бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Инвестиции в РБ

регистрации предприятия, копию кредитного договора, бизнес-план

инвестиционного проекта, баланс предприятия на последнюю отчетную дату.

Экспертный совет по малому предпринимательству, который создан при

министерстве предпринимательства, вынесет окончательное решение, получит ли

предприниматель льготу. Прежде всего принимается во внимание социальная

направленность проекта (вкупе с экономическими расчетами). К примеру, в

1998 году из 12 инвестпроектов было поддержано 8. Приоритетом пользуются

экспортоориентированные, импортозамещающие и энергосберегающие

инвестпроекты.

Частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование

банковским кредитом осуществляется на договорной основе. В трехстороннем

договоре между банком-кредитором, субъектом малого предпринимательства и

министерством указываются предмет договора, обязанности сторон, их права,

порядок разрешения споров, срок действия и т. д. Исполнение условий

договора и параметров инвестиционного проекта контролирует

Минпредпринимательства.

Банковские кредиты по льготным ставкам в первом полугодии 2002 года

получили 19 субъектов малого предпринимательства. Среди них: могилевская

фирма "Валери" - на строительство производственного корпуса и развитие

швейного производства, благодаря чему будет создано 120 рабочих мест;

минское предприятие "Адиполь" - на производство трубчатых

электронагревателей для бытовых приборов (будет создано дополнительно 40

рабочих мест); ряд небольших предприятий, которые наладили производство в

Беларуси макаронных изделий, а также другие проекты. Столь малая доля

банковских кредитов в Беларуси объясняется просто. В нынешней ситуации из-

за высокого риска (инфляция, дефицит оборотных средств, отсутствие

залоговых возможностей и т. д.) банки слишком осторожно относятся к

кредитованию малого бизнеса. По последним данным, лишь 53% всех банковских

кредитов выданы под инвестпроекты.

Понятно, что долгосрочное кредитование инвестиционных проектов для

банков приносит меньший доход, чем операции на финансовом рынке.

В нынешних условиях одним из путей увеличения инвестиций в основной

капитал может быть лизинг. С одной стороны, он является одной из форм

эффективной поддержки субъектов малого предпринимательства, которые

работают в приоритетных направлениях, а с другой - инструментом обеспечения

гарантий для инвестора.

Действительно, кредиты, выданные инвесторами под лизинговые сделки,

являются для банков менее рисковыми, поскольку они обеспечены залогом

высоколиквидного лизингового имущества, поручительством, гарантиями третьих

лиц и страхованием рисков. При этом также необходимо учесть, что банки,

хорошо зная финансовую организацию, специализирующуюся на лизинговых

сделках, предоставляют ей кредит на более выгодных условиях в сравнении с

отдельными мелкими заемщиками.

С учетом преимуществ лизинга как финансового инструмента и было

разработано правительственное Постановление "О внесении изменений и

дополнений в Постановление Совета министров Республики Беларусь от 24 июля

1998 г. N 1178". Оно принято 4 июня 1999 года. В нем закреплена возможность

частичной компенсации субъектам малого предпринимательства расходов по

выплате лизинговых платежей по договорам лизинга в части оплаты банковских

процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на покупку

объекта лизинга. Механизм такой компенсации за счет госбюджета разработан.

В нем оговорены величина частичной компенсации - не более 0,5 ставки

рефинансирования Нацбанка РБ - и критерии выбора инвестиционных проектов.

Они прежние: импортозамещение, экспорт, создание рабочих мест. Частичная

компенсация лизингополучателю расходов по выплате банковских процентов за

пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта

лизинга осуществляется на договорной основе. При этом договор является

четырехсторонним: банк-кредитор - лизингодатель - лизингополучатель -

министерство.

Поддерживая развитие лизинга, государство экономическими методами

обеспечивает целевое использование инвестиций, которые направляются в

производственную сферу.

2. Внешние источники финансирования

В Беларуси инвестиции могут осуществляться путем:

- создания предприятий с долевым участим иностранного капитала

(совместных предприятий);

- создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным

инвесторам, их филиалов и представительств;

- приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий,

имущественных комплексов, зданий, сооружений, до лей участий в

предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

- приобретение прав пользования землей и иными природными

ресурсами, а также иных имущественных прав и т.р.;

- предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и

т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного

капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток

должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах

следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может

привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций прямых и портфельных, а

также в форме кредитов и займов. Под прямыми инвестициями принято понимать

капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в

управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми,

если иностранный инвестор владеет не менее чем 25% акций предприятия, или

их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно

широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежный инвестиции это нечто большее, чем простое

финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне

необходимо Беларуси. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ

повышения производительности и технического уровня белорусских предприятий.

Размещая свой капитал в Беларуси, иностранная компания приносит с собой

новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на

миро вой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции

зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в

облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных

валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это капитальные вложения в землю,

недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные

инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не

одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за

счет владения акциями доходной компании. Однако, при осуществлении

портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить

компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов.

Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило,

крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием.

Вкладывая капитал, он считает, что Бнларусь - самое подходящее место для

выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на белорусском

потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом

рынке. РБ необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов

инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению

производительной мощи экономики. Иностранный капитал может иметь доступ во

все сферы экономики (за исключением находящихся в государственной

монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения

должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток

следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией

национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка

леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети,

дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь.

Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран,

в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать

альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала.

Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они

увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы

оправданным:

1. С точки зрения соблюдения национальных интересов;

2. Имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные

сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления

использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме

предприятий со 100 процентным иностранным участием целесообразно привлекать

в производство и переработку с/х продукции, производство строительных

материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров

народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. стимулировать

приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они

обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля белорусской

стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в

отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь

связанных с добычей ресурсов. Однако сегодня привлечению портфельных

иностранных инвестиций уделяется мало внимания, и их в Беларуси практически

нет.

2.1 Инвестиционный климат Беларуси

Валовой внутренний продукт (ВВП), приходящийся на душу населения в

самой бедной стране Европейского Союза – Португалии, в 2000 году составлял

10700 долларов, в то время как в Беларуси – 7550 долларов. При сохранении

существующих ежегодных темпов роста ВВП в обеих странах (соответственно

3,7% и 4,1%) Беларуси потребуется около 100 лет для того, чтобы

сравняться с Португалией по уровню жизни. Решить задачу догоняющего

развития страна может только на основе ускорения экономического роста,

главным источником которого являются капитальные вложения. В этой связи

озабоченность Правительства республики поиском, мобилизацией и

привлечением инвестиций кажется, на первый взгляд, вполне обоснованной.

Однако является ли именно дефицит инвестиций тормозом экономического роста

страны? И если инвестиции действительно необходимы для развития Беларуси,

то при каких условиях и в каких объемах они могли бы поступить в страну?

Для ответа на эти вопросы обратимся к международному опыту.

Последние исследования Всемирного банка показали, что между темпами

роста ВВП и капитальных вложений, хотя и существует положительная

взаимосвязь, но она не носит четко выраженного характера. На рисунке 2.1,

обобщающей опыт развития 160 стран в 1950-1990 гг., виден большой разброс

данных: страны с более низкой долей накопления в ВВП демонстрировали

быстрый темп роста и, напротив, страны с высокой инвестиционной активностью

развивались более медленными темпами. Очевидно, что феномен экономического

роста нельзя объяснить только объемами инвестиций, хотя последние и

являются фактором, наиболее тесно коррелирующим с ростом ВВП. Таков вывод

Всемирного банка, в который, кстати, хорошо вписывается опыт последнего

десятилетия существования СССР, когда доля фонда накопления в национальном

доходе страны достигала 29%, а темпы роста экономики приближались к нулю.

Рисунок 2.1

Концепция Всемирного банка нашла подтверждение и в опыте переходных

стран, успешно решивших проблему ускоренного экономического роста. В

настоящее время Чехия, Словения, Венгрия, Польша, Эстония по уровню жизни

населения быстрыми темпами догоняют арьергард стран Европейского Союза. И

как показывает анализ, инвестиции в этом играют хотя и важную, но не

определяющую роль. Рисунок 2.2 характеризует сравнительную динамику

прироста инвестиций и ВВП (оба интегральных показателя в расчете на душу

населения) по четырем переходным странам и Беларуси.

Как видно из Рисунка 2.2, до середины 90-х гг. в Чехии, Эстонии,

Венгрии и Беларуси прирост инвестиций на душу населения был примерно

одинаков, а в Польше – почти в 2 раза ниже. Тем не менее, в 1996-2000 гг.

все перечисленные страны сумели значительно обогнать Беларусь по темпам

экономического роста и обеспечить к концу десятилетия в 1,5-2 раза более

высокий, чем в нашей стране, уровень жизни населения. Следовательно, с

точки зрения конечных социально-экономических результатов более важным

оказался не объем инвестиций, а некие иные факторы роста. Какие же

условия, с одной стороны, общие для экономики Чехии, Эстонии, Венгрии и

Польши, а с другой, отсутствующие в Беларуси, позволили задействовать

дополнительные движущие силы экономического роста? Ответ может быть только

один - либеральная экономическая среда и уровень развития малого бизнеса.

Действительно, в результате системных реформ, проведенных в начале 90-

х гг., в этих странах произошла либерализация цен, изменилась налоговая

система, упростилась процедура создания новых предприятий, усилились

законодательные гарантии имущественных и контрактных прав, возникли новые

институты финансового посредничества. Все это создало условия для

стремительного развития малого бизнеса. Если в Беларуси за 10 лет доля

малых предприятий в общей численности занятых не смогла подняться выше

12%, то в Польше она увеличилась с 17 до 55%. Такими же высокими темпами

шло формирование предпринимательского сектора в Чехии, Венгрии, других

странах Восточной Европы и Балтики. Параллельно с увеличением числа малых

предприятий изменялась их роль и тот вклад, который они вносили в

обеспечение экономического роста страны.

На первом этапе реформ малые предприятия выступали в качестве

своеобразных "чистильщиков" государственного сектора. Арендуя у

государственных предприятий площади, приобретая у них изношенные, но еще

жизнеспособные оборудование и инвентарь, приспосабливая для своих нужд

неиспользуемые помещения и вовлекая в хозяйственный оборот все пригодные

материалы, в т.ч. и отходы, малый бизнес способствовал более

эффективному использованию ресурсов страны. При этом частные фирмы нередко

становились подрядчиками более крупных предприятий, обеспечивая их

комплектующими и деталями, выполняя для заказчиков опытно-конструкторские

работы и отдельные технологические операции. Гибкие, маневренные, чутко

реагирующие на спрос малые предприятия, обладающие низкой капиталоемкостью

и высокой производительностью, осваивали те экономические ниши, которые

были недоступны крупным производителям. Подобно трудолюбивым муравьям,

малый бизнес расчищал и облагораживал почву, делая государственный лунный

ландшафт более пригодным для жизни. На Рисунке 2.2 этому периоду

соответствуют 1991-1995 гг., когда инвестиции не приносили адекватной

отдачи, увязая в трясине еще не реструктуризированного государственного

сектора. Можно предположить, что эффективность инвестиций была бы еще ниже,

если бы не малый бизнес, который способствовал росту производства без

дополнительного финансирования и тем самым смягчал спад, вызванный

структурными реформами.

Опыт транзитивных стран свидетельствует о том, что бурный рост числа

малых предприятий продолжается до тех пор, пока не закончится процесс

перемещения факторов производства из государственного в частный сектор. К

этому моменту доля малого бизнеса достигла примерно 40% от общей

численности занятых. Именно эта пороговая величина, по мнению экспертов

Всемирного банка, указывает на то, что в стране осуществилась критическая

масса реформ, созданы благоприятные условия для развития бизнеса и

подготовлена почва для прихода крупных инвесторов. Таким образом, именно

уровень развития малого бизнеса можно рассматривать в качестве интегральной

характеристики инвестиционного климата страны. Аргументом в пользу такого

утверждения является и тот факт, что кредитные рейтинги, ежегодно

присваиваемые странам международным рейтинговым агентством Institutional

Investor, поразительным образом совпадают с уровнем развития

предпринимательского сектора в той или иной стране. Так, по итогам 1999

г., при максимальном значении 100, рейтинг Беларуси составлял 11,9,

Венгрии – 55,9, Польши – 56,7, Эстонии – 42,8, Чехии – 56,1.

После того как численность малых предприятий достигла порогового

значения, наступает второй этап экономических реформ и время эффективного

экономического роста. На Рисунке 2.2 видно, что после 1995 года

инвестиции (с двухлетним лагом) начинают приносить все возрастающую

ежегодную отдачу в виде прироста ВВП, позволяя Чехии, Венгрии и Польше

быстро сокращать разрыв в уровне жизни со странами ЕС. В этот период

малый бизнес начинает играть принципиально новую роль в организации

производства. Малые предприятия, накопившие за предшествующие годы

необходимый капитал, приобретают современное оборудование и постепенно

превращаются в специализированные фирмы, выполняющие инновационные

разработки, производящие стандартизированные детали, узлы и комплектующие,

оказывающие всевозможные производственные и вспомогательные услуги крупным

предприятиям. Последние, замыкая на себе технологические цепочки и

кооперационные связи сотен мелких производителей, из набора разрозненных

деталей и узлов собирают массовую готовую продукцию, поступающие на мировые

рынки. В такой форме малый бизнес помогает логически завершить процесс

реструктуризации государственного сектора и выйти на уровень

специализации и кооперации, соответствующий современной системе

организации производства в мире.

Таким образом, в переходной стране либерализация экономики и

формирование полноценного предпринимательского сектора являются

необходимыми условиями эффективного использования инвестиций. Без создания

указанных предпосылок даже крупные инвестиционные инъекции в отдельные

"жемчужины" промышленности не смогут обеспечить существенного роста ВВП.

Объясняется это тем, что продукция, полученная в результате реконструкции

таких "жемчужин", поступит на тысячи других не реформированных предприятий

с низкой эффективностью и попросту будет превращена в отходы (к концу

существования СССР на единицу конечной продукции производилось в 8 - 10 раз

больше отходов и соответственно во столько же раз расходовалось больше

ресурсов, чем в развитых странах. С тех пор в странах СНГ мало что

изменилось). Если же продукция реконструированных "жемчужин" будет

экспортирована, то вырученную валюту государство использует опять же на

поддержку неэффективных и убыточных производств, что не даст ощутимого

прироста ВВП.

А теперь, сколько же надо привлечь инвестиций в Беларусь, чтобы в

стране начался устойчивый экономический рост? Основываясь на

закономерностях, общих для всех переходных стран, можно сделать некоторые

выводы и для Беларуси. Расчеты показывают, что эластичность роста ВВП по

инвестициям в упомянутых странах составляла 0,4-0,7. Это означает, что в

расчете на душу населения инвестиции в 1000 долларов в условиях Беларуси

приведут к росту ВВП на 400-700 долларов (по паритетному курсу). Если

учесть, что в настоящее время ВВП на душу населения, как отмечалось выше,

составляет 7550 долларов, то для его увеличения в 1,7 раза (именно такой

темп роста ВВП заложен в проекте Национальной программы привлечения

инвестиций в экономику Республики Беларусь), потребуется около 10 000

долларов в среднедушевом исчислении, или 100 млрд. долларов в целом по

республике. Это в 2,5 раза больше того объема инвестиций, который требуется

Беларуси по прогнозам Министерства экономики.

Таким образом, из анализа опыта переходных стран можно сделать

вывод, что инвестиции в экономику Беларуси не принесут ожидаемой отдачи,

пока доля малого бизнеса в общей численности занятых в стране не достигнет

порогового значения 40%. Это может произойти, в свою очередь, только в

результате либерализации экономики и создания благоприятных условий для

развития предпринимательского сектора. Следовательно, для Беларуси

либерализация экономики на данном этапе является более настоятельной

необходимостью, чем поиск, мобилизация и привлечение инвестиций.

2.2 Иностранные инвестиции в Беларуси

По объему прямых иностранных инвестиций в экономику РБ российские

инвесторы намного опережают инвесторов из других стран. Основной вклад

осуществляет одна российская компания - РАО "Газпром".

Иностранные инвестиции по-прежнему остаются острой проблемой для

Беларуси. С одной стороны, в условиях дефицита реальных инвестиционных

ресурсов иностранный капитал на современном этапе сохраняет свою роль

потенциального источника капвложений, а с другой - невысокий инвестиционный

рейтинг страны, неустойчивость законодательства и шероховатости

экономической политики государства препятствуют формированию необходимых

условий для частного зарубежного инвестора.

По данным Министерства статистики и анализа, в Беларуси

зарегистрировано 77 предприятий с участием российского капитала (или 3,2%

от общего числа по республике),

в том числе 67 совместных и 10 иностранных.

Доля российского капитала в объявленном уставном фонде данных

предприятий составила около 2 млн. USD, или менее 1% от общего объема по

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.