бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Особенности зрительного восприятия урбанизированных пространств и национальных архитектурных ансамблей

характеристики на формирование комфортной городской среды.

В эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 19-25 лет, не

имеющие, в большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и

отличающиеся по профессиональному признаку, по темпераменту, а также по

месту проживания. В качестве теста была разработана специальная анкета (см.

приложение), позволяющая оценить степень агрессивности визуальной среды,

критерием которой служили психофизиологические ощущения испытуемых на

предлагаемые им фотогафии (тесты) (см. приложение ), а также оценить

влияние цвета как психофизиологической средообразующей характеристики. В

результате, были выявлены степени агрессивности данных архитектурных

зданий, и изменения этой характеристики с помощью цвета.

На основе психофизиологического тестирования была проведена оценка

комфортности зрительного восприятия отдельных зданий современной

архитектуры (9 тестов) по черно-белым снимкам по пятибальной шкале (1

–очень плохо, 5 –очень хорошо ). Затем испытуемым предлагалось оценить эти

же здания но по цветным снимкам по тому же принципу. Кроме того, необходимо

было ответить на вопросы: нравится ли данное архитектурное здание? Опишите

что вы чувствуете глядя на него?

После этого расчитывался коэффициент агрессивности каждого теста по

формуле:

Кагр= ( 1/Р) *100, где Р – среднее число баллов.

Результаты эксперимента представлены в таблице № 3 и на графике № 3.

В результате проведенной работы выяснилось, что при оценке черно-

белых снимков наиболее благоприятным воздействием обладал тест №1

«Шахматный дворец » (Кагр=21%). При его описании наиболее встречаемым

ответом являлся: - Купол очень украшает здание. Данное здание является

примером сочетания современной архитектуры с национальными архитектурными

элементами, что и привлекает к себе внимание.

Наибольшей привлекательностью обладали тесты № 5 «Жилой комплекс

Газпром» (Кагр =22% ) и № 3 «Сберегательный банк России » (Кагр=22%). Для

теста №5 наиболее часто повторяющимися ответами на вопрос «Что вам

понравилось в данном архитектурном здании? » являлись: - арки, расположение

окон на округлых выступах,округленные углы здания. Все эти элементы

округлости смягчают агрессивность окон, и привлекают к себе внимание. Для

теста № 3 наиболее повторяющимся ответом являлся: «расположение стен здания

под разными углами».

Среднюю оценку привлекательности получили здания «Олимпийская деревня

» (Кагр=28%), «Академия Народного Хозяйства» (Кагр=40%), «здание на

проспекте Вернадского» (Кагр=42%).

Наиболее агрессивными из предложенных тестов являются «Российский

Университет Дружбы Народов» (Кагр=62%), «Российская Академия Наук»

(Кагр=75%), «Дом правительства республики Калмыкия» (Кагр=83%). Данные

здания представляют собой типичный пример агрессивной визуальной среды.

Наличие одинаковых окон , прямых углов, т.е. большое число повторяющихся

элементов и серый цвет полностью соответствуют понятию агрессивная среда.

Проанализировав цветные снимки этих же зданий мы получили следующие

данные:

Наибольшей привлекательностью обладает тест № 6 «Олимпийская деревня

» (Кагр=21,09%), а также тест № 5«Жилой комплекс Газпром» (Кагр=21,27%)

Наиболее распространенными характеристиками описания

привлекательности теста № 6 «Олимпийская деревня » являлись: цвет придает

зданию свежесть , раскраска оживляет здание, очень красиво, ярко,

оригинально. Данный комплекс хотелось бы особенно выделить, т.к. при оценке

черно-белого теста значение Кагр=28%, а при оценке цветного теста оно

улучшилось до Кагр =21%. Значение коэффициента агрессивности у теста №5

«Жилой комплекс Газпром» изменилось также в лучшую сторону. Данные

изменения значений коэффициента агрессивности являются доказательством

влияния цвета как психофизиологической характеристики на формирование

комфортной городской среды.

У тестов № 1 «Шахматный дворец» и № 2 «Академия Народного Хозяйства»

значения коэффициентов агрессивности ухудшились и стали равны 23% и 46%

соответственно. В данном случае подбор цвета был произведен неудачно, т.к.

синий цвет придает огромным гомогенным плоскостям холодность,

безжизненность.

Тесты № 7 «Дом правительства республики Калмыкия», № 8 «Российская

Академия Наук», обладающие наибольшей агрессивностью в черно-белом варианте

стали еще агрессивней в цветном, хотя они окрашены в белый цвет, который

символизирует чистоту, свежесть. В данном случае, белый цвет подчеркивает

одинаковые окна, выделяя их еще сильнее,что придает зданию больше

агрессивности.

На основе данных психофизиологического влияния архитектурных форм

можно сказать, что данные эксперимента наглядно показывают влияние

современных силуэтов архитектурных зданий на психофизиологический комфорт

человека и подтверждают негативное влияние агрессивных и гомогенных

визуальных полей.

Результаты оценки черно-белых и цветных зданий показали,что цвет

является мощным психофизиологическим фактором формирования визуальной

среды. Формирование комфортности с помощью цвета определяется правильным

рациональным подбором цветовой гаммы для каждого отдельного здания и

комплекса зданий в целом.

2.6.Эксперимент № 4

В данной работе представлены результаты изучения влияния

национальных архитектурных силуэтов зданий на психофизиологический комфорт

человека. А также формирование комфортной визуальной среды города с помощью

цвета. Для оценки форм национальных архитектурных ансамблей была

использована методика анализа визуальной среды по выявлению степени

агрессивности зданий, разработанная Филиным В.А.

Задачи эксперимента заключаются в том, чтобы оценить влияние формы

национальных архитектурных ансамблей на психофизиологический комфорт

человека, а также оценить изменение их влияния при окрашивании.

В эксперименте приняли участие 50 человек в возрасте 19-25 лет, не

имеющие, в большинстве, случаев нарушения со стороны органов зрения и

отличающиеся по профессиональному признаку, по темпераменту, а также по

месту проживания. В качестве теста была разработана специальная анкета (см.

приложение), позволяющая оценить степень агрессивности визуальной среды,

критерием которой служили психофизиологические ощущения испытуемых на

предлагаемые им фотогафии-тесты (см. приложение ), а также оценить влияние

цвета как психофизиологической средообразующей характеристики.

Испытуемым предлагалось ответить на вопросы составленной анкеты, по 8

черно-белым снимкам и поставить каждому из них оценку по пятибальной шкале,

после чего предлагалось оценить эти же здания но по цветным снимкам по тому

же принципу. Кроме того, необходимо было ответить на вопросы: нравится ли

данное архитектурное здание? Опишите что вы чувствуете глядя на него?

После этого расчитывался коэффициент агрессивности каждого теста по

формуле:

Кагр= ( 1/Р) *100, где Р – среднее число баллов.

В результате, были выявлены степени агрессивности данных

национальных ансамблей, и изменения этой характеристики с помощью цвета.

Результаты эксперимента представлены в таблице № 4 и на графике № 4.

Как мы видим из таблицы и графика все черно-белые тесты, за

исключением одного «Мемориальная синагога», имеют очень малую степень

агрессивности, т.е. обладают наибольшей привлекательностью их коэффициенты

агрессивности колеблются от 21% до 23%. Наиболее часто повторяющимися

характеристиками были: очень красивые храмы, богатая архитектура и т.д. в

данных зданиях визуально привлекательными являются башенки, шпили колонны,

купола, арки, резные узоры, которые позволяют глазу фиксировать

изображение, обеспечивая тем самым психофизиологический и информационный

комфорт организма.

Наибольшей степенью агрессивности, отличающейся от всех других,

обладал тест № 4 «Мемориальная синагога» (Кагр =34%). Наиболее

встречающимися ответами являются: здание безлико, однородно и т.д. Это

здание является представителем современной архитектуры, на нем расположены

голые плоские поверхности, что и не понравилось респонденам.

Данный эксперимент показывает, что храмы создавались по принципу

формирования комфортной среды, очертания башен, шпилей практически

заимствованы из природы, поскольку такое же завершение имеют деревья,

кустарники, раснения, горы,составляющие основную массу зрительных элементов

в окружающей среде. Даже наши предки знали, что для глаз хорошо. В

современных силуэтах зданий прослеживается упрощение и стремление

градостроителей к прямым линиям и большим голым плоскостям. В такой среде

глазу после саккады не на чем остановиться, увеличеие амплитуды не спасает

дело, а саккады тем не менее идут чередой,оставаясь не реализованными.

В городской среде церковные храмы, костелы, мечети являются

своеобразными доминантами, которые создают легко узнаваемую панораму

каждого города. Начало зрительного восприятия идет с восприятия силуэта, с

фиксации «блестящих глав, возносящихся к небесам» здесь возникают сначала

большие саккады при переносе взгдяда с одной верхней точки на другую, а

затем – микросаккады в момент фиксации. Вместе с рельефом, ландшафтом,

другими архитектурными объектами храмы являются основными опорными точками

зрительного восприятия городской среды.

При оценке цветных тестов храмов значения коэффициента агрессивности

улучшились, т.е. комфортность храмов возросла. Это еще раз доказывает,что в

прошлом архитекторы могли умело обогатить визуальную среду, тщательно

проанализировав всю палитру, структуру и динаку цветовых компонентов

природного окружения, национальные особенности архитектуры и природные

условия.

2.7. Эксперимент № 5.

Стабилограф – специальный прибор,предназначенный для изучения

устойчивости стояния. Он сконструирован на основе принципов электрического

измерения механических величин.

Стабилография основана на графической регистрации колебаний общего

центра тяжести тела человека, находящегося на специальной

стабилографической платформе в вертикальном положении.

Методика проведения стабилографического исследования, использованная

в данной работе, заключалась в следующем. Для того, чтобы результаты

исследования испытуемых были сравнимы, мы стремились к унификации условий

проведения исследования. Стабилографическое исследование проводилось обычно

во второй половине дня через 3-4 часа после приема пищи. Перед началом

проведения обследования пациенту объясняли порядок проведения исследования

и предлагали встать на платформу. Обращалось внимание на положение стоп

испытуемого, они не должны выступать за определенные ограничители,

обозначенные на платформе.

Нами применялся статический стабилометрический тест в устойчивой

вертикальной позе в двух модификациях:

1) проба до просмотра видеозаписи с агрессивной визуальной средой;

2) проба после 15 минутного просмотра видеозаписи с статическими

агрессивными полями;

3) проба после 15 минутного просмотра видеозаписи с динамическими

агрессивными визуальными полями;

Серия №1.

Проба до просмотра видео записи проводилась следующим образом:

Сначала в программу стабилографических исследований вводились параметры

испытуемого: имя, рост, вес, регистрационный номер и он заносился в

картотеку. Затем испытуемый вставал на стабилографическую платформу,

помещая свои ступни в пределах обозначенных контуров. Испытуемый должен

стоять прямо, держа руки по швам, и не напрягаясь (поза Ромберга). Во время

измерения испытуемый должен зафиксировать свой взор на точке, находящейся

на уровне его глаз примерно в полуметре от лица. Измерения проводились в

течении 30 секунд, затем следовал звуковой сигнал, свидетельствующий о

прекращении измерения. Затем испытуемый просматривал видеозапись с

статической агрессивной визуальной средой и проводились измерения в той же

позе Ромберга в течении 30 секунд. Далее компьютер обрабатывал поступивший

сигнал и выдавал информацию в виде стабилограммы и ее параметров.

Исследование проводилось в нормальных физиологических условиях. Во

время обследования испытуемый не ощущал каких-либо неудобств от

исследования, он свободно стоял на жесткой стальной площадке. При этом нет

необходимости балансировать для поддержания равновесия. Методика

обеспечивала возможность точного количественного и пространственного

анализа устойчивости поддержания вертикальной позы с полной компьютерной

обработкой зафиксированных результатов.

Получаемую информацию заносили в базу данных, при этом в любой момент

времени возможно выведение любых промежуточных результатов и параметров на

экран монитора.

В эксперименте участвовало 5 человек. В результате эксперимента

выяснилось, что после просмотра видеозаписи с статическими полями

наблюдался большой разброс отклонений положения тела от вертикальной оси.

Серия №2.

Проба до просмотра видео записи проводилась таким же образом как и в

первый раз. Затем испытуемый просматривал видеозапись с динамической

агрессивной визуальной средой проводились измерения в той же позе Ромберга

в течении 30 секунд. Далее компьютер обрабатывал поступивший сигнал и

выдавал информацию в виде стабилограммы и ее параметров.

В эксперименте участвовало 5 человек. В результате эксперимента

выяснилось, что после просмотра видеозаписи с динамическими полями

наблюдался еще больший разброс отклонений положения тела от вертикальной

оси. Данные наблюдения свидетельствуют о том, что динамические и

статические поля оказывают неблагопрятное воздействие на вестибулярный

аппарат).

3. Выводы.

Для того, чтобы оценить, насколько удобна, красива, едина среда, в

которой мы живём, необходимо обратиться к мнению горожан, узнать их взгляды

национальной, создаваемой веками архитектуру и взгляды на новые современные

здания, на организацию зон отдыха, на планирование пешеходных улиц и

транспортных магистралей. Помочь в этом могут психофизиологические методы,

учитывающие особенности человеческого восприятия, памяти, эмоций.

Данные экспериментов показывают, что на сегодняшний день визуальную среду

города нельзя назвать комфортной. Наши города заполонены большим

количеством гомогенных и агрессивных полей, а также для них характерно

наличие темно-серых цветов.

Гомогенные поля, характеризующиеся небольшим количеством элементов

либо их отсутствием, "заставляют" работать наши глаза в неэкономном режиме

(увеличивается количество и амплитуда саккад), что в свою очередь приводит

к эмоциональному дискомфорту человека.

Агрессивные поля также пагубно влияют на психофизиологическое состояние

человека. Для них характерно большое число одинаковых элементов, равномерно

рассредоточенных на некой поверхности. Длительное пребывание в агрессивной

визуальной среде сначала создает ощущение дискомфорта, а в последствии

может привести к психическим расстройствам.

Колористика большинства городов также не отличается разнообразием, чаще

- два- три цвета. При этом в городской среде -изобилие больших плоскостей и

статичных объектов. Все это привело к резкому отличию городской визуальной

среды от естественной, в которой человек сформировался как биологический

вид. Данная проблема наиболее актуальна в мегаполисах.

Данные эксперимента свидетельствуют о том, что постоянная визуальная

среда, ее насыщенность зрительными элементами оказывают сильное воздействие

на состояние человека, в особенности на его орган зрения, то есть действует

как любой другой экологический фактор, составляющий среду обитания

человека.

К числу факторов, постоянно меняющих визуальную среду человека,

следует отнести и работу новой осветительной техники: ламп дневного света,

импульсных ламп, лазерных источников.

Существенным образом изменило визуальную среду современного человека

массовое внедрение в его жизнь транспортных средств разного назначения.

Водитель автомобиля получает дополнительную зрительную нагрузку, когда

смотрит на перемещающиеся объекты, убегающий асфальт, мелькающие деревья,

солбы, дома, несущиеся навстречу автомобили, сигнальные огни. Данные

проведенного нами эксперимента свидетельствуют о том, что динамические поля

производят сильное воздействие на вестибулярный аппарат человека.

Аналогичную картину видит человек, находящийся в качестве пассажира в

автобусе, троллейбусе.

Помимо этого неблагоприятное визуальное воздействие на человека оказывают

находящиеся в каждой квартире телевизоры, и массовое внедрение в

повседневную жизнь компьютеров. Так как они оказывают значительное

негативное воздействие на зрительную систему человека.

Комфортные видимые среды, для которых характерно большое разнообразие

элементов в окружающем пространстве, положительно влияют на

психофизиологическое состояние человека, так как в таких средах все

механизмы зрения работают в предпочтительном режиме. Из проведенных

экспериментов видно, что здания старинной национальной архитектуры и их

цветовая гамма являются одним из ярких примеров, комфортного воздействия на

человека.

4. Заключение.

Визуальная среда - один из главных компонентов жизнеобеспечения

человека. До тех пор, пока человек большую часть времени пребывал в

естественной природной среде, проблем в области видеоэкологии практически

не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в жизнь

человека. И касается это не только плохого воздуха, загрязненной воды и

повышенной радиации, о которых много и часто говорят в связи с

экологическими проблемами. Резко изменилась видимая среда человека, ее

цветовая гамма, структура окружающего прстранства. Господство темно-серого

цвета, огромное количество больших плоских поверхностей, преобладание

прямых линий и прямых углов, статичность большей части объектов - все это

имеет очень важное значение для жизнедеятельности человека, в частности для

его зрения. И если к естественной природной среде глаза человека

эволюционно приспособились за многие миллионы лет, то в городской среде он

оказался сравнительно недавно, по существу только в XX веке. Естественно за

это время не смогли перестроится основные механизмы зрительного восприятия.

А ведь постоянное видимое поле, его насыщенность зрительными элементами

оказывают воздействие на состояние человека, действуют так же, как любой

другой экологический фактор.

Информативность зрительного восприятия зависит как от физических

факторов внешней среды (например, гомогенности или агрессивности видимого

поля), так и от психофизиологических факторов эволюционно и экологически

обусловленных (таких как механизм саккад).

Глаз наиболее чувствителен к измененным и насыщенным, а не к

монотонным изображениям, которые не несут никакой информации. Поиск

информативных визуальных изображений связан с физиологией глаз:

сканированием, изменением ритма и амплитуды саккад.

При монотонности или гомогенности окружающей среды исчезает

информативность визуальной среды, что приводит к нарушению нервных

процессов в ЦНС, дискомфорту и агрессивности. К сожалению многие

современные архитекторы, дизайнеры, колористы и производители текстильной

промышленности не учитывают особенности зрительного восприятия.

Архитектура - это долговечный, дорогостоящий и материалоемкий пласт

культуры, в котором материализованы гигантские физические и

интеллектуальные усилия цивилизованного общества. Эти усилия не должны быть

напрасными. Прежде всего объекты архитектуры должны радовать глаз. Они

должны положительно воздействовать в эмоциональном и нравственном отношении

на человека, который находится под их влиянием всю жизнь и, конечно, они не

должны наносить ущерб здоровью горожанина.

Большой задачей Службы видеоэкологии г. Москвы является разработка карты

визуального "загрязнения" города. Такая карта позволит представить масштабы

бедствия и наметить пути улучшения визуальной среды. Это весьма трудоемкая

задача, особенно в крупных городах с миллионым населением.

Одновременно должны быть разработаны методические рекомендации по

допустимым нормам агрессивных и гомогенных полей в городской среде.

Таким образом, уделяя внимание проблемам окружающей среды, мы должны

учитывать не только экономические и экологические, но и эстетические

аспекты данной проблемы, включающие в себя формирование окружающей нас

видимой среды.

Список используемой литературы:

1. Филин В.А. Закономерности саккадической деятельности глазожвигательного

аппарата. Автореферат дис. д-ра биол. наук М: 1987г. 44 с.

2. Глезер В.Д. К характеристике глаза как следящей системы //

Физиологический журнал .1959г. Т 15 № 2 с 271-279.

3. Ярбус А.Л. Роль движений глаз в процессе зрения. М: Наука, 1963. 166 с.

4. Архитектура и бионика (под ред. Лебедева Ю.С. ) М: Строииздат,1990г.

269 с.

5. Архитектура и экология России: традиции, современность, будущее //

сборник тезисов и докладов распубликанской научной конференции (ноябрь,

1993) Новосибирск: «Пасман и Шувалов», 1993. 225с.

6. Гибсон Г. Экологические процессы зрительного восприятия. М: Прогресс

1988, 380 с.

7. Габайдулина С. Цвет как психологическая характеристика городской среды.

//Колоритика города (Материалы Международного семинара) М: 1990. Т 1.

С. 175-181.

8. Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии.

(перевод с англ. ) М: Прогресс, 1990. 304с.

9. Грегори Р. Глаз и мозг (перевод с англ.) М: Прогресс. 1970. 272 с.

10. Линч К. Образ города (перевод с англ.) М: Стройиздат, 1982, 328 с.

11. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. М: 1994. 192 с.

12. Филин В.А. Архитектура как проблема видеоэкологии. М: ВНИИТАГ,1990.

С.119-123.

13. Филин В.А. Цветовая среда города как экологический фактор. //

Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т 1. С

55-60.

14. Филин В.А. Видимая среда в городских условиях как экологический фактор.

М: Наука, 1990.

15. Филин В.А. Видеоэкология и архитектура. М: МЦВ,1995. 52 с.

16. Яргина З.Н. Эстетика города. М: Стройиздат, 1991. 366 с.

17. Филин В.А. Видеоэкология. М: ТАСС-Реклама, 1997. 317 с.

18. Архитектура и природа (под ред. Н.Филипповского ) М: Знание, 1987. С

10-11.

19. Иконников А.В. Архитектура ХХ века. Реальность и утопии. М: РААСН,

1996.

20. Иконников А.В. Искусство, среда, время: эстетическая организация

городской среды. М: 1985. 336 с.

21. Беляева Е.Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект

зрительного восприятия. М: Стройиздат, 1977. 125 с.

22. Леушина Л. И. Ассиметрия полушарий головного мозга и опознание

зрительных образов. Л: 1990.

23. Линч К. Совершенная форма в градостроительстве. М:1986.

24. Тетиор А.Н. Архитектурно-строительная экология (Здоровые города). М:

1995. 446 с.

25. Тетиор А.Н. Город и природа. М: 1996.

26. Тетиор А.Н. Здоровый город ХХI века (основы архитектурно-строительной

экологии). М: РЭФИА, 1997. 699 с.

27. Тетиор А.Н. Строительная экология. Киев, 1992.

28. Воробьев Г.,Иванова Е. Колористика и экология.//Колористика города

(материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С.55-61.

29. Филин В.А. Проблема видеоэкологии городской среды. //Колористика города

(материалы Международного семинара) М: 1990. Т II. С 62-79.

30. Алексеева Т. Психологический подход в цветовом архитектурном

моделировании. //Колористика города (материалы Международного семинара)

М: 1990. Т II. С 132-137.

31. Елизаров В. Региональные факторы формирования колористики города.

//Колористика города (материалы Международного семинара) М: 1990. Т II.

С 260-276.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Страницы: 1, 2, 3, 4


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.