|
Безопасность жизнедеятельности 96p align="left">В пожароопасный период 2005 г. все субъекты РФ вступили без необходимого законодательства, без средств на тушение пожаров и ведение лесного хозяйства. В этой ситуации в инициативном порядке Правительство области предприняло ряд мер:было подготовлено и утверждено Постановление Комиссии по чрезвычайным ситуациям о подготовке к пожароопасному сезону; проведены два кустовых совещания с широким кругом работников лесной службы, органов местного самоуправления, природоохранных и надзорных органов; подготовлено и утверждено распоряжение Правительства Омской области о финансировании расходов на тушение лесных пожаров и авиапатрулирование за счёт средств областного бюджета в объёме почти 3,5 млн. руб.; было подписано Соглашение между Министерством промышленной политики, транспорта и связи Омской области и федеральным Агентством лесного хозяйства России о взаимодействии по тушению лесных пожаров; заключены соответствующие договора с Территориальным агентством лесного хозяйства по Омской области. На сегодняшний день за счёт областного бюджета профинансировано расходов по тушению пожаров на сумму 2,5 млн. руб. В апреле-мае 2005 г. выявлено 189 пожаров. Общая площадь, пройденная пожарами, составила 1280 га, в том числе по лесным культурам 85 га. Количество погибших лесных культур составило 12 га. Все эти показатели на порядок ниже, чем в прошлом году. Очаги загорания оперативно выявлялись силами лесхозов, с помощью авиапатрулирования и данных космического мониторинга. Была отработана система оперативного информирования. Вместе с тем в организации тушения лесных пожаров выявляются и недостатки, которые будут тщательно проанализированы с разработкой соответствующих превентивных мероприятий. Самые неотложные задачи на ближайшее время в этой сфере: реорганизация и реформирование системы управления и ведения лесного хозяйства в сельских лесах, включая вопросы финансирования, материально-технического обеспечения, кадровой политики, бесхозных лесов, ценообразования за отпускаемую древесину, повышение использования расчётной лесосеки и т.д. подготовка и утверждение конкретных ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню в сельских лесах. Необходимо также отметить, что в Государственной Думе РФ, в настоящее время, в стадии второго чтения проходит новый проект Лесного Кодекса, в корне отличающийся от действующего. В этом законопроекте предлагается опять полностью исключить субъекты РФ из лесных отношений, предполагается введение частной собственности на лес, в том числе и в лесах I группы. Неопределенна судьба лесхозов, лесной охраны. Омская область в лице Правительства Омской области и Законодательного Собрания Омской области дали отрицательное заключение на данный законопроект. 3. Водные ресурсы По новой редакции Водного Кодекса, вступившего в силу с 1 января 2005 года, субъекты РФ практически исключены из водных отношений. Они уже не участвуют в лицензировании водопользования и заключении договоров на водопользование. Из водного закона исключена даже статья "Полномочия субъектов РФ". Остались считанные разрозненные полномочия, связанные с подготовкой противопаводковых мероприятий и ликвидацией чрезвычайных ситуаций и ряд подобных позиций. Действующим водным законодательством водные платежи переведены на федеральный уровень. В текущем году проведена большая подготовка к паводкоопасному периоду 2005 г. разработано и утверждено соответствующее постановление КЧС Омской области с планом организационно-технических мероприятий. В течение апреля-мая 2005 г. ситуация с паводком оперативно отслеживалась по многочисленным показателям с разработкой средне - и долгосрочных прогнозов. Благоприятные климатические условия конца 2004 г. и первой половины 2005 г. позволили пройти этот период без серьёзных негативных последствий. Как Вам известно, в мае 2004 года в г. Омске была проведена международная научно-практическая конференция по проблемам р. Иртыша с участием прииртышских регионов России и Республики Казахстана. По результатам конференции было подписано Соглашение по рациональному использованию водных ресурсов р. Иртыш между Омской областью и Павлодарской и Восточно-Казахстанской областями. Такие же предложения были направлены руководству Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа. В начале мая получено принципиальное согласие по этому предложению от Ханты-Мансийского автономного округа. В апреле-мае 2005 г. Министерством проведена работа по организации финансирования за счёт федерального бюджета строительства гидротехнических сооружений в с. Большеречье и с. Знаменка на общую сумму 3 млн. руб. Оформляется заявка на 2006-2008 годы. Необходимо отметить, что Министерством ведётся большая работа по организации взаимодействия и сотрудничества с федеральными органами в сфере природопользования. Заключены или находятся в стадии подписания соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с федеральным агентством по недропользованию по Омской области, ФГУ "Омский территориальный фонд геологической информации и природных ресурсов", с федеральным агентством лесного хозяйства по Омской области, с Нижне-Обским бассейновым водным управлением. Практически любое природопользование уже априори предполагает негативное воздействие на окружающую среду. Поэтому любой природопользователь является реальным загрязнителем окружающей среды. Главный вопрос, проблема - найти оптимальное соотношение между природопользованием и его влиянием на природную среду. Рациональное природопользование предполагает минимизацию потребления природных ресурсов: атмосферного воздуха, воды, минерального сырья, растительных, древесных и других ресурсов. Это позволяет снизить объемы вредных выбросов, сбросов, промышленных отходов. Рассмотрим состояние окружающей среды Омской области. Экологическая ситуация Анализируя данный вопрос в историческом плане, примерно в течение последних 10-15 лет, а именно с начала 1990-х годов началась серьезная оценка экологических проблем г. Омска, можно отметить, что принципиальная суть экологических проблем, проблем загрязнения, практически не изменилась. Какие это проблемы? Во-первых, это загрязнение природной среды: атмосферы, водных объектов, загрязнение отходами. Загрязнение атмосферы В связи с сокращением объемов промышленного производства почти в два раза, а по некоторым отраслям промышленности и более, почти на 50% снизились выбросы от стационарных источников. Снижение выбросов также произошло в результате реализации программы по газификации Омской области. Но вместе с тем в общем объеме загрязнения атмосферы значительно увеличилась доля выбросов от автотранспорта. За последние пять лет количество автомобильного транспорта увеличилось почти на 33% в целом по области и на 19% в г. Омске. Выбросы от автотранспорта играют решающую роль в уровне загрязнения атмосферы, т. к. их выбросы осуществляются в "зоне дыхания", где гораздо слабее действуют факторы рассеивания. Установлено, что доля загрязняющих веществ от автотранспорта почти на 60% формирует загрязнение города. Причем такими специфическими вредными веществами как: формальдегид, бенз(а) пирен, этилбензол, диоксид азота, оксид углерода, взвешенные вещества. В загрязнении атмосферы г. Омска стал более отчетливо проявляться и другой фактор - деятельность малых предприятий: автозаправочных станций, газозаправочных станций, автостоянок, моек, пекарен, строительных предприятий и т.д. И хотя суммарные выбросы от этой категории невелики, но они так же, как и автотранспорт осуществляют свои выбросы в "зоне дыхания". Сегодня уровень загрязнения атмосферного воздуха в г. Омске по общепринятым критериям оценивается как очень высокий. Как видится решение проблем с загрязнением атмосферы? Решение должно быть комплексным:нормативно-законодательное; техническое. Основные направления: перевод автотранспорта на неэтилированный бензин и оснащение нейтрализаторами; перевод на природный газ; внедрение современных регулирующих устройств сжигания топлива; оптимизация транспортных схем, включая метро, размещение автозаправочных станций, автостоянок и. т.д.; возможно принятие решений об ограничении движения транспорта на отдельных улицах, в отдельные дни; введение экологического налога за загрязнение при эксплуатации транспорта (более 80% владельцев АТС этот ущерб не возмещает); принятие соответствующих законодательных актов; газификация котельных и частного жилого сектора. Значительная часть вопросов, связанная с улучшением качества атмосферного воздуха уже решается и продолжает решаться, в частности: в области и г. Омске используется неэтилированный бензин, почти 15 тыс. автомобилей переведены на газомоторное топливо и по этому показателю г. Омск занимает 2-3 места в Российской Федерации. в 2005 г. должна начаться реализация областной целевой программы по переводу автотранспорта с высокотоксичных видов топлива (бензин, дизтопливо) на природный газ. продолжается газификация промышленного и жилищно-коммунального секторов народного хозяйства, которая дает основной объем снижения выбросов. реализация программы строительства транспортных обходов, что позволит значительно снизить транспортные потоки в черте г. Омска. Загрязнение водоемов и первую очередь р. Иртыш Объем сброса загрязненных сточных вод в черте г. Омска за последние 10 лет снизился на 15% (с 253,6 млн. куб. м до 215,1 млн. куб. м), одновременно с этим, в 2004 году в контролируемых створах города средние концентрации загрязняющих веществ составили: соединений железа - 1,3-2 ПДК, соединений меди 6-7 ПДК, фенолов 1,7 - 2,3 ПДК, нефтепродуктов 0,7-2 ПДК. Одна из основных причин загрязнения - поступление в реку неочищенного поверхностного стока. Другая причина - по-прежнему идет высокое загрязнение с территории Казахстана. Появляются новые проблемы в водном хозяйстве: Требует особого внимания угроза ртутного загрязнения Иртыша, в связи с очагом ртутного загрязнения в районе Павлодарского "Химпрома". По этому вопросу уже много сказано и написано. Отмечу одно, что ведутся работы в районе загрязнения (г. Павлодар) по проведению мониторинга, а на границе с Павлодарской областью организовано наблюдение (отбор проб) за возможным загрязнением речных вод ртутью. Другая водохозяйственная проблема - сохранение водности р. Иртыша. Решение этой проблемы связано с более оптимальным урегулированием водных отношений с Казахстаном и включает следующие вопросы:разработка современного водохозяйственного баланса р. Иртыш (Омская область - Казахстан); разработка новых Правил эксплуатации Каскада Верхнеиртышских водохранилищ, учитывающих интересы водопользования Омской области; оценка угрозы возможного снижения водности р. Иртыша, разработка и реализация соответствующих мероприятий. В решении водных проблем есть определенный прогресс. Существенно снижена угроза ртутного загрязнения со стороны Павлодара. Так завершен комплекс ликвидационных работ. Вместе с тем продолжается мониторинг очага ртутного загрязнения, в том числе с участием омских специалистов - геологов. За счет областного бюджета за последние 4 года мониторинговые исследования были профинансированы на сумму около 6 млн. рублей. На международном уровне между Россией и Казахстаном подписано ряд соглашений, обеспечивающих решение вопросов водности и охраны окружающей среды. Промышленные и бытовые отходы В Омской области ежегодно образуется около 3,7 млн. тонн отходов производства и потребления, в том числе в г. Омске - около 2,1 млн. тонн отходов. Основной объем промышленных отходов приходится на золошлаковые отходы омских ТЭЦ. Общий их объем уже превышает 50 млн. тонн. В городе Омске твердые бытовые отходы складируются на трех полигонах расположенных в Ленинском, Советском и Кировском административных округах. Особую тревогу вызывают условия эксплуатации свалок Кировского и Советского округов. В наихудшем состоянии находится свалка Советского округа. Свалка закрыта в 1999 году. Несмотря на отсутствие разрешений на размещение отходов, свалка продолжает принимать ТБО как от промышленных предприятий округа, так и от населения. В связи с этим необходимо строительство нового полигона твердых бытовых отходов "Советский-2". Свалки Кировского и Ленинского округов расположены на расстоянии 3-6 км. от жилой зоны. Инспекционные проверки и анализ условий захоронения показали, что все свалки находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии. Отходы периодически воспламеняются. Территории свалок не имеют обваловки, свалки не оснащены противофильтрационными экранами, препятствующими проникновению загрязняющих веществ в грунтовые воды. Система режимной сети наблюдательных скважин находится в стадии становления. Отсутствует выполненные согласно СНиП санитарно-защитные зоны вокруг территорий свалок. Ни одна из действующих свалок не имеет проектов, согласно которым они были построены. Плановой очисткой от ТБО охвачено около 55% населения города (из расчета проживания в зданиях с полным инженерным оборудованием). Санитарная очистка территории индивидуальных домовладений ведется нерегулярно, отходы складируются на несанкционированных свалках, приводя к вторичному загрязнению селитебной зоны. В настоящее время на территории области в неудовлетворительных условиях хранения размещено 540 тонн запрещенных к применению пестицидов различных классов опасности. Хранение пестицидов в неприспособленных помещениях создает реальную угрозу здоровью и жизни людей. Немалую тревогу вызывает состояние скотомогильников в районах области. Из 768 зафиксированных мест захоронения животных, на которые заведены учетные карточки, только 7 мест (1%) отвечают требованиям ветеринарно-санитарных правил. Допускаются случаи вывоза трупов павших животных в леса, овраги или на свалки твердых бытовых отходов. Большинство имеющихся скотомогильников - 541 - это открытые земляные ямы, состояние которых является потенциально опасным для экологического благополучия окружающей среды. Основная причина - близкое залегание грунтовых вод. Создается бактериологическая опасность загрязнения почв. Решение проблемы отходов потребует значительного времени и средств, разработки и внедрения новых нетрадиционных методов работы и технологий. В первую очередь необходимо приступить к поэтапной реализации технико-экономического обоснования санитарной очистки г. Омска от ТБО. Полностью прекратить эксплуатацию Советского полигона ТБО и преступить к строительству нового полигона в соответствии с утверждённым проектом. Решение вопросов с ТБО в первую очередь по действующему законодательству находится в пределах полномочий органов местного самоуправления. Сейчас у них появляются и финансовые средства. Это, в первую очередь, платежи за загрязнение окружающей среды, 40% которых с 2005 г. поступает в бюджеты муниципальных образований. Во-вторых, необходимо отстроить жесткую и ответственную систему отношений с владельцами торговых точек, павильонов, комплексов, автостоянок, гаражей. И при этом часть сборов с этих организаций направлять на решение вопросов уборки и очистки г. Омска и других поселений, на развитие специализированных служб. Целесообразно на этом направлении существенно увеличить объемы общественных работ с привлечением безработных, временно неработающих, школьников и студентов - в первую очередь на ликвидации несанкционированных свалок, особенно в водоохранных зонах рек Иртыш и Омь. В ближайших планах Министерства по данному направлению стоит разработка и утверждение двух областных целевых программ: "Обеспечение экологической безопасности в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления на период до 2010 года"; "Об использовании золошлаковых отходов омских ТЭЦ". В 2005 году планируется ввод в эксплуатацию участка по захоронению пестицидов (214 тонн) на ЗАО "Полигон". Строительство объекта велось за счет средств областного бюджета. Другие вопросы Из других направлений работы Министерства в экологии необходимо отметить следующее: В последние два года на выполнении природоохранных мероприятий из областного бюджета направлено около 30 млн. руб. В 2004 году было выделено 12 млн. руб. на реализацию 27 объектов природоохранного характера. В 2005 г. на эти цели планируется направить более 15 млн. руб. Следует ещё раз отметить, что с 2005 г. в областной бюджет поступает только 40% платежей за загрязнение окружающей среды, остальные 40% в - бюджеты муниципальных образований. В этой связи перед Министерством стоит актуальная задача организации и реализации межмуниципальных программ по охране окружающей среды. И такая работа уже ведётся. Министерством возобновлена работа по созданию Красной Книги Омской области (одно их полномочий субъекта РФ). В настоящее время ведётся организационно-техническая работа с коллективом, привлекаемых для этой работы авторов, предусмотрено соответствующее финансирование. В области законодательной политики предусматривается разработка и принятие в 2005 г. двух областных законов: "Об охране окружающей среды в Омской области"; "Об особо охраняемых природных территориях Омской области". Значительные объёмы финансирования из областного бюджета предусматриваются на реализацию программы экологического мониторинга на территории Омской области, где главным исполнителем является Омский Гидромет. В сфере развития системы экологического образования, воспитания и просвещения, формирования экологической культуры организована работа с общественными экологическими организациями Омской области, включающими и детские. В 2004 г. проведены две научно-практические конференции, фестиваль "Охраняемые территории Омского региона", слёт экологов "Наследие Сибири в руках молодых", сбор "Общественное экологическое движение в Омской области".С начала 2005 г. по настоящее время проведены: две конференции, тематические акции и акции по благоустройству и очистке берегов рек Оми и Иртыша, три экологических фестиваля, сбор лидеров общественных организаций, 3 районных экологических конкурса. Данные мероприятия способствуют развитию коммуникативных навыков и создают условия для проявления творческих способностей подрастающего поколения. По итогам проведённых мероприятий выпущены сборники тезисов и докладов. Победители конкурсов награждены почётными грамотами Министерства промышленной политики, транспорта и связи Омской области. В 2005 году планируется подготовить и провести: две научно-практических конференции по проблемам охраны окружающей среды; три экологических конкурса; районный фестиваль (Калачинский район); организовать экологические лагери в Исилькульском и Москаленском районах. Мы планируем совместно с Министерством образования Омской области детально спланировать все мероприятия на следующий учебный год и средства для проведения мероприятий будут выделены по статье охраны окружающей среды. Это будет являться одним из важнейших предметов вложения средств. Экологический контроль и обеспечение экологической безопасности Обеспечение экологической безопасности населения области, соблюдение требований природоохранного законодательства, а также выполнение мероприятий по улучшению состояния окружающей среды являются основными задачами в деятельности Министерства при осуществлении государственного экологического контроля. Функции данного контроля в 2004-2005 гг. осуществлялись госинспекторами отдела экологической безопасности и территориального управления государственного контроля. Государственному экологическому контролю подлежат более 9 тыс. природопользователей Омской области, половина из которых находится в городе Омске. В соответствии с имеющимися правовыми актами государственный экологический контроль осуществляется по следующим направлениям:контроль за охраной атмосферного воздуха; контроль за соблюдением требований при обращении с отходами производства и потребления; контроль за соблюдением режима использования особо охраняемых природных территорий; контроль за соблюдением требований в области государственной экологической экспертизы. С мая текущего года субъекты наделены полномочиями по осуществлению государственного геологического контроля в части общераспространённых полезных ископаемых. В настоящее время нами разрабатываются нормативные документы по осуществлению государственного геологического контроля в Омской области. За период с 1 июля 2004 г. по 1 июня 2005 г. сотрудниками Министерства проведено 1375 проверок исполнения природоохранного законодательства. Проверки проводились как плановые в соответствии с разработанными планами, так и внеплановые по обращениям граждан и запросам прокуратуры. Используется практика проведения совместных проверок с другими природоохранными и надзорными органами. В ходе проведённых проверок выявлено около 7 тыс. нарушений. По всем им выданы обязательные для исполнения предписания. Выполнение ранее выданных предписаний контролировалось как проведением целевых проверок, так и получением официальной информации от природопользователей. Из выданных предписаний исполнено 2444. За нарушение природоохранного законодательства к административной ответственности привлечено 235 юридических и физических лиц, наложено штрафов на сумму 365,8 тыс. руб. Анализ проверок показывает, что максимальное количество штрафов наложено по статье 8.2.: несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, где основными нарушениями являются отсутствие разрешительных документов на обращение с опасными отходами, нарушение требований нормативной и разрешительной документации, несанкционированное размещение отходов. На постоянном контроле находятся вопросы обращения с отходами в г. Омске в части условий сброса, содержания мест временного хранения, содержания городских свалок, размещение несанкционированных свалок. Неоднократно в адрес Мэра, глав административных округов г. Омска, Центра Госсанэпиднадзора направлялись письма с требованиям принятия мер по устранению выявляемых в ходе проверок нарушений. За прошедший год специалистами рассмотрено 116 жалоб от населения по фактам нарушения природоохранного законодательства, поступивших в наш адрес. По всем жалобам приняты меры по устранению нарушений, даны устные либо письменные ответы. В соответствии с действующим законодательством к полномочиям субъекта Российской Федерации отнесены полномочия в области организации и управления особо охраняемых природных территорий регионального значения. В связи с этим в планах работы Министерства в области организации, охраны и использования, особо охраняемых природных территорий предусматривается анализ правовых актов Омской области на предмет их соответствия нормам федерального законодательства, внесение необходимых изменений в указанные выше правовые акты, создание государственного учреждения, одно из структурных подразделений которого будет выполнять функции охраны и функционирования ООПТ. Проблемы и предложения По-моему мнению, более всего вопросов и проблем у нас накопилось и продолжает накапливаться в области охраны окружающей среды и государственного контроля. Это вызвано в первую очередь несовершенством федерального законодательства в этой сфере, отсутствием необходимых подзаконных актов. В области на этом направлении функционируют органы государственной власти: Ростехнадзор по Омской области, Росприроднадзор по Омской области и Министерство промышленной политики, транспорта и связи Омской области. Если проанализировать Положения об этих структурах, то окажется, что полномочия и функции субъекта РФ в этой сфере очень ограничены как в количественном, так и в качественном планах. На этом фоне имеет место не четкое разграничение полномочий и функций, размытость и неопределённость формулировок и определений. Неопределённость также создаёт ситуацию с постоянным обсуждением действующих законов 122 ФЗ и 199 ФЗ в части сохранения их действия в 2006 г. в сфере экологической политики. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |