|
Лизингвычетом затрат на оплату эксплутационных расходов за рубежом и лизинговых платежей, которые освобождаются на территории РСФСР от налогов и сборов. Распоряжением от 24 мая 1994 года № 737-р были полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов самолеты, ввозимые в соответствии с лизинговым соглашением, заключенным между Аэрофлотом и консорциумом западно- европейских банков. В Указе Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 года № 1929 “О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности” в целях поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, дальнейшего развития частного бизнеса, повышения эффективности предпринимательской деятельности в сфере производства, а также учитывая мировой опыт широкого использования лизинга предусматривалось: - рассмотреть вопрос о государственной поддержке в 1995 году создаваемых лизинговых компаний; - подготовить предложения о возможности предоставления таможенных льгот при временном ввозе товаров, используемых в лизинговых операциях. 29 июня 1995 года Правительство Российской Федерации приняло Постановление № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности”, которым официально была введена только одна льгота. Было указано, что лизинговые платежи включаются в соответствии с законодательством Российской Федерации в себестоимость продукции (работ, услуг), произведенной лизингополучателем. Государственный таможенный комитет Российской Федерации в письме от 20 июля 1995 года № 01-13/10268 “О таможенном оформлении товаров, временно ввозимых в рамках лизинговых соглашений” указал на то, что товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые на территорию Российской Федерации, подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов. В связи с этим таможенное оформление данных товаров необходимо производить в соответствии с указанием Государственного таможенного комитета России от 25 апреля 1994 года № 01- 12/328 с предоставлением частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов, в котором указывалось, что “применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, специального налога и акцизов в случаях временного ввоза (вывоза): - транспортных средств, используемых для международных транспортных перевозок пассажиров и товаров, включая запасные части, обычные принадлежности, контейнеры и другое транспортное оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с транспортными средствами; - запасных частей и оборудования, предназначенных для ремонта временно ввезенных (вывезенных) транспортных средств, используемых для международных транспортных перевозок пассажиров и товаров; - профессионального оборудования (за исключением оборудования, используемого для промышленного производства товаров, транспортировки товаров, эксплуатации природных ресурсов, строительства, ремонта и содержания зданий, строений и сооружений, упаковки товаров, землеройных работ и другого подобного оборудования); - контейнеров (включая необходимые для данного контейнера принадлежности и оборудование, ввозимые (вывозимые) вместе с контейнером и возвращаемые вместе с ним, отдельно или вместе с другим контейнером либо ввозимые (вывозимые) отдельно и возвращаемые вместе с контейнером); - поддонов. При этом предельный срок временного ввоза (вывоза) указанных товаров составляет один год. В отношении иных товаров, а также в случаях продления сроков временного ввоза (вывоза) товаров, указанных выше, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в соответствии с порядком, установленным вышеназванным указанием: «при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается три процента от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта”. В постановлении Правительства Российской Федерации от 20 ноября 1995 года № 1133 “О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли” было пересмотрено ранее действовавшее Положение о составе затрат, относимых на себестоимость продукции и, соответственно, выводимых из-под обложения налогом на прибыль. В связи с этим был введен специальный пункт, согласно которому в себестоимость включаются “проценты по полученным заемным средствам, включая кредиты банков и других организаций, используемым субъектами лизинга для осуществления операций финансового лизинга”. Специалистами это нововведение было оценено положительно, учитывая, что лизинговые компании, приобретая оборудование в аренду, неизбежно пользуются долгосрочными банковскими кредитами. Кроме того, на себестоимость стали относить лизинговые платежи по операциям финансового лизинга, чтобы стимулировать лизинговую деятельность у самих предприятий - пользователей оборудования. Приказом Центрального Банка России от 24 апреля 1996 года № 02-94 “Об утверждении Положения об изменении видов валютных операций” был несколько упрощен ранее действовавший порядок проведения валютных операций, связанных с международным лизингом. В частности, теперь не требуется специального разрешения Банка России для следующего вида валютных операций: - переводы резидентами из Российской Федерации иностранной валюты в счет оплаты страховых взносов (страховых премий) страховщикам-нерезидентам независимо от страхуемого интереса, а также зачисление на валютные счета резидентов в уполномоченных банках Российской Федерации сумм в иностранной валюте в счет оплаты страховых сумм (страхового возмещения) с учетом требований законодательства Российской Федерации о страховании; - переводы в Российскую Федерацию иностранной валюты в оплату аренды арендуемых нерезидентами у резидентов воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов при условии, что арендная плата зачисляется на валютный счет резидента, открытый в уполномоченном банке в Российской Федерации, не реже одного раза в 180 дней с момента передачи указанных объектов в аренду независимо от срока аренды; - переводы из Российской Федерации иностранной валюты в оплату арендуемых резидентами у нерезидентов воздушных, морских и речных судов (в том числе по договорам бербоут-чартера и тайм-чартера), космических объектов, а также находящегося за пределами Российской Федерации любого движимого имущества при условии, что передача указанных объектов в аренду осуществляется не позднее 180 дней с момента перевода иностранной валюты независимо от срока аренды; - получение (возврат) юридическими и физическими лицами (резидентами и нерезидентами) кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней от уполномоченных банков (уполномоченным банкам), имеющих полномочия по предоставлению кредитов в иностранной валюте. Предоставление юридическим, физическим лицам кредитов в иностранной валюте на срок свыше 180 дней уполномоченными банками, имеющими полномочия по предоставлению указанных кредитов. Выплата (прием) процентов за пользование кредитами в иностранной валюте и сумм штрафных санкций, подлежащих в соответствии с договором уплате в иностранной валюте, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства по предоставлению (возврату) указанных кредитов; - перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты импортируемых товаров в случае после их ввоза в Российскую Федерацию (таможенного оформления товаров) независимо от срока, прошедшего с момента таможенного оформления (ввоза в Российскую Федерацию) до даты платежа; - перевод резидентом иностранной валюты из Российской Федерации, а также перевод иностранной валюты на валютный счет, открытый на имя нерезидента в уполномоченном банке, в счет оплаты произведенных импортируемых работ, оказанных импортируемых услуг в случае после приема резидентом указанных выполненных работ (соответствующего этапа работ), оказанных услуг независимо от срока, прошедшего с момента их приема до даты осуществляемого резидентом платежа. Вместе с тем остальные виды валютных операций, связанных с движением капитала, а также не запрещенные Банком России, по-прежнему осуществляются резидентами на основании разрешений, выдаваемых Банком России в каждом отдельном случае, если иное не установлено Банком России. В постановлении Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” предусмотрено введение принципиально важных для стимулирования развития лизинговой деятельности норм: а) «условия постановки лизингового имущества на баланс лизингодателя или лизингополучателя определяются по согласованию между сторонами договора лизинга». Данный пункт внес неясность в деятельность лизинговых компаний, так как усугубил проблемы переоценки стоимости имущества и порядка начисления амортизации; б) «ко всем видам движимого имущества, составляющего объект финансового лизинга и относимого к активной части основных фондов, может применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации с коэффициентом не выше трех». Необходимо отметить, что в постановлении Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 года № 967 “Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов” предприятиям предоставлялось право применять механизм ускоренной амортизации активной части производственных фондов по высокотехнологичным отраслям с коэффициентом ускорения не выше 2; в) «доходом лизингодателя является разница между общей суммой лизинговых платежей, получаемых от лизингополучателя, и суммой, возмещающей стоимость лизингового имущества». 6 декабря 1994 года был принят Федеральный закон “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”, который позволял освободить от уплаты налога на добавленную стоимость технологическое оборудование и запасные части к нему, ввозимые по импорту. 13 апреля 1995 года приказом Государственного таможенного комитета № 248 (действует в редакции изменений и дополнений от 31.01.97) был утвержден механизм реализации данного закона и объявлен перечень технологического оборудования и транспорта общественного пользования, освобожденного от налогообложения. При этом в качестве технологического оборудования рассматриваются средства производства для производства средств производства либо товарной продукции. Теперь, если предприятие покупает оборудование по утвержденному Государственным таможенным комитетом перечню, налог оно не платит. Например, в соответствии с Приложением 2 к вышеназванному приказу не облагаются налогом на добавленную стоимость ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации «железнодорожные локомотивы; автомобили, предназначенные для перевозки 10 человек и более; вертолеты гражданские; самолеты гражданские; суда круизные, экскурсионные и аналогичные суда, предназначенные в основном для перевозки пассажиров; паромы всех типов ...». Если же необходимых средств на покупку дорогостоящего оборудования не хватает, то оборудование арендуется у лизинговой компании. При такой схеме финансирования лизингодатели должны заплатить налог на добавленную стоимость. Однако если государство освобождает от налогообложения стоимость самого оборудования, зачем облагать налогом его амортизацию и проценты за кредит в ходе аренды? Полностью данная проблема не была решена постановлением Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации». Поэтому Российская ассоциация лизинговых компаний в середине сентября 1996 года предложила ввести в законопроект закона “О лизинге” следующую норму: “в целях налогообложения доходом от лизинговой деятельности считать разницу между общей суммой лизинговых платежей, получаемых лизингодателем, и суммой, возмещающей стоимость имущества, являющегося объектом лизинга, а также суммой, возмещающей проценты за пользование заемными средствами, использованными на приобретение имущества, передаваемого в лизинг, а также страховые взносы в случаях, когда страхователем имущества, сдаваемого в лизинг, является лизингодатель”.1 Необходимо иметь в виду, что в соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы РФ от 11 октября 1995 года № 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость” (в редакции изменений и дополнений Государственной налоговой службы № 1 от 23 января 1996 года, № 2 от 14 марта 1996 года, № 3 от 22 августа 1996 года) от налога на добавленную стоимость освобождаются операции по страхованию и перестрахованию, банковские операции. В то же время указанная льгота не распространяется на следующие сделки кредитных операций: - предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; - лизинговые операции; - оказание консультационных и информационных услуг; - платежи малых предприятий по лизинговым сделкам в полном объеме. При этом следует учесть, что организации (предприятия), реализующие товары (работы, услуги), как освобождаемые от налога на добавленную стоимость, так и облагаемые налогом, имеют право на получение льготы только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). В постановлении Правительства РФ от 2 июня 1996 года № 763 “О мерах государственной поддержки производства и реализации на условиях лизинга самолетов ТУ-204” предусмотрено освобождение акционерного общества “Авиастар” от уплаты таможенных пошлин, сборов и налогов на временно ввозимые на территорию Российской Федерации авиадвигатели, комплектующие изделия и компоненты для изготовления самолета ТУ-204. Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года № 633 “О развитии лизинга в инвестиционной деятельности” предлагается внести изменения и дополнения в действующее налоговое законодательство, предусмотрев при этом: - освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на прибыль, полученную ими от реализации договоров финансового лизинга со сроком действия не менее 3 лет; - освобождение банков и других кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль, получаемую ими от предоставления кредитов на срок 3 года и более для реализации операций финансового лизинга (выполнения лизинговых договоров); - освобождение хозяйствующих субъектов - лизингодателей от уплаты налога на добавленную стоимость при выполнении лизинговых услуг с сохранением действующего порядка уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении имущества, являющегося объектом финансового лизинга. Этим постановлением также предусматривается создание Фонда содействия развитию лизинга. В постановлении Правительства РФ от 27 июня 1996 года № 752 “О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации” предусмотрено: - разработать особенную часть Налогового кодекса Российской Федерации, содержащую комплекс мер по налоговому стимулированию инвесторов, осуществляющих операции финансового лизинга с использованием оборудования отечественного производства; - реализовать в 1996 году комплекс мер по формированию вторичного технологического оборудования, составляющего объект финансового лизинга и используемого для технического перевооружения и модернизации производства. В пункте 4 вышеназванного постановления указано, что в целях дальнейшего развития и государственной поддержки лизинговой деятельности в Российской Федерации, активизации инвестиционного процесса и технического перевооружения и модернизации производства на основе использования операций финансового лизинга необходимо: - ежегодно, в 1997 - 2000 годах, предусматривать в Федеральной инвестиционной программе средства на общую сумму до 8 трлн. рублей для финансирования на конкурсной основе высокоэффективных инвестиционных проектов с использованием операций финансового лизинга; - при формировании проекта федерального бюджета на 1997 год предусмотреть в структуре инвестиций, направляемых на конкурсной основе для реализации высокоэффективных коммерческих проектов, целевые средства в размере 1 трлн. рублей для финансирования инвестиционных проектов в области технического перевооружения и модернизации производства, реализуемых с использованием операций финансового лизинга. ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛИЗИНГА НА ТРАНСПОРТЕ 3.1. Операторы лизингового бизнеса в области транспорта Основываясь на данных, опубликованных в периодической печати, на начало 1996 года в России насчитывается около 25 наиболее активных лизинговых компаний. Эти компании способны привести в движение высвобождающиеся производственные мощности и значительно удовлетворить потребности промышленных и коммерческих предприятий в использовании оборудования, причем при дефиците финансовых ресурсов эти структуры способны помочь выжить многим предприятиям, обеспечив технологическое оснащение их производства, то есть заложить основы выхода из кризиса и будущего экономического подъема. Мониторинг деятельности крупнейших лизинговых компаний России в области транспорта провел А. Акиндинов в статье «Лизинг в России в самом начале становления», опубликованной в газете «Экономика и жизнь» от 22.03.96, № 12. Согласно данным, приведенным в вышеуказанной статье, на российском рынке присутствуют следующие группы лизингодателей: - коммерческие лизинговые компании - дочерние компании крупных банков, например: “РГ-Лизинг” (Сбербанк), “Промстройлизинг” (Промстройбанк), “Лизингбизнес” (Мосбизнесбанк), “Инкомлизинг” (Инкомбанк). Обычно банки не только финансируют деятельность дочерних компаний, но и поставляют им клиентов из числа тех, кто обращается непосредственно в банк за получением кредита на приобретение основных средств; - коммерческие лизинговые компании, созданные по отраслевому или производственному признаку, например: “Аэролизинг”, “Лукойл-лизинг”, ориентирующиеся на обслуживание предприятий определенной отрасли. Во многом отраслевые лизинговые компании ориентируются на поддержку государства; - лизинговые компании, созданные при участии государственных или муниципальных органов, например: “Агропромлизинг”, “МЛК”, “Ликострой”, финансируемые за счет соответствующих бюджетов. Эти компании жестко ориентированы на осуществление лизинговых сделок с определенными типами клиентов. Условия лизинговых сделок, предлагаемые этими компаниями (а они обычно используют льготное бюджетной финансирование) являются более привлекательными для клиентов, по сравнению с условиями, предлагаемыми коммерческими лизинговыми компаниями; - лизинговые компании, созданные торговыми компаниями, например, “Крейт-лизинг”, “Петролизинг”; - иностранные фирмы - поставщики оборудования, автотранспортных средств и технологий, например, Iveko, Scania, DAF. Компания “Балтийский лизинг” (“Балтлиз”) была зарегистрирована в июне 1990 года в г. Санкт-Петербурге. Уставный капитал составляет 50 млн. рублей. Учредителями компании выступили Промышленно-строительный банк (г. Санкт-Петербург), Российская государственная страховая компания, Балтийское морское пароходство, Научно-исследовательский институт по материально- техническому снабжению (НИИМС при Госснабе СССР) в лице его Петербургского отделения, АО “Научные приборы”. Лизинговую деятельность компания начала с крупной сделки в интересах одного из своих учредителей - Балтийского морского пароходства, которому были предоставлены на семь лет в лизинг четыре судна - сухогруза общим дедвейтом 60 тыс. тонн, построенных на верфях Германии. Кредит для закупки судов был предоставлен Промышленно-строительным банком. Затем компания сдавала в лизинг контейнеровозы, промышленное оборудование, вертолеты, строительную технику, оргтехнику, некоторые виды сельскохозяйственной техники, транспортные средства, осуществляла лизинг недвижимости. Оперативным лизингом “Балтлиз” не занимается. Лизинговая компания “Промстройлизинг” создана в сентябре 1992 года Промстройбанком России с участием его партнеров. Первые сделки были связаны с предоставлением в лизинг на полгода грузовых автомобилей “КамАЗ”. В середине 1996 года “Промстройлизинг” привлекает для лизинговой деятельности финансовые ресурсы не только Промстройбанка, но и под его гарантии средства западных инвесторов, кредитные ставки которых значительно ниже ставок российских банков. Компания “Аэролизинг” (г. Москва) была создана в 1993 году как акционерное общество закрытого типа. Основными учредителями компании являются: государственное предприятие |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |