бесплатно рефераты
 
Главная | Карта сайта
бесплатно рефераты
РАЗДЕЛЫ

бесплатно рефераты
ПАРТНЕРЫ

бесплатно рефераты
АЛФАВИТ
... А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

бесплатно рефераты
ПОИСК
Введите фамилию автора:


Борьба правоохранительных органов с экологическими правонарушениями

Так, к примеру, в случае обнаружения признаков экологического преступления

им выносится мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела.

В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного в

нарушении природоохранительного законодательства к административной

ответственности и этот вопрос не был поставлен в представлении или другом

акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении

производства об административном правонарушении, которое подлежит

рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок,

установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в

письменной форме.

Кроме того, прокуроры обязаны принимать меры к обеспечению возмещения

материального ущерба, причиненного нарушениями природоохранительного

законодательства. Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре РФ, прокурор вправе

предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах

пострадавших. В последние годы число таких актов имеют тенденцию к

росту.[31]

Вместе с тем нельзя не заметить, что, предъявляя иски в суды и

арбитражные суды, прокуроры нередко тем самым подменяют другие органы.

Подавляющее число исков, если это не связано с рассмотрением судами

уголовных дел, должны в первую очередь предъявляться уполномоченными на то

органами: комитетами по охране природы, органами здравоохранения, местными

органами власти и другими. Прокурорам же надлежит предъявлять иски

преимущественно в случаях, когда это по какой-то причине не в состоянии

сделать заинтересованные органы. Они должны всячески способствовать

активизации и совершенствованию работы по возмещению материального ущерба

этими органами, поддерживать, когда это необходимо, заявленные ими иски в

судах и арбитражных судах.

Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Арбитражным

процессуальным кодексом РФ, исковое заявление в Высший Арбитражный суд РФ

вправе направить только Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в

арбитражный суд субъекта Российской Федерации — также прокурор или

заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их

заместители (ст. 41).[32] Это означает, что районные и межрайонные

прокуроры не могут непосредственно обращаться в арбитражный суд области. В

результате данная оговорка в законе несколько осложняет положение

межрайонных природоохранных прокуратур. К примеру, природоохранные

прокуратуры Поволжья, расположенные по всей территории, где протекает Волга

и втекающие в нее другие реки, должны направлять все материалы для

предъявления исков в арбитражный суд своей области сначала в Волжскую

природоохранную прокуратуру, приравненную к областной.

Ко всему прочему прокуроры обязаны осуществлять контроль за

реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора,

добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и

в полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные

проверки фактического устранения нарушений природоохранительного

законодательства.

Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение

требований прокурора.

В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если

требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им

ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или

административной ответственности.

К задачам органов прокуратуры следует также отнести необходимость

широкого разъяснения ими природоохранительного законодательства. Вся

деятельность прокуратуры должна проводиться в условиях гласности.

Наиболее активной реакции органов прокуратуры в настоящее время

требует проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии,

захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов и

приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п.

Особой задачей прокуратуры является систематическая проверка

исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеется

множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как

известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач.

Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за

исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных

экологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей

компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямые

связи с соответствующими органами других государств и международными

организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам

правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке

международных договоров, в т.ч. и по вопросам экологической

безопасности.[33]

Решение всех перечисленных выше задач было бы невозможно без

постоянного совершенствования работы по руководству нижестоящими

прокурорами. Генеральный прокурор РФ обязывает вышестоящих прокуроров

оказывать практическую помощь городским и иным прокурорам в организации

надзора за исполнением законов об охране природы.

Проверки исполнения законов проводятся, как сказано в Законе о

прокуратуре РФ, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о

фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.[34] Под

информацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях,

явлениях и процессах независимо от формы их представления

За последние годы Генеральной прокуратурой РФ с Участием

природоохранных и территориальных прокуроров были проведены проверки

исполнения законодательства, направленного на обезвреживание токсичных

отходов; предотвращения захоронения радиоактивных и других опасных веществ;

незаконного вывоза биологических ресурсов за рубеж; охрану морской

экономической зоны, животного мира; соблюдение водного, лесного, земельного

законодательства, режима особо охраняемых территорий, законодательства о

недрах, а также по преодолению последствий Чернобыльской аварии и по другим

экологическим вопросам. По результатам вносились представления

руководителям федеральных министерств и ведомств, информации Президенту РФ,

Правительству РФ, в Федеральное Собрание РФ с постановкой конкретных

вопросов об усилении контроля за соблюдением природоохранительного

законодательства, устранении противоречий в законах, о разработке

законодательных актов, усиливающих ответственность за экологические

правонарушения.

Все чаще прокуроры стали направлять в суды и арбитражные суды иски,

связанные с загрязнением рек стоками с городских свалок, сбросами сточных

вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ;

незаконной (самовольной) порубкой леса, нарушением правил рыболовства,

санитарных правил в лесах и т.д. Стали весьма распространенными иски

прокуроров о признании недействительными актов органов местной власти

управления. Главы администрации, случается, открыто нарушают экологическое

законодательство. Например, в г. Белгороде было принято незаконное

постановление: "О закреплении охотничьих угодий за обществом охотников и

рыболовов" (в местах, которыми не вправе распоряжаться местная

администрация).[35]

Органами прокуратуры только в 1994 г. выявлено 13587 нарушений

природоохранительного законодательства, отменено 2112 незаконных правовых

актов, принятых органами власти субъектов федерации. Наиболее характерными

экологическими нарушениями являются:

— выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов в

запретных зонах;

— изъятие особо охраняемых природных территорий и лесов первой группы

под застройку;

— необоснованное освобождение от платы за загрязнение природной среды;

— выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов;

— использование денежных средств экологических фондов на цели, не

связанные с охраной природы;

— присвоение функций и компетенции федеральных органов органами

субъектов Федерации.

К сожалению, не всегда еще по материалам прокурорских проверок по

сведениям, поступающим из контролирующих органов, при наличии признаков

преступления возбуждаются уголовные дела. Кроме того, в случае отказа в

возбуждении уголовного дела нередко не оповещаются органы экологического

контроля для привлечения нарушителей природоохранительного законодательства

к иным видам ответственности. В результате они остаются безнаказанными.

В рамках единой системы органов прокуратуры России наряду с

территориальными прокуратурами, сложились и функционируют

специализированные природоохранные прокуратуры.

Начало создания системы природоохранных прокуратур относится к периоду

1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический кризис и Чернобыльская

трагедия вынудили государство усилить контроль за исполнением

природоохранительного законодательства. Были приняты меры к

совершенствованию прокурорского надзора в экологически неблагополучных

территориях, увеличена штатная численность прокурорских работников, создана

Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), а также

межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно-

Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской

областях.

Создание и деятельность природоохранных прокуратур, особенно на этапе

их становления, сопровождалось определенными сложностями организационного

порядка, связанными с разграничением объектов надзора и подследственностью.

Некоторые неувязки сохраняются и сегодня. Тем не менее, десятилетний опыт

показал жизнеспособность и более высокую результативность природоохранных

прокуратур в сравнении с аналогичной надзорной деятельностью

территориальных прокуратур.

Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии

позволило обеспечить:

— заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местной

власти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполнения

природоохранительного законодательства;

— большую координацию и согласованность следственно-прокурорских

действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных

единиц;

— усиление взаимодействия с п8риродоохранными и контролирующими

органами в обеспечении исполнения экологического законодательства;

— повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет

целенаправленной специализации кадров.

Активность реагирования специализированных прокуратур на нарушения

природоохранительного законодательства по всем учитываемым статистическим

показателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз выше, чем

у территориальных прокуратур.[36]

Заключение.

В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических

преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на

состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором

политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не

только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы

существования человека.

Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных,

в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении

естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует

о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов

остановить разрушительный экологический беспредел невозможно.

Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть,

принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу

зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать

местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных

контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в

последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой

экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц.

В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне

негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление

прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы

природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости

дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении

высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и

экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении.

Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета

природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности

и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и

природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное

участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области

экологии.

Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на

исполнение международных договоров России в области охраны окружающей

природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое

действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и

другие нормативно-правовые акты.

Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующих

в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной

среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и

указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой

действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере

экологии представляются возможными только специализированными

природоохранными прокуратурами.

Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за

исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий

(акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности,

за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов,

издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам

защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и

исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства.

Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы не

ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от

сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии

одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных

природоохранных прокуратур.

Из вышеизложенного следует что координация усилий всех государственных

органов, общественных организаций, будет способствовать комплексному

подходу в организации борьбы с правонарушениями в области

природопользования.

Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной

деятельности является принятие межведомственных нормативных актов,

охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды.

Данная работа позволяет сделать вывод, что экологическая функция

правоохранительных органов нуждается в дальнейшем развитии и

совершенствовании.

Необходимо поднимать роль природоохранных прокуратур и создавать новые

структуры, прообразом которых может стать экологическая милиция. Так как от

этого зависит не только наше здоровье но и здоровье наших потомков.

Библиография

Нормативные акты:

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Юрид. лит,

1996

2. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР № 1303-1 за 1991.

3. Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. – М.: Юрид. лит, 1985.

4. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. – М.: Юрид. лит, 1999.

5. Кодекс законодательства о труде РСФСР. – М.: Спарк, 1998.

6. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. лит, 1999.

7. Уголовный кодекс РСФСР. – Ярославль: изд. ЯГУ, 1996.

8. Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российская газета

от 17 апреля 1993г.

9. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят

Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января

2000г). М.: Юристъ, 2000г

10. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г.

// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №

10.

11. Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ.

Российская газета от 19 декабря 1995г.

12. Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г

N 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995г.

13. Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных

местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета

от 01 марта 1995г.

14. Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Российская

газета от 4 мая 1995г.

15. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N

52-ФЗ от 19 апреля 1991 г. (В ред. 30 марта 1999 года. Российская газета

№№64, 65 от 16 апреля 1999г.

16. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и

органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" N 5473-1

(в ред. 21 июля 1998г) СЗ РФ №8 ст 11423-1.

17. Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной

деятельности в МВД РФ" Беллютень нормативных актов федеральных органов

исполнительной власти №39 о 1993г.

18. Архив Белгородской городской прокуратуры. Постановление №66-17

Научная литература:

19. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе,

переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.

20. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО

Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997.

21. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева

А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД".

1997.

22. Адиханов В.Х Экологическое право. – Барнаул, 1994.

23. Голиченков А.Х. Экологический контроль. Теория, практика правового

регултрования. – М., 1992

24. Петров В.В Экологической право в России. – М.: БЕК, 1998

25. Возняк В.Я. Экологическое оздоровление экономики. // Наука №4, 1994

26. Бакунина Т.С. Женщины за охрану окружающей среды, - Государство и

право, 1994, N4.

27. Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и

бизнес, 1993, N3.

28. Галкин Ю. “Зеленые” - кто они ?”, - “Зеленый мир”, 1992 г., N25-26.

29. Данилов-Данильян В.И. Природоохранная система сейчас достаточно едина.

- “Зеленый мир”, 1994 г., N1.

30. Петров В.В. Экономика и среда обитания. - “Экология и бизнес”, 1993

г., N3.

-----------------------

[1] Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и

бизнес, 1993, N3.

[2] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО

Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4

[3] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО

Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4

2 Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г.

// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. №

10.

[4] Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ.

Российская газета от 19 декабря 1995г.

[5] Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г

N 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995г.

[6] Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных

местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета от

01 марта 1995г.

[7] "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР № 1303-1 за

1991г.

[8] Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российская газета

от 17 апреля 1993г.

[9] Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. – М.: Юрид. лит, 1985.

[10] Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Российская

газета от 4 мая 1995г.

[11] Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N

52-ФЗ

от 19 апреля 1991 г. (В ред. 30 марта 1999 года. Российская газета №№64, 65

от 16 апреля 1999г.

[12] КоАП РСФСР. – М.: Юрид.лит, 1999.

[13] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Юрид.лит,

1999

[14] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря

1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1992. № 10.

[15] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря

1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1992. № 10.

[16] КзоТ РСФСР. – М.: Спарк, 1998.

[17] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря

1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1992. № 10.

[18] КзоТ РСФСР. – М.: Спарк, 1998.

[19] УК РФ. – М.: Юрид.лит, 1999.

[20] УК РФ. – М.: Юрид.лит, 1999.

[21] УК РСФСР. – Ярославль: изд. ЯГУ, 1996.

[22] Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и

бизнес, 1993, N3.

[23] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря

1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

1992. № 10.

[24] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе,

переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996.

[25] Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной

деятельности в МВД РФ" Беллютень нормативных актов федеральных органов

исполнительной власти №39 о 1993г.

[26] Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной

деятельности в МВД РФ" Беллютень нормативных актов федеральных органов

исполнительной власти №39 о 1993г.

[27] Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и

органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" N 5473-1

(в ред. 21 июля 1998г) СЗ РФ №8 ст 11423-1.

[28] Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева

А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД".

1997. С.205

[29] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят

Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г).

М.: Юристъ, 2000г

[30] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят

Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г).

М.: Юристъ, 2000г

[31] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят

Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г).

М.: Юристъ, 2000г

[32] АПК РФ. – М.: Юрид. лит, 1998

[33] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят

Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г).

М.: Юристъ, 2000г

[34] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят

Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г).

М.: Юристъ, 2000г

[35] Архив Белгородской городской прокуратуры. Постановление №66-17

[36] Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева

А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД".

1997.

Страницы: 1, 2, 3


бесплатно рефераты
НОВОСТИ бесплатно рефераты
бесплатно рефераты
ВХОД бесплатно рефераты
Логин:
Пароль:
регистрация
забыли пароль?

бесплатно рефераты    
бесплатно рефераты
ТЕГИ бесплатно рефераты

Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое.


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.