бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности функционирования свободных экономических зон

7.Бизнес-инкубатор (The business-incubator) - в отличие от

промышленного парка, призван улучшить условия для роста и выживания вновь

созданных предприятий и представляет в их распоряжение комплекс зданий

модульного типа за выгодную арендную плату, а также общие услуги (телефакс,

компьютер, коммуникации и т.д.), оказывает поддержку менеджменту. Принятие

новых членов в бизнес-инкубатор связано в большинстве случаев с наличием

определенных условий (например, открытие нового предприятия, вероятность

выживания). По истечении определенного времени предприятия должны покинуть

бизнес-инкубатор, чтобы уступить место новым претендентам.

8. Научно-технический парк (Science-teсhnology park) - представляет

собой территориальное (как правило, подрегиональное) сосредоточение

ориентированных на современные технологии предприятий, которые приобретают

характер парка в силу государственного и ландшафтного оформления.

Технологический парк должен быть не только местом производства и научных

исследований, но и местом для жизни работающих. Время нахождения в

технологическом парке в большинстве случаев не ограничено. [3, ст. 26]

Анализируемые типы СЭЗ далеко не исчерпали все многообразие этих

экономических формирований. По данным ООН в настоящий момент в мире

насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с

набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных

инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:

. зоны свободной экономики (The zones of the free economic);

. зоны содействия инвестициям (The zones of the assistance to the

investitions);

. зоны совместного предпринимательства (The zones of the consistent

employment);

. зоны беспошлинного производства (The zones of the undutyal

production);

. научно-технические зоны (The scientific-technical zones);

. беспошлинные экспортно-промышленные зоны (The undutyal export-

industrial zones);

. зоны экономического благоприятствования (The zones of the economic

prosperity);

. зоны беспошлинной торговли (The zones of the undutyal trade);

. внешнеторговые зоны (The foreigntrade zones);

. зоны беспошлинного промышленного производства (The zones of the

undutyal industrial production);

. экспортные беспошлинные зоны (The export-undiityal zones);

. экспортные промышленные зоны (The export industrial zones);

. банковские и страховые зоны (The banking and insurance zones);

. вольные гавани (The free havens):

. открытые города (The open towns);

. трансграничные зоны роста (The transborder zones of development);

. зоны развития импорта (The zones of the development of the import);

. зоны внешней торговли (The zones of the foreign trade).

. прочие.

Итак, можно сделать вывод, что свободные экономические зоны, во всем

своем многообразии, могут удовлетворить запросы даже самого требовательного

инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь

иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства

страны, наиболее в этом нуждается: надо активизировать научную деятельность

- свободные научно-технические зоны; использовать простаивающие помещения -

торгово-складские зоны; поощрить использование местного сырья и поставку

товаров на внутренний рынок принимающей страны - экспортно-производственные

зоны; а если и первое, и второе, и третье - комплексные зоны. В целом,

классификация зон представляет собой общее деление на группы исходя из

того, какие возможности зоны способны предоставить будущим резидентам.

2. Организация и функционирование свободных экономических зон

Цели и задачи создания СЭЗ

Цели стран, создающих СЭЗ, могут быть различными. Одни страны

используют зоны в качестве интеграционного экономического механизма, другие

- с целью привлечь иностранную технологию, третьи – для уменьшения

социальной напряженности. Однако, не смотря на все разнообразие целей и

задач создания СЭЗ в общем их можно поделить на экономические, социальные и

научно-технические.

Экономические:

. более глубокое включение национального рынка в мировую систему

хозяйства;

. привлечение иностранных и национальных инвестиций для развития

высокорентабельного производства;

. использование преимуществ международного разделения труда для

расширения выпуска экспортной продукций;

. увеличение валютных поступлений в бюджет страны. [3, ст. 6]

Социальные:

. комплексное развитие отсталых регионов;

. увеличение количества рабочих мест и обеспечение занятости населения;

. обучение и подготовка квалифицированных национальных рабочих,

инженерных, хозяйственных и управленческих кадров;

. насыщение национального рынка высококачественными товарами.

Научно-технические:

. использование новейших зарубежных и отечественных технологий;

. приобщение к новым формам управленческого труда;

. привлечение опыта и научно-исследовательских достижений инженерно-

технических центров;

. повышение эффективности используемых производственных мощностей,

инфраструктуры и конверсионных комплексов. [3, ст. 13]

Условия функционирования СЭЗ

Все цели организации СЭЗ могут быть реализованы при целой системе

условий, создаваемых, для зарубежных инвесторов принимающей страной. В этом

плане назовем наиболее важные условия для нормального функционирования СЭЗ:

. политическая стабильность в стране создает общий благоприятный

инвестиционный климат. Она как показала практика, бывает решающей в

привлечении зарубежных инвестиций;

. наличие хорошо разработанной законодательной базы, гарантирующей права

и стимулирующей деятельность зарубежных и отечественных инвесторов;

. наличие развитой инфраструктуры (производственной и коммерческой);

. очень важным условием является природно-географическая среда;

. благоприятная экономическая конъюнктура - притягательная сила для

любого инвестора. [3, ст. 13]

Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот

инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают

предоставляемые им условия льгот.

Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют

свой набор льгот. При этом, как показывает практика, система льгот,

устанавливаемых в СЭЗ, в достаточной степени индивидуальна и связана с

реализуемыми на ее территории программами и проектами. Однако в

экономической литературе называют четыре основные группы льгот:

фискальные льготы, стимулирующие развитие определенных видов

предпринимательства. Они применимы к налогам на прибыль, доход, имущество и

к уровню налоговых ставок, В их сфере находятся вопросы постоянного или

временного освобождения от налогообложения предпринимателей;

финансовые льготы в виде установления низких цен за пользование

землей, производственными помещениями, объектами инфраструктуры,

коммунальными услугами. Финансовые льготы - это и предоставление различных

форм субсидий за счет бюджетных средств и преференциальных государственных

кредитов;

административные льготы обычно предоставляются администрацией СЭЗ с

тем, чтобы упростить режим процедур регистрации предприятий, въезда и

выезда иностранных граждан и оказания различных услуг. Простота

административных процедур всегда положительно оценивается инвестором, а

порой бывает решающей в привлечении в зону иностранного капитала;

внешнеторговые льготы. Они в основном связаны с введением

упрошенного порядка осуществления внешнеторговых операций, а также со

снижением или отменой экспортно-импортных пошлин.

Все указанные льготы, как показала мировая практика, могут

применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются

решающим стимулом привлечения иностранной капитала. [3, ст. 14]

Принципы организации СЭЗ

Свободные экономические зоны, как весьма своеобразные экономические

образования, требуют формулирования принципов их создания и

функционирования. К ним относятся:

Принцип управленческого и предпринимательского риска. Сущность этого

принципа заключается в подчеркивании остроты проявления различных аспектов

бизнеса, предпринимательской деятельности, конкурентности, которые по своей

сути содержат ситуацию неопределенности и риска и усиливают её.

Принцип конкурентных преимуществ – создание таких предпочтений

активизации предпринимательской деятельности на территориях СЭЗ, которые

обладают обусловленными организационными, финансовыми, конкретными

экономическими привилегиями по отношению к другим территориям. Данный

принцип предполагает, прежде всего, наличие творческого начала в механизме

СЭЗ, поиск нестандартных форм и методов разрешения противоречий, отсутствие

стереотипов в поведении фирмы и её позиционировании на рынке, т. е.

ситуация активного соперничества предпринимателей между собой за новые

технологии, рынки сбыта, качество товара, результативность и маневренность

ценовой политики, возможность предложить конкурентоспособное решение.

Принцип равноправного партнерства определяет в первую очередь форму

отношений в бизнесе. Данный принцип требует создания новой системы

руководящих правил ведения бизнеса.

Принцип рефлексивного поведения определяет и корректирует поведение

фирмы на рынке СЭЗ. Он во многом нормирует поведение хозяйственных

субъектов на рынке. Правильная оценка каждой ситуации необходима прежде,

чем сделать капиталовложения и сформировать законы, портфель ценных бумаг и

т.д.

Принцип информативной достаточности. Динамически изменяющаяся

рыночная среда СЭЗ порождает особую необходимость в анализе информационных

потоков для достижения целей, поставленной фирмой и зоной в целом.

Принцип согласования по целям основываясь на информации о внешней

рыночной среде, окружающей СЭЗ, задачах и механизмах, определяющих её

стратегию развития, данный принцип позволяет уточнить позиции разных

экономических институтов СЭЗ и её организационно-правовых норм.

Принцип прибыльности и эффективности для СЭЗ реализует основную

целевую функцию управления данной обособленной территорией, основываясь на

тенденциях реализации закона спроса и предложения. [2, ст. 96]

Этапы создания СЭЗ

Мировой опыт разработки концепций СЭЗ позволяет констатировать, что

в наиболее общем виде весь проект создания СЭЗ может быть разделен па

четыре основные стадии: предынвестиционный период, инвестиционный, период

функционирования зоны: операционный период и период развития.

Предынвестиционный период (продолжительностью до года) состоит из

двух этапов. Первый этап представляет собой время проведения

предварительных исследовательских, маркетинговых, экономико-географических,

экономико-финансовых и прочих работ. Цель этого этапа - выяснение

концептуальной возможности СЭЗ в регионе, выбор размера, типа,

месторасположения зоны. Существенным для данного этапа станет подробный

анализ специализации зоны, услуг, которые в ней будут предложены. Именно на

основании собранной на этом этапе информации и будет вероятнее всего

приниматься общее решение по конкретной СЭЗ.

Второй этап предынвестиционного периода предполагает уточнение

данных первого этапа с упором на экономические и финансовые расчеты. Особое

внимание следует обратить на расчет эффективности капиталовложений.

Необходимо определить общий размер инвестиций с распределением их в

инфраструктуру, в производственное строительство. При этом важно установить

источники этих средств: централизованные государственные капиталовложения,

собственные средства территории, предприятий на ней и в СЭЗ расположенных,

заемные средства банков, средства от продажи местных ценных бумаг.

Желательно на этом этапе определить хотя бы в общем виде долю валютных

средств, направляемых па развитие территории. Для этого этапа необходима

опережающая переговорный процесс кропотливая работа по территориальному

географо-экономическому анализу, определению условий рациональной

организации хозяйства.

Инвестиционный период продолжительностью до года может

осуществляться параллельно с предыдущим этапом и также может быть разделен

на два этапа, относительно самостоятельных. Первый этап можно условно

назвать «переговорным». В это время требуется достичь договоренности с

местными властями и центром о профиле, месте расположения, режиме зоны,

степени участия властей в реализации проекта. Параллельно дол жен

разрабатываться технический проект создания инфраструктуры в зоне.

Второй этап инвестиционного периода предполагает уже создание

конкретных инфраструктурных объектов: энерго- и теплоснабжения, аэропорта,

сетей коммуникаций, зданий различного типа (склады, офисы, производственные

помещения, готовые к использованию). Эти объекты и здания могут как

строиться заново, так и реконструироваться. Параллельно со строительными

работами на этом этане должны осуществляться рекламная и маркетинговая

компании по привлечению потенциальных инвесторов. Они должны проводиться

таким образом, чтобы к началу операционного периода уже имелся ряд

потенциальных инвесторов, готовых начать свою производственно-хозяйственную

деятельность и зоне.

Операционный период - это, конечно, наиболее трудный для

планирования период. Он зависит от внутренней динамики зоны как

саморазвивающейся системы, от политической стабильности в стране и регионе

зоны. В то же время, необходимо широко использовать результаты

маркетинговых исследований возможностей развития зоны. В этом периоде можно

также выделить два этапа: стартовый этап и этап саморазвития зоны. На обоих

этапах физический потенциал зоны используется не полностью. В случае

достижения 100-процентного его использования такая зона должна либо

разрастаться в больший промышленный район, либо переключиться на новые

отрасли и производства, либо изменить свой институциональный статус. В

любом случае, это будет означать начало четвертого периода жизненного цикла

зоны - периода развития.

Стартовый этап операционного периода отличается от этапа

саморазвития тем, что изменяет систему мотивации со стороны инвесторов. На

первом этапе инвесторы приходят и зону из-за тех прямых преимуществ и

услуг, которые они могут здесь получить (включая стоимость рабочей силы,

сырья, доступ на рынок основной территории страны, готовые помещения и

т.д.). На данном этапе очень важно определить, что «вопросы использования

земли, других природных ресурсов решаются с учетом их качества,

принадлежности и порядка отчуждения, принятого действующим

законодательством страны. На втором этапе инвесторов уже привлекает

производственно-хозяйственная деятельность, которая осуществляется в зоне и

около нее. Здесь срабатывает эффект развития, основанный на принципе

взаимодействия и дополнения.[2, ст. 107]

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы: для

наиболее эффективного функционирования СЭЗ необходимо четко определить те

цели, которые должны быть достигнуты посредствам деятельности СЭЗ и задачи,

которые должны быть решены в процессе их (СЭЗ) функционирования. Причем

сделать это необходимо еще на начальном, предынвестционном этапе. Не менее

важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т.к. их

наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и

перспективности функционирования СЭЗ.

1. Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в

странах Центральной и Восточной Европы

2.1. Практика организации и функционирования свободных экономических

зон в странах Центральной и Восточной Европы.

Создание СЭЗ в странах ЦВЕ началось в начале 80-х гг. Главной их

целью было усилить открытость тогда еще централизованно-планируемых

национальных экономик с мировой рыночной экономикой на основе активизации

внешнеэкономической деятельности. При этом они должны были решить целый ряд

общегосударственных задач: повышение конкурентоспособности национального

производства, уменьшение затрат на приобретение импортной продукции,

увеличение потока продукции как от экспорта услуг, так и от иностранных

инвестиций, ускоренное освоение производства новых товаров и услуг. В ряде

случаев СЭЗ рассматривались как лаборатории рыночной экономики.

Впоследствии эта функция СЭЗ отошла на второй план, а главным стало

национальное развитие и интеграция в мирохозяйственные связи на

равноправных с рыночными странами условиях.

Общим для создания СЭЗ во всех странах бывших СЭВ является их

анклавность, специфика определяется различиями в применяемом

внешнеэкономическом режиме зон. Создание и функционирование СЭЗ были

связаны с несовместимостью двух типов экономик. И это требовало особо

тщательной проработки законодательной базы. В социалистических странах, на

первых этапах создания СЭЗ, регламенты, их регулирующие, были логическим

продолжением национального законодательства о совместном

предпринимательстве.

В странах ЦВЕ инициаторами создания зон выступали как местные, так и

центральные органы управления. При этом, региональные инициативы были

плодотворнее, поскольку местные органы имели возможность определить

целесообразность создания конкретных предприятий с учетом местных

приоритетов, наличия ресурсов и др. [2, ст. 50]

В качестве примера стран ЦВЕ, где создание СЭЗ привело к активизации

производственной деятельности, улучшению инвестиционного климата и

уменьшению социальной напряженности, можно привести Венгрию и Польшу.

СЭЗ в Венгрии.

В настоящее время в Венгерской Республике (ВР) имеются специальные

экономические зоны нескольких типов - промышленные парки,

предпринимательские зоны, свободные таможенные территории торгового

(складского) и промышленного типов.

В Венгрии успешно функционируют промышленные парки. В 1997 - 1999

гг. в республике осуществлялась трехлетняя правительственная программа

развития промышленных парков, создаваемых с целью использования

простаивающих производственных мощностей, организации новых рабочих мест,

оказания содействия экономическому подъему и подтягивания отдельных

отсталых регионов до общего уровня страны.

В 2000 г. число территорий, получивших статус промышленного парка,

достигло 112 (в 1997 г. было создано 28 промышленных парков, в 1998 г. - 47

и в 1999 г. - 37), при этом реально функционируют пока 85 из них. По данным

Министерства экономики ВР, число занятых в действующих промышленных парках

приближается к 100 тыс., годовой объем производства зарегистрированных на

их территории предприятий (около 1 тыс.) составляет 1600 млрд. форинтов

(около 6 млрд. долл.), причем 80% продукции этих предприятий поставляется

на экспорт. Общий объем капиталовложений, направленных на развитие

промышленных парков, превысил 1,5 млрд. долл. Производительность труда на

этих территориях в два раза выше, чем в среднем по стране. [12]

Промышленные парки имеют ряд налоговых и таможенных льгот,

предусмотренных как для венгерских, так и для иностранных инвесторов:

. освобождение от местных налогов на срок 10 лет;

. освобождение (на 50 - 100%) от таможенных пошлин на ввоз импортного

производственного оборудования;

. освобождение от налога на общества, если прибыль реинвестируется в

развитие производства и увеличение числа занятых;

. сокращение платы за коммунальные услуги или предоставление по ним

рассрочки.

Благодаря созданию промышленных парков в Венгрии начался процесс

ускоренного развития южных и восточных районов страны и подтягивания их до

общего уровня. В настоящее время на эти районы приходится одна треть

существующих промышленных парков.

Значительная роль в подъеме экономики страны отводится промышленным

паркам, создаваемым на базе венгерских научно-исследовательских центров,

что создает благоприятные перспективы для развития университетских городов

(Будапешта, Эгера, Мишкольца, Дьера, Дебрецена и др.) и их окрестностей.

Промышленные парки становятся сегодня движущей силой венгерской

экономики, обеспечивая 16% всего промышленного производства страны. В

будущем они могут стать одной из важных форм развития сети субпоставщиков

для западных фирм. Кроме того, с завершением приватизации они могут

превратиться также в целевые объекты для зарубежного капитала и, по мнению

экономистов, привлечь иностранные инвестиции в размере 3,5 - 4 млрд. долл.

С целью стимулирования отсталых в экономическом отношении районов с

высоким уровнем безработицы в Венгрии создаются предпринимательские зоны.

Первой реально функционирующей предпринимательской зоной из 11

зарегистрированных является Захоньская предпринимательская зона, которая

имеет во многом экспериментальный характер, в силу чего правительство ВР

уделяет ей особое внимание. Венгерским законодательством для стимулирования

капиталовложений в предпринимательских зонах предусмотрены значительные

инвестиционные и региональные льготы. Кроме того, инвесторы могут принять

участие в различных конкурсах с целью получения поддержки из

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.