бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью

Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельностью

Тема реферата: Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности.

Шаганов. Макроэкономика.

1. Управление внешнеэкономической деятельностью: сущность, функции и

специфика

Управление как общее и универсальное понятие означает воздействие на

субъектов, а через них - на результаты их деятельности. Содержание

управления определяется его сферой (ВЭД, промышленность, транспорт и т.

п.), а также уровнем (государственный, региональный, отраслевой,

предприятия и т. д.). Управление в любой сфере и на любом уровне охватывает

многообразие отношений и находится под воздействием совокупности

объективных и субъективных факторов. Характер управления, его методы,

принципы определяются конкретными экономическими, политическими,

социальными условиями соответствующего этапа развития страны.

Экономика СССР носила закрытый характер и строилась на основе монополии

внешней торговли, административном управлении, абсолютном господстве

государственной собственности и практически полном отсутствии конкуренции.

Управление внешней торговлей в СССР также осуществлялось на принципе

монополии, введенном декретом Совета народных комиссаров от 22 апреля 1918

г., согласно которому государство:

- в централизованном порядке управляло внешнеэкономической деятельностью

как частью народнохозяйственного комплекса через созданные для этих целей

органы;

- определяло, какие организации и в каких отраслях могут осуществлять

операции по внешнеэкономическим связям;

- на основе экспортно-импортного плана устанавливало, что и в каких

количествах может быть вывезено из страны и что ввезено;

- непосредственно регулировало ввоз. вывоз и операции внешнеторговых

организаций посредством системы лицензий и контрактов.

Усиление централизованного государственного управления

внешнеэкономической деятельностью и монополизации этой сферы относится к 30-

м гг., когда существовало незначительное количество всесоюзных экспортно-

импортных объединений, каждое из которых было монополистом-экспортером или

монополистом-импортером того или иного товара, например, монополия

"Союзвнештранса" на транспортно-экспедиторское и складское обслуживание

внешнеэкономических операций, монополия "Союзфрахта" на фрахтование

морского тоннажа для перевозки внешнеторговых грузов, и т. д.

Государственное управление, основанное на принципе монополии,

осуществлялось административными методами. При таком управлении

производитель не был заинтересован в экспортной деятельности; стремление к

увеличению и расширению импорта часто было необоснованным; не было четкого

распределения функций между министерствами и ведомствами, ответственными за

организацию и осуществление внешнеэкономических связей; при оценке

результатов экспортной деятельности не учитывался конечный результат; были

слабы стимулы и недостаточна ответственность участников производства за

поставки продукции для зарубежного потребителя; прямые связи между

производителями и потребителями практически отсутствовали; не было четкой

концепции внешнеэкономической деятельности с отражением стратегических

целей, приоритетов, средств их достижения, что тормозило развитие этой

сферы деятельности, а подчас наносило прямой ущерб государственным

интересам.

В условиях рынка характер государственного воздействия на экономику в

целом и внешнеэкономическую деятельность, в частности, меняется: оно

принимает форму регулирования, т. е. создания определенных условий,

обеспечивающих эффективное функционирование экономики в целом и ее

составных частей с использованием, главным образом, экономических методов.

Наряду с термином "регулирование" в документах ГАТТ и ряде стран

используется термин "регламентация".

В исследованиях экономистов западных стран большое значение придается

разработке практических рекомендаций по усилению роли государства в

повышении конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом

рынке. В этом отношении представляет интерес книга американского ученого М.

Портера, который отводит государству важную роль в создании условий для

усиления конкурентных преимуществ нации в мировом хозяйстве.

Необходимость государственного регулирования внешнеэкономической

деятельности признана в экономической теории и подтверждена практикой

хозяйствования промышленно развитых и новых индустриальных стран.

Государственное регулирование ВЭД широко используется во всем мире. В

условиях рыночного хозяйства оно представляет собой систему мер

законодательного, исполнительного и контролирующего характера. призванных

совершенствовать ВЭД в интересах национальной экономики. Эти меры

осуществляются как правомочными государственными учреждениями, так и

общественными организациями. Целью регулирования является стабилизация и

приспособление внешнеэкономического комплекса страны к изменившимся

условиям МРТ, мирового рынка и форм международного сотрудничества, решения

национальных стратегических и тактических задач.

Функцией государственного регулирования прежде всего является разработка

концепций ВЭД. Концепция (стратегия) - это общий замысел развития

внешнеэкономической сферы деятельности, включающий определение целей

развития, задач, направлений достижения результатов и эффективности

указанной сферы. Разработка концепции включает определение

внешнеэкономической политики на данный период развития с учетом

специфических условий внутреннего развития, а также международной

экономической конъюнктуры.

Внутренние и внешние факторы всегда обусловливали два подхода во

внешнеэкономической политике: свободу торговли и протекционизм. Под

свободой торговли понимают свободу при принятии решений по вопросам внешней

торговли самими предпринимателями внутри страны, а также неограниченный

доступ на национальные рынки зарубежных товаров. Протекционизм предполагает

вмешательство государства во внешнеэкономическую, в том числе и в первую

очередь во внешнеторговую деятельность, осуществление различных ограничений

по отношению к зарубежным товарам с целью поддержки национального

производства. Во все времена и во всех странах эти два подхода существуют

одновременно, различно только их соотношение, преобладание одного или

другого, что также определяется внутренними и внешними факторами.

В современных условиях внешнеэкономическая политика - это система

мероприятий государственной власти, направленных на наиболее благоприятное

развитие экономических, научно-технических, производственных и других

связей с зарубежными странами, углубление и расширение участия страны в МРТ

с целью решения стратегических задач ее социально-экономического развития.

Каждая страна решает эти задачи в соответствии с конкретно-историческими

условиями своего развития. Например, США, на протяжении нескольких десятков

лет занимавшие ведущее положение в мировом хозяйстве, ведут сейчас борьбу

за сохранение своих позиций: поощряется ввоз наукоемких товаров

производственного назначения; стимулируется приток иностранных капиталов,

которые используются главным образом для оплаты технической модернизации

экономики. Решающую роль во внешнеэкономических связях страны играют

транснациональные корпорации, имеющие во всем мире сеть предприятий,

объединенных кооперационными связями. Американское правительство в

последние годы очень интенсивно поддерживает внешнеэкономическую

деятельность малых и средних предприятий.

Япония, в силу крайней бедности природных ресурсе», традиционно

ориентируется на импорт необходимых топливных и сырьевых материалов. Ее

успехи в экономии всех видов ресурсов позволили сократить традиционный

импорт, а "сэкономленные" платежи экспортировать как капитал для увеличения

производства готовой продукции за рубежом. Конкурентоспособность Японии

возросла, и в последние годы она занимает по этому показателю одно из

ведущих мест в мире.

Внешнеэкономическая политика регулирует внешнюю торговлю, иностранные

инвестиции, валютно-кредитные отношения, передачу новых технологий, а также

миграцию рабочей силы. На формирование внешнеэкономической политики влияют

объединения представителей капитала (национальные ассоциации

промышленников, отраслевые объединения предпринимателей), транснациональные

корпорации, малый и средний бизнес, торговые палаты и другие общественные

объединения.

В промышленно развитых странах сложился механизм государственного

регулирования (регламентации), включающий цели, задачи, принципы,

направления, организационные структуры. Современная внешнеэкономическая

политика осуществляется с помощью ряда средств, контролирующих и

стимулирующих внешнюю торговлю. Для регулирования внешнеэкономических

связей во всех странах создаются специальные государственные структуры,

например, в Италии - Министерство внешней торговли, Межминистерский комитет

по внешней экономической политике, Главное управление таможен. Главное

экономическое управление Министерства иностранных дел, Институт внешней

торговли, который имеет свои коммерческие представительства за рубежом (в

том числе в России). Помощь при экспорте товаров оказывают находящиеся за

рубежом посольства и консульства, имеющие экономические отделы.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности обладает

своей спецификой по сравнению с регулированием других сфер национальной

экономики. Эта специфика обусловлена необходимостью каждого государства

считаться с международными нормами и принципами мировой торговли. Любое

государство при регулировании внешнеэкономической деятельности с целью

своего развития, повышения эффективности экономики, реализации своих

национальных интересов не должно ущемлять интересы других стран и обязано

действовать в рамках тех правил, которые выработаны международными

организациями (ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Всемирной таможенной организацией и др.).

Таким образом, границы государственного регулирования ВЭД определяются, с

одной стороны, потребностью расширения национального экспорта и развития

форм международной кооперации, а с другой - правилами международных

организаций.

Это не такая простая задача, если учесть, что предметом регулирования ВЭД

являются:

- стимулирование национальных экспортеров:

- осуществление различных организационных мер для укрепления позиций

национальных экспортеров на мировых рынках;

- содействие росту заграничных капиталовложений национальными фирмами.

Кроме того, все государства используют различные методы ограничения

действий конкурентов своих национальных фирм, например, препятствование их

проникновению на внутренний рынок, более жесткие условия для их

функционирования, запреты, повышенные экологические требования и т. д.

Образование региональных интеграционных группировок привело к тому, что

наряду с регулированием на национальном уровне начало осуществляться

регулирование внешнеэкономической деятельности внутри региональных

группировок, т. е. на региональном уровне. Так, в конце 50-60-х гг., после

образования на основе Римского договора Европейского экономического

сообщества (ЕЭС), начался процесс унификации, гармонизации нормативной базы

стран-членов ЕЭС, осуществления единообразных форм оказания финансового и

организационного содействия экспортерам, малому и среднему бизнесу,

проведения единой антимонопольной политики. Так начала складываться

политика коллективного протекционизма.

Отдельные государства, а также региональные интеграционные группировки

для поддержки своих экспортеров активно используют политические средства.

Так, США и ЕЭС заключили Соглашение о сотрудничестве по вопросам политики в

области конкуренции. С обострением конкуренции на мировом рынке расширяется

арсенал использования замаскированных средств для поддержки своих

экспортеров (например, антидемпинговая политика ЕЭС, от которой страдают

российские металлургические предприятия - производители труб). Таким

образом, выход российских экспортеров на рынки любой страны предполагает

хорошее знание не только норм права, но и реальной практики государства по

поддержке своих производителей и ограничению проникновения импортеров.

2. Международная регламентация мировой торговли

Регулирование внешнеэкономической деятельности в каждой отдельной стране

обязательно отражается на результатах внешнеэкономической деятельности

других стран, так как производство, обмен и потребление различных стран

мира взаимосвязаны и взаимозависимы. С углублением и расширением

внешнеэкономических связей усиливается роль многосторонней регламентации

ВЭД. В каждой стране она регулируется национальными нормами права,

двусторонними соглашениями, региональными, а также многосторонними

соглашениями в рамках международных организаций.

Международная регламентация внешнеэкономической деятельности представлена

договоренностями в рамках международных организаций системы ООН и не

входящих в систему ООН. Это прежде всего Генеральное соглашение по тарифам

и торговле (ГАТТ), созданное в 1947 г. для регулирования таможенно-тарифных

вопросов мировой торговли.

Заинтересованность всех стран в либерализации мировой торговли нашла

отражение в принципах разработки и принятия соглашений в рамках ГАТТ:

- недискриминация, взаимное предоставление режима наибольшего

благоприятствования;

- использование преимущественно тарифных мер защиты национальных рынков;

- систематическое снижение таможенных тарифов;

- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров.

ГАТТ с 1948 по 1994 г. была единственной международной организацией,

регулирующей мировую торговлю. (Решения по торгово-политическим вопросам

ряда других организаций, например, ЮНКТАД, носят рекомендательный

характер.) ГАТТ представляет собой ряд кодексов и соглашений, выработанных

и принятых на так называемых "раундах". За время существования ГАТТ было

проведено 8 раундов. На каждом из них обсуждались вопросы, связанные со

снижением таможенных тарифов в промышленно развитых странах, в результате

чего средневзвешенная ставка импортных тарифов уменьшилась с 40-60% в 1947

г. до 3-5% в начале 90-х гг.

Национальное таможенно-тарифное регулирование должно быть унифицировано

(гармонизировало) с соглашениями и кодексами ГАТТ. Это относится как к

странам - членам ГАТТ, так и к готовящимся ко вступлению в эту организацию.

На современном этапе роль таможенных пошлин в качестве средства

осуществления внешнеторговой политики снижается. Это, конечно,

свидетельствует о либерализации международной торговли. Но конкурентная

борьба на мировом рынке не прекращается, напротив, она обостряется и влечет

за собой усиление протекционистских тенденций как на национальном, так и на

региональном уровне (коллективный протекционизм). В условиях

функционирования международных организаций, признания международных правил

торговли, направленных на ее либерализацию, страны пытаются осуществлять

протекционизм различными завуалированными средствами, которые получили

название нетарифных ограничений.

Для непосредственных участников ВЭД особое значение имеют соглашения двух

последних раундов ГАТТ - Токийского и Уругвайского - по урегулированию

нетарифных ограничений, т. е. разнообразных препятствий проникновению

иностранных товаров на внутренний рынок.

По классификации ГАТТ нетарифные ограничения представлены пятью группами:

1. Участие государства во внешнеторговых мероприятиях: субсидирование

производства экспортных товаров, система государственных закупок товаров.

В Соглашение ГАТТ по субсидиям и компенсационным мерам было введено

понятие "специфической" субсидии, т. е. предоставляемой отдельному

предприятию или группе предприятий. В случае обнаружения того, что

импортный товар произведен с субсидиями государства, страна-импортер имеет

право, в строгом соответствии с установленными процедурами, наложить на

ввезенный товар так называемую компенсационную пошлину, тогда национальные

и импортные товары будут находиться на рынке в равных условиях. Величина

компенсационной пошлины определяется величиной государственной субсидии.

Законодательство ЕС относит государственное субсидирование производства в

любых формах к недобросовестной конкуренции. Контроль за соблюдением правил

конкуренции возложен на комиссию ЕС, которая имеет право налагать штраф на

предприятия третьих стран за нарушение правил конкуренции.

2. Таможенные и административные импортные формальности: антидемпинговые

пошлины, методы оценки таможенной стоимости, требования к

товаросопроводительным документам.

Демпинг, по определению ГАТТ, это распространение продуктов одной страны

на рынке другой страны по ценам "ниже нормальных", если оно причиняет или

угрожает причинить значительный вред национальным производителям,

существенно замедляет создание новой национальной продукции. Под ценой

"ниже нормальной" понимается цена ниже мировой иди ниже той, по которой эта

продукция продается в стране-экспортере. Процедура введения антидемпинговой

пошлины непростая, длительная и если такое решение принято, то результаты

для экспортера разорительны.

В 1997 г. антидемпинговая пошлина в размере свыше 30% к стоимости была

наложена на российские трубы, ввозимые в государства - члены ЕС.

3. Стандарты и требования, связанные с безопасностью для потребителей,

санитарными нормами, требования к упаковке и маркировке.

В последнее время ужесточились ограничения, связанные с обеспечением

экологической безопасности. Это:

- запреты на импортные товары, если они содержат опасные вещества в

концентрации, превышающей предельные значения.

- обязательства по обратной приемке упаковочных и отработанных

материалов;

- экологические налоги и т. д.

Одно из соглашений ГАТТ заключено по санитарным и фито-санитарным мерам.

В соответствии с ним страны имеют право вводить меры с целью защиты жизни и

здоровья людей, животных и растений, в том числе с более жесткими нормами,

чем существующие международные стандарты. Унификацией стандартов занимаются

Международная организация стандартов. Международная электротехническая

комиссия. Международная организация мер и весов. Международная организация

законодательной метрологии и др.

4. Количественные и валютные ограничения экспорта и импорта.

Количественные ограничения - это прямая мера, направленная на сокращение

импорта или экспорта. В современной торгово-политической практике

применяются два основных вида количественных ограничений:

контингентирование и лицензионный порядок. ГАТТ запрещает дискриминационное

применение количественных ограничений, под которым понимается их применение

к товарам, вывезенным только из каких-то определенных стран.

Недискриминационным считается применение количественных ограничений в том

случае, если они используются в равной степени в отношении всех стран.

Выборочное использование количественных ограничений в отношении отдельных

стран разрешается ГАТТ только в том случае, если необходимо добиться

равновесия платежного баланса или по соображениям государственной

безопасности.

Обострение конкурентной борьбы на мировом рынке привело к появлению

"добровольного" количественного ограничения, которое принимает на себя

экспортер. Так, еще в начале 60-х гг. развивающимся странам было навязано

долгосрочное соглашение по текстилю, которое затем переросло в

многостороннее (в котором участвует и Россия, приняв на себя "добровольное"

ограничение экспорта текстиля в Европу и США). Япония "добровольно"

ограничила экспорт автомобилей в США, Россия - кроме текстиля и изделий из

него, также некоторых других видов продукции. В случае отказа экспортера

сократить объем вывоза продукции страна-импортер может осуществить более

жесткие, неприемлемые для экспортера меры, вплоть до запрета ввоза.

Одно из соглашений ГАТТ вводит запрет на "добровольные" ограничения

экспорта. Существующие подобные ограничения должны быть устранены в течение

четырех лет с момента вступления соглашения в силу. Соглашение также

устанавливает порядок проведения расследований, предваряющих введение

защитных мер на основании ст. XIX ГАТТ, и определяет критерии наличия

"серьезного ущерба", причиняемого национальной промышленности, отсутствие

которых в прошлом часто способствовало неоправданному введению подобных

мер. Наконец, оговаривается время действия защитных мер (не более 8 лет), в

течение которого должна быть осуществлена модернизация производства и

повышена конкурентоспособность соответствующей отрасли национальной

промышленности.

Что касается ограничения торговли текстилем и одеждой, то в соответствии

с соглашениями ГАТТ постепенно, к 1 января 2005 г., мировая торговля этими

товарами должна вернуться к торговле по принципам и правилам ГАТТ.

5. И, наконец, пятая группа нетарифных ограничений по классификации ГАТТ

- это ограничения, связанные с механизмом платежей: импортные депозиты -

средства, вносимые в банк импортером как гарантия последующей оплаты, что

приводит к замораживанию денежных средств: налоги и налоговые льготы.

Налоги по своему воздействию аналогичны таможенным пошлинам, но пошлины

регулируются на международном уровне, и государства вынуждены с этим

считаться. Налоги регулируются только на национальном уровне, введенные

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.