|
Борьба правоохранительных органов с экологическими правонарушениямиТак, к примеру, в случае обнаружения признаков экологического преступления им выносится мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела. В тех случаях, когда возникает необходимость привлечения виновного в нарушении природоохранительного законодательства к административной ответственности и этот вопрос не был поставлен в представлении или другом акте реагирования, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме. Кроме того, прокуроры обязаны принимать меры к обеспечению возмещения материального ущерба, причиненного нарушениями природоохранительного законодательства. Согласно ст. 27 Закона о прокуратуре РФ, прокурор вправе предъявлять и поддерживать в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В последние годы число таких актов имеют тенденцию к росту.[31] Вместе с тем нельзя не заметить, что, предъявляя иски в суды и арбитражные суды, прокуроры нередко тем самым подменяют другие органы. Подавляющее число исков, если это не связано с рассмотрением судами уголовных дел, должны в первую очередь предъявляться уполномоченными на то органами: комитетами по охране природы, органами здравоохранения, местными органами власти и другими. Прокурорам же надлежит предъявлять иски преимущественно в случаях, когда это по какой-то причине не в состоянии сделать заинтересованные органы. Они должны всячески способствовать активизации и совершенствованию работы по возмещению материального ущерба этими органами, поддерживать, когда это необходимо, заявленные ими иски в судах и арбитражных судах. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом РФ, исковое заявление в Высший Арбитражный суд РФ вправе направить только Генеральный прокурор РФ или его заместитель, а в арбитражный суд субъекта Российской Федерации — также прокурор или заместитель прокурора субъекта РФ и приравненные к ним прокуроры или их заместители (ст. 41).[32] Это означает, что районные и межрайонные прокуроры не могут непосредственно обращаться в арбитражный суд области. В результате данная оговорка в законе несколько осложняет положение межрайонных природоохранных прокуратур. К примеру, природоохранные прокуратуры Поволжья, расположенные по всей территории, где протекает Волга и втекающие в нее другие реки, должны направлять все материалы для предъявления исков в арбитражный суд своей области сначала в Волжскую природоохранную прокуратуру, приравненную к областной. Ко всему прочему прокуроры обязаны осуществлять контроль за реализацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора, добиваться, чтобы содержащиеся в них требования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимости им следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений природоохранительного законодательства. Законом о прокуратуре РФ предусмотрена ответственность за неисполнение требований прокурора. В настоящее время эта проблема решается следующим образом. Если требования прокурора, содержащиеся в акте реагирования, не выполняются, им ставится вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной или административной ответственности. К задачам органов прокуратуры следует также отнести необходимость широкого разъяснения ими природоохранительного законодательства. Вся деятельность прокуратуры должна проводиться в условиях гласности. Наиболее активной реакции органов прокуратуры в настоящее время требует проблема радиоактивного загрязнения. Опасность представляют аварии, захоронение радиоактивных отходов, нарушение правил эксплуатации объектов и приборов с радиоактивными веществами, их хранения, перевозки и т.п. Особой задачей прокуратуры является систематическая проверка исполнения законодательства об экологических фондах, поскольку имеется множество фактов нецелевого расходования средств из этих фондов. А они, как известно, созданы для решения неотложных природоохранных задач. Исключительно важной задачей прокуратуры является надзор за исполнением международных обязательств, принятых в целях решения глобальных экологических проблем. Генеральная прокуратура РФ в пределах своей компетенции осуществляет на основании ст. 2 Закона о прокуратуре РФ прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров, в т.ч. и по вопросам экологической безопасности.[33] Решение всех перечисленных выше задач было бы невозможно без постоянного совершенствования работы по руководству нижестоящими прокурорами. Генеральный прокурор РФ обязывает вышестоящих прокуроров оказывать практическую помощь городским и иным прокурорам в организации надзора за исполнением законов об охране природы. Проверки исполнения законов проводятся, как сказано в Законе о прокуратуре РФ, на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором.[34] Под информацией принято понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления За последние годы Генеральной прокуратурой РФ с Участием природоохранных и территориальных прокуроров были проведены проверки исполнения законодательства, направленного на обезвреживание токсичных отходов; предотвращения захоронения радиоактивных и других опасных веществ; незаконного вывоза биологических ресурсов за рубеж; охрану морской экономической зоны, животного мира; соблюдение водного, лесного, земельного законодательства, режима особо охраняемых территорий, законодательства о недрах, а также по преодолению последствий Чернобыльской аварии и по другим экологическим вопросам. По результатам вносились представления руководителям федеральных министерств и ведомств, информации Президенту РФ, Правительству РФ, в Федеральное Собрание РФ с постановкой конкретных вопросов об усилении контроля за соблюдением природоохранительного законодательства, устранении противоречий в законах, о разработке законодательных актов, усиливающих ответственность за экологические правонарушения. Все чаще прокуроры стали направлять в суды и арбитражные суды иски, связанные с загрязнением рек стоками с городских свалок, сбросами сточных вод с превышением предельно допустимых концентраций вредных веществ; незаконной (самовольной) порубкой леса, нарушением правил рыболовства, санитарных правил в лесах и т.д. Стали весьма распространенными иски прокуроров о признании недействительными актов органов местной власти управления. Главы администрации, случается, открыто нарушают экологическое законодательство. Например, в г. Белгороде было принято незаконное постановление: "О закреплении охотничьих угодий за обществом охотников и рыболовов" (в местах, которыми не вправе распоряжаться местная администрация).[35] Органами прокуратуры только в 1994 г. выявлено 13587 нарушений природоохранительного законодательства, отменено 2112 незаконных правовых актов, принятых органами власти субъектов федерации. Наиболее характерными экологическими нарушениями являются: — выдача разрешений на размещение экологически опасных объектов в запретных зонах; — изъятие особо охраняемых природных территорий и лесов первой группы под застройку; — необоснованное освобождение от платы за загрязнение природной среды; — выдача незаконных разрешений на эксплуатацию природных ресурсов; — использование денежных средств экологических фондов на цели, не связанные с охраной природы; — присвоение функций и компетенции федеральных органов органами субъектов Федерации. К сожалению, не всегда еще по материалам прокурорских проверок по сведениям, поступающим из контролирующих органов, при наличии признаков преступления возбуждаются уголовные дела. Кроме того, в случае отказа в возбуждении уголовного дела нередко не оповещаются органы экологического контроля для привлечения нарушителей природоохранительного законодательства к иным видам ответственности. В результате они остаются безнаказанными. В рамках единой системы органов прокуратуры России наряду с территориальными прокуратурами, сложились и функционируют специализированные природоохранные прокуратуры. Начало создания системы природоохранных прокуратур относится к периоду 1985—1986 гг., когда надвигающийся экологический кризис и Чернобыльская трагедия вынудили государство усилить контроль за исполнением природоохранительного законодательства. Были приняты меры к совершенствованию прокурорского надзора в экологически неблагополучных территориях, увеличена штатная численность прокурорских работников, создана Каспийская бассейновая прокуратура (на правах областной), а также межрайонные прокуратуры на Байкале (Восточно-Байкальская, Западно- Байкальская), в Хабаровском и Приморском краях, в Сахалинской и Камчатской областях. Создание и деятельность природоохранных прокуратур, особенно на этапе их становления, сопровождалось определенными сложностями организационного порядка, связанными с разграничением объектов надзора и подследственностью. Некоторые неувязки сохраняются и сегодня. Тем не менее, десятилетний опыт показал жизнеспособность и более высокую результативность природоохранных прокуратур в сравнении с аналогичной надзорной деятельностью территориальных прокуратур. Образование специализированных надзорных структур в сфере экологии позволило обеспечить: — заметную самостоятельность и независимость прокуроров от местной власти и ведомственного влияния в принятии решений по вопросам исполнения природоохранительного законодательства; — большую координацию и согласованность следственно-прокурорских действий в регионах, охватывающих несколько административно-территориальных единиц; — усиление взаимодействия с п8риродоохранными и контролирующими органами в обеспечении исполнения экологического законодательства; — повышение компетентности и качества прокурорского надзора за счет целенаправленной специализации кадров. Активность реагирования специализированных прокуратур на нарушения природоохранительного законодательства по всем учитываемым статистическим показателям уже на начальном этапе оказалась уже в несколько раз выше, чем у территориальных прокуратур.[36] Заключение. В заключении можно отметить, что с каждым годом число экологических преступлений и иных правонарушений увеличивается. Они все больше влияют на состояние общественной безопасности, в ряде регионов выступают фактором политической дестабилизации. Экологические преступления причиняют вред не только экономике страны, но и подрывают сами биологические основы существования человека. Всё это диктует необходимость наращивать усилия всех государственных, в том числе и правоохранительных органов, в охране и восстановлении естественной среды обитания человека. Повседневная практика свидетельствует о том, что только силами природоохранных и контролирующих органов остановить разрушительный экологический беспредел невозможно. Эти органы снизу доверху замыкаются на исполнительную власть, принимающую окончательные экономические и экологические решения. В силу зависимого положения они часто вынуждены идти на компромиссы, потакать местническим и ведомственным интересам, а принципиальная позиция отдельных контролеров нередко властями просто игнорируется. В самих этих органах в последнее время происходит процесс коммерциализации, сращивания с теневой экономикой, укрытия злоупотреблений должностных лиц. В сложившихся экстремальных условиях с охраной природы крайне негативно следует расценивать любые шаги, направленные на ослабление прокурорского надзора в сфере экологии. Обобщение опыта работы природоохранных прокуратур позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего совершенствования их деятельности, укреплении высококвалифицированными кадрами, владеющими экологическими, правовыми и экономическими знаниями, о надлежащем техническом оснащении. Сегодня, как никогда раньше, необходимы: укрепление авторитета природоохранных прокуратур; создание стабильных правовых основ деятельности и взаимодействия их с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии; активное участие природоохранных прокуратур в законопроектной работе в области экологии. Надзор природоохранных прокуратур необходимо распространить также на исполнение международных договоров России в области охраны окружающей природной среды, ратифицированных в установленном порядке и имеющих прямое действие, без внесения соответствующих изменений и дополнений в законы и другие нормативно-правовые акты. Осуществление наиболее эффективного надзора за исполнением действующих в сфере экологии (включая природопользование, охрану окружающей природной среды, обеспечение экологической безопасности) нескольких сотен законов и указов нормативного характера Президента РФ, оказание прокуратурой действенной помощи различным ветвям власти в их деятельности в сфере экологии представляются возможными только специализированными природоохранными прокуратурами. Именно эти прокуратуры могут наиболее квалифицированно надзирать за исполнением экологических требований законодательства в пределах территорий (акваторий), занятых объектами федеральной государственной собственности, за соответствием федеральным законам подзаконных нормативных актов, издаваемых в сфере экологии, соблюдением законодательства по вопросам защиты конституционных экологических прав и свобод человека и гражданина и исполнением иных экологических предписаний федерального законодательства. Совершенствуя сеть природоохранных прокуратур, следовало бы не ограничиваться какой-либо одной моделью их организации. В зависимости от сложности решаемых задач, объема надзорной работы в сфере экологии одновременно могли бы функционировать несколько моделей специализированных природоохранных прокуратур. Из вышеизложенного следует что координация усилий всех государственных органов, общественных организаций, будет способствовать комплексному подходу в организации борьбы с правонарушениями в области природопользования. Одним из путей комплексного подхода в организации природоохранной деятельности является принятие межведомственных нормативных актов, охватывающих смежные вопросы охраны окружающей среды. Данная работа позволяет сделать вывод, что экологическая функция правоохранительных органов нуждается в дальнейшем развитии и совершенствовании. Необходимо поднимать роль природоохранных прокуратур и создавать новые структуры, прообразом которых может стать экологическая милиция. Так как от этого зависит не только наше здоровье но и здоровье наших потомков. Библиография Нормативные акты: 1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Юрид. лит, 1996 2. Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР № 1303-1 за 1991. 3. Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. – М.: Юрид. лит, 1985. 4. Кодекс об административных правонарушениях РСФСР. – М.: Юрид. лит, 1999. 5. Кодекс законодательства о труде РСФСР. – М.: Спарк, 1998. 6. Уголовный кодекс Российской Федерации. – М.: Юрид. лит, 1999. 7. Уголовный кодекс РСФСР. – Ярославль: изд. ЯГУ, 1996. 8. Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российская газета от 17 апреля 1993г. 9. Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г). М.: Юристъ, 2000г 10. Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. 11. Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ. Российская газета от 19 декабря 1995г. 12. Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г N 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995г. 13. Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета от 01 марта 1995г. 14. Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Российская газета от 4 мая 1995г. 15. Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 19 апреля 1991 г. (В ред. 30 марта 1999 года. Российская газета №№64, 65 от 16 апреля 1999г. 16. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" N 5473-1 (в ред. 21 июля 1998г) СЗ РФ №8 ст 11423-1. 17. Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" Беллютень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти №39 о 1993г. 18. Архив Белгородской городской прокуратуры. Постановление №66-17 Научная литература: 19. Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996. 20. Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. 21. Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997. 22. Адиханов В.Х Экологическое право. – Барнаул, 1994. 23. Голиченков А.Х. Экологический контроль. Теория, практика правового регултрования. – М., 1992 24. Петров В.В Экологической право в России. – М.: БЕК, 1998 25. Возняк В.Я. Экологическое оздоровление экономики. // Наука №4, 1994 26. Бакунина Т.С. Женщины за охрану окружающей среды, - Государство и право, 1994, N4. 27. Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993, N3. 28. Галкин Ю. “Зеленые” - кто они ?”, - “Зеленый мир”, 1992 г., N25-26. 29. Данилов-Данильян В.И. Природоохранная система сейчас достаточно едина. - “Зеленый мир”, 1994 г., N1. 30. Петров В.В. Экономика и среда обитания. - “Экология и бизнес”, 1993 г., N3. ----------------------- [1] Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993, N3. [2] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4 [3] Желваков Э.Н. Экологические правонарушения и ответственность. М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез". 1997. С.4 2 Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. [4] Закон РФ "Об экологической экспертизе" от 23 ноября 1995 г N 174-ФЗ. Российская газета от 19 декабря 1995г. [5] Закон РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 14 марта 1995 г N 33-ФЗ. Российская газета от 22 марта 1995г. [6] Закон РФ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ. Российская газета от 01 марта 1995г. [7] "Земельный Кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. ВВС РСФСР № 1303-1 за 1991г. [8] Основы лесного законодательства РФ от 6 марта 1993 г. Российская газета от 17 апреля 1993г. [9] Водный кодекс РФ от 18 октября 1995 г. – М.: Юрид. лит, 1985. [10] Закон РФ "О животном мире" от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ. Российская газета от 4 мая 1995г. [11] Закон РСФСР "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 19 апреля 1991 г. (В ред. 30 марта 1999 года. Российская газета №№64, 65 от 16 апреля 1999г. [12] КоАП РСФСР. – М.: Юрид.лит, 1999. [13] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. – М.: Юрид.лит, 1999 [14] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. [15] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. [16] КзоТ РСФСР. – М.: Спарк, 1998. [17] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. [18] КзоТ РСФСР. – М.: Спарк, 1998. [19] УК РФ. – М.: Юрид.лит, 1999. [20] УК РФ. – М.: Юрид.лит, 1999. [21] УК РСФСР. – Ярославль: изд. ЯГУ, 1996. [22] Боголюбов С. Общественные объединения на страже природы, - Экология и бизнес, 1993, N3. [23] Закон РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. [24] Ерофеев Б.В. Экологическое право России. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. М.: Юрист. 1996. [25] Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" Беллютень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти №39 о 1993г. [26] Приказ МВД РФ от 12 июля 1993 г. "О мерах по улучшению природоохранной деятельности в МВД РФ" Беллютень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти №39 о 1993г. [27] Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" N 5473-1 (в ред. 21 июля 1998г) СЗ РФ №8 ст 11423-1. [28] Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997. С.205 [29] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г). М.: Юристъ, 2000г [30] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г). М.: Юристъ, 2000г [31] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г). М.: Юристъ, 2000г [32] АПК РФ. – М.: Юрид. лит, 1998 [33] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г). М.: Юристъ, 2000г [34] Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", принят Государственной Думой 18 октября 1995 г. N 2202-1. (в ред. 2 января 2000г). М.: Юристъ, 2000г [35] Архив Белгородской городской прокуратуры. Постановление №66-17 [36] Экологическое право России. Учебник. Под. Ред. Ермакова В.Д. Сухарева А.Я. М.: Институт международного права и экономики. Изд-во "Триада, ЛТД". 1997. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |