|
Влияние табакокурения на психическое развитие детей и подростков. Пути решения проблемыp align="left">Проблема борьбы с курением может быть успешно решена лишь в том случае, если будут разработаны средства, полностью снимающие тягу к курению, предотвращающие развитие явлений абстиненции. Наиболее эффективны в этом плане психотерапия и иглоукалывание, однако они в настоящее время помогают далеко не всем желающим бросить курить.В настоящее время борьба с курением приобрела международный характер. Регулярно происходят конференции, посвященные проблемам здоровья и курения, при Всемирной организации здравоохранения в 1974 г. был создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Разработана целая система мероприятий по борьбе с курением. Эта система дает более или менее удовлетворительные промежуточные результаты в отдельных странах, но явно не способна полностью решить проблему в целом. Например, согласно данным американской статистики, с 1964-го по 1970-й год количество курящих мужчин сократилось с 52 до 42%, женщин - с 34 до 30%, а с 1970-го по 1975-й год соответственно с 42 до 39% и с 30 до 29%. В 1996 году в США курят 25% мужчин и 25% женщин. Происходит явная стабилизация процента курящих со сближением числа курящих мужчин и женщин. Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, следует отметить следующие: - запрещение рекламы табачных изделий; - предупреждающие надписи на упаковке пачки сигарет с указанием количества вредных компонентов табака и табачного дыма; - запрещение продавать табачные изделия несовершеннолетним; - запрещение курения в общественных местах и на рабочем месте; - разъяснение вреда курения; - сокращение посевных площадей, занятых табаком. Однако недостатком современных методов борьбы с курением, и в первую очередь антиникотиновой пропаганды, является то, что она почти исключительно сводится лишь к разъяснению вреда курения для здоровья. Без хорошо поставленного антиникотинового воспитания подрастающего поколения проблема эта решена быть не может. В свою очередь это воспитание требует изучения психологии курящих, психологии отказа от курения, психологии наиболее вероятных потенциальных курильщиков, т. е. изучения психологического предрасположения к курению. Профилактика курения имеет некоторые моменты, сходные с профилактикой злоупотребления алкоголем, и моменты специфические. К общим относятся прежде всего организационные мероприятия, к специфическим - меры, предполагающие, что курение должно быть решительно изжито из практики. Если в потреблении алкоголя выделяют умеренное употребление, пьянство и алкоголизм, то в курении такой градации нет. Человек или курит, или не курит. Поэтому следует обращать особое внимание на то, чтобы ребенок, подросток, юноша, взрослый никогда вообще, ни при каких обстоятельствах не попробовали сигарету или папиросу - подобное требование справедливо и в отношении алкоголя. Антиникотиновое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. У ребенка должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и к курящим. В помещении, где накурено, следует обращать внимание даже маленького ребенка на неприятный запах, на то, что дышать здесь трудно и неприятно. Следует учить его ценить свежий воздух и выказывать признаки отвращения при виде табачных изделий, благодаря которым люди чистого, свежего воздуха лишаются. Вредные для здоровья последствия курения для дошкольного и младшего школьного возраста разъяснять еще не обязательно, так как это обычно еще пониманию ребенка недоступно. Ребенку необходимо просто сообщить знание всего этого, прививать ему отрицательную реакцию, так, чтобы он действительно испытывал негативные эмоции при виде табачных изделий, при ощущении табачного дыма, при виде курящих. Делать это необходимо заблаговременно, до того, как ребенок пойдет в школу и контроль за ним родителей ослабеет. Подобной «пропаганды» не следует прекращать и в дальнейшем, но в дополнение к ней в общении со сверстниками нужно подчеркивать отрицательные качества курящих людей, разъясняя, что курящие - это не столько «особенно взрослые», «самостоятельные», «мужественные» люди, сколько рабы очень вредной привычки, от которой они сами с радостью бы избавились, если бы имели достаточно для этого воли и самообладания. Следует также разъяснять, что первоначальная токсическая реакция на никотин так же, как и на алкоголь, признак не слабости или неполноценности человека, а, напротив, свидетельство его здоровья. Отсутствие же такой реакции у курящих свидетельствует не об их силе и здоровье, а просто о далеко зашедшем отравлении организма табачным ядом, на который организм внешне уже охранительной реакцией не отвечает вследствие ослабления защитных механизмов. Следует внушать, что курящие «звезды», артисты и т. д. - такие же жертвы пагубного пристрастия, как и все остальные рядовые курильщики, и что они тоже охотно избавились бы от курения, но, видимо, не могут. Сверстникам следует внушать, что необдуманное подражание действиям других людей - признак несамостоятельности человека, истинное проявление недостаточной его взрослости. И если подросток отказывается от предложения другого, то этим он обнаруживает не свою боязнь чего-то, а способность принять самостоятельное решение, определять собственную линию поведения - качества, весьма ценного в любом возрасте. В дополнение к этому сверстникам следует разъяснять вред курения, причем не только последующий вред для здоровья, но и конкретный вред в любой ситуации в настоящий момент. Мы уже говорили, что курение связано с большими неудобствами: если курящий в связи с какими-либо обстоятельствами не может закурить (дальняя поездка, длительное собрание и т. д.), то он становится почти неработоспособным, все его мысли блокированы желанием закурить. В этих же условиях некурящие чувствуют себя намного комфортнее, увереннее. Юношам и подросткам следует напоминать и о большом вреде курения для результатов в спорте. Курящие, будь то девушка или юноша, не могут рассчитывать на большие успехи. Никотин снижает силу и остроту мышечного чувства, координацию движений, скорость и особенно выносливость. Поэтому от курения сильно страдают спортсмены, занимающиеся плаванием, боксом, бегом, легкой атлетикой, коньками, лыжами, футболом, хоккеем. Хотя курение среди девушек и не редкость в наше время, все же на курящую женщину, а тем более девушку смотрят настороженно: ведь чаще курить они начинают в сомнительных, нередко асоциальных компаниях. Согласно наблюдениям, почти 60% опрошенных старшеклассников Москвы и Липецка не высказали отрицательного отношения к курению девушек (4,3% высказались положительно), однако на вопрос: «Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?» - только двое ответили, что это им безразлично, остальные с возмущением восприняли саму такую возможность. 2.1.Как бросить курить? Этот вопрос задавался и задается людьми курящими и некурящими на протяжении всей истории существования табака. Или хотя бы с того момента, когда отдельно взятый человек обнаружил несомненный вред курения. Существует множество «рецептов» отвыкания от курения - от наивных до научно обоснованных. Поиски панацеи приведут к самому верному и эффективному способу - познанию себя, работы над собой. Если вы еще не втянулись в курение, а только пробуете, «балуетесь», то самое лучшее, что можете сделать, - прекратить. Курение -примитивный способ самоутверждения, приобретения внешней скорлупы взрослости. По последствиям курение - тяжелый недуг, опасный так же, как алкоголизм. Поэтому не следует баловаться си-гаретой. Однако тот, кто уже приобрел эту вредную и опасную для здоровья привычку, поступит разумно и как сильный человек, если немедленно начнет работу над собой, чтобы изжить эту привычку, т. е. бросить курить. Ниже мы постараемся популярно рассказать, как это следует делать. В настоящее время, когда известно, как устроены наши влечения и как возникают привычки, нам окажется нетрудным сделать это. Для этого предлагается схема отказа от курения: 1. Изучите сначала, когда, при каких обстоятельствах и сколько вы курите. Просто ведите записи. Примерно за месяц картина станет ясной. Проведя эту работу, вы выполните разведку в стане врага и ответите на вопрос: какие ситуации, обстоятельства усиливают им-пульс к курению, какие образы способствуют началу курения? Что-бы правильно ответить на этот вопрос, надо наблюдать не только внешние, но и внутренние обстоятельства, в частности узнать, с ка-кими переживаниями, желаниями связан импульс к курению. Если мы вспомним, что было написано о привычках и механизмах психи-ки, то поймем, что это задание направлено на поиск ваших стиму-лов-образов, побуждающих к курению. 2. Воспроизведите в сознании обстоятельства, при которых вы приучили себя к курению. Какого рода удовольствие вы при этом получали? Гордились взрослостью? Может быть, вас приняли в свою компанию курильщики? Вас хвалил ваш друг-курильщик («Вот теперь ты стал настоящим мужчиной»)? Эти сведения полезны в плане самопознания собственной потребности к курению, так как удовлетворение от курения некоторым образом связано с удовлетворением тех потребностей, которые актуализировались в процессе приобщения к курению. Например, мужчина, который, будучи подростком, ужасно гордился тем, что он «взрослый», в тот момент, когда воздерживался от курения и был в напряженном состоянии, оказался очень чувствительным к проблемам достоинства и самоуважения. 3. Ясно представьте то удовлетворение, которое получаете в результате выкуренной сигареты. Подумайте, похоже ли оно на удовольствие: - от общения; - от манипуляции сигаретой; - от восприятия запаха дыма; - может быть, особо приятно снятие напряжения в общении путем ритуальных действий курения; - удовольствие от сосания сигареты; - от впечатления, которое вы производите на других; - от возможности блеснуть оригинальными и редкими сигаретами и т. д.? Эта информация дополнит ваши воспоминания о начале курения и окажется полезной в дальнейшем. 4. Дайте количественную характеристику вашей потребности. Для этого можно построить график числа выкуриваемых сигарет втечение дней недели и по праздникам; можно определить число выкуриваемых сигарет в течение дня, например, в каждые два часа. Для того чтобы проделать эту работу, не требуется особая сила воли. Почти любой может составить такого рода карту и описать своего опасного врага. Теперь, спустя примерно месяц, вы узнаете повадки «врага-привычки». Вам нисколько не помешает наряду с графиком выкуриваемых сигарет параллельно составить графу, куда вы запишете события вашей жизни. Тогда легко можно сличить два ряда изменений в динамике вашего влечения и его связь с другими сторонами жизни. Это сделать нетрудно, если вы действительно хотите совершенствоваться. Главное - постичь основные особенности вашего пристрастия. 5. Займитесь созданием образа некурящей личности, с которой можно было бы себя идентифицировать. Кто из ваших знакомых, которых вы уважаете, не курит? Постарайтесь чаще думать о нем, и это облегчит выработку отрицательного отношения к курению. Лучше было бы, если бы этот человек КУРИЛ и бросил. 6. Формируйте отрицательное отношение к процессу курения. Для этого попробуйте не слушать разговоры курильщиков и наблюдайте, как они ведут себя в процессе общения. Когда вы не улавливаете смысла речи, вы можете выделить весь ритуал курения и удивитесь его уродливости. Попробуйте не курить примерно сутки специально для того, чтобы проследить, как будете реагировать на это. Обратите внимание на то, как в результате начавшегося кашля начинается отделение из легких той копоти, которую вы туда заносите с каждой затяжкой. Представьте, сколько смол и копоти вынуждены усваивать ваши легкие, которые, в общем-то, предназначены поглощать кислород, выводить углекислоту и вбирать в организм энергию ионизированных частиц воздуха, «заряжающих» тело и нервную систему. Запишите на магнитофон звуки своего дыхания, и вы услышите его хриплость и сиплость. Все это вы делаете для выработки отрицательной установки к курению. Запомните, что «врага-привычку» невозможно победить в результате энергичной и устрашающей атаки. Здесь требуется длительная осада с обеспеченными тылами. Если вы в течение месяца, пока изучали вашего врага, обдумывали, как он поражает вас изнутри, то можете постепенно перейти в наступление. Первая атака: отделить процесс курения от связанных с ним дел. Обычно курение вовлечено в процесс общения, доставляющий радость. Таким образом, курение «эксплуатирует» радость от общения и, сливая его с ощущениями от курения, усиливает их значение. Поэтому обычный курильщик не в состоянии отделить удовольствие от воздействия табачного дыма, от получаемых им удовольствий: общения, принятия пищи и других действий, в которые включено курение. В этой атаке вы должны изолировать вашего противника, и вы увидите, что он слаб и не может самостоятельно возбуждать удовольствия, приписываемые ему вашим сознанием. Надо перестать курить с приятными вам людьми, с товарищами, с любимой девушкой. Если очень захотелось курить, уединитесь и покурите. Не нужно особенно насиловать себя. Через некоторое время вы почувствуете, что позыв к курению ослабевает, так как в нем уже нет той силы удовольствия и приятных переживаний. В распоряжении вашего врага остается одно средство - устрашение. Вы замечаете, что, когда некоторое время не курите, начинается недомогание, так называемый абстинентный синдром: неприятные ощущения, которые проходят сразу же, как вы покурите. Теперь ваш противник полностью обнажил свое лицо: вы видите, что он держится за счет принесения страдания, если вы ему не приносите в жертву ваше здоровье. Маски сброшены, и враг обнажен. Двенадцати часов воздержания от курения достаточно, чтобы ваша кровь стала освежаться и организм начал освобождаться от табачного стресса. Но могут возникнуть неприятные состояния, вплоть до болей в животе или общей раздражительности. Вторая атака: подмена союзников и помощников вашего врага. Еще римляне знали, что для того чтобы победить врага, надо отделить его от союзников или добиться их дружбы. Мы должны заменить сопутствующие курению действия другими, нейтральными. Если вы привыкли держать во рту сигарету, замените эту манипуляцию чем-то другим, например, зубочисткой или мятной конфетой. Очень сильным средством замены импульса к курению является дыхание, которое йоги называют «ситали». Сложите трубочкой язык и через это отверстие медленно втягивайте в себя воздух. Движение воздуха возбуждает нервные окончания на языке, особенно на его кончике, и заменяет ощущения, возникающие при курении. Дальнейшее дыхание состоит в том, чтобы втягиваемый воздух направлять к корню языка и нёбу, что охлаждает их и устраняет позыв к курению именно в данный момент. Третья атака: угасание импульса к курению. Когда появился позыв к курению, вы берете сигарету, спички, сосредоточиваетесь на самом себе, рассматриваете вашего внутреннего «курильщика» со стороны и как бы обращаетесь к нему в третьем лице: «Он опять захотел, чтобы я втянул в себя табачный дым. Но сначала я посмотрю на то, как он ведет себя, какие переживания в нем возникают». Потом манипулируете сигаретой, зажигаете ее, наблюдая за «курильщиком», подносите сигарету ко рту, медленно прикасаетесь к ней губами. Проецируя эти ощущения в голову «курильщика» и рассматривая их, вызываете у себя презрение к нему, «курильщику», и гасите сигарету. Хорошо запомните, что чем меньше удовольствия предвосхищается в результате выполнения определенного действия, тем меньше и сила мотивации в нем, меньше позыва к действию. Временные отступления допустимы. Задача состоит не в том, чтобы выиграть каждое сражение с врагом, - надо выиграть всю компанию в целом. Поэтому можно временно и отступать, когда враг сильнее в данный момент и в данном месте. Но если он победил и пришлось закурить, не стоит падать духом и терзать себя за слабоволие. Четвертая атака: полное воздержание от курения в течение суток или двух. После того как вы почувствовали, что ваш «курильщик» стал нервничать и потерял самоконтроль, изолирован, обессилен, обнажен перед вашим умственным взором, можно поставить его на место путем одно- или двухсуточного воздержания. В этом случае уже через 12 часов вы почувствуете на фоне абстиненции и приятные состояния. Старайтесь их усилить, концентрируйте внимание и наслаждайтесь тем, что у вас улучшился аппетит, наслаждайтесь пищей и сладостями - гасите неприятные ощущения, старайтесь почувствовать, как обострилось обоняние и вы можете с удовольствием вдыхать запах цветов, свежевыпеченного хлеба, ощущать глубину и чистоту дыхания, прекращение кашля и постепенное возрастание благозвучия голоса. Посмотрите на свои зубы. Они стали белее, мысль работает лучше, голова свежая. Если вы выдержали двое суток воздержания, то подумайте, трудно ли вам будет воздерживаться и третьи. Заранее не надо намечать длительность воздержания, чтобы при неудаче не чувствовать слабость и поражение. Однако каждое утро вы можете принять твердое решение - сегодня не курить. Пятая атака: окончательное уничтожение внутреннего «курильщика». К этому времени вы уже в точности знаете, что представляет собой ваша привычка, импульс. Вы уже пробовали ее подавлять, третировать путем разыгрывания замещающих действий, например, манипулировать вкусными сырными палочками, как сигаретами, съедая их. Можно воспользоваться антитабачной жевательной резинкой или другими препаратами. Главное, решение должно быть окончательным. Лучше всего дать слово значимым людям, любящим вас, и, если вы начнете курить, их это огорчит. Этот день окончательного воздержания должен быть отмечен приятным событием. Ритуал можете придумать сами. Однако в нем должен быть акт символического отделения от себя - и навсегда -пачки сигарет. Можно организовать торжественные похороны этой пачки со всеми ритуалами и разыграть спектакль, который может хорошо запомниться. Эта пачка символизирует курильщика, уничтоженного вами. Если это происходит на даче, то на месте захоронения можете поставить надгробие с определенной надписью. После этого знайте, что вам не хочется курить. Не следует стремиться бросить курить просто воздержанием, так как после этого останется сильное влечение к курению и вам придется постоянно бороться с самим собой в различных ситуациях! Наша система требует времени и работы. Не ленитесь! Ведь вы приучали себя курить достаточно долго. А на отучивание уйдет намного меньше времени, и его не стоит жалеть. В борьбе с любой дурной привычкой важно иметь союзников, с которыми вы могли бы обсуждать свои проблемы. Если вы намерены бросить курить, то желательно, чтобы того же хотел и ваш курящий друг. С ним можно держать пари. Но здесь есть своя опасность: не устояв перед искушением и начав курить, ваш товарищ может способствовать тому, чтобы вы тоже начали курить. Полезно вовлечь в работу над собой близких и быть уверенным в их сочувствии и помощи. От них требуется, чтобы они при тебе не курили, дабы не создавать искушения. Не совсем разумно выбрасывать или дарить оставшиеся дома сигареты. В этом есть что-то детски беспомощное. Нужно просто докурить оставшиеся сигареты и больше их не покупать. При этом можно подумать о том, сколько стоят сигареты, выкуриваемые в течение месяца, года. Нужно научиться спокойно проходить мимо табачного киоска, преодолевая искушение купить сигареты. Совсем плохо поступает отказавшийся покупать сигареты под предлогом борьбы с привычкой, но постоянно их выпрашивающий. При этом он находит оправдание в том, что решил бросить курить, но позволяет себе выкурить последнюю сигарету в обществе друга. Он нарушает правила отказа от курения. Но советовать всегда легче, чем исполнять. Курение в жизни человека выполняет защитно-эмоциональную роль. В период напряженности и тревог вы чаще курите, и сигарета дает вам временное успокоение. Но в тот момент, когда вы страдаете, вы не задумываетесь о плате, вносимой за это успокоение. Поэтому мало шанса на успех в преодолении этой привычки, если вы начинаете борьбу в период, когда совсем не устроены или в вашей семье проблемы. Для перестройки своей личности и изгнания из себя «курильщика» нужно выбрать хороший период жизни, в котором вам будет легче обойтись без никотиновой соски. Таким образом, при предупреждении курения следует учитывать, что у подростков порой проходит некоторое время от первой сигареты до того, как они начинают по-настоящему курить, и очень важно никогда не упускать из поля зрения необходимость ведения антиникотиновой пропаганды. Согласно данным югославских авторов, среди 220 обследованных школьников мужского пола 15-19 лет пробовали курить 159, регулярно курить стали 62 (39%); среди 373 школьниц того же возраста пробовали курить 219, регулярно стали курить 34 (15%). При этом велик процент пробовавших курить - соответственно 70% и 59%. Нужно официально предоставить гражданам право запрещать в своем присутствии курить, чтобы курящие были вынуждены обходить стороной некурящих, а не наоборот, как это порой случается в настоящее время. Меры по усилению борьбы с курением могут оказаться достаточно эффективными лишь в том случае, если они будут дополнять настойчиво претворяемую систему антиникотинового воспитания, проводимую в первую очередь в семье родителями. 2.2.Психологические аспекты профилактических программ В основе первичной профилактики курения, несомненно, лежит популяризационный подход, осуществляемый в школьный период жизни человека. Как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна быть частью такого рода программ. Школьные программы по профилактике курения прошли несколько этапов развития. В 70-е годы XX века предполагалось, что получение знаний о вреде курения приведет к тому, что изменится отношение к табаку в сторону негативного и школьник не начнет курить. Однако повлиять на поведение и, соответственно, на частоту курения таким способом не удалось. Информационные программы могут иметь эффект только в тех странах, где школьники не знают о вреде курения. У нас же даже младшие школьники хорошо об этом осведомлены, что не мешает им позже пристраститься к курению. Была также предложена так называемая эффективная модель образования, согласно которой основное внимание уделялось личностным особенностям ребенка. Идея заключалась в том, что ребенок не начнет курить из-за внутренних побуждений. Предполагалось, что курение связано с некоторыми поведенческими проблемами и низкой мотивацией достижений в учебе: повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты курения. Однако и эта модель оказалась неэффективной. Еще одна модель основывается на так называемом социально-воздействующем подходе. Предполагается, что если у школьника развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных физиологических следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков: тренировку, ролевые игры, практику в приобретении противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений. Когнитивно-поведенческая модель предполагает, что курение -следствие воздействия и социальных, и психологических факторов; таким образом, курение оказывается результатом научения: оно -средство удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспект общения, знак перехода во взрослое качество. Когнитивно-поведенческая модель отличается от социально-воздействующей включением некоторых методов воздействия на представления, отношения и поведение подростков, увеличивающие риск начала курения. Данная модель, кроме того, не ограничивается антитабачными мерами и использует примеры из других областей тренировки социальных умений. Наиболее ранние работы в этой области широко использовали теорию отклоняющегося поведения и методы психотерапии. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |