бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


История экономики

История экономики

«Если для понимания экономики необходимо было бы

выбирать между владением экономической историей

или владением математикой и статистикой, то

следовало бы, бесспорно, выбрать первое. Но,

естественно, для экономиста лучше всего владеть и

тем и другим».

Морис Алле, французский экономист

(«Если бы ранние работы Алле были написаны по-

английски, то развитие экономической теории пошло

бы в ином направлении...»

П. Самуэльсон, нобелевский лауреат 1970 г.)

Введение

Экономическая история цивилизации занимает особое место в системе

экономических и исторических наук. Она дает представление о всеобъемлющей,

глобальной истории, истории человечества.

По справедливому мнению одного из крупнейших французских историков

Фернана Броделя такой подход должен охватывать все стороны деятельности

человека в пространстве и во времени.

В этом особая роль принадлежит связи истории с другими науками о

человеке, в первую очередь с изучением истории материальной жизни. Причем

надо учитывать, что невозможно объяснить историю человечества при помощи

того или иного доминирующего фактора. Для того чтобы хотя бы приблизиться к

истине, необходимо рассматривать максимально возможное количество

взаимодействующих факторов. Данный авторский курс – попытка исторического

синтеза в масштабе всего человечества.

Стержнем всего курса является прослеживание развития и эволюции

основных факторов производства: земли, труда, капитала, менеджмента и

складывания их в современный оптимально эффективный свободно-рыночный

хозяйственный механизм, успешное долгосрочное функционирование которого

обусловлено определенной социально-политической, государственно-правовой,

духовно-ментальной, индивидуально-семейной и т.д. инфраструктурой, что в

совокупности составляет систему, окрашенную национально-исторической

спецификой.

Исключительно плодотворной представляется задача стимулировать мысль в

направлении поиска ответа на кардинальный вопрос: почему в мире существует

деление на так называемые «развитые» страны и народы (страны европейской

культуры, определяющие ход мирового развития), и отстающие регионы? Кажется

истинным лежащий на поверхности ответ – в этом заслуга, условно говоря,

«капитализма». Но что такое «капитализм», «капиталистическая система» как

система, т.е. взятые в совокупности экономическая, политическая, социальная

сферы?

Если говорить с точки зрения экономической, то упрощенно – это капитал,

лежащий в основе данной системы, т.е. самовозрастающая стоимость. Однако

«самовозрастающая стоимость» присуща не только «капиталистической

формации», если употреблять терминологию Марксовой концепции. В этом смысле

капитал присутствует как в «докапиталистических», так и в

«посткапиталистической» формациях.

Если же брать производственные связи, то, как верно отметил известный

французский экономист Морис Фламан, «капитализм» – это экономическая

система, основанная на свободе предприятия и рынке.

Существо же проблемы, безусловно, заключается в переходе от реального

типа центрально-управляемого хозяйства к реальному типу свободно-рыночного

(используя терминологию концепции основоположника немецкого либерализма

Вальтера Ойкена). Определенно это связано с эволюцией таких факторов

производства, как земля и капитал. Однако в этом переходе является

исключительно важным и развитие такого фактора производства, как труд,

трансформация системы внеэкономического принуждения и выкристаллизовывание

в ее недрах системы экономического принуждения. Такое развитие данных

факторов производства приводит к складыванию важнейшей хозяйственной

структуры – предприятия, формированию предпринимательского мышления и

генезису четвертого, системообразующего фактора – менеджмента, от которого

зависит эффективность использования остальных производственных факторов.

Создание такого экономического механизма, доказавшего свою

долгосрочность, оптимальность и эффективность, в силу внутренней

естественной приспосабливаемости и саморегулируемости, невозможно без

радикальных изменений в социальной и политической сфере, так как максимума

данная система достигает только тогда, когда включает в себя каждую

отдельно взятую личность. Таким образом, так называемый экономический

кругооборот получает максимально возможное количество первичных

хозяйственных единиц.

Главным субъектом экономической и, следовательно, социально-

политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет

за себя ответственность. С одной стороны, индивид стремится наиболее полно

реализовать свои права и свободы, с другой – это ведет к увеличению его

ответственности. Философское обоснование общественной ценности

индивидуализма, сделанное голландцем Бенедиктом Спинозой, легло в основу

его экономического обоснования, выраженного англичанином Джоном Локком в

экономическом либерализме.

Поэтому политическая свобода и экономический либерализм,

соответствующим образом гарантированные и защищенные государственно-

законодательной сферой, служат основой деятельности субъектов

экономического механизма свободно-рыночной системы.

Данная система представляет собой стержень экономической эффективности.

Степень и полнота ее развития определяют уровень экономической культуры и

лидерство различных стран.

Свободно-рыночная система – одна из основополагающих прогресса как

экономической, так и социально-политической жизни. Успешное ее

функционирование и достижение максимальной эффективности экономики

обусловлено важнейшими социально-политическими факторами развития

экономической культуры.

Основные категории свободно-рыночной системы в социально-политической и

экономической сфере: личная политическая и социальная свобода,

собственность и ее юридическая защита, развитие демократических

политических институтов, формирование демократической партийно-политической

системы, экономический либерализм и роль государства в экономической жизни,

включение каждой отдельно взятой личности в хозяйственный механизм,

развитие предпринимательства и предпринимательского менталитета, создание

цивилизованной экономической культуры и саморегулируемой экономической

системы.

Каков был путь формирования свободно-рыночной системы, ее становления и

развития? Каковы национальные формы и особенности ее функционирования? В

чем причина так называемого «особого исторического пути развития» России и,

в частности, каковы его экономические предпосылки?

Помочь студентам поразмышлять по данным проблемам и попытаться найти

ответы на эти и другие вопросы и призван настоящий план-конспект

лекционного курса, который следует рассматривать как краткий путеводитель в

массе проблем курса. Работа над планом-конспектом должна дополняться

синтетической и глубокой проработкой всего комплекса рекомендованных

литературы и источников.

Тема 1. История экономики как наука

Основные вопросы темы

1. Предмет и метод экономической истории. Содержание экономики.

Экономика, рынок, бизнес.

2. Взаимосвязь и взаимозависимость экономики, политики, общества,

культуры. Основная проблематика экономической истории цивилизации.

3. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Современные

общечеловеческие ценности и завоевания человеческой цивилизации.

4. Важнейшие составляющие и критерии свободно-рыночной системы. Проблема

генезиса этих элементов.

1. История экономики занимается изучением экономики как явления.

Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса:

производства и распределение. Еще более важным является достижение

экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики

с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально-

политической системами, а также при высоком уровне развития духовно-

ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел

поиск человечеством оптимальных путей своего развития.

Экономика рождена человеком и его деятельностью. Рынок же является

порождением экономики. Он так же, как и экономика, развивается, но именно

во многом под его воздействием эволюционирует экономика. Именно рыночные

отношения привели к рождению еще одного экономического явления – бизнеса.

Эффективность функционирования рынка и возможности бизнеса требуют вполне

определенных условий. В том случае, когда такие важнейшие факторы, как

земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть, происходит динамичное

хозяйственное развитие и экономика достаточно быстро проходит целый ряд

этапов своего развития.

2. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют

такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они

находятся в прямой и тесной взаимосвязи.

Экономика (греч. букв.) – искусство ведения домашнего хозяйства. Под

экономикой понимается:

. совокупность производственных отношений, экономический базис

общества.

. народное хозяйство данной страны или его часть, включающая

соответствующие виды производства и отрасли.

. образует основу всех других общественных отношений и играет решающую

роль в развитии общества;

. отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с

ее географическим положением, участием в международном разделении

труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития

хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями.

В то же время экономика характеризуется теснейшей связью с политикой и,

наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику.

Цивилизация (от латинского civilis) – гражданский, государственный;

1) Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для

обозначения материальной культуры.

2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной

культуры (античная цивилизация; современная цивилизация).

3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган,

Ф. Энгельс).

Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием

«культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией

общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие

«цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако

такое представление о цивилизации не было господствующим.

Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур,

или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть

лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер.

В концепции О. Шпенглера, цивилизация – это определенная заключительная

стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и

техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного

скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы».

Вслед за ним – А. Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг

от друга.

Культура (от латинского cultika – возделывание, воспитание,

образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень

развития общества и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни

и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных

ценностях.

Понятие культура употребляется для характеристики материального и

духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно-

экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например,

античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности

или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта).

История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях,

повествование о том, что узнано, исследовано) - наука, изучающая прошлое

человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое

назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем.

Для исторической науки главным является изучение конкретной истории

общества. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание

фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя

основа исторической науки.

Истинная наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При

этом необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к

рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения.

Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и

исследованных в зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая

сторона истории как науки.

Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение

в той или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории

общества.

Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история

и т.д.

Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во

времени, развивающейся.

Экономическая история является важным предметом изучения, а

экономическая культура – это один из важнейших критериев развития

цивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической истории

цивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ.

3. Основные направления подходов к периодизации можно найти у Л.

Моргана, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Маркса.

В современной науке существуют различные подходы к оценке истории

человечества и его экономической истории. Многое зависит от общих

философско-мировоззренческих основ, которых придерживается тот или иной

автор, от того, к какой экономической школе он принадлежит. Большинство

признает преемственность в развитии и существование всемирно-исторического

процесса, а в этой связи и прогресс, другие это отрицают. Одни

придерживаются мнения об эволюционистском пути развития, другие

подчеркивают значение революционного пути.

Таким же образом обстоит дело и с периодизацией: все зависит от тех

критериев, которые кладут в ее основу авторы. Можно брать за основу

критерии общественно-экономического развития и отстаивать марксистский

формационный подход, можно брать критерием технологическое развитие, можно

брать духовно-религиозное и т.п. И всегда это будет корректировать

периодизацию.

Голландский профессор Я. Тинберген в свое время сформулировал пять

главных целей общества, которые были признаны и приняты на Западе. В 1969

г. Я. Тинберген получил Нобелевскую премию, надо думать, не за социальную

утопию. Эти ценности и цели человеческой цивилизации следующие:

. сохранение международного мира,

. максимальный выпуск продукции на душу населения при полной занятости

и равновесии денежной системы,

. улучшение распределения общественного продукта между социальными

группами и отдельными странами,

. эмансипация групп, не пользующихся равноправием,

. возможно большая индивидуальная свобода.

4. Достижение человечеством таких определенных ценностей стало

возможным благодаря его постоянной борьбе за решение основных

экономических, социальных и политических вопросов. Экономическая сфера –

борьба за экономическую эффективность. Социальная – постоянная, длительная

и успешная борьба за достижение социальной справедливости. Политическая –

постоянная, длительная и успешная борьба за развитие демократии, ее

институтов, гарантию прав человека и реализацию человеком своих свобод,

возможностей и способностей.

& Подробнее смотри: 1, 2, 3, 7.

Тема 2. Становление центральноуправляемого типа хозяйства в странах

Древнего Востока

Основные вопросы темы

1. Ведущие экономические школы об экономической истории, ее периодизации

и роли в государственном регулировании. Концепция В. Ойкена о реальных

типах хозяйства.

2. Основные этапы развития хозяйства, материальной культуры и

возникновение древнейших цивилизаций.

3. Экономическая основа древневосточных форм политического правления.

Социум и индивид в условиях деспотии.

1. Во главе экономического, социального, политического и, в целом,

исторического развития стоят страны европейской цивилизации. Почему? Ответ,

видимо, лежит на поверхности: успешное «капиталистическое» развитие.

«Капитализм», который в определенный момент стал сильнейшим катализатором.

Начало этому было положено в Западной Европе в Новое время.

Но что такое капитализм? Капиталистическая система? Именно как система?

Уже в этом вопросе различные экономические школы расходятся. Происхождение

слова «капитализм» от слова «капитал», т.е. самовозрастающая стоимость.

Французский экономист М.Фламан определяет «капитализм» как экономическую

систему, основанную на свободе предприятий и рынке. Это, безусловно,

правильно, но главное – переход от системы внеэкономического принуждения к

экономическому, который произошел с наступлением «капитализма».

Однако такой переход, создание такого экономического механизма и

достижение, таким образом, его долгосрочной, оптимальной эффективности

невозможно без радикальнейших, в то время революционных применений в

социально-политической сфере. Почему? Т. к. максимума данная система

достигает тогда, когда она ориентирована на включение в себя каждой

отдельно взятой личности. Главной чертой «капиталистической» системы

является то, что основным субъектом экономической, социально-политической

жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя

ответственность. Таким образом, с одной стороны, она стремится к наиболее

полной либерализации и реализации своей свободы, с другой – это ведет к

увеличению ее ответственности.

Экономический либерализм – основа деятельности субъектов экономического

механизма капиталистической системы.

А какую роль в формировании и развитии этой тесно взаимосвязанной

структуры «экономика – личность, общество» сыграла и играет свободно-

рыночная система? Значительную помощь в усвоении данного вопроса имеет

ознакомление с концепцией В. Ойкена о реальных типах хозяйства. Анализ

данного вопроса помогает отчасти лучше понять две центральные для многих

исследователей проблемы:

1) Почему «капитализм» как система зародился и получил развитие впервые

именно в Европе?

2) Почему «капитализм», неизбежная гибель которого была научно доказана

основоположниками марксизма, до сих пор существует?

Для понимания этих проблем необходимо кратко ознакомиться с вопросом

возникновения цивилизаций.

2. Хозяйство и материальная культура составляют экономический базис

общества, его основу, определяющую вместе с другими социально-

экономическими явлениями характер и уровень развития общества, его

организацию, семью и семейные отношения, все другие институты.

Можно выделить основные этапы ее развития (по Моргану – Энгельсу):

эпоха дикости, эпоха варварства, эпоха цивилизации. Марков представляет

очень рациональную рабочую гипотезу периодизации ранних этапов развития

материальной культуры:

1. Древнейший этап (длился 1,5-2 млн. лет).

Начальные фазы антропогенеза. Складываются зачатки хозяйства и

материальной культуры, приспособление к окружающей среде мало отличалось от

животного. Это – время предыстории хозяйства и материальной культуры.

2. Ранний палеолит (значительная часть каменного века – длился около 1

млн. лет).

Охота, собирательство. Примитивные орудия труда. Простейшие,

чрезвычайно медленно развивающиеся хозяйственные навыки. Это – примитивно-

присваивающий этап и средняя ступень

3. Поздний палеолит, мезолит, в некоторых областях весь неолит.

Появление человека современного вида, ранние этапы его истории.

Принципиально новые пути развития хозяйства и материальной культуры.

Главное – быстрое развитие новых отраслей хозяйства, хотя продолжались

охота, собирательство, рыболовство. Это – развитое присваивающее хозяйство

и высшая ступень дикости.

4. Поздний мезолит – ранний неолит.

Накопление опыта воспроизводства жизненных благ. Начало одомашнивания

растений и животных при сохранении в целом присваивающего типа хозяйства.

Это – низшая ступень варварства.

5. Развитый неолит, неолит (8-5 тыс. до н. э.).

Начало эпохи производящего хозяйства. Средняя и высшая ступень

варварства.

6. 4-3 тыс. до н.э.: в аллювиальных долинах Азии, Африки, Нового Света

появляется ирригационное земледельческое хозяйство. Появление первых

цивилизаций. Окончательное разложение первобытного и становление классового

общества.

7. Рубеж эпохи бронзы и раннего железа.

Появляется горно-степное и пустынное комплексное земледельческо-

животноводческое хозяйство.

Развивается кочевничество – очередной крупный этап в разделении труда.

Хозяйственно-культурный тип – исторически сложившийся комплекс

особенностей хозяйства и культуры, характерный для народа, обитающего в

определенных естественно-географических условиях их социально-

экономического развития.

Историко-этнографическая область – территория, на которой в результате

длительных связей, взаимного влияния и общности исторических судеб народов,

населявших эту территорию, сложилась определенная культурная общность.

Становление цивилизации сопровождалось появлением городов, окруженных

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.