|
Общая характеристика экономики СШАтранснациональной интеграции и небывалое обострение конкуренции. Возникающая равнодействующая может быть охарактеризована как конкурентная взаимозависимость. В период становления нового типа производства многократно возрастает эффективность общественного производства развитых стран. Формируются глобально оперирующие отрасли хозяйства, контролируемые небольшой группой крупнейших ТНК. Особенно быстро этот процесс идет в наукоемких отраслях. При всем глобальном характере этих операций штаб-квартиры корпораций, осуществляющих эту деятельность, находятся в основном в странах “триады”. Особенно высокая товарная насыщенность сейчас существует на рынках товаров низкой и средней технологии, но в последние годы все более усиливается также конкуренция и на рынках некоторых товаров высокой технологии. Крупнейшими экспортерами готовой продукции выступают пять стран - Великобритания, США, Франция, ФРГ, Япония. На них в начале 90-х годов приходилось более 60% общего экспорта этой продукции из развитых капиталистических стран, в том числе из ФРГ - 19,3%; Японии - 16,3%; США - 12,6%; Франции - 8,2%; Великобритании - 7,3%. В 1970 году эти показатели были соответственно: 18,1%; 10,7%; 17,4%; 7,9%; 9,6%, что свидетельствует о значительном укреплении позиции Японии, в первую очередь за счет США. Товарному насыщению рынков в 70 - 90-е годы заметно способствовал рост экспорта из развивающихся стран, главным образом, из новых индустриальных стран. По мнению американских экспертов, к концу века основными конкурентами американских производителей продукции средней и высокой степени сложности станут экспортеры из новых индустриальных стран. Высокий уровень безработицы во многих странах также оказывает большое влияние на остроту конкуренции. Он ставит приоритетную задачу перед правительством - содействовать развитию экспорта своей страны для повышения занятости. Происходит небывалый рост заинтересованности государств в развитии внешнеэкономических связей, во внешних рынках сбыта. Сейчас конкуренция ведется с помощью широкого набора государственных мер стимулирования внешнеэкономической деятельности частных фирм. Однако усиление конкуренции идет в условиях растущей экономической взаимосвязи и интернационализации капиталистического мира, значительного количественного возрастания и качественного изменения сферы мирохозяйственных связей во всем многообразии. Возникло противоречие между реально складывающейся мировой транснациональной экономикой и неразвитостью транснациональных и региональных политических институтов и механизма ее регулирования. Особенно ощущается недостаток транснационального законодательства. В последнее время многие зарубежные и российские экономисты энергично выступают в поддержку малых фирм, указывая на их динамизм и высокую эффективность, а большой бизнес подвергается острой критике. Однако анализ мировой экономики показывает, что именно крупные ТНК - главные субъекты мировых экономических связей, и победу в мировой конкуренции одерживают те из них, которые располагают наибольшими финансовыми и другими ресурсами. Официальная американская статистика свидетельствует, что 80% экспорта готовых изделий из США осуществляется лишь несколькими десятками крупнейших американских ТНК. Главный конкурент США - Япония - Отличается еще большей степенью концентрации капитала и внешнеэкономических связей. В США банковский сектор насчитывает около 14 тысяч банков, в Японии - всего около 100. Сейчас из 10 крупнейших коммерческих банков в мире шесть - японские, 20 лет назад эта десятка состояла целиком из американских банков. Конкурентный потенциал американских и японских фирм формируется не просто в разных социально-экономических условиях, но и во многом существенно различных. В Японии отношения между большим и мелким бизнесом зачастую имеют партнерский характер. Японские фирмы получают большую помощь от государства. Наглядно это проявилось, например, в формировании конкурентного потенциала японских станкостроительных фирм. В основном это мелкие фирмы, тесно связанные с крупными, последние владеют акциями этих компаний, покупают их продукцию, обеспечивают новой технологией, обучают их персонал. Так, министерство международной торговли и промышленности Японии на протяжении многих лет поддерживает станкостроительную промышленность. В результате покровительственной политики сформировалась фирма “Фанук”, которая контролирует 80% японского рынка для электронного контроля станочного оборудования и 40% мирового рынка. “Фанук” на 40% принадлежит крупнейшему производителю компьютеров “Фуджитцу”. Американские фирмы электронной промышленности сталкиваются с возрастающей конкуренцией южнокорейских компаний, отличающихся высокой степенью концентрации капитала и производства. Очевидно, что для развития капиталоемких и наукоемких отраслей финансовые ресурсы имеют решающее значение. Японские фирмы в начале 90-х годов платили по кредитам 45, американские - 10 - 15% и больше. Чтобы свести концы с концами, последние должны получать прибыль на уровне 40 - 50%. Высокая стоимость капитала в США и его нехватка тормозят создание малых и средних компаний в наукоемких отраслях, которые могли бы стать американскими ТНК второго поколения. Важнейшая особенность современной мировой экономики - относительная дематериализация мирового производства и международного экономического обмена. Это проявляется, во-первых, в том, что производство товаров и услуг становится все менее материало- и энергоемким. В транснациональной мировой экономике традиционные факторы производства, такие, как земля, сырье и труд, становятся второстепенными. Во-вторых, все большее значение приобретают финансово-денежные и организационные факторы и научно- технический потенциал. В-третьих, меняется взаимосвязь и соподчиненность между различными видами мирохозяйственных связей: мировая торговля товарами, услугами, движение капиталов и денежных ресурсов, передача технологии, распространение методов менеджемента и маркетинга. В-четвертых, возникает новая международная специализация, основывающаяся на понятии “издержки производства”. Тенденция к дематериализации экономики еще более выявляется на историческом фоне. В 1929 году стоимость наиболее представительного товара того времени - автомобиля - складывалась на 60% из сырья и энергии. В 90-е годы стоимость наиболее представительного продукта - полупроводникового микрочипа - менее чем на 2% состоит из стоимости сырья и энергии. В продукции обрабатывающей промышленности уменьшается содержание физического труда. За 15 лет ( с середины 70-х до конца 80-х годов) затраты физического труда на производство одинакового объема продукции в США уменьшились почти на 60%. Новый универсальный вид “энергии”, каким является для современной экономики информатика, вообще не содержит сырья, ни традиционных видов энергии. Она полностью “знаниеемкая”. В развитых странах контрастно выделяется различие между сырьевой и промышленной экономикой, значение отраслей сырьевой экономики заметно падает. К началу 90-х годов сырьевая экономика во всем мире оказалась в состоянии глубокой депрессии, а промышленная процветала. В экономике высокоразвитых стран возникают обширные новые сферы деятельности, которые в отличие от материального производства, так называемой реальной экономики, имеют дело с отражением этой реальной экономики в различных символах. Причем “отраженная экономика” символов (наиболее наглядными из символов являются деньги, различные виды денежных инструментов) оказывается доминирующей по отношению к реальной экономике товаров и услуг. “Экономика символов” наряду с кредитно-денежной включает многие сферы деятельности и категории занятости , имеющие большое значение на мировом рынке. В эти категории включаются люди, чья деятельность связана с “идентификацией проблем”, “разрешением проблем” и “различными видами посредничества”. Результаты их труда могут продаваться на мировом рынке, но они поступают на рынок не как стандартизированный продукт массового производства, а как результат манипуляций с символами: любого вида данные, слова, устные и визуальные воспроизведения. В результате перемен в типе производства меняется товарная структура мировой торговли, причем особенно быстро растет удельный вес технологически новых и новейших товаров и услуг, как производственного, так и потребительского назначения. У США доля технически передовой продукции в общем экспорте к началу 90-х по-прежнему была самой высокой - свыше 20%, но удельный вес США в мировой торговле технически передовой продукцией понизился: с 26.3 до 24.4%. Япония заметно укрепила свои позиции в мировом экспорте наукоемкой продукции. Доля наукоемкой продукции в ее экспорте к началу 90-х составляла 18.5%, а в общем экспорте стран ОЭСР она достигла 19%, увеличившись более чем в 1.5 раза. 4. ОПИК и прямые инвестиции американских компаний в СНГ. США - крупнейший в мире экспортер частного капитала в виде прямых инвестиций. В настоящее время размеры американских прямых инвестиций за рубежом превышают 800 миллиардов долларов. Хотя основной объем этих капиталовложений приходится на промышленно развитые и новые индустриальные страны, с начала 90-х годов американские компании - основные субъекты вывоза капитала - рассматривают многие постсоветские государства, и особенно Россию, как перспективных партнеров для приложения капитала. Применительно к России это объясняется тем, что она обладает емким рынком, богатыми природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, а также постепенно продвигается к демократии и рыночной экономике. Однако на пути американских инвесторов встают значительные препятствия: политическая и экономическая нестабильность, неэффективная, запутанная правовая база банковской и валютной деятельности, проблемы инфраструктуры и другие. Вступив у себя дома в сложную среду предвыборной политической борьбы, президенты России и США предпочли не обострять двусторонние отношения и лишь фиксировали разногласия, не идя, однако, на взаимные уступки ради их решения. Такая картина тем не менее не в состоянии скрыть факт кризиса так называемых “партнерских” отношений между Россией и США. Напористое продвижение американцами идеи расширения НАТО, нежелание серьезно рассматривать российский подход к строительству новой системы европейской безопасности, односторонние шаги по проведению силовой линии, задержка важных решений по экономическому сотрудничеству - все это мало соответствовало духу принятых ранее деклараций о партнерстве. При этом республиканская оппозиция требует ожесточить политику США , “поставить Россию на место”. От кризиса партнерства один путь ведет к избавлению от этой формы, к установлению более прагматичных отношений и конструктивному взаимодействию в решении ряда международных проблем, которые только и могут быть решены совместными действиями. Другой - к очередному отчуждению между Россией и США, к началу новой “вялотекущей” на этот раз конфронтации, а вернее, установлению “холодного мира”, в котором Россия будет в той или иной форме вновь изолирована от международного сообщества. 5. Антикризисный “эксперимент” Рузвельта Политике крупномасштабных реформ, проводившихся в США в 1933 - 1940 годах и вошедших в историю под названием “Нового курса” Т.Рузвельта, предшествовал разразившийся в 1929 году экономический кризис, известный как “великая депрессия”. В этой исключительной обстановке начался грандиозный по масштабам “эксперимент” Рузвельта, нацеленный на преодоление кризиса и оживление экономики. Суть реформ “Нового курса”, проводившегося в 1933 - 1940 годах, - усиление государственного регулирования экономических и социальных процессов. Во многих своих чертах проводимые преобразования были близки той экономической политике, которая в последствии получила название кейсианской. В период, предшествовавший осуществлению “Нового курса”, многие его основные идеи практически стали частью американского интеллектуального наследия. Складывалась и завоевывала себе пространство идеология, согласно которой государственное вмешательство в процессы производства и обмена уже не расценивалось как нарушение индивидуальной свободы и естественных законов. Тем более, что господствовавшая до этого неоклассическая теория, основывавшаяся на принципе свободных рыночных отношений, в период “великой депрессии” показала свою несостоятельность. Первые же дни президентства Рузвельта, вступившего в должность в январе 1933 года, были ознаменованы экстренными мерами. Президент объявил всеобщие “банковские каникулы” до 9 марта и предложил Конгрессу Чрезвычайный закон о банках, принятый 9 марта 1933 года, включавший следующие меры: предоставление банкам займов Федеральной резервной системой; открытие после “банковских каникул” только тех банков, которые будут признаны здоровыми; запрет на экспорт золота. В целом к концу марта 80% банков-членов ФРС возобновили свою деятельность, но 2 тысячи так и не получили разрешения на нее. Банковский кризис был таким образом довольно быстро преодолен. Двумя наиболее важными законами первого срока президентства Рузвельта (1933 - 1936 годы) можно считать закон о восстановлении национальной промышленности (НИРА) и закон о регулировании сельского хозяйства (ААА), принятые в начале 1933 года. Очень большое значение Рузвельт придавал первому из названных законов, который вводился на два года и состоял из трех разделов. Первый раздел определял меры, которые могли хоть как-то оживить экономику. Главными в этом направлении должны были стать “кодексы честной конкуренции” - правила, регулирующие условия конкуренции, занятости и найма, защищающие интересы потребителей. Разработка кодексов для каждой отрасли возлагалась на так называемые торговые группы - объединения предпринимателей отрасли. К концу 1933 года было утверждено около 290 “кодексов честной конкуренции”. Второй и третий разделы закона определяли формы налогообложения и выплаты в Фонд общественных работ. В первые же месяцы президентства Рузвельта были осуществлены шаги, направленные на развитие общественных работ. На эти цели выделялись невиданные по тем временам суммы - 3,3 миллиарда долларов. По предложению президента в марте 1933 года был учрежден Гражданский корпус сохранения ресурсов. Его задача - направление безработных городских юношей в лесные районы. К началу лета 1933 года 250 тысячам молодых людей 18 - 25 лет предполагалось создать трудовые лагеря, где они получали бы бесплатное питание, кров, форменную одежду и 1 доллар в день. К 1935 году число лагерей было увеличено вдвое, и до начала войны в них побывало 3 миллиона человек. Зимой 1933 - 1934 годов была создана Администрация гражданских работ, предоставившая работу более чем 4 миллионам безработных, оказавшимся без средств к существованию. В целом, к январю 1934 года на общественных работах было занято 5 миллионов, а на пособия жили 20 миллионов американцев. Закон о регулировании сельского хозяйства был принят Конгрессом в канун объявленной фермерами всеобщей забастовки. Он был призван остановить дальнейшее развитие аграрного кризиса. Чтобы поддержать цены на сельхозпродукцию, предлагалось сокращение посевных площадей и поголовья скота. Проведение в жизнь закона было болезненным: пришлось запахать 10 миллионов акров уже засеянных хлопком площадей, уничтожить 25% всех посевов, забить 6 миллионов голов свиней. В результате введения этого закона фермерам были предоставлены кредиты на 100 миллионов долларов. Продажа разорившихся ферм с аукциона практически прекратилась. Одна из основных задач НИРА и ААА - остановить кризисное падение цен. По закону ААА президент мог девальвировать доллар и увеличивать наличную денежную массу. Обеспечение же доллара в США затруднялось постоянным активным торговым и платежным балансом. Массового же выпуска не покрытых золотом бумажных денег Рузвельт опасался. Был избран совершенно новый и оригинальный способ обесценения доллара - крупномасштабные закупки золота по завышенным к курсу доллара ценам, приведшие к его искусственному снижению. Эта мера сопровождалась изъятием золотого запаса из федеральных резервных банков и передача его казначейству. Банки же взамен получали золотые сертификаты, которые приравнивались к золоту как средство обеспечения банковского резерва. В начале 1934 года Рузвельт подписал закон о золотом резерве и установил новую цену на золото - 35 долларов за унцию, сохранившуюся до 1971 года. В результате произошло перераспределение доходов между промышленным и ссудным капиталом в пользу первого. Положение должников облегчилось. Процесс, который при стихийном развитии событий мог принять форму массовых банкротств в кредитной сфере, благодаря инфляции приобрел большую плавность и равномерность После достаточно быстрого преодоления банковского кризиса в повестке дня оставалась банковская реформа. Закон Гласса-Стигалла от 16 июня 1933 года значительно расширил полномочия Федеральной резервной системы, которая при отсутствии в США Центрального банка могла стать единственным орудием усиления контроля правительства над банками. Завершилась банковская реформа принятием в августе 1935 года билля, который существенно увеличил влияние правительства на ФРС и кредитный рынок : президент получил право назначать членов совета управляющих ФРС, а через них утверждать президентов 12 федеральных резервных банков. 6. Экономическая программа Клинтона Оздоровление американской экономики и повышение ее конкурентоспособности вышли на первый план в начале 90-х годов в связи с циклическим спадом в экономике США и других стран Запада. Своей победой на президентских выборах 1992 года Б.Клинтон во многом обязан тому, что в его предвыборной кампании именно экономической политике был отдан приоритет и сформулированы новые подходы к решению ее проблем. Утверждение экономической программы стало первоочередной задачей администрации Клинтона. Уже 17 февраля 1993 года президент объявил о ней. Весной и летом 1993 года программа была одобрена в конгрессе хотя и с минимальным перевесом голосов. Однако это одобрение еще не гарантирует успех. Оценки возможных последствий осуществления плана Клинтона весьма противоречивы. Алан Блиндер, представлявший экономическую программу Клинтона на конференции, состоявшуюся в 1993 году в Американском институте предпринимательства, выделил в ней три части. Первая - стимулирующая компонента - имеет целью облегчить преодоление спада. Вторая представляет собой комплекс мер для увеличения государственных вложений в основной капитал страны и должна дать толчок модернизации экономики. Третья направлена на сокращение государственного дефицита и создание таким образом более благоприятных условий для кредитования американской экономики. Стимулирующая часть содержит обширный перечень мероприятий, которые планируются на 1993 - 1994 года. Она, в частности, предусматривает помощь детям и подросткам в трудоустройстве на летний период и профессиональном обучении, помощь дошкольным детским учреждениям, финансирование вакцинации 1 миллиона детей, а также выплату пособий по безработице на более длительный период, чем предусмотрено действующим законом, предоставление налоговых льгот мелкому бизнесу и так далее. Общая величина бюджетных ассигнований на стимулирование экономики должна составить около 6 миллиардов долларов в год. Администрация рассчитывает, что стимулирующие меры повысят среднегодовой прирост ВВП на 0,3 процентного пункта, при том что общий темп прироста ВВП прогнозируется в размере 3%. Предполагается, что за счет стимулирующих мер удастся создать за два года 500 тысяч новых рабочих мест. Пакет стимулирующих расходов рассматривается в качестве предохранительной меры для укрепления экономики, прежде чем она в 1994 году столкнется с ограниченным воздействием финансовой политики, направленной на сокращение бюджетного дефицита. В марте 1993 года сенатом не утверждены ассигнования в 16 миллиардов долларов на стимулирование экономики и создание новых рабочих мест, но одобрены расходы на выплату пособий по безработице в размере 4 миллиардов долларов. Положительная оценка программы Клинтона прозвучала в выступлении Р.Рейшауэра - директора бюджетного бюро конгресса. Во-первых данная программа прежде всего означает, что борьбу по сокращению дефицита в государственном бюджете возглавил президент. Во-вторых, важно то, что все без исключения элементы бюджета пересматриваются с целью сокращения дефицита. В-третьих, программа нацелена на изменение структуры государственных расходов, чтобы отдать приоритет мероприятиям, способствующим экономическому росту в длительной перспективе и повышению жизненного уровня американцев. В качестве четверього достоинства программы Рейшауэр назвал ее нацеленность на существенное сокращение бюджетного дефицита. С учетом ранее принятых решений о сокращении дефицита в 1994 и 1995 годах общее его сокращение должно составить в течение пяти лет 500 Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |