бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Общая характеристика экономики США

транснациональной интеграции и небывалое обострение конкуренции.

Возникающая равнодействующая может быть охарактеризована как конкурентная

взаимозависимость.

В период становления нового типа производства многократно возрастает

эффективность общественного производства развитых стран.

Формируются глобально оперирующие отрасли хозяйства,

контролируемые небольшой группой крупнейших ТНК. Особенно быстро этот

процесс идет в наукоемких отраслях. При всем глобальном характере этих

операций штаб-квартиры корпораций, осуществляющих эту деятельность,

находятся в основном в странах “триады”.

Особенно высокая товарная насыщенность сейчас существует на

рынках товаров низкой и средней технологии, но в последние годы все более

усиливается также конкуренция и на рынках некоторых товаров высокой

технологии.

Крупнейшими экспортерами готовой продукции выступают пять стран

- Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония. На них в начале 90-х годов

приходилось более 60% общего экспорта этой продукции из развитых

капиталистических стран, в том числе из ФРГ - 19,3%; Японии - 16,3%; США -

12,6%; Франции - 8,2%; Великобритании - 7,3%. В 1970 году эти показатели

были соответственно: 18,1%; 10,7%; 17,4%; 7,9%; 9,6%, что свидетельствует о

значительном укреплении позиции Японии, в первую очередь за счет США.

Товарному насыщению рынков в 70 - 90-е годы заметно

способствовал рост экспорта из развивающихся стран, главным образом, из

новых индустриальных стран. По мнению американских экспертов, к концу века

основными конкурентами американских производителей продукции средней и

высокой степени сложности станут экспортеры из новых индустриальных стран.

Высокий уровень безработицы во многих странах также оказывает большое

влияние на остроту конкуренции. Он ставит приоритетную задачу перед

правительством - содействовать развитию экспорта своей страны для повышения

занятости. Происходит небывалый рост заинтересованности государств в

развитии внешнеэкономических связей, во внешних рынках сбыта. Сейчас

конкуренция ведется с помощью широкого набора государственных мер

стимулирования внешнеэкономической деятельности частных фирм.

Однако усиление конкуренции идет в условиях растущей

экономической взаимосвязи и интернационализации капиталистического мира,

значительного количественного возрастания и качественного изменения сферы

мирохозяйственных связей во всем многообразии.

Возникло противоречие между реально складывающейся мировой

транснациональной экономикой и неразвитостью транснациональных и

региональных политических институтов и механизма ее регулирования. Особенно

ощущается недостаток транснационального законодательства.

В последнее время многие зарубежные и российские экономисты энергично

выступают в поддержку малых фирм, указывая на их динамизм и высокую

эффективность, а большой бизнес подвергается острой критике. Однако анализ

мировой экономики показывает, что именно крупные ТНК - главные субъекты

мировых экономических связей, и победу в мировой конкуренции одерживают те

из них, которые располагают наибольшими финансовыми и другими ресурсами.

Официальная американская статистика свидетельствует, что 80%

экспорта готовых изделий из США осуществляется лишь несколькими десятками

крупнейших американских ТНК.

Главный конкурент США - Япония - Отличается еще большей

степенью концентрации капитала и внешнеэкономических связей. В США

банковский сектор насчитывает около 14 тысяч банков, в Японии - всего около

100. Сейчас из 10 крупнейших коммерческих банков в мире шесть - японские,

20 лет назад эта десятка состояла целиком из американских банков.

Конкурентный потенциал американских и японских фирм формируется не просто в

разных социально-экономических условиях, но и во многом существенно

различных.

В Японии отношения между большим и мелким бизнесом зачастую имеют

партнерский характер. Японские фирмы получают большую помощь от

государства. Наглядно это проявилось, например, в формировании

конкурентного потенциала японских станкостроительных фирм. В основном это

мелкие фирмы, тесно связанные с крупными, последние владеют акциями этих

компаний, покупают их продукцию, обеспечивают новой технологией, обучают их

персонал. Так, министерство международной торговли и промышленности Японии

на протяжении многих лет поддерживает станкостроительную промышленность. В

результате покровительственной политики сформировалась фирма “Фанук”,

которая контролирует 80% японского рынка для электронного контроля

станочного оборудования и 40% мирового рынка. “Фанук” на 40% принадлежит

крупнейшему производителю компьютеров “Фуджитцу”.

Американские фирмы электронной промышленности сталкиваются с

возрастающей конкуренцией южнокорейских компаний, отличающихся высокой

степенью концентрации капитала и производства.

Очевидно, что для развития капиталоемких и наукоемких отраслей

финансовые ресурсы имеют решающее значение. Японские фирмы в начале 90-х

годов платили по кредитам 45, американские - 10 - 15% и больше. Чтобы

свести концы с концами, последние должны получать прибыль на уровне 40 -

50%.

Высокая стоимость капитала в США и его нехватка тормозят

создание малых и средних компаний в наукоемких отраслях, которые могли бы

стать американскими ТНК второго поколения.

Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная

дематериализация мирового производства и международного экономического

обмена.

Это проявляется, во-первых, в том, что производство товаров и

услуг становится все менее материало- и энергоемким. В транснациональной

мировой экономике традиционные факторы производства, такие, как земля,

сырье и труд, становятся второстепенными. Во-вторых, все большее значение

приобретают финансово-денежные и организационные факторы и научно-

технический потенциал. В-третьих, меняется взаимосвязь и соподчиненность

между различными видами мирохозяйственных связей: мировая торговля

товарами, услугами, движение капиталов и денежных ресурсов, передача

технологии, распространение методов менеджемента и маркетинга. В-четвертых,

возникает новая международная специализация, основывающаяся на понятии

“издержки производства”.

Тенденция к дематериализации экономики еще более выявляется на

историческом фоне. В 1929 году стоимость наиболее представительного товара

того времени - автомобиля - складывалась на 60% из сырья и энергии. В 90-е

годы стоимость наиболее представительного продукта - полупроводникового

микрочипа - менее чем на 2% состоит из стоимости сырья и энергии.

В продукции обрабатывающей промышленности уменьшается

содержание физического труда. За 15 лет ( с середины 70-х до конца 80-х

годов) затраты физического труда на производство одинакового объема

продукции в США уменьшились почти на 60%.

Новый универсальный вид “энергии”, каким является для

современной экономики информатика, вообще не содержит сырья, ни

традиционных видов энергии. Она полностью “знаниеемкая”.

В развитых странах контрастно выделяется различие между сырьевой и

промышленной экономикой, значение отраслей сырьевой экономики заметно

падает. К началу 90-х годов сырьевая экономика во всем мире оказалась в

состоянии глубокой депрессии, а промышленная процветала.

В экономике высокоразвитых стран возникают обширные новые сферы

деятельности, которые в отличие от материального производства, так

называемой реальной экономики, имеют дело с отражением этой реальной

экономики в различных символах. Причем “отраженная экономика” символов

(наиболее наглядными из символов являются деньги, различные виды денежных

инструментов) оказывается доминирующей по отношению к реальной экономике

товаров и услуг. “Экономика символов” наряду с кредитно-денежной включает

многие сферы деятельности и категории занятости , имеющие большое значение

на мировом рынке. В эти категории включаются люди, чья деятельность связана

с “идентификацией проблем”, “разрешением проблем” и “различными видами

посредничества”. Результаты их труда могут продаваться на мировом рынке, но

они поступают на рынок не как стандартизированный продукт массового

производства, а как результат манипуляций с символами: любого вида данные,

слова, устные и визуальные воспроизведения.

В результате перемен в типе производства меняется товарная структура

мировой торговли, причем особенно быстро растет удельный вес технологически

новых и новейших товаров и услуг, как производственного, так и

потребительского назначения. У США доля технически передовой продукции в

общем экспорте к началу 90-х по-прежнему была самой высокой - свыше 20%, но

удельный вес США в мировой торговле технически передовой продукцией

понизился: с 26.3 до 24.4%. Япония заметно укрепила свои позиции в мировом

экспорте наукоемкой продукции. Доля наукоемкой продукции в ее экспорте к

началу 90-х составляла 18.5%, а в общем экспорте стран ОЭСР она достигла

19%, увеличившись более чем в 1.5 раза.

4. ОПИК и прямые инвестиции американских компаний в СНГ.

США - крупнейший в мире экспортер частного капитала в виде прямых

инвестиций. В настоящее время размеры американских прямых инвестиций за

рубежом превышают 800 миллиардов долларов. Хотя основной объем этих

капиталовложений приходится на промышленно развитые и новые индустриальные

страны, с начала 90-х годов американские компании - основные субъекты

вывоза капитала - рассматривают многие постсоветские государства, и

особенно Россию, как перспективных партнеров для приложения капитала.

Применительно к России это объясняется тем, что она обладает емким

рынком, богатыми природными ресурсами, квалифицированной и относительно

дешевой рабочей силой, а также постепенно продвигается к демократии и

рыночной экономике. Однако на пути американских инвесторов встают

значительные препятствия: политическая и экономическая нестабильность,

неэффективная, запутанная правовая база банковской и валютной деятельности,

проблемы инфраструктуры и другие.

Вступив у себя дома в сложную среду предвыборной политической борьбы,

президенты России и США предпочли не обострять двусторонние отношения и

лишь фиксировали разногласия, не идя, однако, на взаимные уступки ради их

решения. Такая картина тем не менее не в состоянии скрыть факт кризиса так

называемых “партнерских” отношений между Россией и США.

Напористое продвижение американцами идеи расширения НАТО, нежелание

серьезно рассматривать российский подход к строительству новой системы

европейской безопасности, односторонние шаги по проведению силовой линии,

задержка важных решений по экономическому сотрудничеству - все это мало

соответствовало духу принятых ранее деклараций о партнерстве. При этом

республиканская оппозиция требует ожесточить политику США , “поставить

Россию на место”.

От кризиса партнерства один путь ведет к избавлению от этой формы, к

установлению более прагматичных отношений и конструктивному взаимодействию

в решении ряда международных проблем, которые только и могут быть решены

совместными действиями. Другой - к очередному отчуждению между Россией и

США, к началу новой “вялотекущей” на этот раз конфронтации, а вернее,

установлению “холодного мира”, в котором Россия будет в той или иной форме

вновь изолирована от международного сообщества.

5. Антикризисный “эксперимент” Рузвельта

Политике крупномасштабных реформ, проводившихся в США в 1933 - 1940

годах и вошедших в историю под названием “Нового курса” Т.Рузвельта,

предшествовал разразившийся в 1929 году экономический кризис, известный как

“великая депрессия”. В этой исключительной обстановке начался грандиозный

по масштабам “эксперимент” Рузвельта, нацеленный на преодоление кризиса и

оживление экономики.

Суть реформ “Нового курса”, проводившегося в 1933 - 1940 годах, -

усиление государственного регулирования экономических и социальных

процессов. Во многих своих чертах проводимые преобразования были близки той

экономической политике, которая в последствии получила название

кейсианской.

В период, предшествовавший осуществлению “Нового курса”, многие его

основные идеи практически стали частью американского интеллектуального

наследия. Складывалась и завоевывала себе пространство идеология, согласно

которой государственное вмешательство в процессы производства и обмена уже

не расценивалось как нарушение индивидуальной свободы и естественных

законов. Тем более, что господствовавшая до этого неоклассическая теория,

основывавшаяся на принципе свободных рыночных отношений, в период “великой

депрессии” показала свою несостоятельность.

Первые же дни президентства Рузвельта, вступившего в должность в

январе 1933 года, были ознаменованы экстренными мерами. Президент объявил

всеобщие “банковские каникулы” до 9 марта и предложил Конгрессу

Чрезвычайный закон о банках, принятый 9 марта 1933 года, включавший

следующие меры: предоставление банкам займов Федеральной резервной

системой; открытие после “банковских каникул” только тех банков, которые

будут признаны здоровыми; запрет на экспорт золота. В целом к концу марта

80% банков-членов ФРС возобновили свою деятельность, но 2 тысячи так и не

получили разрешения на нее. Банковский кризис был таким образом довольно

быстро преодолен.

Двумя наиболее важными законами первого срока президентства Рузвельта

(1933 - 1936 годы) можно считать закон о восстановлении национальной

промышленности (НИРА) и закон о регулировании сельского хозяйства (ААА),

принятые в начале 1933 года. Очень большое значение Рузвельт придавал

первому из названных законов, который вводился на два года и состоял из

трех разделов.

Первый раздел определял меры, которые могли хоть как-то оживить

экономику. Главными в этом направлении должны были стать “кодексы честной

конкуренции” - правила, регулирующие условия конкуренции, занятости и

найма, защищающие интересы потребителей. Разработка кодексов для каждой

отрасли возлагалась на так называемые торговые группы - объединения

предпринимателей отрасли. К концу 1933 года было утверждено около 290

“кодексов честной конкуренции”.

Второй и третий разделы закона определяли формы налогообложения и

выплаты в Фонд общественных работ. В первые же месяцы президентства

Рузвельта были осуществлены шаги, направленные на развитие общественных

работ. На эти цели выделялись невиданные по тем временам суммы - 3,3

миллиарда долларов.

По предложению президента в марте 1933 года был учрежден Гражданский

корпус сохранения ресурсов. Его задача - направление безработных городских

юношей в лесные районы. К началу лета 1933 года 250 тысячам молодых людей

18 - 25 лет предполагалось создать трудовые лагеря, где они получали бы

бесплатное питание, кров, форменную одежду и 1 доллар в день. К 1935 году

число лагерей было увеличено вдвое, и до начала войны в них побывало 3

миллиона человек. Зимой 1933 - 1934 годов была создана Администрация

гражданских работ, предоставившая работу более чем 4 миллионам безработных,

оказавшимся без средств к существованию. В целом, к январю 1934 года на

общественных работах было занято 5 миллионов, а на пособия жили 20

миллионов американцев.

Закон о регулировании сельского хозяйства был принят Конгрессом в

канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Он был призван остановить

дальнейшее развитие аграрного кризиса. Чтобы поддержать цены на

сельхозпродукцию, предлагалось сокращение посевных площадей и поголовья

скота.

Проведение в жизнь закона было болезненным: пришлось запахать 10 миллионов

акров уже засеянных хлопком площадей, уничтожить 25% всех посевов, забить 6

миллионов голов свиней. В результате введения этого закона фермерам были

предоставлены кредиты на 100 миллионов долларов. Продажа разорившихся ферм

с аукциона практически прекратилась.

Одна из основных задач НИРА и ААА - остановить кризисное падение цен. По

закону ААА президент мог девальвировать доллар и увеличивать наличную

денежную массу. Обеспечение же доллара в США затруднялось постоянным

активным торговым и платежным балансом. Массового же выпуска не покрытых

золотом бумажных денег Рузвельт опасался. Был избран совершенно новый и

оригинальный способ обесценения доллара - крупномасштабные закупки золота

по завышенным к курсу доллара ценам, приведшие к его искусственному

снижению. Эта мера сопровождалась изъятием золотого запаса из федеральных

резервных банков и передача его казначейству. Банки же взамен получали

золотые сертификаты, которые приравнивались к золоту как средство

обеспечения банковского резерва. В начале 1934 года Рузвельт подписал закон

о золотом резерве и установил новую цену на золото - 35 долларов за унцию,

сохранившуюся до 1971 года.

В результате произошло перераспределение доходов между промышленным и

ссудным капиталом в пользу первого. Положение должников облегчилось.

Процесс, который при стихийном развитии событий мог принять форму массовых

банкротств в кредитной сфере, благодаря инфляции приобрел большую плавность

и равномерность

После достаточно быстрого преодоления банковского кризиса в повестке дня

оставалась банковская реформа. Закон Гласса-Стигалла от 16 июня 1933 года

значительно расширил полномочия Федеральной резервной системы, которая при

отсутствии в США Центрального банка могла стать единственным орудием

усиления контроля правительства над банками. Завершилась банковская реформа

принятием в августе 1935 года билля, который существенно увеличил влияние

правительства на ФРС и кредитный рынок : президент получил право назначать

членов совета управляющих ФРС, а через них утверждать президентов 12

федеральных резервных банков.

6. Экономическая программа Клинтона

Оздоровление американской экономики и повышение ее

конкурентоспособности вышли на первый план в начале 90-х годов в связи с

циклическим спадом в экономике США и других стран Запада. Своей победой на

президентских выборах 1992 года Б.Клинтон во многом обязан тому, что в его

предвыборной кампании именно экономической политике был отдан приоритет и

сформулированы новые подходы к решению ее проблем.

Утверждение экономической программы стало первоочередной задачей

администрации Клинтона. Уже 17 февраля 1993 года президент объявил о ней.

Весной и летом 1993 года программа была одобрена в конгрессе хотя и с

минимальным перевесом голосов. Однако это одобрение еще не гарантирует

успех. Оценки возможных последствий осуществления плана Клинтона весьма

противоречивы.

Алан Блиндер, представлявший экономическую программу Клинтона на

конференции, состоявшуюся в 1993 году в Американском институте

предпринимательства, выделил в ней три части. Первая - стимулирующая

компонента - имеет целью облегчить преодоление спада. Вторая представляет

собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной

капитал страны и должна дать толчок модернизации экономики. Третья

направлена на сокращение государственного дефицита и создание таким образом

более благоприятных условий для кредитования американской экономики.

Стимулирующая часть содержит обширный перечень мероприятий, которые

планируются на 1993 - 1994 года. Она, в частности, предусматривает помощь

детям и подросткам в трудоустройстве на летний период и профессиональном

обучении, помощь дошкольным детским учреждениям, финансирование вакцинации

1 миллиона детей, а также выплату пособий по безработице на более

длительный период, чем предусмотрено действующим законом, предоставление

налоговых льгот мелкому бизнесу и так далее. Общая величина бюджетных

ассигнований на стимулирование экономики должна составить около 6

миллиардов долларов в год. Администрация рассчитывает, что стимулирующие

меры повысят среднегодовой прирост ВВП на 0,3 процентного пункта, при том

что общий темп прироста ВВП прогнозируется в размере 3%. Предполагается,

что за счет стимулирующих мер удастся создать за два года 500 тысяч новых

рабочих мест. Пакет стимулирующих расходов рассматривается в качестве

предохранительной меры для укрепления экономики, прежде чем она в 1994 году

столкнется с ограниченным воздействием финансовой политики, направленной на

сокращение бюджетного дефицита.

В марте 1993 года сенатом не утверждены ассигнования в 16 миллиардов

долларов на стимулирование экономики и создание новых рабочих мест, но

одобрены расходы на выплату пособий по безработице в размере 4 миллиардов

долларов.

Положительная оценка программы Клинтона прозвучала в выступлении

Р.Рейшауэра - директора бюджетного бюро конгресса. Во-первых данная

программа прежде всего означает, что борьбу по сокращению дефицита в

государственном бюджете возглавил президент. Во-вторых, важно то, что все

без исключения элементы бюджета пересматриваются с целью сокращения

дефицита. В-третьих, программа нацелена на изменение структуры

государственных расходов, чтобы отдать приоритет мероприятиям,

способствующим экономическому росту в длительной перспективе и повышению

жизненного уровня американцев. В качестве четверього достоинства программы

Рейшауэр назвал ее нацеленность на существенное сокращение бюджетного

дефицита. С учетом ранее принятых решений о сокращении дефицита в 1994 и

1995 годах общее его сокращение должно составить в течение пяти лет 500

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.