|
Автомобильная промышленность|ЯМЗ и всех приводных цепей для бензиновых двигателей, мотоциклов и | |велосипедов, в Эстонии - ремней безопасности. Аналогичные монополисты | |имеются и в других бывших республиках. | |После распада СССР хозяйственные связи нарушились, что привело к | |сокращению выпуска и поставок необходимых изделий, у каждого суверенного | |государства появилось желание организовать собственное производство | |отдельных наиболее важных для него машин. Однако от желания до его | |реализации - дистанция огромного размера. Организация собственного | |производства автомобилей или их компонентов требует длительного времени и| |больших затрат, которые, как показали первые проработки, оказываются не | |по силам ряду суверенных государств. Кроме того, производство, | |рассчитанное на удовлетворение собственных нужд, для большинства из них | |оказалось бы малорентабельным или даже убыточным. | |Расчеты доказали: с точки зрения как создания производства, так и | |потребления его продукта необходимо самое тесное сотрудничество | |государств. Подтверждает их и зарубежный опыт: автомобилестроение | |мирового сообщества развивается по пути широкой интеграции научного и | |промышленного потенциала всех стран, а катализаторами инте+ | |грации выступают буквально несколько крупнейших фирм-производителей | | | |V. Основные проблемы,возможные пути их решения и перспективы развития | |автомобильной промышленности. | |О перспективах развития автомобилестроения в России. | | | |В преддверии ожидаемого экономического подъема Правительство РФ оказывает| |приоритетную поддержку отечественному автомобилестроению, которое, по его| |мнению, даст мощный импульс развитию ряда других отраслей экономики, | |таких как металлургическая и химическая промышленность, отмечают СМИ | |Запада. "Когда среднегодовая зарплата в стране приближается к стоимости | |самой дешевой машины, начинается автомобильный бум, и Россия находится на| |пороге такого бума.Его надо встретить не засильем импортных автомобилей, | |а развитием собственного автомобилестроения. В то же время государство | |будет поддерживать лишь небольшое число автомобильных заводов: как | |свидетельствует мировая практика, 5-6 заводов смогут полностью насытить | |автомобильный рынок России. | |Обозреватели отмечают ярко выраженную ориентацию ведущих мировых | |автомобилестроительных фирм на создание совместных предприятий в РФ с | |целью выпуска популярных иномарок. Участие иностранных компаний в | |развитии автомобильной промышленности РФ в конечном итоге будет | |содействовать появлению конкурентоспособных российских автомобилей и | |повышению занятости населения; | |Американская корпорация "Форд" планирует инвестировать 150 млн. долларов | |в создание СП с государственным предприятием "Русский дизель" в | |Санкт-Петербурге, пишет "Файнэншл таймс". Согласно "Радио Свобода", на | |первом этапе российско-американское СП предполагает производить 25 тыс. | |автомобилей "Форд" на одном из заводов "Русского дизеля" в городе | |Всеволжске. В отличие от заводов "Форд", построенных в последние годы в | |Польше и Белоруссии, российско-американский проект предусматривает | |создание предприятия с полным циклом сборки автомобилей, включающим | |кузовные и покрасочные работы, указывают обозреватели. "Форд" хотел бы | |открыть также свои предприятия в ряде других регионов РФ, в частности в | |Удмуртии, передает Рейтер. | |Зарубежные СМИ сообщают также о планах АО "АвтоВАЗ" и западногерманского | |концерна "Адам Опель", являющегося филиалом компании "Дженерал моторс", | |создать в Тольятти СП по выпуску 35-50 тыс. автомобилей в год. Как | |отмечают специалисты "Дженерал моторс", бизнесплан СП будет готов уже в | |ближайшие 4-5 месяцев. Первоначально "Дженерал моторс" и "АвтоВАЗ" | |планировали построить сборочный завод совместно с финскими партнерами, | |указывает Рейтер, замечая, что переговоры с финской государственной | |компанией "Валмет" еще не завершены. | |Производство автобусов "Вольво" начнется в мае текущего года в Омске, | |сообщает "Радио Свобода". Ежегодно на Омском автомобильном заводе будут | |собираться 250 машин, указывает "Файнэншл таймс", замечая, что уже | |получен заказ на 107 автобусов от Сибирско-скандинавской автобусной | |компании. Как заявили в интервью "Радио Швеция" представители концерна | |"Вольво", первоначально в Омске будет производиться сборка машин из | |комплектующих, доставленных из Швеции, а с августа - из деталей, | |произведенных на омском заводе. | |АО "КамАЗ" достигло предварительного соглашения с ЕБРР о реструктуризации| |своей задолженности. Недавно руководство "КамАЗа" провело переговоры с | |представителями ЕБРР в Лондоне и достигло принципиальной договоренности | |об обмене долговых обязательств на акции, указывают зарубежные СМИ. В | |1997 году из-за недостатка финансовых средств "КамАЗ" дважды останавливал| |свое производство, в результате чего объем продукции составил лишь 12750 | |грузовиков при плановом показателе 23500 грузовиков, в то время как в | |1996 году завод произвел 20737 автомобилей, отмечают специалисты. | |Также РОССИЯ ИМЕЕТ ШАНСЫ СТАТЬ | |МИРОВЫМ ЛИДЕРОМ В ПРОИЗВОДСТВЕ | |ЭЛЕКТРОМОБИЛЕЙ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ | |Тенденция развития мирового автомобильного рынка такова, что уже к 2025 | |году половина транспорта планеты будет бегать на электричестве. У России | |есть серьезный шанс выбиться в лидеры по производству именно | |электромобилей. Уникальные конверсионные технологии позволяют получать | |электричество напрямую из бензина, керосина, природного газа, метанола, | |водорода или этилового спирта. КПД такой установки достигает 75% - в два | |раза выше, чем у бензинового мотора. В Миннауки закончена работа над | |концепцией развития российского электромобиля XXI века. По мнению ученых,| |некоторые отечественные разработки на 3-4 года опережают зарубежные. Но | |надо спешить. Если упустить момент, то конкуренты, как и в других | |областях, уйдут вперед. А догонять - значит проигрывать. | |ПРОБЛЕМЫ,ПУТИ ИХ РЕШЕНИЙ. | |Автомобилестроение: проблемы промышленно-экономического восстановления | |Назревшие к концу 80-х годов социально-экономические проблемы, | |последующие кардинальные преобразования в стране с их драматическими | |результатами привели общество к глубокому системному кризису, преодоление| |которого требует выработки производственных программ, профессиональных | |практических действий и создания среди широких слоев населения | |психологической уверенности в эффективности последующих хозяйственных | |решений. | | | |Обострившийся спектр проблем, связанных с национальной безопасностью | |также определяется необходимостью восстановления отечественной | |промышленности и стабилизацией на этой основе социально-экономической | |обстановки. | | | |В этой связи рассмотрим вопросы возрождения автомобилестроения и смежных | |с ним отраслей, автомобилестроение - это, пожалуй, единственная | |промышленная система, представленная в мире массовым шоу-бизнесом, | |сформировавшимся в целую индустрию, которая обеспечивает стимулирование | |развития широкого спектра научно-технических и финансово-экономических | |исследований, а также формирование массового экономического сознания. К | |сожалению, внимание большинства экономических структур в стране | |сосредоточено преимущественно на вопросах иностранной финансовой помощи. | |С учетом изложенного более подробно рассмотрим совокупность этих проблем.| | | |Происходящая деградация отечественной промышленности, разрушение | |производительных отраслей народного хозяйства именно таким образом | |превращают страну в сырьевой придаток других более развитых государств. | |Все эти обстоятельства радикально меняют социально-экономическое | |положение в стране, определяя ее изменяющееся место в мире, включая | |военное и политическое, а также направленность и характер социального и | |культурного развития. | |Необходимость и возможность понимания того, что происходит в | |действительности, определяются состоянием экономической науки и массового| |общественного сознания. В этой связи отметим, что мир экономики слишком | |многообразен, внутренне сложен и противоречив, чтобы укладываться в рамки| |преимущественно здравого смысла, а поэтому только научный анализ | |происходящего, опирающийся на позитивные практические действия по | |преодолению системного кризиса, может привести к стабилизации | |отечественного производства. | |В усложняющейся ситуации наиболее важным вопросом является необходимость | |обеспечения способности к росту эффективности принимаемых экономических | |решений на всех уровнях производственной деятельности - от массовых | |хозяйственных до глобальных концептуальных решений экономической политики| |государства. | | | | | |К сожалению, в ближайшие годы восстановление, а затем и рост объемов | |производства будут идти не за счет инновационных усилий и других | |радикальных, но капиталоемких мер, необходимость которых бесспорна, а | |главным образом за счет возможностей самой отрасли. Появляются и надежды | |на то, что правительство все-таки сделает шаги, направленные не на | |окончательное удушение, а на возрождение и развитие промышленности, | |прежде всего ее основы - машиностроения. В пользу этого говорит многое: и| |общественный настрой, и отрезвление ведущих экономистов, постепенно | |становящихся на позиции здравомыслия, да и хотя бы то, что "дальше ехать | |некуда". Если же этого не будет, машиностроение, в том числе такая его | |высокотехничная отрасль, как автомобильная, обладающая, несмотря ни на | |что, все еще достаточно мощным потенциалом, зачахнет вместе со всеми | |своими многоотраслевыми кооперантами. | |Основная часть предприятий уже проанализировала свои возможности и пути | |восстановления прежних объемов выпуска продукции, сохранения рабочих мест| |в новых, исключительно неблагоприятных условиях. Причем сделала это | |квалифицированно. Гарантия тому - опыт и знания руководства, накопленные | |десятилетиями работы в сложнейших условиях, без поблажек и льгот по | |финансированию, материально-техническому обеспечению, уровню | |вознаграждения и т.п. | |Ведь нельзя не признать, что заводы еще функционируют именно благодаря | |директорскому корпусу, действующему вопреки мрачным прогнозам | |корифеев-экономистов, которые четвертый год грозят массовой безработицей | |и, вероятно, не отдают себе отчета в социальных последствиях этой опасной| |для обнищавшего общества пропагандистской кампании. | |Однако нельзя не видеть и того, что уже начались изменения в составе | |руководства автозаводов, далекие от позитивных и снижающие уровень его | |компетентности. По данным некоторых источников, директорский корпус, если| |брать его в целом, пока еще вполне в состоянии поднять нагрузки, в числе | |которых важнейшая: восстановить трудовые навыки, утерянные коллективами | |за годы шатаний. | |Тем не менее даже самым опытным руководителям придется (и нужно) | |пересмотреть многие из привычных своих представлений. В частности, | |отказаться от такого: высокая серийность есть сугубо положительный | |организационно-производственный фактор, ибо она позволяет оснащать | |производство автоматизированным узкоспециализированным оборудованием, | |обеспечивать высокие унификацию изделий и их конструктивную | |долговечность. Теперь нужен другой взгляд: такое оборудование | |технологически консервативно, не дает возможности учитывать динамику | |развития конкурентов, что в условиях рынка смертельно опасно.Большинству | |предприятий именно самим предстоит наработать идеи и методы, изыскать | |ресурсы для восстановления и увеличения объемов производства, создания | |предпосылок освоения требуемых рынком изделий. | |Направления приложения усилий могут быть следующие. Во-первых, частичная | |модернизация изделий. Она, в принципе,требует сравнительно небольших | |глубины изменений и затрат. Однако характер изменений должен быть | |достаточным, чтобы обеспечить устойчивый сбыт изделия, и в целом | |экономически целесообразным. | |В этом случае у производителя и поставщиков сохраняется неизменными | |большая часть основных фондов, сокращаются сроки и объемы подготовки | |производства, остается клиентура, привыкшая к изделию, и т.п. | |Модернизация требует высокой квалификации в первую очередь дизайнеров, | |ибо, если ограничиться только улучшением технических характеристик при | |малоощутимых изменениях дизайна и декора, то в итоге можно получить при | |старых внешних формах новую высокую цену. Сигналом к переходу на | |модернизированное изделие могут служить выявившиеся дефекты, а также | |статистика рынка. Примером модернизации изделия может служить модель ВАЗа| |ВАЗ 21099 как частично модернизированная ВАЗ 21115. | |Во-вторых, коренная модернизация изделий и проектирование новых моделей | |на базе уже существующих с целью наименьших затрат на научно – | |исследовательские рабтоты (по существу, их обновление). Здесь | |используются технологические возможности производителя и | |поставщиков-кооперантов, но, как правило, требуется значительное | |дооснащение производства. При этом изготовление новых узлов (чаще всего в| |меньшей серийности) целесообразно организовывать при помощи уже | |имеющегося агрегатного или специального оборудования, обрабатывающих | |центров и т.п. Но, естественно, с использованием новой оснастки. | |Серьезным резервом восстановления и увеличения объемов выпускаемой | |продукции на ряде заводов, в-третьих, являются так называемые | |спецпроизводства, достаточно мощные по оснащенности, площадям и | |численности работников. Но при использовании такого уникального | |интеллектульно-производственного потенциала нужно, чтобы новое изделие | |имело определенную идеологическую и технологическую преемственность с | |ранее выпускаемым. Значит, нужны и меры по совершенстваванию последнего в| |соответствии с новыми тактико-техническими требованиями, а также | |специально организованная система "проталкивания" нового объекта | |производства на внешние рынки. Создание такого рода "специзделий", | |которые при определенном объеме переделок могут стать машинами и | |гражданского назначения как для внешнего, так и внутреннего рынков, для | |отдельных предприятий будет самым правильным выходом из положения. Почему| |– понятно: конкурентоспособность Российской колесной спецтехники и | |отдельных разработок (некоторые, возможно, требуют завершения) сомнений | |не вызывает. | |Конечно, свобода выбора объекта и в спецпроизводстве должна быть полной, | |поскольку прежний принцип (закрепление видов техники за отраслями) в | |условиях рынка противопоказан. | |Вместе с тем нельзя исключать и перепрофилирование многих спецпроизводств| |отрасли одновременно с цехами инженерной подготовки и обеспечения. Оно | |может исключить или хотя бы свести к минимуму импорт многих видов | |дорожно-строительной техники, некрупного квалифицированного нефтяного | |оборудования, специальных машин и шасси, комплекса аэродромного | |обслуживания и т.п., т.е. окажется выгодным для всего народного хозяйства| |страны. И не придется, как это рекомендуют многие горячие головы, | |открывать все наши двери настежь, чтобы ввозить из-за рубежа даже то, что| |в избытке и не хуже может быть сделано дома. (Те, кто дает такие | |рекомендации, забывают, что Западная Европа пришла к объединению после | |десятилетий выравнивания и притирки национальных экономик, в том числе | |через свободу перемещения трудовых ресурсов и капиталов.) | |В-четвёртых для производителей грузовиков выходом из положения может | |стать выпуск специализированных шасси, а также выполнение спец. заказов, | |в том числе и индивидуальных. Выполнение индивидуальных заказов повысит | |рейтинг продукции среди частных грузоперевозчиков, что повлияет на спос | |на продукцию данного предприятия. Так же дело обстоит и с | |автобусостроением. | |Для производителей легковых автомобилейей для поддержания спроса можно | |расширить список устанавливаемого стандартного оборудования. | |Серьезной возможностью оживления производственно-коммерческой | |деятельности для производителей автомототехники могут быть, в-пятых, | |кооперационные связи с родственными зарубежными фирмами или их | |кооперантами, осуществляемые на коммерческих началах. При этом речь | |должна идти в первую очередь о повышении своего экспортного потенциала, | |т.е. главной задачей машиностроения России. Причем здесь не только не | |исключается, а наоборот, даже нужно взаимодействие и в форме совместных | |предприятий. Хотя, как показал опыт, расчет на иностранные инвестиции, | |которые "хлынут" к нам, обеспечивая изобилие качественных товаров, | |оказался явно несостоятельным (вместо ожидавшегося, противоестественного | |для Запада, но исторически характерного для нас чисто русского альтруизма| |мы натолкнулись на прагматизм, настороженность, а иногда и враждебность).| | | |Целесообразен и лизинг, однако нельзя забывать, что он - удовольствие | |недешевое. Особенно, если речь идет не о дооснащении отдельных операций, | |а о создании комплектных мощностей, что требует, как известно, особо | |высокой организационной четкости. | |Вероятно, получат обычное развитие мелкие отечественные производственные | |подразделения, отпочковавшиеся от основного предприятия в самостоятельные| |(производство мелких серий, некоторых комплектующих, товаров народного | |потребления и т.д.). Причем обязательным условием их самостоятельности и | |долговечного успеха может быть только соблюдение этических норм (проще | |говоря, работа на чистоплотных началах). | |Естественно, организация выпуска новой техники требует нового оснащения, | |материалов, подготовленных кадров и многого другого. Все вроде понимают | |это, но и здесь зачастую срабатывает стереотип (выработавшийся не за 70, | |как принято утверждать, а за последние10 - 15 лет): новое изделие | |обязательно ассоциируется с новыми же заводскими корпусами; высоким | |уровнем автоматизации, обеспечиваемой за счет оборудования, | |приобретаемого по импорту; "валютными" материалами (при наличии своих: | |вспомним те же бамперы из поликарбоната) и т.п. Однако при таком подходе | |потребность в валюте и в рублях становится астрономической. Удовлетворить| |ее в нынешних условиях, естественно, невозможно. Оборудование стареет | |всегда и везде, например, в США старение парка оборудования приостановили| |(не остановили, а приостановили!) только в конце 1970-х годов. И там не | |спешили с внедрением новейшего оборудования, комплексных технологических | |линий, особенно дорогостоящих гибких. Мы же все это закупали в 1980 - | |1990-е годы чуть ли не в массовом порядке. А преимущества, скажем, тех же| |ГПЛ остались лишь в отчетах и реляциях. Тысячи изготовленных и | |приобретенных за валюту обрабатывающих центров, целые комплексные | |производства, по сути, заводы, так и не заработали. И как-то странно | |слышать, что мы, располагая всем этим богатством, не имеем перспективы в | |реиндустриализации отрасли без масштабной финансовой помощи Запада. | |С такой точкой зрения согласиться нельзя. Автозаводы России располагают | |вполне дееспособным парком оборудования, в том числе вполне современного | |и еще не устаревшего, эффективно действующей системой его обслуживания и | |ремонта, мощными службами подготовки и обеспечения производства, наконец,| |значительным парком демонтированного специального и агрегатного | |оборудования и собственными станкостроительными цехами. Кроме того, | |практически все предприятия имеют опыт технологической модернизации. То | |есть у них есть все, чтобы полагаться в основном на самое надежное - | |собственные силы. Поэтому попытки "залповых" заказов оборудования за | |рубежом с помощью средств госбюджета – это не что иное, как все та же | |безответственность, порождаемая безнаказанностью. Хотя вот тут бы и надо | |вспомнить о зарубежном опыте, на который сейчас так модно ссылаться: | |головокружительные цены и риск часто вынуждают крупнейшиейшие фирмы | |поступаться престижными соображениями приобретать "старые"проверенные | |модели оборудования. | |Необходимо вспомнить в этом смысле и о понятии "внутренние | |производственные резервы", о том, что использование резервов, связанных с| |использованием оборудования, есть важнейшее направление приложения усилий| |предприятий в нынешних условиях. | |Небезынтересна, в-шестых, практика составления зарубежными фирмами, в том| |числе крупными, программ развития на год, три, пять, реже - до десяти | |лет. Причем в планирование они вовлекают весь персонал (без конкретизации| |технических характеристик перспективных объектов, разумеется). | |Рассматривается это как активная форма воспитания чувства сопричастности | |к делам фирмы. Такие программы должны быть обеспечены всем необходимым . | |В официальном докладе Совета по конкурентоспособности США утверждается, | |что руководство частных фирм, прекрасно ориентируясь в финансовых | |вопросах, достаточно некомпетентно в технологических. Поэтому Совет | |официально рекомендует всем частным фирмам создавать службы технической | |экспертизы. Наши руководители, наоборот, компетентны в вопросах | |технологических. Но отсутствие конкуренции, нынешняя свобода в решениях, | |в какой-то мере система приватизации породили кое у кого чувство излишней| |самоуверенности именно в финансовых делах, чреватое осложнениями. Освоить| |неосвоенное в этой области - еще одно направление приложения усилий. | |За рубежом значительную роль играют также консультационные фирмы. Ведь | |необходимые заводам конкретные разработки-рекомендации в состоянии дать | |только профессионалы с опытом и знаниями. Поэтому в 1950-е годы в США на | |таких фирмах только промышленного направления работали около 4 тыс. | |инженеров и научных сотрудников. Причем 65 % затрат на их содержание | |финансировалось федеральным правительством. У нас же эта форма услуг | |практически отсутствует. Ее организация - седьмое из перечисленных | |направлений. | |Рассмотренные выше меры, разумеется, не исчерпывают всех возможны0х. Но | |они, безусловно, входят в число тех, которые позволят поднять объемы | |производства, загрузить персонал, создать определенные предпосылки для | |последующего роста. Однако требуемых темпов автомобилизации страны они не| |обеспечат. Для этого нужны инновационные, притом масштабные меры. Они | |неизбежны, если мы хотим занять достойное место в ряду развитых стран. На| |этом этапе развития потребуется освоить технику новых поколений в | |капиталоемком массовом и серийном производстве, характерном для | |автомобилестроения. Причем тогда, когда оно лишено или располагает | |ограниченными инновационными возможностями. И вот тут-то без масштабной | |помощи извне эту задачу действительно решить будет сложно. Но главное - | |без активной государственной политики. Чтобы пребываищим у кормила власти| |убедиться в этом, достаточно хатя бы ознакомиться с докладом КМТ | |(Комплексные многопрофильные технологии) о состоянии научно-технического | |потенциала США. Там подчеркивается необходимость именно активной | |государственной политики, необходимость государственного вмешательства в | |проблемы экономики, требующие оперативной реакции. | |Заключение. | |Получение и систематизация информации, необходимой для проведения | |глубокого анализа тенденций развития автомобилестроения в настоящее время| |затруднены. | |Представленный в данном реферате краткий обзор состояния дел в | |автомобилестроении позволяет сделать главный вывод, что следует | |активизировать работу по преодолению тенденции снижения деловой | |активности и падения объемов производства. Тем более что традиционные | |связи предприятий автомобилестроительного комплекса и их смежников из | |других отраслей становится все труднее. | |В совокупности с проведением разумной ценовой политики, политики | |формирования доходов, финансирования и кредитования, а также льготной | |налоговой политики в отношении средств, направляемых на развитие | |производства, это является залогом стабилизации производства | |автотранспортных средств, обеспечения занятости. | |Задачи, стоящие перед автомобильной промышленностью Российской Федерации | |сложны, требуют усилий под стать военным. Другого пути, кроме как | |работать сначала над сохранением, а потом и над развитием отрасли, у | |России нет. | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | | | | | | | | | | | | | | | |Экономическая география России, учебное пособие, части I, II-III, Москва | |1996 | |Автомобильная промышленность, № 7, 1993 | |Автомобильная промышленность, № 10, 1994 | |4.За рулём, №2 (165), 2000 | |5.Авто-РЕВЮ, № 1 (164), 1999 | |6. “ЭКОНОМИКА И ПРОИЗВОДСТВО” | |7. | |http://www2.zr.ru/statist/autocaroem/mainautocaroem.asp?backhttp=http://w| |ww2.zr.ru/zr-online/txt/otvias/kopilka.htm | |8. Сайт в сети "Интернет" информационного агентства AK&M | |зарегистрирован в Министерстве РФ по делам печати, | |телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. | |Www.akm.ru | |9.Рынок ценных бумаг ( 10(169)2000-Автомобильная пром-ть РФ:на пути к | |рынку | | | | | | | | | Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |