|
Инфляция и ценообразованиев 1915 г. — 13 1/2 млрд.франков, в 1916 г. — 10 млрд.франков, в 1917 г. — 10 1/2 млрд.франков, в 1918 г. — 21 3/4 млрд.франков, в 1919 г. — 15 3/4 млрд.франков, в 1920 г. — 27.9 млрд.франков.[45] Дефициты 1919-1921 гг. и Германия оказалась вынуждена покрывать при помощи новых займов. на 15 июня 1921 г. Рейхсбанк имел в обращении банкнот на 71.884 мил.марок. Вклады частных предприятий составили 10.225 мил.марок. Этим двум главным статьям пассива в 82 миллиарда марок в активе соответствовало: Учет свидетельств ссудных касс — 11.357 мил.марок, Учет казначейских свидетельств — 67.541 мил.марок. Учет частных векселей — 1.707 мил.марок. [46] Для антиинфляционного регулирования используются два типа экономической политики: 1. Политика, направленная на сокращения бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии. В соответствии с монетаристскими рецептами применяются таргетирование-регулирование темпов прироста денежной массы в определенных пределах — в соответствии с темпом роста ВНП. 1. Политика регулирования цен и доходов, имеющая целью увязать рост заработков с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума или стандартной потребительской корзины и согласуемая с динамикой индекса цен. Конкретные методы сдерживания инфляции, “дозировка“ и последовательность применения привлекаемых для лечения лекарств зависят от постановки правильного диагноза. Поставить диагноз — значит определить характер инфляции, выделить основные и связанные с ними факторы, подстегивающие раскручивание инфляционных процессов. В данном случае не следует рассчитывать на какие-либо готовые схемы, и серией чрезвычайных мер невозможно покончить с инфляцией. Обосновывая путь решительных преобразований и отметая методы “косметического ремонта“, Я.Корнаи, в частности, писал: “Одной из основных задач “хирургической“ операции является приостановка инфляционного процесса“. Необходимо перейти к свободной игре цен, и в этой ситуации “при определенном уровне цен будет достигнуто равновесие“. Даже если уровень цен превысит среднюю норму инфляции, какой она была раньше, “это все же не приведет к ускорению инфляции в будущем“.[47] Денежно-кредитные мероприятия в неоклассической и неокейнсианской теориях направлены на достижение одних и тех же целей, но разными методами. Кейнсианцы во главу угла ставят обеспечение стабильного экономического роста ценой умеренной инфляции. Инфляция, с их точки зрения, выгодна правительству, поскольку увеличение номинального дохода хозяйственного агента позволяет повысить налогообложение и увеличить налоговые поступления. Правительство применяет денежно-кредитных ограничений в случае чрезмерного “перегрева экономики“, чтобы не допустить галопирующей инфляции. В противоположность кейнсианской схеме представители монетаристов пытаются достичь стабильности экономики с помощью денежно-кредитного регулирования, в частности путем борьбы с инфляцией. “Утверждение о том, что деньги — это единственный источник колебаний номинального дохода… — пишет М.Фридман,— является преувеличением, но оно верно отражает общий смысл наших выводов“.[48] Монетаристы отвергают практику регулярного вмешательства госорганов в экономику, проповедуя политику поддержания стабильного роста предложения денег в соответствии со спросом на них. Монетаристы считают инфляцию долгосрочным денежным феноменом, борьба с которым возможна только ценой временного спада производства. Наиболее популярная монетаристская модель регулирования экономики была впервые разработана специалистами федерального резервного банка Сент- Луиса Л.Андерсеном и Дж.Джорданом. Они предложили сокращенную модель, выраженную уравнением:[49] [pic] где: [pic] - финансовые расходы; [pic]- предложение денег; [pic] С помощью этого уравнения определяется зависимость номинального варианта национального продукта от предложения денег (агрегат М1) и расходов федерального правительства. Эмпирически рассчитанные коэффициенты уравнения предполагают, что финансовая коэффициенты уравнения предполагают, что финансовая политика оказывает убывающее к конце периода воздействие на номинальный валовой внутренний продукт. Определенную роль в денежно-кредитном регулировании экономики, а также — преодолении инфляционных процессов — играют: 1. дисконтная политика, то есть политика регулирования учетного процента центрального банка; 1. операции на открытом рынке, которые состоят в покупке-продаже преимущественно государственных ценных бумаг; 1. политика норм обязательных резервов: норму кассовых резервов; норму минимальных резервов; коэффициент казначейства, или обязательство банков хранить в резервах определенное количество государственных ценных бумаг.[50] Монетаристская программа борьбы с инфляцией широко применялась в Англии. Наряду с сокращением денежной массы с 24% в 1975 г. до 4-8% в 1983/84 финансовом году предусматривалось существенное уменьшение дефицита бюджета с 6-7% в конце 70-х годов до 1.5% ВВП в ближайшие четыре года за счет ограничения государственных расходов и некоторого расширения доходной части бюджета. Планируя ежегодное сокращение государственных расходов в размере 1%, а также расширение доходов от добычи североморской нефти, правительство собиралось снизить уровень прямого налогообложения, сократив высшие ставки подоходного налога. Также планировалось добиться устойчивого уровня цен в стране с помощью денежно-кредитного таргетирования.[51] Наиболее полно монетаристские принципы были реализованы в практике таргетирования денежной массы. В Великобритании во времена правления М.Тэтчер предполагалась перестройка денежно-кредитной политики, которой была придана антиинфляционная, а неантициклическая направленность. Глава 3. Инфляция В россии (1. Особенности инфляции в России Множество причин инфляции отмечается практически во всех странах. Однако комбинация различных факторов этого процесса зависит от конкретных экономический условий. Так, сразу после второй мировой войны в Западной Европе инфляция была связана с острейшим дефицитом многих товаров. В последующие годы главную роль в раскручивании инфляционного процесса стали играть государственные расходы, соотношение "цена - заработная плата", перенос инфляции из других стран и некоторые другие факторы. Для России, наряду с общими закономерностями, важнейшей причиной инфляции в последние годы можно считать уникальную диспропорциональность в экономике, возникшую как следствие командно-административной системы. Советской экономике были присущи длительное развитие в режиме военного времени (норма накопления, по некоторым оценкам, достигла 1/2 национального дохода против 15-20% в странах Запада), чрезмерная доля военных расходов в ВНП, высока степень монополизации производства, распределения и денежно- кредитной системы, низкий удельный вес заработной платы в национальном доходе и другие особенности. Цены в России в течение десятилетия (с 1928 г. по 1940 г.) повышались. Их общий уровень в государственной и кооперативной торговле вырос в 6,5 раз. К 1947 года, моменту реформы цен и зарплаты, система пришла к троекратному удорожанию по сравнению с довоенным периодом. А зарплата увеличилась на 45,8%. В то же время 25 млрд. руб. у населения изымали практически обязательные тогда госзаймы. Это было базой для некоторого последующего понижения цен.[52] Командная система, устанавливая твердые ставки заработной платы, должна иметь и фиксированные цены на основные потребительские товары. Цена подобной экономической политики - подавленная инфляция, которая проявляется в виде низкого качества товаров, вечном дефиците и в виде очередей. Ценообразование на рынке товаров и услуг в командной экономике можно графически проанализировать на рис. 1. Равновесная цена, определяемая соотношением спроса и предложения в точке С, равна уровню PC. Государство устанавливает постоянные цены (PKL), при которых объем предложения товарной массы OQK, а объем спроса OQL. [pic] Рис.1. В результате QKQL=KL - это хронический дефицит товарной массы, запрограммированный низкими стабильными ценами. Дефицит - неизбежное следствие так называемых стабильных цен. Итак, внешне благополучное, сбалансированное и стабильное социалистическое хозяйство (низкие цены, отсутствие безработных, гарантированные заработки) скрывают за своим фасадом подавленную инфляцию и подавленную безработицу. Рано или поздно, но эти процессы должны были выйти наружу и принять открытую форму. 1990 год оказался рубежным, последним годом умеренных темпов инфляции. В России, как и в большинстве бывших союзных республик годовые темпы прироста цен составили от 3 до 5% (см. табл. 1). С 1991 года темпы инфляции стали измеряться десятками, сотнями и тысячами даже десятками тысяч процентов в год. Увеличение цен в России к 1996 году составит 4658 раз (см.табл.1). В 1992 году экономическая реформа в России стала делать первые шаги. Правительство России начало проводить последовательную финансовую политику, основанную на либерализации цен и внешнеэкономической деятельности, внутренней конвертируемости и стабилизации обменного курса рубля за счет валютных резервов. Однако под угрозой нарастания платежного кризиса жесткая финансовая политика сменилась инфляционным кредитованием предприятий. Спрос на валюту повысился, валютные резервы были исчерпаны за короткий срок и курс рубля стремительно упал со 119 руб. за 1 доллар в середине лета до 450 рублей за 1 доллар в ноябре. В 1993 году сохранялся высокий уровень инфляции (в среднем 22% в месяц) из-за периодической денежной и кредитной эмиссии. Рост курса доллара то ускорялся до 15-20% в месяц, то снижался почти до нуля. Одной из самых доходных финансовых операций стала спекуляция на валютном рынке. К осени покупательная способность доллара снизилась до предела (его курс рос медленнее, чем цены), рентабельность экспорта стада критически низкой, усилилось вытеснение отечественных товаров импортными. Весной 1994 года инфляция снизилась до 8-10% в месяц, а учетная ставка осталась неизменной - в результате реальная ставка (относительно уровня инфляции) поднялась до 90% годовых. Коммерческие банки стали уменьшать свои ставки в ответ на снижение инфляции только спустя два-три месяца, а вынудил их на эти действия рост невозвращенных кредитов. Рост цен оказался ниже запланированного в 1994 году (4-5% в месяц летом при запланированном 15%-ном среднемесячном росте цен), что привело к снижению поступления в бюджет, уменьшению бюджетного финансирования, хронической задержке выплаты зарплаты. Инфляционная волна, поднятая летней кредитной эмиссией (17 трлн. руб.), обесценила невозвращенные кредиты, а повысившаяся доходность спекулятивных операции помогла компенсировать убытки.[53] В 1995 году правительство сделало еще несколько шагов вперед в управлении финансами. Повышение норм обязательных резервов для банков снизило объем денег в экономике. Требование обеспечения рублевых резервов для валютных активов привело к увеличению продажи валюты, что стабилизировало рубль и повысило предложение рублевых средств. Введение валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Резко сократился рост внебиржевых оптовых цен. Сохранился относительно высокий рост потребительских цен - 4-5% в месяц, но он компенсировал более высокий рост оптовых цен по сравнению с розничными в первом полугодии. Годовой рост потребительских цен снизился с 840% в 1993 году до 220 - 1994 и 130% - в 1995 году. Конечной целью стабилизационной политики в 1996 году было замедление темпов инфляции до 1,9% в среднем за месяц, или около 25% в целом за год. На протяжении девяти месяцев 1996 года в динамике цен в основных секторах российской экономики сохранялась общая тенденция последовательного снижения их темпов роста. Так, месячный сводный индекс потребительских цен снизился со 104,1% в январе до 100,3% в сентябре. Индекс оптовых цен предприятий сократился с 103,2% в январе до 101,8% в сентябре. Либерализация цен в январе 1992 года создала условия для реагирования на наличный спрос повышением цен. Подавленная инфляция (которая сопровождалась ростом цен, увеличением товарного дефицита, снижением качества товаров и услуг) превратилась в открытую. Перевод инфляции из подавленной форму в открытую путем освобождения цен имел своим итогом рост цен на товары и услуги в десятки и сотни раз. Общий индекс потребительских цен декабря 1992 года к декабрю 1991 года под данным Госкомстата РФ составил 2600%, а индекс доходов населения за тот же период - 1200%. Темпы инфляции на уровне 27%, в январе 1993 года - уже более 50 %, то есть экономик страны вошла в состояние гиперинфляции. В 1992, 1993, 1994 г.г. цены росли такими темпами, что за три года они увеличились более чем в 1000 раз. За это же время предложение товаров и услуг в реальном выражении сократилось более чем наполовину. Валовой внутренний продукт России снизился в 1992 году на 19%, в 1993 году - на 12% и в 1994 году - на 15%[54]. Еще большими темпами падали инвестиции: в 1992 году на 40%, в 1993 г. - на 12% и в 1994 году - на 26%. Падение физического объема реализованной товарной продукции было существенно перекрыто ростом цен на эту продукцию и услуги, т.е. денежным фактором, что нашло отражение в росте ВВП и промышленной продукции в текущих ценах. Несмотря на замедление роста цен в 1994 году по сравнению с предшествующими годами, инфляция все равно находилась на гиперинфляционном уровне. Высокая инфляция является негативной составляющей всего процесса перехода от прежней командно-директивной к новой рыночной экономике. Какова же природа Российской инфляции? Как утверждает директор Института экономического анализа Илларионов А.Н.: "Природа российской инфляции, равно как и содержанием экономической политики, способной обеспечить ее подавление, уже много лет является острейшей научной и политической дискуссией. Все многообразие точек зрения можно свести к двум: по одной - инфляция имеет немонетарную (неденежную) или не только монетарную природу, по другой - это чисто монетарное явление"[55]. В соответствии с монетарным подходом инфляция - это денежный феномен, а ее динамика определяется количество денег в экономике. Темпы инфляции прямо пропорциональны темпам прироста денежной массы, темпам увеличения скорости денежного обращения и обратно пропорциональны темпам прироста реального продукта. При стабильных значениях скорости обращения денег и прироста реального продукта инфляция определяется темпами роста денежной массы. Снижением реального продукта при стабильном уровне денежной массы приводит к повышению темпов инфляции, поскольку меньшему объему продукта противостоит прежнее количество денег. Возрастание же объемов реального продукта при прежнем объеме денежной массы способствует дефляции - снижению уровня цен. Эта концепция была положена в основу экономической программы правительства РФ с 1992 года и с некоторыми изменениями сохраняется до наших дней. Важнейшим фактором, определяющим темпы инфляции, выступает скорость денежного обращения. Динамика этого показателя за последние годы несколько раз менялась. В январе 1992 года произошел резкий рост скорости обращения денег - с 1,4 до 5,7 раза в год. Затем в первой половине 1992 года она росла, а в августе-ноябре того же года - падала. С декабря 1992 г. по апрель 1993 г. скорость обращения денег стабильно возрастала, увеличиваясь с 5,4 до 11,4 раза. Затем с апреля по август 1994 г. скорость денежного обращения резко снизилась на 25%.[56] Как при переходе от низкой инфляции к высокой скорость денежного обращения растет, демонстрируя низкий спрос на национальную валюту, так как при переходе от высокой инфляции к низкой спрос на национальную валюту возрастает и скорость денежного обращения падает. Интенсивная денежная эмиссия апреля-августа 1994 года привела к повышению темпов инфляции в октябре 1994 г. - январе до 14-18%. Сокращение темпов прироста денежной массы осенью-зимой 1994-1995 г.г. обеспечило снижение темпов инфляции до 8-11% в феврале-мае 1995 г. и летом до 5%. Одним из главных источников, поддерживающих высокие темпы прироста денежной массы является финансирование бюджетного дефицита за счет эмиссии денежных инструментов. На примере бывших социалистических стран видно, что размеры дефицита, бюджета в процентах к валовому внутреннему продукту, в большинстве случаев достаточно хорошо сочетаются с масштабами денежной эмиссии и темпами инфляции. Отсутствие дефицита бюджета в странах Балтии позволило им в течение последних лет обеспечить самые низкие темпы прироста денежной массы. В странах с наиболее значительными бюджетными дефицитами - Армении, Грузии, Азербайджане, Украине - наблюдались и самые высокие темпы инфляции. Но здесь есть и исключения. Так, в некоторых странах - Белоруссии, Казахстане - незначительные размеры бюджетного дефицита не были препятствием для весьма высоких темпов инфляции. Дело в том, что высокие темпы инфляции в этих странах были вызваны денежной эмиссией. В России и Молдавии наличие бюджетных дефицитов в крупных размерах (7-12% ВВП) приводило примерно к вдвое более низким темпам прироста денежной массы и инфляции. Причина здесь в том, что рост денежной массы и инфляции вызываются не наличием бюджетного дефицита, а размерами той части, которая покрывается за счет эмиссионных источников. В 1995 году в России проводилась очень жесткая бюджетная политика. Согласно закону о Федеральном бюджете федеральные расходы в 1995 году планировались на уровне 26,7% ВВП. Фактически же в первой половине года этот показатель был равен 17,3% ВВП[57]. Бюджетный дефицит в первой половине 1995 года снизился до 3,2% ВВП[58]. Кредиты ЦБР для его покрытия намного уменьшились. Если в феврале- июне 1994 г. задолженность правительства Центробанку выросла на 38%, то за аналогичный период 1995 года - лишь на 11%. Основные положения немонетаристского подхода отвергают чисто денежную трактовку инфляции. Она сочетает в себе действие и факторов инфляции спроса и инфляции издержек, причем влияние факторов инфляции спроса не играет доминирующей роли. Это отчетливо проявляется в отставании увеличения денежной массы от роста цен. В первом полугодии 1995 года несмотря на меры по ограничению объемов денежно-кредитной эмиссии, темпы инфляции сохранялись достаточно высокими и превышали уровень сопоставимого периода 1994 года. Подводя итог рассмотрению некоторых аспектов экономической динамики за последние годы, можно сделать вывод, что в целом совокупное влияние причин, порождающих инфляцию, оказалось компенсировано факторами, сдерживающими ценовую динамику. то связано прежде всего с тем, что на протяжении рассматриваемого периода в общих чертах сложился антиинфляционный механизм, основу которого составили следующие элементы экономической политики: - соблюдение жестких денежных ограничений; - меры по стабилизации валютного курса; - отказ от покрытия дефицита федерального бюджета прямыми кредитами Банка России и переход к государственных заимствованиям на рынке ценных бумаг; - принятие Правительством Российской Федерации ряда решений, ограничивающих рост цен на продукцию отдельных отраслей и сектором экономики, в первую очередь отраслей - естественных монополистов. Все они, будучи направленными на сжатие совокупного спроса и приведение его в соответствие с совокупным предложением, сформировали качественно новую ценовую ситуацию как в потребительской сфере, так и в реальном секторе российской экономики. Но несмотря на позитивный характер этих процессов, следует отметить, что в российской экономике еще существует угроза инфляционных всплесков из- за продолжающегося экономического спада, неплатежей, искаженной структуры основного производства и его низкой эффективности, существования секторов экономики с различными уровнем доходности, нерешенности вопросов формирования доходной части бюджета и накопления социальных проблем в обществе. (2. Перспектива антиинфляционной политики. Преодоление инфляции остается одной из главных задач антикризисной стратегии. Уменьшение темпов инфляции до относительно «безопасного» уровня(15-20% за год, или 1-2% в месяц) без сокращения производства и падения жизненного уровня населения возможно лишь при повышении эффективности производства и качества управления. Эти цели могут быть достигнуты поэтапно, в течение длительного периода времени. В первые пять лет (1996-2000гг.) угроза инфляции остается критически острой. От степени ее снижения зависят сроки и условия реализации намеченной стратегии. Увеличение спроса, отмена или ослабление действия «номинальных якорей»(в частности фиксированного валютного курса), усиление протекционизма, меры по финансовой поддержке предприятий неизбежно будут способствовать повышению инфляции. На это также накладываются инфляционные ожидания. Соединение этих факторов может привести к быстрому раскручиванию инфляции до 15-20% в месяц. Это означало бы полный провал всей антикризисной стратегии. Поэтому целями антиинфляционной политики должны стать: предсказуемость динамики инфляции: нельзя допустить ее ускорения дольше 2- 5% в среднем за месяц ; создание институциональных и финансовых предпосылок для сокращения инфляционного потенциала. В 1998-2000гг. расширение конечного спроса потребует особого усиления антиинфляционных действий для того, чтобы удержаться на траектории плавного сокращения инфляции. В это время ключевой целью антиинфляционной политики становится снижение инфляции до уровня, не препятствующего росту инвестиционной активности, т.е. до 35-40% в год. Для решения этих задач необходимо осуществить комплекс мер, направленных на сдерживание и регулирование всех трех компонентов инфляции: спроса, издержек и ожиданий. 1. Следует регулярно устанавливать ориентиры («коридор») инфляции и денежной массы с разбивкой по кварталам, разработать систему действий, направленных против отраслей и предприятий, нарушающих установленные ориентиры. Необходимо определить также критический уровень инфляции, превышение которого автоматически предполагает приостановку действий, стимулирующих спрос и ужесточение антиинфляционной политики. 1. Целесообразно ввести прямые ограничительные меры, направленные против роста цен в отраслях-монополистах. 2. Важно ограничить дефицит бюджета уровнем 4-5%. Наращивание государственных инвестиций должно происходить параллельно с расширением доходной базы бюджета. 3. Необходимо поддерживать процентные ставки на уровне, незначительно превышающем темп инфляции, при этом стимулировать их дифференциацию с целью замедления оборота денежной массы. Следует отладить механизмы проводки централизованных субсидий и кредитов и субсидий через уполномоченные банки для предотвращения перекачки средств в спекулятивные операции на денежных рынках. 4. Ужесточение мер против роста просроченной дебиторско-кредиторской задолженности(стимулирующего инфляционные процессы) помогает нормализовать кругооборот оборотного капитала в промышленности и развития вексельного обращения. 5. Важно ограничение доли доходов посредников в конечных ценах потребительских товаров. 6. С тем чтобы в последующем перейти к политике стабилизации реального валютного курса, в первое время целесообразно сохранить «валютный коридор». 7. Для борьбы с сезонными всплесками инфляции следует стимулировать фьючерсную торговлю сезонными товарами. В заключительный период (2001-2005гг.) целью антиинфляционной политики должно стать сокращение инфляции до социально-безопасного уровня: 1-2% в месяц. Решение этой задачи требует радикального сокращения инфляционного потенциала экономики, изменение ценовых пропорций, структурных сдвигов в пользу отраслей инвестиционного и потребительского комплексов. Стабилизация динамики производства и инвестиций делает возможным усиление дефляционной монетарной политики, ориентированной на реальный сектор и повышение качества жизни населения.[59] Заключение В какой-то мере, говоря о показателях и типах информации, мы уже затронули вопрос о последствиях инфляции, ее влиянии на экономику. В западных странах инфляция стала практически неотъемлемым атрибутом рыночной системы хозяйствования. Это позволяет вести речь не просто о следствиях, но и некоторых специфических функциях инфляции. Многие экономисты придерживаются той точки зрения, что незначительная инфляция, скажем, при ежегодном повышении цен на 3-4%, сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы, способна стимулировать производство. Процесс инфляции ведет к тому, что возможно рост массы обращающихся денег ускоряет платежеспособный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь рост производства нередко приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен. С одной стороны, увеличиваются денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой — рост цен ведет к обесценению неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее организованное производство. В условиях инфляционных ожиданий предприниматели стремятся обезопасить себя от риска, в частности от предполагаемого роста цен на импортируемые товары (сырье, топливо, комплектующие). Чтобы избежать потерь, вызываемых обесценением денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым инфляцию. От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Но каковы бы не были позитивные функции инфляции, выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой, инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений. Отметим кратко некоторые из них: 1. Инфляция снижает мотивы к трудовой деятельности, ибо она подрывает возможности нормальной реализации ценовых заработков. Инфляция, особенно в условиях существенного роста цен, усиливает социальную дифференциацию населения. 1. Инфляция сужает возможности накопления. Сбережения в ликвидной форме сокращаются, частично принимают натуральную форму (скупку недвижимости). Соотношение между потребляемой и сберегаемой частями доходов сдвигается в сторону потребления. Выпуске ценных бумаг нередко не достигает желаемой цели, ибо оказывается не в состоянии “связать“ деньги у населения. 1. Инфляция ослабляет позиции властных структур. Стремление государственных органов получить посредством эмиссии дополнительные средства для решения неотложных задач имеет своим следствием рост недовольства, усиление нажима со стороны различных социальных групп в целях повышения заработков, получения дополнительных льгот и субсидий. 1. Инфляция ведет к снижению реальных доходов населения при неравномерном росте национальных доходов. 1. Инфляция ведет к обесценению сбережений населения. Повышение процентов на вклады, как правило, не компенсирует падение реальных сбережений. 1. Инфляция приводит к потере у производителя заинтересованности в создании качественных товаров. При этом увеличивается выпуск товаров низкого качества, сокращается производство относительно дешевых товаров. 1. Инфляция ограничивает размеры продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие. 1. Инфляция приводит к ухудшению условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета). Своего рода парадокс в том, что преодолеть инфляцию можно только перестроив хозяйственный механизм и выключив рыночные регуляторы, что возможно лишь при стабильной политической ситуации. Библиография 1. Критика современных буржуазных теорий финансов , денег и кредита. 2. Дроздов В. Критика буржуазных теорий регулирования денежной системы капитализма. М., 1972. 3. Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1992. 4. Маркс К. Экономические рукописи, 1857—1861. М., 1980. Ч.1. 5. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 1988. Т.1. 6. Рикардо Д. Сочинения. Т.1. М., 1955. 7. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.1.М., 1935. 8. Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М., 1993. 9. Евзлин З.П., Дмитриев-Мамонов В.А. Деньги. Петроград. 1915. 10. Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. М., 1987. 11. Долан Э.Дж, Кэмпбелл К.Дж., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М-Л., 1991. 12. Канцеленбаум З.С. Очерки по теории и практике денежного обращения. Пг.-М. 1922. 13. Канцеленбаум З.С. Учение о деньгах и кредите. Ч.1. М.1926. 14. Миклашевский А. Деньги. Опыт изучения основных положений экономической теории классической школы в связи с историей денежного вопросы. М., 1895. 15. Родионов С.С, Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М., 1991. 16. Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. 17. Усоскин В.М. Теория денег. М. 1976. 18. Антонович В.Я. Теория бумажно-денежного обращения Спб. 1886. 19. Исаев А.А Начала политической экономии. Спб. 1905. 20. Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М. 1990. 21. «Деньги и кредит». - 1996. - N 12. - С.3. 22. «Деньги и кредит». - 1996. - N 2. 23. «Деньги и кредит». - 1995. - N 8. 24. «Вопросы экономики». - 1996. - N 2. 25. «Вопросы экономики». - 1995. - N 6,9. 26. «Экономист». - 1996. - N 9. - С.8. ----------------------- [1] Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита. М., 1966. С.189. [2] Там же. С.190. [3] Дроздов В. Критика буржуазных теорий регулирования денежной системы капитализма. М., 1972. С.22. [4] См.: Хейне П. Экономический образ мышления. М., 1992. С.484. [5] См.: Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита. С.163—164. [6] Маркс К. Экономические рукописи, 1857—1861. М., 1980. Ч.1. С.76. [7] Маршалл А. Принципы экономической науки. Т.1. М., 1993. С.158. [8] Цит. по: Деньги и денежное обращение в освещении марксизма. М., 1929. С.87. [9] Рикардо Д. Сочинения. Т.1. М., 1955. С.296. [10] Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.1.М., 1935. С.253. [11] См. подробнее: Борисов С.М. Золото в экономике современного капитализма. М., 1984. [12] Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. М., 1988. Т.1. С.109. [13] Дроздов В. Указ. соч. С.24. [14] Евзлин З.П., Дмитриев-Мамонов В.А. Деньги. Петроград. 1915. С.144-145. [15] См. подробнее: Браунинг П. Современные экономические теории — буржуазные концепции. М., 1987. [16] Долан Э.Дж, Кэмпбелл К.Дж., Кэмпбелл Р.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. М-Л., 1991. С.225. [17] Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита. С.203- 204. [18] Цит. по: Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита. С.205-206. [19] Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Дж., Кэмпбелл Р.Дж. Указ. соч. С.297. [20] Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Дж., Кэмпбелл Р.Дж. Указ. соч. С.299. [21] См. подробнее: Банки. Приватизация. Инвестиции. Спб. 1993. [22] Канцеленбаум З.С. Очерки по теории и практике денежного обращения. Пг.- М. 1922. С.4. [23] Миклашевский А. Деньги. Опыт изучения основных положений экономической теории классической школы в связи с историей денежного вопросы. М., 1895. С.615. [24] См.: Родионов С.С, Бабичева Ю.А. Денежно-кредитное регулирование капиталистической экономики. М., 1991. С.54. [25] Долан Э.Дж., Кэмпбелл К.Дж., Кэмпбелл Р.Дж. Указ. соч. С.245. [26] Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С.298. [27].Кейнс Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М., 1978. С.321. [28] Кейнс Дж.М. Указ. соч. С.378. [29] Кейнс Дж.М. Указ. соч. С.237. [30] См. Родионов С.С, Бабичева Ю.А. Указ. соч. С.52. [31] Миклашевский А. Деньги. Опыт изучения основных положений экономической теории классической школы в связи с историей денежного вопроса. М., 1895. С.612. [32] См. Евзлин З.П., Дмитриев-Мамонов В.А. Деньги. Петроград. 1915. С.152. [33] Антонович В.Я. Теория бумажно-денежного обращения Спб. 1886. С.135. [34] См. Евзлин З.П., Дмитриев-Мамонов В.А. Деньги. Петроград. 1915. С.232. [35] См. Евзлин З.П., Дмитриев-Мамонов В.А. Деньги. Петроград. 1915. С.234. [36] См.: Антонович В.Я. Указ. соч. С.191-192. [37] Миклашевский А. Деньги. С.343. [38] См.: Миклашевский А. Деньги. С.345 [39] См. Евзлин З.П., Дмитриев-Мамонов В.А. Деньги. Петроград. 1915. С.236. [40] См.: Миклашевский А. Деньги. С.346 [41] См. Евзлин З.П., Дмитриев-Мамонов В.А. Деньги. Петроград. 1915. С.237. [42] См.: Исаев А.А Начала политической экономии. Спб. 1905. С.471-472. [43] Исаев А.А Указ. соч. С.475. [44] См. Евзлин З.П., Дмитриев-Мамонов В.А. Деньги. Петроград. 1915. С.148. [45] См.: Канцеленбаум З.С Очерки по теории и практике денежного обращения. Пг.-М. 1922. С.140. [46] См.: Канцеленбаум З.С. Указ. соч. С.151. [47] Корнаи Я. Путь к свободной экономике. М. 1990. С.72-73. [48] Цит по: Родионов С.С., Бабичева Ю.А. Указ. соч. С.78. [49] См: Родионов С.С., Бабичева Ю.А. Указ. соч. С.75. [50] Дроздов В. Указ. соч. С.49. [51] См.: Родионов С.С., Бабичева Ю.А. Указ. соч. С.157. [52] Вопросы экономики 1996 №2 [53] Деньги и кредит 1996 №12 [54] Журнал "Деньги и кредит". - 1995. - N 2. - С.22 [55] Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.2. [56] Журнал "ЭКО". - 1995. - N 10. - С.17. [57] Социально-экономическое положение России январь-июнь 1995 г. [58] Краткосрочные экономические показатели. РФ. Москва, июль 1995 г. [59] Экономист 1995 №8 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |