бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Автомобильная промышленность

Автомобильная промышленность

Российская Экономическая академия им.Плеханова

По предмету: “Размещение производственных сил ”

На тему: “Автомобильная промышленность в РФ и СНГ(частично)”

Работу выполнил

студент группы 9104

Ковалюк В.С.

Москва 2000

План

Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке.

II. Общая характеристика автомобильной промышленности.

III. Факторы, влияющие на размещение отрасли.

IV. Современная география автомобильной про мышленности.

V. основные проблеемы и перспективы дальнейшего развития автомобильной

промышленности.

Заключение

I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX –ом

веке.

Автомобиль, автомобильная магистраль, автомобильный парк,

автомобильная промышленность, автомобильный транспорт, автомобильные

войска вооруженных сил и правоохранительных органов, автомобильный спорт,

автомобильный полигон, автомобильный рынок, автоводитель-профессионал и

автоводитель-любитель - вот тот небольшой перечень понятий, который

отражается во всех энциклопедиях и словарях и представляет собой

совокупность функций, предметов и действий, пронизывающих жизнь

современного индустриального общества.

Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном

государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам

производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими

новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и

информационные технологии: огромные национальные и международные

автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации

производственного процесса; всепроникающие системы сервисного

обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и

постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных

специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и

компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым

уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически

всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и

автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду

современного постиндустриального общества.

Как и во многих других странах, в России автомобильная

промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных

центрах (Ярославль, Нижний Новгород,Москва), где было налажено в

основном мелкосерийное производство автомобилей. После революции в Москве

построили завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод,

специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они

требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и

моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками.

Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым

руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна

более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства,

начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ.

Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности

сыграла Великая Отечественная война. Т.к. немцы вели бомбёжку,

принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в

восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства

автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ),

а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности

кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод

кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов,

радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский

автоагрегатный завод.

Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех

послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой

научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом

уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами.

Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка,

сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению

темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению

производства автомобильной техники, объема выполняемых научно-

исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала

особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они

практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку

перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что, безусловно,

отразилось на техническом уровне наших автомобилей.

Главные причины такого положения –

1)это существенное сокращение государственного финансирования научных

разработок;

2)незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные

проекты.3)определенная растерянность руководства научно-

исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность

искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, в

последнее время многие научно-производственные организации, институты и

заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными

государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к

новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г.

работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской

Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др.

II. Общая характеристика автомобильной промышленности.

Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время

нестабильно.

Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал

неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств,

сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового

положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности,

свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании

деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393

пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет

средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на

трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.Хотя в общем за эти

10 лет структура автомобильной промышленности не претерпела значительных

изменений:новых крупных производителей не появилось,концентрация

производства не уменьшилась,а конкуренция между крупными автозаводами

практически отсутствует.

В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении,

усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными

партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались

разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств.

таблиц Для наглядности приведу несколько таблиц:

ТАБЛИЦА 1 [pic]

В автомобилестроении (без учета производства мотоциклов и велосипедов)

в апреле 1998 года по сравнению с апрелем 1997 года произошло увеличение

объема производства продукции в штучном выражении на 6.3%. Наилучший

результат по сравнению с апрелем 1997 года зафиксирован в производстве

троллейбусов (рост производства составил 57.1%). Наихудший результат

зафиксирован в производстве автобусов (падение производства составило

17.5%).

По сравнению с предыдущим месяцем (мартом 1998 года) в апреле 1998 года

рост производства составил 3.5%. Следует отметить, что в апреле 1997 года

рост производства в автомобилестроении по сравнению с мартом 1997 года

составлял 9.6%. Таким образом, наблюдается незначительное снижение темпов

роста производства в данной подотрасли машиностроения. Наилучший результат

по сравнению с предыдущим месяцем в апреле 1998 года зафиксирован в

производстве легковых автомобилей (рост 4.2%). Наихудший – в производстве

автобусов (падение 11.3%)

Рост производства за первые 4 мес. 1998 года по сравнению с аналогичным

периодом 1997 года составил 6.8%. Наибольший рост наблюдался в производстве

троллейбусов – 26.1%. Наименьший рост – в производстве легковых автомобилей

(4.7%).

По предварительным данным Госкомстата, в мае 1998 года по сравнению с

апрелем 1998 года в автомобилестроении произошло падение

производства на 27.6%. Если эти данные подтвердятся, то можно говорить о

начале очередного спада в отечественном автомобилестроении после более чем

3-летнего роста. Последний раз падение производства в автомобилестроении в

штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по

сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого

сокращения производства в мае 1998 года может служить кризис

перепроизводства на АвтоВАЗе. Продукция АвтоВАЗа составляет более 60%

продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость

результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе.

Снижение производства на АвтоВАЗе в результате оказало негативное влияние

не только на автомобилестроение, но и на все машиностроение в целом.

Производство грузовых автомобилей

Уже второй месяц подряд российским предприятиям удается перевыполнять

среднемесячный плановый показатель производства грузовых автомобилей в 1998

году. В апреле текущего года грузовых автомобилей в России было выпущено на

3.3% больше, чем в марте, и на 0.5% больше, чем за аналогичный месяц

предыдущего года. Правда, следует отметить, что в апреле 1997 года по

сравнению с мартом 1997 года рост производства был значительно большим –

14.9%. Таким образом, в производстве грузовых автомобилей, как и в целом по

автомобилестроению, наметилось снижение темпов роста.

|Основную массу грузовых автомобилей в настоящий момент производят 3 |

|предприятия, которые заняли 92% рынка. Наиболее динамично развиваются |

|те заводы, которые еще год назад были в затруднительном положении – |

|Ижмаш и ЗИЛ. Ульяновскому автозаводу пока удается превосходить |

|прошлогодние результаты, но по сравнению с предыдущими месяцами |

|текущего года у него заметно снижение объемов производства, что можно |

|объяснить частыми остановками конвейеров на ремонт и переналадку. |

| |

|Таблица 1.1 |

|Производство грузовых автомобилей предприятиями России|

|в январе – апреле 1998 года |

|Предприя|Апрель|К |К марту|Январь |К январю –|

|тие |1998 |апрелю |1998 |– |апрелю |

| |года |1997 |года, %|апрель |1997 года,|

| | |года, %| |1998 |% |

| | | | |года | |

|ЗИЛ |2250 |151.1 |102.7 |7925 |165.4 |

|ГАЗ |8285 |103.4 |102.8 |32506 |114.1 |

|КамАЗ |115 |5.9 |1642.9 |123 |4.6 |

|УралАЗ |322 |70.0 |91.7 |1293 |98.5 |

|АвтоУАЗ |2414 |130.3 |87.1 |8955 |167.2 |

|ОЗТП-Сар|4 |80.0 |25.0 |20 |222.2 |

|мат | | | | | |

|Уральски| | | | | |

|й |62 |72.1 |66.0 |389 |111.1 |

|автомото| | | | | |

|рный | | | | | |

|завод | | | | | |

|Ижмаш |688 |340.6 |338.9 |1177 |151.3 |

|Брянский| | | | | |

|автозаво|- |- |- |3 |75.0 |

|д | | | | | |

|Всего |14140 |100.5 |103.3 |52391 |119.7 |

|Производство легковых автомобилей. |

|В производстве легковых автомобилей, так же как и в производстве грузовых|

|автомобилей, второй месяц подряд происходит перевыполнение |

|среднемесячного плана. Суммарный результат апреля приблизился к |

|среднемесячному результату 1990 года. Рост производства в апреле 1998 |

|года по сравнению с аналогичным месяцем 1997 года составил 8.4%. Это |

|второй показатель после производства троллейбусов, что особенно |

|примечательно, так как легковые автомобили – это 80% всего российского |

|автомобилестроения (в штучном выражении продукции без учета производства |

|мотоциклов и велосипедов). Рост произошел несмотря на сокращение |

|производства почти всеми заводами и был в основном обеспечен крупнейшим |

|российским производителем легковых автомобилей – АвтоВАЗом. Наибольшие |

|темпы роста по сравнению с прошлым годом показывает постепенно выходящий |

|из кризиса Москвич. Второе по объему выпускаемых легковых автомобилей |

|предприятие – ГАЗ – в апреле несколько снизило производительность по |

|сравнению с апрелем прошлого года. По сравнению с мартом 1998 года рост |

|производства был не столь значительным – 4.1%. По данному соотношению |

|увеличение объемов выпущенной продукции показали почти все предприятия, |

|за исключением КамАЗа и СеАЗа, имеющие долю на данном секторе |

|автомобильного рынка всего 2.5%. Важным фактом является наметившийся рост|

|производства легковых автомобилей после нескольких месяцев спада на |

|Горьковском автозаводе. В несколько раз нарастил производство по |

|сравнению с предыдущим месяцем Ижмаш. Однако уровня прошлого года |

|удмуртское предприятие до сих пор достигнуть не может. |

|Производство автобусов. |

|Текущая динамика производства данного вида продукции пока демонстрирует |

|наихудшие результаты в автомобилестроении и отстает от запланированных |

|среднемесячных показателей, что в основном связано с сокращением объема |

|производства автобусов, наблюдаемым у лидера на этом сегменте |

|автомобильного рынка – АвтоУАЗа, который изготавливает более 40% |

|производимых в России автобусов. Два других крупнейших производителя |

|автобусов – ГАЗ и ПАЗ – наращивают производство очень незначительными |

|темпами. |

|Тем не менее за первые 4 мес. 1998 года производство автобусов |

|превосходит результат аналогичного периода 1997 года на 13.4% |

|На результат мая в большей степени окажет влияние тот факт, что, по |

|предварительным данным, общий объем производства на АвтоУАЗе в мае 1998 |

|года сократился по сравнению с апрелем на 8%, а за первые 5 мес. 1998 |

|года увеличился на 29.9% по сравнение с аналогичным периодом 1997 года. |

|По словам госкомстата, в 1999 г было произведено всего 1 млн 180 тыс |

|автомобилей, в том числе 955 тыс легковых машин. Говоря о ситуации в |

|текущем году, в январе объем производство автомобильной промышленности |

|России вырос на 5,1 проц по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. |

|Всего в текущем году планируется произвести 180 тыс грузовых автомобилей,|

|что на 6 проц превышает прошлогодний показатель, 54 тыс автобусов, что |

|составит 4 проц роста к прошлому году. |

|Касается производства легковых автомобилей, то в ближайшем будущем |

|основными российскими автомобилями станут "Ока", "ВАЗ-1119" и семейство |

|автомобилей "ВАЗ-2110". Парк автомобилей может составить около 25 млн |

|машин против 19 млн в 1998 г. По-моему,надо сказать пару слов о самих |

|таблицах:они содержат наиболее полную информацию до 1999 года.Более новые|

|данные пока труднодоступны и неточны.например в ТАБЛИЦЕ 1 данные по |

|странам СНГ за 1998,99 года отсутствуют.И сказать что положение не |

|изменилось было бы в корне не верно.За это время образовалось несколько |

|совместных предприятий по производству легковых(FORD-ESCORT, FORD-TRANSIT|

|– в Беларуси, ЗАЗ-CRYSLER- на Украине и т.д) , грузовых и |

|автобусов(MAZ-MAN,MAZ-NEOPLAN,предприятия по сборке автобусов IKARUS и |

|MERSEDES) |

|III. Факторы, влияющие на размещение отрасли. |

|Факторами размещения принято считать совокупность различных |

|пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при использовании |

|которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев |

|и поставленной цели размещаемых производственных объектов. |

|Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и |

|качественный состав природных ресурсов , горно-геологические и другие |

|условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, |

|орографические условия и т.д.; экологические - охранные и конструктивные |

|мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению|

|здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - |

|достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально – |

|демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние |

|социальной инфраструктуры; экономические – экономико-географическое и |

|транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки |

|строительства, эффективность производства, назначение и качество |

|продукции, территориальные экономические связи и т.д. |

|На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и |

|топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой |

|продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы. |

|IV. Современная география автомобильной промышленности. |

|Основные районы и центры специализации автомобильной отрасли |

|промышленности. |

|В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация |

|предприятий на выпуск отдельных типов машин . Только "старые" заводы в |

|Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и |

|легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных |

|видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе|

|(Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском |

|районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе |

|(Ульяновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном |

|районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган). |

|Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего - |

|Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины - Поволжский |

|(Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а |

|микролитражные - Юго-Западный (Луцк) районы. |

|Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах |

|европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где |

|имелись наиболее благоприятные условия для организации внутри- и |

|межотраслевой кооперации , автомобилестроение в годы войны и послевоенные|

|годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский). К этому |

|времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового |

|производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо |

|Центрального района в важный район автомобильной промышленности |

|превратился Поволжский, где к действующим заводам Тольятти и Ульяновске в|

|1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные |

|Челны. |

|Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральныйглавным |

|образом на производстве грузовых машин, а Поволжский - преимущественно |

|легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале |

|(Ижевск, Миасс, Курган). В восточных зауральских районах страны |

|автомобилестроение только начинает складываться (Чита). Роль зауральских |

|заводов в производстве автомашин ещене велика. В этих районах только |

|формируются те предпосылки , которые обусловили создание районов |

|автомобильной промышленности в европейской части страны. |

|Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин |

|также производство моторов , электрооборудования, подшипников, прицепов и|

|т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях. |

|Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд |

|специализированных заводов (Ярославский – для грузовиков, Заволжский – |

|для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский - для |

|"Москвичей"). |

|Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения . |

|Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким |

|автозаводам (например, Ярославский - Минскому, Кременчугскому и др., |

|Омский, Тюменский и Уфимский – Московскому и Ижевскому автозаводам). |

|Как видим в бывшем Советском Союзе производство автотранспортных средств |

|располагалось неравномерно (большая часть автозаводов и заводов по |

|выпуску комплектующих изделий находится в России). Тем не менее почти |

|каждая бывшая республика СССР имела (и сохранила) монопольное |

|производство какого-либо изделия. Так, Украина – единственный |

|производитель средних городских, всех видов туристских и междугородных |

|автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозов и многоцелевых |

|автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также |

|легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа "Таврия"). В |

|республике Беларусь сосредоточено производство тяжелых и сверхтяжелых |

|карьерных самосвалов грузоподъемностью 3О - 18О т и выше, большегрузных |

|магистральных автопоездов типа МАЗ, внедорожных и тяжелых самосвалов |

|МоАЗ. В Молдавии было создано уникальное производство большегрузных (11,5|

|и 22т) полуприцепов-рефрижераторов, в Грузии – специальных |

|сельскохозяйственных автопоездов с дизелями, в Армении – автопогрузчиков |

|грузоподъемностью 1 - 2 т и городских автофургонов грузоподъёмностью 1 т,|

|в Азербайджане – малых развозных рефрижераторов, в Киргизстане – |

|сельскохозяйственных самосвалов с предварительным подъемом кузова, в |

|Латвии - особо малых автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи, |

|выполняемых на их базе , в Литве – компрессоров для двигателей КамАЗ и |

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.