|
Психолого-педагогическое воздействие занятий по ОБЖ на воспитание дисциплинированности и ответственности личности будущего воинаподдается достаточно быстрому достижению соответствующего уровня. В тоже время все больше и больше наших допризывников имеют серьезные заболевания и отклонения от норм физического развития. Практика работы с допризывниками показала, что желание добровольно идти на службу в армию резко падает, особенно среди городской молодежи. Многие допризывники психологически не приемлют свое пребывание в Вооруженных Силах. Поэтому перед учителями ОБЖ, работниками военных комиссариатов стоит серьезная государственная задача: повернуть молодежь к армии, сформировать и развить положительную потребность и мотивацию к службе в армии не просто как необходимость, а как осознанный долг перед Отечеством, всем своим поведением демонстрировать искреннее желание это осуществить. Это очень сложно, ибо СМИ передают, а бывшие военнослужащие рассказывают о буднях солдатской жизни далеко не «сладкую» и приятную миссию, связанную с безразличие офицерского корпуса к солдату. События с призывниками, о которых сообщили СМИ в январе 2004 года, только подтверждают это. Сформированная привычка к выживанию в неблагоприятных условиях и при этом оставаться ЧЕЛОВЕКОМ, способность к быстрой адаптации, раскрытие своей индивидуальности и интеграция в солдатское сообщество позволят будущему воину успешно пройти военную службу. Но этого еще не достаточно. Необходимо знать индивидуальные способности будущего воина, чтобы определить к каким видам деятельности он более всего подходит. Современный отбор солдат в те или иные рода войск в большинстве случаев осуществляется на основе состояния здоровья, специальной допризывной подготовкой на базе ОСТО, которая позволяет выявить способности будущих воинов, их предрасположенность к той или иной деятельности. Но это больше редкость, чем закономерность в работе с допризовниками. В связи с этим следует обратить внимание учителя по ОБЖ по выявлению у будущих солдат предрасположенности и склонности к какому-либо виду деятельности и в каких родах войск это можно максимально учесть и создать личностную ситуацию успеха в прохождении воинской службы. Данный подход позволит успешно осуществить процесс адаптации, ответственно относиться к своим обязанностям, сознательно соблюдать воинскую дисциплину и в конечном итоге с глубоким чувством выполненного гражданского долга перед Родиной, своими родителями и земляками вернуться домой. Обязательный минимум содержания предмета ОБЖ по вопросам допризывной подготовки направлен на изучение следующих вопросов: - назначение, состав, принципы строительства и комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск. Руководство и управление Вооруженными Силами Российской Федерации, частями, подразделениями и другими войсками; - боевое знамя части (корабля), военную присягу. Боевые традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, Героические подвиги воинов в военное и мирное время. Исторические и боевые традиции воинской части. В процессе изучения учащимися ОБЖ их знакомят: - с содержанием воинской обязанности и воинской службой граждан, с воинскими уставами и их значением в жизни и деятельности военнослужащих; - с военно-учебными заведениями Вооруженных Сил Российской Федерации и правилами приема в них. Выпускник по предмету ОБЖ должен овладеть навыками - в выполнении физических упражнений для развития общей выносливости, ловкости, вестибулярной устойчивости к гипоксии; - в выполнении двух-трех приемов рукопашного боя; - в знании воинских званий, военной геральдики, принадлежности военнослужащих к войскам министерства (ведомства), виду Вооруженных Сил Российской Федерации и роду войск. Систематическое изучение вопросов подготовки к воинской службе начинается с IX класса при изучении на занятиях ОБЖ темы «Основы обороны государства и воинской обязанности граждан» (10 часов), которая состоит из двух подтем: а) Правовые основы военной службы – 5 часов; б) Размещение жизнь и быт военнослужащих – 5 часов. В X классе на занятиях ОБЖ изучается две темы: 1. «Основы подготовки к военной службе» (23 часа), которая включает в себя следующие подтемы: а) «Основы обороны государства» (5 часов), б) «Назначение, состав и принципы строительства Российских Вооруженных Сил» (12 часов), в) «Организация медицинского обследования, освидетельствования и постановки на воинский учет» (6 часов); 2. 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). В XI классе изучаются тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов), которая включает в себя следующие подтемы: «Основы обороны государства и воинской обязанности», в которой рассматриваются вопросы: «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов); «Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа); «Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа). 2. «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Примерное тематическое планирование уроков ОБЖ в XI классе Тема 1. «Основы подготовки к военной службе» (29 часов). «Воинская обязанность и военная служба граждан» (8 часов); Тема урока Количество часов 1. Основные понятия о воинской обязанности 1 2. Организация воинского учета и его предназначение 1 3. Организация медицинского освидетельствования и меди- цинского обследования при постановке на воинский учет 1 3. Обязательная подготовка граждан к воинской службе 4. Добровольная подготовка граждан к военной службе 1 5. Призыв граждан на военную службу 1 6. Военная форма одежды 1 7. Увольнение с воинской службы и пребывание в запасе 1 8. Основные права, свободы и гарантии по социальной защите 1 «Воинские уставы и воинские коллективы» (4 часа) 1. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации 1 2. Военная присяга и порядок ее принятия 1 3. Воинская дисциплина, ее сущность и значение 1 4. Воинские коллективы 1 «Военно-учебные заведения Вооруженных Сил России (2 часа). 1. Общая классификация военных училищ: командные, инженерные и технические 1 2. Правила приема в военные училища. Окончание военно- учебного заведения 2 «Прикладная физическая подготовка» (15 часов). Средства физического воспитания: 1. Упражнения для развития общей выносливости. 2. Упражнения для развития силы мышц. 3. Упражнения для развития ловкости. 4. Упражнения для развития специальных качеств: а) устойчивость к гипоксии; б) вестибулярная устойчивость; в) устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов военно-профессиональной деятельности Итого 34 Тренировки по физической подготовке учащихся осуществляются на специально оборудованной полосе препятствий, а также в процессе овладения приемами самозащиты, ведения рукопашного боя, плавания. Беседы с бывшими солдатами, ветеранами войны позволяют сделать определенные выводы о причинах негативного отношения определенной части современной молодежи к выполнению своего гражданского долга – службе в Вооруженных Силах Российской Федерации. На наш взгляд эта причина кроется в отсутствии привычки быть ответственным, дисциплинированным, способным принимать самостоятельные решения и за них отвечать. Современному молодому человеку больше импонирует быть инфантильным – все за него решают родители или еще кто-нибудь, он готов делать только то, что ему нравиться, т. е. вести праздный образ жизни. В связи с этим следует рассмотреть трактование понятия «привычка» с позиции теории и практики психолого-педагогической науки. Еще Д.Локк отмечал, что в воспитании главную роль играет формирование нравственных привычек. К.Д.Ушинский пишет о том, какой страшной силой может обладать привычка: «Сколько превосходных начинаний и даже сколько отличных людей пало под бременем дурных привычек! Если бы для искоренения вредных привычек достаточно было одновременного, хотя самого энергичного, усилия над собой, тогда нетрудно было бы от нее избавиться. Разве не бывает случаев, что человек готов дать отрезать себе руку или ногу, если бы вместе с тем отрезали и вредную привычку, отравляющую его жизнь»[35, С.274]. Отправным пунктом здесь является навык, который хорошо просматривается в учении. Не нужно думать, сколько будет дважды два. Мы сразу даем правильный ответ, потому что повторяли это действие много раз, превратив его в условный рефлекс. Так же обстоит дело и в воспитании. Многократное повторение действия, поступка постепенно преобразует их в навык. В период обучения необходимо постоянно ставить студентов в ситуацию повторения действий по самообразованию и тем самым формируем у них навыки данной деятельности и становится привычкой. «Если бы человек не имел способности к навыку, - отмечал Ушинский, - то не мог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии, задерживаемый беспрестанно бесчисленными трудностями, которые можно преодолеть только навыком, освободив ум и волю для новых работ и для новых побед» [35, С.277]. «Привычка - тот же навык, но только на более высокой ступени автоматизма. Если воспитателю удалось отобрать все необходимые действия, которые надо сделать привычными, если он мастер формировать полезные привычки, дело его обеспечено» - писала Н.Д.Виноградова [7, С.92]. В связи с этим учитель ОБЖ может определить в соответствии с программой обучения необходимые действия учащихся, которые необходимо перевести в привычные. Например, физическая подготовка. Привычка, заключает Ушинский, есть «основание воспитательной силы». Аналогичным образом рассматривал роль привычки в воспитании и А.С.Макаренко: «Сколько бы вы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но если вы не воспитаете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали. Одним словом, я требую, чтобы детская жизнь была организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек» [18, С.284]. Таким образом, учебная деятельность учащихся на занятиях по ОБЖ должна быть организована как опыт, воспитывающий определенную группу привычек. Что необходимо делать, чтобы у допризывников воспитать дисциплинированность и ответственность, строго выполняли приказы, умели сами приказывать, были исполнительными, обязательными, умели уступать друг другу, нейтрализовали «вожаков». Все попытки решать проблему в лоб – беседами и уговорами – терпят неудачу. Прежний опыт школьной жизни сформировал привычку игнорировать требованиям учителей: не выполнение домашнего задания, отказ от порученного дела, грубость, не соблюдение режима дня и т.п. В период сборов выработка привычки подчинения успешно осуществляется через организацию жизни в коллективе. Сам коллектив делится на роты, рота на взводы. Во главе каждого подразделения стоит командир. Командиров назначает педагог из числа авторитетных ребят. Поскольку командиры проводят волю подразделения, которая является и волей педагогов, поскольку те не стоят над подразделением, а проводят свою линию, значась рядовыми членами данного подразделения, процесс дисциплинирования значительно ускоряется. Так постепенно начинают проявляться признаки полезных привычек: чувство ответственности, аккуратность, умение приказать и подчиниться, доложить об исполнении задания. Создать возможность поручать лидерские обязанности всем допризывникам, т.е. формировать у них умения, навыки, привычки деятельности, которая объективно вынуждала становиться примером для других. В этом случае создается ситуация быть подчиненным и командиром и эта зависимость исключает такое нежелательное явление как дедовщина, стремление подмять более слабых. Такая организация создает очень нужные привычки. Никто не считает себя «второсортным», каждый готов взяться за любое поручение и выполнить его, у всех развивается чувство собственного достоинства, каждый ощущает себя хозяином общего дела. Привычка гуманных отношений формируется путем специальной организации дружбы старших и младших: в школе старшие ребята помогают учителям младших классов по подготовке их к таким мероприятиям как смотр строя и песни, традиционно посвященный Дню Защитника Отечества. Таким образом, мы считаем, что один из возможных вариантов подготовки учащихся к выполнению своего священного долга – служба в Вооруженных Силах – может заключаться в формировании у них привычек быть дисциплинированным и ответственным. . Воспитание дисциплинированности и ответственности у будущего защитника Отечества Важнейшей составной частью воспитания является нравственное воспитание. Мораль или нравственность – совокупность исторически сложившихся норм, регулирующих поведение человека в обществе. Мораль изменяется с изменением общественных условий. В историческом развитии человечества не было и не могло быть вечной незыблемой морали. Мораль всегда отражала идеологию государственной власти. Мораль включает в себя воспитание идейности, сознательности, правдивости и честности, дисциплинированности и ответственности. В школьном возрасте ребенок овладевает знаниями, умениями, навыками. В это время закладывается основа его мировоззрения, формируется его воля и характер, представляющие из себя хребет моральных качеств человека. Нравственные чувствования и представления в школьном возрасте требуют внимательного и заботливого руководства со стороны воспитателя. Воспитание морали – повседневная задача школы. Главным средством нравственного воспитания является убеждение, разъяснение ученику тех качеств характера, тех черт мировоззрения, которые востребованы обществом, которые имеют общечеловеческие ценности. Убеждение и разъяснение – основной путь воспитательной работы по установлению в обществе норм морали. Словарь русского языка предлагает такое понимание основных категорий: «Сознательность: Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности» [22, С.646]. «Ответственность[22, С.401]) – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них». «Ответственный ([22, С.401] – облеченный правами и обязанностями в осуществлении какой-нибудь деятельности, в руководстве делами. 2. О человеке: с высоко развитым чувством долга, ревниво относящийся к своим обязанностям». «Долг – то же, что обязанность» [22, С. 148]. «Обязанность [22, С.378] - определенный круг действий, возложенных на кого-нибудь, и безусловных для выполнения». В Философском словаре ответственность трактуется как [36, С.469] - философско-социологическое понятие, отражающее характер взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. В зависимости от субъекта ответственности действий выделяется индивидуальная, групповая, коллективная ответственность. У индивида ответственность формируется как результат тех внешних требований, которые к нему предъявляет общество, класс, данный коллектив. Воспринятые индивидом, они становятся внутренней основой мотивации его ответственного поведения, регулятором которого служит совесть. Формирование личности предполагает воспитание у нее чувства ответственности, которая становится ее свойством. Ответственность рассматривается в неразрывной связи с дисциплиной и организованностью. Нормы дисциплины сформулированы в Конституции РФ. Нормы воинской дисциплины – в Уставе ВС. Дисциплина – один из составляющих элементов общественной морали. Она заключается в выполнении человеком установленных в обществе норм и отношений к труду, к собственности, к другим людям, к личному и общественному долгу. Дисциплина нужна в каждом обществе, всюду, где люди объединяются для совместной деятельности, для выполнения какого- либо дела. Самый процесс коллективного труда предполагает выполнение определенных требований, авторитета и подчинения. С одной стороны, известный авторитет, каким бы образом он ни был создан, а с другой стороны, известное подчинение – независимо от какой бы то ни было общественной организации, обязательны для нас в силу материальных условий. Соблюдение сознательной дисциплины, основанной на доверии, организованности и взаимопомощи, на самостоятельности и инициативе является необходимым условием существования общества в целом и конкретной организации и общеобразовательного учреждения, в частности. Воспитание сознательной дисциплины является важнейшей задачей отечественной школы. Без сознательной дисциплины учащихся не может быть осуществлено воспитание подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Словарь русского языка С.И.Ожегова так трактует понятие дисциплина как «обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилам» [22 С.143]. Дисциплинированность рассматривается как «привычка к дисциплине, организованность» [22, С. 143]. Дисциплина – одно из необходимых условий обучения. Без дисциплины, без создания известных внешних условий нельзя правильно построить учебный процесс. Подобно тому, как подчинение музыкантов оркестра авторитету дирижера – необходимая предпосылка успеха концерта, так и подчинение учащихся установленным школьным правилам, авторитету учителя и воле коллектива является совершенно обязательным условием для организации учебно-познавательной деятельности в школе. С другой стороны, без воспитания дисциплинированности школа не может разрешить своих воспитательных, образовательных и общественных задач. Дисциплина как подчинение установленному порядку, правилам и дисциплинированность как привычка к дисциплине сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Дисциплинированность как качество личности формируется, развивается и совершенствуется у каждого человека на протяжении всей его жизни, в процессе выработки привычки соблюдения им тех или иных установленных порядков и правил. Дисциплинированность предполагает сформированность целого ряда других качеств личности, как ответственность, самостоятельность, добросовестность, порядочность. В тоже время в процессе целенаправленной деятельности по воспитания дисциплинированности мы оказываем воздействие как непосредственно, так и опосредованно на формирование всего комплекса качеств личности. Не сформированность дисциплинированности у школьника сказывается в последствии для него часто трагическими последствиями. Так, молодые солдаты, не осознавая меры ответственности за соблюдение элементарных норм дисциплины, не владея навыками сознательной дисциплинированности могут покидать вверенные им объекты для охраны при возникновении естественных трудностей. Для Российской Армии подготовка дисциплинированных, сознательных и ответственных будущих защитников становится не просто важной задачей, а самой актуальной проблемой. Проблема дисциплины является чрезвычайно актуальной главным образом по причине ее нерешенности. Требуются либо новые условия для использования накопленного научно-педагогического знания, либо изменение самих знаний о дисциплине. Исходным для определения понятия «дисциплина» является более широкое понятие «поведение». Поведение – это активное взаимодействие человека с окружающим миром, опосредованное внешними и внутренними факторами. Для педагога поведение – это совокупность поступков человека в единстве с их внутренней обусловленностью, т.е. мотивацией. В широком смысле поведение есть способ существования человека, способного реагировать на внешнее воздействие и внутреннее состояние. На поведение каждого из нас влияет много факторов. Это, прежде всего, биологические: физическая конституция, состояние нервной системы и здоровья. К психологическим факторам относятся задатки, способности, интересы, эмоциональное состояние, направленность личности. Факторы педагогического характера включают в себя способы обучения и оценки успеваемости учащегося, отношение к отдельным предметам, учебную и другую нагрузку, дополнительные обязанности в школе и дома, нормы устава учебного заведения, характер взаимодействия учащихся класса, поведение педагога, свободное время школьника. Кроме этих факторов действует и внешняя среда: семья и родители, величина города (села), традиции и обычаи жизни местного населения, скорость экономических и социальных преобразований, средства массовой информации. Знание этих условий помогает интерпретировать поведение учащихся. Ознакомившись с такой характеристикой поведения, можно сделать вывод, что поведение – это простое приспособление человека к условиям |
|
|||||||||||||||||||||||||||||
|
Рефераты бесплатно, реферат бесплатно, сочинения, курсовые работы, реферат, доклады, рефераты, рефераты скачать, рефераты на тему, курсовые, дипломы, научные работы и многое другое. |
||
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна. |