бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Банковская система Республики Башкортостан и ее социально-экономическая роль

неправильно или неполно. Это приводит к несвоевременному зачислению средств

в бюджеты разных уровней. Она рекомендовала руководителям банков

организовать дополнительную работу с клиентами по правильности и полноте

заполнения всех реквизитов платежных документов.

Начальник управления валютного регулирования и валютного контроля

Национального банка Республики Башкортостан М.Т.Шакиров остановился на

результатах согласования Правил внутреннего контроля в целях

противодействия легализации доходов полученных преступным путем и

направлениях изменений валютного законодательства.

Начальник отдела ценных бумаг управления банковского надзора и

санирования Национального банка Республики Башкортостан М.З.Халиуллин

ознакомил руководителей кредитных организаций с перспективами деятельности

на рынке государственных ценных бумаг.

Заместитель Председателя Национального банка Республики Башкортостан

М.Д.Кашапов изложил позицию Национального банка по вопросу создания

банковской ассоциации Республики Башкортостан и кредитного бюро.

В обсуждении вопроса приняли участие руководители всех кредитных

организаций. Д.Н.Неверов (ОАО "Социнвестбанк") отметил, что, объединившись

в ассоциацию, банки смогут лоббировать свои интересы на различных уровнях.

"Социнвестбанк" - активный сторонник создания ассоциации банков Республики

Башкортостан, но существует необходимость определения круга вопросов,

решаемых ассоциацией. Желательно участие всех банков, работающих в регионе.

"Социнвестбанк" будет участвовать и в работе бюро кредитных историй,

потребность в создании которого назрела уже давно.

Е.В.Савченко (ОАО "Башэкономбанк") предложил создать башкирское

представительство в составе Ассоциации российских банков, что позволит

снизить расходы, связанные с функционированием ассоциации.

С.С.Торопов (ООО "Башинвестбанк") также выразил мнение, что проще

создать представительство ассоциации российских банков в Башкортостане и

предложил определить круг вопросов, которые будут решаться в ассоциации.

Р.А.Садрыева (ООО "Промтрансбанк") полностью поддержала идеи создания

ассоциации региональных банков и кредитного бюро.

В.А.Балабанов (ОАО "УралСиб") отметил, что "Урало-Сибирский банк" не

является активным сторонником создания региональной ассоциации банков, но

если она будет создаваться - войдет в её состав.

В уставах многих кредитных организаций записано, что участие в

объединениях и ассоциациях возможно лишь с одобрения собрания участников

банка и решения Наблюдательного Совета, а для этого необходимо время. В

связи с чем, необходимо провести предварительное учредительное собрание.

Было высказано, что для членов ассоциации должны быть установлены

фиксированные взносы.

Идею создания кредитного бюро банк поддерживает и предлагает назвать -

"Сведения о неблагонадежных заемщиках". Работу по созданию такого бюро

необходимо проводить поэтапно. На первом этапе ограничиться: по территории

охвата - г. Уфа, по категории клиентов - физические лица, информацию

представлять ежемесячно.

Ф.А.Имамов (ОАО «Альфа-Банк-Башкортостан») выразил согласие войти в

ассоциацию региональных банков с установленными фиксированными членскими

взносами.

Кредитное бюро необходимо, но информация должна представляться как по

физическим, так и по юридическим лицам. Эту работу можно проводить под

руководством Национального банка Республики Башкортостан.

В.Ю.Богданов (ОАО «Башкирский железнодорожный банк») поддержал идею

создания ассоциации региональных банков как самостоятельного юридического

лица, отстаивающего интересы кредитных организаций Республики Башкортостан,

а также одобрил предложение о создании кредитного бюро. Он от метил, что

банки должны не обладать правом, а должны быть обязаны представлять

информацию по неблагонадежным клиентам.

Ф.Ф.Галлямов (ОАО КБ "Башкомснаббанк"), Р.Х.Сафина (ОАО Банк "Ашкадар") и

Р.Г.Шакирова (ООО КБ "Недра") поддержали создание банковской ассоциации и

кредитного бюро.

Е.Г.Черепахин (КБ ООО "Соцкредитбанк") отметил, что принимать решение об

участии или неучастии в ассоциации должно собрание участников банка.

Членские взносы должны быть дифференцированные.

К.Т.Галимов (ООО "Инвесткапиталбанк") согласился с созданием региональной

банковской ассоциации и кредитного бюро. Предложил на первом этапе

ограничиться представлением сведений о физических лицах.

В.С.Яковлев (ОАО "Башпромбанк") высказал, что "Башпромбанк" входит в

состав группы ОАО "УралСиб" и решение вопроса об участии в ассоциации

банков и кредитном бюро будет зависеть от его решения.

Далее выступили представители филиалов кредитных организаций:

В.В.Архиереева (филиал ЗАО "Международный промышленный банк"),

В.П.Хабибуллина (Башкирское отделение Сбербанка РФ), А.М.Свинцов (филиал

"Башкирский" АБ "ИБГ Никойл"), Р.М.Хасанов (филиал ОАО Внешторгбанк),

Э.Г.Юферов (филиал "Газпромбанка"), Р.И.Валиахметов (филиал КБ

"Юниаструмбанк"). В своих выступлениях отметили, что вопрос о вступлении в

ассоциацию будет решать головной банк. Все выступившие поддержали идею

создания кредитного бюро. Подводя итоги совещания с руководителями

кредитных организаций, было решено деятельность банковского сектора

Республики Башкортостан в I полугодии 2003 признать удовлетворительной.

Были высказаны следующие рекомендации кредитным организациям:

- продолжить работу по обеспечению адекватного роста капитала масштабам

банковского бизнеса, повышению рентабельности капитала, совершенствованию

методов оценки и управления рисками банковской деятельности;

- в целях обеспечения соответствия критериям допуска в систему

страхования вкладов продолжить работу по повышению доходности банковских

операций, обеспечению прозрачности структуры собственности кредитной

организации, качества стратегического управления и бизнес-планирования.

Одобрена идея создания банковской ассоциации Республики Башкортостан в

форме некоммерческой организации и план мероприятий по созданию

регионального кредитного бюро.

3.2. Совещание с кредитными организациями РБ: модернизация банковской

системы республики.

Характеризуя современный этап развития банковской системы, Председатель

Национального банка Республики Башкортостан Р.Х.Марданов отметил, что

развитие банковской системы характеризуется на нынешнем этапе

положительными изменениями, преодолены негативные последствия кризиса 1998

года, повышается устойчивость банковской системы. Достигнуты следующие

объемные показатели развития банковской системы: уровень монетизации

валового регионального продукта близок к 25%, объем предоставляемых

экономике кредитов составляет порядка 12% валового регионального продукта,

объем располагаемого банковской системой капитала - 3,5% валового

регионального продукта. Однако при нынешнем сложившемся характере

институциональных ограничений, базе законодательных и нормативных актов,

регламентирующих деятельность, эти показатели являются предельными.

Достигнутые рубежи в настоящее время не могут в полной мере удовлетворить

как саму банковскую систему, так и основных потребителей банковских услуг,

экономику в целом.

Поэтому проводимые и планируемые Правительством Российской Федерации и

Банком России работы по модернизации банковской системы направлены на то,

чтобы она соответствовала предъявляемым к ней высоким требованиям. Это было

подчеркнуто на Общероссийском межрегиональном совещании-семинаре,

посвященном вопросам совершенствования банковского регулирования и надзора,

в Анапе и на III Всероссийском банковском форуме «Банки и реальный сектор»

в Нижнем Новгороде.

Р.Х.Марданов выделил основные приоритеты модернизации банковской системы

на современном этапе: мероприятия по развитию банковской системы;

мероприятия по укреплению банковского надзора; мероприятия, стимулирующие

взаимодействие кредитных организаций с реальным сектором экономики.

Мероприятия по развитию банковской системы должны включать в себя следующие

направления:

V Во-первых, это укрепление доверия к банковской системе, которое возможно

через внедрение системы страхования вкладов и повышение надзорных

требований к банкам, привлекающим вклады населения. Для этого необходимо

скорейшее принятие закона о страховании вкладов и введение его в

действие. Банки, желающие участвовать в системе страхования, должны

соответствовать самым высоким требованиям надежности. Критерии отбора

банков разрабатываются, но этот процесс требует очень точного подхода,

который позволил бы освободить банковскую систему от неустойчивых и не

выдерживающих конкуренции банков. Для достижения этой цели требуются

жесткие действия со стороны надзорного органа. Определен и период

укрепления банковской системы - 2-3 года.

V Во-вторых, необходимо создать благоприятные условия для банковского

бизнеса. Эта работа возможна только при активном участии кредитных

организаций. По их предложениям уже оптимально снижены требования к

кассовым узлам и банкоматам. Национальный банк участвовал в этом, в том

числе и по поручению Президента и Кабинета Министров Республики

Башкортостан. Результатом станут сокращение издержек банков и развитие

сети банковских офисов по республике, что вписывается в реализацию

республиканской программы развития банковской системы. Требуется

освободить банки от несвойственных им функций по проверке кассовой

дисциплины и валютному контролю, что на нынешнем этапе усложняет

отношения банков с клиентурой. Планируются мероприятия по упрощению

техники кредитования малого бизнеса и потребительского кредитования, ибо

при растущем спросе на этот вид услуг существующие механизмы

кредитования не позволяют удовлетворять его в полной мере, возникает

конкуренция со стороны небанковских учреждений.

Важной задачей является создание системы сбора и распространения информации

о рынке банковских услуг. На сегодняшний день существует проблема

подготовки банками бизнес-планов с точки зрения дефицита информации у них о

состоянии рынка и его перспективах, особенно в разрезе территорий

республики. В связи с этим возможно использование банками таких

инструментов, как программа Банка России «Мониторинг предприятий и их

спроса на банковские услуги» и создание объединенного информационного веб-

портала «Банки Республики Башкортостан».

В этом русле, отметил Р.Х.Марданов, будет продолжаться и работа по

созданию кредитных бюро. К сожалению, эту инициативу Национального банка

поддержали не все банки.

V В-третьих, вступление России во Всемирную торговую организацию и переход

на международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) требуют новых

подходов к банковской деятельности. Так, созданы всероссийская и

республиканская комиссии по обеспечению вступления России в ВТО, в

которых участвуют Банк России и Национальный банк Республики

Башкортостан. В целях защиты интересов российской банковской системы

Банк России планирует осуществить ряд регламентирующих мероприятий, как

тот запрет на трансграничную поставку банковских услуг (т.е.

предоставление услуг из-за границы), обеспечение присутствия банков на

территории России только в форме юридического лица и наложение квоты на

участие иностранного капитала в капитале банков.

V В-четвертых, становится очевидным поощрение самоорганизации банковского

сообщества. Так, по инициативе Ассоциации российских банков планируется

подписание соглашений о сотрудничестве банковских ассоциаций и Банка

России. В соответствии с этим проектом возможно создание ассоциаций

разного уровня, а также будет определена степень взаимодействия их

деятельности с Банком России. В Республике Башкортостан также требуется

активизация объединительных движений банков, т.к. на сегодняшний день

единого, реально действующего общественного органа, выражающего интересы

банков республики, нет.

Мероприятия по укреплению банковского надзора, направленные на формирование

другого уровня взаимодействия банков и Банка России, повышение устойчивости

банков, содержат следующие положения. Как уже говорилось, необходим переход

от формального надзора к содержательному, т.е. отход от формальных процедур

надзора за деятельностью банков к их качественному анализу. В рамках этого

направления важно принятие новой редакции закона о банкротстве кредитных

организаций, который позволил бы более эффективно проводить процедуры

банкротства с меньшими потерями для кредиторов и клиентов банков.

Актуальной проблемой является выявление и предотвращение «раздувания»

банками своего капитала - сейчас разработаны механизмы выявления схем

обманного увеличения капиталов. Важным элементом является и укрепление

системы противодействия легализации преступных доходов и финансирования

терроризма. Р.Х.Марданов выразил благодарность банкам республики за

активное участие в этой работе. Благодаря совместным усилиям Россия была

исключена из «черных списков» FATF.

Эффективный надзор невозможен без качественной информации, получаемой от

банков, поэтому требуется совершенствование системы информации. В основу

этого будет положен иной тип взаимоотношений между Банком России и

кредитными организациями - теперь они рассматриваются как элементы единой

банковской системы, обеспечивающей экономику деньгами. В связи с этим,

отметил Р.Х.Марданов, и вводятся новые требования к банковскому надзору. В

международном сообществе они выразились в своде документов «Базель-2». В

России также ведется эта работа и в ближайшее время будет введен институт

кураторов кредитных организаций, что в итоге приведет к упорядочению

надзорных процедур и реорганизации инспекционной деятельности.

Из мероприятий, стимулирующих взаимодействие банков с реальным сектором

экономики, необходимо выделить следующие:

Сегодня очень важно для банков республики содействовать реализации

мероприятий Федеральной целевой программы социально-экономического развития

Республики Башкортостан, утвержденной Правительством Российской Федерации и

в рамках которой намечены приоритетные направления финансирования, т.к. на

финансирование проектов программы за счет банковских кредитов намечается

большой объем. Кроме этого, для повышения эффективности взаимодействия

банков с реальным сектором экономики планируется создание реально

действующего ипотечного рынка, что предполагает активизацию рынка ипотечных

ценных бумаг, внесение поправок в законодательные акты, регулирующие сферу

ипотеки, а также развитие сети строительно-сберегательных касс.

В заключение Р.Х.Марданов призвал руководителей кредитных организаций

переосмыслить свою деятельность в текущих условиях, пригласил к

конструктивному диалогу и содействию при подготовке предложений по

реализации мер по вышеозначенным вопросам, учитывая то, что руководство

Банка России оперативно реагирует на предложения от банковского сообщества

и территориальных учреждений. Президент и Кабинет Министров Республики

Башкортостан придают большое значение развитию банковской системы для

экономики, именно поэтому была принята республиканская Программа развития

банковской системы. Ее возможности далеко не исчерпаны, и в рамках

программы, а также вне ее рамок есть возможность реализовать гораздо

больший круг мероприятий, и необходимо придать развитию объединяющий

толчок.

Тему взаимодействия банков и реального сектора экономики продолжил

заместитель Премьер-министра Республики Башкортостан С.П.Ефремов. Он

отметил позитивные тенденции в развитии промышленности республики. В

текущем году объем промышленного производства достиг 132,8 млрд. рублей,

индекс физического объема составил 102,3%. Основными положительными

факторами явились благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, увеличение

инвестиционного спроса.

Отмечены положительные тенденции в машиностроении, металлообрабатывающей

промышленности, цветной и черной металлургии. По итогам 9 месяцев текущего

года объем инвестиций в промышленность составил 9 млрд.. 844 млн. рублей,

почти 90% из них обеспечено собственными средствами предприятий.

Правительством РФ одобрена Федеральная целевая программа "Социально-

экономическая политика Республики Башкортостан до 2006 г.", которой суждено

стать новым этапом развития республики и ее взаимоотношений с федеральным

центром. С.П.Ефремов отметил, что успешное выполнение программы зависит от

слаженной работы всех звеньев, в том числе и кредитной системы. Согласно

программе общая сумма финансирования составляет 172 млрд. рублей, из

которых 20% будет выделено из федерального бюджета, 16,5% - из бюджета

республики; доля финансирования собственными средствами предприятий и

организаций составит 30%, заемными средствами - в объеме более 23%.

Величина необходимых банковских кредитов варьируется по различным

разделам программы. Так, по предприятиям машиностроения, оборонно-

промышленного комплекса, металлургии, связи, лесопромышленного комплекса,

текстильной и медицинской промышленности на кредиты банков приходится свыше

47% от стоимости всех инвестиционных проектов программы.

Однако многие предприятия не имеют достаточных средств на финансирование

проектов, для многих нереальны и банковские кредиты. В связи с этим особую

важность приобретают условия предоставления кредитов банками.

Основной целью большинства инвестиционных проектов является приобретение

нового оборудования, реконструкция и техническое перевооружение

предприятий. Срок их окупаемости во многом зависит от специфики

предприятия, производственного цикла.

Отрадно, что ряд банков уже участвует в финансировании проектов,

подчеркнул С.П.Ефремов. Вырабатывается практика формирования

синдицированного обеспечения кредитов группой деловых партнеров,

заинтересованных в проекте. При этом некоторые перспективные проекты

остаются недофинансированными, несмотря на их несомненную привлекательность

и перспективность. Вице-премьер РБ призвал банковские структуры при

рассмотрении вопросов финансирования проектов отнестись к ним не только с

позиции выгоды для банков, а также банковских инструкций и ограничений, а

как к социально значимым проектам.

Директор Федеральной целевой программы социально-экономического развития

Республики Башкортостан Д.В.Шаронов был единодушен с предыдущим докладчиком

и также пригласил кредитные организации к сотрудничеству и диалогу. Он

отметил, что настоящая дирекция создана для координации работы по

выполнению программы. Министерству экономики совместно со всеми

заинтересованными структурами, в большей части кредитными организациями,

предстоят поиски источников и путей финансирования имеющихся проектов.

Успешное завершение программы в 2006 году зависит от слаженной совместной

работы.

С итогами деятельности банковской системы республики за 10 месяцев того

года выступил заместитель Председателя Национального банка Р.Ш.Ганеев В

своем выступлении он отметил, что банковская система республики развивается

в целом позитивно, и основными тенденциями стали существенное увеличение

темпов роста большинства показателей деятельности кредитных организаций по

сравнению с 2001 годом: если за 9 месяцев 2001 года динамика роста не

превышала 20%, то в текущем году - 30-50%; выход всех кредитных организаций

банковского сектора в область финансовой устойчивости, приемлемого уровня

ликвидности; проявление так долго ожидаемого факта все более активного

влияния банков на процессы в реальном секторе экономики. Однако, как

отметил докладчик, есть ряд задач, которые необходимо решить в ближайшее

время. Среди них: проведение банками всестороннего анализа своей

деятельности с учетом новых требований законов, нормативных актов, подходов

Банка России к «чистоте» уставного капитала, прозрачности структуры

собственников и всей деятельности в целом, подготовке к переходу на МСФО;

совершенствование системы управления рисками, внутреннего контроля и в

целом приведение системы корпоративного управления в КО в соответствие с

международными требованиями, отказ от схем искусственного управления

нормативами вместо реального управления ликвидностью; повышение

эффективности деятельности, что потребует реструктуризации технологии

организации банковского бизнеса, исключения неэффективных,

непроизводительных затрат, оптимизации численности и повышения

профессионального уровня банковских специалистов, проведения серьезной

работы по увеличению портфеля работающих активов; необходимо внести

коррективы в бизнес-планы, учитывая, что банкам, находившимся в стагнации,

целесообразно кардинально пересмотреть свое отношение к размерам

банковского бизнеса - без экономии издержек на масштабах будет крайне

трудно удерживать конкурентные позиции.

Также Р.Ш.Ганеев отметил, что заблаговременная подготовка к отчетно-

выборным процедурам по окончании финансового года должна проходить в

контексте стандартов корпоративного управления. При этом необходимо

учитывать изменения в квалификационных требованиях к руководителям

кредитных организаций, членам Совета директоров, длительность процедуры

качественной юридической экспертизы предполагаемых изменений в Устав.

Р.Ш.Ганеев подробно остановился на задаче по выстраиванию нового характера

взаимоотношений Банка России и кредитных организаций. Он отметил, что в

этой связи Национальный банк Республики Башкортостан будет участвовать в

двух экспериментальных проектах Банка России.

В текущем году Банком России определены новые подходы, связанные с

разработкой принципов и форм организации института кураторов кредитных

организаций. В то же время, институт кураторства, который предлагает

внедрить Банк России, в определенной мере используется в Национальном банке

не первый год. Национальный банк подключился к эксперименту Банка России.

Нельзя не отметить имеющуюся проблему непроработанности правовой базы.

Вместе с тем, через практику работы на основе проекта Положения о кураторе,

будут сформулированы предложения по изменению банковского законодательства.

В этой связи Национальный банк разработал и 7 кредитных организаций уже

подписали Соглашение "Об основах организации банковского надзора с участием

кураторов в рамках проведения эксперимента Банка России". Обобщенное мнение

шести оставшихся сводится к просьбе дополнительно разъяснить цели и задачи

заключения Соглашения.

По мнению Р.Ш.Танеева, необходимо, чтобы банки увидели связь между

реализацией принципов качественного осуществления надзора оценки их

деятельности, общей степенью открытости кредитных организаций и

перспективами их участия в системе страхования вкладов, а по сути

прохождения процедуры перелицензирования.

Основной целью является разработка принципов и подходов к организации

рискфокусированного надзора, отказ от формального надзора по отклонениям.

Это позволит для кредитных организаций снизить бремя отвлечения финансово

устойчивых, прозрачных кредитных организаций на поднадзорные процедуры, для

Банка России с наибольшим эффектом достичь цели финансовой стабильности

банковской системы. Знание Банка России обо всех существенных аспектах

деятельности банка, в том числе об оптимальности системы управления рисками

позволит выстроить адекватную систему отношений, исключающую неоправданное

формальное надзорное вмешательство.

Национальный банк Республики Башкортостан также приступил к проведению

плотного проекта по расширению сферы практического использования

результатов программы Банка России "Мониторинг предприятий и их спроса на

банковские услуги". Кредитным организациям будет предложено использование

указанных результатов в качестве элемента системы принятия решений по

расширению своего бизнеса. Национальный банк намерен в качестве помощи

кредитным организациям доводить результаты мониторинга предприятий в виде

конъюнктурных обзоров и показателей, характеризующих банковские услуги для

их практического использования в бизнес-планировании.

О роли инновационных технологий в банках выступил федеральный инспектор по

Республике Башкортостан И.А.Огнев, отметив, что таким элементам управления,

как бизнес-планирование и кадровая политика, необходимо обеспечить

пристальное внимание со стороны руководите лей банков. Он заметил, что

банки должны финансировать не только проекты, имеющие прямую финансовую

отдачу, но и проекты, связанные с обеспечением кадровыми ресурсами,

например, образовательные.

О необходимости информационной открытости банков и создания объединенного

информационного органа выступил руководитель службы по связям с

общественностью Национального банка Ш.А.Аминов. Он предложил руководителям

банка принять участие в реализации проекта по созданию информационного

вебпортала «Банки Республики Башкортостан», целью которого является более

полное информирование общественности о деятельности банковской системы и

самих банков республики. Веб-портал должен стать объективным и независимым

средством информирования общественности. Он отметил, что за счет

консолидированных действий при методологической поддержке со стороны НБ РБ,

а также коллективно разработанных правил игры кредитные организации получат

возможности существенной экономии на освоение и применение Интернет-

технологий в своем бизнесе. Также Ш.А.Аминов пригласил кредитные

организации к участию в подготовке материалов для информационно-

аналитического бюллетеня «Банки и банковское дело Башкортостана».

В работе совещания принимали участие В.А. Власов, министр экономики

Республики Башкортостан, Р.Р. Урманшина, главный специалист Управления

социально-экономической политики Администрации Президента Республики

Башкортостан, В.А. Петошин, заместитель министра промышленности, внешних

связей и торговли Республики Башкортостан, П.Ф.Иванов, заведующий отделом

Кабинета Министров Республики Башкортостан. А.М.Никишин, начальник отдела

Министерства промышленности, внешних связей и торговли Республики

Башкортостан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Исходя из анализа банковской системы Республики Башкортостан и ее социально-

экономической роли, можно сделать следующие выводы:

. Достаточно развитая банковская система в республике сформировалась к

концу 1925 года и состояла в основном из различных кредитных учреждений,

созданных на паевых началах.

. Национальный банк Республики Башкортостан является связующим звеном

республиканской экономической системы с общероссийской и выполняет

двоякую роль. С одной стороны, Национальный банк выступает как проводник

денежно-кредитной политики Банка России. С другой стороны, проводя

глубокий анализ специфики экономики региона, способствует развитию

финансового и нефинансового секторов Республики Башкортостан.

. Правительством РФ одобрена Федеральная целевая программа "Социально-

экономическая политика Республики Башкортостан до 2006 г.", которой

суждено стать новым этапом развития республики и ее взаимоотношений с

федеральным центром. Реализация подобной целевой программы привела к

решению проблем в финансовой сфере республики и более активному участию

банковской системы в инвестиционных процессах, а также способствовала

переходу к устойчивому социально-экономическому развитию сельских

населенных пунктов и расширению рынка труда в сельской местности.

. Текущий год характеризуется дальнейшим укреплением доверия к банковскому

сектору со стороны кредиторов и вкладчиков, что способствовало росту

ресурсной базы кредитных организаций. О восстановлении доверия к

банковскому сектору свидетельствует рост доли депозитов физических лиц

сроком свыше одного года в совокупных депозитах с 32,5% на 01.07.2002 до

37,8% на 01.07.2003.

. Благоприятная экономическая конъюнктура, улучшение финансового состояния

предприятий реального сектора обусловили снижение рисков по активным

операциям банков. Основной вклад в рост активов банковского сектора

внесло расширение кредитных операций банков.

. У более половины кредитных организаций республики наблюдается рост

объемов кредитования населения, что обусловлено ростом реальных денежных

доходов граждан. Таким образом, за истекший пятилетний период

кредитоспособность граждан повысилась и относительно стабилизировалась.

. Вклады населения постепенно превращаются в довольно устойчивый источник

финансовых ресурсов банков. Таким образом, в последние годы наблюдался

рост общей доли организованных форм хранения денежных средств населения.

Относительная стабилизация макроэкономической ситуации, невысокий

уровень инфляции, рост денежных доходов населения сформировали

положительную динамику взаимодействия банковского сектора экономики с

сектором "домашних хозяйств" и обеспечили значительный приток денежных

средств населения в банковскую систему республики.

. По итогам деятельности за I полугодие 2003 года прибыль получена всеми

кредитными организациями и филиалами инорегиональных банков, за

исключением одного филиала, убытки которого носят плановый характер.

Совокупная величина финансового результата с начала года составила 832,9

млн. руб. Полностью погашены убытки прошлых лет. К числу финансово

стабильных кредитных организаций относятся все 13 действующих кредитных

организаций республики. Деятельность банковского сектора республики

рентабельна.

. По итогам I полугодия объем ВРП Республики Башкортостан вырос по оценке

на 7,8%, несколько опередив темп роста российского ВВП - 7,2%. Объем

промышленного производства вырос на 9,3%, производство валовой продукции

сельского хозяйства увеличилось на 4,2%. Инфляция в республике росла

меньшими темпами, чем по России и по итогам I полугодия составила 6,8%

против 7,9% по Российской Федерации.

. Основные показатели, характеризующие обеспеченность экономики республики

базовыми банковскими услугами, свидетельствуют о росте масштабов

взаимодействия реального и банковского секторов экономики.

. Мероприятия по развитию банковской системы РБ должны включать в себя

следующие направления: укрепление доверия к банковской системе; создание

благоприятных условий для банковского бизнеса; вступление России во

Всемирную торговую организацию и переход на международные стандарты

финансовой отчетности (МСФО); поощрение самоорганизации банковского

сообщества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Пресса:

1) «Банки и банковское дело Башкортостана» Пресс-служба Национального

банка Республики Башкортостан, № 22, декабрь, 2002.

2) «Банки и банковское дело Башкортостана» Пресс-служба Национального

банка Республики Башкортостан № 20, октябрь, 2001.

3) «Вестник Национального Банка Республики Башкортостан»

Т. Р. Гизатуллин, Н. А. Хусаинова, № 10(182), 2003.

4) «Вестник Национального Банка Республики Башкортостан» Р. Гакбашев, Г.

Хафизова, № 12(184), 2003.

5) «Вестник Национального Банка Республики Башкортостан» А.А,

Хуснутдинов, В.Г, Ярмухаметов, № 14(186), 2003.

6) «Вестник Национального Банка Республики Башкортостан» И.Н.

Хисматуллин, №13(185), 2003.

7) «Новости Башкирии» Ханиф Муртазин, 2003 г. № 5.

8) «Эксперт» Е. Маковская, №11, 2002.

9) «Деньги и кредит» Банковская система России: состояние и перспективы/

С.М. Борисов, П.А. Коротков №8, 2002.

10) «Банковское дело. Справочное пособие». Под ред. Бабичевой Ю.Н.,

Москва, «Экономика», 2000.

11) «Экономика и Жизнь» Банк России: взгляд в будущее /Т.В. Парамонова,

№9, 2000 г.

12) «Банковское право», Л.Г. Ефимова. Москва, «БЕК», 2000 г.

13) Программа развития банковской системы Республики Башкортостан на

период до 2003 г.

Книги:

14) Финансы Республики Башкортостан: Статистический сборник /

Государственный комитет Республики Башкортостан по статистике, Уфа.

Банковская система России / Под ред. А.Г.Грязновой и др. М.: ТОО ДЕКА,

1995.

«Башкортостан. Краткая энциклопедия», гл. ред. Шакуров Р.З., научное

издательство «Башкирская энциклопедия», 1996.

15) «Банки и банковские операции в России» Ю.М. Букато, В.Г. Львов/

М., изд-во «Финансы и статистика», 2001.

16) Экономика Башкортостана: Учебник для вузов и ссузов /Под общ.ред.

Х.А.Барлыбаева. Изд-е Башкирск. ун-та. - Уфа, 2003.

-----------------------

[pic]

[pic]

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.