бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Экологические проблемы развития промышленного производства

органические энергоресурсы. Специалисты в области энергетики считают

наиболее перспективным для нашей страны освоение энерго- и

ресурсосберегающих технологий и реализацию программы энергосбережения.

Правда, самым радикальным выходом стало бы строительство в Беларуси АЭС.

Однако по этому поводу пока нет единого мнения ни в среде энергетиков, ни в

правительстве. Сторонники АЭС утверждают, что введение станции в строй

позволит обеспечить до 30% энергопотребностей страны. Противники ссылаются

на то, что создание АЭС небезопасно и не может считаться панацей от всех

бед.

Частично сократить поставки топлива из-за рубежа позволит расширение

использования местных топливных ресурсов РБ, таких как нефть, попутный газ,

бурые угли, торф, древесина, отходы животноводства. (Для Беларуси наиболее

реальным источником замещения некоторой части импортируемого топлива может

стать древесина и древесные отходы: по примеру скандинавских стран в

ближайшие годы можно увеличить применение древесины в качестве топлива в

1,5-2 раза.) Но расчеты показывают, что намеченные меры по

энергосбережению, максимальному использованию местных топливных ресурсов и

нетрадиционных источников энергии смогут увеличить обеспеченность

собственным топливом лишь до 38-40%.

Из анализа ретроспективы развития природоохранной деятельности и

ресурсосберегающей технологии производства продукции потребления следует,

что многомиллиардные затраты на эти цели не принесли желаемых результатов.

Основной причиной значительного ухудшения экологической ситуации в

нашей стране является отсутствие устойчивого механизма, учитывающего

уровень превышения ПДК и ПДВ. Это отражается на экономике источников,

загрязняющих окружающую среду, а также базовых (стартовых) эколого-

экономических нормативов, определяющих виды экономического, морального

наказания или поощрения.

Одной из основополагающих посылок при формировании эколого-

экономических нормативов является определение "пропорций" между возможными

направлениями использования природных ресурсов в границах конкретной

территории. Расчет нормативов должен осуществляться с учетом следующих

положений:

- для каждого природного комплекса существует определенная величина

максимально допустимой антропогенной нагрузки, которая не нарушает

естественных процессов, и её действие может быть компенсировано процессами

самовосстановления;

- при антропогенной нагрузке, более высокой, чем допустимое значение,

но не превышающей конкретный для каждой природной системы предельный

уровень, нарушения в естественном состоянии этой системы, вызванные

действием антропогенного фактора, могут быть устранены в результате

ликвидации нагрузки и проведения природоохранных мероприятий;

- если антропогенная нагрузка на природную среду превысила предельный

уровень, то развиваются процессы необратимой деградации.

На современном уровне развития производственных сил в оборот

вовлечены практически все территориальные элементы и компоненты окружающей

среды, поэтому они подвергаются отрицательному воздействию загрязняющих

веществ и физических факторов. Уровень и состав загрязнения

дифференцируются по территории Белоруссии и определяются отраслевой

спецификой производства, явлениями переноса загрязняющих веществ через

атмосферный воздух, воду и другие носители загрязнения окружающей среды.

Поэтому, целесообразно пересмотреть сложившиеся технологические процессы,

наносящие ущерб окружающей среде.

3. Экологизация экономики и бизнес

Экологизация экономики не является абсолютно новой проблемой.

Практическое воплощение принципов экологичности тесно связано с познанием

естественных процессов и достигнутым техническим уровнем производств.

Новизна проявляется в эквивалентности обмена между природой и человеком

на основе оптимальных организационно-технических решений по созданию,

например, искусственных экосистем, по использованию предоставляемых

природой материальных и технических ресурсов. В процессе экологизации

экономики специалисты выделяют некоторые особенности. Например, чтобы

сократить до минимума ущерб, наносимый окружающей среде, в отдельном

регионе нужно производить только один вид продукции. Если же обществу

необходим расширенный набор продуктов, то целесообразно разработать

безотходные технологии, эффективные системы и технику очистки, а также

контрольно-измерительную аппаратуру. Это позволит наладить производство

полезной продукции из побочных компонентов и отходов отраслей. Основные

цели, к которым мы стремимся при экологизации экономики, – уменьшение

техногенной нагрузки, поддержание природного потенциала путем

самовосстановления и режима естественных процессов в природе, сокращение

потерь, комплексность извлечения полезных компонентов, использование

отходов в качестве вторичного ресурса.

3.1. Влияние экономических реформ на окружающую среду

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОГО БИЗНЕСА МОЖЕТ ПОЗВОЛИТЬ СУЩЕСТВЕННО

ИЗМЕНИТЬ ЭКОЛОГИчЕСКУЮ СИТУАЦИЮ В СТРАНЕ, УЛУчШИТЬ ОХРАНУ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ. ОчЕВИДНО, чТО НЕЛЬЗя РЕШИТЬ

ЭКОЛОГИчЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, ВЫЙТИ НА УСТОЙчИВЫЙ ТИП РАЗВИТИя БЕЗ ОБЩЕГО

УЛУчШЕНИя ЭКОНОМИчЕСКОГО ПОЛОЖЕНИя СТРАНЫ, ЭФФЕКТИВНОЙ МАКРОЭКОНОМИчЕСКОЙ

ПОЛИТИКИ.

На ухудшение экологической ситуации в республике влияет ряд

экономических и юридических факторов, действующих в разных сферах, на

разных уровнях и с различным масштабом воздействия:

- макроэкономическая политика, приводящая к экстенсивному использованию

природных ресурсов;

- инвестиционная политика, ориентированная на развитие

ресурсоэксплуатирующих секторов экономики;

- неэффективная секторальная политика (топливно-энергетический комплекс,

сельское хозяйство, лесное хозяйство и др.);

- несовершенное законодательство;

- неопределенность прав собственности на природные ресурсы;

- отсутствие эколого-сбалансированной долгосрочной экономической стратегии,

недооценка устойчивого развития;

- инфляция, экономический кризис и нестабильность экономики препятствуют

реализации долгосрочных проектов, к числу которых относится большинство

экологических проектов;

- природно-ресурсный характер экспорта;

- существование действенного стимула в виде получения значительной и

быстрой прибыли от переэксплуатации и/или продажи природных ресурсов

(нефть, газ, лес, руды и пр.) и т.д.

Сейчас самым важным является создание государством посредством

эффективных, косвенных и прямых, экономических инструментов и регуляторов

благоприятного климата для развития эколого-ориентированного бизнеса. В

связи с этим рассмотрим влияние экономических реформ в республике Беларусь

на сохранение окружающей среды, оценим наиболее перспективные направления

развития бизнеса в этой сфере.

В рамках всей экономики, на макро уровне можно выделить следующие

важные направления экономических преобразований: структурная эколого-

ориентированная перестройка, изменение инвестиционной политики в

направлении эколого-сбалансированных приоритетов, совершенствование

механизмов приватизации, реформа прав собственности, демонополизация,

создание эколого-непротиворечивых систем налогов, кредитов, субсидий,

торговых тарифов и пошлин и пр. Все эти механизмы и реформы неизбежно в той

или иной степени сказываются на развитии бизнеса, связанного с

экологической деятельностью.

К сожалению, в структурах законодательной и исполнительной власти нет

полного и четкого осознания экологической опасности. Это во многом связано

со сложившимся менталитетом этих структур. Игнорирование экологического

фактора было свойственно социальному и экономическому развитию страны

последних десятилетий. Провозглашался приоритет экономических целей,

развитие оборонного, топливно-энергетического, аграрного комплексов.

Социальные и экологические проблемы отодвигались при этом на второй план.

Важно отказаться и пересмотреть многие стереотипы в процессах

принятия решений. Современные традиционные подходы к экономическому

развитию базируются на количестве используемых природных ресурсов. Чем

больше используется ресурсов, тем лучше для страны. Стремление увеличить

добычу природных ресурсов и усилить их эксплуатацию может только ускорить

процессы экологической деградации. Нужны принципиально иные подходы.

Неразвитость обрабатывающей и перерабатывающей промышленности,

инфраструктуры, сферы распределения приводят к колоссальным потерям

природных ресурсов и сырья. Нужно ли увеличивать нагрузку на природу, зная,

что значительная часть природных ресурсов будет использована нерационально?

Показательная ситуация сложилась в топливно-энергетическом

комплексе, оказывающем чрезвычайно большое влияние на экологическую

ситуацию. На примере России видим, что в расчете на единицу конечной

продукции она сейчас тратит в три раза больше энергии, чем Япония и ФРГ, и

в два раза больше, чем США (см. таблицу 3.1). Не лучше дело обстоит и в

Белоруссии.

Производство энергии в расчете на единицу ВВП в России и за рубежом

(%)

Таблица 3.1

|Япония |100 |

|Германия |100 |

|США |168 |

|Венгрия |200 |

|Россия |324 |

Аналогичная ситуация сложилась с лесными ресурсами, от охраны и

использования которых во многом зависит сохранение многих биологических

ресурсов. Природоемкая структура лесного комплекса с неразвитыми

обрабатывающими отраслями приводит к огромному перерасходу леса на

производство продукции по сравнению с уже имеющимися технологиями.

Таким образом, важнейшая причина ухудшения экологической ситуации в

республике – неэффективная, природоемкая структура экономики.

Очевидно, что дело не в объемах использования природных ресурсов и

производства промежуточной продукции, а в экономических структурах, их

использующих. При сохранении сложившихся инерционных тенденций в

природопользовании, техногенных подходов в природопользовании, техногенных

подходов в экономике в стране никогда не хватит природных ресурсов для

поддержания сложившегося типа развития даже при значительном увеличении

эксплуатации природных ресурсов. К сожалению, подавляющее большинство

экономических проектов для Белоруссии, предлагаемые зарубежными и

отечественными специалистами, игнорируют эту проблему, и их реализация

связана с увеличением нагрузки на окружающую среду.

В связи с этим чрезвычайно важно создать более благоприятные - по

сравнению с природоэксплуатирующей деятельностью — условия по развитию

бизнеса в ресурсосберегающих отраслях, связанных с развитием обрабатывающей

и перерабатывающей промышленности, инфраструктуры, сферы распределения. И

здесь необходима эффективная селективная экономическая политика по

поддержке ресурсосберегающей деятельности. Поэтому важнейшим направлением

экономических реформ в Белоруссии, перехода на устойчивый тип развития

является эколого-ориентированная структурная перестройка, позволяющая

осуществить эффективное ресурсосбережение. Речь идет о глобальном

перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном

хозяйстве в пользу ресурсосберегающих, технологически передовых отраслей и

видов деятельности. Огромную роль в таком перераспределении ресурсов должны

сыграть формирующиеся рыночные механизмы.

Самые скромные оценки показывают, что структурно-технологи-ческая

рационализация экономики может позволить высвободить 20-30% используемых

сейчас неэффективно природных ресурсов при увеличении конечных результатов.

В стране наблюдается гигантское структурное перепотребление природных

ресурсов, что создает мнимые дефициты в энергетике, сельском и лесном

хозяйствах и т. д.

Отражением этой ситуации стало ухудшение одного из важнейших

показателей устойчивого и эколого-ориентированного развития — рост

энергоемкости экономических показателей. По некоторым оценкам, этот

показатель для валового национального продукта вырос за последнее время

примерно на треть (см. рис.3.1). Это означает, что для достижения конечных

результатов в экономике приходится удельно затрачивать значительно больше

нефти, газа, угля, электроэнергии, что безусловно ведет к ухудшению

экологической обстановки.

Важнейшее значение для развития эколого-ориентированного бизнеса

имеет радикальное изменение инвестиционной политики в направлении

природоохранных приоритетов. В этой направленности капитальных вложений

можно выделить два аспекта.

Рис. 3. 1. Сравнительная энергоемкость ВНП некоторых стран.

Во-первых, отсутствие в настоящее время сколь-нибудь хорошо

проработанной концепции долгосрочного развития экономики страны. Надежды на

то, что "невидимая рука" рынка сама создаст эффективную структуру

экономики, несостоятельны в силу отмеченных выше причин. В результате

происходит довольно хаотическое распределение капитальных вложений,

закрепляющее природоемкий тип развития.

Во-вторых, недооцениваются эффекты от перехода на устойчивое

ресурсосберегающее развитие. В многие миллионы долларов можно оценить

ежегодные потери деградировавшей земли, леса, водных ресурсов. При

адекватном экономическом учете экологического фактора эффективность

ресурсосбережения оказывается гораздо выше наращивания природоемкости

экономики, что доказало экономическое развитие развитых стран в последние

два десятилетия.

Облегчить эколого-экономический переход к рыночной экономике возможно

с помощью эколого-сбалансированных экологических реформ и создания

соответствующей экономической среды на макроуровне, благоприятствующих

развитию эколого-ориентированного бизнеса. Здесь можно выделить два типа

экономических механизмов и инструментов в зависимости от степени

отраслевого охвата. Во-первых, механизмы и инструменты, действующие в

рамках всей экономики, ее отраслей и комплексов. И, во-вторых, — более

специальные механизмы и инструменты, ориентированные прежде всего на

природоэксплуатирующие отрасли, первичный сектор экономики, а также на

регулирование природоохранной деятельности в других отраслях.

В рамках всей экономики можно выделить механизмы приватизации,

реформу прав собственности, демонополизацию, создание эколого-

непротиворечивых систем налогов, кредитов, субсидий, торговых тарифов и

пошлин и пр. Все эти механизмы и реформы неизбежно в той или иной степени

сказываются на экологической ситуации.

Для Белоруссии чрезвычайно остро стоит проблема монополизма. Огромные

монополии в условиях отсутствия конкуренции, наличия действенных лобби в

законодательных и исполнительных структурах власти могут уделять

экологическим факторам минимальное внимание.

Налоговая политика также не способствует решению экологических

проблем и развитию эколого-ориентированного бизнеса. Налоговое бремя на

предприятия чрезвычайно велико, что вынуждает предприятия ориентироваться

прежде всего на краткосрочные задачи выживания. Сейчас до 90% прибыли

предприятий изымается у предприятия в виде налогов и других отчислений.

Этот фактор, а также "старение" основных фондов приводят к тому, что

значительная часть предприятий убыточны или малорентабельны. В этих

условиях понятно стремление предприятий минимизировать свои природоохранные

затраты для выживания в условиях перехода к рынку. Очевидно, что в условиях

конкуренции, массовых банкротств, ужесточения финансовой ситуации для

предприятий одной из первых жертв борьбы за существование станет природа.

Предприятия стремятся всячески экономить на природоохранных мерах,

приобретении экологического оборудования, так как экологические затраты не

увеличивают выпуск основной продукции. Скрываются выбросы и сбросы

загрязняющих веществ, захоронение отходов для того, чтобы избежать платы за

них, штрафов и т. д. В этих условиях целесообразно, что подтверждает

мировой опыт, создание благоприятного налогового климата для эколого-

ориентированной деятельности.

Кредитно-денежная политика также способствует сохранению

антиэкологических тенденций в экономике. В условиях высокой инфляции

подавляющее большинство банковских операций приходится на короткие торговые

и финансовые сделки (95% активных банковских операций), что практически

лишает экономику инвестиций в перспективное развитие, радикальную

структурную ресурсосберегающую перестройку. Аналогичное воздействие имеет и

чрезвычайно высокая учетная ставка, что делает невыгодным инвестирование

долгосрочных или медленно окупающихся проектов, в число которых входят

многие природоохранные проекты.

Для экологизации экономики и поддержания бизнеса на этом направлении

в существенных изменениях нуждается внешнеторговая политика, вся система

тарифов, пошлин и других торговых барьеров. При неразвитости отрасли

экологического машиностроения в стране многие экологические программы, в

том числе и международные экологические проекты, нуждаются в импорте

природоохранного оборудования. Между тем, сейчас система пошлин на ввозимое

оборудование чрезвычайно затрудняет реализацию природоохранных программ.

Накладываются огромные налоги на ввоз из-за рубежа оборудования

экологического назначения. В том случае, если экологический проект

нуждается в импортном оборудовании, от четверти до трети затрат может уйти

на пошлины и другие налоги. Тем самым ставится барьер на пути инвестиций в

охрану окружающей среды.

На экспортно-импортные потоки также существенно воздействует

инфляция. Быстрое обесценение национальной валюты в республике приводит к

стимулированию экспорта, который практически на 80 процентов состоит из

первичных природных ресурсов.

В условиях перехода к рыночной экономике в число более специальных

механизмов и инструментов, ориентированных прежде всего на

природоэксплуатирующие отрасли, первичный сектор экономики, а также на

регулирование природоохранной стороны деятельности в других отраслях,

входит довольно широкий круг потенциально эффективных эколого-экономических

регуляторов. Здесь и платность природопользования, создание системы льгот,

субсидий, кредитов для природоохранной деятельности, продажа прав

(разрешений) на загрязнение, штрафование деятельности, наносящей ущерб

окружающей среде, создание рынка экологических услуг и многое другое.

Многие из этих экономических механизмов, чрезвычайно важных для развития

бизнеса. Сейчас в развитых странах мира существует более 80 экономических

инструментов в использовании природных ресурсов и охране окружающей среды.

С позиции экологизации экономики нуждаются в своей корректировке и

традиционные показатели экономического развития и прогресса — такие как

доход на душу населения, валовой национальный продукт и пр. В этом плане

представляют интерес следующие показатели: индекс гуманитарного развития

(Human Development Index), предложенный ООН, и индекс устойчивого

экономического благосостояния (Index of Sustainable Economic Welfare),

предложенный Г. Дали и Дж. Коббом (Herman Е. Daly and Jonn В. Cobb). Первый

представляет собой агрегатный показатель, рассчитываемый на основе

характеристик продолжительности жизни, уровня знаний и уровня овладения

ресурсами, необходимыми для нормальной жизни. Второй - является достаточно

комплексным показателем, учитывающим издержки экологического характера,

связанные с нерациональным хозяйствованием.

Расчеты по индексу устойчивого экономического благосостояния в США

показали противоположные тенденции изменения этого индекса и показателя ВНП

на душу населения в 80-е гг. - уменьшение первого, отражающего

экологическую деградацию, при значительном росте второго. По мнению Г. Дали

"пока мерой человеческого благосостояния остается ВНП, на пути перемен

существуют огромные препятствия. Рынок видит только эффективность, он не

приспособлен чувствовать справедливость или устойчивость".

Стабилизация экологической ситуации в республике во многом зависит от

эффективности проводимых в стране экономических реформ, их адекватности

целям формирования устойчивого типа развития национальной экономики. И

здесь чрезвычайно важны меры по созданию с помощью эффективных рыночных

инструментов и регуляторов благоприятного климата для развития всех сфер

бизнеса, способствующего экологизации экономики.

3.2. Экологические фонды – инструмент дополнительного

финансированиния природоохранных мероприятий

К НАСТОяЩЕМУ ВРЕМЕНИ НАПРАВЛЕННОСТЬ И МАСШТАБЫ ПРИРОДООХРАННОЙ

ДЕяТЕЛЬНОСТИ В ЭНЕРГЕТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ПРАКТИчЕСКИ УСТАНОВИЛИСЬ. ОНИ

ОПРЕДЕЛяЮТСя ТРЕБОВАНИяМИ, СФОРМУЛИРОВАННЫМИ ПРИ УТВЕРЖДЕНИИ НОРМАТИВОВ НА

ВЫБРОС ЗАГРяЗНяЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ (ПДВ), СБРОС ЗАГРяЗНИТЕЛЕЙ В ВОДНЫЕ

ОБЪЕКТЫ (ПДС), ВВЕДЕНИИ ЛИМИТОВ НА СКЛАДИРОВАНИЕ ОТХОДОВ И НАМЕчЕННЫМ

КОМПЛЕКСОМ МЕРОПРИяТИЙ ПО ДОСТИЖЕНИЮ ЭТИХ ПРЕДЕЛОВ. ПРЕОДОЛЕВ

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И МЕТОДИчЕСКИЕ ТРУДНОСТИ, ПРАКТИчЕСКИ ВСЕ ЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

ОТРАСЛИ ПОЛУчИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ НА ВЫБРОС (СБРОС) В ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

ЗАГРяЗНяЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В ОГРАНИчЕННЫХ РАЗМЕРАХ, ЗАКЛЮчИЛИ ДОГОВОРА С

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.