бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности развития малых предприятий в России

оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду

оборудование и т п. Подобная система сотрудничества оказывается выгодной

обеим сторонам.

.

В развитых странах разработаны специальные программы поддержки

нововведений через малые венчурные предприятия. В них определяются

направления, размеры и источники финансирования. Например, в США все

федеральные ведомства и 12 агентств по развитию малого бизнеса с бюджетом

более 100 млн. долл. обязаны передавать 1,25% своих финансовых ресурсов для

обеспечения деятельности мелких научно-исследовательских компаний. Из

федеральных фондов финансируется 35%о всех расходов мелких компаний на

НИОКР. Эти средства распределяются в конкурсном порядке в виде

безвозмездных целевых субсидий-грантов. Государство создает благоприятные

условия для деятельности венчурных фондов, объем операций которых в сфере

малого бизнеса достигает 4-4,5 млрд. долл. в год. 1

1. Шамхалов Ф. «Государственная поддержка малого предпринимательства»

Экономист – 1997, №10

В последние годы разрабатываются и наднациональные мероприятия по

поддержке малого бизнеса на уровне ЕС. Программы помощи малому

исследовательскому бизнесу дополняют систему государственного

финансирования научно-технического прогресса, позволяют существенно

расширить деятельность малых фирм, использующих эти средства, способствуют

оживлению рискового финансирования на стадиях коммерческого освоения

продукции, значительно уменьшают инвестиционный риск вкладчиков.

Деятельность малого предпринимательства ориентирована главным

образом на местный рынок, на решение региональных проблем. Малый бизнес

должен стать основной базой формирования рациональной структуры местного

хозяйства и его финансирования с учетом особенностей развития каждого

конкретного региона. Поэтому и поддержка малого предпринимательства должна

осуществляться прежде всего на региональном уровне. Регулирование его из

единого центра возможно только по отдельным приоритетным направлениям или

комплексам народного хозяйства. Местные власти лучше знают свои финансовые

и материальные возможности, реальные общественные потребности, наиболее

эффективные направления использования имеющихся ресурсов по сферам

деятельности и формам собственности располагают административными и

экономическими рычагами для регулирования предпринимательской деятельности.

Практически все органы исполнительной власти на уровне республик,

краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию,

которые должны способствовать развитию предпринимательства. В настоящее

время в большинстве регионов образованы также фонды и центры поддержки

предпринимательства. В Москве, Санкт Петербурге, Воронежской,

Волгоградской, Иркутской, Нижегородской, Новгородской, Тюменской и

некоторых других областях разработаны и осуществляются целевые программы

поддержки малого бизнеса при целевом участии средств местного бюджета.

Например, в Туле на поддержку малого бизнеса в 1995 г. по различным каналам

выделено 6 млрд. руб. на Сахалине - 3,5 млрд. рублей.1

Государственная поддержка предпринимательства на региональном

уровне может включать прямое финансовое субсидирование, льготное

кредитование и селективное гарантирование кредитов, предоставление льгот

по местному налогообложению передачу малым предприятиям части

государственного имущества, а также ноу-хау, технических лицензий из

подведомственного региону госсектора; обеспечение на льготных условиях

совместного с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР

на льготных условиях; участие государства в соучредительстве по организации

новых предприятий; ограниченное регулирование ценообразования; частичное

обеспечение дефицитными сырьем и материалами; предоставление выгодных

региональных госзаказов; упрощенную регистрацию и лицензирование

деятельности, в том числе в сфере внешнеэкономических операций;

юридический и экономический льготный консалтинг; содействие в подготовке

кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для

работы в условиях рыночной экономики; обеспечение правовых льгот

1. Шамхалов Ф. «Государственная поддержка малого предпринимательства»

Экономист – 1997, №10

предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах

свободного предпринимательства и т. п.; содействие и координацию

деятельности союзов и ассоциаций предпринимателей.

Для решения широкого круга проблем становления малого бизнеса

принята государственная программа поддержки малого предпринимательства в

Российской Федерации на 1998-1999 годы. Она утверждена Постановлением

Правительства РФ № 697 3 июля 1998 г.

Целью данной программы является решение стратегической задачи

повышения политической, экономической и социальной стабильности в

российском обществе. Решение этой задачи требует создания

благоприятных правовых и экономических условий для интенсивного

развития малого предпринимательства. Малое предпринимательство

способствует формированию рыночной структуры экономики и

конкурентной среды, налогооблагаемой базы для бюджетов всех

уровней. Путем создания новых предприятий и рабочих мест малое

предпринимательство обеспечивает занятость населения, насыщает

рынок разнообразными товарами и услугами.

Основными направлениями Федеральной программы являются:

- Первое направление включает подготовку законодательных и иных

нормативных правовых актов, устанавливающих предельно упрощенный

(заявительный) порядок регистрации, лицензирования

предпринимательской деятельности, новые системы налогообложения и

бухгалтерского учета, порядок допуска малых предприятий к

реализации на конкурсной основе государственных и муниципальных

заказов на поставку (закупку) продукции и услуг; поддержку

отечественных производителей; обеспечение качества и

конкурентоспособности товаров (услуг), производимых малыми

предприятиями; предоставление малым предприятиям жилых и нежилых

помещений в результате реструктуризации крупных предприятий;

защиту от рэкета и других посягательств на безопасность

функционирования малых предприятий; преодоление административных

барьеров при создании и функционировании малых предприятий.

- Второе направление включает формирование региональных центров

поддержки предпринимательства на базе существующих структур для

обеспечения широкого спектра услуг, включая услуги в сфере

безопасности, финансов, информации, консалтинга, стандартизации и

иные. Предусмотрено создание информационной сети, помогающей

предпринимателям получать сведения юридического и делового

характера (о законах, налогах, конкурентах, клиентах,

состоянии рынка). Намечено проведение круглых столов "Бизнес и

бюрократия", информационных кампаний.

- Третье направление включает создание действенных финансово -

кредитных и инвестиционных механизмов на основе оптимального

сочетания средств государственной поддержки, привлечения

инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений

малых предприятий, прежде всего для самоинвестирования.

Предусматривается проектное финансирование, предоставление

гарантий, страхование, применение лизинга, залоговых операций,

взаимного кредитования и венчурного финансирования, разработка

документов нормативного и методического характера на федеральном

уровне, а также организация в регионах сети специализированных

финансово - кредитных и инвестиционных институтов для поддержки

малого предпринимательства.

На финансирование Программы в 1998 году предусматривались

ассигнования из федерального бюджета в сумме 100 млн. рублей. Из средств

Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно - технической

сфере предусматривалось выделить на поддержку развития инновационной

инфраструктуры и инвестирование научно - технических проектов 20 млн.

рублей в 1998 году и 25 млн. рублей в 1999 году.

По экспертным оценкам данная программа должна увеличить

численность работников, занятых в малом

предпринимательстве, до 13,5 - 14,5 млн. человек, число малых

предприятий до 900 - 950 тыс., создать новые рабочие места (прежде

всего в производственной и инновационной сферах); расширить

налогооблагаемую базу, повысить собираемость налогов с малых

предприятий в бюджеты всех уровней, снизить уровень теневого

оборота в сфере малого предпринимательства; увеличить вклад малого

предпринимательства в валовой внутренний продукт до 13 - 14

процентов.

Принятие государственных программ свидетельствует о том значении,

которое придает государство сегодня развитию малого бизнеса в России.

3. Источники финансирования малых предприятий

Финансирование малых предприятий в странах с развитой рыночной

экономикой осуществляется за счет как внутренних, так и внешних источников.

Согласно российскому законодательству, в качестве внешних источников

финансирования могут использоваться целевые банковские вклады, паи, акции,

технологии, машины, кредиты, товарные знаки, интеллектуальные ценности.

Основными внутренними источниками привлечения средств являются финансовые

ресурсы и внутрихозяйственные резервы предпринимателя-инвестора, то есть

прибыль, а также амортизационные отчисления, денежные накопления и

сбережения предпринимателей, средства от страхования деятельности, денежные

суммы, получаемые в качестве неустоек, штрафов и т.п. К неформальному рынку

ссудных капиталов (внутренний источник финансирования) относится заем денег

у родных и знакомых. Этим источником пользуются свыше 1/3 предпринимателей

в нашей стране.

Согласно Федеральной программе поддержки предпринимательства на 1998-

1999 годы финансирование и развитие инфраструктуры малого бизнеса должны

осуществляться через Фонд поддержки предпринимательства и развития

конкуренции при Государственном комитете РФ по антимонопольной политике и

поддержке новых экономических структур. Участие Фонда в финансировании -

долевое. Один из главных принципов его деятельности - условие возвратности

средств. Фонду дано право выступать залогодателем, поручителем, гарантом по

обязательствам предприятий.

Кратко опишем механизм кредитования малых предприятий. Вначале

производится отбор представленных в Фонд проектов и программ. На этом этапе

главная задача - выявить проекты, которые отвечают государственным

экономическим приоритетам. В дальнейшем операции непосредственно по

кредитованию и контроль за их использованием осуществляются Фондом

совместно с Межэкономсбербанком и его банками-агентами на местах.

Межэкономсбербанк взял на себя определенные обязательства, позволяющие:

предоставлять банковские гарантии малым предприятиям для получения кредитов

в коммерческих банках; увеличивать ресурсы для кредитования малого бизнеса

за счет средств генерального банка; управлять банковской системой поддержки

предпринимательства; получать дивиденды на вложенный капитал.

Банк-агент выделяет кредитные ресурсы строго в соответствии с

перечнем проектов, утвержденным в установленном порядке Фондом, и в

пределах средств кредитной линии, открытой Межэкономсбербанком. Размер

маржи, взимаемой банком-агентом, устанавливается в межбанковском договоре с

Межэкономсбербанком и не может превышать 5%.

Временное положение от 25 ноября 1993 г. содержит основные

требования, которые будут предъявляться при рассмотрении заявок на

получение кредита. В частности, предусмотрено, что удельный вес кредита в

общей сумме финансирования проекта должен, как правило, составлять 50% (но

не более 70%). Остальную часть средств изыскивает предприниматель за счет

других источников, в первую очередь собственных. Чем больше доля инвестора

в финансировании проекта, тем ниже процентная ставка по кредиту.

Максимальный срок реализации проекта и погашения кредита - 1,5 года (для

отдельных проектов - до 2 лет).

Заключая договоры с банками-агентами на предоставление кредитных

ресурсов, Межэкономсбербанк в целях обеспечения своевременного возврата

кредита и уплаты процентов запрещает использовать полученные банком-агентом

кредитные ресурсы для зачисления на депозитные счета, осуществления

операций по межбанковскому кредитованию, покупки свободно конвертируемой

валюты, а также отвлекать средства на другие цели, не предусмотренные

договором. Для получения кредита субъекты малого предпринимательства

предоставляют соответствующие документы в региональные органы, которые в

месячный срок, проведя независимую экспертизу проекта, выносят заключение о

целесообразности выделения на него средств. Затем на их основе формируется

региональная программа, которая направляется в исполнительную дирекцию

Фонда.

Недостатком системы предоставления кредитов через Фонд является ее

громоздкость. Целесообразно, на наш взгляд, создать при Фонде совещательно-

рекомендательный совет из представителей общественных объединений малых

предприятий в лице Торгово-промышленной палаты РФ, банковских структур,

заинтересованных министерств и ведомств.

Учитывая общее состояние российской экономики и значительный дефицит

государственного бюджета, единственным реальным внешним источником

финансирования малого бизнеса в настоящее время является банковский кредит.

Для объектов малого предпринимательства из-за высоких рисков, связанных с

предоставлением кредита, кредитные сделки следует оформлять под какой-либо

залог: недвижимости, товаров, ценных бумаг. Нужно более широко использовать

и нетрадиционные виды финансовых услуг. Приблизительная схема

финансирования малого предприятия при помощи лизингового кредита

заключается в следующем: предприятие хочет приобрести новое оборудование;

банк оплачивает эту услугу, то есть 100% стоимости оборудования;

предприятие либо берет его у банка в аренду, либо использует лизинговый

кредит с последующим выкупом. Срок подобного кредита составляет от 2 до 6

лет. Существует также лизинг недвижимости: строительство здания банком и

сдача его в аренду предприятию с условием его последующего выкупа. При

факторинговых операциях при неоплате требований плательщиком они

переуступаются факторинговому отделу банка, и последний платит определенный

в договоре процент от суммы требований. Таким образом, в данном случае

происходит переуступка просроченной задолженности.

Функционирование малых предприятий и кредитных учреждений в рыночной

экономике, с одной стороны, требует решения проблемы выработки критериев

платежеспособности заемщика, а с другой -проведения анализа условий

предоставления кредитов и принципов их использования. Кредитное учреждение

должно быть уверено в наличии у кредитуемого предприятия средств для

расчетов, в его способности к своевременному погашению кредита. На

основании данных бухгалтерского баланса можно оценить, насколько прибыльна

деятельность предприятия и каков размер риска, принимаемого на себя банком.

При расчете кредитоспособности предприятия используются следующие

показатели его финансово-хозяйственной деятельности: коэффициент

финансового покрытия - он характеризует общую кредитоспособность

предприятия - отношение текущих активов к текущим обязательствам;

коэффициент текущей ликвидности - отношение денежных средств, средств в

расчетах и оборотных активов предприятия к текущим обязательствам;

коэффициент абсолютной ликвидности - отношение денежных средств предприятия

к текущим обязательствам; коэффициент соотношения собственных средств и

привлеченного капитала - он характеризует финансовую устойчивость

предприятия; коэффициент оборотных средств - отношение собственных средств

к итогу баланса.

Класс кредитоспособности клиентов определяется путем сопоставления

значений финансовых коэффициентов, полученных на основе показателей

баланса, с критериальным уровнем, характерным для данного класса их

рейтинга. В качестве показателей таких уровней должны использоваться

среднеотраслевые значения финансовых коэффициентов.

На основании представленных досье клиентов и их гарантий коммерческим

банкам последним необходимо разрабатывать собственные планы финансирования

мелких и средних предприятий, устанавливая объем и сроки их кредитования.

Возможен следующий порядок предоставления им кредитов:

- составление досье клиента;

- разработка плана финансирования;

- сопоставление кредита с результатами деятельности предприятия, если

ссудой покрывается 50-80% его расходов;

- определение класса кредитоспособности предприятия;

- выбор ставки процента за кредит (она может быть постоянной или

переменной);

- расчет срока окупаемости кредита;

- принятие решения о сроке кредитования;

- определение регулярности возмещения кредита;

- составление контракта (договора о возврате);

- проверка и контроль различных этапов выполнения контракта;

- в случае задержки выполнения или невыполнения условий контракта -

совместные действия по исправлению ситуации.

Создание специальной сети коммерческих банковских структур для

финансирования малых предприятий - одна из насущных проблем. Для повышения

заинтересованности банков в такой деятельности необходимо предусмотреть,

помимо общих (уменьшение ставки процента в 1,5 раза согласно Указу

президента РФ от 22 декабря 1993 г.), дополнительную систему льгот и

приоритетов, например, рекомендовать полное или частичное освобождение от

налогов прибыли банков, полученной от вложения средств в малый бизнес, а

также определить совместно с Центральным банком России порядок компенсации

коммерческим банкам льгот по целевым кредитам для предприятий малого

бизнеса.

Стимулировать коммерческие банки к посредничеству и предоставлению

кредитов малому бизнесу будет появление организации по переучету займов.

Программы такого переучета привлекательны тем, что они приводят к росту

портфеля займов без излишней нагрузки на собственные ресурсы банков.

Внешним внебюджетным источником финансирования малого бизнеса, помимо

коммерческих банков, является частное или спонсорское финансирование. На

Западе нередко за малой фирмой стоит крупная частная корпорация,

заинтересованная в результатах работы тех или иных предприятий, например,

венчурных компаний, которые берут на себя риск конструкторской,

технологической и проектной разработки принципиально новых технологий,

опытного и промышленного их освоения.

Главный стимул венчурного инвестирования - прибыль от прироста

стоимости акций компании. Кредитор рассчитывает на то, что последняя,

быстро достигнув стадии серийного производства новой оригинальной

продукции, станет приносить повышенную прибыль. В этом случае финансист,

предоставивший кредит в обмен на акции новой фирмы, сможет с большой

выгодой реализовать свою долю ценных бумаг. Несмотря на то, что многие

венчурные фирмы терпят неудачу (и соответственно средства, предоставленные

им, приходится списывать в убытки), прибыль, полученная от успешных

проектов, с лихвой оправдывает риск. Использование венчурного капитала пока

не получило широкого распространения в российской предпринимательской

практике, хотя отечественное законодательство предусматривает возможность

участия в инвестиционной деятельности как частных лиц, так и предприятий

различных организационно-правовых форм.

Еще одним внешним внебюджетным источником финансирования малых

предприятий может служить совместное инвестирование. Например, в ФРГ

банками и страховыми компаниями создаются специальные фирмы, участвующие и

капитале мелких и средних предприятий. Совместное инвестирование в нашей

стране возможно через договоры-подряды по финансированию какой-либо

разработки. В зависимости от характера выполняемых работ и достигнутых

между сторонами договоренностей финансирование производится путем частичной

предварительной оплаты (финансирования) или предоплаты.

Особый интерес представляет такой внешний источник финансирования,

как привлечение капиталов с помощью выпуска и размещения акций и иных

ценных бумаг при посредничестве инвестиционных институтов. Существенным

недостатком акционирования в качестве способа привлечения дополнительных

средств является возможность частичной или полной утраты финансируемым

предприятием-эмитентом самостоятельности.

Коммерческие банки могли бы организовывать сотрудничество между

отечественными финансово-промышленными группами и малым и средним бизнесом

с помощью контрактных, субподрядных, арендных отношений. Это позволило бы

соединить мобильность, гибкость, инициативу малого производства и мощь и

влияние крупных предприятий. В результате возрастет конкуренция в сфере

малого и среднего бизнеса за контракты с корпорациями.

Финансированию малого бизнеса могут содействовать кредитные программы

и многочисленные региональные, городские, целевые фонды. Поскольку

деятельность самих малых предприятий ориентирована главным образом на

местный рынок, многие финансовые вопросы необходимо решать с участием

местных органов власти. Последние должны определить основные направления

поддержки предпринимательства, разработать комплекс необходимых

мероприятий, изыскать материально-технические и финансовые ресурсы для их

реализации за счет региональных источников.

Согласно Федеральной программе государственной поддержки малого

предпринимательства в РФ на 1998-1998 гг. доходы от деятельности

Федерального фонда поддержки малого предпринимательства, преобразованного

из Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции и

находящегося в ведении Государственного комитета РФ по поддержке и развитию

малого предпринимательства, государственных и муниципальных фондов остаются

в их распоряжении, не подлежат налогообложению и направляются на реализацию

целей и задач, предусмотренных федеральным законом.

Большую роль в организации финансирования малого бизнеса в регионах

могли бы сыграть общества взаимного кредита и торгово-промышленные палаты,

выступающие в качестве гарантов кредита. Общество взаимного кредита -

объединение страховой организации и банка для финансирования малых

предприятий. Ему предоставляется право производить все краткосрочные

банковские операции, кроме выдачи целевых кредитов, прежде всего товарно-

комиссионные, учет и обеспечение векселей. Названные общественные структуры

должны также давать коммерческим банкам или городским фондам свои

рекомендации по кредитованию отдельных предприятий после соответствующей

проверки их финансового состояния. В этих случаях кредит может выдаваться

без залога.

III. Заключение: Перспективы малого бизнеса в России

Одно из решающих направлений развития российской экономики -

структурная перестройка индустрии, призванная обеспечивать, в частности,

развертывание сети малых промышленных предприятий. Роль этого сектора

действительно велика, поскольку он способствует рыночно ориентированному

выпуску инвестиционных и потребительских товаров, восстановлению

технологических кооперационных “цепочек”, стимулирует дух

предпринимательства, инновационную активность, а в конечном счете

обеспечивает рост ВВП, доходов бюджетов и занятости, решение других

социально-экономических проблем. В регионы с благоприятными условиями для

развития малых предприятий, например, в Москве, структурная перестройка уже

принесла положительные результаты.

Развитие российских малых промышленных предприятий (в том числе

исследовательских и конструкторских, нацеленных на технологические

инновации) имеет некоторые особенности. В числе последних обычно называют

вынужденную диверсификацию деятельности, стремление к максимальной

самостоятельности (включая пассивное отношение к участию в союзы,

ассоциациях, объединениях, обществах взаимного кредитования и в других

формы предпринимательской самоорганизации), ориентацию на производство

конечного продукта, слабость менеджмента, неразвитость инфраструктуры

поддержки, и др. Со всем этим нельзя не согласиться, однако не менее

специфичен и вопрос о том, кто именно в условиях России является или в

ближайшем будущем сумеет выступить в качестве инициатора, организатора и

инвестора промышленных проектов в сфере малого предпринимательства.

Думается, на эти роли могут в принципе претендовать три основные категории

физических или юридических лиц.

Речь идет, во-первых, о носителях тех научно-технических знаний,

которые имеют перспективу реализации в продукции высокого рыночного спроса.

Как правило, это работники научно-технических организаций и промышленных

предприятий (иногда и коллективы отдельных их подразделений), обладающие

“ноу-хау”, научно-техническими заделами и т.п., приобретенными в

предшествующий период. Подобного рода “итээровские” специалисты обладают,

конечно, неким потенциалом осуществления инновационных промышленных

проектов, однако на практике он реализуется далеко не всегда в связи с

хорошо известными финансовыми, организационными, маркетинговыми,

юридическими н иными многочисленными проблемами, с преодолением которых

сопряжено открытие в России малого предприятия.

Реальной помощью со стороны федеральных и местных органов в

реализации промышленных проектов для этой группы лиц способно выступить

развертывание системы бизнес-инкубаторов, предоставляющих лабораторно-

производственные площади и оказывающих технические, организационные,

информационные и прочие необходимые услуги начинающим предпринимателям.

Однако в условиях острейшего дефицита бюджетного финансирования нужд

развития малого предпринимательства соответствующие надежды весьма слабы.

Ныне бездействуют даже многие из уже созданных бизнес-инкубаторов (в

Зеленограде – 70 %).

Во-вторых, инициаторами создания малых промышленных предприятий

могут выступать крупные производственные организации, а также финансово-

кредитные институты. Однако многие из первых ныне сами испытывают весьма

серьезные финансовые затруднения, и их интересы подчас вынужденно лежат

совсем в других сферы. Кроме того, в отличие от ситуации в странах с

развитой рыночной экономикой (особенно в Японии, где корпорации, как

известно, оказывают весьма ощутимую поддержку малому бизнесу, причем не

только финансовую, но и в части технологии менеджмента, маркетинга,

контроля качества и т.п.) российские крупные производства склонны к

поглощению, инкорпорированию малых предприятий в свои структуры. Положению,

характерна для второй половины 80-х годов, когда крупные предприятия

создавали малые “при себе), зачастую (извлекая при этом нелегальные доходы,

ныне в корне изменилось. Даже сравнительно успешно работающие предприятия

не проводят и, по-видимому, еще долго не будут проводить политику

“отпочкования” своих структурных подразделений в самостоятельные

производственные единицы (исключая, конечно, посреднические организации или

хотя бы линию на поощрение подобных инициатив со стороны. Действительная

поддержка малого промышленного предпринимательства со стороны крупных

производств, как известно, базируется на реальных связях по кооперации

(поставках комплектующих, нестандартного технологического оборудования и

т.п.); между тем многолетняя ориентация отечественных крупных предприятий

на собственные силы, а не на межпроизводственную кооперацию, можно

полагать, сохраняются в течение длительного времени.

Для коммерческих банков в настоящее время характерны процессы

укрупнения капиталов путем слияний, поглощений и т.п. Опыт показывает, что

кредитование малых предприятий не входит в круг интересов мощных

коммерческо-банковских структур; еще менее склонны они заниматься

самостоятельным поиском и отбором инвестиционных проектов в сфере малого

предпринимательства (то же можно сказать и о других финансово-кредитных

институтах). Что касается выдачи малым предприятиям кредитов на реализацию

промышленных проектов под гарантии правительственных органов, то подобного

рода механизмы пока еще совершенно не отработаны.

В-третьих, в контингент потенциальных организаторов и инвесторов

малого промышленного предпринимательства входят, думается, сами малые и

средние предприятия, функционирующие как в сферах торговли и посреднических

услуг, так и непосредственно в производстве. В силу интенсификации

конкуренции и естественного ужесточения внешних условий функционирования

малые предприятия в этих сферы обнаруживают стремление к диверсификации,

расширению профильности, переводу инвестиционных потоков в новые отрасли. В

этом плане производственная сфера начинает представлять для рассматриваемых

потенциальных инвесторов существенный интерес.

Основания для подобного вывода таковы.

Во-первых, торговые и посреднические предприятия могут быть

заинтересованы в том, чтобы самостоятельно производить профильную для своей

деятельности продукцию (или непосредственно контролировать производство),

экономя тем самым на трансакционных операциях, определяя номенклатуру и

качество, а в известном смысле и монополизируя сети распределения данного

товара.

Во-вторых, наличие в промышленности незагруженных или недогруженных

производственных мощностей, причем зачастую вполне современных по своим

технологическим возможностям и характеристикам, позволяет достаточно

выгодно использовать их либо на правы аренды, либо выкупая у собственника.

В-третьих, производство той или иной продукции может быть обеспечено

необходимыми материалами и комплектующими изделиями при весьма

благоприятных договорных условиях, если производители этих материалов

испытывают трудности со сбытом. В-четвертых, не единичны случаи, когда

некоторые ресурсы, прежде всего природные (продукция первичных отраслей),

непосредственно реализуемые на внутренних или внешних рынках, даже при

неглубокой степени переработки могут иметь существенно более высокую цену.

В-пятых, малый бизнес, как известно, особо адаптирован к регионами, где он

функционирует. В связи с этим большое влияние на его развитие оказывает

политика местных администраций, которая, как и предусматривает госпрограмма

поддержки и развития малого предпринимательства, адаптирует задаваемые

федеральными законами параметры к условиям соответствующих регионов. Так, в

1997 г. более чем в 40 регионах России созданы соответствующие фонды

поддержки, развивается инфраструктура, реализуются поддерживающие программы

и т.д. Для многих региональных администраций активизация малого

промышленного производства является предпочтительной, позволяя прежде всего

решать проблемы занятости квалифицированных работников, высвобожденных в

связи с остановкой крупных индустриальных предприятий. Надо иметь в виду:

малые промышленные предприятия контролируются значительно легче, чем

организации, скажем, торговли и общественного питания, что упрощает сбор

налогов и других платежей.

Рассматриваемая третья группа потенциальных организаторов является и

наиболее состоятельной в инвестиционном плане. Малые предпринимательские

структуры располагают реальными средствами для создания основных и

оборотных фондов, обеспечивающих стартовые условия маломасштабного

промышленного производства. Наличие таких средств позволяет структурам, о

которых идет речь, перераспределять потоки финансовых ресурсов между

сферами деятельности, что способствует эффективности реализация

промышленных проектов. Существенно, далее, следящее: действующие малые

предприятия имеют устоявшиеся схемы взаимодействия с финансово-кредитными

учреждениями, а также собственность в виде объектов недвижимости и запасов

товарно-материальных ценностей, что облегчает получение ими кредитов,

необходимых для выполнения инвестиционных промышленных проектов. Наконец,

важнейшим преимуществом данной группы инвесторов, готовых диверсифицировать

свою предпринимательскую активность, является тот опыт практического

менеджмента, которого обычно столь недостает в начальный период бизнес-

деятельности.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что в обозримой перспективе

инициативы по созданию и инвестированию малых промышленных предприятий

будут исходить прежде всего от небольших организаций непроизводственной и

производственной сфер. Из этого утверждения следует минимум два основных

вывода относительно содержания действий, направленных на поддержку подобных

инициатив.

Первый состоит в том, что государству в лице его федеральных и

региональных органов власти и управления, следует создать условия для

перелива частных капиталов в реализацию малых промышленных проектов. Здесь

существует ряд возможностей, таких, в частности, как приоритетное

гарантирование кредитов под эти программы и введение налоговых каникул на

период их осуществления, снижение или отмена налогов на часть прибыли,

направляемой на инвестиционные цели. Перечень мер подобной политики может

быть продолжен на основе обобщения и первого отечественного опыта, и

богатой зарубежной практики поддержки малого предпринимательства со стороны

государственных органов (Администрации малого бизнеса и ее региональных

органов США, Агентства малого и среднего предпринимательства Министерства

внешней торговли и промышленности Японии, палат ремесел Германии и Франции,

и т.д.).

Второй вывод касается выбора промышленных проектов, т.е. вопроса о

том, каким образом инициаторы создания малых промышленных предприятий

могут определять оптимальные сферы приложения их предпринимательских

усилий, места размещения, масштабы деятельности и т.п. Решению этой

проблемы вряд ли может помочь изучение зарубежного опыта, хотя данные об

отраслевой специализации малого бизнеса регулярно публикуются

соответствующими национальными и международными организациями (слишком уж

существенны различия экономики России и стран с развитыми рыночными

системами). Малые предпринимательские структуры не имеют ни

организационных, ни финансовых возможностей для формирования экспертных

комиссий, способных (по численности и уровню квалификации своих членов)

оценить приоритеты проектов по необходимому набору критериев. Хуже того,

задача подчас заключается не столько в выборе лучшего проекта из имеющихся

альтернатив, сколько в поиске самих альтернативных проектов.

Каким же может быть адаптированный к российским реальностям алгоритм

поиска промышленных проектов, посильных малым предпринимательским

структурам. Исходным пунктом должно стать определение основных факторов,

ограничивающих зоны возможных решений: ресурсный потенции, приоритеты,

риски, рынки. В состав фактора “ресурсный потенциал” входят возможности:

использования собственных средств, получения кредита и льгот, долевого

участия других инвесторов. Фактор “приоритеты” раскрывается следующим

образом: наличие платежеспособного спроса, высокая доходность, короткие

сроки реализации, высокая ликвидность, вхождение в состав приоритетов

промышленной политики. Фактор “риски” охватывает политические,

экономические, конкурентные и технологические риски, а фактор “рынки” -

внутренний монопольный, региональный монопольный и экспортный монопольный

рынки, рынки импортозамещающие и свободные. Определение факторов и их

состава позволяет построить двухмерную матрицу решений и субъективно

оценить важность значений ее строк и столбцов. Выявленные таким образом

приоритеты инвестирования указывают на зоны поиска потенциальных проектов.

Предлагаемый подход к решению задачи выбора инвестиционных проектов

в сфере малого предпринимательства основан на субъективной оценке факторов

и их состава. Однако эту оценку можно было бы существенно объективировать

при определенных организационных усилиях госорганов поддержки

предпринимательства. Они могли бы, во-первых, разрабатывать перечни

приоритетных проблем отраслевого или регионального характера. Во-вторых,

определение состава факторов и раскрытие содержания их элементов,

необходимые для выбора промышленных проектов, можно было бы организовать

путем проведения представительных опросов (на добровольной основе) -

руководителей предпринимательских структур и публикаций соответствующих

усредненных значений. Тем самым потенциальные инвесторы имели бы

возможность получать достоверные исходные данные для выбора промышленных

проектов в сфере малого предпринимательства.

В своей работе я постаралась остановиться на основных проблемах

малого бизнеса в России и раскрыть особенности и перспективы развития

малых предприятий. Зарубежный опыт и насущные проблемы российской экономики

свидетельствуют о том, что с развитием рыночных отношений значение и роль

малых предприятий должны и будут возрастать.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.