|
Современные дизельные, судовые и тяжелые моторные топливакрекинга (ЛГКК) по химической стабильности существенно уступает прямогонным или гидроочищенным дистиллятным фракциям: [3] Содержание ЛГКК 43/107 в топливе, %. 0 10 20 30 40 100 Норма Осадок, мг/100 мл 1,2 5,5 7,2 8,9 10,3 21,5 < 0,2 7. Коррозионная агрессивность Стандартами на дизельные топлива регламентируются следующие показатели качества, характеризующие их коррозионную агрессивность: содержание общей серы, содержание меркаптановой серы и сероводорода, водорасворимых кислот и щелочей, испытание на медной пластинке. Современная технология получения дизельных топлив практически исключает возможность присутствия в них элементной серы и сероводорода в количествах, вызывающих коррозионное воздействие на металлы. Отсутствие эле- ментной серы и сероводорода надежно контролируется испытанием на медной пластинке. Топливо выдерживает эти испытания, если содержание свободной серы не выше 0,0015 %, сероводорода не более 0,0003 %. Общее содержание серы мало характеризует коррозионную агрессивность топлива по отношению к металлам. При увеличении содержания серы с 0,18 до 1,0 %, но незначительном повышении содержания меркаптановой серы с 0,005 до 0,009 %, коррозионная агрессивность топлива почти не изменяется. Большое влияние на коррозионную агрессивность дизельных топлив оказывает глубина их гидроочистки, так как при этом вместе с сернистыми и ароматическими соединениями удаляются поверхностно-активные вещества, в результате чего ухудшаются защитные свойства топлив. Удаление поверхностно-активных веществ приводит к снижению способности топлива вытеснять влагу с поверхности металлов и образовывать защитную пленку. Коррозионная агрессивность дизельных топлив, в основном, зависит от содержания меркаптановой серы. Так, повышение содержания меркаптановой серы с 0,01 % (норма ГОСТ) до 0,06 % увеличивает коррозию более чем в 2 раза. Коррозионная активность меркаптановой серы в дизельном топливе существенно зависит от присутствия в нем свободной воды и растворенного кислорода, которые ускоряют процесс образования меркаптидов. Прямогонные дизельные топлива обладают более высокими защитными свойствами по сравнению с гидроочищенными. Сравнительно низкими защитными свойствами обладает газойль каталитического крекинга. Защитные свойства мало зависят от фракционного состава. Зимнее и летнее топлива, полученные по одинаковой технологии, обладают примерно одинаковым защитными свойствами. Причиной повышенной коррозии и износа является присутствие в топливе металлов. [3] Содержание металлов в дизельных топливах (х10-4 %), полученных на различных предприятиях: | |Л |3 |А | |Цетановое число, не менее |45 |45 |45 | |Фракционный состав: | | | | |50 % перегоняется при температуре, °С, не|280 |280 |255 | |выше | | | | |90 % перегоняется при температуре (конец | | | | |перегонки), | | | | |°С, не выше |360 |340 |330 | |Кинематическая вязкость при 20 °С, ммг/с |3,0-6,0|1,8-5,0 |1,5-4,0| |Температура застывания, °С, не выше, для | | | | |климатической | | | | |зоны: | | | | |умеренной |-10 |-35 |- | |холодной |- |-45 |-55 | |Температура помутнения, °С, не выше, для | | | | |климатической | | | | |зоны: | | | | |умеренной |-5 |-25 |- | |холодной |- |-35 |- | |Температура вспышки в закрытом тигле, °С,| | | | |не ниже: | | | | |для тепловозных и судовых дизелей и |62 |40 |35 | |пазовых турбин | | | | |для дизелей общего назначения |40 |35 |30 | |Массовая доля серы, %, не более, в | | | | |топливе: | | | | |Вида I |0,20 |0,20 |0,20 | |вида II |0,50 |0,50 |0,40 | |Массовая доля меркаптановой серы, %, не |0,01 |0,01 |0,01 | |более | | | | |Содержание фактических смол, мг/100 см3 |40 |30 |30 | |топлива, | | | | |не более | | | | |Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не |5 |5 |5 | |более | | | | |Йодное число, г I2/100 г топлива, не |6 |6 |6 | |более | | | | |Зольность, %, не более |0,01 |0,01 |0,01 | |Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не |0,20 |0,30 |0,30 | |более | | | | |Коэффициент фильтруемости, не более |3 |3 |3 | |Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |860 |840 |830 | |Примечание. Для топлив марок Л, 3, А: содержание сероводорода, | |водорасворимых кислот и щелочей, механических примесей и воды — | |отсутствие, испытание на медной пластинке— выдерживают. | Таблица 4 — Характеристики дизельного экспортного топлива (ТУ 38.401-58- 110-94) |Показатели |Норма для марок | | |ДЛЭ |ДЭЗ | |Дизельный индекс, не менее |53 |53 | |Фракционный состав: перегоняется при |280 |280 | |температуре, °С, не выше: |340 |330 | |50% |360 |360 | |90% | | | |96% | | | |Кинематическая вязкость при 20 °С, мм2/с |3,0-6,0 |2,7-6,0| |Температура, °С: |-10 |-35 | |застывания, не выше |-5 |-25 | |предельной фильтруемое, не выше |65 |60 | |вспышки в закрытом тигле, не ниже | | | |Массовая доля серы, %, не более, в топливе: | | | |вида I |0,2 |0,2 | |вида II |0,3 |- | |Испытание на медной пластинке |Выдерживает | |Кислотность, мгКОН/100 см3 топлива, не более |3,0 |3,0 | |Зольность, %, не более |0.01 |0,01 | |Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не более |0,2 |0,2 | |Цвет, ед. ЦНТ, не более |2,0 |2,0 | |Содержание механических примесей |Отсутствие | |Прозрачность при температуре 10 °С |Прозрачно | |Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |860 |845 | 3. Присадки к современным дизельным топливам. Зимние дизельные топлива с депрессорными присадками. С 1981 г. вырабатывают зимнее дизельное топливо марки ДЗп по ТУ 38.101889— 81. Получают его на базе летнего дизельного топлива с tп = -5 °С. Добавка сотых долей присадки обеспечивает снижение предельной температуры фильтруемости до -15 °С, температуры застывания до -30 °С и позволяет использовать летнее дизельное топливо в зимний период времени при температуре до -15 °С. [3] Для применения в районах с холодным климатом при температурах -25 и -45 °С вырабатывают топлива по ТУ 38.401-58-36-92. Согласно техническим условиям получают две марки топлива: ДЗп-15/-25 (базовое дизельное топливо с температурой помутнения -15 °С, товарное — с предельной температурой фильтруемости -25 °С) и арктическое дизельное топливо ДАп- 35/-45 (базовое топливо с температурой помутнения -35 °С, товарное — с предельной температурой фильтруемости -45 °С). [3] Таблица 5 — Характеристики зимних дизельных топлив с депрессорными присадками |Показатели |Нормы для марок | | |ДЗп |ДЗП-15/-25|ДАП-35/-4| | | | |5 | | |ТУ |ТУ 38.401-58-36-92 | | |38.101889 | | | | | | | |-81 | | |Цетановое число, не менее |45 |45 |40 | |Фракционный состав: | | | | |перегоняется при температуре, °С, не | | | | |выше: | | | | |50% |280 |280 |280 | |90% (конец перегонки) |360 |360 |340 | |Кинематическая вязкость для дизелей |3,0-6,0 |1,8-6,0 |1,5-5,0 | |общего | | | | |назначения при 20 °С, мм7с | | | | |Температура, °С, не выше: | | | | |застывания |-30 |-35 |-55 | |помутнения |-5 |-15 |-35 | |предельной фильтруемое |-15 |-25 |-45 | |Температура вспышки в закрытом тигле, °С,| | | | |не ниже: | | | | |для дизелей общего назначения |40 |40 |35 | |для тепловозных и судовых дизелей |62 |35 |30 | |Массовая доля серы, %, не более, в | | | | |топливе: | | | | |вида I |0,2 |0,2 |0,2 | |вида II |0,5 |0,5 |0,4 | |Массовая доля меркаптановой серы, %, не |0,01 |0,01 |0,01 | |более | | | | |Концентрация фактических смол, мг/100 см3|40 |- |- | |базового | | | | |топлива, не более | | | | |Кислотность, мг КОН/100 см3 топлива, не |5 |5 |5 | |более | | | | |Йодное число, г у 100 г топлива, не более|6 |5 |5 | |Зольность, %, не более |0,01 |0,01 |0,01 | |Коксуемость 10 %-ного остатка, %, не |0,3 |0,2 |0,2 | |более | | | | |Коэффициент фильтруемое, не более: | | | | |для базового топлива |2,0 |- |- | |для топлива с присадкой |3,0 |3,0 |3,0 | |Плотность при 20 °С, кг/м3, не более |860 |860 |840 | |Цвет, ед. ЦНТ, не более |2,0 |2,0 |2,0 | |Примечание. Для топлив всех марок: содержание сероводорода, водорасворимых| |кислот | |и щелочей, механических примесей и воды — отсутствие; испытание на медной | |пластинке — выдерживают. | 4. Улучшение смазочных свойств дизельных топлив Топлива в дизельных двигателях являются смазочным материалом для движущихся деталей топливной аппаратуры, трущихся пар плунжерных топливных насосов. В связи с этим они должны обладать хорошими противоизносными свойствами. Оценку противоизносных свойств дизельных топлив проводили в результате измерения износа плунжеров полноразмерной топливной аппаратуры после проведения длительных испытаний. Так, установлено, что при снижении содержания серы в дизельном топливе с 1,0 до 0,03% уменьшается износ плунжеров в 2 раза, при этом особенно сильно влияют на износ меркаптаны. По аналогии с топливами для реактивных двигателей можно было полагать, что кроме сернистых соединений на противоизносные свойства дизельных топлив может влиять вязкость, кислотность и присутствие воды. 5. Современные и перспективные требования к дизельным топливам В таблице 6 приведены требования к качеству дизельных топлив по стандарту EN 590. Приведена тенденция снижения серы, увеличения ЦЧ с 1993 по 2000 гг. Таблица 6 — Требования к качеству дизельных топлив по EN 590 |Показатели |EN590 | | |1993-1996 |1996-1999 |Действующий| | |гг. |гг. |с 2000 г. | |Массовая доля серы, %, |0,5 |0,3 |0,035 | |не более | | | | |Цетановое число, не |45 |49 |51 | |менее | | | | |Плотность при 1 5°С, |820-860 |820-860 |820-845 | |кг/м' | | | | |Кинематическая вязкость |2,0-4,5 |2,0-4,5 |2,0-4,0 | |при 40°С, мм2/с | | | | |Фракционный состав: 95% |370 |370 |360 | |перегоняется до, °С | | | | |Содержание |Не норм. |Не норм. |II | |полициклических | | | | |ароматических | | | | |углеводородов, %, не | | | | |более | | | | |Смазывающая способность,|Не норм. |Не норм. |460 | |мкм, не более | | | | |Окислительная |Не норм. |Не норм. |25 | |стабильность, г/м3, не | | | | |более | | | | Таблица 7 — Требования к качеству дизельного топлива за рубежом |Регион |США |Калифор|Европейский Союз |Швеци|Катег| | | |ния | |я |ория | | | |(Техас)| | |IV | | | |минимум |максимум | |1. Цетановое число | |51,0 |- | |2. Цетановый индекс | |46,0 |- | |3. Плотность при 150 °С |кг/м3 |820 |845 | |4. Полициклические ароматические |% масс. | |11 | |углеводороды | | | | |5. Содержание серы |мг/кг |- |350 | |6. Температура вспышки |°С |Выше 55 |- | |7. Коксовый остаток (10%-го | | | | |остатка разгонки) | | | | | |% масс. | |0 30 | |8. Зольность |% масс. |- |0,01 | |9. Содержание воды |мг/кг |- |200 | |10. Общее загрязнение. |мг/кг |- |24 | |11. Коррозионная агрессивность |Оценка |Класс 1 | |меди (3 ч при 50°С) | | | |12. Окислительная стабильность |г/м3 |- |25 | |13. Смазывающая способность, | | | | |скорректированный диаметр пятна |мкм |- |460 | |износа (WS 1,4) при 60 °С | | | | |14. Вязкость при 40 °С |мм2/с |2,00 |4,50 | |15. Фракционный состав |%об. | | | |% об. перегоняется до 250 °С | | |75—80 °С), для котельных топлив — в открытом тигле (90—100 °С); эти нормы обеспечивают безопасную работу судовых энергетических и котельных установок. Разница между температурами вспышки в открытом и закрытом тиглях составляет примерно 30 °С: [3] Температура вспышки, °С: Мазут марки 40 Мазут марки 100 в открытом тигле 92 120 в закрытом тигле 61 93 Содержание воды, механических примесей и зольность. Эти компоненты являются нежелательными составляющими котельных топлив, так как присутствие их ухудшает экономические показатели работы котельного агрегата, увеличивает коррозию хвостовых поверхностей его нагрева. При использовании обводненного котельного топлива в судовых энергетических установках в результате попадания глобул воды на поверхности трения деталей, прецизионных пар и нарушение таким образом условий смазывающей способности топлива возможно зависание плунжеров или форсуночных игл. Как правило, вода образует с котельным топливом очень стойкие эмульсии. Большая стойкость эмульсий обусловлена высокой вязкостью мазута и наличием в нем поверхностно-активных асфальтено-смолистых стабилизаторов. С повышением температуры эмульсии разрушаются вследствие уменьшения поверхностного натяжения и вязкости. В то же время наличие воды, равномерно распределенной по всему объему, оказывает положительное влияние на эксплуатационные свойства топлив. Испарение мелкодисперсных частиц воды происходит мгновенно в виде «микровзрыва», процесс сгорания протекает плавно и с достаточной полнотой, что приводит к снижению удельного расхода топлива и дымности отработавших газов. Равномерное распределение и образование воды в виде мелкодисперсных частиц обеспечивается с помощью специальных устройств: кавитаторов, смесителей. Механические примеси засоряют фильтры и форсунки, нарушая процесс распыливания топлива. Установлены требования к содержанию механических примесей: для мазута марки 40 — не более 0,5 %, марки 100 — не более 1,0 %. Фактически топочные мазуты вырабатывают с более низким содержанием механических примесей — до 0,2 % и лишь на отдельных нефтеперерабатывающих предприятиях эти значения приближаются к установленным по ГОСТ 10585-75. Таблица 13 — Состав золы остаточных топлив. [3] |Топливо |Содержание |Содержание в золе, % | | |в топливе, % | | |1 |Вязкость при 20°С, не более: | | | | |- условная, °ВУ |2,0 |ГОСТ 6258 | | |- соответствующая ей кинематическая, |11,4 |ГОСТ 33 | | |мм2/с | | | |2 |Цетановое число, не менее |40 |ГОСТ 3122 | |3 |Температура вспышки, определяемая в |62 |ГОСТ 6356 или | | |закрытом тигле, °С, не ниже | |ASTM Д 93 | |4 |Температура застывания, °С, |Минус 10 |ГОСТ 20287 | |5 |Массовая доля серы, %, не более | |ГОСТ I9I2I или | | |I вид |0,5 |ГОСТ Р 50442 или | | |II вид |1,0 |ASTM Д 12 66 или | | |III вид |1,5 |ASTM Д 4294 | |6 |Массовая доля меркаптановой серы, %,|0,025 |ГОСТ 17323 | | |не более | | | |7 |Содержание воды |Следы |ГОСТ 2477 | |8 |Коксуемость, % не более |0,2 |ГОСТ 19932 или | | | | |ASTV Д 189 | |9 |Содержание механические примесей, %,|0,02 |ГОСТ 6370 | | |не более | | | |10|Зольность, %, не более |0,01 |ГОСТ 1461 или | | | | |ASTM Д 482 | |11| Содержание водорастворимых кислот и |отсутствие|ГОСТ 6307 | | |щелочей | | | Судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567-87 — это среднедистиллятное топливо, в отличие от моторного ДТ и судового высоковязкого топлива, получаемых смешением остаточных и среднедистиллятных фракций. Предназначено для применения в судовых энергетических установках вместо дизельного топлива. Компонентами маловязкого судового топлива являются негидроочищенные прямогонные атмосферные и вакуумные дистилляты, продукты вторичного происхождения — легкие и тяжелые газойли каталитического и термического крекинга, коксования. Таблица 15 — Характеристики моторного топлива для среднеоборотных и малооборотных дизелей (ГОСТ 1667-68) |Показатели |Марка топлива | | |ДТ |ДМ | |Плотность при 20 °С, г/см3, не более |0,930 |0,970 | |Фракционный состав: |15 |15 | |до 250 °С перегоняется, %, не более | | | |Вязкость при 50 °С: |36 |130 | |кинематическая, мм2/с, не более |2,95 |17,4 | |соответствующая ей условная, °ВУ, не более | | | |Коксуемость, %, не более |3,0 |9,0 | |Зольность, % не более |0,04 |0,06 | |Массовая доля серы, %, не более: |0,5 |2,0 | |в малосернистом топливе |1,5 |2,0 | |в сернистом топливе | | | |Массовая доля, %, не более: |0,05 |0,1 | |механических примесей |0,5 |0,5 | |воды |0,015 |0,01 | |ванадия | | | |Температура, °С: |65 |85 | |вспышки в закрытом тигле, не ниже |-5 |10 | |застывания, не выше | | | |Примечание. Для марок ДТ и ДМ содержание сероводорода, | |водорастворимых кислот и щелочей— отсутствие. | Таблица 16 — Характеристики маловязкого судового топлива (ТУ 38.101567- 87) |Показатели |Значение | |Вязкость: |2,0 | |условная при 20 'С, 'ВУ, не более |11,4 | |соответствующая ей кинематическая, мм2/с, не более|40 | | |62 | |Цетановое число, не менее |-10 | |Температура, °'С: |1,5 | |вспышки в закрытом тигле °С, не ниже |0,025 | |застывания, не выше |Следы | |Массовая доля, %, не более: |0,02 | |серы |0,2 | |меркаптановой серы |0,01 | |воды |Отсутствие | |механических примесей |890 | |Коксуемость, %, не более |20 | |Зольность, %, не более | | |Содержание водорастворимых кислот и щелочей | | |Плотность при 20 °С, г/м3, не более | | |Йодное число, г йода на 100 г топлива, не более | | 4. Ассортимент, качество и состав тяжелых видов моторных топлив Стандарт на котельное топливо — ГОСТ 10585—75 предусматривает выпуск четырех его марок: флотских мазутов Ф-5 и Ф-12, которые по вязкости классифицируются как легкие топлива, топочных мазутов марки 40 — как среднее и марки 100 — тяжелое топливо. Цифры указывают ориентировочную вязкость (ответствующих марок мазутов при 50 °С. В зависимости от содержания серы топочные мазуты подразделяют на низкосернистые — до 0,5 %, малосернистые — от 0,5 % до 1,0 %, сернистые — от 1,0 до 2,0 % и высоко-сернистые от 2,0 до 3,5 %. [3] Топочные мазуты марок 40 и 100 изготовляют из остатков переработки нефти. В мазут марки 40 для снижения температуры застывания до 10 °С добавляют 8—15 % среднедистиллятных фракций, в мазут марки 100 дизельные фракции не добавляют. Таблица 17 — Характеристики мазутов (ГОСТ 10585-75) |Показатели | Марка | | |топлива | | |Ф-5 |Ф-12 |40 |100 | |Вязкость при 50 °С, не более: | | | | | |условная, °ВУ |5,0 |12,0 |- |- | |соответствующая ей |36,2 |89,0 |- |- | |кинематическая, мм2/с | | | | | |Вязкость при 80 °С, не более: | | | | | |условная, °ВУ |- |- |8,0 |16,0 | |соответствующая ей |- |- |59,0 |118,0 | |кинематическая, мм2/с | | | | | |Динамическая вязкость при 0 °С,|2,7 |- |- |- | |Па-с, не более | | | | | |Зольность, %, не более, для | | | | | |мазута: | | | | | |малозольного |- |- |0,04 |0,05 | |зольного |0,05 |0,10 |0,12 |0,14 | |Массовая доля, %, не более: | | | | | |механических примесей |0,10 |0,12 |0,5 |1,0 | |воды |0,3 |0,3 |1,0 |1,0 | |Массовая доля серы, %, не | | | | | |более, для мазута: | | | | | |низкосернистого |- |- |0,5 |0,5 | |малосернистого |- |0,6 |1,0 |1,0 | |сернистого |2,0 | |2,0 |2,0 | |высокосернистого |- |- |3,5 |3,5 | |Коксуемость, %, не более |6,0 |- |- |- | |Температура вспышки, °С, не | | | | | |ниже: | | | | | |в закрытом тигле |80 |90 |- |- | |' в открытом тигле |- |- |90 |110 | |Температура застывания, °С, не |-5 |-8 |10; 25*|25; 42*| |выше | | | | | |Теплота сгорания (низшая) в | | | | | |пересчете | | | | | |на сухое топливо (не | | | | | |браковочная), кДж/кг, | | | | | |не менее, для мазута: | | | | | |низкосернистого, малосернистого|41454 |41454 |40740 |40530 | |и сернистого | | | | | |высокосернистого |- |- |39900 |39000 | |Плотность при 20 °С, кг/м3, не |955 |960 |- |- | |более | | | | | |* Для мазута из высокопарафинистых нефтей | |Примечание. Для всех марок топлива содержание водорастворимых | |кислот и щелочей, сероводорода — отсутствие. | Флотские мазуты марок Ф-5 и Ф-12 предназначены для сжигания в судовых энергетических установках. По сравнению с топочными мазутами марок 40 и 100 они обладают лучшими характеристиками: меньшими вязкостью, содержанием механических примесей и воды, зольностью и более низкой температурой застывания. Флотский мазут марки Ф-5 получают смешением продуктов прямой перегонки нефти: в большинстве случаев 60—70 % мазута прямогонного и 30—40 % дизельного топлива с добавлением депрессорной присадки. Допускается использовать в его составе до 22 % керосино- газойлевых фракций вторичных процессов, в том числе легкого газойля каталитического и термического крекинга. Флотский мазут марки Ф-12 вырабатывают в небольших количествах на установках прямой перегонки нефти. Основными отличиями мазута ф-12 от Ф-5 являются более жесткие требования по содержанию серы (<0,8 % против <2,0 %) и менее жесткие требования по вязкости при 50 °С (<12 °ВУ против <5 °ВУ). Кроме флотских и топочных мазутов промышленность выпускает технологическое экспортное топливо по ТУ 38. 001361—87. Это топливо изготовляют только из продуктов прямой перегонки нефти и поставляют на экспорт. Для оценки прямогонности топлива введен показатель, определяемый по ГОСТ Р 50837.1-95 — Р 50837.8-95. Конкретно метод определения прямогонности топлива устанавливается контрактом на его поставку. [3] Таблица 18 — Характеристики технологического экспортного топлива |Показатели |Марка топлива | | |Э-2 |Э-3 |Э-4 |Э-5 | |Плотность при 20 °С, кг/ма, |920 |930 |965 |965 | |не более | | | | | |Вязкость: | | | | | |условная при 80 °С, °ВУ, не |2,0 |3,0 |4,0 |5,0 | |более | | | | | |соответствующая ей | | | | | |кинематическая, мм2/с, при 50| | | | | |°С, не более | | | | | | |30 |70 |- |- | |Зольность, %, не более |0,02 |0,05 |0,1 |0,1 | |Массовая доля серы, %, не | | | | | |более | | | | | |I вида |0,5 |0,5 |- |- | |II вида |1,0 |1,0 |- |- | |III вида |- |- |2,0 |2,0 | |IV вида |- |- |2,5 |2,5 | |Массовая доля, %, не более: | | | | | |механических примесей |0,05 |0,05 |0,2 |0,2 | |воды | | |0,5 | | |ванадия |0,001 |0,002 |0,012 |0,020 | |Температура, 'С: | | | | | |застывания, не выше |15 |15 |15 |15 | |вспышки в закрытом тигле, не |65 |65 |75 |75 | |ниже | | | | | |Теплота сгорания низшая, |40402 |40402 |40402 |40402 | |кДж/кг, не менее | | | | | Для судовых энергетических установок вырабатывают несколько видов топлив, в том числе моторное топливо по ГОСТ 1667—68, судовое маловязкое топливо по ТУ 38.101567—87 и судовое высоковязкое топливо по ТУ 38.1011314-90. Моторное топливо ДТ по ГОСТ 1667-68 по вязкости приближается к флотскому мазуту Ф-5, но в его состав могут входить все компоненты, обеспечивающие качество топлива. Литература 1. Гуреев А.А., Серегин Е.П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив. М, Химия, 1984.- 200 с.; ил. 2. Кондрашева Н.К., Ахметов А.Ф. Судовые топлива. Уфа: Гилем, 2001. 143с. 3. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение: Т 581 Справочник / И.Г. Анисимов, К.М. Бадыштова, С.А. Бнатов и др.; Под ред. В.М. Школьникова. Изд. 2-е перераб. и доп. - М.: Издательский центр "Техинформ", 1999.-596 с.: ил. 4. Т.Н. Митусова, Е.В. Полина, М.В. Калинина. Современные дизельные топлива и присадки к ним — М.: Издательство «Техника». ООО «ТУМА ГРУПП», 2002. — 64 с. 5. Топливо дизельное автомобильное (EN 590) ТУ 38.401-58-296-2001 6. Топливо маловязкое судовое. Технические условия ТУ 38.101567-2000 Взамен ТУ 38 101567-87 Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |