бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банкротство предприятий в современных условиях

рекомендательный характер. Как положительное, так и отрицательное

заключение может быть проигнорировано кредиторами.

Временный управляющий созывает первое собрание кредиторов, которое

представляет интересы всех кредиторов при проведении процедур банкротства.

На собрании временный управляющий знакомит кредиторов с возможными

перспективами должника. В первую очередь учитываются состояние активов и

экономический потенциал предприятия.

Временный управляющий информирует кредиторов о предполагаемых

мероприятиях внешнего управления, о необходимых для этого затратах, о

примерном периоде времени, в течение которого платежеспособность должника

может быть восстановлена, о суммах, которые кредиторы смогут получить в

случае достижения целей внешнего управления и при недостижении этих целей.

С момента признания арбитражным судом должника банкротом и открытия

конкурсного производства, или введения внешнего управления, или утверждения

мирового соглашения наблюдение прекращается.

o Внешнее управление

Основную роль в решении вопроса о назначении внешнего управления

играют кредиторы, которые, по сути, решают: получить очень незначительную

сумму средств (а возможно, не получить ничего) немедленно либо значительно

большую сумму (а возможно, весь долг полностью) по истечении определенного

срока.

Анализ практики позволяет сделать вывод о том, что в большинстве

случаев кредиторы выбирают путь, наиболее перспективный для должника,

поскольку кредиторы больше кого бы то ни было заинтересованы в

восстановлении экономического положения должника. Однако, закон,

устанавливая общее правило об утверждении судом решения собрания кредиторов

о введении внешнего управления, устанавливает и исключение из правила,

состоящее в обратном решении суда, т.е. в возможности ввести внешнее

управление по решению суда вопреки мнению кредиторов.

С момента введения внешнего управления:

. руководитель должника отстраняется от должности, управление делами

должника возлагается на внешнего управляющего;

. вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным

обязательствам и обязательным платежам должника.

На сумму требований кредитора по денежным обязательствам и (или)

обязательным платежам, установленным на момент введения внешнего

управления, начисляются проценты в порядке и размере, которые предусмотрены

статьей 395 ГК РФ, (т.е по учетной ставке Центробанка).

По окончании внешнего управления неустойки (штрафы, пеня), а также

суммы причиненных убытков, которые должник обязан уплатить кредиторам по

денежным обязательствам и обязательным платежам, могут быть предъявлены к

уплате в размерах, существовавших на момент введения внешнего управления.

Мораторий (приостановление исполнения) на удовлетворение требований

кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные

платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего

управления.

Рассмотрим основные права и обязанности внешнего управляющего. Внешний

управляющий вправе:

. самостоятельно распоряжаться имуществом должника с некоторыми

ограничениями;

. заключать от имени должника мировое соглашение;

. заявлять отказ от исполнения договоров должника.

Внешний управляющий обязан:

. разработать и представить на утверждение собранию кредиторов план

внешнего управления;

. вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность;

. заявлять в установленном порядке возражения по предъявленным к

должнику требованиям кредиторов;

. принимать меры по взысканию задолженности перед должником;

. рассматривать требования кредиторов;

. вести реестр требований кредиторов;

. представить собранию кредиторов отчет по итогам реализации плана

внешнего управления;

. осуществлять иные полномочия в соответствии с законом.

План внешнего управления должен предусматривать меры по восстановлению

платежеспособности должника. Платежеспособность должника признается

восстановленной при отсутствии признаков банкротства, рассмотренных выше.

По результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание

кредиторов вправе принять одно из следующих решений:

. о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением

платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

. об обращении в арбитражный суд с ходатайством о продлении

установленного срока внешнего управления;

. об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника

банкротом и об открытии конкурсного производства;

. о заключении мирового соглашения.

Рассмотренный собранием кредиторов отчет внешнего управляющего

подлежит утверждению арбитражным судом.

o Конкурсное производство

В случае нецелесообразности введения внешнего управления, а также по

иным основаниям, предусмотренным законом «О несостоятельности

(банкротстве)», арбитражный суд самостоятельно или по ходатайству собрания

кредиторов принимает решение о признании должника банкротом и об открытии

конкурсного производства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к

должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения

требований кредиторов. С момента признания должника банкротом:

. срок исполнения всех денежных обязательств должника, а также

отсроченных обязательных платежей должника считается наступившим;

. прекращается начисление неустоек (штрафов, пени), процентов и иных

финансовых (экономических) санкций по всем видам задолженности

должника;

. сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к

категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся

коммерческой тайной.

Конкурсный управляющий с момента своего назначения осуществляет

следующие функции:

. принимает в ведение имущество должника, проводит инвентаризацию и

оценку имущества должника и принимает меры по обеспечению его

сохранности;

. анализирует финансовое состояние должника;

. предъявляет к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником,

требования о ее взыскании в порядке, установленном законодательством

Российской Федерации;

. принимает меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества

должника, находящегося у третьих лиц;

. осуществляет иные функции в соответствии с законом.

Все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного

производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет

конкурсную массу. После проведения инвентаризации и оценки имущества

должника конкурсный управляющий приступает к продаже указанного имущества

на открытых торгах.

Вырученные от реализации имущества средства используются для

удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной

очередностью:

. вне очереди покрываются судебные расходы;

. в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми

должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью;

. во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и

оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, и по выплате

вознаграждений по авторским договорам;

. в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по

обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;

. в четвертую очередь удовлетворяются требования по обязательным

платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

. в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения

требований предыдущей очереди. При недостаточности денежных средств

должника они распределяются между кредиторами соответствующей очереди

пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования

кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества

должника, считаются погашенными.

После завершения расчетов с кредиторами конкурсный управляющий обязан

представить в арбитражный суд отчет о результатах проведения конкурсного

производства. Определение арбитражного суда о завершении конкурсного

производства является основанием для внесения в единый государственный

реестр юридических лиц записи о ликвидации должника.

o Мировое соглашение

На любой стадии рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве

должник и кредиторы вправе заключить мировое соглашение.

Мировое соглашение должно содержать положения о размерах, порядке и

сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств

должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением

долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством

Российской Федерации.

Мировое соглашение может содержать условия:

. об отсрочке или о рассрочке исполнения обязательств должника;

. об уступке прав требования должника;

. об исполнении обязательств должника третьими лицами;

. о скидке с долга;

. об обмене требований на акции;

. об удовлетворении требований кредиторов иными способами.

Мировое соглашение может быть заключено после погашения задолженности

по требованиям кредиторов первой и второй очереди. Утверждение мирового

соглашения арбитражным судом в ходе наблюдения или внешнего управления

является основанием для прекращения производства по делу о банкротстве.

Утверждение мирового соглашения арбитражным судом в ходе внешнего

управления является также основанием для прекращения моратория на

удовлетворение требований кредиторов.

Таким образом, современное российское законодательство о банкротстве

преследует две основных цели (для достижения каждой из которых выработаны

особые средства).

Во-первых, необходимо изъять из гражданского оборота субъектов, не

способных функционировать, принося прибыль и добросовестно исполняя свои

обязательства перед контрагентами. Ликвидация таких субъектов способна

только оздоровить экономику.

Закон призван осуществить ликвидацию таких юридических лиц, во-первых,

быстро (чтобы они не успели причинить более значительных убытков

кредиторам); во-вторых, с соблюдением баланса интересов как должника, так и

кредиторов и государства.

Во-вторых, закон должен помочь восстановлению финансового положения

должника, испытывающего временные трудности, обладающего значительным

финансовым потенциалом.

2 Причины банкротства многих российских предприятий и пути выхода из

кризиса

В условиях плановой экономики, когда все вокруг принадлежало одному

собственнику - государству, понятие "банкрот" было для нас чем-то весьма

отвлеченным. Государство в случае финансовой несостоятельности того или

иного предприятия просто перераспределяло финансовые ресурсы от одного

хозяйственного субъекта к другому.

Ситуация совершенно изменилась, когда мы приступили к строительству

цивилизованного рынка. Проблема неспособности предприятия платить по своим

обязательствам стала весьма актуальной. Массовые взаимные неплатежи, долги

по заработной плате - все это реалии сегодняшнего дня.

Следует уяснить существующие объективные условия для массовой

несостоятельности предприятий различных организационно-правовых форм

собственности и всего народно-хозяйственного комплекса РФ. Они порождены

прежде всего непродуманностью экономической концепции и стратегии развития

хозяйства в условиях рыночных отношений, низким качественным потенциалом

управленческих кадров, а также явились следствием:

. разрыва экономических связей между странами СНГ и субъектами РФ;

. необоснованности и поспешности проведения приватизации;

. замедленного развития организационно-правовых основ развития

экономики;

. наличия социально-психологических стереотипов, не воспринимающих

необходимость перехода к рыночным отношениям;

. неудовлетворительного финансово-экономическое положения в стране и

субъектах РФ;

. затухающих темпов инновационных процессов;

. высоких темпы инфляционных процессов.

Переход к рынку означает тяжелый структурный кризис экономики.

Огромное количество предприятий становится ненужными. Не нужна их

продукция, их оборудование. Этот кризис развивается лавинообразно: по

цепочке начинают сворачивать производство поставщики и потребители

предприятия. Рынок создаёт и новые ниши, но чтобы их занять, приспособится

к новым условиям, нужны инвестиции. Но механизмов аккумуляции инвестиций,

адекватных рыночным условиям, нет, и создание их - вопрос времени. В стране

возникает явление так называемого "штопора кризиса": одновременно все

производители из-за неопределённости конъюнктуры сбрасывают производство. В

это же время появляются иностранные конкуренты, имеющие стабильные

источники доходов и надёжные каналы инвестиций. В итоге кризис продолжает

углубляться. Финансовая несостоятельность, неспособность оплатить свои

долги становится массовым явлением. Одно разоряющееся предприятие тянет за

собой другие.

Банкротство - это цивилизованная форма недопущения физической

остановки производства. Предприятие может формально существовать долго,

накапливая долги и увеличивая число кредиторов. Необходимо наведение

порядка до наступления безнадежного положения, когда денег не дают даже на

текущую деятельность. И в таком положении оказалась большая часть

российских предприятий.

Введение процедур банкротства позволяет отсечь заведомо больные

сегменты экономики. Но главное, возникает юридически закреплённая

возможность организовать спасение и оздоровление предприятий, не

вписавшихся в рынок.

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от

радикально направленных действий арбитражного управляющего, который

назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего

управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего

управления имуществом должника является наличие реальной возможности

восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения

его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления

других организационных и экономических мероприятий.

План внешнего управления может предусматривать следующие меры по

восстановлению платежеспособности должника:

. перепрофилирование производства;

. закрытие нерентабельных производств;

. ликвидация дебиторской задолженности;

. продажа части имущества должника;

. уступка прав требования должника;

. исполнение обязательств должника собственником имущества должника-

унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);

. продажа предприятия (бизнеса) должника.

Продажа части имущества должника может быть осуществлена после

инвентаризации и оценки посредством проведения открытых торгов. Таким же

образом осуществляется уступка прав требования должника.

Исполнение обязательств должника третьим лицом допускается при

условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех

конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

При продаже предприятия (бизнеса) должника отчуждаются все виды

имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской

деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения,

оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права

на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и

услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие

исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и

обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Важно отметить, что при продаже предприятия денежные обязательства и

обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления

о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия. Все

трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия,

сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к

покупателю предприятия.

Продажа предприятия производится путем проведения открытых торгов.

Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества

должника и используется для погашения требований кредиторов.

Данный механизм позволяет эффективно осуществлять смену собственника

предприятия, сохраняя его как единый социально-экономический комплекс. В

этом отношении продажа части имущества должника, особенно если это

необходимое технологическое оборудование, может привести к невозможности

осуществления производственного процесса, а следовательно к прекращению

выпуска продукции и росту безработицы. Однако продажа бизнеса должника

требует значительных капиталовложений, что в сегодняшних условиях общего

кризиса и спада инвестиций представляется затруднительным.

Оптимальным вариантом для предприятия-должника представляется

привлечение в качестве акционеров своих непосредственных поставщиков и

потребителей продукции. Это позволяет создать эффективную взаимосвязанную

систему хозяйствования, где участники заинтересованы в поддержании

стабильности и финансовой устойчивости всей системы и ее элементов, так как

это напрямую связано с их собственным положением. Данный принцип широко

используется многими успешными западными корпорациями.

Антикризисное управление может и должно быть эффективным. Для этого

важно заниматься различными сторонами процесса. Управлять следует:

. активами (пассивами) предприятия;

. этапами бизнес-процесса (сбыт, производство, снабжение, учет);

. программами защиты имущества и безопасности бизнеса;

. кадрами (включая вопросы формирования кадровой политики, социальные

вопросы, отношения с профсоюзами);

. программами построения отношений с акционерами, партнерами, органами

государственной власти;

. программами информационной поддержки (включая доведение до сведения

трудового коллектива информации о планах, методах и принципах

управления, а так же доведение социально-значимых аспектов

деятельности до широкой общественности).

Деятельность по антикризисному управлению крупными промышленными

объектами в различных своих модификациях, несомненно, будет способствовать

сохранению и развитию промышленного потенциала страны.

Рассматривая различные способы восстановления финансового состояния

предприятий, следует отметить возможность проведения реструктуризации

задолженности по обязательным платежам в бюджет. В соответствии с принятым

порядком процедура реструктуризации является добровольным делом предприятия-

должника при угрозе принятия мер, предусмотренных законодательством о

банкротстве. Однако опыт показывает, что, несмотря на вполне весомую пользу

для государства и для самих предприятий, применение процедуры

реструктуризации массовым явлением не стало. Предприятия не торопятся

заключать договоры реструктуризации, надеясь на дальнейшее ослабление

требований государства по отношению к ним. Угроза банкротства тоже мало

кого пугает, так как все понимают, что массового банкротства государство

допустить не может. Один из возможных выходов из этого положения -

изменение сложившейся практики реструктуризации задолженности в сторону

обязательного, командного применения процедуры реструктуризации по

инициативе государственных органов.

Таким образом, назрела острая необходимость инвентаризации взаимной

задолженности. Если предприятия готовы начать "новую жизнь", то имеются все

основания полагать, что накопленные долги являются главным фактором,

сдерживающим энергию развития. Многим предприятиям также требуется

переориентировать производство с учетом спроса на их продукцию.

Балансы предприятий необходимо "расчистить" от накопленных неплатежей,

поскольку во многих случаях происходит самовозрастание задолженности из-за

преобладания в ее структуре штрафов и пени и искажение финансового

состояния предприятий. Кроме того, неплатежи возникают из-за искусственного

завышения цен, возникающего как реакция "естественных монополий" на уже

имеющиеся неплатежи покупателей. Рост всех видов неплатежей в значительной

мере обусловлен несовершенством складывающейся под воздействием мировых цен

и конкуренции импортных товаров системы относительных цен в отраслях

российской экономики.

Однако это не единственная мера в отношении отдельно взятой

организации, так как нет гарантии от повторного накопления долгов.

В настоящее время при наличии развитого рынка капиталов возможно

провести весь цикл процедур по "расчистке" балансов: от их разделения до

рекапитализации. Однако без участия государственных органов данную проблему

решить невозможно.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что сегодняшнее тяжелое

финансовое состояние многих российских предприятий явилось следствием как

объективных, так и субъективных причин. Банкротство - один из легальных

механизмов обновления и реформирования наших предприятий; это механизм

развития путем эффективного перераспределения собственности. Банкротство

далеко не всегда означает ликвидацию предприятия.

Безусловно, необходимо принимать все меры по предотвращению кризисной

ситуации. Если же предприятие оказалось в долговой яме, необходимо

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.