бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Анализ антиинфляционной политики в РФ на современном этапе с учетом зарубежного опыта

острую нехватку средств для осуществления текущей деятельности.

Важнейшим результатом усилий последних лет является устойчивое

снижение темпов инфляции в 1996 г. В августе индекс потребительских цен

впервые с начала реформ составил менее 100%, в сентябре - 100,3%. В целом

за 9 месяцев 1996 года прирост потребительских цен составил 16,5%, что в

6 раз ниже, чем за январь - сентябрь 1995 г. В октябре темпы роста

потребительских цен несколько возросли, что связано с повышением тарифов

на некоторые виды услуг и ослаблением сезонной компоненты. В целом за год

темп роста инфляции оценивается на уровне несколько выше 122%. Это

означает, что ежемесячный темп прироста потребительских цен в 1996 г.

составит 1,7%.

Прирост цен производителей на промышленную продукцию за 9 месяцев

1996 г. составил 20,3%. После замедления в I полугодии роста цен в III

квартале он вновь начал ускоряться, что позволяет оценить индекс цен

производителей в промышленности в целом за 1996 г. на уровне 134%, т. е.

заметно выше индекса потребительских цен. Импульсом убыстрения роста

послужило несоизмеримое с предшествующими темпами инфляции увеличение с 1

августа 1996 г. уровня тарифов на электроэнергию, отпускаемую с оптового

рынка. Последствия этого начинают крайне негативно сказываться в

экономике. Из-за несовершенства применяемых механизмов регулирования цен

и тарифов естественных монополий темпы прироста цен на их продукцию во

втором полугодии вновь увеличиваются с опережением.

Особенностью развития денежной сферы в 1996 г. стало значительное

снижение инфляции в условиях роста денежной массы в реальном выражении:

за январь - август денежная масса (М2) увеличилась примерно на 25%, что

выше темпа инфляции. При этом сокращалась скорость обращения денег, что

свидетельствует о снижении инфляционных ожиданий. Стабилизировалась

национальная валюта, созданы значительные валютные резервы. [16; с. 3]

Оценивая итоги 1995 - 1998 годов, можно сказать, что победа над

инфляцией оказалась мифической, так как не было заложено прочного

экономического фундамента, а цена его очень дорога: выбраться из долговой

ямы России будет очень трудно. Не была достигнута главная цель

стабилизации - привлечение в реальный сектор необходимых инвестиций.

Российские капиталы продолжали оседать за рубежом, а иностранные

инвесторы предпочитали спекулятивный рынок ценных бумаг.

Одной из основных причин инвестиционной непривлекательности сферы

производства является сложившаяся практика расчетов, проводящихся минуя

коммерческие банки с использованием бартера и денежных суррогатов. Это же

является и причиной существенного ослабления инвестиционного потенциала

отечественной экономики. В первую очередь это относится к векселям,

которые, с одной стороны, ослабляют платежный кризис, позволяют расшить

цепочки неплатежей, снизить размеры дебиторской и кредиторской

задолженности, но, с другой стороны, существенно ухудшают качество денег,

так как являются лишь суррогатом, не выполняющим все их функции. [7; с.

166]

В 1997-1998 годах отмечено новое для России и других стран явление

— сочетание экономических и валютно-финансовых проблем в ходе кризиса

1997—1998 гг. В России это проявилось в фактическом банкротстве реального

сектора экономики, огромных суммах неплатежей между хозяйственными

субъектами, значительных дефицитах всех бюджетов, включая бюджет

пенсионного фонда, росте внутреннего долга, неспособности государства

выполнять обязательства по своим ценным бумагам, а также по заработной

плате, пенсиям, пособиям. Новое явление — государство стало должником по

своим ценным бумагам перед иностранными инвесторами. Особенно опасно, что

рост внешней задолженности произошел при cокращении официальных

золотовалютных резервов России. Помимо долга государства возникла

кризисная внешняя задолженность банков, финансовых и нефинансовых

институтов. Валютно-финансовый кризис 1998 года усугубился системным

кризисом банковской системы, дал толчок к усилению темпа инфляции до

38,4% в сентябре и 84,5% за год против 11% в 1997 году. Тем самым развеян

миф об эффективности либеральной модели рыночной экономики без

государственного регулирования.

Здесь следует отметить и ошибки в экономической политике. Если в

1992-1994 годах основным направлением экономической политики

действительно должно было стать снижение инфляции и недопущение

гиперинфляции ( то есть инфляции в размере 50% и более в месяц), то с

1995 года в связи с ослаблением инфляции приоритеты экономической

политики нужно было переориентировать на увеличение ВВП. Снижение темпов

инфляции — сложный экономический процесс, требующий адекватных мер по

обеспечению сбалансированности текущих внешних платежей, бюджетов всех

уровней, поддержания занятости. Быстрое подавление инфляции без таких мер

приводило к общей разбалансированности экономики. В таких условиях

особенно важно состояние текущих операций платежного баланса и

своевременное изменение режима валютного курса. В 1 полугодии 1998 г.

дефицит текущего платежного баланса в сочетании с бюджетным дефицитом и

разбухшим рынком ГКО, поглощавшим средства из бюджета, привели к

долговому кризису и девальвации рубля.

Необходимо было изменить стратегическую цель денежно-кредитной

политики России. Основная задача — обеспечить сбалансированное развитие

экономики при снижении темпов инфляции. Требовалась более взвешенная

денежно-кредитная политика. В августе 1998 г. уровень денежной массы —

агрегат М2, то есть фактическое предложение денег, — не достиг уровня на

1 января 1998г. Однако беспокоил отток вкладов в валюте и рублях из

банков. Наличная масса на руках у населения существенно возросла. Для

России важно доверие к банковской системе, возврат вкладов в банки.

Другая важнейшая цель денежно-кредитной политики — поддержание низкой

инфляции с учетом эффективной занятости и ВВП. В 1995 г. введение

валютного коридора снизило инфляционные ожидания. Однако в дальнейшем

валютную политику необходимо было пересматривать, так как валютные

резервы сокращались.

Но мрачный прогноз гиперинфляции России в условиях августовского

кризиса .1998_г. не сбылся. После взлета потребительских цен на 84,5% в

1998 г. темп инфляции снизился более чем вдвое. Однако инфляция не

побеждена.

Потребительские цены в 1999 г. возросли на 36,5%. При оценке уровня

инфляции необходимо учитывать рост цен производимой промышленной

продукции (67,3%), по инвестициям в основной капитал (46,0%), а также на

реализованную сельскохозяйственную продукцию (91,4%). Сохраняется

значительный инфляционный потенциал, который при малейшем толчке может

вновь проявиться в росте потребительских цен. Это обусловлено тем, что

Россия впервые в мировой практике искусственно сдержала темп инфляции,

применив дефляционную политику в условиях продолжавшегося в течение 10

лет экономического спада причем путем невыплаты заработной платы, пенсий

и пособий. За рубежом дефляция применяется в условиях "перегрева"

экономики и ее крайней мерой является блокирование роста заработной

платы, но выплата ее не задерживается. В России, несмотря на частичное

погашение задолженности по заработной плате и пенсиям, эта проблема

сохраняет свою остроту.

Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие

денежного спроса стало возведение в ранг официальной догмы монетаристской

концепции инфляции, которая концентрирует внимание на изменениях денежной

массы в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости. В

итоге антиинфляционная политика России определялась в основном

характеристиками денежной массы без учета немонетарных факторов инфляции.

Первоочередной антиинфляционной мерой является оживление инвестиций,

концентрация средств на приоритетных проектах.

Снижение инвестиций в основной капитал в 1997-1998 гг., незначительный

рост — в 1999 г. свидетельствуют о неудовлетворенном инвестиционном

спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для

производственного сектора, низкой платежеспособности предприятий. В

рамках бюджета развития по состоянию на начало 2000 г. профинансированы

полностью 65, частично — 21, т.е. 86 инвестиционных проектов из 226

победителей конкурсного отбора в 1995-1997 гг. Из 350 объектов,

сооружаемых по инвестиционным проектам победителям конкурсов 1995-1997

гг., полностью введены в действие лишь 52, в том числе 11 — в 1999 г.

Что касается иностранных инвестиций, то Россия не может пока

рассчитывать на их крупный приток. Следовательно, необходимо опираться

прежде всего на собственные силы в стратегии экономического развития,

учитывая экономический потенциал России.

Для сдерживания инфляции важно закрепить наметившиеся в 1999 г.

позитивные сдвиги в бюджетной сфере — увеличение бюджетных доходов,

повышения собираемости налогов, ориентация расходов на возрождение

российской экономики. Не использован такой резерв как сокращение

непроизводительных расходов на управление.

Положительным фактором стало уменьшение бюджетного дефицита. Он

доведен до уровня (3,6% ВВП — в 1997 г., 5,5% — в 1998 г., 1,4% — в 1999

г.) приемлемого для Международного валютного фонда в качестве условия для

предоставления России очередного транша кредита. Это достигнуто, в

основном, за счет секвестирования расходов и увеличения доходов по линии

Министерства по Налогам и Сборам и Государственного Торгового Комитета.

Бюджетный дефицит существует в большинстве стран, но там применяются

методы его покрытия, не имеющие инфляционных последствий. Россия

использовала все известные мировой практике источники финансирования

бюджетного дефицита — налоги, займы, инфляцию и т.д.

Жизнь взаймы поставила Россию на грань банкротства: внутренний

государственный долг достиг 750 млрд. руб. на 17 августа 1998 г.,

внешний, включая государственный и частный, — 212 млрд. дол., но

результате новации ГКО-ОФЗ объем внутреннего государственного долга

России уменьшился почти на 30% до 550 млрд. руб. к 1 мая 1999 г.

Чрезмерное использование государственных заимствований для

финансирования бюджетного дефицита всегда становится инфляционным

фактором при отсутствии реальных источников погашения долгов. Поэтому

необходимо не только устанавливать лимит государственного долга, но и

осуществлять контроль за его соблюдением и эффективным использованием

заимствований.

Специфическим для России направлением антиинфляционной политики

является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве. Стоит задача

нормализации денежных расчетов путем ликвидации взаимной задолженности

предприятий друг другу и бюджету.

Учитывая значение монетарных факторов инфляции, антиинфляционная

политика предусматривает регулирование эмиссии денег и скорости их

обращения. Не менее важно совершенствование структуры денежной массы. В

результате ограничения денежной эмиссии по рецептам монетаристов

коэффициент мо-нетизации в России составил 16,6% в 1998 г., 14,44% — в

ноябре 1999 г. против 80-120% на Западе.

Низкая насыщенность ВВП рублевой массой стимулировала появление

множества неофициальных эмиссионных центров, выпускающих денежные

суррогаты, которые обслуживают 70-80% хозяйственного оборота. В этом

проявляется стихийная реакция хозяйственного оборота на сжатие денежной

массы вопреки требованиям экономического закона денежного обращения.

В антиинфляционной политике важное место принадлежит регулированию

скорости обращения денежной единицы, так как ее увеличение равносильно

дополнительной эмиссии денег при прочих равных условиях.

Важным направлением антиинфляционной политики как составной части

стратегии подъема национальной экономики является санация и

реструктуризация банковской системы. Кризис выявил также узкие места, как

деятельность банков-трейдеров, которые бесконтрольно осуществляли

спекулятивные валютные и фондовые операции в основном за счет средств

вкладчиков; недостаточно эффективный надзор Центрального банка за

коммерческими банками;изъяны банковского законодательства в отношении

процедуры банкротств, работы временной администрации и антикризисных

управляющих; "замораживание" 1/3 банковских активов, вложенных в ГКО/ОФЗ,

парализовало с августа 1998 г. деятельность крупных банков, привело к

кризису неплатежей в банковской сфере. Для восстановления

платежеспособности банков Центральный банк принял меры. В их числе:

проведение многостороннего клиринга за счет средств фонда обязательного

резервирования; небольшие стабилизационные кредиты, которые оказались

менее эффективными, чем межбанковский клиринг; создание Агентства по

реструктуризации банковской системы с целью ее восстановления и

стабилизации.

Благодаря этим мерам и положительным сдвигам в экономике к 2000 г.

завершился первый этап реструктуризации банковской системы. За 1999 г.

вдвое увеличились активы банков, особенно рублевые, и число прибыльных

банков (до 1153, или 85% их общего количества). Доля проблемных банков

снизилась с 35% до 20% за одиннадцать месяцев 1999 г.

Для противодействия инфляции необходимо активнее использовать

потенциал расширения кредитования национальной экономики в целях ее

возрождения и увеличения товарного обеспечения рубля.

Либерализация внешнеэкономической деятельности, поспешное введение

конвертируемости рубля без соответствующей подготовки и создания

объективных условий открыли шлюзы внешних факторов инфляции. Снижение

мировых цен на нефть и нефтепродукты, газ, черные металлы, острая

конкурентная борьба между экспортерами на мировых рынках отрицательно

влияли на инвалютные поступления России.

Улучшение внешнеэкономической конъюнктуры для российской экспортной

продукции, в первую очередь нефтепродуктов с апреля 1999 г.

способствовало (наряду с девальвацией рубля) увеличению валютной выручки,

предложению инвалюты на валютном рынке. Под влиянием роста цен на

импортируемые товары в России повышаются цены на все товары, включая

отечественные, не имеющие импортного компонента.

Но главное — происходит импорт инфляции, прежде всего из США. С

предоставлением валютных прав физическим лицам и предприятиям с 1992 г.

усилился спрос на иностранную валюту, особенно доллары, для страхования

риска, в частности инфляционного. На покупку валюты используется от 12,4%

(1998 г.) до 8,5% (1999 г.) денежных сбережений населения. Долларовые

накопления у населения (50-80 млрд. дол.) практически означают, что

Россия кредитует США, которые регулярно экспортируют доллары для

российских банков.

Долларизация экономики России неизбежна при кризисной ситуации, когда

национальная валюта плохо выполняет свои функции. Поэтому раздающиеся

призывы запретить хождение доллара утопичны и чреваты появлением

"черного" валютного рынка. Задача заключается в привлечении долларовых

сбережений населения на нужды подъема российской экономики. Но для этого

необходимы реальная гарантия по валютным вкладам в банках и надзор

Центрального банка РФ за их использованием.

Составной частью антиинфляционной политики является регулирование

валютного рынка и относительная стабилизация курса рубля. Повышенный

спрос на доллары периодически принимает форму спекулятивной игры на

повышение курса доллара и снижение курса рубля, порождая валютные

кризисы. Несмотря на девальвацию рубля курс его постоянно снижается.

Регулирование внешних факторов инфляции требует разработки валютной

стратегии и стратегии внешних заимствований. В России пока преобладают

пожарные меры текущей политики. Концепция валютной стратегии должна

включать отношение России к структурным принципам мировой валютной

системы, европейской валютной системы, в том числе к зоне евро, которая

имеет для нашей страны практическое значение в аспекте использования евро

во внешнеэкономических контрактах, а также для диверсификации валютных

резервов. Целесообразно установить обоснованный минимум золотовалютных

резервов, чтобы противостоять периодическим кризисам, присущим рыночной

экономике тем более в условиях «догоняющего развития». В современной

России золотовалютные резервы (12,5 млрд. дол. в конце 1999 г.) ниже

международного стандарта их достаточности, определяемой в размере

трехмесячного импорта товаров. К тому же для России к этому критерию

следовало бы добавить предстоящие платежи по внешнему долгу. Для

пополнения золотых резервов необходима государственная поддержка

золотодобывающей отрасли, скупка золота у российских производителей. [18;

с. 36]

Рассмотрим развитие инфляционных процессов в России в 2000-2001

годах. инфляция в 2000 году развивалась в условиях довольно высоких

темпов экономического роста, сопровождавшегося улучшением финансового

положения большинства отраслей, усилением инвестиционной активности

предприятий расширением покупательского спроса населения, устойчивой

динамикой валютного курса рубля, благоприятной конъюнктурой зарубежных

рынков энергоресурсов для отечественных производителей, ускоренным ростом

цен на продукцию отраслей – естественных монополий.

В 2000 году практически все важнейшие макроэкономические показатели

демонстрировали лучшую динамику по сравнению с 1999 годом, что видно из

рисунка: .....вставить диаграмму

Эти обстоятельства оказывали неодинаковое влияние на характер

изменения ценовой структуры ситуации в стране. Причем различия касались

не только интенсивности, но и направлений их воздействия на динамику

параметров инфляции в отдельных секторах экономики. Так, наиболее весомое

влияние на инфляционные процессы оказало резкое увеличение

инвестиционного спроса и спроса сектора домашних хозяйств. взятые в

совокупности, эти два момента послужили одной из главных причин того, что

инфляция, равная в 2000 году 20,2% несколько превысила соответствующий

целевой ориентир, зафиксированный в "Основных направлениях единой

государственной денежно-кредитной политики на 2000 год".

Определенному усилению инфляционных процессов способствовали еще два

фактора: опережающие темпы роста цен в отраслях – естественных монополиях

и выгодная для отечественных производителей ситуация на мировом рынке

энергоносителей. Последнее имело результатом ускоренное повышение цен на

продукцию отраслей топливного комплекса на внутреннем рынке, прежде всего

производимую нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей промышленности.

Напротив, существенное сдерживающее влияние на динамику инфляционных

процессов в 2000 году оказывали устойчивая и вполне предсказуемая

валютная политика Банка России, а так же снижающиеся инфляционные

ожидания, которые определяли в конечном счете мотивации и поведенческие

установки хозяйствующих субъектов. И здесь необходимо отметить, что

решающим условием для снижения инфляционных ожиданий было достижение

интенсивного экономического роста. В плане стабилизации ценовой

обстановки этот фактор играл в определенном смысле двойственную роль.

С одной стороны, заметное улучшение финансового положения участников

общественного производства в определенной степени способствовало

активизации инфляционных процессов. С другой стороны, реально

экономический рост имел первостепенное значение для достижения эффекта

стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий, а значит и

общего замедления темпов роста цен.

В политическом отношении сложившаяся в экономике в 2000 году

динамика инфляции специфицировалась как результат взаимодействия системы

долгосрочных или базовых факторов, в числе которых валютный курс рубля,

цены производителей промышленной продукции, инфляционные ожидания,

наличные деньги в обращении в совокупности с депозитами до востребования

населения. Эта система факторов формировала базовую инфляцию, которая

примерно на 2,5-3% пункта ниже фактической.

С течением времени в зависимости от состояния экономики коэффициенты

эластичности Индекса Потребительских Цен по базовым факторам существенно

менялись. При этом обращают на себя внимание два обстоятельства – резкое

сокращение эластичности Индекса Потребительских Цен по валютному курсу

рубля и одновременный ускоренный рост коэффициента эластичности

названного индекса по динамике инфляционных ожиданий.

Оба эти явления представляются вполне закономерными, поскольку, с

одной стороны, они свидетельствуют о пока еще достаточно эффективном

развитии процессов замещения на внутреннем рынке импортной продукции

изделиями отечественных производителей. С другой стороны настоятельным

требованием стала на только устойчивость, но и предсказуемость состояния

той среды, в которой осуществляют деятельность экономические агенты. В

противном случае неизбежны негативные деформации в системе их

поведенческих установок, провоцирующие усиление инфляционных процессов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.