|
Техника безопасности на уроке химииp align="left">Опыты, наиболее опасные в отношении взрыва:1) получение и демонстрация горения водорода; 2) взрыв смеси водорода с воздухом; 3) демонстрация взрыва гремучего газа; 4) восстановление меди из оксида меди водородом; 5) получение хлороводорода синтетическим методом; 6) взрыв хлороводородной смеси; 7) ознакомление со свойствами метана: горение, взрыв смеси метана с кислородом; 8) взрыв смеси эти-лена с кислородом или воздухом; 9) получение ацети-лена и демонстрация его горения; 10) опыты, показы-вающие взрывчатые свойства смеси паров бензина (бензола) и воздуха; 11) опыты с сухими взрывчатыми веществами. При подготовке всех этих опытов лаборант должен быть особенно внимательным и не пытаться провести опасный опыт самостоятельно, в отсутствие учителя. Лаборанту необходимо быть аккуратным также и при других работах, выполняемых в препараторской, как, например, при обработке кусочков металлического нат-рия или калия. Даже небольшие отходы этих метал-лов нельзя выбрасывать в раковину во избежание взрыва. Опасно смешивание бертолетовой соли с серным цветом для получения хлопушек и пистонов, а также изготовление черного пороха. Нельзя дробить, расти-рать или смешивать неизвестные твердые вещества. Взрыв иногда может произойти при нагревании, ра-стирании, измельчении или даже просто при неосторож-ном смешивании горючих веществ с веществами, легко отдающими свой кислород. Основные правила при демонстрации взрыво-опасных опытов. Как правило, при демонстрации взры-воопасных опытов можно рекомендовать проводить их на отдельном столе, в возможном удалении от учащих-ся. Общепринято также пользоваться прозрачными за-щитными экранами из зеркального или органического стекла. Экраны из зеркального стекла, однако, тяже-лы, неудобны в обращении и до известной степени не-прочны. Обязательным условием безопасности опытов при демонстрации горения газов является предварительная проверка их на чистоту путем сжигания порции газа в пробирке, обернутой или оклеенной 2-3 слоями плотной бумаги. Еще лучше вместо обертывания бума-гой вставлять пробирку в кусок резиновой трубки. Если газ вспыхивает без звука, то его можно зажигать, не опасаясь взрыва. Следует проводить опыты, опасные в отношении взрыва, с малыми порциями газа. Кроме того, на учительском столе при этом всегда должен быть песочный огнетушитель. Пользоваться газометром для собирания водорода и ацетилена не рекомендуется. При проведении опытов учитель должен надевать защитные очки. Необходимо помнить, что немытая после опытов посуда, например из-под бензола, бензина и т.п., также может быть взрывоопасна, т.к. при наличии даже ничтожных остатков и паров неизбежен сильный взрыв. ПОЖАРООПАСНЫЕ ОПЫТЫ И РАБОТЫ Основные источники пожарной опасности в хими-ческом кабинете: 1) опыты, демонстрирующие горение различных ве-ществ; 2) опыты, демонстрирующие взрыв различных сме-сей газов, паров и т. д.; 3) неправильное пользование горелками, спиртовка-ми, паяльными лампами и т.д.; 4) неправильное пользование электронагревательны-ми приборами, неправильное использование электро-энергии в электрифицированных приборах, моделях, стендах и т. д.; 5) неосторожное обращение с огнеопасными вещест-вами; 6) неправильное хранение огнеопасных и несовмести-мых веществ; 7) неисправная электрическая проводка; 8) неисправное состояние газоснабжающей сети; 9) самовозгорающиеся вещества. Классификация огнеопасных веществ. К огнеопас-ным относятся все горючие вещества и соединения, в том числе взрывчатые и взрывоопасные. По степени опасно-сти огнеопасные вещества делятся на три группы: само-возгорающиеся, легковоспламеняющиеся и трудновос-пламеняющиеся. Показателями опасности являются: температура воспламенения, температура вспышки и способность вещества образовывать с воздухом взрыв-чатую смесь. Наибольшую пожарную опасность представляют ве-щества самовозгорающиеся: 1) при соприкосновении с кислородом воздуха -- бе-лый фосфор, сульфиды железа, порошки алюминия и железа; 2) при контакте с галогенами (хлор, бром) на све-ту -- ацетилен, водород, метан, этан, красный фосфор и др.; 3) при взаимодействии с азотной кислотой -- скипи-дар, этиловый спирт, керосин, целлюлозные материалы; 4) при соприкосновении с пероксидом натрия -- ме-тиловый, этиловый, пропиловый, бутиловый спирты, ани-лин, этиловый эфир и уксусная кислота; 5) при соприкосновении с водой самовозгораются щелочные металлы; 6) оксид хрома (VI) вызывает самовозгорание мети-лового, бутилового и изоамилового спирта, ацетона, ук-сусной кислоты; 7) пермангаиат калия вызывает самовозгорание гли-церина и других веществ. Следует помнить, что самовозгораться могут пакля и тряпки, пропитанные машинным маслом, поэтому за-масленный обтирочный материал следует держать в же-лезных коробках. Легковоспламеняющимися считают вещества, способ-ные при комнатной температуре быстро воспламеняться даже от электрической искры выключателей и т. п. К ним относятся горючие газы и жидкости (метан, этан, водород, бензол, бензин и др.), имеющие температуру вспышки до 45°С, а также твердые вещества с темпера-турой воспламенения до 150°С. Общая характеристика опытов, опасных в пожар-ном отношений. Опыты, опасные в отношении термиче-ских и электрических ожогов, а также взрывов, в той или иной степени опасны также в пожарном отношении. Учитель всегда должен это учитывать и потому иметь наготове противопожарные средства. Весьма опасны в пожарном отношении опыты, демонстрирующие горение различных веществ, особенно летучих, а также смесей, развивающих при горении высокую температуру. Боль-шую пожарную опасность представляют опыты по раз-гонке углеводородов на летучие фракции и опыты с тер-мическим разложением веществ. Опасны также опыты соединения твердых веществ (сера и железо), сопро-вождающиеся выделением большого количества теплоты. Наиболее опасны в пожарном отношении следующие демонстрационные опыты: 1) горение термитной смеси; 2) разгонка нефти с целью получения ее легких фракций; 3) крекинг керосина или солярового масла; 4) получение этилена и демонстрация его горения; 5) бронирование бензола; 6) получение нитробензола; 7) термическое разложение каменного угля. Значительную пожарную опасность представляет де-монстрация моделей и макетов, электрифицированных с нарушением электротехнических правил, а также ис-пользование самодельных приборов и установок с элек-трическим нагревом, неисправных приборов. Для проведения работ учителю и учащимся следует пользоваться инструкциями по противопожарной безопасности, а также специализированными инструкциями НИИ по обращению с химреактивами и проведению определенных опытов, которые можно найти в профильной литературе, предназначенной для учителя. ОПЫТЫ И РАБОТЫ С ВЕЩЕСТВАМИ, ВРЕДНЫМИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ Классификация вредных и ядовитых веществ. К ядовитым веществам относятся вещества, которые при взаимодействии с клетками живого организма нарушают в той или иной мере его нормальные функции. Несмотря на применение ядовитых веществ в течение нескольких тысяч лет, до сих пор нет еще точной их классифика-ции. По характеру действия на человеческий организм вредные и ядовитые вещества можно разделить на сле-дующие группы: 1. Вещества, вызывающие ожоги или действующие болезненно на кожу и слизистые оболочки. Сюда отно-сятся все концентрированные минеральные кислоты (серная, хлороводородная, азотная и др.) и щелочи (гидроксид натрия, гидроксид калия, гашеная известь, аммиак и др.). 2. Вещества, действующие вредно через органы ды-хания (хлор, аммиак, оксиды азота, оксиды серы). 3. Яды крови -- вещества, поражающие кроветвор-ные органы или вступающие в химическое взаимодейст-вие с составными частями крови (оксид углерода (II), бензол и его гомологи и нитропроизводные, синильная кислота, свинец). 4. Вещества, действующие преимущественно на нерв-ную систему (сероводород, бензол, бензин, метиловый спирт, анилин и др.). 5. Наркотики, вызывающие временное расстройство функций некоторых органов человека (этиловый спирт и др.) Основные правила для снижения загрязнения воз-духа при демонстрации опытов сводятся к следующему: 1. Опыты с относительно большими количествами вредных газов следует проводить только в вытяжном шкафу специальной конструкции, имеющем витринное стекло в стенке, обращенной к учащимся. 2. При отсутствии специального вытяжного шкафа вредные газы, как сероводород, хлороводород, оксиды азота, лучше получать в малых количествах, в пробир-ках. 3. Для опытов следует брать минимальное количест-во вредных реагирующих веществ. 4. Трубчатые соединения приборов должны быть аб-солютно плотными; должно быть обеспечено хорошее прилегание пробок, что лучше достигается при резино-вых пробках. 5. Приливание хлороводородной кислоты при полу-чении хлора и подачу, воды при получении ацетилена следует производить каплями с помощью пипетки или воронки с краном. 6. Нагревание спиртовками и газовыми горелками нужно вести осторожно во избежание растрескивания прибора. 7. В приборе должна быть предусмотрена возмож-ность поглощения избытка получаемого газа с помощью соответствующего раствора, налитого в стеклянную бай-ку с пробкой и газоприемной трубкой. Для поглощения хлора, хлороводорода, брома, бромоводорода, сероводорода, оксида серы (IV) используют раствор гидроксида натрия; оксид азота (II) и оксид азота (IV) поглощают насыщенным раствором сульфата железа (II). Оксид серы (IV) можно растворить также водой со льдом, а сероводород -- раствором аммиака В некоторых случаях возможно использование не-сложных устройств с березовым или активированным углем, поглощающих вредные вещества. 8. В качестве резервуара для избыточного газа мо-жет быть использована резиновая камера от спортивно-го или детского мяча, а также исправная велосипедная камера. 9. Сжигать вещества, образующие вредные газы, следует в небольших стеклянных банках с пробками, через которые пропущена стальная проволока с ло-жечкой. 10. Для опытов разложения резины достаточно поло-жить на дно пробирки 2--3 кусочка размером 4-5 мм. Конец отводящей трубки опускают в пробирку, охлаж-даемую в стакане с водой. 11. При разложении древесины и сжигании светиль-ного газа следует брать мелкие сухие опилки, опыт ве-сти в пробирке, а оттянутый конец стеклянной газоот-водной трубочки должен иметь возможно малое отвер-стие. 0пыты с вредными веществами. К демонстрацион-ным опытам и фронтальным работам с вредными веще-ствами следует отнести: 1. Разложение оксида ртути. 2. Сжигание в кислороде угля, серы и фосфора. 3. Получение и изучение свойств хлора. 4. Взаимодействие хлора, брома и йода с металлами. 5. Получение сероводорода и ознакомление с его свойствами. 6. Сжигание серы. 7. Получение азотной кислоты из нитратов и озна-комление с ее свойствами. 8. Сжигание фосфора, получение фосфорной кисло-ты. 9. Получение угля термическим разложением древе-сины. 10. Получение оксида углерода (II) и ознакомление с его свойствами. 11. Растворение каучука и резины в органических растворителях. 12. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. 13. Опыты с фенолом. 14. Опыты с анилином. При всех опытах с хлором, сероводородом, оксидами серы, оксидами азота и парами брома запрещается рас-познавать их запах непосредственно обонянием, так как это часто приводит к отравлениям. Лица, вдыхавшее оксиды азота, должны быть проверены, врачом, несмот-ря на хорошее самочувствие. Для распознавания запаха хлора рекомендуется использовать хлорную известь. При опытах с хлором рекомендуется иметь наготове склянку с этиловым спиртом для, вдыхания его паров в случае даже легкого отравления. МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭЛЕКТРОБЕЗОПАСКОСТИ Источники опасности поражения током; проверка исправности электроприборов. Поражение электриче-ским током возникает чаще всего при непосредственном прикосновении рукой к оголенным токоведущим частям. Поэтому учитель прежде всего должен следить за тем, чтобы вся проводка электроприборов и электрифициро-ванных установок была хорошо изолирована или же ограждена. Иногда люди совершенно непроизвольно трогают токоведущие части, например, при замене перегоревшей лампочки или пробки. Статистика поражений электри-ческим током в осветительных комнатных установках по-казывает, что 60% случаев обусловлены прикосновени-ем к цоколю или патрону лампы при чистке, мойке или смене лампочки. Поэтому, ввертывая новую электро-лампу, следует держать ее за стеклянную часть, а патрон придерживать за пластмассовый корпус. При пользовании электрическими приборами с металлическими оболочками нуж-но быть осторожным и, по-чувствовав при прикоснове-нии наличие напряжения, не-медленно отключать прибор для проверки электриком и ремонта. Общие правила пользования электроприборами. Неисправный электроприбор может послужить не толь-ко причиной неудавшегося опыта, но и вызвать ожог, ослепление яркой вспышкой и даже электрический удар с тяжелыми последствиями. Поэтому необходимо строго выполнять правила пользования электроприборами. 1. При осмотре и чистке прибора его надо предвари-тельно отключить от сети (особенно при опытах по элек-тролизу). 2. При разборке и чистке больших приборов, имею-щих заземление металлического корпуса (термостаты, электропечи), рекомендуют отсоединять также и зазем-ляющий провод во избежание ошибки. 3. После подготовки прибора к опыту и сборки элек-трической схемы она должна быть проверена учителем, и только после этого можно включить прибор в сеть. 4. При всяких изменениях в схеме соединений прибо-ра, при смене электродов, ламп и т. д. необходимо прибор отключать от сети. Вторичное включение после пере-делки схемы, возможно только после разрешения учи-теля.. 5. Допускается регулировать силу тока или подводи-мое к прибору напряжение при помощи рукояток и пере-ключателей, на щите, а также реостатами фаб-ричного изготовления с защитным кожухом. При пользо-вании переносным реостатом желательно; чтобы он был укреплен на электроизолирующем основании, 6. При регулировании силы тока реостатом необхо-димо налипать питание прибора всегда при минималь-ном токе, увеличивая его постепенно до требуемой ве-личины. 7. Перед включением прибора в сеть необходимо убе-диться, соответствует ли напряжение, на которое рассчи-тан прибор, напряжению сети. 8. Перед включением прибора в сеть следует его осмотреть с внешней стороны. При обнаружении вмя-тин, изломов, повреждений контактов, обрывов прово-дов и т.д. необходимо проверить состояние изоляции прибора или поручить эту проверку учителю физики. Прибор с неисправностями включать в сеть нельзя. 9. При включении в сеть исправного прибора надо сначала вставить фарфоровую колодку аппаратного шнура в токоприемную коробку прибора со штекерами, а затем, убедившись в плотности контактов колодки, взяться за изолированный корпус вилки, монтированной на другом конце аппаратного шнура, и вставить ее в гнезда штепсельной розетки. 10. Нельзя пользоваться для включения прибора аппаратным шнуром без вилки (голыми концами прово-дов), так как при этом можно легко получить электри-ческий удар. 11. При необходимости временно удлинить аппарат-ный шнур или вообще линию, питающую демонстраци-онную установку, рекомендуется пользоваться безопас-ными удлинителями. Они имеют предохранительные пластинки, автоматически закрывающие медные контак-ты в гнездах после выдергивания вилки. 12. При получении нового электроприбора необходи-мо прежде всего внимательно изучить инструкцию в случае неясности некоторых вопросов получить консуль-тацию у учителя физики 13. Все фабричные инструкции, а также описания самодельных электрифицированных приборов, их элек-трические схемы и правила пользования должны хра-ниться у лаборанта в специальной папке вместе с пас-портами на приборы и гарантийными письмами. 14. Все электрические приборы необходимо оберегать от сырости и особенно от наличия в атмосфере шкафа, где они находятся, паров хлороводородной и других кислот. Сырость не только вызывает коррозию металли-ческих частей прибора, но и снижает качества его изо-ляции, что грозит полной порчей прибора и делает опас-ным пользование им. Нельзя брать электрические при-боры мокрыми руками, в случае попадания на них вла-ги нужно насухо вытирать тряпкой. 15. При работе электрифицированной установки от сети на 220 В нужно оберегаться of случайного прикос-новения к частям установки, находящимся под напря-жением (металлические части зажимов, концы прово-дов, электроды). 16. Если в химическом кабинете имеются аккумуля-торы, необходимо не только содержать их в чистоте, но и постоянно следить за их состоянием, строго соблюдая правила, указанные инструкцией: а) измеряют вольт-метром напряжение на каждом элементе; б) проверяют уровень электролита (стеклянной трубочкой); в) изме-ряют с помощью денсиметра плотность электролита. При напряжении ниже 1,85 В (на один элемент) у свин-цового аккумулятора или ниже 1 В у щелочного их не-обходимо заряжать во избежание порчи. В случае необходимости удлинить питающую провод-ку на 220 В можно использовать удлинитель безопасно-го типа с автоматически закрывающимися гнездами. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ Общие правила. Независимо от характера несча-стного случая с учащимся учитель должен прежде всего послать кого-нибудь пригласить школьного врача, а сам с лаборантом приступить к немедленному оказанию первой помощи. Не следует для вызова врача посылать лаборанта, так как может возникнуть необходимость в срочном применении нейтрализующих растворов, лечеб-ных веществ и медицинских средств. У лаборанта обыч-но находятся все ключи от шкафов и аптечки. Не сле-дует также забывать, что на обязанности старших лежит точная информация врача о причинах несчастного слу-чая. В серьезных случаях надо одновременно с вызовом врача и оказанием первой помощи начать приготовление всего того, что рекомендуется руководствами и имеется в химическом кабинете (противоожоговые средства, противоядия, рвотные и т. д.). Иногда требуется обеспе-чить возможность стерилизации инструментов кипящей водой. При потере сознания рекомендуется: 1) обеспечить приток свежего воздуха; 2) освободить больному шею и грудь, расстегнуть одежду; 3) придать ногам возвышенное положение; 4) опрыскивать лицо холодной водой; 5) давать нюхать нашатырный спирт. При ранениях и порезах металлическим предметом следует обмыть ранку 3-процентным раствором пероксида водорода, смазать края настойкой йода и забинто-вать. При ранении осколками стекла, прежде чем про-мывать ранку, нужно удалить осколки пинцетом и про-верить их отсутствие, слегка сжимая ранку. При кровотечении из носа -- уложить больного, осво-бодить его шею от воротника, делать холодные примоч-ки на переносицу, а к ногам положить грелку. Полочка с нейтрализующими веществами рекомен-дуется для каждого химического кабинета. На ней устанавливают склянки со слабыми растворами: гидрокарбоната натрия (3-процентный раствор) и ук-сусной кислоты (3-процентный раствор). На ней же на-ходится бутылочка с 2-процентным раствором борной кислоты для промывания глаз, чистый стакан, закрытый пленкой, и небольшой кристаллизатор с бинтом и ватой, а также мыло. Настенная аптечка является необходимым обору-дованием каждого химического кабинета. Аптечка, как и места оказания первой помощи, должна быть окрашена в зеленый цвет. В аптечке должны всегда быть: 1) индивидуальные антисептические пакеты с бин-тами; 2) бинты обыкновенные, запакованные в плотную бумагу; 3) вата гигроскопическая (запакованная); 4) борная кислота кристаллическая и в растворе; 5) йодная настойка; 6) сода питьевая в порошке; 7) нашатырный спирт; 8) валериановые капли; 9) перманганат калия кристаллический; 10) уксусная кислота (3-процентный раствор)} 11) спирт этиловый; 12) лейкопластырь и бактерицидная бумага; 13) крахмал; 14) чистая кружка или стакан; 15) ножницы медицинские; 16) пульверизатор; 17) рюмка для промывания глаз; 18) резиновая грелка; 19) чистое полотенце и кусок туалетного мыла. Весьма удобен шкаф, объединенный в общую конст-рукцию с туалетной полочкой, укрепляемой на стенке над умывальником. В верхнем отделении под замком находится пол-ный набор, полагаю-щийся для настенной аптечки. На трех ниж-них открытых полоч-ках располагаются нейтрализующие веще-ства, бинт, вата, склян-ка с настойкой йода, чистый стакан и туа-летные принадлежно-сти для мытья рук. Первая помощь при ожогах. В случае термического ожога (от огня, пара, горя-щих предметов или электрической дуги) следует наложить мок-рую антисептическую повязку из куска марли или бинта, смоченную 2-3-процентным раствором перманганата калия, или 2-процентным раство-ром питьевой соды, или раствором стрептоцида. Ни в ко-ем случае нельзя смазывать место ожога вазелином или жирами. При серьезных ожогах (III и IV степень) до прихода врача рану покрывают лишь сухой стерильной повязкой, а к прибытию врача подготовляют стерильный перевязочный материал и обеспечивают возможность стерилизации инструментов кипячением. При термическом ожоге хорошо пользоваться мазью «Оксикорт», она продается в аэрозольной упаковке в легких металлических тубах. Обожженное место опры-скивают один раз в день и сверху накладывают повязку из марли. При сильных ожогах мазь накладывают два-три раза в сутки. Хорошим средством является также гиоксизон При ожогах кислотами (азотной, серной, хлороводо-родной, фосфорной) промыть место ожога большим ко-личеством воды, а затем 3-процентным раствором питье-вой соды. При ожоге плавиковой кислотой -- длительное промывание проточной водой (пока побелевшая и коа-гулированная поверхность ожога не покроется красно-той), а затем следует приложить свежеприготовленную 20-процентную суспензию оксида магния в глицерине. К приходу врача рекомендуется приготовить 10-процент-ный раствор сульфата магния и обеспечить возможность стерилизации инструментов кипячением. Ожоги щелочами обмывают водой, затем нейтрали-зуют 1-2-процентным раствором уксусной или лимон-ной кислоты. При пробе на язык кислота должна иметь слабокислый вкус. При ожоге фосфором горящий фосфор тушат водой или еще лучше 1-2-процентным раствором сульфата меди. На обожженное место накладывают повязку, смоченную 2-процентным раствором сульфата меди, или 5-процентным раствором питьевой соды, или 3-5-процентным перманганатом калия. При ожоге фенолом обожженное место промывают водой с этиловым спиртом. В случае ожога бромом пораженное место смывают концентрированным раствором гипосульфита натрия или этило-вым спиртом. При химическом ожоге глаз необходимо обильно промыть гла-за струей воды, а затем, в случае ожога щелочами, промыть 2-про-центным раствором борной кислоты; при ожоге кислотами -- 3-про-центным раствором питьевой со-ды. Нельзя тереть глаза. Для бо-лее удобной промывки глаза методом фонтанчика от обычного водопроводного крана полезно иметь наготове тонкую резиновую трубку с приспособлением для надевания на конец крана. Некоторые учителя рекомен-дуют промывать глаза молоком. При лучевом ожоге применяют холодные примочки на глаза из 0,5-1,0-про-центного раствора дикаина. Первая помощь при отравлениях газами и пара-ми -- вывести пострадавшего на чистый воздух, облег-чить условия дыхания (расстегнуть стесняющую одеж-ду-- воротник). В более серьезных случаях могут до-полнительно применяться специальные средства. Так, при отравлении: азотной кислотой (парами) -- абсолютный покой. Дать 2 г норсульфазола, сульфазола, сульфазина; полез-но вдыхание кислорода; к приезду врача приготовить лобелии, камфару, 10-процентный раствор хлорида каль-ция; обеспечить стерилизацию инструментов кипящей водой; ацетоном (парами) -- при потере сознания -- искус-ственное дыхание; аммиаком -- вдыхание водяных паров (с прибавле-нием уксуса); бензолом (парами) -- избегать охлаждения, покой; вдыхание кислорода; бромом (парами) -- рекомендуется нюхать нашатыр-ный спирт; промыть глаза, рот и нос 2-процентным рас-твором гидрокарбоната натрия. Покой, вдыхание кисло-рода; иодом (парами) -- вдыхать водяные пары с приме-сью аммиака; глаза промыть 1-процентным раствором гипосульфита; оксидом углерода (II) (угарный газ) -- дать нюхать нашатырный спирт; не допускать охлаждения тела; гор-чичники, грелки, теплые компрессы к ногам и рукам; внутрь черный кофе; если дыхание остановилось, делать искусственное дыхание в сочетании с кислородом; по-кой; светильным газом -- чистый воздух, кислород (с 5% ССБ), нашатырный спирт; искусственное дыхание; обливание головы холодной водой; горчичники к икро-ножным мышцам, на затылок и между лопатками; уксусные клизмы; свинцом (парами его соединений) -- немедленно от-править в больницу; оксидом серы (IV) -- вдыхание паров раствора ам-миака с примесью спирта и горчичники на грудь; про-мывание носа и полоскание полости рта 2-процентным раствором питьевой соды; покой; сероводородом -- горчичники на грудь; нюхать хлор-ную известь; в тяжелых случаях искусственное дыхание в комбинации с кислородом; хлором -- вдыхание кислорода, вдыхание водяных паров, спиртового раствора аммиака; в более тяжелых случаях обратиться к врачу; эфиром и хлороформом -- вдыхание кислорода, на-шатырного спирта, опрыскивание лица, груди холодной водой; грелки к телу; внутрь кофе. При вдыхании кислорода нос и рот покрывают во-ронкой, трубка которой соединена с кислородной подуш-кой. При ослаблении дыхания -- делать искусственное дыхание. 6. Первая помощь при желудочных отравлениях. При желудочных отравлениях применяются следующие средства: Удаление яда из организма путем искусственной рво-ты, вызванной приемом внутрь нескольких стаканов мыльной воды или 1/2 чайной ложки горчицы, растворен-ной в стакане теплой воды. При отравлении кислотами и щелочами вместо рвот-ного средства применяют промывание желудка. а) при легком отравлении щелочью пьют 1-процент-ный раствор уксусной кислоты, при отравлении кислотой принимают внутрь оксид магния (2 чайные ложки на 1 стакан воды). При более серьезном случае -- промыва-ние желудка; б) обволакивающие средства.: белковая вода (2 яичных белка на 3 стакана воды, прием стакана-ми) или молоко, крахмальный клейстер, мучная болтуш-ка; в) адсорбирующие средства: одна столовая ложка древесного угля в порошке на 2 стакана воды (на один прием). Одновременно для последующего удаления угля из организма следует давать слабительные соли. В случае желудочного отравления твердыми и жид-кими веществами можно рекомендовать следующее: Альдегиды -- выпить стакан 0,2-процентного раство-ра аммиака, а через несколько минут стакан молока. Аммиака раствор -- пить очень слабый раствор ук-сусной кислоты или лимонный сок. Вызвать рвоту. Дать растительное масло, молоко или яичный белок. Анилин -- вызвать рвоту. Дать вдыхать кислород, слабительное, но ни в коем случае не спирт и не расти-тельное масло. Бария растворимые соли -- вызвать рвоту. Дать сла-бительное: сульфат магния или сульфат натрия. Йод -- вызвать рвоту. Дать 1-процентный раствор серноватистокислого натрия (гипосульфит), крахмаль-ный клейстер, молоко. Марганцовой кислоты соли -- дать воды, вызвать рвоту; дать молоко, яичный белок или крахмальный клейстер. Меди сульфат -- промывание желудка 0,1-процент-ным раствором желтой кровяной соли. Солевое слаби-тельное. Внутрь -- оксид магния, чай, кофе. На живот -- грелку. Наркотики (диэтиловый эфир, хлороформ, спирты и др.) -- дать или 0,03 г фенамина, или 0,1 г коразола, или 30 капель кордиамина, 0,5 г бромистой камфары. После этого дать крепкий чай или кофе. При необходимо-сти делать искусственное дыхание с применением кис-лорода. Ртути соединения -- немедленно дать 3 сырых яйца в молоке (1 л). Вызвать рвоту. Приготовить желудоч-ный зонд. Свинца соединения -- дать большое количество 10-процентного раствора сульфата магния. Серебра нитрат -- промывание желудка 2-процент-ным раствором хлорида натрия. Внутрь давать белковую воду, обволакивающие отвары. Делать клизмы из рас-твора хлорида натрия. На живот класть пузырь со льдом. Фенол -- вызвать рвоту. Дать известковую воду или взвесь оксида магния (15 г оксида магния на 100 мл воды. Всего следует дать 500 мл по 1 столовой ложке через каждые 5 мин). Приготовить зонд. Фторид натрия -- дать известковую воду или 2-про-центный раствор хлорида кальция. Цинка соединения -- вызвать рвоту. Дать сырое яйцо в молоке. Щавелевая кислота -- вызвать рвоту. Дать известко-вую воду, касторовое масло. Первая помощь при поражении электрическим током. При поражении человека электрическим током прежде всего следует освободить пострадавшего от дей-ствия тока, что может быть достигнуто в зависимости от условий следующими путями: а) выключением тока (выключателем, магнитным пускателем, рубильником, вывинчиванием пробок или выдергиванием вилки из штепсельной розетки); б) пересечением или перекусыванием одиночных про-водов (кусачками с изолированными ручками, топором с сухой рукояткой и т. д.); в) тведением провода от пострадавшего сухой пал-кой, стеклянной трубкой или другим предметом из не проводящего ток материала; г) отталкиванием пострадавшего, от токоведущей ча-сти, беря его за сухую одежду. Если после освобождения от тока пострадавший на-ходится только в обморочном состоянии (т. е. деятель-ность сердца и органов дыхания не нарушена), то доста-точно бывает обеспечить пострадавшему доступ свеже-го воздуха и дать понюхать нашатырный спирт. После прихода в сознание необходимо обратиться к врачу. При наличии электрического удара (отсутствует ды-хание, не бьется сердце) необходимо тотчас начать про-изводить искусственное дыхание. Статистикой установ-лено, что меры по оживлению, начатые в течение первой минуты после поражения, дают положительный эффект в 90% случаев; те же, к которым приступают по проше-ствии 6 мин, всего в 10%. Прежде чем приступить к искусственному дыханию, необходимо: а) быстро освободить пострадавшего от стесняющей дыхание одежды, расстегнуть воротник, расстегнуть гим-настерку и др.; б) освободить рот пострадавшего от посторонних предметов, удалить вставные зубы и др.; в) если зубы пострадавшего крепко стиснуты, следу-ет их разжать и вставить между зубами шпатель, ручку, ложку и др. Производя искусственное дыхание, ни в коем случае нельзя допускать охлаждения пострадавшего, необходи-мо укрывать его, согревать бутылками с горячей водой, грелками. Искусственное дыхание следует делать непре-рывно до прибытия врача, хотя бы его приезд задержал-ся на несколько часов. Нельзя делать искусственное дыхание пострадавше-му, который находится хотя и без сознания, но дышит. При отсутствии у пострадавшего сердцебиения в некото-рых руководствах рекомендуется одновременно с искус-ственным дыханием начать непрямой массаж сердца. В последнее время разработано довольно много типов приборов, механизирующих процесс искусственного ды-хания, причем в некоторых приборах одновременно при-меняется добавление кислорода. Врачами разработан также метод искусственного дыхания «рот в рот». Для учащихся и лаборантов могут быть полезны следующие советы: 1. При проверке вещества берите возможно малое количество, пользуясь чистым и сухим капсулятором, микрошпателем или фарфоровой ложечкой; малые ко-личества просыпанного вещества не ссыпайте обратно в банку, а выбрасывайте в отходы. 2. Если вещество неизвестно, без этикетки и т. д., испытывать его без учителя и хранить в кабинете нельзя. 3. В отсутствие учителя не проводите опытов со ще-лочными металлами, селитрами, бертолетовой солью, перманганатом калия (соль), красным фосфором, алю-миниевой пылью и легковоспламеняющимися веществами. 5. Не давайте никаких веществ учащимся, даже в старших классах (в случае несчастья с ними вы отве-чаете в судебном порядке). 4. Ежедневно проверяйте наличие противопожарных средств, особенно песочных огнетушителей. 5. Подготовляя приборы и посуду к опытам, следи-те, чтобы они были чистыми (плохо промытая посуда может иногда привести к взрыву). 6. Для мытья очень загрязненной посуды из тонко-го стекла можно использовать обрывки фильтровальной бумаги, яичную скорлупу; для мытья толстостенной посуды применяют также свинцовую дробь и металли-ческие цепочки. 7. Запрещается мыть посуду водой с песком, так как при этом в ней могут образоваться почти невидимые трещины, и посуда при проведении опыта может треснуть. 8. Если при мытье сильно загрязненной посуды приходится пользоваться хлоро-водородной кислотой или хромовой смесью, надевайте резино-вые перчатки и защитные очки. 9. После мытья жирной посуды с использованием бензина следует ее прополоскать теплой водой со щело-ком, а затем еще холодной водой до полного исчезнове-ния запаха бензина. 10. Посуду, загрязненную керосином, можно вымыть, не прибегая к бензину, при помощи 5--10-процентного раствора известкового молока. 11. После мытья химической посуды споласкивайте ее дистиллированной водой. 12. Устанавливая чистые пробирки в металлические штативы, следите за тем, чтобы не разбить тонкого дна пробирки. 13. Обращаясь с тонкой химической посудой, нужно всегда помнить, что она очень хрупка и может быть легко повреждена. 14. Если большую колбу с жидкостью нужно по-ставить на кафель, то следует предварительно подло-жить кусок картона, листового асбеста и т. д. Плотно закрывая такую колбу пробкой, не опирайтесь ею на стол, а держите в руке. 15. При переносе заполненного большого химическо-го стакана поддерживайте его большими и указатель-ными пальцами обеих рук, приложенными к верхней части стакана под его отогнутым краем. 16. Не наливайте горячих растворов в измерительную и толстостенную посуду, а также ничего не нагревайте в ней. 17. При открывании стеклянных банок с застрявшей притертой пробкой лучше всего нагревать горло банки сначала теплой, а затем горячей водой, держа банку горизонтально над водопроводной раковиной и не-прерывно поворачивая ее (если в сосуде карбид каль-ция, воду использовать нельзя!). 18. Перед тем как разбивать в ступке куски твердых веществ, надевайте защитные очки; при дробле-нии едких щелочей надевайте резиновые перчатки. 19. Большой осторожности требует процесс высуши-вания огнеопасных веществ. Твердые огне- и взрыво-опасные вещества лучше высушивать на воздухе между листами фильтровальной бумаги. 20. При высушивании твердых огнеопасных веществ в сушильном шкафу необходимо предварительно прове-рить его исправность, а работу вести с небольшими количествами вещества и строго выдерживать определен-ную температуру. 21. Работу, связанную с опасностью воспламенения или взрыва, следует выполнять стоя и не оставлять ее без наблюдения. 22. Для спиртовок пользуйтесь только этиловым (денатурированным) спиртом. Использование в них бензина или бензола строго запрещено. 23. Перед наполнением спиртовки проверьте, доста-точно ли плотно прилегает фитиль к. ниппелю. Пренебре-жение этим правилом приводило неоднократно к вос-пламенению паров спирта и выбросу фитиля с ниппелем. 24. Наливать спирт можно только в погашенную спиртовку, даже в том случае, если спиртовка имеет специальное отверстие с пробкой для заливки горю-чего. 25. Прежде чем пользоваться горелками и лампами, работающими на жидком топливе (лампа Бартеля и др.), необходимо ознакомиться с инструкцией, прилага-емой к таким лампам. 26. При работе с масляной и парафиновой банями необходимо предохранять их от перегрева. Воспламе-нившуюся масляную баню следует гасить песком или закрыть куском листового асбеста. 27. Следует осторожно обращаться с ацетиленом и карбидом кальция, во избежание пожара или взрыва. 28. Горючие жидкости нельзя выливать в канализа-цию. Отработанные вещества следует собирать в от-дельные прочные бутыли для уничтожения сжиганием (во дворе школы) или регенерации. 29. Если случайно прольется легковоспламеняющаяся жидкость, нужно: а) погасить все горелки и выключить электрона-гревательные приборы; б) закрыть двери, открыть окна и форточки, после полного исчезновения запаха прекратить проветрива-ние; в) собрать пролитую жидкость тряпкой или полотен-цем, которые следует отжать над большим кристалли-затором или эксикатором, а затем перелить вещество в склянку и закрыть ее пробкой. Литература 1. Грабецкий А.А., Назарова Т.С. Кабинет химии: Пособие для учителей. - 3-е изд., доп. - М: Просвещение, 1983. 2. Коновалов В.Н. Техника безопасности при работах по химии: Пособие для учителей. - 3-е изд., исправ. - М: Просвещение, 1980. 3. Воскресенский П.И. Техника лабораторных работ. Л: Химия, 1970. 4. Сапожникова Р.Г. Гигиена обучения в школе. М: Просвещение, 1974. 5. Правила по технике безопасности для кабинетов химии общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР. М: 1972. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |