|
Автомобильная промышленностьАвтомобильная промышленностьРоссийская Экономическая академия им.Плеханова По предмету: “Размещение производственных сил ” На тему: “Автомобильная промышленность в РФ и СНГ(частично)” Работу выполнил студент группы 9104 Ковалюк В.С. Москва 2000 План Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX -ом веке. II. Общая характеристика автомобильной промышленности. III. Факторы, влияющие на размещение отрасли. IV. Современная география автомобильной про мышленности. V. основные проблеемы и перспективы дальнейшего развития автомобильной промышленности. Заключение I. Развитие и сдвиги в размещении автомобильной промышленности в XX –ом веке. Автомобиль, автомобильная магистраль, автомобильный парк, автомобильная промышленность, автомобильный транспорт, автомобильные войска вооруженных сил и правоохранительных органов, автомобильный спорт, автомобильный полигон, автомобильный рынок, автоводитель-профессионал и автоводитель-любитель - вот тот небольшой перечень понятий, который отражается во всех энциклопедиях и словарях и представляет собой совокупность функций, предметов и действий, пронизывающих жизнь современного индустриального общества. Что такое автомобильная промышленность в современном постиндустриальном государстве? Эту отрасль по своей структуре, массовости и объемам производства в настоящее время, проведя аналогии, можно сравнить с такими новыми постиндустриальными отраслями, как вычислительная техника и информационные технологии: огромные национальные и международные автомобильные и компьютерные корпорации; высокий уровень кооперации производственного процесса; всепроникающие системы сервисного обслуживания автотранспорта и информационных технологий; наличие и постоянный рост, с одной стороны, огромного количества высококлассных специалистов и, с другой, массовое использование как автомобилей, так и компьютеров квалифицированными пользователями, обладающими необходимым уровнем знаний, которые к настоящему времени представлены практически всем взрослым населением страны, включая учащихся. Таким образом, и автомобиль, и компьютер представляют собой коммуникационную среду современного постиндустриального общества. Как и во многих других странах, в России автомобильная промышленность получила своё развитие в развитых машиностроительных центрах (Ярославль, Нижний Новгород,Москва), где было налажено в основном мелкосерийное производство автомобилей. После революции в Москве построили завод ЗИЛ, который изначально был задуман как завод, специализирующийся на выпуске грузовых автомобилей, так как именно они требовались стране, в частности, для поднятия сельского хозяйства и моторизации армии. Но один ЗИЛ не мог обеспечить всю страну грузовиками. Поэтому для более полного обеспечения грузовиками страны под умелым руководством Сталина и Форда в рекордные сроки возвели завод ГАЗ. Страна более-менее выходит из кризиса, городу требуются транспортные средства, начинается выпуск легковых автомобилей на заводе КИМ. Основную роль в сдвиге в размещении автомобильной промышленности сыграла Великая Отечественная война. Т.к. немцы вели бомбёжку, принимается решение частично перенести автомобилестроительные заводы в восточную часть России, в целях обеспечения бесперебойного производства автомобилей, в частности ЗИЛ был перенесён часть в МИАСС (Ныне УралАЗ), а часть в Ульяновск (УАЗ). В то время запасные части, в частности кованые и штампованные делали и заготовки, делал Челябинский завод кузнечно-прессового оборудования. Осуществлял производство карбюраторов, радиаторов и других узлов систем питания, охлаждения и смазки Шадринский автоагрегатный завод. Автомобильная промышленность Российской Федерации на протяжении всех послевоенных лет наращивала как объем выпуска продукции, так и свой научно-технический потенциал, постоянно уменьшая разрыв в техническом уровне между отечественными машинами и лучшими зарубежными аналогами. Однако общая нестабильная экономическая и политическая обстановка, сложившаяся в стране в последние годы, привела вначале к замедлению темпов роста, а в 1991 - 1994 гг. - и к существенному сокращению производства автомобильной техники, объема выполняемых научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ. Эта проблема стала особенно острой в научно-исследовательских институтах отрасли: они практически полностью прекратили поисковые исследования и разработку перспективных концептуальных машин, их узлов и систем, что, безусловно, отразилось на техническом уровне наших автомобилей. Главные причины такого положения – 1)это существенное сокращение государственного финансирования научных разработок; 2)незаинтересованность предприятий вкладывать деньги в долгосрочные проекты.3)определенная растерянность руководства научно- исследовательских и опытно-конструкторских организаций, их неготовность искать новые формы работ и организации своей деятельности. Правда, в последнее время многие научно-производственные организации, институты и заводские конструкторские подразделения вместе с вновь созданными государственными и коммерческими структурами начали приспосабливаться к новым, рыночным условиям. Доказательство тому - возобновление в 1993 г. работ по созданию программ развития автомобилестроения в Российской Федерации и ряде других государств СНГ, развитию автобусостроения и др. II. Общая характеристика автомобильной промышленности. Состояние дел в отечественном автомобилестроении в настоящее время нестабильно. Стремительный рост цен вследствие их либеризации в 1992 г. вызвал неплатежеспособность предприятий, привел к недостатку оборотных средств, сдерживанию процесса производства и дестабилизации их финансового положения. Имеют место резкий спад инвестиционной активности, свертывание долгосрочных строительных программ. О глубоком свертывании деловой активности свидетельствует, например, тот факт, что из 393 пусковых объектов автомобильной промышленности, финансируемых за счет средств федерального бюджета, только три приняты в эксплуатацию и на трех объектах осуществлен частичных ввод мощностей.Хотя в общем за эти 10 лет структура автомобильной промышленности не претерпела значительных изменений:новых крупных производителей не появилось,концентрация производства не уменьшилась,а конкуренция между крупными автозаводами практически отсутствует. В автомобильной промышленности, как и во всем машиностроении, усиливаются центробежные тенденции в отношениях между традиционными партнерами, рушатся кооперационные связи предприятий, которые оказались разделенными границами вновь образовавшихся независимых государств. таблиц Для наглядности приведу несколько таблиц: ТАБЛИЦА 1 [pic] В автомобилестроении (без учета производства мотоциклов и велосипедов) в апреле 1998 года по сравнению с апрелем 1997 года произошло увеличение объема производства продукции в штучном выражении на 6.3%. Наилучший результат по сравнению с апрелем 1997 года зафиксирован в производстве троллейбусов (рост производства составил 57.1%). Наихудший результат зафиксирован в производстве автобусов (падение производства составило 17.5%). По сравнению с предыдущим месяцем (мартом 1998 года) в апреле 1998 года рост производства составил 3.5%. Следует отметить, что в апреле 1997 года рост производства в автомобилестроении по сравнению с мартом 1997 года составлял 9.6%. Таким образом, наблюдается незначительное снижение темпов роста производства в данной подотрасли машиностроения. Наилучший результат по сравнению с предыдущим месяцем в апреле 1998 года зафиксирован в производстве легковых автомобилей (рост 4.2%). Наихудший – в производстве автобусов (падение 11.3%) Рост производства за первые 4 мес. 1998 года по сравнению с аналогичным периодом 1997 года составил 6.8%. Наибольший рост наблюдался в производстве троллейбусов – 26.1%. Наименьший рост – в производстве легковых автомобилей (4.7%). По предварительным данным Госкомстата, в мае 1998 года по сравнению с апрелем 1998 года в автомобилестроении произошло падение производства на 27.6%. Если эти данные подтвердятся, то можно говорить о начале очередного спада в отечественном автомобилестроении после более чем 3-летнего роста. Последний раз падение производства в автомобилестроении в штучном выражении продукции было зафиксировано по итогам 1994 года по сравнению с 1993 годом. Тогда падение составило более 40%. Причиной резкого сокращения производства в мае 1998 года может служить кризис перепроизводства на АвтоВАЗе. Продукция АвтоВАЗа составляет более 60% продукции отечественного автомобилестроения, что ставит в зависимость результаты всей отрасли от состояния производства на данном заводе. Снижение производства на АвтоВАЗе в результате оказало негативное влияние не только на автомобилестроение, но и на все машиностроение в целом. Производство грузовых автомобилей Уже второй месяц подряд российским предприятиям удается перевыполнять среднемесячный плановый показатель производства грузовых автомобилей в 1998 году. В апреле текущего года грузовых автомобилей в России было выпущено на 3.3% больше, чем в марте, и на 0.5% больше, чем за аналогичный месяц предыдущего года. Правда, следует отметить, что в апреле 1997 года по сравнению с мартом 1997 года рост производства был значительно большим – 14.9%. Таким образом, в производстве грузовых автомобилей, как и в целом по автомобилестроению, наметилось снижение темпов роста. |Основную массу грузовых автомобилей в настоящий момент производят 3 | |предприятия, которые заняли 92% рынка. Наиболее динамично развиваются | |те заводы, которые еще год назад были в затруднительном положении – | |Ижмаш и ЗИЛ. Ульяновскому автозаводу пока удается превосходить | |прошлогодние результаты, но по сравнению с предыдущими месяцами | |текущего года у него заметно снижение объемов производства, что можно | |объяснить частыми остановками конвейеров на ремонт и переналадку. | | | |Таблица 1.1 | |Производство грузовых автомобилей предприятиями России| |в январе – апреле 1998 года | |Предприя|Апрель|К |К марту|Январь |К январю –| |тие |1998 |апрелю |1998 |– |апрелю | | |года |1997 |года, %|апрель |1997 года,| | | |года, %| |1998 |% | | | | | |года | | |ЗИЛ |2250 |151.1 |102.7 |7925 |165.4 | |ГАЗ |8285 |103.4 |102.8 |32506 |114.1 | |КамАЗ |115 |5.9 |1642.9 |123 |4.6 | |УралАЗ |322 |70.0 |91.7 |1293 |98.5 | |АвтоУАЗ |2414 |130.3 |87.1 |8955 |167.2 | |ОЗТП-Сар|4 |80.0 |25.0 |20 |222.2 | |мат | | | | | | |Уральски| | | | | | |й |62 |72.1 |66.0 |389 |111.1 | |автомото| | | | | | |рный | | | | | | |завод | | | | | | |Ижмаш |688 |340.6 |338.9 |1177 |151.3 | |Брянский| | | | | | |автозаво|- |- |- |3 |75.0 | |д | | | | | | |Всего |14140 |100.5 |103.3 |52391 |119.7 | |Производство легковых автомобилей. | |В производстве легковых автомобилей, так же как и в производстве грузовых| |автомобилей, второй месяц подряд происходит перевыполнение | |среднемесячного плана. Суммарный результат апреля приблизился к | |среднемесячному результату 1990 года. Рост производства в апреле 1998 | |года по сравнению с аналогичным месяцем 1997 года составил 8.4%. Это | |второй показатель после производства троллейбусов, что особенно | |примечательно, так как легковые автомобили – это 80% всего российского | |автомобилестроения (в штучном выражении продукции без учета производства | |мотоциклов и велосипедов). Рост произошел несмотря на сокращение | |производства почти всеми заводами и был в основном обеспечен крупнейшим | |российским производителем легковых автомобилей – АвтоВАЗом. Наибольшие | |темпы роста по сравнению с прошлым годом показывает постепенно выходящий | |из кризиса Москвич. Второе по объему выпускаемых легковых автомобилей | |предприятие – ГАЗ – в апреле несколько снизило производительность по | |сравнению с апрелем прошлого года. По сравнению с мартом 1998 года рост | |производства был не столь значительным – 4.1%. По данному соотношению | |увеличение объемов выпущенной продукции показали почти все предприятия, | |за исключением КамАЗа и СеАЗа, имеющие долю на данном секторе | |автомобильного рынка всего 2.5%. Важным фактом является наметившийся рост| |производства легковых автомобилей после нескольких месяцев спада на | |Горьковском автозаводе. В несколько раз нарастил производство по | |сравнению с предыдущим месяцем Ижмаш. Однако уровня прошлого года | |удмуртское предприятие до сих пор достигнуть не может. | |Производство автобусов. | |Текущая динамика производства данного вида продукции пока демонстрирует | |наихудшие результаты в автомобилестроении и отстает от запланированных | |среднемесячных показателей, что в основном связано с сокращением объема | |производства автобусов, наблюдаемым у лидера на этом сегменте | |автомобильного рынка – АвтоУАЗа, который изготавливает более 40% | |производимых в России автобусов. Два других крупнейших производителя | |автобусов – ГАЗ и ПАЗ – наращивают производство очень незначительными | |темпами. | |Тем не менее за первые 4 мес. 1998 года производство автобусов | |превосходит результат аналогичного периода 1997 года на 13.4% | |На результат мая в большей степени окажет влияние тот факт, что, по | |предварительным данным, общий объем производства на АвтоУАЗе в мае 1998 | |года сократился по сравнению с апрелем на 8%, а за первые 5 мес. 1998 | |года увеличился на 29.9% по сравнение с аналогичным периодом 1997 года. | |По словам госкомстата, в 1999 г было произведено всего 1 млн 180 тыс | |автомобилей, в том числе 955 тыс легковых машин. Говоря о ситуации в | |текущем году, в январе объем производство автомобильной промышленности | |России вырос на 5,1 проц по сравнению с аналогичным периодом 1999 г. | |Всего в текущем году планируется произвести 180 тыс грузовых автомобилей,| |что на 6 проц превышает прошлогодний показатель, 54 тыс автобусов, что | |составит 4 проц роста к прошлому году. | |Касается производства легковых автомобилей, то в ближайшем будущем | |основными российскими автомобилями станут "Ока", "ВАЗ-1119" и семейство | |автомобилей "ВАЗ-2110". Парк автомобилей может составить около 25 млн | |машин против 19 млн в 1998 г. По-моему,надо сказать пару слов о самих | |таблицах:они содержат наиболее полную информацию до 1999 года.Более новые| |данные пока труднодоступны и неточны.например в ТАБЛИЦЕ 1 данные по | |странам СНГ за 1998,99 года отсутствуют.И сказать что положение не | |изменилось было бы в корне не верно.За это время образовалось несколько | |совместных предприятий по производству легковых(FORD-ESCORT, FORD-TRANSIT| |– в Беларуси, ЗАЗ-CRYSLER- на Украине и т.д) , грузовых и | |автобусов(MAZ-MAN,MAZ-NEOPLAN,предприятия по сборке автобусов IKARUS и | |MERSEDES) | |III. Факторы, влияющие на размещение отрасли. | |Факторами размещения принято считать совокупность различных | |пространственных неравнозначных условий и ресурсов , при использовании | |которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев | |и поставленной цели размещаемых производственных объектов. | |Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и | |качественный состав природных ресурсов , горно-геологические и другие | |условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, | |орографические условия и т.д.; экологические - охранные и конструктивные | |мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению| |здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - | |достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально – | |демографические – обеспеченность трудовыми ресурсами , состояние | |социальной инфраструктуры; экономические – экономико-географическое и | |транспортное положение , стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки | |строительства, эффективность производства, назначение и качество | |продукции, территориальные экономические связи и т.д. | |На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и | |топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой | |продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы. | |IV. Современная география автомобильной промышленности. | |Основные районы и центры специализации автомобильной отрасли | |промышленности. | |В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация | |предприятий на выпуск отдельных типов машин . Только "старые" заводы в | |Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и | |легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных | |видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе| |(Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском | |районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе | |(Ульяновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном | |районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган). | |Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего - | |Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины - Поволжский | |(Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а | |микролитражные - Юго-Западный (Луцк) районы. | |Возникнув в силу особенностей своего размещения в центральных районах | |европейской части бывшего СССР (заводы Москвы, Горького, Ярославля), где | |имелись наиболее благоприятные условия для организации внутри- и | |межотраслевой кооперации , автомобилестроение в годы войны и послевоенные| |годы стало развиваться в новых районах (Уральский, Поволжский). К этому | |времени в этих районах также сложились необходимые условия для массового | |производства сложной продукции автомобильной промышленности. Помимо | |Центрального района в важный район автомобильной промышленности | |превратился Поволжский, где к действующим заводам Тольятти и Ульяновске в| |1976 г. прибавился Камский завод тяжелых грузовиков в г. Набережные | |Челны. | |Каждый из этих районов имеет свою специализацию (Центральныйглавным | |образом на производстве грузовых машин, а Поволжский - преимущественно | |легковых). Районы автомобильной промышленности формируются на Урале | |(Ижевск, Миасс, Курган). В восточных зауральских районах страны | |автомобилестроение только начинает складываться (Чита). Роль зауральских | |заводов в производстве автомашин ещене велика. В этих районах только | |формируются те предпосылки , которые обусловили создание районов | |автомобильной промышленности в европейской части страны. | |Автомобильная промышленность включает в свой состав помимо выпуска машин | |также производство моторов , электрооборудования, подшипников, прицепов и| |т.д., которые выпускаются на самостоятельных предприятиях. | |Автомобильные моторы делают не только сами автозаводы, но и ряд | |специализированных заводов (Ярославский – для грузовиков, Заволжский – | |для автозавода в Нижнем Новгороде, Омский, Тюменский, Уфимский - для | |"Москвичей"). | |Большинство этих заводов разместилось вне центров автомобилестроения . | |Они поставляют свою продукцию в порядке кооперации сразу нескольким | |автозаводам (например, Ярославский - Минскому, Кременчугскому и др., | |Омский, Тюменский и Уфимский – Московскому и Ижевскому автозаводам). | |Как видим в бывшем Советском Союзе производство автотранспортных средств | |располагалось неравномерно (большая часть автозаводов и заводов по | |выпуску комплектующих изделий находится в России). Тем не менее почти | |каждая бывшая республика СССР имела (и сохранила) монопольное | |производство какого-либо изделия. Так, Украина – единственный | |производитель средних городских, всех видов туристских и междугородных | |автобусов, большегрузных лесовозов, трубовозов и многоцелевых | |автомобилей, автопогрузчиков грузоподъемностью 5 т и выше, а также | |легковых малолитражных автомобилей первой группы (типа "Таврия"). В | |республике Беларусь сосредоточено производство тяжелых и сверхтяжелых | |карьерных самосвалов грузоподъемностью 3О - 18О т и выше, большегрузных | |магистральных автопоездов типа МАЗ, внедорожных и тяжелых самосвалов | |МоАЗ. В Молдавии было создано уникальное производство большегрузных (11,5| |и 22т) полуприцепов-рефрижераторов, в Грузии – специальных | |сельскохозяйственных автопоездов с дизелями, в Армении – автопогрузчиков | |грузоподъемностью 1 - 2 т и городских автофургонов грузоподъёмностью 1 т,| |в Азербайджане – малых развозных рефрижераторов, в Киргизстане – | |сельскохозяйственных самосвалов с предварительным подъемом кузова, в | |Латвии - особо малых автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи, | |выполняемых на их базе , в Литве – компрессоров для двигателей КамАЗ и | Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |