бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Монополии в рыночной экономике

рынков большая часть продукции предлагается ограниченным числом фирм.

Крупные корпорации, сосредоточившие в своих руках значительную часть

рыночного предложения.

Несовершенную конкуренцию делят на три основных типа: монополистическая

конкуренция, олигополия, монополия.

В развиты капиталистических странах и развивающихся странах, достигших

значительного индустриального уровня (Южная Корея, Сингапур, Гонконг и

другие) имеет место внутриотраслевая конкуренция между монополиями,

производящими однородные продукции. В такую борьбу ввязываются сильные

иностранные соперники. Конкуренция ведется и внутри каждой монополии,

особенно при распределении прибыли. Особым фронтом столкновений является

соперничество монополий с немонополизированными предприятиями (которые

получили название "аутсайдеры"). Аутсайдеры не могут на равных бороться с

крупными объединениями за более выгодные условия изготовления и реализации

товаров.

Высокие цены, по которым в отрасли сбывается основная масса выпущенной

монополиями продукции, позволяют и немонополизированным предприятиям часто

реализовать свои изделия по столь выгодным ценам. А в итоге соперничество

между монополиями, так и конкуренция между последними и

немонополизированными предприятиями ведут к некоторому снижению отраслевых

цен.

Внутриотраслевое противоборство развертывается и между

немонополизированными фирмами, в том числе между массой мелких

собственников.

Соперничество небольших фирм возможно в виде традиционной свободной

(или совершенной) конкуренции. Однако конкуренция между аутсайдерами в

развитых странах охватывает лишь незначительную долю народного хозяйства

удельный вес немонополизированного сектора в общем выпуске продукции

сравнительно невелик. Поэтому соперничество здесь оказывает ограниченное

влияние на совершенствование производства продукции.

Между крупными объединениями ведется межотраслевая конкуренция, в

результате которой капитал переходит из менее доходных видов производства в

более прибыльные. Крупный капитал стремится укрепить свое положение в

экономике путем захвата позиций в других подразделениях хозяйства. В

результате усиливается межотраслевая конкуренция и подрывает позиции

монополий старожилов, а установленные ими высокие цены несколько снижаются.

Конкуренция между монополиями порождает обостренные формы

противоборства. Так монополистические объединения могут лишить противников

сырья, рынков сбыта, кредитов и т.д. Нередко применяются и недозволенные

приемы (вплоть до применения динамита, физической расправы, с помощью

гангстеров). Все больше используются внерыночные формы борьбы:

переманивание специалистов, финансовые махинации, борьба за

правительственные заказы, промышленный шпионаж и многое другое.

В современное время широко распространена неценовая конкуренция.

Неценовая конкуренция. В странах Запада государство вмешивается в

хозяйственную деятельность монополий. Оно устанавливает контроль за ценами,

чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в

высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация.

Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами

производства, входом и выходом из отраслей. Они способствуют выполнению

антимонопольного законодательства.

В результате в экономике преобладают олигополии (греч. олигос-

немногий, полео – продаю), т.е. основная масса товаров сосредоточена у

нескольких фирм. Например: автомобильная промышленность США, где 3 гиганта

– "Дженерал моторс", "Форд" и "Крайслер" производят свыше 90% всей

продукции.

Олигополия нередко различными путями (посредством лидерства в ценах,

тайного соглашения) обходят антимонопольные законы и добиваются повышения

рыночных цен или поддерживают выгодные им цены. В силу этого в ход

пускается неценовая конкуренция. Соперничество ведется на основе

технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более

эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и

гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом

учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на

характер и качество выпускаемой продукции и возросла общественная роль и

значимость торговой рекламы. Необычная состязательность вызывает

дифференциацию продуктов (изготавливается множество видов колбасы, макарон

и др. продуктов), а покупатель получает возможность выбора среди

большинства одноименных товаров.

Ценовая конкуренция меняет рыночный механизм регулирования взаимосвязи

и стоимости, т.к. на рынке господствует установленная олигополией высокая

цена, то она не может совершать прежнее движение вокруг стоимости товара.

Рост рыночных цен обусловлен увеличением расходов на торговую рекламу.

Реклама широко используется для искусственной дифференциации продуктов,

вызывается интересами конкурентной борьбы крупных фирм. Каждая с их помощью

рекламы создает рынок на производимую ею разновидность продукта.

Реклама фирм призвана навязать потребителю определенную марку изделия,

создать у него устойчивое предпочтение и привязанность к определенной

товарной марке. Если фирма рассчитывает, что потребитель не сможет

определить качество вещи (например, фармацевтических препаратов), то она

широко использует практику намеренной фальсификации, ухудшения ее качества.

Ценовая дискриминация. Всегда ли фирма – монополист устанавливает

единую цену на свою продукцию? Иногда в целях получения дополнительного

дохода, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках.

Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой

дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления

рынков друг от друга географическими или тарифными барьерами, но и

становится реальным вследствие разной реакции спроса на изменение цены,

готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара

по цене выше рыночной.

Существует два типа рыночной дискриминации:

1. Дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть заключается в

различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в

зависимости от количества потребляемого блага. Например, цены на товары,

приобретаемые в розницу всегда выше, чем на те же товары при оптовых

закупках.

2. Дискриминация среди покупателей. Покупатели имеют различные доходы и

соответственно готовы платить за один и то же товар разную цену. Если бы

фирме удалось продать каждую единицу товара каждому покупателю по высокой

цене, то общий доход был бы выше, но фирма бы проиграла бы в объеме продаж.

Многие покупатели предпочитают совершать покупки во время сезонных и иных

распродаж, что и выгоднее фирмам.

Ценовая дискриминация возможна при выполнении 3-х условий:

1. Фирма должна обладать достаточной монопольной силой, чтобы

контролировать производство и ценообразование.

2. Должна быть возможность перепродажи товара. Если можно купить товар

на одном рынке по низкой цене и перепродать на другом по высокой, то это

приведет к изменению спроса и предложения и к выравниванию цен, что

подорвет ценовую дискриминацию.

3. Необходимым условием является способность производителя к

сегментированию рынка. Многие фирмы систематически занимаются анализом

поведения покупателей, классифицируя их с учетом характера работы, доходов,

пола, возраста и т.д., выделяя покупателей в отдельные группы, каждая из

которых готова платить разную цену за товар.

Последствия ценовой дискриминации. Дифференцируя цены, фирмы

увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Монополисту становится

выгодно увеличивать объем производства. Ценовая дискриминация может

способствовать росту эффективности функционирования рынка, росту объема

предложения и спроса.

6. Особенности современной монополизации народного хозяйства, её

позитивные и негативные стороны.

Монополистические тенденции в народном хозяйстве на сегодняшний день

выделяются рядом факторов. К ним относится прежде всего научно-техническая

революция (НТР), которая начала разворачиваться в странах с развитой

промышленностью с середины 50-х годов. Совершенствуя всю систему

производительных сил, НТР обусловила значительное сокращение

материалоемкости, энергоемкости, капиталоемкости продукции, уменьшение

масштабов высокоэффективных предприятий в отдельных отраслях. Названные

процессы привели к тому, что в разряд высокоэффективных рентабельных

предприятий стали попадать не только монополистические объединения, но и

средние и часть малых предприятий. НТР также усиливает конкуренцию,

поскольку создает условия для ухудшения положения той или другой монополии

путем появления на рынке нового продукта вместо традиционного. Поток

научных открытий и нововведений подрывает стабильность позиций отдельных

монополистических объединений.

Особенностью современной монополизации народного хозяйства является ее

межнациональный характер, усиление роли транснациональных корпораций,

особенно ( межотраслевых. В рамках многоотраслевых транснациональных

концернов создается своеобразный “управленческий холдинг”, который передает

хозяйственное управление производством, реализацию продукции своим

подразделениям, филиалам, то есть усиливает их самостоятельность. Основные

экономические показатели американских ТНК в национальном хозяйстве США за

период с 1982 г. по 1990 г. приведены ниже ( в млрд. дол.)

|Показатели |1982 г. |1986 г. |1990 г. |

| Активы |2741,6 |3792 |4905 |

| Продажи |2348,4 |2544 |3278 |

| Чистая прибыль |102 |108,2 |156 |

| Занято (млн. чел.) |18,7 |17,84 |18,55 |

Одной из особенностей современной монополизации является также ее

скрытный характер, то есть введение в сферу зависимости от гигантских

монополистических объединений формально самостоятельных средних и малых

предприятий через систему подконтрактов, подпоставщиков и т.п. В частности,

в начале 80-х годов наблюдается постепенный рост степени монополизации

рискованного капитала. Процесс монополизации активно происходит не только в

сфере промышленности, но и за ее пределами ( в розничном товарообращении,

общественном питании, сфере услуг, в том числе социальных, сельском

хозяйстве. Кроме того, в современных условиях усиливается роль таких форм

сотрудничества между монополистами, как организация совместных предприятий,

обмен патентами, научно-технической информацией и т.д.

Еще одна особенность современной монополизации ( усиление централизации

капитала, перераспределение собственности. Основной выигрыш при этом

получают собственники монополии-интегратора. Это усиливает монополизацию

собственности, содействует ее приобщению к развитию производительных сил,

то есть к структурным изменениям в экономике. Характерно, что такие

процессы происходят прежде всего на межотраслевом уровне.

Процессы монополизации внесли существенные изменения в социальную и

хозяйственную жизнь общества. Они обусловили изменение хозяйственного

механизма, усилив в нем сознательные регулирующие силы. Ускоренное

возникновение крупных хозяйственных объектов, координация деятельности в

масштабе отрасли и межотраслевом пространстве расширяют сферу планомерного

развития экономики. Монополия, используя фактор массового производства,

ведет к экономии затрат производства, обеспечивает потребителей дешевыми и

качественными товарами. Доказано, что увеличение объемов производства в два

раза уменьшает затраты на единицу продукции на 20%.

Таким образом, монополии на современном этапе ( это преимущественно

крупные предприятия с максимальной эффективностью и минимальными затратами.

Монополии, реализуя преимущества крупного производства, обеспечивают

экономию общественных затрат производства и обращения.

С другой стороны, количество негативных факторов существования

монополий значительно больше и первый из них ( практика образования

монопольных цен. Монопольные цены отклоняются от рыночных, создают

дополнительные прибыли монополистам и одновременно облагают потребителя

своеобразной “данью” в свою пользу. Покупатели вынуждены покупать товары по

ценам, которые выше, чем в условиях конкурентного рынка. При этом рост цен

наблюдается в основном на внутреннем рынке, и создается такая ситуация,

когда цены на внутреннем рынке выше, чем на внешнем. Для укрепления такого

положения монополисты создают искусственный дефицит на товары и услуги.

Следовательно, наиболее явным внешним проявлением существования монополии

является рост цен и наличие дефицита, стимулирование инфляционных

процессов.

Еще одним негативным фактором наличия монополий является торможение ими

развития научно-технического прогресса. Ослабляя конкуренцию, монополия

создает экономические предпосылки для ограничения введения в производство

новшеств. Монопольное положение и вытекающие из него выгоды сводят на нет

стимулы постоянного усовершенствования производства, увеличения

эффективности. Возможность обойти конкуренцию приводит к замедлению

экономического развития.

Монополизация также приводит к деформации хозяйственных отношений и

процессов. Создается структура, которая отвечает цели монополии (

оптимизации монопольных прибылей. В этом случае возникает также

неправильное распределение доходов (в пользу монополиста), в результате

чего осуществляется неправильное размещение ресурсов. Кроме того,

монопольные соглашения типа картельных могут содействовать сохранению

экономически “хилых” предприятий, выделяя им соответствующие льготы и

устанавливая цены на высоком уровне. Монополии фактически не дают исчезнуть

нежизнеспособным предприятиям.

Таким образом, монополия обуславливает застой и загнивание

хозяйственного механизма, тормозит конкуренцию, является угрозой для

нормального рынка. Проанализировав позитивные и негативные факторы и

последствия монополий, можно прийти к выводу, что монополия наносит большой

вред народному хозяйству.

7. Причины существования монополий.

Есть несколько причин существования монополий.

Первая причина: «естественная монополия». Если производство любого

объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя

или более фирмами, то говорят, что отрасль является естественной

монополией. И причина здесь – экономия от масштаба – чем больше произведено

продукции, тем меньше ее стоимость.

Вторая причина: одна-единственная фирма обладает контролем над

некоторыми редкими и чрезвычайно важными ресурсами или в виде сырья, или в

виде знаний, защищенных патентом или содержащихся в секрете. Пример:

алмазная монополия «Де Бирс» опирается на контроль над сырьем; фирма

«Ксерокс» контролировала процесс изготовления копий, называемый

ксерографией, потому что она обладала знаниями в области технологий, в ряде

случаев защищенных патентами.

Третья причина: государственное ограничение. Монополии существуют, так

как они покупают или им предоставляется исключительное право на продажу

некоего блага. В некоторых случаях государство оставляет за собой право на

монополию; в ряде стран только государственные монополии могут продавать

табак.

II. Естественные монополии.

1. Понятие естественных монополий.

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими

крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако в силу

большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная

конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того,

функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной

основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них

становится высокая степень монополизации. Классическими примерами

естественных на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти

и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на

региональном уровне - коммунальные услуги, включая теплоснабжение,

канализацию, водоснабжение и т.д. Следует заметить, что во многих странах в

последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно

сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в

результате появления новых подходов к формированию и регулированию

соответствующих рынков.

Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой

случай, когда для общества в целом монополистическая организация

производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем

создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной

возникновения и сохранения естественных монополий в сфере

производственной деятельности является наличие в ряде отраслей

исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием

вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительная таких отраслей - использование сетевых структур

(трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи,

железнодорожные пути и т.д.). Подобная организация производства требует

больших капитальных вложений, не доступных для мелких и средних инвесторов,

и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым

условием их существования является возможность экономии на масштабах,

достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное

снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы

воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи,

трубопроводах и т.п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки

применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это

определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного

производителя.

В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает,

что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью

надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства

связана с высокой фондоёмкостью, уровнем концентрации мощностей и

централизации управления технологическими процессами.

2. Государство и естественные монополии.

В разных странах перечень естественных монополий и интенсивность

государственного вмешательства в их деятельность неодинаковы. Но, как

правило, это отрасли, связанные с добычей или переработкой энергетического

сырья, предоставлением транспортных или иных коммунальных услуг. Формы

государственного участия в управлении деятельностью этих отраслей

варьируют от всеобъемлющего руководства (например, в рамках национальных

отраслей или предприятий государственной собственности) до регламентации

лишь отдельных аспектов деятельности частных компаний, сохраняющихся

в этих отраслях (определение важнейших ориентиров их развития).

В США национализация в силу исторических причин не приобрел

существенных масштабов. Здесь активное вмешательство государств

проявилось в более мягких формах. Наиболее последовательно и широко

государственное регулирование применялось в отраслях общественного

пользования. Это прежде всего газо-, электро- и водоснабжение, также

различные отрасли связи. Все это капиталоемкие отрасли с медленным

оборотом производственных фондов. Поскольку конкуренция однотипных хозяйств

в пределах одного и того же региона в этих отраслях ведет к

дублированию значительных капитальных вложений, что с точки зрения общества

было бы чрезмерно расточительным, то государство, взяв на себя

определенные регулирующие функции, приняло меры по ограничению здесь

конкуренции. В частности оно освободило эти отрасли от действия

антитрестовских законов. Более того, в определенной мере оно стимулировало

в них укрепление масштабов производств, что способствовало росту объемов

операций внутри одного и того же района, снижению единичных задержек,

улучшению обслуживания потребителей. В обмен на ряд привилегий, в том

числе финансовых, которые предоставлялись государством отраслям

общественного пользования, последние были обязаны выполнять определенные

требования, например, обслуживать качественно и в любое время всех без

исключения потребителей, обращающихся к ним за услугами. Государственное

воздействие на экономику этих отраслей проявлялось прежде всего в их

регулировании в области финансов, заработной платы, цен, также качества

продукции и предоставляемых услуг. Кроме того, количество кампаний и

строительство новых предприятий (например, газопроводов, ГЭС и прочих

подобных объектов) контролировалось органами местной или федеральной

власти путем выдачи на них специальных разрешений- сертификатов. Цель

такого регулирования- обеспечить общество (особенно промышленность) теми

преимуществами, которые дает приобретение продукции и услуг общественного

пользования по разумным с точки зрения правительства ценам. Надо

учитывать, что регулирование такого типа осуществляется в интересах

крупного частного капитала, в больших количествах потребляющего продукцию

этих отраслей. Основные функции контроля над ценами продукции и услугами

отраслей общественного пользования, в частности электроэнергии и

природного газа, возложены н специальные комиссии штатов и Федеральную

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.