как указано в Программе Правительства РФ "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах", будет направлена на: - развитие и рационализацию кооперативных хозяйственных связей в масштабах, обеспечивающих поддержание российского производства, снабжение (прежде всего продовольственное) населения; - сохранение ведущего положения на рынках СНГ, особенно в сфере сбыта российской готовой продукции; - обеспечение доступа к сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие союзные республики; - гарантированное и безопасное использование транзитных коммуникаций, обслуживающих экспортно-импортные товаро-потоки России в третьи страны; - кооперацию и согласованность усилий стран СНГ в структурных преобразованиях производства, в оптимизации размещения производственных сил. Активная экономическая политика в отношении стран ближнего зарубежья рассматривается правительством как один из рычагов оздоровления российской экономики и создания условий ее подъема в перспективе, достижения полноправного членства России в мировом сообществе. В этой связи предметом первостепенной важности в двусторонних отношениях России со странами СНГ должны стать: - выполнение обязательств по взаимным поставкам; - ликвидация задолженности по товарным поставкам; - возврат ранее предоставленных кредитов; - недискриминационный режим транзита российских товаров по территориям этих стран. В сфере торгово-экономических отношений реформирование будет осуществляться в процессе формирования зоны свободной торговли и создания Таможенного союза. Большое значение имеет соглашение "Об общих условиях и механизме поддержки производственной кооперации предприятий и отраслей государств - членов СНГ", подписанное в Ашхабаде в декабре 1993 г. В соответствии с ним к поставке товаров и услуг в рамках производственной кооперации и специализации производства не применяются: - ввозные и вывозные пошлины; - налоги; - акцизы; - количественные ограничения. Каждое из государств, подписавших названное соглашение, определяет перечень предприятия, включенных в кооперационные поставки, и они заключают контракты с предприятиями- партнерами других государств. В марте 1996 г. был подписан Договор между Республиками Беларусь, Казахстан, Киргизской Республикой и Российской Федерацией "Об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях". Одна из целей интеграции - формирование единого экономического пространства. Регулирование ВЭД государством означает не только поддержку и стимулирование, но и контроль за соблюдением национальных интересов, обеспечение экономической безопасности. В этих целях в числе других мер следует отметить необходимость усиления контроля за соблюдением российскими экспортерами правил международной торговли, например, связанных с ценообразованием. Так, Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. № 1248 предусмотрены санкции к российским предприятиям, прибегающим к методам недобросовестной конкуренции и, прежде всего, к демпингу. Участники ВЭД должны получать квалифицированные консультации по мировым ценам на продукцию, предлагаемую ими к экспорту. В прил. 15 дан перечень организаций, предоставляющих услуги по информационному обеспечению расчетов цен. Распоряжением Европейской экономической комиссии от 27 мая 1997 г. с 1 июля были временно введены антидемпинговые пошлины на ввоз бесшовных труб из железа и стали в страны-члены ЕС. Размер пошлины очень высок - 32,9% от таможенной стоимости. Пострадают Первоуралъский, Северский и другие уральские заводы, а также Таганрогский металлургический завод, который поставлял в Италию в больших количествах некачественную продукцию по ценам ниже мировых. Итальянские производители труб в ноябре 1966 г. обратились в ЕЭК с требованием начать процедуру антидемпингового расследования, так как из-за экспансии на итальянский рынок бесшовных труб Таганрогского металлургического завода "Тагмет" в 1995-1996 гг. разорились четыре компании, производившие трубную продукцию, число сокращенных рабочих мест составило 13 тыс. Валютное регулирование - одна из форм государственного воздействия на участников ВЭД в целях защиты национальных интересов. Это воздействие осуществляется на основе закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Наиболее распространенный метод валютного регулирования внешней торговли - обязательная продажа части валютной выручки за национальную валюту. Методом валютного регулирования являются так называемые "валютные ограничения": государственный контроль за валютными операциями, сосредоточение валютных операций в уполномоченных банках, ограничения на вывоз капитала и др. Усиление контроля со стороны государства проявилось во введении паспортов сделок: экспортных - для контроля возврата валюты, импортных - для контроля за обоснованностью перечисления валюты и паспортов бартерных сделок'. Государственное регулирование ВЭД во всех странах направлено на обеспечение, в первую очередь, национальной экономической безопасности, под которой понимается защищенность экономики от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование процесса внутреннего воспроизводства, снижают жизненный уровень, порождая неблагоприятные социальные последствия. В Законе экономическая безопасность определена как состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития РФ. неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Регулирующая роль государства реализуется посредством применения экономического и административного методов. Оба эти метода, их инструментарий, а также институциональные структуры, проводящие в жизнь эти методы, определены в Законе и довольно подробно описаны в Федеральной программе развития экспорта. К экономическому методу относятся меры, связанные с использованием стоимостных категорий - кредитов, налогов, таможенных пошлин, системы гарантий и страхования экспортных кредитов. Одно из важнейших направлений поддержки экспорта, особенно товаров высокой степени обработки, связано с использованием мер налогового регулирования, с возвратом НДС экспортерам. Экономический метод используется и при регулировании импорта посредством таможенных тарифов и ввозных пошлин и путем использования различных видов пошлин. 4. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Под административным методом регулирования понимают систему организационно-правовых и специальных мер: количественные ограничения, распределение квот и лицензий, экспортный контроль в отношении определенных видов товаров, установление государственной монополии на экспорт и(или) импорт отдельных видов товаров. Правительство РФ в соответствии с общепринятыми нормами международного права может принимать защитные меры для устранения серьезного ущерба производителям или предотвращения его. Под общественным ущербом понимается общее ухудшение состояния отечественного производства в данной отрасли, отражаемое в показателях сокращения производства или рентабельности. Запреты и ограничения экспорта и (или) импорта могут также устанавливаться исходя из национальных интересов. С этой целью органы государственного управления издают акты правового регулирования взаимоотношений контрагентов, акционерные законодательства, таможенные кодексы, постановления, обязывающие импортеров и экспортеров на основе их исполнения соблюдать интересы государств, взаимодействующих на внешнем рынке. Международные торговые договоры. Они определяют общие пути развития экономических отношений между государствами, устанавливают торгово- экономический, политический режим взаимодействия, предусматривают условия взаимных расчетов, сроки сотрудничества и т.д. В договорах могут быть зафиксированы долгосрочные соглашения -5-10 лет и более - о торговле и других формах взаимодействия. А также практикуется и заключение ежегодных протоколов о взаимных поставках товаров. Соглашения и протоколы, дополняя друг друга, способствуют развитию устойчивого взаимовыгодного сотрудничества. В странах с рыночной экономикой условия международных договоров, соглашений и протоколов состоят из обязательной части, обеспечиваемой законодательными актами, и индикативной, определяемой экономической заинтересованностью предпринимателей. Наилучшие условия для развития ВЭД обеспечиваются в тех случаях, когда страны предоставляют друг другу режим наиболее благоприятствуемой нации. При этом режиме хозяйствующие субъекты договорившихся сторон пользуются таможенными, налоговыми и другими привилегиями в стране партнера. Таможенные формальности. В их основе лежит таможенный кодекс, утверждаемый законодательным органом. Таможенный кодекс создается в соответствии с таможенной политикой государства. Он определяет общие задачи и функции таможенных органов, порядок разработки, утверждения и |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |