|
История экономикиИстория экономики«Если для понимания экономики необходимо было бы выбирать между владением экономической историей или владением математикой и статистикой, то следовало бы, бесспорно, выбрать первое. Но, естественно, для экономиста лучше всего владеть и тем и другим». Морис Алле, французский экономист («Если бы ранние работы Алле были написаны по- английски, то развитие экономической теории пошло бы в ином направлении...» П. Самуэльсон, нобелевский лауреат 1970 г.) Введение Экономическая история цивилизации занимает особое место в системе экономических и исторических наук. Она дает представление о всеобъемлющей, глобальной истории, истории человечества. По справедливому мнению одного из крупнейших французских историков Фернана Броделя такой подход должен охватывать все стороны деятельности человека в пространстве и во времени. В этом особая роль принадлежит связи истории с другими науками о человеке, в первую очередь с изучением истории материальной жизни. Причем надо учитывать, что невозможно объяснить историю человечества при помощи того или иного доминирующего фактора. Для того чтобы хотя бы приблизиться к истине, необходимо рассматривать максимально возможное количество взаимодействующих факторов. Данный авторский курс – попытка исторического синтеза в масштабе всего человечества. Стержнем всего курса является прослеживание развития и эволюции основных факторов производства: земли, труда, капитала, менеджмента и складывания их в современный оптимально эффективный свободно-рыночный хозяйственный механизм, успешное долгосрочное функционирование которого обусловлено определенной социально-политической, государственно-правовой, духовно-ментальной, индивидуально-семейной и т.д. инфраструктурой, что в совокупности составляет систему, окрашенную национально-исторической спецификой. Исключительно плодотворной представляется задача стимулировать мысль в направлении поиска ответа на кардинальный вопрос: почему в мире существует деление на так называемые «развитые» страны и народы (страны европейской культуры, определяющие ход мирового развития), и отстающие регионы? Кажется истинным лежащий на поверхности ответ – в этом заслуга, условно говоря, «капитализма». Но что такое «капитализм», «капиталистическая система» как система, т.е. взятые в совокупности экономическая, политическая, социальная сферы? Если говорить с точки зрения экономической, то упрощенно – это капитал, лежащий в основе данной системы, т.е. самовозрастающая стоимость. Однако «самовозрастающая стоимость» присуща не только «капиталистической формации», если употреблять терминологию Марксовой концепции. В этом смысле капитал присутствует как в «докапиталистических», так и в «посткапиталистической» формациях. Если же брать производственные связи, то, как верно отметил известный французский экономист Морис Фламан, «капитализм» – это экономическая система, основанная на свободе предприятия и рынке. Существо же проблемы, безусловно, заключается в переходе от реального типа центрально-управляемого хозяйства к реальному типу свободно-рыночного (используя терминологию концепции основоположника немецкого либерализма Вальтера Ойкена). Определенно это связано с эволюцией таких факторов производства, как земля и капитал. Однако в этом переходе является исключительно важным и развитие такого фактора производства, как труд, трансформация системы внеэкономического принуждения и выкристаллизовывание в ее недрах системы экономического принуждения. Такое развитие данных факторов производства приводит к складыванию важнейшей хозяйственной структуры – предприятия, формированию предпринимательского мышления и генезису четвертого, системообразующего фактора – менеджмента, от которого зависит эффективность использования остальных производственных факторов. Создание такого экономического механизма, доказавшего свою долгосрочность, оптимальность и эффективность, в силу внутренней естественной приспосабливаемости и саморегулируемости, невозможно без радикальных изменений в социальной и политической сфере, так как максимума данная система достигает только тогда, когда включает в себя каждую отдельно взятую личность. Таким образом, так называемый экономический кругооборот получает максимально возможное количество первичных хозяйственных единиц. Главным субъектом экономической и, следовательно, социально- политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя ответственность. С одной стороны, индивид стремится наиболее полно реализовать свои права и свободы, с другой – это ведет к увеличению его ответственности. Философское обоснование общественной ценности индивидуализма, сделанное голландцем Бенедиктом Спинозой, легло в основу его экономического обоснования, выраженного англичанином Джоном Локком в экономическом либерализме. Поэтому политическая свобода и экономический либерализм, соответствующим образом гарантированные и защищенные государственно- законодательной сферой, служат основой деятельности субъектов экономического механизма свободно-рыночной системы. Данная система представляет собой стержень экономической эффективности. Степень и полнота ее развития определяют уровень экономической культуры и лидерство различных стран. Свободно-рыночная система – одна из основополагающих прогресса как экономической, так и социально-политической жизни. Успешное ее функционирование и достижение максимальной эффективности экономики обусловлено важнейшими социально-политическими факторами развития экономической культуры. Основные категории свободно-рыночной системы в социально-политической и экономической сфере: личная политическая и социальная свобода, собственность и ее юридическая защита, развитие демократических политических институтов, формирование демократической партийно-политической системы, экономический либерализм и роль государства в экономической жизни, включение каждой отдельно взятой личности в хозяйственный механизм, развитие предпринимательства и предпринимательского менталитета, создание цивилизованной экономической культуры и саморегулируемой экономической системы. Каков был путь формирования свободно-рыночной системы, ее становления и развития? Каковы национальные формы и особенности ее функционирования? В чем причина так называемого «особого исторического пути развития» России и, в частности, каковы его экономические предпосылки? Помочь студентам поразмышлять по данным проблемам и попытаться найти ответы на эти и другие вопросы и призван настоящий план-конспект лекционного курса, который следует рассматривать как краткий путеводитель в массе проблем курса. Работа над планом-конспектом должна дополняться синтетической и глубокой проработкой всего комплекса рекомендованных литературы и источников. Тема 1. История экономики как наука Основные вопросы темы 1. Предмет и метод экономической истории. Содержание экономики. Экономика, рынок, бизнес. 2. Взаимосвязь и взаимозависимость экономики, политики, общества, культуры. Основная проблематика экономической истории цивилизации. 3. Основные этапы и уровни развития современной экономики. Современные общечеловеческие ценности и завоевания человеческой цивилизации. 4. Важнейшие составляющие и критерии свободно-рыночной системы. Проблема генезиса этих элементов. 1. История экономики занимается изучением экономики как явления. Экономика призвана решать два основных взаимосвязанных вопроса: производства и распределение. Еще более важным является достижение экономической эффективности. Это возможно лишь при взаимодействии экономики с другими сферами человеческой жизни: государственно-правовой, социально- политической системами, а также при высоком уровне развития духовно- ментальной сферы. Экономическая история занимается изучением того, как шел поиск человечеством оптимальных путей своего развития. Экономика рождена человеком и его деятельностью. Рынок же является порождением экономики. Он так же, как и экономика, развивается, но именно во многом под его воздействием эволюционирует экономика. Именно рыночные отношения привели к рождению еще одного экономического явления – бизнеса. Эффективность функционирования рынка и возможности бизнеса требуют вполне определенных условий. В том случае, когда такие важнейшие факторы, как земля, труд, капитал, имеют возможность вызреть, происходит динамичное хозяйственное развитие и экономика достаточно быстро проходит целый ряд этапов своего развития. 2. Огромное место и роль в развитии человеческой цивилизации играют такие понятия и явления, как экономика, политика, общество, культура. Они находятся в прямой и тесной взаимосвязи. Экономика (греч. букв.) – искусство ведения домашнего хозяйства. Под экономикой понимается: . совокупность производственных отношений, экономический базис общества. . народное хозяйство данной страны или его часть, включающая соответствующие виды производства и отрасли. . образует основу всех других общественных отношений и играет решающую роль в развитии общества; . отражает отличительные особенности отдельно взятой страны в связи с ее географическим положением, участием в международном разделении труда, историческими традициями, достигнутым уровнем развития хозяйственной культуры и другими конкретно-историческими условиями. В то же время экономика характеризуется теснейшей связью с политикой и, наоборот, общественно-политический фактор воздействует на экономику. Цивилизация (от латинского civilis) – гражданский, государственный; 1) Синоним культуры. В марксистской литературе употребляется также для обозначения материальной культуры. 2) Уровень, ступень общественного развития материальной и духовной культуры (античная цивилизация; современная цивилизация). 3) Ступень общественного развития, следующая за варварством (Л. Морган, Ф. Энгельс). Понятие «цивилизация» появилось в XVII веке в тесной связи с понятием «культура». Французские философы-просветители называли цивилизацией общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие «цивилизация» употреблялось как характеристика капитализма в целом, однако такое представление о цивилизации не было господствующим. Так, Н. Я. Данилевский сформулировал теорию общей типологии культур, или цивилизацию, согласно которой не существует всемирной истории, а есть лишь история данных цивилизаций, имеющих индивидуальный замкнутый характер. В концепции О. Шпенглера, цивилизация – это определенная заключительная стадия развития любой культуры. Ее основные признаки: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного скопления людей в больших городах, превращение народов в безликие «массы». Вслед за ним – А. Тойнби насчитывал более 26 цивилизаций, независимых друг от друга. Культура (от латинского cultika – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и нормах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных или духовных ценностях. Понятие культура употребляется для характеристики материального и духовного уровня развития определенных исторических эпох, общественно- экономических формаций, конкретных обществ, народностей, наций (например, античная культура, культура майя), а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, художественная культура, культура быта). История (от греческого historia – рассказ о прошлых событиях, повествование о том, что узнано, исследовано) - наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое назначается с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Для исторической науки главным является изучение конкретной истории общества. При этом она опирается на факты прошлого и настоящего. Собирание фактов, их систематизация и анализ связей друг с другом есть внутренняя основа исторической науки. Истинная наука требует тщательного накопления и изучения фактов. При этом необходимо брать не отдельные факты, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу факторов, без единого исключения. Теоретическое обобщение, осознание совокупности накопленных и исследованных в зависимости друг от друга фактов и выводов – есть вторая сторона истории как науки. Единство этих двух сторон исторической науки неразрывно. Его нарушение в той или иной мере всегда ведет к искажению процесса познания истории общества. Отрасли исторической науки: политическая история, экономическая история и т.д. Историзм – принцип подхода к действительности как изменяющейся во времени, развивающейся. Экономическая история является важным предметом изучения, а экономическая культура – это один из важнейших критериев развития цивилизации. Основные принципы подхода в освещении экономической истории цивилизации: историзм, эволюционизм и сравнительный анализ. 3. Основные направления подходов к периодизации можно найти у Л. Моргана, Н.Я. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, К. Маркса. В современной науке существуют различные подходы к оценке истории человечества и его экономической истории. Многое зависит от общих философско-мировоззренческих основ, которых придерживается тот или иной автор, от того, к какой экономической школе он принадлежит. Большинство признает преемственность в развитии и существование всемирно-исторического процесса, а в этой связи и прогресс, другие это отрицают. Одни придерживаются мнения об эволюционистском пути развития, другие подчеркивают значение революционного пути. Таким же образом обстоит дело и с периодизацией: все зависит от тех критериев, которые кладут в ее основу авторы. Можно брать за основу критерии общественно-экономического развития и отстаивать марксистский формационный подход, можно брать критерием технологическое развитие, можно брать духовно-религиозное и т.п. И всегда это будет корректировать периодизацию. Голландский профессор Я. Тинберген в свое время сформулировал пять главных целей общества, которые были признаны и приняты на Западе. В 1969 г. Я. Тинберген получил Нобелевскую премию, надо думать, не за социальную утопию. Эти ценности и цели человеческой цивилизации следующие: . сохранение международного мира, . максимальный выпуск продукции на душу населения при полной занятости и равновесии денежной системы, . улучшение распределения общественного продукта между социальными группами и отдельными странами, . эмансипация групп, не пользующихся равноправием, . возможно большая индивидуальная свобода. 4. Достижение человечеством таких определенных ценностей стало возможным благодаря его постоянной борьбе за решение основных экономических, социальных и политических вопросов. Экономическая сфера – борьба за экономическую эффективность. Социальная – постоянная, длительная и успешная борьба за достижение социальной справедливости. Политическая – постоянная, длительная и успешная борьба за развитие демократии, ее институтов, гарантию прав человека и реализацию человеком своих свобод, возможностей и способностей. & Подробнее смотри: 1, 2, 3, 7. Тема 2. Становление центральноуправляемого типа хозяйства в странах Древнего Востока Основные вопросы темы 1. Ведущие экономические школы об экономической истории, ее периодизации и роли в государственном регулировании. Концепция В. Ойкена о реальных типах хозяйства. 2. Основные этапы развития хозяйства, материальной культуры и возникновение древнейших цивилизаций. 3. Экономическая основа древневосточных форм политического правления. Социум и индивид в условиях деспотии. 1. Во главе экономического, социального, политического и, в целом, исторического развития стоят страны европейской цивилизации. Почему? Ответ, видимо, лежит на поверхности: успешное «капиталистическое» развитие. «Капитализм», который в определенный момент стал сильнейшим катализатором. Начало этому было положено в Западной Европе в Новое время. Но что такое капитализм? Капиталистическая система? Именно как система? Уже в этом вопросе различные экономические школы расходятся. Происхождение слова «капитализм» от слова «капитал», т.е. самовозрастающая стоимость. Французский экономист М.Фламан определяет «капитализм» как экономическую систему, основанную на свободе предприятий и рынке. Это, безусловно, правильно, но главное – переход от системы внеэкономического принуждения к экономическому, который произошел с наступлением «капитализма». Однако такой переход, создание такого экономического механизма и достижение, таким образом, его долгосрочной, оптимальной эффективности невозможно без радикальнейших, в то время революционных применений в социально-политической сфере. Почему? Т. к. максимума данная система достигает тогда, когда она ориентирована на включение в себя каждой отдельно взятой личности. Главной чертой «капиталистической» системы является то, что основным субъектом экономической, социально-политической жизни становится индивид, личность, которая сама целиком несет за себя ответственность. Таким образом, с одной стороны, она стремится к наиболее полной либерализации и реализации своей свободы, с другой – это ведет к увеличению ее ответственности. Экономический либерализм – основа деятельности субъектов экономического механизма капиталистической системы. А какую роль в формировании и развитии этой тесно взаимосвязанной структуры «экономика – личность, общество» сыграла и играет свободно- рыночная система? Значительную помощь в усвоении данного вопроса имеет ознакомление с концепцией В. Ойкена о реальных типах хозяйства. Анализ данного вопроса помогает отчасти лучше понять две центральные для многих исследователей проблемы: 1) Почему «капитализм» как система зародился и получил развитие впервые именно в Европе? 2) Почему «капитализм», неизбежная гибель которого была научно доказана основоположниками марксизма, до сих пор существует? Для понимания этих проблем необходимо кратко ознакомиться с вопросом возникновения цивилизаций. 2. Хозяйство и материальная культура составляют экономический базис общества, его основу, определяющую вместе с другими социально- экономическими явлениями характер и уровень развития общества, его организацию, семью и семейные отношения, все другие институты. Можно выделить основные этапы ее развития (по Моргану – Энгельсу): эпоха дикости, эпоха варварства, эпоха цивилизации. Марков представляет очень рациональную рабочую гипотезу периодизации ранних этапов развития материальной культуры: 1. Древнейший этап (длился 1,5-2 млн. лет). Начальные фазы антропогенеза. Складываются зачатки хозяйства и материальной культуры, приспособление к окружающей среде мало отличалось от животного. Это – время предыстории хозяйства и материальной культуры. 2. Ранний палеолит (значительная часть каменного века – длился около 1 млн. лет). Охота, собирательство. Примитивные орудия труда. Простейшие, чрезвычайно медленно развивающиеся хозяйственные навыки. Это – примитивно- присваивающий этап и средняя ступень 3. Поздний палеолит, мезолит, в некоторых областях весь неолит. Появление человека современного вида, ранние этапы его истории. Принципиально новые пути развития хозяйства и материальной культуры. Главное – быстрое развитие новых отраслей хозяйства, хотя продолжались охота, собирательство, рыболовство. Это – развитое присваивающее хозяйство и высшая ступень дикости. 4. Поздний мезолит – ранний неолит. Накопление опыта воспроизводства жизненных благ. Начало одомашнивания растений и животных при сохранении в целом присваивающего типа хозяйства. Это – низшая ступень варварства. 5. Развитый неолит, неолит (8-5 тыс. до н. э.). Начало эпохи производящего хозяйства. Средняя и высшая ступень варварства. 6. 4-3 тыс. до н.э.: в аллювиальных долинах Азии, Африки, Нового Света появляется ирригационное земледельческое хозяйство. Появление первых цивилизаций. Окончательное разложение первобытного и становление классового общества. 7. Рубеж эпохи бронзы и раннего железа. Появляется горно-степное и пустынное комплексное земледельческо- животноводческое хозяйство. Развивается кочевничество – очередной крупный этап в разделении труда. Хозяйственно-культурный тип – исторически сложившийся комплекс особенностей хозяйства и культуры, характерный для народа, обитающего в определенных естественно-географических условиях их социально- экономического развития. Историко-этнографическая область – территория, на которой в результате длительных связей, взаимного влияния и общности исторических судеб народов, населявших эту территорию, сложилась определенная культурная общность. Становление цивилизации сопровождалось появлением городов, окруженных |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |