бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Деловые игры в экологии

Деловые игры в экологии

Министерство высшего и специального образования Российской Федерации

Дальневосточный государственный

Университет

Факультет общей биологии, экологии и почвоведения

Кафедра общей экологии

Э. П. Служенко

Опыт проведения деловых игр с эколого-экономическим содержанием со

студентами и учащимися колледжа ДВГУ

Курсовая работа, 3 курс

научный руководитель

доцент кафедры

общей экологии

к.б.н. Л.Я.Ащепкова

Владивосток 1997 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3

1. Деловые игры: история развития , направление применения . . . . . . .

7

1.1. История происхождения и распространения деловых обучающих игр 7

1.2. Основные направления развития деловых игр . . . . . . . . . . . .

. . . . 8

2. Деловые игры как средства обучения экологическому мышлению .

13

3. Опыт проведения деловых игр «У озера», «Всемирное рыболовство» и

«Стратиджем» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . 15

3.1 Деловая игра «У озера» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . 15

3.1.1 Содержание игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 15

3.1.2 Результаты проведения игры . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 16

3.2 Деловая игра «Всемирное рыболовство» . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . 18

3.2.1 Содержание игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 18

3.2.2 Результаты проведения игры . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 19

3.3 Деловая игра «Стратиджем» . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . 21

3.3.1 Содержание игры . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . 21

3.3.2 Результаты проведения игры . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . 22

3.4. Выводы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 34

4. Оценка результатов игр участниками . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . 35

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . 41

Приложения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

. . . . . . . . . . . . . . . . . . 42

1. Отчеты по игре «У озера»

2. Отчеты по игре «Всемирное рыболовство»

3. Отчеты по игре «Стратиджем»

Введение

Обострение противоречий между обществом и природой, возникновение проблем

глобального и регионального характера неизбежно требует перехода к новому

экологическому образованию, помогающему человеку осознать свое место в мире

и свою ответственность перед ним, наладить правильные отношения с

окружающей средой, стремиться к активным позитивным действиям.

Сложившаяся традиционная система образования строились на дисциплинарной

основе и в соответствии с принципом самостоятельной работы обучаемого над

заданием была ориентирована на подготовку к индивидуальной деятельности.

Проблемы окружающей среды носят комплексный характер и для своего решения

требует объединения усилий.

Экологическое образование, будучи междисциплинарным в своей основе, также

требует комплексного подхода, при котором более четко выявляется

социальный характер любой человеческой деятельности и ее последствий. Это

обусловливает необходимость применения новых форм и методов обучения,

ориентированных на развитие у студентов умений и навыков совместной

познавательной и практической деятельности в области природопользования и

охраны окружающей среды.

В настоящее время все большее распространение в экологическом образовании

получает имитационное игровое моделирование, в том числе и с использованием

компьютерных моделей. При этом обучаемые, как правило, исполняют какую-либо

роль, решая профессиональную задачу в игровой постановке, соответствующей

реальной деятельности в имитируемой ситуации. Это позволяет не просто

усваивать содержание изучаемого вопроса и знакомиться со структурой и

функционированием моделируемых природных и природно-технических систем, но

и обеспечивает приобретение опыта коллективного принятия решений в тех

случаях, когда их практика в реальных условиях затруднена (например, когда

вмешательство в природную среду или производственный процесс связано с

риском и может привести к значительному ущербу, аварии, гибели животных и

т.д.)

В последние годы компьютерные деловые игры как одна из эффективных форм

активного обучения, отличающаяся особой наглядностью и динамичностью,

находят все более широкое применение в экологическом образовании .

Накопленный опыт работы в этой области показал, что их использовании в

учебном процессе, особенно в условиях дефицита времени, отводимого на эти

дисциплины, открывает широкие возможности для совершенствования

экологической подготовки студентов (Ролле, 1992).

Цель курсовой работы:

Изучить возможность внедрения деловых игр в учебный процесс на отделении

экологии ФОБЭП ДВГУ.

Задачи курсовой работы:

Провести деловую игру «У озера» со студентами-экологами 1 и 3 курсов и

учащимися естественного отделения колледжа ДВГУ.

Провести деловую игру «Всемирное рыболовство» со студентами-экологами 3

курса, со студентами-биологами 5 и 6 курсов специализирующихся по экологии,

а также с учащимися естественного отделения колледжа.

Провести деловую игру «Стратиджем» со студентами-экологами 3 курса и

учащимися естественного отделения колледжа.

Дать рекомендации по внедрению деловых игр в учебный процесс.

Проведенные игры:

1. «У озера»

28 ноября 1996 г. - студенты первого курса отделения экологии ФОБЭП

28 февраля 1997 г. - учащиеся колледжа, группы 2Е

20 февраля 1997 г. - студенты 3-го курса отделения экологии ФОБЭП

2. «Всемирное рыболовство»

6 января 1997г.- 6-й курс заочного отделения, ФОБЭП специализация

«экология»

5 марта 1997 г. -5-й курс ФОБЭП специализация экология

14 марта 1997 г. -учащиеся колледжа, группа 2Е

20 марта 1997 г. - 3-й курс отделения экологии ФОБЭП

3. «Стратиджем»

28 марта 1997 г. - учащиеся колледжа группы 2Е

17 апреля 1997 г. - 3-й курс отделения экологии ФОБЭП

Состав участников:

Учащиеся колледжа группы 2Е :

Белкина Н., Савина Н., Котрехова Н., Табакова , Нечаева Н., Болоболкина

Е., Коренных Л.

Студенты 3-го курса отделения экологии: Воробьев П., Шкарпеткин А.,

Судаков Ю., Ястребкова И., Василенко Е., Судакова А., Лебедько Е., Ламыкина

А., Титяева Е., Зограф С., Вишнякова Ю., Драгун О., Бондарцова Т., Петросян

А., Ильяшенко Э.

Студенты 5-го курса отделения экологии: Тювелева Е., Величко Е., Иваненко

Н., Киселева А., Морон Е., Василенко Н., Бабич А., Бабий Н., Смирнова Н.,

Полякова Е.

Студенты 6-го курса заочного отделения специализации «экология»: Калинин

А., Мининкова В., Паменова Л., Соколова Т., Большакова Г., Палкина С.

Студенты 1-го курса отделения экологии: Агафурова Е., Галько В., Галузин

Д., Дмитриенко Р., Золоткхина О., Криворучко Т., Купчий А., Михалюк М.,

Мордухович В., Подгурская О., Протасова А., Сорокина А., Трусова Т.,

Ушакова А., Шевкун Д., Гладышев Е., Шевейко Д.

Студенты проживающие в общежитии № 4: Шкарпеткин А., Кузьменко Д,

Мараховска С, Юрченко О, Бухарков В., Скорик Н

1. Деловые игры : история развития, направление применения

1 История происхождения и распространения деловых обучающих игр.

Первые примеры применения деловых игр могут быть найдены в военном деле.

Военные игры, изобретенные Герцогом Вертурини в 1796 г., были примером

детально разработаны игр такого типа. Военные игры используются при

составлении планов военных операций (Вульф,1992).

В 1997г. деловым играм в нашей стране исполняется 65 лет. Несмотря на то,

что деловые игры зародились в нашей стране, и нашими специалистами создано

много высокоэффективных оригинальных работ, мы сильно отстали от зарубежной

практики использования их. Первый семинар разработчиков деловых игр был

проведен в 1976 году под Москвой по инициативе ЦЕМИ и московского

государственного университета, и в дальнейшем семинары для разработчиков

деловых игр проходили каждые 3 года (Бирштейн,1992).

Родоначальником современной эры деловых игр в Соединенных Штатах была

американская ассоциация менеджмента. Деловые игры встречали противодействия

сторонников традиционного образования и педагогических методов, потому что

изменялась роль преподавателя.

Деловые игры широко распространились в мире: в США, Германии, Франции,

Италии, Голландии, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Польше и других странах,

особенно интенсивно они используются в США.. Они проникли во все сферы

народного хозяйства, в образование и науку, культуру, психологию и другие

области. Деловые игры используются, как правило, в системе подготовки

кадров управления в высших и средних учебных заведениях, в старших классах

школы и, конечно, при повышении квалификации специалистов. Использование

персональных компьютеров делает технологии обучения легко

приспособляемыми в любых странах (Вульф,1992). Однако у нас в России и

странах СНГ, деловые игры проникли далеко не во все учебные заведения и

используется не всеми кафедрами, лишь в последние годы деловые игры

начинают применяться в преподавании технических и гуманитарных дисциплин.

Игровой метод в средних школах развит чрезвычайно слабо.

1.2. Основные направления развития деловых игр

Применительно к образованию или организации научных исследований, деловые

игры создают такую ситуацию, в пределах которой изменения в поведении людей

поддаются наблюдению.

Применяются деловые игры разной тематики:

Игры, которые заканчиваются в сравнительно короткое время, называются

экспериментальными упражнениями. Они обычно используются как иллюстрации

при чтении лекций или при проведении различных исследований.

Игры при проведении которых используются компьютеры, называются играми с

компьютерной поддержкой .

Игры, моделирующие деловые отношения с полной их организацией и выбором

стратегии , называются предпринимательскими..

Деловые игры - это метод

- экспериментирования в области управления с возможным проигрыванием

множества вариантов проекта и выявлением оптимального.

- разработок, опробования и выбора наилучших систем управления в

промышленности, образовании, культуре и др. областях.

- обучения, используемый в учебном процессе.

- аттестации и выбора специалистов и руководителей.

- обучения общению, коммуникабельности , сотрудничеству.

- перестройки на новое мышление, оказания воздействия на самосознание и

развитие личности с воспитанием нравственных, правовых, этических и других

качеств человека.

- пробуждения и развитию творчества.

- решения многих экологических проблем (Бирштейн,1992).

Имитационный метод процесса обучения и научного исследования максимально

приближает руководителей и специалистов к реальной практической

деятельности. Деловые игры любого плана имеют ряд эвристических

особенностей, которые делают их наиболее привлекательным средством

интеллектуализации многих аспектов производственной, учебной и

исследовательской практики.

В игровом процессе достигается известная степень свободы оперирования

пространством и временем, недоступная в реальных ситуациях. Это, прежде

всего, управление временем и перенос операционного пространства.

В деловой игре время поддается сжатию и растяжению, возможно моделирование

настоящего, ближайшего и отдаленного будущего, вплоть до многолетнего

периода (Бирштейн, 1992).

Деловые игры доказали, что они способствуют не только закреплению знаний и

использованию их в практической деятельности, но и получению умений и

навыков.

Деловые игры способствуют:

адаптации «новичка» к работе в данном учебном заведении;

формированию умения решать сложные организационно-экономические задачи ;

приобретению навыка работы на компьютере с использованием «обучающих

программ»

Распад СССР на отдельные государства, полный развал промышленности и других

сфер жизни, эксперимент в области демократических форм управления, переход

на рыночную экономику - вызвал поток новых распоряжений, приказов и

проектов - множество организационно-экономических новшеств, требующих

нестандартного подхода внедрения их в жизнь. Деловые игры способны помочь в

этом процессе.

Применение деловых игр находится сейчас на крутом подъеме. Можно ожидать,

что в ближайшие годы игровое моделирование управления получит повсеместное

всеобщее распространение при преподавании экономических и других дисциплин,

а на производстве - при внедрении новшеств. Есть основания полагать, что

деловые игры станут неотъемлемым методом обучения умению руководить,

используя передовые достижения науки и техники, что игровое моделирование

будет способствовать обучению демократизации.

Выделяют несколько областей использования деловых игр :

в научных исследованиях

при отборе рациональных вариантов для принятия решений в производственных

областях

при обучении студентов и учащихся.

За годы существования деловых игр тематика их сильно менялась в

соответствии с задачами, определявшимися правительственными планами,

изменением структур управления , техническим прогрессом, развитием науки и

экономики. Деловые игры появились и появляются как отклик на потребность. В

данный момент в связи с глобальными реформами в нашей стране и странах СНГ

тематика деловые игры круто повернулась в сторону перехода на рыночную

экономику, на проблемы экологические, охраны окружающей среды и

рационального использования природных ресурсов, на социальные вопросы, на

вопросы психологического и социологического порядка, правовые и многие

другие.

Новизна проблемы, отсутствие в стране разработанных систем управления,

новые формы хозяйствования и пр., и наряду с этим, отсутствие

подготовленных руководящих кадров вызывает необходимость многочисленных

новых деловые игры по широкой тематике.

Развитие деловых игр всецело связано с научной работой. Масштаб, глубина и

сложность научной работы в деловых играх находится в зависимости от

целевого назначения и их задач. Создание новых деловых игр - большая

творческая научно-исследовательская работа в содружестве разработчиков,

конструкторов, практиков, специалистов различных областей, педагогов,

психологов, социологов, математиков и др.

Деловая игра состоит из семи неотделимых друг от друга элементов: учебного

или обучающего, производственного , научно-исследовательского, логического,

психологического, социального, интегрального (Бирштейн,1992).

Разработана система ускоренного поиска нужных деловых игр, но до настоящего

времени она еще не реализована (Бирштейн,1192)

На первый взгляд, проведение деловых игр очень просто (подумаешь игра!).

На самом деле от игротехника требуется знания, умение и искусство ведения

игры. Нередко неумелые игротехники «проваливают» игру, не получают

ожидаемого эффекта, дискредитируют этот метод.

Игровая форма обучения завоевала симпатию, оказалась заманчивой для

использования как в учебном процессе, так и при разработке и внедрении

организационно-экономических новшеств в жизнь.

Масштаб внедрения новшеств по стране требует многочисленных подготовленных

преподавателей-игротехников.

В настоящее время появилась потребность в специалистах новых специальностей

(маркетологах, менеджерах, брокерах, предпринимателях и др.), с одной

стороны, и наличие большого числа безработных (из числа военных

руководителей, оканчивающих школы и др.) - с другой, вызвала отклик в

развертывании краткосрочных школ и семинаров, обучающих соответствующим

знаниям и умениям. Важным методом обучения в них являются деловые игры в

сочетании с другими формами - МАО (метод активного обучения). Такого рода

школы и семинары уже имеются в ряде городов: в Москве, С-Петербурге,

Новосибирске, Пензе и др. Тем не менее их пока недостаточно , потребность в

преподавателях-игротехниках настолько велика, что число имеющихся

преподавателей-игротехников - «капля в море». Для обеспечения движения

применения деловых игр в разных направлениях необходима подготовка большого

числа специалистов.

2. Деловые игры как средства обучения экологическому мышлению

Деловые игры проявили себя как уникальный метод обучения, который

способствует эффективному повышению качества подготовки специалиста. Сам

игровой процесс в деловых играх вызывает заинтересованность в изучении

предмета, подталкивает учащихся к деловой активности. Деловые игры обучают

коллективной проработке проблем, создают атмосферу коллективной работы,

предназначены для выработки и принятия управленческих решений.

Применение игрового моделирования в процессе экологической подготовки

студентов позволяет имитировать конкретную ситуацию, связанную с

природопользованием, когда предстоит найти правильное решение,

соответствующее реальным обстоятельствам. При этом обычно используется не

только программный материал, но, что особенно важно, вырабатываются умения

и навыки системного мышления, пробуждается стремление к поиску новых идей,

стремление к творчеству и коллективному взаимодействию.

В ходе проведения деловых игр и коллективного обсуждения их результатов у

студентов формируется важные социальные установки, приобретаются

практические навыки и умение находить решения конкретных задач, связанных с

природопользованием и охраной окружающей среды. Будучи чрезвычайно

динамичным процессом, имитационная игра развивает навыки принятия решений,

анализа ситуаций и обратных связей, планирование действий на длительную

перспективу. Еще в большей степени этому способствуют игры, созданные на

основе математических моделей, которые в последнее время стали одним из

основных методов экспериментальной экологии. Обладая наглядностью,

относительно простые имитационные модели, воспроизводящие различного рода

ситуации из природоохранительной практики, открывают новые возможности для

обучения анализу и решению таких проблем (Ролле,1992).

Имитационное моделирование позволяет охватить в одной игре процессы,

занимающие в природе многие десятилетия и даже столетия, и сжать их в

масштабе игрового времени. Применение же ЭВМ позволяет существенно

расширить возможности модели, давая возможность, например, смоделировать

совокупный ответ природной среды на то или иное антропогенное воздействие,

далеко выходя за пределы оценок изменения отдельных ее параметров, таких

как степень чистоты воды, воздуха и почвы, лесистость территории, динамика

численности животных и т.д..

Студенты охотно учатся когда им интересно, когда они находят свою

собственную дорогу в обучении. Деловые игры дают им такую возможность.

если они свободно решают свои собственные проблемные ситуации и участвуют в

составлении и развитии своих учебных планов.

3. Опыт проведения деловых игр «У озера», «Всемирное рыболовство» и

«Стратиджем»

Мы опробовали в учебном процессе три довольно известных деловых игры: «У

озера», «Всемирное рыболовство», «Стратиджем».

Цели, которые мы ставили при обучении студентов:

Знакомство с моделированием как методом изучения актуальных проблем

современности.

22. Знакомство с эколого-экономическими проблемами.

23. Формирование экологического мировоззрения учащихся.

3.1. Деловая игра «У озера»

3.1.1. Содержание игры

Имитационная игра "У озера" (Комаров, 1994) предназначена для активного

изучения процессов согласования индивидуальных и общественных интересов. В

ходе этой игры учащиеся постигают принцип ограниченности природных ресурсов

для размещения отходов и принцип коллективной ответственности за качество

природной среды.

Действие происходит в условной хозяйственной системе, состоящей из 8

промышленных предприятий, расположенных на берегу одного озера.

Участники игры исполняют роли директоров предприятий. Предприятия

производят продукцию, для изготовление которой требуется вода. Эту воду

предприятия берут из озера. Отработанная в процессе производства грязная

вода сбрасывается в озеро, которое обладает некоторой ограниченной

способностью к самоочищению.

Главная цель игры с точки зрения ее участников - получить

максимальную прибыль. Каждый выбирает свою стратегию получения прибыли и

принимает одно из пяти возможных решений. От этих решений зависит состояние

озера. Чем хуже качество воды в озере, тем меньше прибыль отдельного

предприятия. Ожидаемую прибыль в следующем месяце можно оценить согласно

матрице, в которой каждому уровню качества воды соответствует та или иная

прибыль, причем прибыль растет с улучшением качества воды.

Оптимальное количество участников игры - 16 человек.

Известно, что эту игру нередко используют для выявления лидера в

коллективе, например потенциальных старост групп.

3.1.2. Результаты проведения игры

Эта игра мной была проведена 4 раза. В ней принимали участие студенты-

Страницы: 1, 2


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.