бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деловые игры в экологии

экологи 1 и 3 курсов, учащиеся колледжа и сборная команда студентов в

общежитии № 4.

Для студентов третьего курса игра «У озера» была проведена в рамках

дисциплины “Экологическое моделирование”. Для учащихся колледжа - в рамках

курса «Экология(практические занятия)». Для первого курса и для студентов

проживающих в общежитии - вне учебного процесса.

В начале игры студентам была поставлена цель - получить максимум прибыли ,

и они старались выполнить эту установку. К середине игры стало очевидно,

что загрязняя озеро, участники процесса сами уменьшают себе прибыль, но

попытки тех кто предлагал перестать загрязнять озеро, оказались тщетными,

только третьему курсу удалось на некоторое время остановить загрязнение

озера, договорившись не делать сбросы. Игры проводились в течении двух-трех

часов без перерыва. Играющие быстро входили в свою роль и, по их словам,

вся игра держала их в напряжении и интерес не ослабевал.

Изменение качества воды в озере во времени для разных игр (рис.1)

показывает, что ни в одном из случаев командам, принимавшим участие в игре,

не удалось избежать существенного загрязнения вод. По-видимому

экологическое образование помогло студентам 3 курса немного лучше других

позаботится о состоянии озера. Максимальная частная прибыль

одного участника достигла

величины 1006 у учащихся колледжа, 999 - у студентов 3 курса, 968 - у

студентов первого курса и 599 - у студентов, проживающих в общежитии.

Потенциальная возможная величина прибыли каждого участника при оптимальном

коллективном управлении составила бы не менее 2400.

На послеигровом обсуждении всем командам предоставлялась возможность

оценить свою деятельность и проанализировать ход игры. Все пришли к выводу,

что можно было избежать таких плачевных для озера и для предпринимателей

последствий

3.2. Деловая игра «Всемирное рыболовство»

Деловые игры "Всемирное рыболовство" и "Стратиджем" требуют обращения

к компьютерным моделям (Медоуз,1992)

3.2.1 Содержание игры

Цели игры «Всемирного рыболовства»:

продемонстрировать некоторые законы , лежащие в основе восстановление

возобновимых природных ресурсов и их сбалансированной эксплуатации,

25. дать участникам возможность попрактиковаться в

искусстве ведения переговоров и руководства группой,

помочь участникам освоить оптимальные стратегии использования ресурсов в

условиях коллективного природопользования.

В деловой игре «Всемирное рыболовство» расширяется представление об

ограниченности природных ресурсов на примере эксплуатируемых популяций рыб.

Игра посвящена проблемам океанического рыболовства. Участники стремятся

максимизировать свои доходы, вылавливая рыбу из двух общедоступных стад.

Одно из них находится в дальнем море, обильно, но добыча в нем обходится

дорого, второе - ближе, доступнее и менее обильно. Как и в игре "У озера",

участники хозяйственного процесса используют общедоступный потенциально

истощимый, но возобновимый ресурс. Если он используется со скоростью,

большей, чем скорость его возобновления, то неизбежно и быстро истощается.

Динамика рыбных стад и природные условия, на фоне которых приходится

действовать участникам, моделируются компьютерной моделью,

разработанной Д.Медоузом.

В игре принимают участие 4-6 команд (10-30 человек) . Каждая команда

представляет руководство компании, в распоряжении которой есть рыболовные

суда, от их количества зависит вылов и прибыль компании. Задача команды -

попытаться накопить наибольшее состояние. На каждом шаге, соответствующем 1

году, решения, принимаемые командами, вводятся в компьютер и после работы

модели команды получают информацию о ситуации, сложившейся к данному

моменту в районах промысла.

3.2.2. Результаты проведения игры

Игра «Всемирное рыболовство» была проведена мною со студентами-экологами

третьего курса, пятого курса, студентами 6-го курса заочного отделения и

учащимися колледжа.

Данная игра отличается большим разнообразием игровых ситуаций, и, по словам

студентов, более интересна чем игра «У озера». В процессе игры для

послеигрового обсуждения составлялся график поведения системы во времени.

Обобщенные индексы определенные той же моделью, дают возможность судить,

как изменялось количество кораблей, улов и количество оставшейся в море

рыбы (рис 2). По изменению индекса “рыба” можно судить о том с какой

интенсивностью вылавливалась рыба и какое количество рыбы осталось. Индекс

“улов” показывает общее изменение количества рыбы вылавливаемой всеми

командами. Индекс “корабли” показывает общее изменение количества кораблей

купленных командами, по ним можно сравнить игру команд. Динамика индексов

прослеживает тенденцию изменения состояния системы в сторону ухудшения.

Быстрое увеличение количества кораблей привело к слишком большой нагрузке

на промысловое стадо и бесповоротно подорвало его воспроизводительную

способность уже через 3-4 года. Хотя наибольшее количество кораблей было

приобретено командой пятого курса, а наименьшее - командой третьего курса,

тем не менее, все группы довольно быстро довели численность рыб до

критического состояния, и к десятому году полностью их выловили. При этом

не играло большой роли, что командам пятого и третьего курса удалось

немного дольше других задержать окончательное истребление обоих стад рыб.

3. Деловая игра «Стратиджем»

3.3.1 Содержание игры

"Стратиджем" - наиболее содержательно насыщенная деловая игра и более

сложная из проведенных мною. Ее можно проводить в течение 3-4 часов,

нескольких дней или нескольких недель, причем заинтересованность

участников игры поддерживается во всех случаях от начала до конца на

высоком уровне.

Это микрокомпьютерная обучающая управленческая игра о взаимодействиях

между энергетической отраслью производства и окружающей средой.

Предназначена для формирования у обучаемых представлений о

взаимозависимости долгосрочных решений в экономике, использовании

энергетических ресурсов, охране окружающей среды и благосостояния

населения. Она рассматривает экономику как бы с высоты "птичьего

полета", откуда видны потоки ресурсов. Каждая команда - это кабинет

министров некоторой страны. Каждый участник команды принимает решения за

свое министерство и все работая совместно, пытаются достичь высокого

качества жизни людей в своей стране. Модель опирается на представление о

законах развития стран, близких по своему экологическому и социальному

уровню к странам третьего мира. Решения обсчитываются на компьютере. Для

наглядности используют игровое поле с фишками. Здесь воспитывается живое,

образное восприятие действительности, умение строить стратегию. Игра

дает возможность ее участникам приобрести личный

опыт в принятии решений, требующих достижения сбалансированного роста

капиталов, влияющих на рост населения страны, уровень жизни людей,

эффективность функционирования экономики, качество природной среды и

использования энергии. Игроки могут испытать на прочность различные

теоретические модели управления экономикой страны.

2. Результаты проведения игры

На группах рисунков 3-8 приведены результаты одной игры, проведенной на

третьем курсе. На рис. 3.1 - 8.1 показаны графики изменения численности

населения и удельного коэффициента прироста численности. Во всех случаях

проведенных игр численность населения росла по S-образному закону и к 10

шагу еще не достигла равновесного состояния. Коэффициент удельного прироста

всюду был значительно выше нуля. Таким образом, командам не удалось

воплотить эффективную стратегию управления демографическими процессами. Это

создало немало трудностей. В других частях макроэкономической системы - в

промышленности и сельском хозяйстве - вложение капитала увеличило нагрузку

на природную среду.

Графики на рис 3.2 - 8.2, показывают изменение количества продовольствия и

товаров на душу населения. Эффективно регулировать численность населения,

согласно модели заложенной в основу игры, можно, повышая благосостояние

людей, в особенности обеспечивая их товарами. Причиной высокого роста

численности населения в играх студентов было то, что они не сразу обратили

внимание на эту особенность системы. К сожалению, были попытки

контролировать численность путем уменьшения снабжения продовольствия (это

увеличивает смертность).

Рис 3.3 - 8.3 показывают, что общее количество продовольствия, товаров и

энергии в «странах» увеличивалось. Студенты во всех командах довольно

эффективно уменьшали потребление энергии на производственные нужды (рис.3.4

- 8.4) вкладывая средства в совершенствование технологий.

Благосостояние населения в целом росло (рис. 3.5 - 8.5), однако этот

процесс шел довольно медленно.

Качество природной среды всех случаях сначала падало, а затем к концу игры

поднималось довольно высоко (рис. 3.6 - 8.6). Это говорит о неплохой

экологической подготовке участников игры.

3.4. Выводы

Кажется очевидным, что в игре «У озера» всем игрокам выгодно не загрязнять

озеро. Это позволяет набрать максимум прибыли, но практика показывает что

всегда находятся игроки, пытающиеся получить сверхприбыль за счет других и

поэтому в результате каждому игроку удается получать меньше прибыли, и к

тому же, озеро гибнет. Чтобы получить максимум прибыли, всем игрокам надо

выработать общую стратегию, которая приведет к достижению максимального

блага для всех вместе и для каждого в отдельности.

Как и в игре «У озера», во «Всемирном рыболовстве» наилучшего результата

можно было добиться, только выработав заранее коллективную стратегию,

которой каждый участник принимает обязательство следовать неукоснительно.

В процессе игры учащиеся знакомятся с элементами экономики предприятия.

В отличие от рассмотренных выше двух деловых игр, «Стратиджем» обучает

мыслить макроэкономическими категориями и развивает глобальное эколого-

экономическое мышление.

4. Оценка результатов игр участниками

После проведения всех игр мы предложили студентам заполнить анкету и

оценить игры. Было задано 7 вопросов:

1. Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “У озера” ?

Что полезного для себя вы узнали, играя в игру “Всемирное

рыболовство”? Что полезного для себя вы

узнали, играя в игру “Стратиджем”?

1. Если вам было интересно играть, то объясните, пожалуйста, почему?

1. Что нового дают навыки и знания, приобретенные в ходе деловых игр, по

сравнению с навыками и знаниями, полученными при изучении других

дисциплин специализации?

1. Если вы считаете что такие игры следует проводить регулярно, то укажите

желаемую, с вашей точки зрения, периодичность?

1. Хотели бы вы сами научиться проводить такие деловые игры, и с кем вы

могли бы их провести?

1. В каких учебных курсах, пройденных вами, можно, по вашему мнению, ввести

аналогичные занятия ?

1. Какую бы вы поставили оценку за каждую из деловых игр(из 5 баллов)?

Анкеты были анонимными, так что студенты могли искренне отвечать на

поставленные вопросы, и заполнение анкет было не обязательным.

Отвечая на первый вопрос, студенты отметили что:

Просто интересно.

На примере видно, к каким последствиям может привести деятельность человека

.

Состоянием озера можно управлять, несмотря на загрязнения.

Очень важно давать возможность восстанавливаться возобновимым ресурсам.

Экономически выгоднее решать проблему озера сообща, заниматься очисткой и

постоянно контролировать его состояние.

Нужно не только копить деньги, но и следить за состоянием окружающей среды.

Групповое решение влияет на состояние природного объекта.

Очень сложно противостоять злостным вредителям в одиночку.

Состояние озера зависит не от одного участника, а от совокупности решений и

действий всех игроков, это коллективная игра.

Игра дает умение наблюдать за общим ходом процесса ( Да сгинет воровское

истребление продуктов ).

Необходимо регулировать вылов рыбы, регулировать количество судов, следить

за динамикой численности популяции, решать проблему сообща.

Оптимальный вариант - договориться, посчитать, а затем действовать.

Различные процессы влияют друг на друга, они целостностны и взаимосвязаны.

Благополучие возможно в условиях стабильности всех эколого-экономических

параметров.

Ключевой проблемой в решении благополучия страны является обеспечение

энергией.

Для управления государством требуются сильная воля, свежий ум и

рассудительность.

При ответе на второй вопрос, студенты отмечали интересную структуру модели,

полезность совместного обсуждения решений. По их мнению интерес к игре

определялся тем, что:

Нужно было просчитывать различные варианты.

Новое всегда интересно.

Игра заставляет думать , анализировать состояние и прогнозировать будущее

озера.

Игрок чувствует себя человеком, реально влияющим на состояние среды в роли

директора.

Ситуации связаны с жизнью.

Совместная игра позволяет действительно выявить характер и наклонности

участников игры.

Можно почувствовать себя в конкретной ситуации, понять, почему все

происходит именно так и как найти оптимальный выход.

Отвечая на третий вопрос, студенты показали, что введение деловых игр в

учебный процесс действительно может существенно дополнить образование

будущих экологов. По их мнению, игры:

Наглядны, интересны, гораздо лучше запоминается суть экологических проблем,

задействованы компьютеры это не оставляет участника игры безучастным к

теме, к экологическим проблемам.

Позволяют приобрести навык коллективной работы, быстро реагировать на

изменяющуюся ситуацию и принимать самостоятельно ни от кого не зависящее

решение.

Дают навыки практически мыслить, анализировать данную ситуацию в

долговременном плане, побывать в роли руководителя.

Дают надежду на практике применить свои знания.

Помогают приобрести навыки в учебе ( в том, что мы изучаем теоретически).

Во время игры появляются все новые и новые трудности, которые готовят нас

со столкновению нас с реальностью.

Дают возможность делать все своими руками , очень хорошо заметна

индивидуальность каждого участника, проявляются деловые качества играющих.

Стимулируют способность мыслить более объемно, смотреть в будущее, решать.

Студенты готовы участвовать в деловых играх со следующей периодичностью:

раз в 2-3 недели

раз в месяц или даже чаще

2 раза в семестр

не реже чем 1 раз в месяц

раз в 3 месяца

хотя бы раз в семестр

Студенты принимавшие участие в деловых играх, готовы стать игротехниками и

самим проводить деловые игры в следующих аудиториях:

со школьниками

с руководителями предприятий, воздействующих на окружающую среду

просто со всеми

со студентами других курсов и отделений ФОБЭП

в кругу своих однокурсников

со студентами 1-2 курсов

со школьниками старших классов

с ребятами других курсов, факультетов и старшеклассниками

с родственниками

По мнению студентов, ввести проведение деловых игр можно в следующих

учебных курсах:

география

биология

литература

история

высшая математика

культурология

общая экология

популяционная экология

региональные проблемы экологии,

экомониторинг

природные ресурсы

экоэкспертиза

другие, учитывая особенности каждого курса

Средние оценки за проведение игры:

У озера - 3- одна оценка, 4- одна оценка, 5- десять оценок

Всемирное рыболовство - 4- четыре оценки,5- восемь оценок

Стратиджем - 5 - девять оценок

Заключение

Согласно поставленным передо мной задачам, при выполнении курсовой работы

были проведены:

27. три игры «У озера» - со студентами 1 и 3 курса отделения экологии ФОБЭП

и с учащимися колледжа

28. четыре игры «Всемирное рыболовство» - с 6 курсом ОЗО (3 команды), 3

курсом отделения экологии (4 команды), 5 курсом ФОБЭП специализация

экология (3 команды), учащимися колледжа группы 2Е (3 команды)

29. 2 игры «Стратиджем» - со студентами 3 курса (3 команды), с учащимися

колледжа (2 команды).

Был проведен анкетный опрос мнения участников игр о целесообразности

включения деловых игр в учебный процесс, при обучении экологическим

дисциплинам и формирования экологического мышления. Студенты весьма высоко

оценили потенциальную полезность этого нововведения на отделении экологии

ФОБЭП, поскольку игры дают им возможность почувствовать себя ответственными

за принятие решений влияющих на состояние природной среды и общества,

приучают их работать коллективно, дают представление о целостности и

взаимосвязанных экологических процессов.

По их мнению игры содержат в себе полезную информацию, которую они пока не

могут получить при других формах обучения. Студенты проявили готовность не

только играть в деловые игры (с периодичностью от 2-3 недель до 3 месяцев),

но и участвовать в проведении подобных деловых игр практически со всеми

аудиториями в качестве игротехников. Они полагают желательным ввести

деловые игры в такие учебные курсы, как: общая экология, популяционная

экология, региональные проблемы экологии, экоэкспертиза, природные ресурсы

и возможно в другие.

Исходя из опыта проведения деловых игр «У озера», «Всемирное рыболовство»,

«Стратиджем» на отделении экологии ФОБЭП ДВГУ, я полагаю возможным ввести

эту перспективную методику обучения в учебный план по специальности

экология. Начиная с первого курса и последовательно расширяя тематику,

проводить деловые игры вплоть до пятого курса. Некоторые игры можно

повторять неоднократно, поскольку каждое очередное обращение к игре

приносит студенту не меньше пользы чем первая игра.

В дальнейшем целесообразно было бы поддержать студентов намеривающихся

создать клуб игротехников и стимулировать студенческое движение в этом

направлении. Умение проводить деловые игры будет полезно им после окончания

университета, и будет полезным делу экологического образования в целом.

Результаты работы по данной теме были доложены на краевой конференции по

экологическому образованию в Приморье (Ащепкова,Служенко,1997)

Список литературы

1. Бирштейн М.М. Основные направления развития деловых игр \\ Деловые игры

в мире: Материалы Международной научн.- практ. конф. “Белые ночи”,

посвящ. 60-летию деловых игр, 23-26 июня 1992 г. в 2т. Изд. СПбИЭИ, 1992

г. 3-14.

2. Вульф Д. США. Тулса История происхождения и распространение деловых

обучающих игр \\ Деловые игры в мире: Материалы Международной научн.-

практ. конф. “Белые ночи”, посвящ. 60-летию деловых игр, 23-26 июня 1992

г. в 2т. Изд. СПбИЭИ, 1992 г. 22-26.

3. Комаров В.Ф., У озера. Ручная имитационная игра по проблеме

рационального использования возобновимых природных ресурсов. М.

“Аргус”,1994г. 25с.

4. Медоуз Д.Л., Фиддаман Т., Шеннон Д, Всемирное рыболовство. Имитационная

игра с компьютерной поддержкой по обучению принципам сбалансированного

использования возобновимых природных ресурсов University of Latvia

Ecological Centre Riga .1993, 45с.

5. Медоуз Д.Л, Тот Ф., Стратиджем, Микрокомпьютерная обучающая

управленческая игра о взаимодействиях между энергетикой и окружающей

средой, University of Latvia Ecological Centre Riga .1993, 120с.

6. Ролле Н.Н. Игровое имитационное моделирование в экологическом

образовании \\ Деловые игры в мире: Материалы Международной научн.-

практ. конф. “Белые ночи”, посвящ. 60-летию деловых игр, 23-26 июня 1992

г. в 2т. Изд. СПбИЭИ, 1992 г. 81-88с.

7. Ащепкова Л.Я., Служенко Э.П. Эколого-экономические деловые игры в

экологическом образовании \\ Становление экологического образования в

Приморском крае. Тенденции и перспективы. Материалы к конференции, ДВИСАР

г. Владивосток 1997 31-32с.

Приложения

1. Отчеты по игре «У озера»

2. Отчеты по игре «Всемирное рыболовство»

3. Отчеты по игре «Стратиджем»

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.