|
Особенности функционирования свободных экономических зонОсобенности функционирования свободных экономических зонМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Я.КУПАЛЫ» ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН Курсовая работа Студентки 3 курса научный руководитель: преподаватель, ГРОДНО 2003 СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3 1. Механизм образования и функционирования свободных экономических зон 2 Понятие и классификация свободных экономических зон…………….. 5 1. Организация и функционирование свободных экономических зон…… 14 2. Особенности создания и функционирования свободных экономических зон в странах Центральной и Восточной Европы 2.1. Практика организации и функционирования свободных экономических зон в странах Центральной и Восточной Европы…………………………… 21 2.2. Особенности становления и развития свободных экономических зон в Республике Беларусь…………………………………………………….. 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 36 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………… 38 ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….. 40 ВВЕДЕНИЕ Острая необходимость во внутренних и внешних капиталовложениях в экономику, недостаточный уровень притока иностранных инвестиций побудили к поиску новых механизмов привлечения внешних инвестиций. Создание свободных экономических зон является сравнительно новым и перспективным направлением в экономической политике Республики Беларусь. Во многих странах мира они зарекомендовали себя эффективным механизмом привлечения иностранного капитала, что особенно важно для Беларуси, остро нуждающейся в инвестициях для проведения экономических преобразований. Именно этим и определяется актуальность выбранной темы. В основу концепции создания СЭЗ в Беларуси был положен международный опыт организации и развития этих территориальных образований с особым налоговым и таможенным режимом, а также совместные разработки отечественных и зарубежных специалистов. Свободные экономические зоны являются относительно новым явлением для правовой системы Республики Беларусь. Следует отметить, что создание и развитие свободных экономических зон является одним из приоритетных направлений государственной инвестиционной политики. В прошлом году в республике созданы две новые СЭЗ, и теперь каждый областной центр может предложить как иностранному, так и отечественному инвестору вполне приемлемые условия для инвестирования в организацию производства на территории СЭЗ. Свободные экономические зоны рассматриваются также как элементы инвестиционной политики республики, где могут быть апробированы новые механизмы управления экономикой, возможности привлечения инвестиций в развитие приоритетных отраслей и производств, определяющих инновационный, ресурсосберегающий, социально-ориентированный характер экономики. Цель данной работы: выявить особенности функционирования свободных экономических зон. В связи с этим можно выделить следующие задачи: . изучение теоретических основ свободных экономических зон; . рассмотрение практики функционирования свободных экономических зон в некоторых странах Центральной и Восточной Европы; . анализ деятельности свободных экономических зон на территории Республики Беларусь. В первой части работы будут рассмотрены теоретические основы понятия «свободные экономические зоны», классификация и принципы свободных экономических зон. Вторая часть посвящена рассмотрению опыта функционирования свободных экономических зон некоторых стран Центральной и Восточной Европы и анализу итогов функционирования СЭЗ на территории нашего государства. Для написания данной курсовой работы использовались печатные периодические издания, книжные издания, интернет-ресурсы. Среди отечественных исследователей выделяются своими работами Я.С. Друзик, Т.П.Данько, З.М.Окрут, И.Игнатов, В.Бутов 1. Механизм образования и функционирования свободных экономических зон 1. Понятие и классификация свободных экономических зон Понятие «свободные экономические зоны» Ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка, и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (далее - СЭЗ). В самой общей форме принято определять СЭЗ как обладающий выгодным экономико-географическим положением регион или часть страны, где устанавливается беспошлинный или льготный экспортно- импортный режим и достигается его некоторая торговая и валютно-финансовая обособленность от остальных регионов страны. Свободной экономической зоной может быть не только часть страны, но и вся (небольшая) страна в целом. Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18 мая 1973г.) установлено понятие свободной зоны («зоны- фанко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению. Иными словами, территория, где соблюдается принцип «таможенной экстерриториальности». Размышляя над таким определением СЭЗ, профессор К.А.Семенов заметил: «Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственного пространства является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том смысле, что ввезенные на нее товары освобождаются от таможенных пошлин, налогов на импорт и других видов контроля за импортом, которые в соответствии с таможенным законодательством страны применяются в отношении импортируемых товаров на другие территории этой страны. Это означает, что товары, ввозимые в СЭЗ из-за границы не декларируются как ввоз на территорию принимающей страны. Но в то же время законы не освобождают товаровладельцев и инвесторов от существующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его. В связи с этим свободные экономические зоны, как верно заметил академик Е.Авдокущин, следовало бы именовать не свободными, а специальными экономическими зонами». В то же время профессор К.А.Семенов дает свое определение свободных экономических зон, понимая их как «географические территории, которым их политические центры предоставляют более льготный по сравнению с общепринятым для данного государства режим хозяйственной деятельности. Иными словами, они являют собой анклав, где осуществляется выборочное сокращение государственного вмешательства в экономические процессы, т.е. составляют обособленную часть национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства». [3, ст. 9] Видно, что такое определение СЭЗ отражает территориальность, льготность, анклавность и ограниченность влияния органов государственной власти в хозяйственной деятельности этих экономических формирований. Последнее созвучное теорией М.Фридмана и требованием рынка. Дважды поясняя свое определение СЭЗ, профессор Семенов К.А. изложил его весьма лаконично, назвав «зоны обособленной частью национального экономического пространства, на которой применяется определенная система льгот, не используемая на других территориях данного государства». Авторы учебного пособия «Свободные экономические зоны» В.Игнатов и В.Бутов дают свое определение этих экономических формирований: «Свободные экономические зоны — ограниченные территории, морские и авиационные порты, в которых действуют особые льготные экономические условия для национальных и иностранных предпринимателей, способствующие решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач». [3, ст. 5] В широком смысле определения СЭЗ дали московские ученые-экономисты Т.П.Данько и З.М.Округ. «Под СЭЗ, - утверждают они - понимается суверенная территория государства (государств), являющаяся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения определенной и конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно- экономических отношений производства и распределения, способных к диффузионному расширению ее границ». [2, ст. 6] Поясняя столь пространное определение, авторы подчеркнули, что СЭЗ всегда остается под юрисдикцией государства, его территорией, никогда не пользующейся правом экстерриториальности. СЭЗ ими видится как «искусственно созданное государством «вкрапление» в национальную экономическую среду и экономически значительно отличающееся от нее». Такое определение СЭЗ воплотило в себе территориальный суверенитет, экономическую комплексность, распределительные отношения расширенного воспроизводства, цели и специальный механизм регулирования. В плане конкретности формулировки можно сослаться на «Большой экономический словарь», который определяет СЭЗ как ограниченную часть национально-государственной территории, на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.), что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В этом определении не только указывается на особые льготные экономические условия для иностранных и национальных предпринимателей, но и конкретизируются важнейшие льготы СЭЗ. Однако это определение не полно отражает содержание механизма управления функционирования СЭЗ. По определению Международной ассоциации развития свободных зон (МАРСЭЗ), созданной в 1990 г., СЭЗ является особым территориально- хозяйственным образованием, как правило, открытым для финансово- хозяйственной деятельности любой страны, благоприятствующим экономическому, научно-техническому, экологическому и социальному развитию, специально создаваемому путём дополнительного делегирования органами центрального и местного управления прав и полномочий с жестко закрепленными и соблюдаемыми границами, свободным зональным законодательством, бюджетом, налоговой системой, органами управления. В указе Президента Республики Беларусь «О свободных экономических зонах на территории Республики Беларусь» дается следующее определение СЭЗ: «свободной экономической зоной является часть территории Республики Беларусь с точно обозначенными административными границами и специальным правовым режимом, включающим льготные условия хозяйственной и иной деятельности. В СЭЗ государство обеспечивает инвесторам защиту инвестиций, доходов и гарантирует беспрепятственное осуществление предусмотренных законодательством прав и свобод». [4] Как видно из вышеизложенного, единого определения СЭЗ действительно не существует. Но, подытожив мнения различных экономистов, можно прийти к определенным выводам: во-первых, СЭЗ – это неотъемлемая часть страны; во- вторых, на данной территории действует целая система льгот; в третьих, «свободной» зона является только в смысле освобождения от пошлин, налогов на импорт и прочих видов контроля за импортом; в четвертых, быть резидентом СЭЗ не значит абстрагироваться от существующего экономического правопорядка; и в пятых, СЭЗ, при верном к ним подходе, способствуют решению внешнеторговых, общеэкономических, социальных, научно-технических и научно-технологических задач. Классификация свободных экономических зон. Классификация СЭЗ - это не просто перечисление их с краткой характеристикой, это эволюция их развития, становления и функционирования. Это весьма длительный путь развития и преобразования простейших экономических зон в более совершенные. Это вечно изменяющееся содержание экономических структур, получивших название экономических зон. 1. Торгово-складские зоны (The Store and trade zones) В зонах данного типа иностранные товары могут храниться, продаваться и продаваться без оплаты обычных таможенных пошлин. Это – беспошлинная торгово-складская зона, именно так ее определила Киотская конвенция. Для этих зон характерны три особенности: 1. они создаются для обслуживания мирового рынка; 2. на них не распространяются многие налоговые нормы и таможенные ограничения, действующие на остальной территории страны («таможенная экстерриториальность»); 3. на них распространяется государственное регулирование внешнеэкономических связей. Торгово-складские зоны создаются не только для приема, хранения, обработки товаров с последующей их куплей или продажей, но и для осуществления операций, улучшающих их потребительские свойства. На их территории предприятия могут заниматься обширной выставочной деятельностью, организовывать торги и представлять банковские и страховые услуги, не взимая торговых пошлин, а также НДС в результате улучшения потребительских свойств товара. Все торгово-складские зоны организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров и пассажиров. [2, ст. 10] 2. Свободные таможенные зоны (The free customs zones) Современными разновидностями беспошлинных торговых и складских зон, относящихся к простейшим, являются свободные таможенные зоны. Они создаются для активизации внешнеэкономической деятельности. Этот тип зон называют еще специальными или беспошлинными таможенными зонами и даже свободными таможенными территориями. Эти зоны; как правило, создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Свободные таможенные зоны занимаются снабжением судов и других транспортных средств в морских, речных и воздушных портах. Это особые беспошлинные торговые и складские зоны, которые, оставаясь частью национальной территории, с точки зрения финансового режима рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. Они обслуживают как торговый оборот страны размещения, так и международные транзитные операции. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков. Преференциальный режим в свободных таможенных зонах основан на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее. При поставках товаров из зоны на территорию страны базирования взимается импортная пошлина. Поощряется развитие сектора финансовых услуг (кредитование, страхование внешнеторговой деятельности и т.д.). [3, ст. 20] 3. Зоны свободной торговли (The zones of the free trade) Зоны свободной торговли - это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля. Товарная продукция, ввозимая в зону свободной торговли, не декларируется, но таможенная администрация имеет право организовать контроль внутри зоны с целью не допустить провоза контрабанды и запрещенных товаров. Зоны свободной торговли, как правило, располагают емкостями складских помещений и осуществляют складирование, сортировку упаковку, маркировку и выборочный контроль качества хранимых товаров. Товары, хранящиеся в зоне, могут находиться там неограниченное время. Плата за их хранение зависит от продолжительности времени и типа хранилища, включая и страховые взносы. Деятельность и функциональная специфика зон свободной торговли подразделяется на: транзитные свободные порты; свободные таможенные зоны; торгово-производственные зоны. 4. Экспортно-производственные зоны (The export-production zones) Этот тип зон называют еще «зонами экспортной переработки» или «специальными зонами поощрения экспорта». Они представляют собой анклавы в рамках национальной таможенной территории, обычно расположенной неподалеку от международных портов. Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны. Применяемый метод ускоренной амортизации позволяет инвесторам списывать оборудование в кратчайшие сроки. В целях поддержания конкурентных преимуществ дешевизны рабочей силы в этих зонах обычно вводится особый режим регулирования трудовых отношений (запрет деятельности профсоюзов, освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и др.). 5. Комплексные зоны (The complex zones) Эти зоны обладают практически всеми чертами уже отмечаемых типов зон. Следуя логике эволюционного развития свободных зон, можно сказать, что комплексные зоны представляют собой самые современные формы. В них сочетаются торговые, таможенные, производственные и научно- исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство. 6. Свободные научно-технические зоны (The free scientific-technical zones) Свободные научно-технические зоны называют технополисами или технопарками. Под технологическими парками понимается такой комплекс- промышленных сооружений и объектов услуг, который способен обеспечивать субъектам предпринимательства условия, необходимые для производства современной конкурентоспособной продукции и применении новейших технологий, отвечающих требованиям современного мирового рынка.. Технопарк - это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно- технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. Технопарки называют важнейшими факторами становления и развития малого бизнеса. По роду деятельности и конечному результату технопарки могут быть научными (продукт деятельности - результаты фундаментальных исследований), научно-исследовательскими (продукт - НИОКР, опытные образцы, малые серии изделий), научно-техническими и технологическими (исследование и разработка, серийное производство наукоемкой продукции с использованием высших технологий). Специфика преференций технопарков является то, что делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности. Технопарки ныне имеют множество организационных форм, Такое разнообразие диктуется целями, деятельностью и потребностями регионов: 1. Научный парк (Science park) - он, как правило, учреждается вблизи университетов, научно-исследовательских центров. Основной задачей такого формирования является развитие и применение объектов исследования. Производством непосредственно он не занимается; 2. Инновационный центр (Innovation centre) - главной задачей такого центра является поддержка (консультации по вопросам исследований, технологий, финансам и коммерческой деятельности) предпринимателей, территориально работающих вне центра, но занимающихся производством и реализацией новых технологий, представляющих собой на рынке относительно большой риск; 3. Коммерческий парк (Commercial park) - коммерческий парк занимается производством, различного рода коммерческой деятельностью, а также административными работами, организацией выставок, упаковкой и реализацией готовой продукции. Такой структуре не требуется близкое расположение научно-исследовательских институтов. 4. Технологический полюс (Tehnology polus) - представляет собой территорию, где налицо стратегически важные факторы инновационных процессов: высококвалифицированная рабочая сила, деятельность по фундаментальным и прикладным исследованиям, несколько объектов по инкубаторским услугам и банки или аналогичные учреждения, субсидирующие инновации 5. Технологический округ (Tehnology zircum) – эта структура включает уже отмеченный полюс плюс развитый промышленный округ и минимально один парк научного характера. 6. Промышленный парк (The industry park) - промышленным парком обычно называют неспецифическое территориальное сосредоточение предприятий, которые не характеризуются общностью. Предлагая выгодные условия для их размещения (транспортная привязка, арендная плата, налоговые льготы и т.д.), государство оказывает поддержку производителям, размещаемым в регионах со слабой структурой. Сроки их размещения в промышленных парках, как правило, не ограничиваются. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |