бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Налоговая система и ее роль в регулировании рынка

форма доходов государства.

Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется

для экономического воздействия государства на различного рода рынки,

которые отражают общественное производство, его динамику и структуру, на

развитие научно-технического прогресса.

Таблица 2.2

Минимальные значения долей поступления доходов от налогов в бюджеты разных

уровней [2]

|Вид налога |Распределение налоговых поступлений в бюджеты |

| |разных уровней ( в процентах) |

| |федеральный |бюджет субъекта |местный бюджет |

| | |Российской Федерации | |

| |бюджет | | |

|Н Д С |30 |20 |5 |

|Акцизы на спирт, водку и |30 |30 |5 |

|ликероводочные изделия | | | |

|Акцизы на минеральные виды| | | |

|сырья, бензин, автомобили,|100 |- |- |

|импортные подакцизные | | | |

|товары | | | |

|Акцизы на остальные виды |- |60 |10 |

|подакцизных товаров | | | |

|Налог на прибыль |10 |15 |5 |

|предприятий (по ставке) | | | |

|Подоходный налог с |10 |30 |5 |

|физических лиц | | | |

|Ресурсные налоги |30 |30 |5 |

|Экологические налоги |30 |30 |10 |

|Федеральные лицензионные |100 |- |- |

|сборы | | | |

|Сбор за использование |100 |- |- |

|государственной символики | | | |

|РФ | | | |

|Налог на землю (с учётом |100 |20 |30 |

|централизации) | | | |

|Налог а имущество |10 |40 |40 |

|предприятий и организаций | | | |

|Транспортный налог |- |10 |40 |

2. Функции налогов и регулирование рынка.

В рыночной экономике любой страны налоги выполняют столь важную роль,

что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко

действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного

производства, эффективная рыночная экономика невозможна.

Что такое рыночная экономика? Под "рыночной экономикой" понимается

система организации хозяйства, основанная на товарно-денежных отношениях,

многообразии форм собственности, экономической свободе и конкуренции

граждан и хозяйственных субъектов в сфере производства и реализации товаров

и услуг.

Дадим понятие рынка - того, на что оказывает влияние с помощью

налоговой системы правительство. Существуют много определений рынка,

например - это система саморегулирования экономики, стимулирующая развитие

производства с учетом качественных и количественных его параметров, или -

это многомерное понятие, состоящее из экономических, политических,

социальных, морально-этических подсистем, а связующим звеном всех этих

подсистем является свобода и другие гарантированные права личности. В более

же узком смысле слова рынок можно понимать как механизм, сводящий вместе

продавцов ( производителей) и покупателей товаров и услуг.

Различают три основных видов рынков, это: рынок товаров и услуг, рынок

труда и рынок финансовых ресурсов.

На рынке товаров и услуг проявляются экономические отношения между

производителем и потребителем по поводу объема, структуры и потребительских

свойств предлагаемой к реализации продукции, с одной стороны, и объема,

структуры и качества необходимой продукции с другой.

Особые экономические отношения складываются на рынке труда по поводу

занятости трудоспособного населения в качестве наемных рабочих и в связи с

потребностью работодателей в рабочей силе определенного количества и

качества.

На рынке производственных ресурсов проявляются экономические

отношения между хозяйствующими субъектами, населением и государством по

поводу мобилизации временно свободных денежных средств для кредитных целей

и инвестирования. Все эти рынки находятся в постоянном взаимодействии,

выполняя специфические функции рыночной системы.

С помощью налоговой политики государство влияет на структуру и

динамику развития каждого из этих рынков, сглаживая последствия

инфляционных и др. негативных процессов. В чем же конкретно состоит роль

налогов в рыночной экономике, какие функции они выполняют в хозяйственном

механизме? Отвечая на эти вопросы, обычно начинают с того, что налогам

принадлежит решающая роль в формировании доходной части

государственного бюджета. Это, конечно, так. Но не это главное для

характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и

без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли

в бюджет, применявшихся в нашей стране ряд лет. На первое место следует

поставить функцию, без которой в экономике, базирующейся на товарно-

денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - РЕГУЛИРУЮЩАЯ

(вообще, функция налога - это проявление его сущности в действии, способ

выражения его свойств.)

Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая

экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в

современном мире, не регулируемую государством, невозможно. Иное дело -

как она регулируется, какими способами, в каких формах и т.д. Здесь, как

говорят, возможны варианты, например либеральная (США, Англия, Франция) и

социально ориентированная (Германия, Норвегия, Швеция, Австрия и др.)

модели. Но каковы бы ни были эти формы и методы, центральное место в самой

системе регулирования принадлежит налогам.

Государственное регулирование осуществляется в двух основных

направлениях:

. регулирование рыночных, товарно-денежных отношений. Оно состоит

главным образом в определении "правил игры", то есть разработка

законов, нормативных актов, определяющих взаимоотношения действующих на

рынке лиц, прежде всего предпринимателей, работодателей и наемных

рабочих. К ним относятся законы, постановления, инструкции

государственных органов, регулирующие взаимоотношение

товаропроизводителей, продавцов и покупателей, деятельность банков,

товарных и фондовых бирж, а также бирж труда, торговых домов,

устанавливающие порядок проведения аукционов, ярмарок, правила обращения

ценных бумаг и т.п. Это направление государственного регулирования

рынка непосредственно с налогами не связано;

. регулирование развития народного хозяйства, общественного производства

в условиях, когда основным объективным экономическим законом,

действующим в обществе, является закон стоимости. Здесь речь идет

главным образом о финансово-экономических методах воздействия

государства на интересы людей, предпринимателей с целью направления

их деятельности в нужном, выгодном обществу направлении.

В условиях рынка отмирают или, по крайней мере, сводятся к минимуму

методы административного подчинения предпринимателей, постепенно исчезает

само понятие "вышестоящей организации", имеющей право управлять

деятельностью предприятий с помощью распоряжений, команд и приказов. Но

необходимость подчинять деятельность предпринимателей целям сочетания их

личных интересов с общественным не отпадает. В то же время приказать,

заставить нельзя. А как же можно?

Адекватной рыночным отношениям является лишь одна форма воздействия на

предпринимателей и наемных рабочих, продавцов и покупателей - система

экономического принуждения в сочетании с материальной

заинтересованностью, возможностью заработать практически любую сумму денег.

В рыночной экономике отмирает привычное нам слово "получка", там люди не

получают, а зарабатывают (исключение составляют безработные), да и то

свое пособие они, как правило, заработали трудом в предшествующем периоде.

Таким образом, развитие рыночной экономики регулируется финансово-

экономическими методами - путем применения отлаженной системы

налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными

ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций,

государственных закупок и осуществления народнохозяйственных программ и

т.п. Центральное место в этом комплексе экономических методов занимают

налоги.

Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия

налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает

условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств,

изменению соотношения на рынке предложение-спрос, способствует решению

актуальных для общества проблем. Так, в настоящее время нет, пожалуй,

более важной для нас задачи, чем подъем сельского хозяйства, решение

продовольственной проблемы. В связи с этим в Российской Федерации

освобождены от налога на прибыль колхозы (включая рыболовецкие), совхозы,

другие сельскохозяйственные продукции. Налицо стимулирование предложения

товаров на рынках сельхозпродукции и спроса рабочей силы в той же области.

Если доля доходов от несельскохозяйственной деятельности в колхозе или

совхозе менее 25 %, то и они освобождаются от налогов, если более 25 %,

то прибыль, полученная от такой деятельности, облагается налогом в общем

порядке.

Приведенные положения могут служить примером использования

государством возможностей налоговой системы для воздействия на различного

рода и уровня рынки, развитие экономики в необходимом обществу

направлении.

Другой пример. Хорошо известно, что эффективно функционирующую

рыночную экономику невозможно себе представить без развития малого бизнеса.

Без него трудно создать благоприятную для функционирования товарно-денежных

отношений экономическую среду. Наши крупные и сверхкрупные

предприятия, "мастодонты" промышленности, кооперирующиеся, как правило, с

такими же "мастодонтами" из смежных отраслей, плохо приспособлены к

конкуренции, не обладают характерной для рынка гибкостью и маневренностью.

Государство должно способствовать развитию малого бизнеса, всемерно

поддерживать его. Формы такой поддержки разнообразны: создание специальных

фондов финансирования малых предприятий, льготное кредитование их

деятельности и т.п. Но главное средство оказания содействия малому

бизнесу - особые льготные условия налогообложения.

В России к малым относятся предприятия всех организационно-правовых

форм, имеющих среднесписочную численность работающих в промышленности и

строительстве до 100 чел., в науке и научном обслуживании - до 50 чел., в

других отраслях производственной сферы - до 50 чел., в отраслях

непроизводственной сферы - до 15 чел. Для таких предприятий установлены

две очень существенные налоговые льготы. Первая из них состоит в том, что

прибыль, направляемая малыми предприятиями на строительство,

реконструкцию и обновление основных производственных фондов, освоение

новой техники, полностью освобождается от налогов.

Не менее существенна другая льгота, предусматривающая учет

одновременно двух параметров - не только размеров предприятия, но и рода

деятельности: освобождая от налога на прибыль в первые два года работы

предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции,

производству товаров народного потребления, строительные, ремонтно-

строительные и по производству строительных материалов при условии, что

выручка от указанных видов деятельности составляет более 70 % в общей сумме

выручки от реализации продукции (работ, услуг) государство повышает

показатели занятости населения, увеличивает предложение товаров

соответствующих отраслей и создает благоприятные условия для вкладывания

капиталов в различные инвестиционные проекты. В отличие от первой льготы,

предоставляемой малым предприятиям, последняя ограничена во времени:

предприятие пользуется ею в течение двух лет со дня его регистрации.

Очевидно, она направлена на то, чтобы помочь малым предприятиям

окрепнуть, стать, как говорится, на ноги.

Другая функция налогов - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и

санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа

рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др.

Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется прежде

всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое

перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров

народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и

ряда других освобождается от налогообложения.

Эта льгота, кончено, очень существенная. В прежнем Законе о налогах

этой льготы не было. Сделан очевидный шаг вперед. Очевидный, но

непоследовательный. Во многих развитых странах освобождаются от

налогообложения затраты на наyчно-исследовательские и опытно-

констрyкторские работы. Делается это по-разномy. Так, в Германии указанные

затраты включаются в себестоимость продукции и тем самым автоматически

освобождаются от налогов. В других странах эти затраты полностью или

частично исключаются из облагаемой налогом прибыли. Аналогичная норма

была предусмотрена и у нас в прежнем законодательстве: облагаемая

прибыль уменьшалась на сумму, составлявшую 30 % затрат на проведение

наyчно-исследовательских и опытно-констрyкторских работ. Было бы

целесообразно и сейчас установить, что в состав затрат, освобождаемых от

налога, полностью или частично (например, 50 %) входят расходы на НИИ и

ОКР. Другой путь - включать эти расходы в затраты на производство.

Идея всемерной поддержки сельскохозяйственного производства,

стремление способствовать возрождению российской деревни пронизывает все

наше налоговое законодательство. Например, Законом "О налогообложении

доходов банков" предусмотрено, что ставка налога на доход банка

составляет 30 %. В то же время установлено, что коммерческим банкам,

имеющим удельный вес кредитных вложений в сельскохозяйственную

деятельность не менее 50 % всех вложений, ставка налога на доходы

устанавливается на треть ниже общей - 20 %.

Объективно это значит, что если при типовой процентной ставке,

например, 18 % можно предоставлять ссуды сельскохозяйственным предприятиям

и фермерам под 15 % годовых и при этом кредитор (банк) не только не теряет

часть прибыли, но даже выигрывает за счет льготного налогообложения.

Все более строгие нормативы и большие штрафы вводятся по

экологической безопасности. Предприятия, загрязняющие экологическую среду

платят соответственно большие налоги, чем экологически чистые. Но к

сожалению, в настоящее время человечество не может обойтись без вредных

предприятий, но имеет возможность снизить уровень загрязнения окружающей

среды. Посредством увеличивающих коэффициентов налоговая система

стимулирует стремление предприятий к установлению дополнительных фильтров,

отстойников для выбрасываемых отходов и т.д.

Следующая функция налогов - распределительная, или, вернее,

перераспределительная. Главная задача экономики любой страны состоит в том,

чтобы учитывая ограниченные запасы ресурсов распределить с наибольшей

полезностью. Для этого нужно определить программу, т.е. решить, какие виды

товаров требуется производить; распределит ресурсы между производителями;

после производства товаров нужно их наиболее целесообразным образом

распределить между потребителями. Все это распределяется с помощью бюджетно-

налоговой политики. Посредством налогов в государственном бюджете

концентрируются средства, направляемые затем на решение

народнохозяйственных проблем, как производственных, так и социальных,

финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - наyчно-

технических, экономических и др.

С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли

предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие

производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции и

капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости

затрат: железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и

др. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть

направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание

которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и

жизни населения. Легко, например, проследить процесс регулирования

государством рынка с/х продукции. Оно может увеличить некоторые налоги вне

с/х сфере и ввести дополнительные льготы и дотации в с/х сфере.

Заинтересованность производителей в увеличении объема производства

очевидна, и как следствие - увеличение объема предложения на с/х рынке, а

возможно и создание новых вакансий в сфере производства с/х продукции.

Перераспределительная функция налоговой системы носит ярко

выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная

налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную

направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах.

Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения,

направления значительной части бюджета средств на социальные нужды

населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан,

нуждающихся в социальной защите.

Наконец, последняя функция налогов - фискальная, изъятие части

доходов предприятий и граждан для содержания государственного

аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы,

которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры

- библиотеки, архивы и др.), либо они недостаточны для обеспечения

должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие

учебные заведения и т.п. Дискреционная фискальная политика - это

сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с

целью изменения реального объема национального производства и занятости,

контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Указанное разграничение функций налоговой системы носит условный

характер, так как все они переплетаются и осуществляются одновременно.

3. Кривая Лаффера.

В специальной экономической литературе часто упоминается о кривой

Лаффера (или Лэффера), устанавливающей зависимость между прогрессивностью

налогообложения и доходами государственного бюджета. Профессор А. Лаффер

сделал вывод о том, что снижение налогов благоприятно воздействует на

инвестиционную деятельность частного сектора, т.е. именно

заинтересованность хозяйственных агентов является движущей силой

процветающей экономики.

БД

БДmax

Нормальная Запретная

зона зона

0 Нст* 100 Нст, %

рис. 2.1.

Кривая Лаффера изображена на рис. 2.1.[3] Где: БД - это доходы бюджета;

Нст- налоговая ставка (в процентах от 0 до 100); Бдmax - максимально

возможная величина доходов бюджета; Нст* - предельная ставка, при которой

доходы бюджета достигают максимального значения.

Эта кривая наглядно показывает, что повышение налоговой ставки лишь до

определенного предела способствует росту налоговых поступлений в бюджет,

подходя по кривой к отметке предельной ставки (ее Лаффер считаем примерно

равной 30%-там от суммы дохода) мы видим, что рост поступлений налогов

замедляется, а когда уровень налоговой ставки переходит эту отметку идет

либо такое же плавное снижение доходов бюджета, либо их резкое падение. Это

можно объяснить следующим образом: когда Нст достигает определенного

уровня, губится предпринимательская инициатива, сокращаются стимулы к

расширению производства, уменьшаются доходы от прежнего объема работы, к

которому применяется налогообложение, и как следствие часть "честных"

налогоплательщиков переходит из "легального" в "теневой" сектор экономики,

т.к. повышение налоговых ставок изменяет налоговое бремя только честных

налогоплательщиков.

Можно привести еще одно пояснение. Как только повышается налоговый

пресс на доход, производство становится менее рентабельным. Следовательно

хозяйственные субъекты начинают искать то, что поможет им вернуть

рентабельность предприятия. Одним из выходов иногда является переориентация

на производство другой продукции, сокращение численности персонала и т.п. И

наоборот, при уменьшении налогового пресса создаются благоприятные условия

для расширения производства. Я хочу показать, что кривая Лаффера верна и в

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.