|
Техника безопасности на уроке химииТехника безопасности на уроке химии21 План I. Общие вопросы техники безопасности и школьной санитарии II. Ожогоопасные опыты и работы III. Взрывоопасные опыты и работы IV. Пожароопасные опыты и работы V. Опыты и работы с веществами, вред-ными для здоровья VI. Меры по обеспечению электробезопас-ности VII. Правила оказания первой помощи VIII. Литература ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ И ШКОЛЬНОЙ САНИТАРИИ Характеристика работ, выполняемых в химичес-ком кабинете. Основные работы, выполняемые в хими-ческом кабинете и непосредственно связанные с изуче-нием химии, могут быть классифицированы на следую-щие группы: 1) демонстрационные опыты, проводимые учителем в процессе сообщения новых знаний; 2) лабораторные (фронтальные) работы, выполняем не учащимися в порядке освоения новых знаний и навыков; 3) практические работы, выполняемые учащимися фронтально для проверки усвоения ими пройденного материала; 4) практические работы, выполняемые учащимися индивидуально на учительском столе при контрольном вызове к доске; 5) практические работы, выполняемые учащимися индивидуально во время экзаменов; 6) опыты и работы, выполняемые учащимися на за-нятиях кружка; 7) опыты и работы, выполняемые отдельными уча-щимися в порядке помощи лаборанту и учителю при подготовке опытов; 8) опыты, проводимые учителем в порядке пропа-ганды химических знаний на антирелигиозных вечерах и т. д.: а) в классе-лаборатории; б) в актовом зале школы; в) на предприятиях; 9) работы, проводимые лаборантом, при подготовке опытов. Большая часть опытов и работ связана с опасностью ожога, получения травмы, отравления или с возмож-ностью воспламенения горючих веществ, сопровожда-емого нередко взрывом. Выполнение этих работ требу-ет соблюдения осторожности, вдумчивого отношения к проделываемой работе, знания и принятия мер без-опасности. Если демонстрационные опыты проводятся учителем, имеющим специальную подготовку, то лабораторные и практические работы выполняют учащиеся, не всегда представляющие опасность, угрожающую им при про-ведении опыта. Поэтому учитель и лаборант должны особенно следить за поведением каждого учащегося при выполнении практических работ. Обязанности учителя химии (заведующего хими-ческим кабинетом). Учитель обязан следить и проверять комплектность и исправное состояние противопожарного оборудования, средств подачи первой помощи. Он должен системати-чески контролировать работу лаборанта и оказывать ему практическую помощь с целью предупреждения не-счастных случаев. Принимая на работу нового лаборанта, учитель дол-жен лично проверить его знания основных правил по технике безопасности и охране труда, а также убедить-ся в умении его обращаться с противопожарными сред-ствами и электроприборами. О всех недостатках в химическом кабинете, нару-шающих правила техники общей и пожарной безопас-ности, учитель обязан регулярно докладывать директо-ру школы и требовать их быстрого устранения. Учитель должен проявлять осо-бое внимание и быть особо требовательным к уча-щимся во время выполнения лабораторных и практических работ. По окончании занятий, перед уходом из химического кабинета, учитель должен проверить, закрыты ли склян-ки с ядовитыми и особо опасными веществами (оксид ртути, щелочные металлы и т. д.), а также убедиться в том, что закрыт общий газовый кран и выключены все электронагревательные приборы. Лабораторная спецодежда и индивидуальные средства защиты. Для безопасности работ по химии важную роль играют лабораторная спецодежда и осо-бенно индивидуальные средства защиты. Все работающие в химических лабораториях должны быть обеспечены халатами, пре-дохранительными перчатками и защитными очками или маской. Халаты для учителя химии и лаборанта шьют из легкой и прочной хлопчатобумажной ткани. Надежным средством защиты рук служат резино-вые перчатки хирургические, удобные для обычных хи-мических работ, и кислото-щелочестойкие (ТУМХП 1618-50), предназначенные для защиты рук при работе с кислотами и щелочами. В химическом кабинете следует иметь запас за-щитных очков (или масок), рассчитанный на макси-мальное число учащихся в классе. Общие правила безопасности при демонстрацион-ных опытах. При подготовке опыта, опасного в ка-ком-либо отношении (возможность вспышки, загорания, взрыва), учитель должен хорошо продумать весь про-цесс проведения демонстрации и принять следующие меры: 1. Проверить исправность подготовленной лаборан-том аппаратуры и наличие реактивов. 2. Проверить противопожарные средства класса-ла-боратории. На учительский стол поставить небольшой песочный огнетушитель. 3. Проверить наличие и исправность специальных средств защиты (защитного экрана, очков, перчаток и т. д.). 4. Потребовать удаления с учительского стола всех предметов, не относящихся к данному опыту. Это пра-вило следует особо строго выполнять в отношении легковоспламеняемых, горючих и других опасных ве-ществ и объектов. 5. Если учитель проводит опыт впервые, то он обя-зательно должен предварительно проверить его в отсут-ствии учащихся с помощью лаборанта. 6. Перед демонстрацией электрифицированных мо-делей, макетов и т. п., питаемых током от осветитель-ной электросети, необходимо до урока проверить элект-роизоляцию проводов и всех деталей. 7. Следует всегда иметь наготове нейтрализующие вещества и аптечку с набором средств оказания первой помощи. 8. При проведении опыта, сопровождающегося гром-ким звуком (выстрелом), яркой вспышкой и т. д., учи-тель должен предупредить учащихся во избежание их испуга и вредного воздействия на их нервную систему. 9. Если передний ряд парт примыкает непосредст-венно к учительскому столу, то учащиеся с этих парт должны быть переведены на более удаленные парты. 10. При малых размерах класса-лаборатории опас-ные опыты следует проводить на отдельном столике, установленном в углу у внешней стены. Организация лабораторных и практических работ. Оба вида работ проводятся учащимися фронтально, т.е. одновременно всем классом, что в значительной степени затрудняет контроль за выполнением правил техники безопасности. Лабораторные работы проделывав ют учащиеся в порядке получения новых знаний и освоения навыков. Они повторяют действия учителя, показывающего, как нужно правильно выполнять работу, Практические работы выполняют учащиеся после про-хождения соответствующего раздела курса. При этом учитель проверяет, насколько они усвоили раздел и овладели лабораторными навыками по химии. Основные факторы, определяющие безопасность ла-бораторных и практических работ: а) хорошая подго-товка и правильная организация работ; б) дисциплини-рованность и соответственная подготовка (инструктаж) учащихся; в) строгий контроль и высокая требова-тельность со стороны учителя. Для правильной организации лабораторных и прак-тических работ необходимо прежде всего рациональное размещение учащихся и прикрепление их к определен-ным рабочим местам и к набору основного лаборатор-ного оборудования. На каждом лабораторном столе должен быть эмалированный или написанный масля-ной краской номер, такие же номера меньших разме-ров наносят тонкой кистью на основные предметы обо-рудования, предназначенного для данного стола. В это оборудование входит: газовая горелка или спиртовка; штатив с пробирками; штатив школьный (малый) с лапкой и кольцом; весы технические на 200 г (или аптекарские); разновес к весам: держатель для пробирок; набор индикаторов; набор металлов (Zn, Cu, Fe, AI), промывалка; ершик для мытья про-бирок; защитные очки (2 шт.); стеклянная палочка и трубочка; стеклянная пластинка или метлахская плит-ка; коническая колба на 600 мл для воды; кристалли-затор из толстого стекла (простоквашница) на 600 мл для отходов. Весы с разновесами должны находиться в препа-раторской; штативы с пробирками, школьные штативы с лапками и кольцами, а также спиртовки, промывалки, конические колбы с водой, кристаллизаторы для отходов и защитные очки хранят в шкафу для прак-тических работ. Мелкие предметы и вспомогательные материалы для ученических опытов можно хранить в ящике лабораторного стола. Все основные вещества, необходимые для проведе-ния фронтальных работ, как кислоты, растворы щело-чей и солей, органические жидкие вещества, должны быть заранее заготовлены на дистиллированной воде в комплектах по 20 склянок, по числу рабочих мест. Эти склянки помещают в низкобортных выдвижных ящиках, установленных в шкафу для фронтальных работ. Кон-центрированные кислоты лучше наливать в небольшие склянки и устанавливать в деревянные, покрытые асфальтовым лаком подставки с двадцатью гнездами. Каждая склянка с концентрированной кислотой долж-на иметь, помимо химической формулы, указание кон-центрации и порядковый номер. Склянки с кислотами, имеющими концентрацию 1:2 и 1:5, могут стоять в ящиках без гнезд, нужно только дно ящика покрыть два раза кислотоупорным лаком и положить на него полоски из обычного (оконного) стекла. Наборы кислот хранят в специальном ящике, установленном под вы-тяжным шкафом. Необходимо железные дверки шкафа закрывать ключом. Важным условием, способствующим безопасному проведению фронтальных работ, является заблаговре-менное и полное обеспечение рабочего места всем не-обходимым для проведения опытов. Это обязан делать лаборант. Поэтому желательно, чтобы для каждой практической и лабораторной работы учителем были за-готовлены карточки с наименованием ра-боты и списком выставляемого оборудования на каж-дый ученический стол: основное оборудование (весы, штатив и т. д.); химическая посуда; реактивы (для кис-лот указывается концентрация); вспомогательные лабо-раторные принадлежности (тигельные щипцы, зажимы, сетки и др.); вспомогательные материалы (лучинки, фильтры). Наличие такой карточки поможет обеспечить рабо-ты всем необходимым и избавить от лишнего хождения лаборанта и учащихся. Если вещества выставляют на столы в пробирках, то пробирки должны быть под соответствующим но-мером, а на классной доске следует написать химичес-кие формулы занумерованных веществ. Нельзя использовать для ученических работ узкие и высокие штативы с двухэтажным расположением пробирок: такие штати-вы легко опрокинуть. Необходимо пользоваться низкими штативами на 12 гнезд. Если для учени-ческих опытов требу-ются небольшие пор-ции (несколько ка-пель) крепких кислот, то лучше их раздавать по мере надобности с по-мощью склянки с пробкой и глазной пипеткой или специ-альной капельницы. В качестве капельницы можно ис-пользовать устойчивый флакон с небольшим отверстием, закрываемым винтовой пластмассовой крышкой с полиэ-тиленовой или резиновой прокладкой. До начала работы учитель обязан напомнить уча-щимся о необходимости соблюдать осторожность и от-метить правила, относящиеся к предстоящей работе. Перед проведением опасных для глаз, и лица работ учитель должен распорядиться об одевании защитных очков (или масок). Необходимо, чтобы учитель понят-но объяснял, сколько следует брать того или иного ве-щества для проведения работы. Наблюдая выполнение фронтальной работы и заме-чая нарушение правил безопасности учащимся, учи-тель должен немедленно остановить его и, указав на ошибку, показать, как нужно правильно работать. Если аналогичную ошибку допускают и другие учащиеся, то учителю следует приостановить на время работу на всех столах и показать всем правильный прием выполнения работы. Во время лабораторных и практических работ уча-щимся строго запрещается: 1) переходить на другое рабочее место без разре-шения учителя; 2) перебрасывать друг другу какие-либо вещи (кни-ги и др.); 3) брать приборы и вещества с рабочих мест, не за-нятых учащимися; 4) бесцельно переливать растворы или испытывать вещества по собственному усмотрению; 5) зажигать горелки и спиртовки без надобности; 6) громко разговаривать и шуметь; 7) уносить с собой что бы то ни было из предметов и веществ, предназначенных для проведения опытов; 8) оставлять пробирки и другую химическую посуду грязной. По окончании опытов каждая пара учащихся долж-на привести свое рабочее место в порядок. При обна-ружении недостачи предмета оборудования или реак-тива лаборант должен тотчас доложить учителю. Необходимо также следить, чтобы по окончании ра-бот в мусорный бачок (или ведро) не выбрасывали вещества, которые могут спустя некоторое время за-гораться. Основные правила по технике безопасности. Со-гласно положению о химических кабинетах правила по технике безопасности должны быть вывешены в классе-лаборатории на видном месте. Основные правила по технике безопасности при работах в химическом каби-нете сводятся к следующему: 1 Не производить фронтальных работ и отдельных опытов до ознакомления учащихся с «Правилами». 2 При работе пользоваться только чистой, сухой и исправной (без трещин и повреждений) посудой. 3 Ничего не пробовать на вкус; принимать пищу в химических лабораториях запрещено. 4 Никаких веществ из кабинета никому не давать и не позволять самовольно брать их домой. 5 Нюхать летучие вещества с осторожностью. 6 Не наклоняться над сосудом, в который что-либо наливают, во избежание попадания брызг в глаза. 7 Не наклоняться над фарфоровой выпарительной чашкой, в которой что-либо выпаривается, во избежа-ние ожога от брызг или раз-летающихся сухих частиц. 8 Особенно важно пре-дохранять глаза, так как по-вреждение их даже малыми каплями вредных веществ может вызвать потерю зре-ния. 9 Пробирку с нагревае-мой жидкостью держать от-верстием в сторону от себя и от товарищей, так как жидкость вследствие перегревания иногда «выплески-вается» из пробирки. 10 При нагревании растворов веществ в пробирках их следует заполнять не более чем на 1/3. 11 Твердые вещества нагре-вать только в сухих пробирках. 12 При нагревании стеклян-ной посуды не прикасаться ею к фитилю спиртовой лампы, так как фитиль холодный и посуда может лопнуть. 13 Нельзя нагревать пламе-нем толстостенную стеклянную посуду (банки, склянки, цилинд-ры), измерительную посуду и фарфоровые ступки. 14 Зажигать спиртовку толь-ко с помощью спички. Нельзя за-жигать ее, поднося к другой горя-щей спиртовке пролитый спирт может воспламениться. 15. Тушить спиртовку только с помощью колпачка. 15 Не закрывать пробирку пальцем при взбалтывании нахо-дящейся в ней жидкости. Взбалты-вать следует, держа пробирку, ста-кан или колбу за верхнюю часть и слегка покачивая. 16 Наблюдая реакцию, держите пробирку в некото-ром отдалении от глаза. Хозяйственные мероприятия по удалению и обез-вреживанию отходов. Для сбора мусора, битой посуды и отходов химических веществ в классе-лаборатории следует иметь три сосуда: 1) эмалированное или керамическое ведро с крыш-кой для химических отходов; 2) обычную металлическую мусорницу со вставным ведром и педальным рычагом для подъема крышки -- для бумажных отходов и мелкого мусора; на мусорнице или над ней должна быть надпись: «Битое стекло не бросать!»; 3) железное ведро или металлическую коробку без крышки с надписью: « Для битого стекла!». Нельзя для сбора му-сора использовать кар-тонную тару или фанерные ящики, так как это опас-но в пожарном отноше-нии. Обычные отходы хи-мического кабинета (сла-бые растворы кислот и т.д.) рекомендуется нейтрализовать и после разбавления водой выли-вать в канализацию. Не-растворимые осадки и ядовитые вещества следу-ет выбрасывать в специ-альную выгребную яму с крышкой, устроенную в удаленном углу школьного двора. Горючие отходы надо сжигать во дворе школы. Остатки щелочных металлов рекомендуется сжигать или обезвреживать этиловым спиртом. Получающийся в результате реакции алкоголят разбавляют водой и выливают в канализацию. Ни в коем случае нельзя остатки щелочных металлов выбрасывать в канали-зацию! Нельзя сливать в ведро для отходов несовместимые вещества, Если после выливания раствора перманганата калия будут вылиты остатки загрязненной серной кислоты, то в ведре возможна бурная реакция, сопро-вождаемая взрывом. При наличии в ведре перманганата калия и хлороводородной кислоты будет выделять-ся хлор. Классификация опасных опытов и работ. Для удобства рассмотрения все опасные работы в школь-ном химическом кабинете можно разделить на следую-щие группы: 1) ожогоопасные, связанные с возможностью полу-чить химический, термический или комбинированный ожог разной степени; 2) взрывоопасные, способные вызвать взрыв, трав-мирование присутствующих людей и воспламенение горючих веществ, предметов; 3) пожароопасные, вызывающие непредвиденную вспышку легковоспламеняющихся веществ и необхо-димость использования противопожарных средств; 4) опыты и работы, связанные с получением или ис-пользованием вредных газов и веществ, отравляющих воздух или вызывающих отравление при случайном по-падании в желудок; 5) работы, связанные с возможностью пореза рук осколками стекла или режущим инструментом; 6) работы и опыты, связанные с использованием электрического тока и опасностью получения электри-ческого удара (электротравмы). Согласно законам о труде полученные на работе ожоги, поражения глаз, нарушения нормаль-ных дыхательных функций, порезы, ушибы и пораже-ния электрическим током относятся к производствен-ному травматизму. ОЖОГООПАСНЫЕ ОПЫТЫ И РАБОТЫ Виды ожогов, ожоги от кислот. Ожог на уроках по химии может быть получен при самых различных обстоятельствах, по разным причинам. Ожоги бывают химические, термические, электрические. По степени воз-действия на человеческий организм различают ожоги: первой степени (покраснение кожи), второй степени (появление пузырей), третьей степени (омертвление тканей), четвертой степени (обугливание тканей). В школьной практике чаще всего приходится иметь дело с химическими и термическими ожогами первой и значительно реже второй степени. Химические ожоги являются обычно следствием неумелого обращения с крепкими кислотами. Из концентрированных кислот наиболее сильные ожоги вызывает смесь азотной и хлороводородной кис-лот («царская водка»). Другие кислоты по вредности можно расположить в такой последовательности: азотная, серная, плавиковая, хлороводородная и ук-сусная. Ожог от кислот чаще всего может быть получен при переливании и прикосновении пальцами к кислоте, рас-текающейся от горлышка склянки по наружной ее час-ти. При практических работах, проводимых на «при-способленных» партах, вследствие тесноты, а также неустойчивости небольших склянок, нередки случаи разливания кислот. При этом возможен ожог рук. Для снижения этой опасности рекомендуется применение склянок более устойчивой формы (с диаметром до-нышка в 32 мм вместо 22-25 мм) и устройство дере-вянных подставок с гнездами. Подставку нуж-но покрыть асфальтовым лаком. Не следует наполнять склянки концентрированными кислотами и вообще опасными в каком-либо отношении веществами более чем на 1/3-1/2 склянки. Ожог от щелочей и других веществ. Ожог щелочами можно получить при неправильной де-монстрации опыта, например, показывающе-го взаимодействие металлическо-го натрия или калия с водой. Для этой цели обычно используют кристаллизатор с водой. При наличии химического стеклянного колпака опыт можно вести в кристаллизаторе, установленном на под-носе. Приготовление растворов едких щелочей лежит на обязанности лаборанта. Однако у учащихся может воз-никнуть желание приготовить электролит на занятиях кружка. В этом случае необходимо следить за тем, чтобы учащиеся не брали куски или таблетки гидроксида калия голыми руками, а пользовались железны-ми щипцами (тигельными). Разделять комки следует по возможности внут-ри банки. Крупные куски щелочи лучше дробить в чугун-ных ступках, используя слесарное зубило и прикрывая отверстие тканью. Мелкие куски можно дробить кусач-ками, принимая меры предосторожности, чтобы они не разлетались и не попадали в глаза, на волосы и одежду. Необходимо помнить, что попадание даже неболь-шого кусочка едкой щелочи в глаз может вызвать по-терю зрения. Термические ожоги могут быть получены при неосторожном обращении со спиртовками, электронагревательными приборами и т.п. во время выполнения практических работ. Категорически запрещается пользоваться для спиртовок любых типов бензином или бензолом. Ожог пальцев может произойти при прикосновении к еще не остывшей после химической реакции, сопровождающейся выделением большого количества тепла, посуде, нужно пользоваться щипцами. Некоторую опасность в отношении ожога на фронтальных работах представляют спички, т.к. учащиеся склонны иногда использовать их для баловства. Поэтому при работах учащимся выдают неполные коробки, что заставляет их экономно расходовать спички. Весьма опасен ожог кусочком раскаленного вещества - прокаливание ведут в закрытой посуде, при этом желательно надевать предохранительные очки. Электрические ожоги, лучевой ожог глаз. Ожог электрической дугой в химических кабинетах -- явление редкое. При проведении опытов горения магния, термитной смеси, при сжигании фосфора, серы и железа в кисло-роде, а также при опытах с электрической дугой полу-чается яркое высокотемпературное пламя, вредно воздействующее на сетчатую оболочку глазного яблока и способное вызвать лучевой ожог глаз. Сила вредного воздействия тем больше, чем ярче пламя, больше его величина и длительное время воздействия. С увеличе-нием расстояния от глаз до источника света вредное воздействие снижается в квадратичной зависимости. По-этому нельзя яркое пламя рассматривать без синих защитных очков и даже при надетых синих очках не следует слишком приближаться к пламени и долго его рассматривать. ВЗРЫВООПАСНЫЕ ОПЫТЫ И РАБОТЫ Предварительные сведения. Согласно существую-щим научным концепциям природа взрыва веществ взрывчатых и взрывоопасных одинакова, и теоретиче-ское объяснение явления взрыва тех и других веществ идентично. Импульсом для инициирования взрыва может быть повышение температуры, электрическая искра, удар, сотрясение, трение и др. Скорость распространения ре-акции взрыва в веществе составляет от нескольких до 100 м/с. Если реакция взрыва достигает сверхзвуковой скорости, то такое явление называется детонацией. К взрывному распаду склонны многие неорганические и органические соединения. Из их числа в практике школьных работ по химии могут встретиться хло-раты, нитраты, органические нитросоединения, ацети-лениды. В школьной практике взрывы бывают вызваны чаще всего горением смесей газов или паров горячих и лег-ковоспламеняющихся веществ с воздухом. Чем ниже температуры вспышки паров, тем больше опасность взрыва. Особенно велика опасность взрыва веществ, имеющих очень низкую температуру кипения, как ме-тан, этилен, ацетилен, водород и др. Для каждого газа установлен нижний и верхний пределы взрываемости. Нижним пределом взрываемости называется минимальная концентрация горючего газа в воздухе, при которой возможен взрыв. Верхним пределом взрываемости называется концентрация газа в воздухе, выше которой взрыв не происходит. Чем шире диапазон между нижним и верхним пределами взрываемости газа в смеси с воздухом, тем более взрывоопасен данный газ. Повышение температуры воздуха, как правило, расширяет диапазон взрываемости. Страницы: 1, 2 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |